ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РСФСР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 апреля 1986 г. N 1
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ РСФСР
ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРАВОСУДИЯ В СВЕТЕ РЕШЕНИЙ
XXVII СЪЕЗДА КПСС
Заслушав и обсудив
доклад Председателя Верховного Суда РСФСР т. Мальшакова
Н.П. о совершенствовании деятельности судов РСФСР по осуществлению правосудия в
свете решений XXVII съезда КПСС, Пленум полностью одобряет и принимает к
руководству и неуклонному исполнению принципиальные требования партии о
решительном повышении уровня работы судов, их роли и ответственности за
претворение в жизнь стратегического курса на ускорение социально-экономического
развития страны путем более
полного использования силы советских законов в борьбе с преступностью и другими
правонарушениями, строжайшего соблюдения демократических принципов правосудия,
дальнейшего усиления охраны социалистической собственности, интересов
государства, прав и законных интересов советских граждан.
Оценивая работу судов за истекшее
пятилетие, Пленум отмечает, что несколько активизировалась их деятельность по
укреплению правопорядка и законности в Республике. Большинство уголовных и
гражданских дел рассмотрено своевременно и в строгом соответствии с материальным
и процессуальным законодательством. Больше стало уделяться внимания возмещению
материального ущерба, причиненного преступлением, выявлению причин и условий,
способствовавших совершению преступлений и других правонарушений.
Вместе с тем в работе судов имеются еще
серьезные недостатки. При рассмотрении уголовных дел суды не всегда принимают
предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного
исследования обстоятельств дела. Имеются факты необоснованного осуждения,
неправильной квалификации преступных действий и нарушения требований закона о
строго индивидуальном подходе к назначению наказания.
По делам о хищениях, взяточничестве,
частнопредпринимательской деятельности, спекуляции и других корыстных
преступлениях не всегда выявляются с исчерпывающей полнотой причины и условия,
способствовавшие преступлениям, и все лица, в той или иной мере причастные к
преступлениям, не вскрываются конкретные недостатки и упущения в организации
производства, учете материальных ценностей, работе контрольно-ревизионного
аппарата.
Работа судов, связанная с разрешением
<...> в полной мере отвечает задачам по выполнению Продовольственной
программы СССР. Сталкиваясь при рассмотрении конкретных дел с
бесхозяйственностью при уборке, транспортировке, хранении и переработке
сельскохозяйственной продукции, с преступно-небрежным использованием и
хранением сельскохозяйственной техники, суды не всегда остро ставят вопрос об
ответственности виновных в этом лиц.
Не по всем делам
принимаются предусмотренные законом меры к полному возмещению материального
ущерба, причиненного государственным и общественным организациям в результате
преступления; остаются без должного реагирования факты невыполнения органами
дознания и предварительного следствия норм процессуального законодательства по
обеспечению возмещения материального ущерба, а также случаи несвоевременного
принятия ими мер обеспечения гражданского иска и конфискации имущества; нередко допускается необоснованное оставление гражданских исков в
уголовном деле без рассмотрения.
В практике рассмотрения дел о
преступлениях против личности не используется еще в полной мере вся сила
действующих законов в борьбе с посягательствами на жизнь и здоровье, честь и
достоинство советских граждан, их покой и неприкосновенность.
Нуждается в решительном улучшении
качество работы судов по разрешению гражданских дел, в частности по спорам,
вытекающим из трудовых, жилищных, брачно-семейных отношений и связанных с
открытиями, изобретениями, рационализаторскими предложениями.
По этим и другим категориям гражданских
дел не всегда обеспечивается надлежащая подготовка их к судебному
разбирательству, тщательное исследование доказательств при
судебном рассмотрении.
Не реализуются с должной эффективностью
имеющиеся у судов возможности для усиления воспитательного и предупредительного
воздействия судебных процессов и выносимых решений.
