Главфлотом ММФ утвержден руководящий
нормативный документ "Методика расчета выбросов вредных веществ в
атмосферу в морских портах" РД 31.06.06-86 (взамен РТМ 31.3014-77).
Руководящий нормативный документ
устанавливает единую методику расчета выбросов вредных веществ в атмосферу от
загрязняющих источников морских портов и обоснование организационно-технических
мероприятий, направленных на уменьшение количества этих выбросов.
Для внедрения РД 31.06.06-86 предлагаю:
1. РД 31.06.06-86 ввести в действие с 1
октября 1986 года.
2. Начальникам морских портов внедрить РД
31.06.06-86 в установленном порядке.
3. Директору Ленморниипроекта обеспечить
издание и рассылку документа заинтересованным предприятиям и организациям.
4. Контроль за соблюдением требований РД
31.06.06-86 возложить на отдел Новой техники и технологии Главфлота.
Заместитель Начальника Главфлота
В.Г.КУРИЛЕНКО
Утверждена
Главфлотом
23 апреля 1986 года
Согласовано
письмом
Госкомгидромета СССР
от 17 марта 1986 г. N 50-54-86
Дата введения
1 октября 1986 года
МЕТОДИКА
РАСЧЕТА ВЫБРОСОВ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРУ
В МОРСКИХ ПОРТАХ
РД 31.06.06-86
(с Изменением, утв. Минморфлотом СССР 22.12.1987)
Разработана Государственным
проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом морского
транспорта (Союзморниипроектом).
Ленинградским филиалом
(Ленморниипроектом).
Главный инженер В.А. Фирсов.
Главный инженер проекта Б.Е. Керштейн.
Руководитель разработки с.н.с., к.т.н.
М.К. Мацкевич.
Ответственный исполнитель - главный
специалист К.И. Бунин.
Исполнитель - инженер Н.М. Порватова.
Согласована: письмом от 17.03.86 N
50-54-86 начальника управления нормирования и надзора за выбросами в природную
среду Госкомгидромета СССР В.П. Антоновым;
Главной геофизической обсерваторией им.
А.И. Воейкова;
Заместитель директора С.И. Зачек.
Утверждена заместителем начальника
Главфлота В.Г. Куриленко 23 апреля 1986 г.
Введена в действие письмом Министерства
морского флота от 24.04.86 N ГФ-16/6-799.
Взамен РТМ 31.3014-77.
Внесено Изменение, утвержденное
Начальником Главфлота ММФ Н.П. Цахом 22 декабря 1987 г. и введенное в действие
письмом Министерства морского флота СССР от 30.12.87 N ГФ-16/6-22.
Настоящий руководящий документ
устанавливает методы расчета валовых годовых и секундных выбросов вредных
веществ в атмосферу объектами порта и транспортными судами и подготовки
исходных данных для расчета рассеивания выбросов в атмосферу.
Руководящий документ распространяется на
расчеты выбросов вредных веществ в атмосферу при разработке норм временно
согласованных выбросов (ВСВ) и предельно допустимых выбросов (ПДВ),
инвентаризации источников выбросов, составлении статистической отчетности по
охране атмосферного воздуха, а также при разработке проектно-сметной документации.
Руководящий документ не распространяется
на расчеты выбросов при хранении и перегрузке жидких и газообразных химических
грузов.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Расчеты выбросов вредных веществ в
атмосферу должны на основе анализа технологических процессов выполняться:
методом материального баланса;
по результатам измерения параметров
выбросов;
по техническим характеристикам
вентиляционных систем, приводимых в их паспортах.
1.2. Метод материального баланса для
расчета выбросов следует применять при отсутствии паспортов вентиляционных
систем и возможности провести измерения параметров выбросов.
2. КЛАССИФИКАЦИЯ
ИСТОЧНИКОВ ВЫБРОСОВ
2.1. Источники выбросов классифицированы
применительно к задачам нормирования выбросов и расчета рассеивания веществ в
атмосферу на ЭВМ по программе "Эфир".
2.2. По характеру выбросов источники
подразделяются на организованные и неорганизованные.
К первым относятся источники, в которых
выброс поступает в атмосферу через специальные газоходы, трубы и воздуховоды,
что позволяет применить газоочистные и пылеулавливающие установки. Через
неорганизованные источники выбросы поступают в атмосферу в виде ненаправленных
потоков газо- или пылевоздушной смеси.
2.3. По степени подвижности источники
делятся на стационарные и передвижные (транспортные); по геометрическим
характеристикам на точечные, линейные, плоскостные.
2.4. По составу выбросы делятся на
основные (пыль, сернистый газ, окись углерода, окислы азота) и прочие.
2.5. Перечень источников выбросов,
характерных для морских торговых портов, приведен в табл. 2.1.
Таблица 2.1
КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ ВЫБРОСОВ
И ВЫДЕЛЕНИЙ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРУ
Наименование
источника
выбросов, выделений
Организо-
ванный
Неоргани-
зованный
Точечный
Плос-
костной
Дымовая труба,
транспортные
суда на причале
+
-
+
-
Дымовая труба,
транспортные
суда на рейде
-
+
-
+
Дымовая труба,
суда
портофлота
-
+
-
+
Вентиляционная
труба,
сварочный или газорезочный
пост
+
-
+
-
Неорганизованный,
сварочный
газорезочный пост
-
+
-
+
Выхлопная труба,
малая
механизация
-
+
-
+
Вентиляционная
труба,
автотранспорт
+
-
+
-
Вентиляционная
труба,
заточной станок
+
-
+
-
Вентиляционная
труба,
деревообрабатывающие станки
+
-
+
-
Труба. Резервуары
ГСМ
+
-
+
-
Труба, топливные
цистерны
или танки
+
-
+
-
Труба,
колонка
+
-
+
-
Труба,
тепловоз
-
+
-
+
Труба, котел или
горн
+
-
+
-
2.6. Все неорганизованные и передвижные
источники для расчета рассеивания их выбросов на ЭВМ должны быть представлены
как организованные стационарные (точечные, линейные, плоскостные) в соответствии
с указаниями, приведенными в разделе 3.
3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ИСХОДНЫХ ДАННЫХ
3.1. Исходными данными для расчета
выбросов вредных веществ и их рассеивания в атмосферу являются:
годовые и секундные количества топлива и
материалов, потребляемые источниками выбросов;
объем газовоздушной смеси и ее
температура;
геометрические характеристики источников
выбросов (диаметр устья и высота для точечного источника, длина и ширина для
плоскостного, длина для линейного);
координаты, определяемые по генплану
предприятия или по карте-схеме (точечного источника, центра плоскостного, конца
линейного).
3.2. Исходные данные устанавливаются для
всех источников, как организованных, так и неорганизованных, независимо от
того, оснащены они очистными установками или нет.
в-нормативныйрасходтопливанастоянкесудамиданного типа,
i
т/сутки,
определяемый по "Унифицированным техническим нормативам по расходу
топлива и масел
для транспортных судов ММФ", РД 31.27.21-82;
Т-
валовое время стоянки судов данного типа, судо-сутки/год;
i
k-
коэффициент,учитывающий
электроснабжение судовданного типа от
i
береговой
электросети.
n'
i
k= -- <= 1,
in
i
где:
n'-количествотранспортныхсудовданного типа, не
подключенных к
i
береговой
электросети;
n-общееколичество транспортных судов данного типа,
находящихся в
i
порту.
Типы судов, число судозаходов и валовое
время стоянки по типам судов принимаются по материалам диспетчерской службы
портов; определение типа конкретного судна осуществляется по
"Классификации сухогрузных судов" (приложение к Приказу ММФ N 180 от
09.08.83) или "Списку наливных судоходных судов ММФ" (приложение к
Приказу ММФ N 151 от 14.08.79).
3.3.2. Валовые секундные расходы топлива
отдельным транспортным судном, стоящим у причала или на внутреннем рейде,
определяются по суточным (часовым) нормативам из расчета равномерного
использования топлива в течение суток (часа).
3.3.3. Выброс в атмосферу газовоздушной
смеси (влажных продуктов сгорания, содержащих сухие газы и водные пары,
образующиеся в результате сгорания водорода и испарения влаги топлива)
определяется по формуле ("Расчет котельных агрегатов. Нормативный метод",
М., 1973):
273 + Т
г
V= в х Vх альфа (--------), куб. м/с,(3.2)
tг273
где:
в - нормативный расход топлива, кг/с;
V-суммарный объем влажных
продуктов сгорания; для жидкого топлива,
альфа - коэффициент избытка воздуха,равный 1,4 - 1,7 в зависимости от
марки двигателя;
Т-
температура газовоздушной смеси на выходе из трубыпри отсутствии
г
данных
принимается равной 180 °С.
3.3.4. Геометрические характеристики
судна как стационарного точечного источника выбросов устанавливаются по
справочникам морских транспортных судов Минморфлота и дополнениям к ним или по
материалам механико-судовой службы пароходства.
Транспортные суда, стоящие на внутреннем
рейде, в зависимости от их количества и расстановки принимаются как отдельные
точечные источники или совместно, как один плоскостной.
3.3.5. Координаты транспортных судов
определяются по расчетной расстановке судов.
3.3.6. Исходные данные, перечисленные в
п. 3.1, для иностранных судов принимаются по советским судам, имеющим
одинаковый дедвейт с иностранными.
