МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ СССР
ПИСЬМО
от 4 апреля 1986 г. N 23-М
О РАБОТЕ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА
НА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА
Одной из важнейших задач реформы
общеобразовательной и профессиональной школы является переход на обучение детей
с шестилетнего возраста. Особое внимание при осуществлении перехода следует
обратить на организацию работы малокомплектной сельской школы. С приходом
шестилеток в малокомплектной школе образуется два первых класса: с началом
обучения в шесть лет и началом обучения в семь лет, учащиеся которых должны
обучаться по разным программам и учебникам. Наиболее распространенным типом
малокомплектной начальной школы будет школа с 10 и более учащимися.
При наличии в
малокомплектной школе четырех начальных классов с общим количеством 10 и более
человек, согласно Приказу Министерства просвещения СССР от 02.11.84 N 122
"О порядке расчета штатов и оплаты труда учителей I - IV классов в
малокомплектных общеобразовательных школах", учащиеся объединяются в два
класса-комплекта, с каждым из которых занимаются разные учителя. В этом случае возможны различные варианты комплектования. Наиболее
целесообразным, по мнению учителей, является вариант, когда первый класс
шестилеток выделяется из комплекта и учитель работает по программе
четырехлетней начальной школы. Второй учитель работает по программе трехлетней
школы с первым классом семилеток, вторым и третьим классами, объединенными в
класс-комплект. Возможны и другие варианты комплектования: а) первый класс
(шестилеток) и второй класс составляют один комплект, учитель работает в первом
классе по программе четырехлетней школы и во втором классе по программе
трехлетней школы. Во второй комплект объединяются первый класс (семилеток) и
третий класс, учитель работает по программам трехлетней начальной школы; б)
первый класс (шестилеток) и третий класс - один комплект; первый класс
(семилеток) и второй класс - второй комплект.
Наибольшую трудность представляет работа
в малокомплектной начальной школе, в составе которой менее 10 человек. В этом
случае работает один учитель, который должен обучать шестилеток по программе
первого класса четырехлетней начальной школы, а первый класс семилеток, второй
и третий классы - по программе трехлетней школы. Поскольку учителю практически
невозможно обучать два первых класса по разным программам, органам народного
образования на местах нужно очень внимательно рассмотреть положение в каждом
конкретном случае для принятия оптимального решения. Возможно
было бы учителю обучать два первых класса (шестилеток и семилеток) по одной
программе, но, чтобы принять такое решение, местным органам народного
образования необходимо иметь сведения о каждом конкретном ребенке: если
шестилетние дети (их, как правило, 1 - 3 человека) поступают в первый класс в
возрасте старше шести лет (семь лет исполняется в октябре - декабре),
достаточно развиты, не имеют медицинских противопоказаний, возможно их обучение
вместе с детьми семилетнего возраста по программе трехлетней начальной школы. В
отдельных случаях, если семилетние дети (а их также 1 - 3 человека) поступают в
школу в возрасте, близком к семи, а не к восьми годам, возможно
обучать их вместе с шестилетними детьми по программе первого класса
четырехлетней школы. Принятие такого решения должно быть обязательно
согласовано с родителями.
Поскольку продолжительность уроков в
классах шестилеток и других классах, составляющих комплект, разная, возможно
рекомендовать проводить 6 уроков по 30 минут вместо 4 уроков по 45 минут с тем,
чтобы общая продолжительность работы учителя, включая перемены, не превышала
четырех астрономических часов.
Органам народного образования необходимо
обратить внимание на обеспеченность кадрами малокомплектных школ из расчета,
определенного Приказом Министерства просвещения СССР от 02.11.84 N 122.
В целях нормализации работы
малокомплектной школы целесообразно в первый же год перехода охватить обучением
всех детей шестилетнего возраста, проживающих в этой местности, тогда через три
года все начальные классы будут обучаться только по программе четырехлетней
начальной школы.
Министерство просвещения СССР рекомендует
органам народного образования не принимать единого решения, а руководствоваться
положением дел в каждой конкретной школе.
Заместитель Министра
Ф.Г.ПАНАЧИН