В целях дальнейшего совершенствования
деятельности судов Российской Федерации по осуществлению правосудия в свете
решений XXVII съезда КПСС Пленум Верховного Суда РСФСР
постановляет:
1. Рекомендовать судам Республики принять
все необходимые меры к повышению уровня осуществления правосудия, коренному
улучшению качества работы. Всей своей деятельностью суды
должны способствовать выполнению поставленных задач по ускорению социально-экономического
развития страны, проведению в жизнь принципов социальной справедливости,
действенному контролю за мерой труда и потребления, воспитанию у советских
людей высокой гражданственности, сознательного отношения к труду, общественному
достоянию, заботливого отношения к интересам общества и государства,
непримиримости к любому нарушению социалистической законности.
2. Во исполнение этих задач судам
необходимо постоянно совершенствовать свою практическую деятельность,
основываясь на строгом и неуклонном соблюдении требований материального,
процессуального законодательства и демократических принципов правосудия. Каждый
факт необоснованного осуждения расценивать как грубейшее нарушение
социалистической законности и привлекать виновных в этом лиц к строгой
ответственности.
Правильное и своевременное рассмотрение
уголовных и гражданских дел, высокая культура судопроизводства, широкая
гласность выносимых приговоров и решений являются важнейшими условиями
повышения воспитательной роли правосудия.
3. Обратить внимание, что важнейшей
задачей судопроизводства является усиление борьбы за сохранность
социалистической собственности. В связи с этим судам необходимо повысить
уровень и качество работы по рассмотрению дел о хищениях государственного и
общественного имущества, а также корыстных злоупотреблениях служебным
положением, взяточничестве и других должностных и хозяйственных преступлениях.
При решении вопроса о наказании лиц,
виновных в совершении корыстных преступлений, последовательно проводить в жизнь
положения закона о строгой ответственности организаторов и активных участников
этих преступлений и назначать в предусмотренных законом случаях дополнительные
меры наказания в виде конфискации имущества и лишения права занимать
определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Важной задачей судов является принятие
исчерпывающих мер к полному возмещению ущерба, причиненного этими
преступлениями, недопущение необоснованного оставления гражданского иска в
уголовном деле без рассмотрения, а также неосновательного исключения имущества
из описи по искам заинтересованных в этом лиц.
Судам следует с большей требовательностью
и принципиальностью относиться к фактам некачественного проведения по этим
категориям дел предварительного следствия, острее реагировать на каждый случай
невыполнения следственными органами требований уголовно-процессуального
законодательства по выявлению причин и условий, способствовавших преступлениям,
обеспечению возмещения материального ущерба и возможной конфискации имущества.
В соответствии с
требованиями ст. 21 УПК РСФСР суды обязаны по каждому делу выявлять причины и
условия, способствовавшие совершению преступлений, в том числе хищениям,
взяточничеству, другим должностным и хозяйственным преступлениям, и при наличии
к тому оснований выносить частные определения, обращая внимание на
установленные по делу данные о запущенности учета, ненадлежащем хранении материальных
ценностей, плохой работе контрольно-ревизионной службы.
Необходимо значительно улучшить качество
частных определений и осуществлять более строгий и действенный контроль за принятием по ним мер соответствующими
должностными лицами.
В целях повышения предупредительного и
воспитательного воздействия судебных процессов и усиления роли трудовых
коллективов в борьбе с хищениями, взяточничеством и другими корыстными
преступлениями практиковать рассмотрение таких дел на предприятиях, в
организациях, колхозах и совхозах, по месту жительства правонарушителей с
широким привлечением представителей общественности к участию в разбирательстве
дел.
4. Вся деятельность судов, связанная с
разрешением дел о преступлениях и иных правонарушениях в агропромышленном
комплексе, должна способствовать выполнению Продовольственной программы СССР.
Принимая
предусмотренные законом меры к усилению борьбы с любыми посягательствами на
государственную и кооперативную собственность в отраслях агропрома, судам
необходимо реагировать на каждый случай потери готовой сельскохозяйственной
продукции при уборке урожая, транспортировке, хранении и переработке,
преступно-небрежного использования и хранения сельскохозяйственной техники;
принимать меры к полному возмещению причиненного ущерба, обращая особое
внимание на возможность его возмещения в натуре.