3.4. Портовый флот.
3.4.1. Годовое количество топлива,
потребленное судами портового флота, устанавливается по документам материальной
отчетности.
3.4.2.Расчетный максимальный секундный расход отдельных видов топлива
судами портового
флота вопределяется по формуле:
пф
k х В6
пф10
в= ------- х ---------, г/с,(3.3)
пфТ24 х 3600
ф
где:
k - коэффициент неравномерности работы
порта;
В-
расход топлива судами портового флота, т/год;
пф
Т-
фактическое время работы портового флота, сутки.
ф
Коэффициент неравномерности "k"
равен отношению максимального месячного судооборота (по прибытию) к
среднемесячному судообороту за год.
3.4.3. Суда портофлота работают на всей
акватории порта, поэтому при разработке задания на расчет рассеивания вредных
веществ в атмосфере на ЭВМ их следует представлять в виде одного или нескольких
плоскостных источников. В этом случае отпадает необходимость в определении
объема и температуры газовоздушной смеси и скорости выхода ее из труб.
Ширина и длина расчетного прямоугольника
зависят от площади акватории (в границах порта), на которой перемещаются суда
портофлота. Координаты центра источника (прямоугольника) определяются по
карте-схеме порта, высота принимается равной средней отметке верха труб судов
при их осадке по ватерлинию.
3.5. Внутрипортовая механизация
(подъемно-транспортные машины с двигателями внутреннего сгорания).
3.5.1. Годовой расход топлива
подъемно-транспортными машинами определяется по документам материальной
отчетности.
3.5.2. Внутрипортовая механизация
принимается в задании на расчет рассеивания на ЭВМ как плоскостной источник.
Площадь источника в зависимости от категорийности порта и взаимного
расположения грузовых районов (участков) может охватывать территорию всего
порта, района (участка) или отдельного технологического перегрузочного
комплекса.
Количество машин, одновременно работающих
в границах площади источника, определяется по рабочим технологическим картам,
составленным на период наиболее напряженной работы порта. Секундный расход
топлива источником определяется по формуле:
в= SUM вх n , г/с,(3.4)
ВМii
где:
в-
норма расхода топлива машиной i-го типа, г/с;
i
в-принимаетсяпо утвержденным в порту "Нормам расхода
топлива для
i
подъемно-транспортных
и дорожно-строительных машин";
n -количествомашинi-го типа, одновременно работающих в границах
i
площадки
источника.
3.5.3. Валовый секундный выброс
внутрипортовой механизации, представленной в задании на расчет рассеивания на
ЭВМ как один плоскостной источник, занимающий территорию порта или грузового
района, допускается определять по формуле:
k х В6
ВМ10
в= ------- х ---------, г/с,(3.5)
ВМТ24 х 3600
ф
где:
В-
расход топлива машинами, т/год;
ВМ
k, Т- то же, что и в формуле (3.3).
ф
3.5.4.Приналичии на балансе порта
тепловозов валовой годовой расход
дизельноготопливапринимаетсяподокументам материальной отчетности, а
валовой
секундный в- по формуле:
т
6
Вх 10
т
в= k
х ---------, г/с,(3.6)
тТх 3600
м
где:
k - коэффициент неравномерности работы
порта;
В-
годовой расход топлива тепловозами, т/год;
т
Т-
общее время маневровой работы тепловозов, час/год.
м
Тепловозы при составлении задания на
расчет рассеивания на ЭВМ рассматривать как плоскостной источник, занимающий
территорию порта, на которой расположены железнодорожные пути.
3.6. Автомобильный транспорт.
3.6.1. Параметры автотранспорта как
источника выбросов, а также количество топлива, расходуемого автомобилями,
работающими в составе ПТМ технологических перегрузочных комплексов и на
территории порта, определяется в соответствии с п. 3.5.
3.6.2. Количество топлива,
израсходованного автомобилями, занятыми на перевозках вне территории порта,
рассчитывается по методическим указаниям "Расчеты выбросов вредных веществ
автомобильным транспортом", разработанным Институтом комплексных транспортных
проблем (ИКТ) и Управлением нормирования Госкомгидромета.
3.7. Перегрузка и хранение
нефтепродуктов.
3.7.1. Источниками выбросов веществ
(углеводородов) в атмосферу при перегрузке и хранении нефтепродуктов в морских
портах могут быть:
резервуары для хранения нефтепродуктов;
грузовые танки танкеров,
плавбункеровщиков и топливные танки сухогрузных судов;
заправочные станции.
3.7.2. Количество выбросов углеводородов
зависит от сорта нефтепродуктов, срока и способов их хранения, температуры,
оборудования, производительности перекачивающих насосов и сливных
трубопроводов. Эти данные наряду со сведениями об объемах перекачиваемых и
хранимых нефтепродуктов являются исходными данными для расчета годовых и
секундных выбросов в атмосферу и должны быть получены при инвентаризации
источников выбросов.
3.7.3. Годовое количество нефтепродуктов,
поступающих в резервуары нефтебаз, находящихся на балансе морских портов, и
перегружаемых на танкера, плавбункеровщики, транспортные суда и т.д.,
определяются по квартальным отчетам по форме N 4-СМ. Годовое количество
топлива, получаемое и выдаваемое заправочными станциями в грузовых районах
портов, определяется по документам материально-технической отчетности.
3.7.4. Резервуары с нефтепродуктами
рассматриваются как высотные плоскостные источники. В качестве локального
источника выброса принимается дыхательный патрубок резервуара. В один источник
объединяются близкорасположенные резервуары, обычно из общего обвалования,
имеющие одинаковую высоту.
При наливе нефтепродуктов в танкеры и
плавбункеровщики все грузовые танки судна объединяются в один плоскостной
источник, площадь которого равна проекции суммарной площади танков на
горизонтальную плоскость.
При бункеровке сухогрузных судов
дыхательный клапан топливного танка принимается за точечный источник.
Сливные эстакады и заправочные станции
рекомендуется рассматривать как плоскостные источники; размеры площади,
занимаемой источником, определяются по генплану.
3.8. Вентиляционные выбросы.
3.8.1. Рассматриваются как организованные
точечные источники. Геометрические характеристики источников, объем выделяемой
газовоздушной смеси и ее температура определяются по паспортам вентиляционных
систем и газоочистных установок.
Годовые и секундные расходы материалов
определяются в соответствии с указаниями пункта 3.11.2.
3.9. Дымовые трубы котельных.
3.9.1. Принимаются как точечные
источники.
Исходные данные для расчета выбросов и их
рассеивания в атмосфере устанавливаются по паспортам котельных агрегатов.
Годовые расходы топлива определяются по
отчетным документам, секундные - по часовой потребности котлоагрегатов в
топливе при их максимальной нагрузке.
Для котельных, работающих по
отопительному графику, расчетный секундный расход топлива определяется для двух
вариантов работы:
при средней максимальной температуре
наиболее жаркого месяца;
при средней температуре наружного воздуха
наиболее холодной пятидневки обеспеченностью 92%.
3.10. Определение исходных данных при
проектировании.
3.10.1. Для проектируемых объектов все
исходные данные, необходимые при расчетах выбросов веществ и их рассеивания в
атмосфере, определяются в процессе разработки соответствующих частей проекта
(архитектурно-строительной, технологической, санитарно-технической и др.).
3.11. Мелкие неорганизованные источники.
3.11.1. К этим источникам относятся
сварочные посты, расположенные вне зданий, площадки для резки металла, участки
распиловки древесины и т.д.
3.11.2. Годовое количество использованных
источниками выбросов материалов выбирается из документов материальной
отчетности.
Секундные расходы материалов определяются
по технологическим операциям, в которых используются эти материалы.
3.11.3. Для расчета загрязнения атмосферы
мелкие неорганизованные источники представляются как площадные низкие
источники, геометрические характеристики которых принимаются на основе анализа
работы источника по карте-схеме или генеральному плану порта.
4. РАСЧЕТ КОЛИЧЕСТВА
ВЫБРОСОВ ОТ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
ТОПЛИВА И МАТЕРИАЛОВ
4.1. Количество вредных веществ,
выбрасываемых в атмосферу источниками в порту, рассчитывается по материальному
балансу технологических процессов или количеству используемого топлива и, в
общем случае, равно произведению массы израсходованного в технологическом
процессе материала или использованного топлива на удельный выброс.
4.2. Удельные выбросы при сжигании
топлива в судовых энергетических установках и двигателях внутреннего сгорания
машин (автопогрузчиков, контейнеровозов, ролл-трейлеров и т.п.) принимаются по
табл. 4.1.
Таблица 4.1
УДЕЛЬНЫЕ ВЫБРОСЫ СУДАМИ И МАШИНАМИ, КГ НА ТОННУ
ТОПЛИВА
Примечание: Для судов портового флота,
оборудованных паросиловыми установками, работающими на угле, удельные выбросы
определяются в соответствии с указаниями п. 4.6.1.
4.3. Количество вредных веществ,
выделяемых в атмосферу при работе автотранспорта, определяется в соответствии с
"Методическими указаниями по расчету выброса вредных веществ автомобильным
транспортом", утвержденными Госкомгидрометом СССР 6 октября 1983 года (М.,
Гидрометеоиздат, 1985).
