| На главную | Контакты | Поиск на текущей странице: "Ctr+F" |


       Содержание библиотеки:

 

МИНИСТЕРСТВО ТОРГОВЛИ СССР

 

ПРИКАЗ

от 28 апреля 1986 г. N 93

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ

ТАРЫ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ И В ОРГАНИЗАЦИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ТОРГОВЛИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

 

В связи с утверждением Плана счетов бухгалтерского учета торгово - хозяйственной деятельности объединений, предприятий и организаций торговли и общественного питания и Номенклатуры статей издержек (Приказ от 16 декабря 1985 г. N 289) приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по бухгалтерскому учету тары на предприятиях и в организациях государственной торговли и общественного питания.

2. Считать утратившим силу Приказ Министерства торговли СССР от 24 декабря 1984 г. N 329.

 

Заместитель Министра

П.Д.КОНДРАШОВ

 

 

 

 

 

 

Утверждена

Приказом Министерства торговли СССР

от 28 апреля 1986 г. N 93

 

ИНСТРУКЦИЯ

ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ ТАРЫ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

И В ОРГАНИЗАЦИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТОРГОВЛИ

И ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

 

1. Общие положения

1.1. Настоящая Инструкция регламентирует порядок документального оформления учета тары, а также результатов по операциям с тарой на предприятиях и в организациях торговли и общественного питания.

Инструкция не распространяется на те виды тары, которые по условиям торгово - технологического процесса производства товаров постоянно используются на предприятиях торговли и общественного питания для постоянного хранения и внутреннего перемещения товаров как хозяйственный инвентарь.

Тара, используемая как хозяйственный инвентарь <*>, в зависимости от стоимости, учитывается на балансовых счетах N 01 "Основные средства" или N 12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы".

--------------------------------

<*> В дальнейшем по тексту именуется "инвентарная тара".

 

1.2. Тара под материалами и другими предметами материально - технического оснащения, оплачиваемая поставщикам сверх оптовой стоимости поступивших материальных ценностей, ведется в соответствии с Инструкцией по учету материалов на предприятиях и в организациях торговли и общественного питания, утвержденной Приказом Министерства торговли СССР от 13 декабря 1977 г. N 248.

1.3. Инструкция разработана в соответствии с Основными положениями по бухгалтерскому учету тары на промышленных предприятиях и стройках (приложение к письму Министерства финансов СССР от 30 апреля 1966 г. N 159) и Инструкцией о порядке учета тары - оборудования (приложение к письму Министерства финансов СССР от 3 сентября 1982 г. N 128) с учетом особенностей тарооборота в государственной торговле и общественном питании.

1.4. На промышленных предприятиях и стройках, находящихся в подчинении торговых организаций, учет тары ведется в соответствии с указанными в пункте 1.3 нормативными документами.

1.5. В соответствии с действующей классификацией выделяются следующие группы тары:

деревянная (ящики, бочки, лотки и т.д.);

картонная и бумажная (ящики, мешки, пачки и т.д.);

тканевая (мешки льняные, джутовые и т.д.);

металлическая (бочки, ящики, лотки и т.д.);

стеклянная (бутылки, бутыли, банки и т.д.) <*>;

полимерная (ящики, канистры, фляги и т.д.);

--------------------------------

<*> Имеется в виду порожняя стеклянная посуда.

 

Особым видом тары является тара - оборудование, выполняющая функции обычной тары и торгового оборудования.

Под тарой - оборудованием понимается техническое средство, предназначенное для укладывания, транспортирования, временного хранения и продажи из него продовольственных и непродовольственных товаров (контейнеры, поддоны и др.).

Перечисленные виды тары должны соответствовать требованиям ГОСТ и ТУ.

1.6. Тара, используемая многократно, называется многооборотной. Она подлежит обязательному возврату поставщику товаров или сдаче тарособирающим (тароремонтным) предприятиям. В обеспечение своевременного возврата на некоторые виды тары, поставляемой с товаром, поставщиком взимается с покупателя залог, который ему возвращается после получения от него тары. Эта тара называется залоговой.

