ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС
СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 августа 1986 г. N 992
О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКИМ И НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКИМ СОТРУДНИЧЕСТВОМ
С СОЦИАЛИСТИЧЕСКИМИ СТРАНАМИ
(с изм. и доп., внесенными Постановлением
ЦК КПСС,
Совмина СССР от 11.03.1988 N 329;
Постановлением Совмина СССР от 06.05.1989 N 385 -
СП СССР, 1989, N 23, ст. 75)
Центральный Комитет КПСС и Совет
Министров СССР отмечают, что в свете установок XXVII съезда партии и решений
июньского (1986 г.) Пленума ЦК КПСС в современных условиях динамичное развитие
всестороннего сотрудничества со странами социализма, дальнейшее углубление
социалистической экономической интеграции приобретают особое значение. Курс на
ускорение социально - экономического развития стран - членов СЭВ, укрепление
единства и сплоченности социалистических государств, упрочение позиций
социализма в мире требуют коренного совершенствования взаимодействия СССР со
странами социализма.
В целях совершенствования управления
экономическим и научно - техническим сотрудничеством с социалистическими
странами Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР постановляют:
1. Считать важнейшей политической и
общегосударственной задачей приоритетное развитие экономических связей с
социалистическими странами на основе принципов социалистического
интернационализма. Принципиально перестроить систему сотрудничества с этими
странами, обеспечив переход от преимущественно торговых связей к глубокой
специализации и кооперации производства. Положить в основу всей работы по
сотрудничеству Комплексную программу научно - технического прогресса стран -
членов СЭВ до 2000 года.
Расширять взаимовыгодное экономическое
сотрудничество с европейскими странами - членами СЭВ в совместном решении задач
по эффективному использованию производственного и научно - технического
потенциала, обеспечению выхода на новые рубежи науки и техники.
С Социалистической Республикой Вьетнам,
Республикой Куба и Монгольской Народной Республикой сотрудничество развивать с
учетом необходимости оказания всесторонней помощи в их усилиях по укреплению
социалистической экономики, повышать эффективность оказываемой помощи,
содействовать созданию современных отраслей народного хозяйства этих стран на
основе кооперации с СССР и другими странами - членами СЭВ.
Существенным образом изменить форму и
методы внешнеэкономических связей со странами социалистического содружества.
Совершенствуя централизованное планирование экономических отношений, главный
упор необходимо делать на всемерное активное внедрение новых прогрессивных форм
взаимодействия между объединениями, предприятиями и организациями СССР и
социалистических стран, создание необходимых экономических и организационных
условий для их деятельности на основе полного хозяйственного расчета и взаимной
выгоды.
I. ПО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПЛАНИРОВАНИЯ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ
2. Государственной
внешнеэкономической комиссии Совета Министров СССР, Госплану СССР,
Государственному комитету СССР по науке и технике, Министерству финансов СССР,
Академии наук СССР, Постоянному представительству СССР в СЭВ совместно с
заинтересованными министерствами и ведомствами ускорить разработку Концепции
развития внешнеэкономических связей СССР со странами - членами СЭВ на 1991 -
1995 годы и до 2000 года как базы для согласования долгосрочной экономической
политики и координации государственных планов.
При этом исходить из того, что нужно
обеспечить подлинный перелом во всей системе сотрудничества с социалистическими
странами на основе глубокой научно - технической и экономической интеграции.
Особое внимание обратить на решение крупных экономических и технических проблем
народного хозяйства социалистических стран, выработку направлений
широкомасштабного развития взаимовыгодной специализации, переход от торговых
связей к широкой производственной кооперации.
Абзац третий пункта 2 не приводится, как
не содержащий норм, подлежащих включению в Свод законов СССР.
3. Сконцентрировать
усилия Госплана СССР, Постоянного представительства СССР в СЭВ на развитии
экономических связей со странами - членами СЭВ в строгом соответствии с
Концепцией, на координации плановой деятельности министерств и ведомств в
области внешнеэкономических связей, углублении специализации производства,
достижении высокой эффективности экономических связей и их максимального вклада
в ускорение социально - экономического развития страны.