При рассмотрении
гражданских дел о возмещении ущерба, причиненного сельскохозяйственным
предприятиям и организациям, а также споров, вызванных ненадлежащим исполнением
договоров, заключенных колхозами с заготовительными и обслуживающими
предприятиями и организациями, судам необходимо обеспечивать защиту прав
колхозов, совхозов и других предприятий и организаций агропромышленного
комплекса, пресекать случаи бесхозяйственного отношения к расходованию и
сохранности сельскохозяйственной продукции, использованию техники,
разбазаривания пахотных земель, пастбищ, иных нарушений правил землепользования колхозов и совхозов, отвлечения средств
колхозов на цели, не связанные с сельскохозяйственным производством. По каждому
делу выяснять причины неисполнения договорных обязательств или планового
задания и применять к виновной стороне предусмотренные законом или договором
меры имущественной ответственности (штраф, пеня).
Устанавливая факты ненадлежащего учета, хранения,
использования материальных ценностей, расточительства и бесхозяйственности,
неправильного подбора и расстановки кадров на материально ответственные
должности, судам следует частными определениями обращать на них внимание
руководителей соответствующих органов и осуществлять строгий контроль
за принятием мер по устранению вскрытых недостатков.
5. Исходя из требований
XXVII съезда КПСС о коренном улучшении качества продукции и всей работы, суды
должны уделять особое внимание правильному применению законодательства об
ответственности за выпуск недоброкачественной, нестандартной или некомплектной
продукции либо выпуск таких товаров в продажу и реагировать на выявленные по
делам данные о неорганизованности, бесхозяйственности и нарушениях дисциплины,
повлекших брак в работе.
Если выпуск продукции ненадлежащего
качества имел место вследствие использования недоброкачественного,
нестандартного сырья, материалов или комплектующих изделий, выпущенных и
поставленных другими промышленными предприятиями, судам в соответствии с
требованиями ст. 256 УПК РСФСР следует решать вопрос о возбуждении уголовного
дела в отношении должностных лиц и этих предприятий.
6. С учетом требований
партии по всемерной охране окружающей среды и рациональному использованию
природных ресурсов судам необходимо совершенствовать свою деятельность по
применению природоохранительного законодательства, правильно и своевременно
рассматривать уголовные и гражданские дела, строго соблюдать принцип
неотвратимости наказания всех лиц, виновных в нарушении указанного
законодательства, не допускать неосновательного их освобождения от возмещения
ущерба или снижения размера сумм, подлежащих взысканию.
При рассмотрении дел этой категории судам
следует принимать меры к выявлению недостатков в деятельности органов охраны
природы. На установленные факты бездействия и попустительства с их стороны
нарушителям указанного законодательства судам надлежит обращать внимание
соответствующих государственных органов и должностных лиц, а при наличии
оснований возбуждать уголовное дело.
7. Важной задачей судов является
повышение качества рассмотрения дел о преступлениях против жизни, здоровья,
чести и достоинства советских граждан.
По делам этой
категории судам следует принимать все предусмотренные законом меры к всестороннему,
полному и объективному исследованию обстоятельств совершенного преступления при
строгом соблюдении регламентированных процессуальным законодательством прав и
обязанностей участников процесса; обеспечить правильную практику назначения
наказаний за указанные преступления; не оставлять без реагирования случаи
непринятия соответствующими должностными лицами и общественными организациями
своевременных и надлежащих мер по предупреждению этих преступлений.
В целях повышения
активности участия населения в охране общественного порядка судам необходимо не
только обращать внимание общественных организаций и трудовых коллективов на
неправильное поведение отдельных лиц, но и доводить до сведения
соответствующего предприятия, учреждения или организации о проявленных
гражданином высокой сознательности, мужестве при выполнении общественного долга
по пресечению или раскрытию преступлений, принимать другие меры к широкой
общественной огласке таких примеров.