1.7. Бухгалтерский учет тары должен обеспечивать:

контроль за сохранностью тары под товарами и порожней;

правильное и своевременное документальное оформление операций по движению тары;

получение точных данных о потерях, расходах и доходах по операциям с тарой в разрезе хозрасчетных структурных подразделений предприятий торговли и общественного питания;

своевременное выявление результатов инвентаризации тары.

2. Документальное оформление поступления тары

2.1. Прием тары от поставщиков по количеству и качеству, отпуск, возврат и внутреннее перемещение тары оформляются типовыми документами <*>.

--------------------------------

<*> Здесь и далее по тексту типовые формы, утвержденные Приказом Министерства торговли СССР от 14 июля 1972 г. N 134.

 

2.2. При соответствии фактического количества, качества, маркировки данным, указанным в документе поставщика, прием тары оформляется одновременно с приемом товара путем проставления в товарно - транспортных накладных и других сопроводительных документах штампа (типовая форма N 1).

2.3. В случае установления расхождения между фактическим количеством и качеством поступившей тары с данными, указанными в сопроводительных документах поставщика, а также немаркированной и не надлежаще маркированной тары составляется акт (типовая форма N 2) в порядке, аналогичном для количественной и качественной приемки товаров. В необходимых случаях может быть составлен акт экспертизы. Эти документы являются основанием для оприходования поступившей тары и предъявления претензий поставщику.

2.4. Поступившая некачественная и некомплектная тара в соответствии с фактическим состоянием, установленным при приеме, может быть оприходована как тароматериал. Это относится также к деревянным ящикам, изготовленным по техническим условиям и чертежам. Основанием для перевода поступившей тары в тароматериал служит акт (типовая форма N 2) и акт экспертизы.

2.5. Прием поступивших тканевых мешков производится в порядке, установленном Инструкцией о порядке использования тканевых мешков из-под хлебопродуктов и семян сельскохозяйственных культур, утвержденной Приказом Министерства заготовок СССР от 17 декабря 1976 г. N 400, и Инструкцией о порядке приемки, использования и возврата тканевых мешков из-под сахара, утвержденной Министерством пищевой промышленности СССР от 9 августа 1976 г. N ИН-2.

2.6. Тара, не указанная отдельно в расчетных документах поставщика и не подлежащая оплате, принимается материально ответственными лицами с соблюдением правил приемки. Сведения о фактически поступившей таре на основании пересчета количества мест и проверки маркировки вносятся материально ответственными лицами в сопроводительный документ с указанием наименования и прейскурантного номера тары. Оценка полученной бесплатно тары производится лицами, осуществляющими контроль за ценами. При отсутствии маркировки и невозможности установления прейскурантного номера тара приходуется по ценам возможной реализации.

3. Документальное оформление выбытия тары

3.1. Отпуск тары под товаром оформляется товарно - транспортной накладной или другими расходными документами. При этом, кроме наименования, количества, цены и стоимости тары, обязательно указывается обоснование цены: номер прейскуранта и номер позиции тары по прейскуранту (артикул на мешки).

3.2. Возврат порожней тары поставщикам, сдача на тарные склады вышестоящей организации и тарособирающим предприятиям оформляется товарно - транспортной накладной или другими расходными документами, в зависимости от условий доставки и установленного порядка расчетов между таросдатчиками и тарополучателями.

3.3. В расходных документах указывается качественное состояние тары.

Определение качественного состояния подготовленной к сдаче тары производится с участием товароведа по таре или другого должностного лица, на которого возложены функции по организации тарооборота на данном предприятии.

3.4. При несоответствии фактически доставленной тары по количеству или качеству данным, указанным таросдатчиком в сопроводительных документах, прием тары оформляется специальным актом в соответствии с Инструкциями о порядке приемки продукции производственно - технического назначения и товаров народного потребления по количеству и качеству, утвержденными Государственным арбитражем при Совете Министров СССР (см. циркулярные письма Государственного комитета Совета Министров СССР по торговле от 7 августа 1965 г. N 082-75 и Министерства торговли СССР от 31 мая 1966 г. N 085-75), с дополнениями и изменениями.