4.4. Выбросы углеводородов при перегрузке
и хранении нефтепродуктов.
4.4.1. Рассчитываются в соответствии с
"Временной методикой по определению выбросов в атмосферу на предприятиях
Госкомнефтепродукта СССР", утвержденной Госкомнефтепродуктов СССР
19.10.82.
4.4.2. При эксплуатации резервуаров
количество углеводородов, выбрасываемых в атмосферу за год из одиночного
резервуара или группы резервуаров при хранении бензинов, определяется
суммированием квартальных потерь нефтепродуктов, рассчитываемых, исходя из
"Норм естественной убыли нефтепродуктов при приеме, отпуске и
хранении", по формуле:
-3
G= (n + nх тау) х Gх 10, т,(4.1)
кв.12n
где:
n-норма естественной убыли
нефтепродуктов при хранении до 1 месяца
Валовой секундный выброс при наливе нефтепродуктов
в резервуар принимается равным:
1t-4
G= Qх qх 2,8 х 10, г/с,(4.4)
т.н.т.н.
где:
Q- производительность налива, куб. м/час;
т.н.
t
q-
удельный выброс при наливе в резервуар, г/куб. м.
4.4.3. Количество выбросов углеводородов
при наливе в грузовые танки танкеров светлых нефтепродуктов определяется в
соответствии с "Нормами естественной убыли нефти и нефтепродуктов при
отпуске в железнодорожные цистерны и нефтеналивные суда из резервуаров наливных
станций магистральных трубопроводов" по формуле:
-3
G= (nх
G+ nх G ) х 10, т/год,(4.5)
n1122
гдеnиn ,GиG-
соответственно нормы естественной убыли и
1212
количествоотгруженного продукта в осенне-зимний и весенне-летний
периоды,
кг на тонну
нефтепродуктов.
Валовой секундный выброс углеводородов
при наливе светлых нефтепродуктов в танкеры определяется по формуле 4.2.
Расчет выбросов в атмосферу при наливе
темных нефтепродуктов производится по формулам 4.3 и 4.4.
4.4.4. Для заправочных станций в грузовых
районах порта годовое количество выбросов углеводородов при операциях с
бензином определяется при значении удельного выброса, равного 1 кг/куб. м
выдаваемого бензина.
Валовой секундный выброс определяется по
производительности топливораздаточных устройств и значению удельного выброса
0,5 кг/куб. м выдаваемого бензина.
Валовое годовое количество выбросов
углеводородов при операциях с дизельным топливом принимается равным
произведению объема выдаваемого дизтоплива на удвоенную величину удельного
выброса, принимаемого по табл. 4.2.
Валовой секундный выброс определяется по
производительности топливораздаточных устройств и удельному выбросу,
принимаемому по табл. 4.2.
4.5. Выбросы от мелких неорганизованных
источников и вентиляционные выбросы.
4.5.1. Рассчитываются по материальному
балансу технологических процессов. Их количество равно произведению
использованных материалов на удельные выбросы вредных веществ в атмосферу.
4.5.2. Значения выбросов вредных веществ
при сварке и резке металлов приведены в табл. 4.3 и 4.4.
Примечание: плотность ацетилена при
температуре 0 °С и давлении 0,101 МПа равна 1,173 кг/куб. м.
4.5.3. В деревообрабатывающих цехах и
участках валовые годовые и секундные выбросы древесной пыли определяются по
годовому времени работы вентиляционной системы (станков) и паспортным данным
пылеулавливающей установки (циклона). При отсутствии паспортных данных удельный
выброс древесной пыли на один станок принимать равным 0,05 кг/час.
4.5.4. Валовые годовые и секундные
выбросы при работе заточных и точильно-шлифовальных станков определяются по
паспортным данным. При отсутствии этих данных удельный выброс пыли на один
станок следует принимать равным 0,09 кг/час.
4.5.5. При окрасочных работах удельные
выбросы вредных веществ в кг на тонну краски принимаются по данным, приведенным
в таблице 4.5.
Примечание. Числа в строчках графы 3
показывают концентрацию пыли в газах, прошедших очистку в пылеулавливающих
установках, указанных в соответствующих строках табл. 4.6.
Количество выбросов вредных веществ от
сжигания мазута при приготовлении асфальта определяется так же, как и для
котлов малой производительности (см. пункт 4.6.1).
4.6. Котельные и нагревательные печи
(горны).
4.6.1. Выбросы от котлоагрегатов
производительностью более 30 т/час рассчитываются по указаниям "Методики
определения валовых выбросов вредных веществ в атмосферу от котлов тепловых
электростанций". МТ 34-70-010-83. М., СПО Союзтехэнерго, 1984.
Для котлоагрегатов производительностью до
30 т/ч и горнов расчеты выбросов в атмосферу выполнять в соответствии с
"Методическими указаниями по расчету выбросов загрязняющих веществ при
сжигании топлива в котлах производительностью до 30 т/ч", утвержденными
Госкомгидрометом СССР 5 августа 1984 года (М., Гидрометеоиздат, 1985).
Примечание: 1. Вес одного л водорода
равен 0,08987 г.
2. Количество выделяемого водорода взято
из "Указаний по проектированию зарядных станций тяговых и стартерных
аккумуляторных батарей" института Тяжпромэлектропроект, 1974 г.
4.8. Валовые выбросы при работе
тепловозов рассчитываются по показателям, приведенным в табл. 4.9
("Методические указания по определению вредных выбросов от тепловозов
железнодорожного транспорта", М., МПС СССР, 1984).
Примечание:е'(е),е'(е),е' (е ) - удельные выбросы
окиси
COCONONOCC
22
углерода, окислов азота, сажи.
5. МЕТОДИКА
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЫБРОСОВ ПЫЛИ В АТМОСФЕРУ
ПРИ ПЕРЕГРУЗКЕ СЫПУЧИХ ГРУЗОВ
5.1. Методика определения выбросов пыли в
атмосферу установлена РД 31.06.06-85, согласованной с Государственной
инспекцией по охране атмосферного воздуха при Госкомгидромете СССР 4 октября
1985 года.
6. УКАЗАНИЯ ПО
СОСТАВЛЕНИЮ ИСХОДНЫХ ДАННЫХ
ДЛЯ ЗАДАНИЯ НА РАСЧЕТ РАССЕИВАНИЯ ВЫБРОСОВ
ВЕЩЕСТВ НА ЭВМ
6.1. Показатели, характеризующие все
имеющиеся источники выбросов и определенные в соответствии с требованиями
разделов 3 и 4, вносятся в таблицу "Параметры выбросов веществ в атмосферу
для расчетов ПДВ", составленную по форме приложения 3 ГОСТ 17.2.3.02-78.
При наличии на источниках выбросов
пылеулавливающих и газоочистных установок количество улавливаемых загрязняющих
веществ устанавливается по паспортам установок. При отсутствии этих данных
эффективность очистных установок рекомендуется принимать по табл. 6.1,
составленной на основании табл. 4, приведенной в "Руководстве по расчету
количества и удельных показателей выбросов вредных веществ в атмосферу",
НПТИтрансстрой, М., 1982.
В таблице параметров указываются
максимальные секундные выбросы веществ.
6.2. Задание на расчет составляется по
данным таблицы (форма приложения 3 к ГОСТ 17.2.3.02-78). В расчет должны
приниматься источники выбросов исходя из реальных условий эксплуатации объектов
порта в период его наиболее напряженной работы (по грузообороту).
6.3. При подготовке исходных данных для
расчета следует рассматривать целесообразность объединения источников и
сокращения их числа. Эти операции выполняются в соответствии с "Временными
рекомендациями по объединению источников при подготовке числового материала для
расчетов загрязнения атмосферы на ЭВМ", разработанными в Главной
геофизической обсерватории им. А.А. Воейкова (Л., 1983 г.).
7. РАСЧЕТ ВЫБРОСОВ
ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ
В АТМОСФЕРУ В МОРСКИХ ПОРТАХ НА ЭВМ
7.1. Рекомендуется расчет выбросов
вредных веществ в атмосферу проводить на ЭВМ, чем обеспечивается
совершенствование организации работ по нормированию и контролю выбросов вредных
веществ, оперативность учета измерения количественного и качественного состава
выбросов, идентификация методов расчета.
Правила использования автоматизированной
системы расчета норм выбросов (АСРВ) приведены в Приложении 1 (рекомендуемое).
7.2. При реализации АСРВ необходимо
провести отладку программного обеспечения по контрольному примеру. Приложение 2
(обязательное).
7.3. Классификация источников выбросов,
расчет которых производится АСРВ, основные термины и определения приведены в
Приложении 3 (справочное).
Расчет выбросов веществ от источников, не
включенных в Приложение 3, должен проводиться по соответствующим методикам,
утвержденным Госкомгидрометом СССР, а их учет в соответствии с разделом 2.7
Приложения 1.
7.4. Допускается при АСРВ расчет выбросов
вредных веществ от общеобменной вентиляции использовать методику, изложенную в
Приложении 4 (рекомендуемое).
7.5. При расчете выбросов пыли необходимо
учитывать цикличность выбросов при грейферной перегрузке в соответствии с
Приложением 5 (обязательное).
(Раздел 7. Внесен дополнительно, Изм.
1987 г.)