4. Госплану СССР при разработке
пятилетних и годовых планов экономического и социального развития:
устанавливать министерствам и ведомствам
СССР и Советам Министров союзных республик задания по объемам
внешнеэкономических связей, выделяя при этом задания по странам - членам СЭВ
(для объединений, предприятий и организаций заданий по развитию кооперации не
устанавливается);
определять в соответствии с Концепцией
приоритетные направления развития экономического сотрудничества, включая
специализацию производства по основным видам продукции, проводить координацию
капитальных вложений по объектам, представляющим взаимный интерес, в том числе
связанных с освоением изделий по заданиям Комплексной программы научно -
технического прогресса стран - членов СЭВ; согласовывать общие объемы и
пропорции взаимного экономического сотрудничества, осуществлять меры,
обеспечивающие улучшение структуры товарооборота и достижение
сбалансированности торговых и платежных отношений.
Установить, что начиная с 1987 года в
планах экономического и социального развития министерств и ведомств СССР,
Советов Министров союзных республик, объединений и предприятий в разделе
внешнеэкономических связей выделяются мероприятия по развитию социалистической
экономической интеграции со странами - членами СЭВ, в том числе по выполнению
Комплексной программы научно - технического прогресса. Обеспечить безусловную
реализацию обязательств Советской Стороны, вытекающих из международных
соглашений, хозяйственных договоров и контрактов.
5. Министерствам и ведомствам
СССР, Советам Министров союзных республик при проведении координации планов
осуществлять с компетентными органами стран - членов СЭВ глубокую совместную
проработку научно - технической политики в соответствующих отраслях на базе
Комплексной программы научно - технического прогресса, направлений
перспективного развития отраслей и важнейших видов производства, а также
согласовывать номенклатуру и объемы взаимных поставок продукции, в том числе
специализированной. При этом главная задача состоит в том, чтобы,
используя международное разделение труда, поднять технический уровень
выпускаемой продукции и увеличить объем ее производства.
Активно включить в эту работу
подведомственные объединения, предприятия и организации, осуществляющие
кооперационные связи и участвующие в деятельности совместных предприятий,
международных объединений и организаций.
Исходить из того, что объемы возможного
превышения импорта над экспортом по кооперированным поставкам допускаются лишь
в пределах централизованных валютных фондов отрасли и за счет кредитов
Внешторгбанка СССР.
6. Считать, что тесные научно -
технические и производственные взаимоотношения объединений, предприятий и
организаций являются важнейшим источником ускорения развития интеграционных
связей СССР со странами - членами СЭВ.
Министерствам и ведомствам СССР, Советам
Министров союзных республик, Постоянному представительству СССР в СЭВ широко
развернуть работу по активному вовлечению объединений, предприятий и
организаций, имеющих реальные возможности для развития кооперации производства
с предприятиями и организациями других стран - членов СЭВ.
Объединениям, предприятиям и организациям
проводить с сотрудничающими предприятиями и организациями других стран - членов
СЭВ совместное планирование кооперированных производств, предусматривая
прежде всего разработку и освоение прогрессивной техники, создание новых и
реконструкцию действующих мощностей; согласовывать номенклатуру и объемы
экспортных и импортных поставок продукции по кооперации.
Предложения, выработанные в результате
договоренностей с предприятиями и организациями стран - членов СЭВ, включать в
полном объеме в соответствующие разделы планов экономического и социального
развития министерств, ведомств СССР и Советов Министров союзных республик.
7. Поручить Госплану СССР совместно с
Государственным комитетом СССР по науке и технике, Министерством внешней
торговли СССР, Государственным комитетом СССР по внешним экономическим связям и
Постоянным представительством СССР в СЭВ подготовить предложения Советской
Стороны о задачах, порядке и сроках проведения координации планов СССР и стран
- членов СЭВ на 1991 - 1995 годы.