8. Суды обязаны еще более активно
проводить работу по борьбе с пьянством, алкоголизмом, а также с наркоманией,
используя при этом всю силу закона и общественного мнения.
При установлении по конкретным судебным
делам фактов невыполнения хозяйственными и другими руководителями возложенных
на них обязанностей по борьбе с пьянством, а также случаев потворства пьяницам и употреблению спиртных напитков на производстве
ставить перед соответствующими должностными лицами вопрос о привлечении
виновных к ответственности.
По делам об изготовлении, сбыте, хранении
крепких спиртных напитков домашней выработки выявлять всех причастных к
преступлению лиц для решения вопроса о привлечении их к ответственности,
устанавливать источники приобретения сырья для самогоноварения.
При наличии предусмотренных законом
оснований судам следует в каждом случае обсуждать вопрос об ограничении
дееспособности лиц, злоупотребляющих спиртными напитками и ставящих в связи с
этим свою семью в тяжелое материальное положение, и направлять в
лечебно-трудовые профилактории хронических алкоголиков, уклоняющихся от
добровольного лечения или продолжающих пьянствовать после лечения.
9. В свете поставленных партией задач по
утверждению принципов социальной справедливости и усилению борьбы с нетрудовыми
доходами суды обязаны повысить качество рассмотрения дел о корыстных
преступлениях и использовать всю силу законов и общественного мнения в борьбе с
хищениями, спекуляцией, взяточничеством и другими видами незаконной
деятельности, имеющей целью получение наживы.
Необходимо
сосредоточить внимание на вопросах правильного применения норм закона и
формирования судебной практики при рассмотрении таких категорий дел, как
занятие запрещенными видами индивидуальной трудовой деятельности, самовольное
использование транспортных средств, машин либо механизмов, уклонение от подачи декларации
о доходах, скупка в государственных или кооперативных магазинах хлеба и других
пищевых продуктов для скармливания скоту и птице.
Наряду с этим
следует принять меры к правильному рассмотрению дел о занятии бродяжничеством
или попрошайничеством либо ведении иного паразитического образа жизни, не
оставляя без реагирования случаи несвоевременного выявления органами внутренние
дел лиц, ведущих указанный образ жизни, волокиты с возбуждением уголовных дел,
а также факты неоказания таким лицам помощи в трудовом и бытовом устройстве,
необоснованного отказа в приеме на работу, непринятия мер со стороны администрации и общественности предприятий, учреждений
и организаций к закреплению таких лиц в трудовых коллективах, к организации их
профессионального обучения и проведения воспитательной работы.
10. Судам необходимо
постоянно совершенствовать практику рассмотрения дел о преступлениях
несовершеннолетних, повышать требовательность к качеству предварительного
следствия по этим делам, обращая особое внимание на то, привлечены ли к
ответственности взрослые подстрекатели и организаторы преступлений, установлены
ли мотивы преступных действий подростка, соблюдены ли процессуальные гарантии
прав несовершеннолетнего обвиняемого, выявлены ли причины и условия, способствовавшие
совершению преступления. По делам данной категории надлежит выяснять
условия жизни и воспитания подростка, данные о его личности, обстоятельства,
связанные с выполнением родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по
воспитанию несовершеннолетнего.
Особо тщательно следует подходить к
решению вопроса о назначении меры наказания подростку, учитывая при этом, что в
силу ст. 38 УК РСФСР совершение преступления в несовершеннолетнем возрасте
является смягчающим ответственность обстоятельством и что в предусмотренных
законом (ст. 63 УК РСФСР) случаях суд может применить к несовершеннолетним
принудительные меры воспитательного характера.
В каждом случае применения к
несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного характера, условного
осуждения, отсрочки исполнения приговора или назначения наказания, не
связанного с лишением свободы, обсуждать вопрос о необходимости назначения
общественного воспитателя.