Приложение 1
(рекомендуемое)
ПРАВИЛА
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ
РАСЧЕТА НОРМ ВЫБРОСОВ
1. Общие положения
1.1. Программное обеспечение
автоматизированной системы расчетов выбросов реализовано на языке PL/I для
операционной системы ОСЕС.
1.2. Исходные данные для АСРВ
составляются на основе:
материалов инвентаризации выбросов
вредных веществ от всех источников порта и отчетности ЦСУ по форме ПОД-1 и
ПОД-2;
данных о развитии порта на период
установления норм ВСВ или другой период времени, определяемый конкретной
задачей расчета выбросов;
плана порта по снижению выбросов вредных
веществ в атмосферу за рассматриваемый период времени.
1.3. Исходные данные АСРВ должны быть
занесены в таблицы в соответствии с приведенными формами 2.1 - 2.7 (таблицы 1 -
7 комплекса задач (к/з) АСРВ);
Наименование
источника
выделения
вредных
веществ
(агрегат,
установка,
устройство,
аппарат и
т.п.), соот-
ветствующего
источнику
выбросов
графы 5
Число
источ-
ников
выде-
ления
Наименование
источника
выбросов
вредных ве-
ществ (труба,
аэрационный
фонарь, вен-
тиляционная
шахта, неор-
ганизованные
выбросы и
т.п.)
Номер
источ-
ника
выбро-
сов
Индекс
источ-
ника
выбро-
сов
1
2
3
4
5
6
7
2.1.1. В таблицу 2.1 должны быть занесены
все источники выбросов (выделений), входящие в состав порта на год проведения
инвентаризации, численное значение которого следует указать в верхней части
табл. 2.1 в строке "Расчетный год".
2.1.2. В табл. 2.1 для расчетного года,
являющегося последующим году проведения инвентаризации, допускается вносить
только источники выбросов (выделений), подлежащие вводу в эксплуатацию, или
источники, у которых изменилось число источников выделения в данном году. При
этом данная таблица учитывается только совместно с табл. 2.1, составленной на
год проведения инвентаризации.
Примечание. Расчетным годом ввода в
эксплуатацию новых источников выброса (выделения), ликвидации старых источников
выброса (выделения) и реализации природоохранных мероприятий считается год, на
1 января которого вышеуказанные мероприятия уже проведены.
2.1.3. В графах 1, 2 табл. 2.1 следует
привести полное или краткое наименование производства и участка, в состав
которого входит источник выброса (выделения). Наименование производства должно
содержать не более двадцати символов, а участка - не более двадцати пяти
символов.
2.1.4. В графу 3 табл. 2.1 необходимо
занести наименование источника выделения, содержащее не более двадцати пяти
символов.
2.1.5. В графу 4 табл. 2.1 необходимо
занести число источников выделения, составляющих конкретный источник выброса.
2.1.6. В графу 5 табл. 2.1 следует
занести наименование источника выброса от источников выделения. Наименование
источника выброса должно содержать не более двадцати пяти символов.
2.1.7. Рекомендованные наименования
производств, участков, источников выбросов и выделения представлены в табл.
2.1.1.
Таблица 2.1.1
ПРАВИЛА ЗАПОЛНЕНИЯ ТАБЛИЦЫ 2.1
Наименование
производства
Наимено-
вание
цеха,
участка
Наименова-
ние из
источника
выделения
Определение
числа источников
выделения
(к п. 2.1.5)
Наименование
источника
выбросов
Индекс
источника
выброса
(выделения)
1
2
3
4
5
6
Транспортное
Причал N
Транспорт.
суда
Проставляется
величина, равная
числу судов при
их максимальной
расстановке в
порту
Дымовая
труба
1
Транспортное
Рейд
Транспорт.
суда
Проставляется
величина, равная
максимальному
количеству судов,
стоящих на рейде
одновременно
Дымовая
труба
2
Обслужива-
ющее
Портофлот
Суда
портофлота
Проставляется
число судов
портофлота
Дымовая
труба
3
Сварочное
Цех N
Сварочн.
пост
Равно максималь-
ному количеству
одновременно
работающих
сварочных постов
в одном помещении
или на территории
порта, или другой
территориальной
единицы, рассмат-
риваемой как один
плоскостной
источник выброса
Вент. труба
(для
стационарных
постов)
Неорганизов.
(для
передвижных
постов)
4
Газорезочное
Цех N
Газорез.
пост
Аналогично
как
для сварочных
постов
Вент. труба
(для
стационарных
постов)
Неорганизов.
(для
передвижных
постов)
5
Перегрузоч-
ное
ППК
Малая ме-
ханизация
Заносится величи-
на, равная 1
Выхлоп.
труба
6
Транспортное
Автобаза
Ав.-тр.
дизель
Заносится
число
автомобилей с
дизельным
двигателем
Вент. труба
7
Ав.-тр.
карбюр.
Заносится
число
автомобилей с
карбюраторным
двигателем
Вент. труба
7
Заточное
Цех N
Заточн.
станок
Заносится
максимальное
количество
заточных станков,
одновременно
работающих в
одном цеху
Вент. труба
8
Деревообра-
батывающее
Деревоцех
Деревообр.
станки
Заносится
максимальное
количество
деревообрабатыва-
ющих станков,
одновременно
работающих в цеху
Вент. труба
9
Складское
Склад ГСМ
Резервуары
ГСМ
Заносится
максимальное
количество
резервуаров,
которые могут
заправляться
одновременно
одним типом
горючего
Труба
10
Бункеровоч-
ное
Бунке-
ровоч.
Топл.
цистерны
Проставляется
1
Труба
11
Заправочное
Бензо-
колонка
Колонка
Проставляется
число автозапра-
вочных колонок
Труба
12
Транспортное
Депо
Тепловоз
Проставляется
максимальное
количество
тепловозов,
одновременно
работающих на
территории порта
Труба
13
Литейное
Цех N
Горн
(котельная
до 30 т/ч)
Заносится
максимальное
количество
одновременно
работающих горнов
(котлов)
Труба
14
Теплоэнерге-
тич.
Котельная
Котел
Заносится
максимальное
количество
одновременно
работающих котлов
Труба
15
Транспортное
Пост
регули-
ровки
автомо-
билей
ДВС
Проставляется
максимальное
число автомоби-
лей, одновременно
обслуживаемых
постом регулиров-
ки, или число
местных отсосов
от выхлопной
трубы автомобилей
Вент. труба
16
2.1.8. В графу 6 табл. 2.1 следует
занести порядковый номер источника выбросов, соответствующий нумерации
источников на генплане порта и в приложении к форме 1 - воздух.
2.1.9. В графу 7 табл. 2.1 следует
занести индекс источника выброса в соответствии с табл. 2.1.1. Для источников
выбросов, не указанных в табл. 2.1.1, проставляется индекс "0".
2.1.10. В графу 2 таблицы 2.1 заносятся
под отдельными порядковыми номерами все причалы порта, соответствующие
максимальной расстановке судов в порту.
2.1.11. Сварочные или газорезочные
передвижные посты, работающие на открытых площадках, следует рассматривать как
отдельные плоскостные источники выбросов.
2.1.12. Для автобазы, имеющей в своем
составе автомобили с карбюраторными и дизельными двигателями, их количество следует
заносить отдельно строкой, соответствующей виду двигателя. Графы 1, 2 табл. 2.1
в этом случае заполняются один раз.
2.1.13. Под индексом 16 следует заносить
посты регулировки двигателей автомобилей и топливной аппаратуры, снабженные
местным отсосом выхлопных газов двигателя.
2.2. Заполнение
таблицы 2.2 "Характеристика источников выбросов вредных веществ".
Таблица 2.2
(табл. 2 к/з)
ХАРАКТЕРИСТИКИ ИСТОЧНИКОВ ВЫБРОСОВ ВРЕДНЫХ
ВЕЩЕСТВ
2.2.1. В таблицах 2.2, составленных для
каждого расчетного года в отдельности, должны быть занесены характеристики всех
источников выделений (выбросов), включенных в соответствующие по годам таблицы
2.1.
Расчетный год указывается в верхней части
таблицы 2.2.
2.2.2. В графу 1 табл. 2.2 следует
занести порядковый номер источника выделений (выбросов), согласно графе 6 табл.
2.1.
2.2.3. В графу 2 табл. 2.2 следует
завести высоту расположения устья источника выделения (выброса) от поверхности
земли в метрах.
Для источников выделения (выбросов),
указанных в табл. 2.2.1, следует внести значение высоты, указанное в графе 2
данной таблицы.
Таблица 2.2.1
ЗНАЧЕНИЯ ДИАМЕТРА И ВЫСОТЫ РАСПОЛОЖЕНИЯ УСТЬЯ
ИСТОЧНИКОВ ВЫДЕЛЕНИЯ (ВЫБРОСА)
Наименование
источника выделения
(выброса)
Высота
источника, м
Диаметр
устья
источника, м
1
2
3
Транспортные
суда. Дымовая труба
10,0
0,2
Суда портофлота.
Дымовая труба
5,0
0,2
Сварочный или
газорезочный пост.
Неорганизованный
2,0
Не проставляется
Малая
механизация. Выхлопная труба
2,0
Не проставляется
Резервуары ГСМ.
Труба
Определять
по натурным
измерениям
или техданным
0,15
Топл. цистерны.