3.5. Разница между стоимостью тары по ценам приобретения и ценам, установленным при сдаче тарособирающим организациям, подлежит списанию на расходы на тару, доходы по таре, потери по таре или взысканию с материально ответственных лиц.

При качественном состоянии сданной тары не ниже требующей ремонта (второй категории по картонной таре) суммовые разницы в ценах относятся на расходы по таре. Если тара сдается тароматериалом или макулатурой, вопрос о порядке списания решается руководителем предприятия, который утверждает документ на сдачу тары.

3.6. При многократной сдаче тары в течение месяца разрешается списывать суммовые разницы от сдачи тары низкого качества (тароматериалом или макулатурой) не по каждому документу, а итогом за месяц. С этой целью по окончании месяца составляется справка о потерях от сдачи тары, которая утверждается руководителем (см. Приложение).

Списание суммовых разниц на потери должно осуществляться в строгом соответствии с пунктом 37 Положения о бухгалтерских отчетах и балансах.

3.7. Сдача тканевых мешков оформляется в соответствии с нормативными документами, указанными в подпункте 2.5. Суммовая разница между стоимостью по приемным и сдаточным ценам при снижении качества мешков на одну категорию подлежит списанию на расходы по таре. Списание суммовой разницы производится в порядке, изложенном в подпунктах 3.5 и 3.6.

3.8. На разбитую и пришедшую в негодность тару (кроме мешков, полученных от поставщиков) составляется акт (типовая форма N 10) в двух экземплярах: первый экземпляр передается руководителю для утверждения, второй экземпляр остается у материально ответственного лица.

В состав комиссии обязательно включаются товаровед по таре или другой ответственный за организацию тарооборота специалист, который дает характеристику дефектов подлежащей списанию тары.

При наличии в торговых организациях мастерских по ремонту тары непригодная тара подлежит сдаче в эти мастерские.

4. Учет тары материально ответственными лицами

4.1. Материально ответственные лица обязаны вести ежедневный учет тары в разрезе номенклатуры в Товарной книге (типовая форма N 27) или карточках (типовая форма N 28).

4.2. Все первичные документы после записи в Товарную книгу или карточки подлежат сдаче в бухгалтерию (учетно - контрольную группу) при товарном отчете. Движение тары, как и товаров, указывается по каждому первичному документу. На оборотной стороне товарного отчета отражается движение тары по группам.

4.3. Предприятиям торговли и общественного питания разрешается вести учет тары по видам непосредственно в товарных отчетах (на оборотной стороне). В этом случае Товарная книга или карточки не ведутся.

Рекомендуется в товарных отчетах (типовые формы N 36, 37, 38) указывать виды тары типографским способом.

4.4. На тарных складах (кладовых) материально ответственные лица составляют отчет по таре (типовая форма N 35).

5. Учет тары в бухгалтерии

5.1. Бухгалтерский учет тары осуществляется на следующих счетах и субсчетах:

01 "Основные средства" - инвентарная тара стоимостью свыше 100 рублей за единицу и служащая более одного года (кроме многооборотной тары - оборудования, подлежащей возврату поставщикам);

05 "Материалы", субсчет "Тара и тарные материалы" - тара из-под материалов и других предметов материально - технического оснащения, оплаченная сверх оптовой стоимости полученных в ней материальных ценностей;

12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы" - инвентарная тара стоимостью до 100 рублей за единицу независимо от срока службы и инвентарная тара сроком службы менее одного года независимо от стоимости. Инвентарная тара должна иметь клеймо, трафарет либо бирку с инвентарным номером предприятия, на балансе которого она числится;

41/6 "Тара под товарами и порожняя" - вся остальная тара.

