МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РСФСР
ПРИКАЗ
от 2 июня 1986 г. N 140
О ПОЛОЖЕНИИ ОБ УЧЕБНО-ОПЫТНОМ УЧАСТКЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В соответствии с Приказом Министерства
просвещения СССР от 19 марта 1986 г. N 69 "О Типовом положении
об учебно-опытном участке общеобразовательной школы" для совершенствования
обучения и воспитания, трудовой подготовки учащихся приказываю:
1. Утвердить республиканское Положение об
учебно-опытном участке общеобразовательной школы.
2. Министрам просвещения АССР, заведующим
краевыми, областными отделами, начальникам главных управлений народного
образования довести Положение об учебно-опытном участке общеобразовательной
школы до педагогических коллективов общеобразовательных школ, школ-интернатов
всех типов и обеспечить его выполнение с 1 сентября 1986 года.
Министр
Г.П.ВЕСЕЛОВ
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ УЧЕБНО-ОПЫТНОМ УЧАСТКЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Назначение
учебно-опытного участка, его структура
1. Учебно-опытный
участок создается в начальных, неполных средних и средних общеобразовательных
школах, школах-интернатах всех типов для проведения в I - XI классах учебных
занятий по трудовому обучению, уроков по природоведению, биологии; организации
общественно полезного, производительного труда; внеклассной юннатской,
опытнической и природоохранительной работы; воспитания у учащихся интереса и
любви к природе и сельскому хозяйству; обеспечения тесной связи изучения
основ наук с сельскохозяйственным трудом, воспитания коммунистического
отношения к труду.
2. В соответствии с Земельным кодексом
РСФСР отведение земельных участков школам для учебных целей производится на
основании решения исполнительного комитета Совета народных депутатов.
3. На учебно-опытном участке школ
организуются отделы: полевых, овощных и плодово-ягодных культур,
цветочно-декоративный, коллекционный, зоолого-животноводческий, начальных
классов. В состав участка входят защищенный грунт, "зеленый класс",
подсобное помещение, географическая площадка. На учебно-опытном участке могут
создаваться и другие отделы: производственный, дендрологический. Площадь
участка определяется руководством школы с учетом местных условий и количества
учащихся, привлекаемых к работе.
4. Отдел начальных классов неполных
средних и средних школ (учебно-опытный участок начальных школ) состоит из
делянок, на которых учащиеся I - IV классов выращивают сельскохозяйственные
культуры и другие растения в соответствии с программой по трудовому обучению и
природоведению.
5. В отделах полевых и овощных культур
выращиваются в системе севооборотов важнейшие культуры данной зоны. Отдел
плодово-ягодных культур состоит из сада, ягодников, питомника. В
дендрологическом отделе создается коллекция древесных и кустарниковых растений.
В цветочно-декоративном отделе выращиваются однолетние, двулетние и многолетние
цветочно-декоративные растения. В коллекционном отделе возделываются типичные
представители основных сельскохозяйственных и систематических групп растений,
распространенные лекарственные, медоносные растения, новые для данной местности
культуры. Рекомендуется выращивать также разнообразные виды растений,
необходимые при изучении курса общей биологии (для демонстрации явлений изменчивости
и наследственности, искусственного и естественного отбора, относительной
приспособленности, многообразия видов и др.).
6. В зоолого-животноводческом отделе в
зависимости от местных условий могут быть крольчатник, птичник, пасека и т.д. В
состав отдела входит уголок живой природы.
7. В производственном отделе выращиваются
овощи, картофель, фрукты и ягоды для школьной столовой. Защищенный грунт
создается для выращивания овощных и цветочно-декоративных растений, рассады,
размножения плодово-ягодных и декоративных растений. Он состоит из теплиц,
парников, рассадников.
8. "Зеленый класс"
предназначается для занятий, он оснащается учебно-наглядными пособиями и
учебным оборудованием.
9. В подсобном помещении хранятся
сельскохозяйственный инвентарь, аптечка с необходимыми для оказания первой
помощи медикаментами и перевязочными материалами. В непосредственной близости
от подсобного помещения устанавливается противопожарный инвентарь. Удобрения
хранятся в специальной таре с четкими надписями названий.
Для хранения семенного и посадочного
материала, выращенной продукции на территории земельного участка школы
создается хранилище.
10. Учебно-опытный участок обеспечивается
сельскохозяйственным инвентарем в соответствии с Типовыми перечнями
учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ,
утвержденными Министерством просвещения СССР, и Списком новых учебно-наглядных
пособий и технических средств обучения для I - IV классов общеобразовательной
школы, утвержденным коллегией Министерства просвещения РСФСР от 10 января 1985
года, протокол N 1.
11. Вокруг участка создается естественная
(из зеленых насаждений) или искусственная изгородь. Участок обеспечивается
водой для полива растений.
12. Сельскохозяйственная продукция,
выращенная на учебно-опытном участке, используется для организации питания
учащихся в школьной столовой.
13. Учебно-опытный участок городской
школы, в которой трудовое обучение учащихся V - VII классов не предусматривает
сельскохозяйственные работы, может иметь следующие отделы: начальных классов,
коллекционный, цветочно-декоративный, дендрологический, а также защищенный
грунт, "зеленый класс".
