Утверждаю
Заместитель Министра
автомобильного
транспорта РСФСР
А.С.ПАНТЕЛЕЕВ
11 марта 1986 года
Введен впервые
РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ СЛУЖЕБНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ
И РАЗБОРА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ
РД-200-РСФСР-12-0071-86-15
Разработан Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного
транспорта совместно с Управлением Главного ревизора по безопасности движения Минавтотранса РСФСР.
Настоящий руководящий документ разработан
на основе Приказа Министра автомобильного транспорта от 05.08.75 N 13.
Регламентирует основные задачи, порядок и сроки проведения служебного
расследования дорожно-транспортного происшествия.
Работа выполнена в соответствии с
Комплексным планом важнейших научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работ на 1985 г., утвержденным протоколом заседания Коллегии Минавтотранса РСФСР от 20.12.84, а также Планом работ по
стандартизации и метрологии Минавтотранса РСФСР на
1985 год.
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет
порядок служебного расследования обстоятельств дорожно-транспортных
происшествий и разбора их в предприятиях, организациях и учреждениях Минавтотранса РСФСР.
1.2. Целью служебного расследования
является установление обстоятельств, условий и причин возникновения
дорожно-транспортных происшествий, выявление нарушений установленных норм и
правил, регламентирующих безопасность дорожного движения, а также разработка
мероприятий по устранению причин происшествий.
1.3. Служебному расследованию подлежат
все без исключения дорожно-транспортные происшествия с участием подвижного
состава Минавтотранса РСФСР.
1.4. Служебное расследование, как
правило, должно производиться во взаимодействии с органами дознания, следствия,
ГАИ и организациями, несущими ответственность за состояние автомобильной
(железной) дороги, речных переправ и других сооружений, а в некоторых случаях в
установленном порядке с техническими инспекторами профсоюза.
1.5. Должностные лица, прибывшие на место
происшествия раньше органов ГАИ, должны принять меры к оказанию помощи
пострадавшим, доставке их в ближайшее медицинское учреждение, к охране места
происшествия, транспортного средства и груза. Принять меры к предотвращению
"вторичных" происшествий <*> и выявлению свидетелей
происшествия.
--------------------------------
<*> Под "вторичным"
происшествием понимается происшествие, причины которого связаны с изменениями
на дороге в результате данного ДТП.
Если невозможно движение других
транспортных средств, необходимо освободить проезжую часть, предварительно
зафиксировав положение транспортных средств и относящихся к происшествию
предметов и следов.
2. Порядок и сроки
проведения служебного
расследования дорожно-транспортных происшествий.
Основные вопросы, подлежащие выяснению
2.1. Служебное расследование проводится:
2.1.1. Руководителем транспортного
предприятия - всех дорожно-транспортных происшествий, происшедших с
принадлежащими предприятию транспортными средствами в срок до 5 суток.
2.1.2. Руководителем территориального
объединения - дорожно-транспортных происшествий, повлекших причинение телесных
повреждений пяти и более человекам или гибели двух и более человек, а также
случаев совершения происшествий водителями в нетрезвом состоянии или на
железнодорожных переездах независимо от наличия пострадавших - в срок до 7
суток.
2.1.3. Руководителем республиканского
объединения - дорожно-транспортных происшествий (катастроф), повлекших
причинение телесных повреждений группе людей (из 8 и более человек) или гибель
группы людей (из 4 и более человек) - в течение 7 суток.
2.1.4. Министром или лицом, им на то
уполномоченным, - дорожно-транспортных происшествий с особо тяжкими
последствиями.
Срок проведения служебного расследования
для предприятий в особых случаях может быть продлен по разрешению начальника
Управления главного ревизора по безопасности движения.
2.2. Руководитель, возглавляющий
служебное расследование, для его проведения создает комиссию, привлекая к работе
в ней необходимых должностных лиц.
2.3. Если возникновение происшествия
связано с неудовлетворительным состоянием дороги или несоответствием ее
обустройства требованиям действующих нормативных документов, для участия в
служебном расследовании приглашаются представители дорожных, коммунальных и
других организаций, в ведении которых находятся участки дорог, на которых
произошло дорожно-транспортное происшествие.
2.4. Должностные лица, производящие
служебное расследование должны:
осмотреть место происшествия и
поврежденные транспортные средства; зафиксировать (при необходимости
сфотографировать) общий вид места происшествия, положение транспортных средств,
участвовавших в происшествии, следы торможения или качения автомобиля, а также
предметы, которые могли повлиять на возникновение происшествия;
уточнить необходимые данные у водителей и
других лиц, объяснения которых могут иметь значение для выяснения обстоятельств происшествия.