Труба
5,0
0,25
Тепловоз.
Труба
4,0
0,15
Колонка.
Труба
2,0
0,1
2.2.4. В графу 3 табл. 2.2 занести
диаметр устья источника выделения (выброса), в метрах. Для источников выделения
(выбросов), указанных в табл. 2.2.1, следует занести значение диаметра,
указанное в графе 3 данной таблицы.
2.2.5. В графу 4 табл. 2.2 следует
занести максимальную величину секундного объема выделения (выброса).
Для вентиляционных систем должна быть
проставлена величина секундного объема выброса, определенная из характеристики
вентиляционной системы.
Для неорганизованных или передвижных
источников выделения (выбросов) и котелен графа 4 табл. 2.2 не заполняется.
2.2.6. В графу 5 табл. 2.2 следует
занести температуру выхода газовоздушной смеси. Графа 5 заполняется только для
точечных источников.
2.2.7. Графу 6 не заполнять.
2.2.8. В графы 7 и 8 табл. 2.2 следует
занести координаты точечного источника выбросов или координаты центра
плоскостного источника в соответствии с системой координат, принятой на
генплане.
2.2.9. В графы 9 и 10 табл. 2.2 следует
занести соответственно длину и ширину плоскостного источника выбросов.
2.2.10. Плоскостной источник следует
изображать прямоугольником.
За длину плоскостного источника
необходимо принимать нижнюю сторону прямоугольника, образующую острый угол с
положительной осью, принятой на генплане системы координат.
2.2.11. Порядок определения координат
источников выбросов следует проводить по РД 31.06.06-86, кроме источников,
указанных в табл. 2.2.2.
Таблица 2.2.2
ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ КООРДИНАТ
ИСТОЧНИКОВ ВЫБРОСОВ (ВЫДЕЛЕНИЙ)
Наименование
источника
выброса
(выделения)
Порядок
определения координат
Дымовая
труба.
Внешний рейд
Представляется в
виде плоскостного источника,
прямоугольный контур которого охватывает акваторию
внешнего или внутреннего рейда при максимальной
расстановке судов
Труба.
Резервуары
ГСМ
Представляется в
виде точечного источника, коорди-
наты которого принимаются равным координатам
центра территории, на которой расположена группа
резервуаров из общего обвалования
Труба.
Топливные
цистерны или
танки
Представляется в
виде точечного источника с
координатами центра проекции суммарной площади
топливных цистерн или танков на горизонтальную
плоскость
Труба.
Колонка
Представляется в
виде точечного источника с
координатами, определенными по генплану порта
2.3. Правила
заполнения таблицы 2.3 "Показатели работы газоочистных и пылеулавливающих
установок".
Таблица 2.3
(табл. 3 к/з)
ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ
ГАЗООЧИСТНЫХ ИЛИ ПЫЛЕУЛАВЛИВАЮЩИХ УСТАНОВОК
Расчетный год...
Номер
источ-
ника
выбро-
сов
Индекс
топлива,
по кото-
рому
прово-
дится
очистка
Индекс
вещества,
по кото-
рому про-
водится
очистка
Коэффици-
ент обес-
печеннос-
ти газо-
очисткой,
%
Средняя
эксплу-
атаци-
онная
степень
очист-
ки, %
Макси-
мальная
степень
очист-
ки, %
Наименование
мероприятий
по защите
атмосферы
Меро-
прия-
тия
Газо-
очистная
установка
1
2
3
4
5
6
7
8
2.3.1. В таблицу 2.3 с расчетным годом
проведения инвентаризации заносятся показатели работы газоочистных и
пылеулавливающих установок, эксплуатируемых в порту и намечаемых к вводу в
эксплуатацию в соответствии с планом мероприятий порта по снижению выбросов
вредных веществ в атмосферу.
2.3.2. При вводе в эксплуатацию новых
газоочистных или пылеулавливающих установок, осуществлении мероприятий,
направленных на снижение выбросов, включая ликвидацию источника в табл. 2.3
соответствующего последующего расчетного года необходимо занести новые показатели
газоочистных и пылеулавливающих установок.
Расчетный год указывают в верхней части
табл. 2.3.
2.3.3. В графу 1 табл. 2.3 следует
занести порядковый номер источника выбросов согласно графе 6 таблицы 2.1.
2.3.4. В графы 2 и 3 табл. 2.3 следует
соответственно занести индекс топлива, потребляемого источником выбросов, и
отдельными строками, индексы вредных веществ, очистка от которых производится в
газоочистных или пылеулавливающих установках или снижение выбросов которых
обусловлено проведением природоохранного мероприятия.
Индексация видов топлив и вредных веществ
приведена в табл. 2.3.1. Состав вредных веществ в выбросах источников приведен
в табл. 2.3.2. Для источников с индексами 4, 5, 8, 9, 10, 11, 12 графа 2 не
заполняется.
Таблица 2.3.1
ИНДЕКСАЦИЯ ВИДОВ ТОПЛИВ И ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ
Индекс
Вид топлива
Вредное
вещество
1
Дизельное
Окись
углерода
2
Мазут
Окислы азота
3
Уголь
Сернистый
ангидрид
3 Д
Уголь
Донецкий
4
Бензин
Углеводороды
5
Газ
Взвешенные
вещества
6
Масла
Фтористый
водород
7
Керосин
Окислы
ванадия
8
Сажа
9
Окислы
марганца
10
Фенол
11
Окислы хрома
Таблица 2.3.2
СОСТАВ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ, ВХОДЯЩИХ В ВЫБРОСЫ
ОТ ИСТОЧНИКОВ ПОРТА
Наименование
источника выбросов
(выделений)
Индекс
вида
топлива
Индекс вредных
веществ
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Дымовая
труба.
Транспортные суда
1
+
+
+
+
-
-
-
+
-
-
Дымовая
труба.
Суда портофлота
1
+
+
+
+
-
-
-
-
-
-
2, 3, 3 Д
+
+
+
-
+
-
-
-
-
-
Вент. труба.
Сварочный пост
-
-
-
-
-
+
+
-
-
+
+
Вент. труба.
Газорезочный пост
-
+
+
-
-
+
-
-
-
-
-
Выхлоп.
труба.
Малая механизация
1, 4
+
+
+
+
-
-
-
+
-
-
Вент. труба.
Заточной станок
-
-
-
-
-
+
-
-
-
-
-
Труба. Резервуары
ГСМ
-
-
-
-
+
-
-
-
-
-
-
Труба.
Тепловоз
1
+
+
-
-
-
-
-
+
-
-
Труба. Горн
или
котельная до 30
т/ч
2, 3
+
+
+
-
+
-
-
-
-
-
5
+
+
+
-
-
-
-
-
-
-
Труба. Котел
2, 3
+
+
+
-
+
-
+
-
-
-
5
+
+
+
-
-
-
-
-
-
-
2.3.5. В графу 4 табл. 2.3 следует
занести значение коэффициента обеспеченности газоочисткой, который для
источников порта равен процентному отношению числа источников выделений,
обеспеченных газоочисткой, к общему числу источников выделений, составляющих
данный источник выброса.
2.3.6. Для источников выбросов,
включающих в себя несколько источников выделений, сгруппированных по видам
потребляемого топлива, коэффициент обеспеченности необходимо рассчитывать в
отдельности для каждой группы.
2.3.7. При ликвидации источника выброса
или группы источников выделений, потребляющих один вид топлива и входящих в
один источник выброса, коэффициент обеспеченности газоочисткой источника
выброса или группы источников выделения следует принимать равным 100%.
2.3.8. В графы 5 и 6 табл. 2.3 следует
занести соответственно среднюю и максимальную степень очистки каждого вредного
вещества, входящего в состав выброса источника.
2.3.9. Для котельных, горнов и вагранок в
строках, соответствующих виду вредного вещества, следует проставлять:
для взвешенных веществ - процент твердых
частиц, улавливаемых в золоуловителях;
для сернистого ангидрида - процент
сернистого ангидрида, улавливаемого в золоуловителях, принимается равным нулю
для сухих золоуловителей, для мокрых - в зависимости от щелочности орошающей
воды;
окислов ванадия - процент твердых частиц
продуктов сгорания жидкого топлива, улавливаемых в устройствах для очистки
газов мазутных котлов;
для всех остальных вредных веществ -
процент снижения выбросов в результате применения дополнительных технических
решений.
2.3.10. При ликвидации источника выброса
или группы источников выделения, потребляющей один вид топлива, значения
средней и максимальной степени очистки следует заносить равным 100%.
2.3.11. В графы 7 и 8 табл. 2.3
соответственно следует занести наименования природоохранного мероприятия и
газопылеулавливающей установки, содержащие не более двадцати пяти символов.
2.4. Правила
заполнения таблицы 2.4 "Характеристики порта".
Таблица 2.4
(табл. 4 к/з)
ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОРТА
Расчетный год 19..
Индекс
формы
выдачи
выход.
данных
Коэффи-
циент
нерав-
ном.
работы
порта
Коэффи-
циент
электро-
снабж.
причалов
Навигац.
период,
сутки
Валовое время
стоянки
у причала, судо-сутки/год
Валовое
время
стоянки
судов на
рейде,
судо-
сутки/год
Дедвейт судна,
тыс. тонн
1 - 5
5 -
10
10 -
30
30 -
60
более
50
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
2.4.1. В табл. 2.4 следует занести
характеристики порта на расчетный год, проставляемый в верхней части табл. 2.4.