5.2. Учет стеклянной посуды ведется по залоговой стоимости в следующем порядке:

в розничных торговых предприятиях стеклянная посуда, находящаяся под товарами и порожняя, учитывается на субсчете 41/3 "Товары в предприятиях розничной торговли" в стоимостном выражении;

в кладовых предприятий общественного питания стеклянная посуда, находящаяся под товаром и порожняя, - на субсчете 41/4 "Товары и сырье в кладовых предприятий общественного питания" в натуральном и стоимостном выражениях;

на складах оптовых и розничных организаций стеклянная посуда, находящаяся под товарами, - на субсчете 41/1 "Товары на складах" в натуральном и стоимостном выражениях; порожняя стеклянная посуда на тарных складах - на субсчете 41/6 "Тара под товарами и порожняя" в натуральном и стоимостном выражениях.

5.3. Учет тары на счетах ведется в следующей оценке:

тара, числящаяся в составе основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, - по инвентарной стоимости;

многооборотная тара, поступающая от поставщиков с товарами, за которую последние взимают залог в установленных размерах, - по залоговой стоимости;

тканевая тара приходуется и учитывается по ценам той категории, которая указана в документах поставщика или акте приема;

прочая деревянная и картонная тара - по ценам приобретения, но не выше соответствующих цен действующих прейскурантов. При этом деревянная и картонная тара, стоимость которой взимается поставщиками сверх действующих оптовых или розничных цен на товары, в размере 40 процентов стоимости деревянной и 80 процентов стоимости картонной тары приходуется и учитывается также по цене ее приобретения;

тара собственного изготовления - по фактической себестоимости, но не выше цен действующих прейскурантов.

5.4. Торговым организациям разрешается вводить средние учетные цены по отдельным видам тары. При установлении средних учетных цен принимаются во внимание цены по прейскуранту и используемая на данном предприятии номенклатура тары. Средние учетные цены должны быть утверждены руководителем торговой организации (уставного предприятия) и зафиксированы в соответствующем ценнике.

Периодически, но не реже одного раза в год, должен осуществляться пересмотр средних учетных цен.

5.5. Тара, разрешенная к продаже населению за наличный расчет, отпускается покупателям по накладной. Получение денег от покупателей за проданную тару производится через кассу предприятия в установленном порядке.

Стоимость по учетным ценам реализованной тары списывается на субсчет 46/3 "Реализация товаров в розницу предприятиями розничной торговли". Разница между стоимостью по учетным и продажным ценам на реализованную тару относится на счет 44 "Издержки обращения".

5.6. Реализация сторонним предприятиям тары, не подлежащей обязательному возврату поставщикам или сдаче тарособирающим организациям, учитывается на субсчете 46/8 "Реализация товаров, готовой продукции, материалов, работ и услуг без включения в товарооборот".

5.7. Аналитический учет тары ведется по материально ответственным лицам, видам тары, количеству, цене и сумме. Отдельными аналитическими позициями также выделяются:

тароматериал в кубических метрах при оприходовании тары в соответствии с указанным в подпункте 2.4;

суммовая разница между приемными и сдаточными ценами при списании ее в соответствии с указанным в подпункте 3.6. По состоянию на первое число суммовая разница должна отсутствовать, так как она подлежит ежемесячному списанию на расходы и потери в установленном порядке.

5.8. Аналитический учет тары осуществляется, как правило, по оперативно - бухгалтерскому (сальдовому) методу.

По окончании месяца, а также на дату инвентаризации материально ответственные лица на основании записей в Товарной книге (на карточках) заполняют ведомость остатков (типовая форма N 81). Остатки тары указываются в ведомости по видам в разрезе групп применительно к указанному в подпункте 1.5. В бухгалтерии проставляются учетные цены и выявляется сумма остатков как в разрезе групп тары, так и в целом по материально ответственным лицам. Эти данные - остатки в разрезе групп и общий остаток тары - сверяются с товарным отчетом. Тождественность данных обеспечивает взаимосвязь натурального учета тары, осуществляемого материально ответственными лицами, с бухгалтерским стоимостным учетом.