С разрешения работников органов дознания
или следствия необходимо:
ознакомиться с протоколами осмотра места
происшествия, осмотра транспорта и схемой дорожно-транспортного происшествия и
снять с них копии;
осмотреть документы, в частности,
удостоверение на право управления транспортным средством, талон технического
паспорта, путевой или маршрутный лист, товарно-транспортные документы на
перевозимый груз.
Установить:
дату и точное время (местное)
происшествия;
место происшествия: в городе - улица,
район; на дороге - категорию дороги и в случаях, когда происшествие связано с
неудовлетворительными дорожными условиями, - принадлежность и наименование
организации, эксплуатирующей дорогу;
модель и номерной знак транспортных
средств;
число погибших и раненых (в том числе
водителей, пассажиров, пешеходов);
техническое состояние транспортного
средства;
характер и степень повреждения
транспортного средства и перевозимого груза;
кто управлял транспортным средством -
фамилия, имя, отчество, класс, год присвоения квалификации, стаж работы (общий
водительский стаж, стаж в данном предприятии, на данном транспортном средстве;
по возможности те же сведения о других водителях - участниках происшествия);
состояние водителя - здоров,
трезв, утомлен (только по заключению врача);
на каком часу работы водителя произошло
происшествие;
цель поездки (по наряду); вид перевозок -
международные, междугородные, городские, пригородные. По назначению ли
использовалось транспортное средство, нет ли отклонений от маршрута;
вид дорожно-транспортного происшествия;
погодные условия (дождь, снег, туман и
т.д.);
условия видимости (на каком расстоянии
просматривается дорога, освещенность: темное, светлое время суток, сумерки);
дорожные условия (вид покрытия, состояние
проезжей части, подъем, кривая, наличие дорожных знаков и сигналов);
очевидные причины происшествия.
Выяснить:
обстоятельства происшествия;
все нарушения, повлекшие за собой
происшествие или способствующие его возникновению;
в отношении водителя, находившегося во
время происшествия в нетрезвом состоянии, кроме того, необходимо выяснить: при
каких обстоятельствах он оказался за рулем в нетрезвом состоянии, явился ли
водитель пьяным на работу или употреблял спиртные напитки на работе; кто из
должностных лиц проверял его состояние перед выездом на линию; исключает ли
система допуска водителей к управлению автомобилями в автотранспортном
предприятии возможность выезда в рейс в нетрезвом состоянии; не связано ли
употребление спиртных напитков с использованием автомобиля в личных целях.
Выявить:
лиц, в результате нарушений которыми
требований, правил, инструкций, приказов, возникло происшествие, и конкретные
нарушения каждого из них.
Оценить:
действия водителя и их соответствие
Правилам дорожного движения;
дорожные условия и их возможное влияние
на возникновение происшествия;
имеется ли связь между причинами
возникновения происшествия и упущениями в работе по обеспечению безопасности
движения службами предприятия, для чего необходимо проверить:
надежен ли контроль за
работой водителей на линии и контроль за правильным оформлением путевых листов
и товарно-транспортных документов, исключающий самовольное использование
транспорта (отмечается ли время выезда и возвращения в гараж, показания
спидометра и т.д.);
принимает ли служба эксплуатации
автотранспортного предприятия меры по пресечению нарушений порядка оформления
путевых листов и товарно-транспортных документов;
принимаются ли меры к установлению места
нахождения водителей, не прибывших своевременно в гараж;
режим работы и отдыха водителя
транспортного средства в предшествующий происшествию период;
имелись ли до этого у водителя случаи
дорожно-транспортных происшествий и нарушений трудовой и транспортной
дисциплины, и каким взысканиям он подвергался;
как организовано в предприятии обучение водителей по повышению их профессионального
мастерства;
какие меры принимаются к водителям,
нарушившим Правила дорожного движения, нормативные документы (перегруз
автомобиля, перевозка пассажиров грузовыми автомобилями);
обследовались ли дорожные условия на
маршрутах работы автомобилей данного предприятия и принимались ли меры по
устранению выявленных недостатков;
проверялось ли нормирование скоростей
движения на маршрутах;
выполнялись ли правила перевозки людей на
грузовых автомобилях;
техническое состояние автомобиля перед
выездом в рейс, кто осуществлял технический контроль и инструктаж водителей,
когда и кем производилось техническое обслуживание автомобиля последний раз,
какие дефекты были обнаружены и были ли заявки со стороны водителя данного
автомобиля на устранение каких-либо дефектов, как эти дефекты были устранены;
как в предприятии организовано
техническое обслуживание и ремонт автомобилей; соблюдается ли периодичность
технического обслуживания автомобилей;
как работает в предприятии комиссия
общественного контроля за безопасностью движения;
соблюдение порядка стажировки водителей.