При постоянстве характеристик порта в
последующие годы таблицы 2.4 могут не заполняться.
2.4.2. В графе 1 табл. 2.4 следует
проставить индекс выдачи формы выходных данных АСРВ в соответствии с табл.
2.4.1.
Таблица 2.4.1
ИНДЕКСЫ (КОДЫ) ВЫХОДНОЙ ИНФОРМАЦИИ АСРВ
Вид
информации
Код
Таблицы норм ВСВ
по годам
1
Таблица по ГОСТ
17.2.3.02-78 (приложение 3)
2
Разделы бланков
отчетности по форме 2-ТП (воздух)
3
При необходимости получения нескольких
видов выходных данных АСРВ соответствующие индексы проставляются в графе 10 в
виде двух- или трехзначного числа.
2.4.3. В графу 2 табл. 2.4 следует
занести коэффициент неравномерности работы порта, равный отношению
максимального месячного судооборота (по прибытию) к среднегодовому судообороту.
2.4.4. В графу 3 табл. 2.4 следует
занести коэффициент электроснабжения причалов порта, равный отношению
количества транспортных судов, подключенных к береговой электросети, к общему
количеству транспортных судов, обработанных в порту за год.
Допускается определять коэффициент
электроснабжения как отношение числа причалов, оборудованных электроколонками,
к общему числу причалов.
2.4.5. В графу 4 табл. 2.4 следует ввести
значение навигационного периода работы порта.
2.4.6. В графы 5 - 9 табл. 2.4 следует
занести валовое время стоянки у причалов судов по группам дедвейта за год.
2.4.7. В графу 10 табл. 2.4 необходимо
занести валовое время стоянки судов на рейде за год.
2.5. Заполнение
таблицы 2.5 "Расходные характеристики источников выбросов".
Таблица 2.5
(табл. 5 к/з)
РАСХОДНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИСТОЧНИКОВ ВЫБРОСОВ
Расчетный год 19..
Номер
источника
выброса
Годовой расход
топлива или
материалов
Индекс
исполь-
зуемого
топлива
Максимальный
секундный
расход
Кол-во
единиц
источников
выброса
Норма
естест-
венной
убыли
1
2
3
4
5
6
2.5.1. В таблицу 2.5, составленную для
каждого расчетного года в отдельности, должны быть занесены расходные
характеристики источников выбросов, включенных в соответствующие по годам табл.
2.1, и источники выбросов, у которых в расчетном году изменяются топлива
(материалы) или его расходные характеристики.
Расчетный год следует занести в верхней
части таблицы 2.5.
2.5.2. В графу 1 табл. 2.5 следует
занести порядковый номер источника выбросов согласно таблице 2.1.
2.5.3. В графу 2 табл. 2.5 следует
занести годовой расход топлив или материалов, потребляемых источником выброса
(выделения) или группами источников выделений, входящих в данный источник
выброса.
Величину годового расхода следует
заносить в строку соответствующего вида топлива, указанного в графе 3 табл.
2.5.
2.5.4. Для газорезочного производства
значение годового расхода горючей смеси (сумма пропан-бутана, ацетилена и
природного газа) необходимо проставлять в куб. м, а для сварочного производства
- годовой расход всех марок электродов в тоннах.
2.5.5. Для котельных горнов и вагранок
отдельными строками следует проставить первой строкой годовой расход основного,
а второй строкой - резервного топлива. Годовой расход газового топлива
проставляется в тыс. куб. м, а жидкого и твердого топлива - в тоннах.
2.5.6. В графу 3 табл. 2.5 отдельными
строками следует занести индексы топлива, потребляемых источником выброса или
несколькими группами источников выделений, входящих в данный источник выброса.
2.5.7. В графу 4 табл. 2.5 отдельными
строками следует занести максимальные секундные (часовые) расходы топлив или
материалов, потребляемых источником выброса или несколькими группами источников
выделений, входящих в данный источник выброса.
2.5.8. Для котельных в графу 4 табл. 2.5
отдельными строками соответственно заносятся суммарные секундные расходы
основного и резервного топлива, потребляемого котлами котельной при
максимальной тепловой нагрузке.
2.5.9. В графу 5 табл. 2.5 следует
занести число вентиляционных шахт, труб, дыхательных клапанов, через которые
одновременно осуществляется выброс от точечного, стационарного источника
выбросов.
Для плоскостных источников в графе 5
следует проставить 1,0.
2.5.10. В графу 6 табл. 2.5 следует
занести нормы естественной убыли используемых нефтепродуктов, указанных в графе
3 табл. 2.5.
Численное значение норм необходимо
занести в строку соответствующего вида нефтепродуктов (топлива).
2.5.11. Значение норм естественной убыли
нефтепродуктов следует определять по соответствующим приложениям к
Постановлению Госснаба СССР от 8 июня 1977 г. N 30.
Для резервуаров ГСМ следует заносить
норму естественной убыли нефтепродуктов для соответствующих зон и
весенне-летнего периода года (табл. 1.2 приложения 1 к Постановлению Госснаба
СССР).
Для топливных цистерн (танков) следует
заносить норму естественной убыли в весенне-летний период (табл. 3 приложения 3
к Постановлению Госснаба СССР).
2.5.12. Общие правила заполнения граф
табл. 2.5 приведены в табл. 2.5.1.
2.6.1. Таблицу 2.6 следует заполнять
только для котелен, горнов и вагранок. В таблицу заносятся данные по всем
вышеуказанным типам источников выбросов, включенных в соответствующие по годам
табл. 2.1 и табл. 2.5.
2.6.2. В графу 1 табл. 2.6 следует
занести номер источника выбросов в соответствии с табл. 2.1.
2.6.3. В графы 2, 3, 4 табл. 2.6 следует
занести соответственно п. 2.5.5 зольность топлива, содержание серы в топливе,
низшую теплоту сгорания топлива, определенные по сертификатам или стандартам на
потребляемое топливо.
Ориентировочные значения вышеуказанных
характеристик различных видов топлив приведены в "Методических указаниях
по расчету выбросов загрязняющих веществ при сжигании топлива в котлах
производительностью до 30 т/ч", М., Гидрометеоиздат, 1985 г.
2.6.4. В графу 6 табл. 2.6 следует
занести величину паропроизводительности котла. Для вагранок и горнов следует
занести значение 0,25 т/ч.
2.6.5. При переводе источника, указанного
в п. 2.6.1, на другой тип топлива в таблицу соответствующего расчетного года
необходимо занести характеристики нового типа топлива.
2.7. Правила
заполнения таблицы 2.7 "Характеристики дополнительных источников
выбросов".
Таблица 2.7
(табл. 7 к/з)
ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ ВЫБРОСОВ
Расчетный год...
Номер
источника
выбросов
Наименование
вредного
вещества
Индекс
вредного
вещества
Предельно
допустимая
концентрация,
мг/куб. м
Выброс
вредного
вещества
Максимальная
разовая
насел. местн.
Рабочей
зоны
Годо-
вой,
т/г
Секунд-
ный,
г/с
1
2
3
4
5
6
7
2.7.1. В таблицу 2.7 с расчетным годом
инвентаризации необходимо внести значения валовых годовых и секундных выбросов
вредных веществ от источников порта, не включенных в табл. 2.1.1 настоящего
руководящего документа, без учета их очистки в системах газопылеочистки, но
учитываемых при проведении расчета выбросов. Соответствующие показатели систем
газопылеочистки занести в табл. 2.3.
2.7.2. При изменении показателей выбросов
от источников по п. 2.7.1 в таблицу 2.7 соответствующего расчетного года
следует занести новые показатели. Расчетный год следует занести в верхней части
таблицы 2.7.
2.7.3. В графу 1 табл. 2.7 следует
занести номер источника выбросов в соответствии с табл. 2.1.
2.7.4. В графу 2 табл. 2.7 следует
занести отдельной строкой наименование вредных веществ, содержащихся в выбросах
источника выделения. Наименование веществ должно содержать не более двадцати
пяти символов.
2.7.5. В графу 3 табл. 2.7 следует
занести с учетом табл. 2.3.1 индексы, присвоенные вредным веществам по п.
2.7.4. Для вредных веществ, выбрасываемых в виде пыли или взвешенных веществ,
код необходимо задавать из интервала 1 - 17. Индексы газообразных веществ, не
включенных в табл. 2.3.1, следует задавать более 17.
2.7.6. В графы 4 - 5 табл. 2.7 следует
занести в соответствующих строках значения концентрации максимально разовой и
рабочей зоны для вредных веществ, указанных в графе 2 табл. 2.7.
2.7.7. В графы 6 - 7 занести
соответственно валовые годовые и секундные выбросы вредных веществ, входящих в
состав выброса.
Расчет годовых и секундных выбросов
необходимо проводить по общесоюзным методикам, утвержденным Госкомгидрометом
СССР. Для расчета выбросов от общеобменной вентиляции допускается использовать
методику, изложенную в Приложении 4 (рекомендуемое).