При этом исходить из того, что в целях
обеспечения всесторонней обоснованности и строгого соблюдения взаимных
обязательств результаты координации планов можно было бы завершать подписанием
с каждой из стран единого межправительственного соглашения об экономическом и
научно - техническом сотрудничестве. Такие соглашения могли бы разрабатываться
центральными плановыми и внешнеторговыми органами стран. Соглашения и договоры
на уровне объединений, предприятий, организаций, министерств и ведомств
целесообразно заключать до подписания указанных соглашений. На многосторонней
основе эту работу следовало бы завершать подписанием соглашений по решению
важнейших проблем сотрудничества, принятием долгосрочных комплексных программ и
Согласованного плана многосторонних интеграционных мероприятий.
II. ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ
РАЗВИТИЮ ПРЯМЫХ СВЯЗЕЙ
8. Прямые производственные и научно -
технические связи объединений, предприятий и организаций СССР с предприятиями и
организациями других стран - членов СЭВ должны быть важнейшим средством
осуществления устойчивой и эффективной кооперации, обмена передовым опытом,
оказания взаимной помощи в освоении и внедрении новой техники и технологии.
Дальнейшее развитие прямых связей направить на выполнение заданий Комплексной
программы научно - технического прогресса стран - членов СЭВ, повышение
производительности труда, модернизацию производства, более полное использование
производственных мощностей и экономию ресурсов, увеличение выпуска продукции,
не уступающей по техническому уровню и качеству
мировым достижениям, а также замещающей экономически неоправданный импорт из
капиталистических стран.
9. В целях всемерного развития прямых
связей и создания для этого экономических и организационных условий расширить
права объединений, предприятий и организаций, позволяющие им активно включиться
в международную производственную и научно - техническую кооперацию. В связи с
этим разрешить им самостоятельно решать все вопросы кооперации, в том числе:
а) определять направления и конкретные
цели сотрудничества, выбирать предприятия и организации стран - членов СЭВ, с
которыми целесообразно устанавливать прямые связи, согласовывать с ними номенклатуру
и объемы взаимных поставок, связанных с кооперацией;
б) производить взаимные поставки
кооперированной продукции, образцов изделий, приборов, оснастки, инструмента,
материалов, отдельных машин и оборудования и обмениваться необходимыми услугами
в связи с осуществлением кооперации и развитием производства (в том числе для
предприятий - смежников в СССР); представлять и
получать в аренду приборы, машины и оборудование; размещать разовые заказы на
изготовление и поставку в СССР продукции с передачей для этих целей
соответствующих материальных ресурсов и технической документации, а также
принимать такие заказы;
в) проводить с организациями стран -
членов СЭВ научно - исследовательские, проектно - конструкторские и
экспериментальные работы, создавать для этих целей совместные коллективы ученых
и специалистов, обмениваться на взаимно согласованных условиях научно -
технической документацией, не содержащей открытий, оказывать взаимное
содействие в обучении кадров.
(с изм. и доп., внесенными Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от
11.03.1988 N 329)
10. Для обеспечения увязки общих итогов
хозяйственной деятельности объединений, предприятий и организаций с
результатами их работы по прямым связям предоставить им право:
а) согласовывать цены на кооперируемые
комплектующие изделия и предоставляемые услуги. Цены на эти изделия увязывать с
ценой на конечную продукцию, определяемой в соответствии с действующими в
торговле между странами - членами СЭВ принципами ценообразования.
Для обеспечения
заинтересованности объединений, предприятий и организаций в развитии
экономически эффективной кооперации, повышении технического уровня и качества
изделий и сокращении производственных издержек пересчет внешнеторговых
(контрактных) цен во внутренние осуществлять по валютным коэффициентам;
б) заключать от своего имени с
сотрудничающими предприятиями и организациями хозяйственные договоры и
контракты для осуществления деятельности, предусмотренной настоящим
Постановлением. При необходимости оперативного обмена могут заключаться годовые
контракты на согласованную сумму без указания конкретной номенклатуры
взаимопоставляемой продукции и цен на нее с осуществлением окончательных
расчетов до конца года.