3. Составление акта
служебного расследования
дорожно-транспортного происшествия
Акт, как правило, должен состоять из пяти
основных разделов:
В первом разделе
указывается состав комиссии, проводящей служебное расследование, марки, модели
и номера транспортных средств, участвовавших в происшествии, их принадлежность;
вид перевозок; фамилия, инициалы водителей, место происшествия, последствия, обстоятельства
происшествия.
Второй раздел акта "Сведения о
дорожных условиях" должен содержать данные о ширине дороги, обочин,
покрытии дороги и его состоянии в момент совершения дорожно-транспортного
происшествия, условия видимости, наличие дефектов в обустройстве дороги и
несоответствие дорожных элементов требованиям СНиПа (если таковое имеется),
наличие дорожных знаков и т.д.
В третьем разделе
"Сведения о водителе" указывается возраст водителя, классность,
разрешающие отметки, стаж работы водителем в данном предприятии, какое время
работает на данной марке транспортного средства, когда проходил переподготовку,
состояние здоровья в момент совершения происшествия, проходил ли перед выездом
медосмотр, на каком часу работы произошло происшествие, были ли ранее у него
взыскания администрации и ГАИ (если были - за что), участвовал ли ранее в дорожно-транспортных происшествиях и т.д.
В четвертом разделе "Сведения о
транспортном(ых)
средстве(ах)" отражаются сведения о техническом состоянии транспортного
средства, участвовавшего в ДТП, в частности: его тип, марка, модель, год
выпуска, пробег общий и после ТО с указанием даты его проведения, своевременно
ли выполнялись заявочные ремонты и т.д. Сведения о другом транспортном средстве(ах), участвовавших в ДТП.
В пятом разделе "Заключение"
или "Выводы" указываются причины происшествия
по мнению комиссии и предлагаются меры по устранению недостатков, выявленных в
результате проверки. Возбуждено ли уголовное дело.
Дата проведения разбора, количество и
категория работников, присутствовавших на разборе.
К акту прилагаются:
копия протокола осмотра места
дорожно-транспортного происшествия и осмотра транспорта;
копия схемы дорожно-транспортного
происшествия;
объяснения водителей и должностных лиц
предприятия, организации, имеющих отношение к возникновению происшествия;
справка о состоянии профилактической
работы в предприятии, в которой указываются недостатки, обнаруженные в
результате проверки предприятия комиссией, и оценивается их связь с
возникновением дорожно-транспортного происшествия;
приказы по предприятию, территориальному
объединению, организации с выводами и конкретными мероприятиями по
предупреждению дорожно-транспортных происшествий; дисциплинарными воздействиями
в отношении должностных лиц, допустивших нарушения;
список погибших и пострадавших с
указанием: фамилии, инициалов, года рождения, пола, диагноза (по заключению
врача) и других данных.
Акт служебного расследования направляется
в организации, проводящие или участвующие в проведении служебного
расследования, и в вышестоящие организации по подчиненности;
в территориальное объединение - по всем
происшествиям с пострадавшими;
в республиканское объединение и
Управление Главного ревизора по безопасности движения - с тремя и более
погибшими или пятью и более ранеными.
При необходимости акт служебного
расследования происшествия представляется органам следствия.
4. Разбор
дорожно-транспортных происшествий
в предприятии, территориальном объединении
4.1. Руководитель предприятия должен
обеспечить контроль за доведением до сведения каждого водителя и других
работников предприятия причин и обстоятельств происшествия.
Руководитель предприятия в 5-суточный
срок должен лично провести разбор всех происшествий с участием водителей
предприятия, в которых есть пострадавшие или материальный ущерб не менее 450
руб., за исключением случаев, в которых водители предприятия явно невиновны.
4.2. Руководитель территориального
объединения по каждому происшествию, при котором погибло два или пострадало
пять и более человек, проводит разбор с аппаратом объединения в 7-дневный срок,
а также с руководителями подведомственных предприятий на ближайшем совещании.