2.7.8. При расчете выбросов пыли по РД
31.06.05-85 "Методика определения выбросов пыли в атмосферу при перегрузке
сыпучих грузов", утвержденного главным инженером В/О
"Мортехсудоремпром" и введенного в действие 1 мая 1986 г., необходимо
учитывать цикличность выбросов при грейферной перегрузке в соответствии с
Приложением 5 (обязательное).
Приложение 2
(обязательное)
КОНТРОЛЬНЫЙ ПРИМЕР
ДЛЯ ОТЛАДКИ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АСРВ
Требуется рассчитать годовые и секундные
выбросы от всех источников порта с учетом развития порта за период с 1987 по
1990 год и плана природоохранных мероприятий, составленного на тот же период.
1. ОПИСАНИЕ
ИСТОЧНИКОВ ВЫБРОСОВ
Генеральный план порта с источниками
выбросов представлен на рисунке (не приводится), а изменение характеристик
порта с 1987 по 1990 год в табл. 1.1 данного Приложения.
Порт предназначен для перегрузки
генеральных и навалочных грузов. На причалах 1 - 4 перегружаются генеральные
грузы, на причале 5 - навалочные грузы, на причале 6 осуществляется бункеровка
портовских плавбункеровщиков.
При максимальной расстановке в порту
находятся пять судов на причалах 1 - 5 (номер источников - 1 - 5).
Рейд порта (источ. N 6) находится на
расстоянии 1000 метров от порта и представлен прямоугольником с размером сторон
1000 х 1200 м. Максимальное число судов на рейде - 5.
Портофлот имеет в своем составе 16
единиц, из них 6 судов потребляют дизельное топливо, 8 судов - мазут и 2 судна
- уголь. Суда портофлота представлены в виде одного плоскостного источника
(ист. N 7) со сторонами 1600 х 300 м.
В порту имеется два грузовых района,
обслуживаемых своими средствами малой механизации.
Малая механизация порта представлена в
виде двух плоскостных источников с границами территорий районов (ист. N 8 и 9).
В состав малой механизации I-го грузового
района (ист. N 8) входит 28 единиц техники: 10 - использующие электроэнергию;
12 - потребляющие дизельное топливо; 6 - потребляющие бензин.
При этом 6 единиц средств малой
механизации, использующие дизельное топливо, и 2 единицы, использующие бензин,
оснащены нейтрализаторами отработанных газов.
В состав малой механизации II-го
грузового района (ист. N 9) входит 12 единиц техники: 2 - использующие
электроэнергию; 10 - потребляющие дизельное топливо.
На территории порта размещены
механические мастерские, имеющие в своем составе четыре стационарных сварочных
поста, шесть заточных станков и три газорезочных поста. Выбросы вредных веществ
от вышеперечисленных источников выделений отводятся в атмосферу общеобменной
вентиляционной системой через три одинаковых вентиляционных трубы диаметром 0,2
м. Общий расход воздуха вентиляционной системы равен 3600 куб. м/час (1,0 куб.
м/сек.).
Одновременно в помещении механических
мастерских могут работать три сварочных поста (ист. N 10), четыре заточных
станка (ист. N 11), два газорезочных поста (ист. N 12).
На территории порта существует участок
резки металлолома, оборудованный одним постом резки металла. Пост расположен на
открытой площадке и не имеет своей автономной вентиляционной системы. Пост
резки представлен в виде одного плоскостного источника выбросов (ист. N 13) с
границами территории участка резки металлолома.
В порту имеется два передвижных сварочных
поста, работающих на территории I-го района. Передвижные сварочные посты
представлены в виде плоскостного источника (ист. N 14) с границей I-го
грузового района.
В состав порта входит кузница, имеющая в
своем составе плавильный горн (ист. N 15). Горн снабжен индивидуальной вытяжной
вентиляционной системой, осуществляющей выброс через одну трубу диаметром 0,1
м. Расход воздуха вентиляционной системы составляет 900 куб. м/час (0,25 куб.
м/сек.).
Горн работает на угле марки БТР
Южно-Уральского бассейна и снабжен золоуловителем.
На территории порта размещен
деревообрабатывающий цех (ист. N 16). В состав цеха входят четыре
деревообрабатывающих станка: торцовочный ЦМЭ-2; строгальный СФА-4; шлифовальный
Шл.СЛ; типорезный ШО-6. Выброс пыли от станков осуществляется через два циклона
типа ЦОЛ. Диаметр выходной трубы циклона 0,15 м, расход воздуха через один
циклон составляет 900 куб. м/час (0,25 куб. м/с).
Парк автобазы порта (ист. N 17) имеет в
своем составе 10 автомобилей с карбюраторным и 20 автомобилей с дизельным
двигателем.
Помещение автобазы снабжено общеобменной
вентиляцией, осуществляющей выброс вентиляционного воздуха через 4 трубы
диаметром 0,2 м. Расход воздуха через одну трубу 1800 куб. м/час (0,5 куб.
м/с). В составе автобазы имеется пост регулировки топливной аппаратуры, рассчитанный
на одновременное обслуживание двух автомобилей. Пост снабжен местной вытяжной
вентиляцией. Выброс осуществляется через одну трубу диаметром 0,1 м. Расход
общеобменной вентиляции 100 куб. м/час (0,028 куб. м/с) (ист. N 35).
В состав порта входит склад
нефтепродуктов, хранящихся в двух группах резервуаров. В первой группе
резервуаров (ист. N 18) хранится бензин и керосин, а во второй группе (ист. N
19) дизельное топливо, мазут и масла.
Заправка емкостей осуществляется
индивидуальными насосами. Одновременно один вид нефтепродукта может
заправляться в один из резервуаров.
В состав судов портофлота входят два
плавбункеровщика. Бункеровка плавбункеровщиков осуществляется на причале 6
(ист. N 20).
Плавбункеровщики обслуживают суда,
стоящие на причалах 1 - 5. Одновременно могут обслуживаться два судна. Условно
узлы бункеровки транспортных судов отнесены к причалам 1 (ист. N 21) и 2 (ист.
N 22). Годовой расход нефтепродуктов, отпускаемых транспортным судам одним
плавбункеровщиком, равен половине годового потребления нефтепродуктов по
источнику N 20.
На территории порта находится одна
бензоколонка (ист. N 23), снабженная 2-мя колонками для бензина и 2-мя
колонками для дизтоплива.
На балансе порта содержатся четыре
тепловоза (ист. N 24) серий: ТЭП60 - 2 шт.; ТЭМ2 - 1 шт.; ТТМ4 - 1 шт. В
соответствии с РД 31.06.06-86 расход топлива тепловозами равен:
2
В = - (24 х 2 + 14 + 10) = 36 кг/ч = 0,01
кг/с.
4
При расчете величины "В"
учитывалось, что одновременно на всей территории порта работает не более двух
тепловозов.
Вне территории порта располагается
котельная (ист. N 25), работающая на мазуте. Котельная имеет три котла. В
весенне-летний период работает только 1 котел. Резервное топливо - уголь.
Выброс от котельной установки
производится через 1 трубу высотой 20 м и диаметром 0,30 м.
В состав порта входит участок покраски,
расположенный в помещении автобазы (ист. N 26), и участок подзарядки
аккумуляторов (ист. N 27).
Расчет выбросов от источников N 26 и 27
выполнен по РД 31.06.06-86.
На причале N 4 производится погрузка угля
в суда. Узел перегрузки включает в себя следующие источники пылевыделения:
узел разгрузки вагонов (погрузка на
штабель) (ист. N 28), перештабелировка грейфером (ист. N 29), узел погрузки в
судно (ист. N 30), штабель угля (ист. N 31).
Расчет валовых годовых и секундных
выбросов проведен в соответствии с РД 31.06.05-85.
План природоохранных мероприятий порта на
1987 - 1990 годы представлен в виде таблицы 1.2.
Таблица 1.2
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО СНИЖЕНИЮ ВЫБРОСОВ ВРЕДНЫХ
ВЕЩЕСТВ
В таблицу 2.1 с расчетным годом 1987
занесены в соответствии с настоящим руководящим документом все источники
выброса (выделений) порта, эксплуатируемые в порту в данном году.
В табл. 2.1 с расчетным годом 1988
занесены следующие источники:
а) суда портофлота (ист. N 7) в связи с
уменьшением числа источников выделения за счет списания двух судов (см. табл.
1.2 Приложения 1);
б) тепловозы (ист. N 24) в связи с
увеличением числа источников выделения за счет приобретения двух новых
тепловозов взамен одного (см. табл. 1.2 Приложения 1);
В табл. 2.1 с расчетным годом 1989
занесены следующие источники:
а) суда портофлота (ист. N 7) в связи с
увеличением числа источников выделения за счет приобретения трех единиц судов
портофлота (см. табл. 1.2 Приложения 1);
б) малая механизация III-го района (ист.
N 32) в связи с вводом в эксплуатацию нового района (см. табл. 1.2 Приложения
1).
В табл. 2.1 с расчетным годом 1990
внесено два новых причала N 7 и 8 (ист. N 33, 34) со стоящими у них
транспортными судами в связи с вводом в эксплуатацию в 1990 г. указанных
причалов.
В таблице 2.2 внесены характеристики
источников выбросов (выделений), указанных в соответствующих по годам таблицах
2.1.
Таблица 2.2
ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ ВЫБРОСОВ ВРЕДНЫХ
ВЕЩЕСТВ
Характеристика остальных источников
(высота, диаметр, температура и т.д.) в рассматриваемый период не изменяются.