При этом исходить из того, что
единственным ограничением объемов импорта товаров и услуг является наличие у
объединения, предприятия, организации необходимых средств валютного фонда, а
также заемных средств;
в) оставлять всю выручку в переводных
рублях от операций по кооперированным поставкам в полном распоряжении трудовых
коллективов. Эта выручка, а также остающиеся валютные отчисления по стабильным
долгосрочным нормативам от реализации готовой продукции и услуг включаются в
валютный фонд объединений, предприятий и организаций и не подлежат изъятию
вышестоящими органами и ограничению в их использовании.
11. Разрешить объединениям, предприятиям
и организациям, имеющим прямые связи с предприятиями и организациями стран -
членов СЭВ:
а) приобретать во Внешторгбанке СССР на
условиях кредита переводные рубли и национальные валюты стран социалистического
содружества для проведения научно - технических работ и развития эффективных
производств, связанных с кооперацией. Внешторгбанку СССР привлекать в качестве
кредитных ресурсов временно свободные валютные средства объединений,
предприятий и организаций с их согласия и на взаимовыгодных условиях.
Министерству финансов СССР совместно с
Госбанком СССР и Внешторгбанком СССР в месячный срок разработать и утвердить
порядок кредитования объединений, предприятий и организаций и ведения валютных
счетов, открываемых по их просьбам во Внешторгбанке СССР, для осуществления
прямых связей в соответствии с настоящим Постановлением;
б) абзац первый утратил силу. - Постановление Совмина СССР от 06.05.1989 N 385;
(абзац второй) Госплану СССР и Госснабу
СССР предусматривать в балансах и планах распределения материальных ресурсов
выделение целевым назначением части продукции, особенно машин, оборудования и
материалов, ввозимых из социалистических стран, для использования имеющихся у
объединений, предприятий, организаций, министерств, ведомств СССР и Советов
Министров союзных республик валютных отчислений.
12. Изготовленная в кооперации продукция
реализуется в СССР по оптовым или договорным ценам, учитывающим ее технический
уровень, потребительские свойства и эффективность использования.
13. Организации Академии наук СССР и
академий наук союзных республик, объединения, предприятия и организации,
подведомственные республиканским министерствам, осуществляют прямые связи с
разрешения соответствующих академий наук и министерств в порядке,
предусмотренном настоящим Постановлением.
III. ПО СОВМЕСТНЫМ
ПРЕДПРИЯТИЯМ И МЕЖДУНАРОДНЫМ
ОБЪЕДИНЕНИЯМ И ОРГАНИЗАЦИЯМ
14. В целях более эффективного
использования результатов международного разделения труда, научно -
технического и производственного потенциала стран социалистического содружества
считать целесообразным установить следующие формы
сотрудничества в данной области:
а) совместные предприятия, создаваемые на
территории СССР или других стран содружества на базе общей социалистической
собственности участников. Такие предприятия могут организовываться на
двусторонней и многосторонней основе;
б) международные объединения и
организации, создаваемые на принципах сохранения национальной собственности и
осуществления их деятельности на основе скоординированных и общих планов.
15. Министерствам и ведомствам СССР и
Советам Министров союзных республик при создании совместных предприятий на
территории СССР исходить из того, что такие организации должны осуществлять
свою деятельность в системе советской экономики, руководствоваться действующими
в СССР законодательством, трудовыми и социальными нормами для советских
граждан. Они действуют на основе полного хозяйственного расчета,
самоокупаемости и самофинансирования. Материально - техническое снабжение
совместных предприятий и сбыт их продукции осуществляются в приоритетном
порядке через систему оптовой торговли, а там, где это невозможно, через
систему снабжения соответствующей отрасли народного хозяйства СССР или через
внешнеторговые организации СССР. Советское государство гарантирует иностранному
участнику выплату причитающейся ему доли прибыли, а в случае ликвидации
совместного предприятия или выхода из него - других активов.