Содержание и
организация работы учащихся
на учебно-опытном участке
14. Основными направлениями деятельности
учащихся на участке являются выращивание растений и животных, наблюдение за их
ростом и развитием, проведение сельскохозяйственных опытов в соответствии с
программами трудового обучения, природоведения, биологии, кружковых занятий. В
сельских школах, в которых организованы ученические производственные бригады,
тематика наблюдений и опытов должна учитывать направление
научно-исследовательской, опытнической работы УПБ.
Для работы на участке из учащихся каждого
класса формируются звенья.
15. Учащиеся работают на участке в
процессе трудового обучения, изучения природоведения, биологии. На участке
организуются общественно полезный, производительный труд, трудовая практика
школьников, внеклассная юннатская, опытническая и природоохранительная работа. Режим труда учащихся на учебно-опытном участке устанавливается с
учетом Положения об организации общественно полезного, производительного труда
учащихся общеобразовательных школ, утвержденного Приказом Министерства
просвещения СССР от 11 мая 1985 г. N 81, Правил по технике безопасности при
работе по биологии в общеобразовательных школах Министерства просвещения СССР
(инструктивное письмо от 26 марта 1981 г. N 235-123/12).
16. Работа учащихся на участке
организуется в соответствии с планом, являющимся составной частью плана
учебно-воспитательной работы школы. В него целесообразно включить такие
разделы:
планировка
территории учебно-опытного участка (размещение отделов, полей севооборотов, их
площадь, распределение территории участка между классами, звеньями, кружками,
группами продленного дня);
содержание и
организация работы (перечень растений, возделываемых на участке, выращиваемых
животных, тематика наблюдений и опытов, распределение опытов между классами,
звеньями, кружками; список изготавливаемых учебно-наглядных пособий;
календарные сроки и порядок выполнения учащимися работ, расписание учебных,
кружковых занятий, график работы учащихся в процессе общественно полезного,
производительного труда, в том числе в период летних каникул);
руководство работой учащихся на участке
(закрепление учителей, классных руководителей, воспитателей групп продленного
дня за отделами участка, график их работы в период летних каникул);
материальное обеспечение работы на
участке (определение потребности в инвентаре, оборудовании, удобрениях,
посевных и посадочных материалах, кормах для животных и пр.).
17. Ежегодно в начале учебного года
подводятся итоги работы на участке, организуется выставка, проводится Праздник
урожая.
18. Директор школы
несет ответственность за состояние учебно-опытного участка, осуществляет общее
руководство работой на нем. Он вместе с педагогическим работником школы,
ответственным за организацию общественно полезного, производительного труда,
трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся, обеспечивает: расстановку
учителей, классных руководителей, воспитателей групп продленного дня,
лаборантов для руководства работой учащихся; развитие материальной базы
учебно-опытного участка; привлечение базового и
других предприятий, общественных организаций, родителей к участию в организации
работы на участке.
19. Непосредственное руководство работой
на участке (включая летнее время) осуществляет заведующий учебно-опытным
участком, назначаемый директором школы, как правило, из числа учителей
биологии. Заведующий несет ответственность за состояние участка и содержание
работы на нем, за его обеспечение посевными и посадочными материалами, кормами,
оборудованием и инвентарем; инструктирует учителей, воспитателей, лаборантов,
привлекаемых к работе на участке; обеспечивает соблюдение
санитарно-гигиенических норм, правил охраны труда, а также правил пожарной
безопасности.
Имущественно-материальные ценности, необходимые для организации работы на
учебно-опытном участке, находятся на ответственном хранении у заведующего
учебно-опытным участком. Он ведет учет этих ценностей в установленном порядке.
Учителям за заведование учебно-опытным
участком производится дополнительная оплата в соответствии с п. 69 Инструкции о
порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной
Приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 г. N 94.
В начальной школе непосредственное
руководство работой на учебно-опытном участке осуществляет директор школы.
20. Заместитель (помощник) директора по
хозяйственной части принимает меры по своевременному обеспечению
учебно-опытного участка инвентарем, посевными и посадочными материалами,
кормами для животных, водой для полива растений. Он организует хранение и
реализацию продукции, полученной на учебно-опытном участке, охрану участка.
21. Учителя, привлекаемые к руководству
занятиями, трудом учащихся на учебно-опытном участке, обучают их правильным и
безопасным приемам работы, обеспечивают соблюдение школьниками правил техники
безопасности и санитарно-гигиенического режима, а также осуществляют надзор за
исправным состоянием и безопасной эксплуатацией оборудования, инвентаря.
22. Урожай, продукция, полученные
с учебно-опытного участка, используются школой в соответствии с действующим в
республике законодательством. Доходы и расходы, связанные с работой учащихся по
выращиванию растений и разведению животных на учебно-опытном участке,
планируются и учитываются по сметам специальных (внебюджетных) средств.
23. Школа освобождается от обязательных
поставок государству сельскохозяйственных продуктов с учебно-опытного участка,
а также налога с оборота (Постановление Совета Министров СССР от 16 февраля
1952 г. N 869 "О мерах по улучшению преподавания биологии в семилетних и
средних школах и работы на пришкольных учебно-опытных участках").
24. В соответствии с Положением о базовом
предприятии общеобразовательной школы базовое предприятие оказывает школе
содействие в укреплении материальной базы учебно-опытного участка, организации
его работы.