Привлекать во всех необходимых случаях к
участию в судебном разбирательстве представителей предприятий, учреждений и
организаций, в которых учился или работал подсудимый, комиссий и инспекций по
делам несовершеннолетних, а также представителей общественных организаций по
месту работы родителей, опекуна или попечителя подсудимого.
11. Обратить внимание судов, что
назначение законного, обоснованного и справедливого наказания является
эффективным средством борьбы с преступностью, способствующим исправлению и перевоспитанию
осужденных, а также предупреждению совершения новых преступлений
как осужденными, так и другими лицами.
Суды обязаны неукоснительно соблюдать
требования закона о строго индивидуальном подходе при назначении наказания с
учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления,
личности виновного и обстоятельств дела, смягчающих и отягчающих
ответственность.
Существенное значение при этом имеют
данные о личности подсудимого, в связи с чем по
каждому делу необходимо полнее исследовать сведения о поведении подсудимого на
производстве и в быту, его отношении к труду, обучению, общественному долгу,
семейном положении, данные о судимости и др.
Надлежит обеспечить неуклонное применение
предусмотренных законом строгих мер наказания к лицам, совершившим тяжкие
преступления, ранее судимым, упорно не желающим приобщаться к честной трудовой
жизни. Вместо с тем следует в полной мере использовать
предоставленные законом возможности для назначения наказания, не связанного с
лишением свободы, лицам, впервые совершившим преступление, не представляющее
большой общественной опасности, и способным исправиться без изоляции от
общества.
При разрешении дел суды не должны
допускать направление их для производства дополнительного расследования, когда
имеются основания для вынесения оправдательного приговора.
12. По делам о
преступлениях, совершенных ранее судимыми лицами, надлежит с особой
тщательностью выявлять причины и условия, способствовавшие совершению
повторного преступления, и обращать внимание соответствующих государственных
органов и должностных лиц на факты непринятия мер к трудоустройству лиц,
освободившихся из мест лишения свободы, созданию им нормальных жилищных
условий, проведению с ними воспитательной работы, обеспечению надлежащего административного
надзора и т.п.
Поскольку
условно-досрочное освобождение от наказания или замена неотбытой
части наказания более мягким наказанием может быть применено к осужденному лишь
в том случае, если он примерным поведением и честным отношением к труду доказал
свое исправление, а условное освобождение из мест лишения свободы с
обязательным привлечением осужденного к труду - если дальнейшее исправление и
перевоспитание его возможно без изоляции от общества, но в условиях осуществления за ним надзора, -
судам необходимо тщательно проверять данные о личности осужденного, его
поведении, отношении к труду и обучению в течение всего времени пребывания в
исправительно-трудовом учреждении.
13. Судам следует усилить внимание к
рассмотрению трудовых споров, имея в виду, что правильное и своевременное их
разрешение способствует соблюдению законности в трудовых отношениях, воспитанию
граждан в духе сознательного отношения к труду, укреплению организованности и
дисциплины, повышению производительности труда.
При разбирательстве трудовых дел
обеспечивать защиту прав и законных интересов как рабочих и служащих, так и
предприятий, учреждений, организаций, обращая внимание частными определениями
на случаи нарушений трудового законодательства, неорганизованности на производстве,
на недостатки в борьбе с прогулами и другими потерями рабочего времени.
По делам о возмещении материального
ущерба, причиненного рабочими и служащими при исполнении трудовых обязанностей,
выявлять всех лиц, виновных в причинении ущерба, и возлагать на них
предусмотренную законом ответственность, принимать меры к обеспечению реального
возмещения ущерба, глубоко изучать причины его возникновения и добиваться их
устранения.
Исходя из задачи создания условий для
успешного сочетания материнства с активным участием женщин в трудовой и
общественной деятельности, обратить внимание судов на необходимость правильного
и своевременного рассмотрения дел, связанных с охраной трудовых прав женщин,
соблюдением установленных для них дополнительных льгот и преимуществ.