5.9. При ведении учета тары по видам непосредственно в товарных отчетах (подпункт 4.3) дополнительных аналитических регистров в бухгалтерии не составляется.

5.10. В условиях механизации учетных работ регистрами по таре являются следующие основные машинограммы: сводные ведомости учета тары, в которых отражается движение тары за отчетный период с группировкой оборотов по корреспондирующим счетам; сальдовые ведомости по материально ответственным лицам, в которых отражаются остатки тары по каждому наименованию, количеству, цене и сумме.

В условиях ЭВМ задача по механизации учета тары решается одновременно с задачей механизации учета движения товаров.

6. Особенности учета тары - оборудования

6.1. Тара - оборудование является многооборотной тарой, принадлежит предприятиям - поставщикам (отправителям) товаров, учитывается на их балансе и подлежит обязательному возврату покупателями (получателями) поставщикам (отправителям).

6.2. Расчеты за тару - оборудование с поставщиками производятся по оптовым ценам, а при отсутствии утвержденных оптовых цен - по фактической себестоимости этой тары - оборудования.

Проверка цен на поступившую тару - оборудование осуществляется в общем порядке.

6.3. При организации оборота тары - оборудования по принципу обмена штука на штуку бухгалтерских записей по движению ее не производится. В сопроводительных документах в этом случае делается отметка "Контейнеры на обмен" без включения их стоимости в сумму, причитающуюся к оплате.

6.4. Транспортные расходы по возврату тары - оборудования, а также расходы по ее амортизации относятся за счет поставщика (отправителя), если иное не предусмотрено Особыми условиями поставки товаров или договорами.

Покупатели (получатели) товаров возмещают поставщикам (владельцам) тары часть расходов, связанных с ремонтом и естественным ее износом. Размер возмещения этих расходов определяется договором исходя из срока службы тары - оборудования, условий ее оборачиваемости и времени нахождения в обращении у поставщика и покупателя.

6.5. В зависимости от порядка обращения тары - оборудования, установленного поставщиками (отправителями) и покупателями (получателями), ремонт тары - оборудования может осуществляться специализированными производственными предприятиями в централизованном порядке. В этом случае торговые организации производят отчисления средств на ремонт в соответствующих размерах за каждый оборот единицы тары - оборудования с грузом с последующим перечислением этих средств упомянутым выше производственным предприятиям.

6.6. В предприятиях торговли и общественного питания может осуществляться централизация средств на ремонт тары - оборудования, включая отчисления поставщиков, что предусматривает в договорах поставки товаров. В этом случае при выписке поставщиком счета на отгруженный товар отчисления на ремонт тары - оборудования указываются отдельной строкой. На сумму отчислений уменьшается сумма к оплате по счету поставщика.

6.7. Документальное оформление сдачи тары - оборудования в ремонт и возврата из ремонта производится в порядке, предусмотренном Положением о системе технического обслуживания и ремонта торгово - технологического оборудования, утвержденным Приказом Министерства торговли СССР от 3 октября 1980 г. N 264.

7. Учет результатов по операциям с тарой

7.1. Все расходы, потери и доходы по таре учитываются непосредственно на статьях 18 "Расходы на тару" и 19 "Потери по таре" соответствующих субсчетов счета 44 "Издержки обращения".

7.2. В аналитическом учете выделяются следующие виды расходов и потерь по таре.

Расходы по таре:

разница между приемной и сдаточной ценой на тару из-под плодоовощной и масложировой продукции;

разница между приемной и сдаточной ценой на мешкотару;

расходы по эксплуатации тары - оборудования;

амортизация многооборотной тары;

отчисления в фонд премирования;

прочие расходы.

Потери по таре:

потери при возврате деревянной и картонной тары;

потери при возврате мешкотары;

потери от списания тары;

прочие потери.