В таблицу 2.3 для расчетного года 1987
внесены показатели работы газопылеочистного оборудования следующих источников
выбросов (выделений):
а) деревообрабатывающий цех (ист. N 16) -
занесена средняя эксплуатационная и максимальная степень очистки воздуха в
циклоне ЦОЛ. Так как проводится в циклоне очистка воздуха от всех станков, то коэффициент
обеспеченности равен 100%;
б) малая механизация 1-го района (ист. N
8) - занесена средняя эксплуатационная и максимальная степень очистки выхлопных
газов нейтрализаторами. Коэффициент обеспеченности для дизельных средств малой
механизации равен:
6
-- х 100% = 50%(6 - число средств с дизельным
двигателем,оснащенных
12
нейтрализаторами);
для средств с карбюраторным двигателем:
2
- х 100% = 30%(2-числосредствскарбюраторнымдвигателем,
6
оснащенных нейтрализаторами)
в) горн кузницы (ист. N 15) - занесены
коэффициенты степени очистки отходящих газов штатными золоуловителями. Так как
проводится очистка всего объема отходящих газов, величина коэффициентов
обеспеченности равна 100%.
Таблица 2.3
ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ ГАЗООЧИСТНЫХ И ПЫЛЕУЛАВЛИВАЮЩИХ
УСТАНОВОК
В таблицу 2.3 для расчетного года 1988
внесены следующие показатели работ газопылеочистного оборудования и ликвидации
источников на 1 января 1988 года:
а) суда портофлота (ист. N 7) - в связи с
ликвидацией двух судов портофлота, потребляющих уголь. В графу 2 занесен индекс
угля, а в графы 4 - 6, величина равная 100%;
б) горн кузницы (ист. N 15) - в связи с
заменой горна на индукционную печь. Данные по выбросам от индукционной печи
занесены в соответствующую по году табл. 2.7. В графы 4 - 6 табл. 2.3 занесена
величина, равная 100%.
В таблицу 2.3 для расчетного года 1989
внесены следующие показатели работы газопылеочистного оборудования и ликвидации
источников на 1 января 1989 года:
а) сварочные посты механических
мастерских (ист. N 10) - внесены значения средней эксплуатационной и
максимальной степени очистки сварочной аэрозоли катализатором. Так как
катализаторами оснащены все сварочные посты, то величина коэффициента обеспеченности
равна 100%;
б) малая механизация I-го, II-го, III-го
районов (ист. N 8, 9, 32) - оснащение всех средств малой механизации с
дизельным двигателем нейтрализаторами выхлопных газов. В графу 2 занесен индекс
дизельного топлива. Коэффициент оснащенности нейтрализаторами 100%;
в) автобаза (ист. N 17) - в связи с
переводом 50% автомашин с карбюраторным двигателем на газовое топливо. В графу
2 занесен индекс бензина. В графу 2 занесена величина равная 50%, а в графы 4 -
6 величина, равная 100%.
В 1990 г. изменения в показателях
газоочистки не происходит, поэтому табл. 2.3 для данного расчетного года не
составляется.
В табл. 2.4 с расчетным годом 1987
занесены в соответствии с настоящим документом требуемые характеристики порта,
взяты из табл. 1.1 Приложения 1.
В табл. 2.4 с расчетным годом 1988
занесена новая величина коэффициента электроснабжения причалов, равная 1,0, и
новые значения валового времени стоянки судов у причалов.
Аналогично заполнена табл. 2.4 с
расчетным годом 1990. Так как в 1989 г. характеристика порта не изменилась, то
табл. 2.4 с расчетным годом 1989 не составлялась.
В таблицу 2.5 с расчетным годом 1987
занесены в соответствии с табл. 1.2 Приложения 1 расходные характеристики
источников выбросов, включенных в табл. 2.1 соответствующего года.
В связи с переводом котельной на газ в
табл. 2.6 с расчетным годом 1989 занесены характеристики газового топлива.
В табл. 2.7 с расчетным годом 1987
занесены требуемые данные по источникам выбросов, не включенным в настоящий
руководящий документ. К ним относятся: участок покраски (ист. N 26), участок
подзарядки аккумуляторов (ист. N 27), узлы перегрузки угля (ист. N 28 - 31).
Расчет выбросов от этих источников выполнен по РД 31.06.05-85 и методикам,
включенным в "Сборник методик по расчету выбросов в атмосферу загрязняющих
веществ различными производствами", издание Гидрометеоиздат, Ленинград,
1986 г.
В табл. 2.7 с расчетным годом 1988
внесены новые значения годовых и секундных выбросов от источников
пылеобразования узлов перегрузки угля с учетом пылеподавления и выброс от
индукционной печи (ист. N 15).
В табл. 2.7 с расчетным годом 1989
внесены новые значения годовых и секундных выбросов от источников N 28 - 31,
увеличение которых вызвано увеличением грузооборота порта по углю.
Приложение 3
(справочное)
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ПРИ НОРМИРОВАНИИ ВЫБРОСОВ В ПОРТАХ
Источник выделения - технологическое
оборудование (установки, агрегаты, машины и т.п.) или технологические процессы
(перемещение сыпучих материалов, сварочные, окрасочные работы и т.п.), от
которых в ходе производственного цикла отторгаются вредные вещества, а также
места хранения сыпучих или жидких веществ, отвалы, места складирования
промышленных отходов, от которых под воздействием метеорологических факторов
отторгаются вредные вещества.
Источник выбросов - специальное
устройство: труба, аэрационный фонарь, вентиляционная шахта и т.п., посредством
которых осуществляется выброс вредных веществ в атмосферу.
По терминам необходимо отметить, что
понятие источник выделения более широкое, чем источник выброса, и они не
отражают в полной мере особенности источников выброса (выделений) порта. В
особой мере последнее относится к плоскостным, передвижным источникам и к
источникам, состоящим из нескольких источников выделения.
В состав одного источника выбросов может
входить несколько источников выделения. Например, в помещении имеется три
сварочных поста (три источника выделения). Выброс вредных веществ от сварочных
постов осуществляется вентиляционной системой через одну вентиляционную шахту -
один источник выброса.
Склад нефтепродуктов состоит из трех
резервуаров - трех источников выделения. Выброс вредных веществ происходит
через дыхательные клапана резервуаров, которые объединяются в один источник
выброса - труба резервуаров склада ГСМ или сокращенно "склад ГСМ".
В ряде случаев источники выделений
объединяются в отдельные группы по виду используемого топлива. Так все суда
портофлота объединяются в один плоскостной, неорганизованный источник выброса,
в состав которого входят группы источников выделения (суда портофлота),
потребляющие дизельное топливо, уголь, мазут.
В данном случае число источников
выделения равно числу судов портофлота, а число источников выброса равно
единице, и сам источник состоит из нескольких самостоятельных групп источников
выделения.
Такой же особенностью обладают другие
источники выбросов - малая механизация, внешний рейд.
Приложение 4
(рекомендуемое)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЕКУНДНЫХ ВЫБРОСОВ ОТ ВЕНТИЛЯЦИОННЫХ
СИСТЕМ
Настоящая методика устанавливает метод
расчета секундных выбросов через общеобменную вентиляцию загрязняющих веществ,
содержащихся в воздухе производственных помещений.
Максимальный секундный выброс
загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу через общеобменную вентиляцию,
рассчитывать по формуле:
_
М = С W, г/с,(4.9)
где:
_
С - средняяконцентрациязагрязняющеговеществав рабочей зонепри
максимальномеговыделенииисточникомили группой источников выделения,
аккумуляторныхбатарей,приотсутствииданных по замерам концентрации С
допускается
секундный выброс загрязняющих веществ определить по формуле:
3
М = ПДКх W х 10 , г/с,(4.10)
р.з.
где ПДК- предельно допустимая концентрация выделяемых загрязняющих
р.з.
веществ в
рабочей зоне, мг/куб. м.
Для вновь проектируемых незначительных
источников выбросов формулу (4.10) допускается использовать в том случае, если
ее применимость подтверждена экспериментальными данными по аналогии объектам
или расчетам при проектировании вентиляции.
Приложение 5
(обязательное)
УЧЕТ ЦИКЛИЧНОСТИ ВЫБРОСОВ ПРИ ПЕРЕГРУЗКЕ
СЫПУЧИХ ГРУЗОВ ГРЕЙФЕРАМИ
При грейферной перегрузке сыпучих
материалов необходимо в качестве величины массового выброса принимать
усредненное значение выброса, учитывающее цикличность выброса пыли в атмосферу
и рассчитываемое по формуле (4.4):
альфа бета тау
_оп
m = ---------------- х m,
г/с,(4.4)
тау
ц
где:
_
m - усредненное значение секундного
массового выброса, г/с;
бета- поправочный коэффициент, равный 1,5 при погрузке сыпучего груза
в бункер, вагон,
штабель, кузов автомобиля;
2,5 - при погрузке в трюм судна.
(Приложения 1 - 5. Внесены дополнительно,
Изм. 1987 г.)
Интернет архив законодательства СССР. Более 20000 нормативно-правовых актов.
СССР, Союз Советских Социалистических республик, Советская власть, законодательство СССР, Ленин, Сталин, Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, история СССР.