14. Учитывая важность
творческой активности трудящихся в ускорении научно-технического прогресса,
судам следует обеспечивать защиту прав и законных интересов изобретателей и
рационализаторов при рассмотрении дел по их искам, полнее выяснять причины
возникновения споров и добиваться их устранения, реагировать на волокиту с
использованием изобретений и рационализаторских предложений, задержку выплаты
авторского вознаграждения, ставить вопрос о привлечении виновных должностных
лиц к предусмотренной законом ответственности.
Верховным Судам АССР, краевым, областным
и соответствующим им судам усилить надзор за правильным применением судами
законодательства при рассмотрении дел данной категории, принимать меры к
предупреждению судебных ошибок. Учитывая сложность этих дел, чаще принимать их
к своему производству по первой инстанции.
15. При разрешении споров, вытекающих из
брачно-семейных отношений, следует исходить из поставленной XXVII съездом КПСС
задачи о необходимости дальнейшего укрепления советской семьи, усиления охраны
материнства и детства, повышения ответственности родителей за воспитание детей.
По делам о расторжении брака судам
надлежит неуклонно выполнять требования закона о примирении супругов и
удовлетворении исков о расторжении брака лишь в тех случаях, когда дальнейшая
совместная жизнь супругов и сохранение семьи стали невозможными.
Споры, связанные с воспитанием детей,
должны разрешаться в интересах детей.
При разбирательстве дел суды обязаны
реагировать на случаи антиобщественного поведения родителей, уклонения их от
выполнения своих обязанностей по воспитанию детей, а также на упущения в
воспитательной работе с детьми и подростками по месту жительства, учебы, в
трудовых коллективах.
16. Судам следует уделять особое внимание
жилищным делам, учитывая при этом, что правильное применение жилищного
законодательства имеет большое социальное значение и является одной из гарантий
реализации программной задачи партии по дальнейшему улучшению условий жизни
советских людей.
При разбирательстве жилищных споров судам
необходимо обеспечивать защиту жилищных прав граждан, а также прав
государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, на которые
возложены функции по управлению, эксплуатации и сохранности жилищного фонда. В
случаях установления нарушений, допущенных при распределении жилой площади,
непринятия мер к сохранности жилого фонда, использования его не по назначению и
других нарушений принимать меры к устранению порождающих их причин и
привлечению виновных должностных лиц к предусмотренной законом ответственности.
Не оставлять без надлежащего реагирования вскрытые при разбирательстве дел
факты порчи гражданами жилых помещений, оборудования, использования жилой
площади с целью извлечения нетрудовых доходов, невыполнения правил
социалистического общежития.
17. Верховным Судам АССР, краевым,
областным и соответствующим им судам необходимо усилить надзор за правильным
применением народными судами законодательства и выполнением ими руководящих
постановлений Пленума Верховного Суда СССР и Пленума Верховного Суда РСФСР при
рассмотрении уголовных и гражданских дел. В связи с этим следует постоянно
повышать роль и ответственность судов кассационной и надзорной инстанций,
поскольку тщательное рассмотрение и правильное разрешение ими дел имеет важное значение в осуществлении целей и задач
социалистического правосудия, повышении его уровня и качества.
18. В свете решений XXVII съезда КПСС
суды Республики обязаны принять меры к совершенствованию всей своей
деятельности, качественно и своевременно рассматривать уголовные и гражданские
дела при строгом соблюдении норм материального, процессуального
законодательства и демократических принципов правосудия. Укрепляя связи с
трудовыми коллективами и общественными организациями, суды должны сделать все
необходимое для обеспечения сохранности социалистической собственности, защиты
прав и законных интересов граждан, более эффективно вести борьбу с
преступностью, пьянством и алкоголизмом, выявлять в каждом случае причины и
условия, способствовавшие совершению преступления или иного правонарушения, и
добиваться их устранения.
Председатель
Верховного Суда РСФСР
Н.П.МАЛЬШАКОВ
Секретарь Пленума,
член Верховного Суда РСФСР
В.В.ДЕМИДОВ