К расходам на тару относят:

амортизацию (износ) собственной инвентарной тары и тары - оборудования;

расходы на ремонт собственной инвентарной тары и тары - оборудования;

амортизацию многооборотной залоговой тары, возмещенную поставщикам в соответствии с условиями поставки товаров;

расходы, связанные с ремонтом и естественным износом тары - оборудования, в части, возмещенной поставщикам (владельцам тары - оборудования);

расходы на перевозку, погрузку и выгрузку порожней тары при возврате ее поставщикам или сдаче тарособирающим организациям;

расходы на очистку и обработку (дезинфекцию) тары;

заработную плату лиц, не входящих в списочный состав, привлеченных для выполнения по трудовому соглашению указанных погрузочно - разгрузочных, ремонтных и других работ; взносы по тарифу на государственное социальное страхование; отчисления профсоюзным организациям на культурно - массовую и физкультурную работу в размере 0,15% от заработной платы этих лиц;

разницу между приемной и сдаточной ценой на мешки, если они сданы той же категорией, по которой были приняты, или на одну категорию ниже;

стоимость тары, списанной из-за естественного износа;

отчисления для премирования работников за сбор и возврат промышленности тары за счет средств предприятий торговли и общественного питания;

другие планируемые расходы на тару.

К потерям по таре относят:

потери от снижения качества деревянной и картонной тары (разницу между ценой, по которой оплачена поступившая тара, и ценой, по которой принята поставщиками или тарособирающими организациями);

потери от снижения качества мешков более чем на одну категорию;

стоимость разбитой и пришедшей в негодность тары (за вычетом стоимости материалов - древесины, проволоки, гвоздей и проч.);

другие потери, вызванные бесхозяйственностью, небрежным обращением с тарой.

7.3. Списание потерь по таре допускается лишь в случаях, когда конкретные виновники потерь не установлены. Все документы, служащие основанием для списания потерь за счет предприятия, должны быть утверждены руководителем в соответствии с подпунктом "в" пункта 37 Положения о бухгалтерских отчетах и балансах.

7.4. Учет расходов, потерь и доходов по таре может вестись как по предприятию в целом, так и в разрезе его структурных подразделений, что зависит от организационных форм внутрихозяйственного расчета. В крупных предприятиях с большим объемом тарооборота целесообразна организация учета результатов по операциям с тарой по филиалам, складам, отделам и другим подразделениям.

7.5. Превышение расходов над доходами (дебетовое сальдо) учитывают в издержках обращения. Превышение доходов на расходами (кредитовое сальдо) в течение года без бухгалтерских записей присоединяют к прибыли, а в конце года перечисляют со счета 44 "Издержки обращения" на счет 80 "Прибыли и убытки".

 

 

 

 

 

 

Приложение

к Инструкции

по бухгалтерскому учету тары

на предприятиях и организациях

государственной торговли

и общественного питания

 

Справка о потерях от           ┌───────┐                 Утверждаю

сдачи тары           Код              │ Потери в сумме __________

за _________ 19 _ г. документа ├───────┤ списать за счет _________

Организация                           │ _________________________

____________________ Дата      ├───────┤ Руководитель

Предприятие                           │ "___" ___________ 19 _ г.

____________________           ├───────┤

____________________                 

Фамилия, имя,                  └───────┘

отчество материально

ответственного лица

 

Тарополучатель

Код

Сумма потерь      

Дата
сдачи

Примечание

Наименование

по дере-
вянной 
таре   

по кар-
тонной
таре  

по мешко-
таре    

1      

2

3  

4  

5   

6 

7    

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная  
сумма        

 

 

 

 

 

 

    Бухгалтер ____________________ Гл. бухгалтер _________________

                 (фамилия, имя,

               отчество, подпись)

 

Формат А4

 

 







Яндекс цитирования



Интернет архив законодательства СССР. Более 20000 нормативно-правовых актов.
СССР, Союз Советских Социалистических республик, Советская власть, законодательство СССР, Ленин, Сталин, Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, история СССР.

© LibUSSR.RU, 2011 - 2024