Совместные предприятия создаются на
основе международных договоров СССР. При проведении переговоров с
заинтересованными предприятиями и организациями стран - членов СЭВ
предусматривать, что совместные предприятия, основанные на общей
социалистической собственности, имеют общий уставный фонд, самостоятельный
баланс и осуществляют свою деятельность на основе разрабатываемых и
утверждаемых ими планов.
Имущество таких предприятий образуется
первоначально за счет вкладов (взносов) участников, производимых в размере,
определенном указанным договором.
При включении совместных предприятий в
систему материально - технического снабжения СССР они получают и реализуют
продукцию и услуги в СССР по оптовым или договорным ценам в порядке, установленном
в СССР.
Совместные предприятия имеют право при
осуществлении связанных с их деятельностью экспортных и импортных операций
согласовывать цены на производимую ими продукцию и заключать контракты с
оплатой импорта за счет собственных или заемных валютных средств.
Прибыль совместных предприятий за вычетом
сумм по взаимоотношениям с государственным бюджетом СССР и сумм, направляемых
на создание и пополнение фондов, распределяется между их участниками
пропорционально долевому участию в уставном фонде, если иное не предусмотрено
договором о создании предприятия.
Совместные предприятия, созданные на
территории СССР, являются юридическими лицами. Отдельные изъятия из
законодательства Союза ССР и союзных республик устанавливаются
межгосударственными или межправительственными договорами СССР.
Министерству финансов СССР устанавливать
по договоренности с компетентными органами заинтересованных стран порядок и
условия пересчета валют в связи с деятельностью совместных предприятий.
Абзац девятый пункта 15 не приводится,
как не содержащий норм, подлежащих включению в Свод законов СССР.
(Абзац десятый) Внешторгбанку СССР
открывать совместным предприятиям по их просьбам валютные счета.
Последний абзац утратил силу. -
Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 11.03.1988 N 329.
16. Министерствам и ведомствам СССР,
Советам Министров союзных республик, объединениям, предприятиям и организациям
при образовании международных объединений и организаций руководствоваться тем,
что:
советские и зарубежные участники создают
для коллективного управления указанными объединениями и организациями
совместные органы из своих представителей;
порядок деятельности, включая
финансирование таких объединений и организаций, устанавливается самими
участниками. При необходимости участники могут частично объединять свое
имущество;
указанные
объединения и организации имеют право при осуществлении связанных с их
деятельностью экспортных и импортных операций согласовывать цены на
кооперированную продукцию и заключать контракты с оплатой импорта за счет
собственных или заемных валютных средств;
при необходимости создания совместных
научно - исследовательских, проектно - конструкторских и других организаций
может быть предусмотрен указанный или иной порядок их деятельности и
финансирования.
Последний абзац утратил силу. -
Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 11.03.1988 N 329.
17. Академия наук СССР и академии наук
союзных республик при осуществлении сотрудничества со странами - членами СЭВ в
данной области руководствуются положениями, предусмотренными пунктами 14 - 16
настоящего Постановления.
IV. ПО НЕКОТОРЫМ
ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ
18. Установить, что отраслевые
министерства, ведомства СССР и союзных республик осуществляют непосредственное
взаимодействие с соответствующими органами других стран - членов СЭВ и
заключают с ними на двусторонней и многосторонней основе международные договоры
(соглашения) СССР межведомственного характера.
(с изм. и доп., внесенными Постановлением ЦК
КПСС, Совмина СССР от 11.03.1988 N 329)
19. Возложить на отраслевые министерства
и ведомства СССР и Советы Министров союзных республик ответственность за:
осуществление подведомственными
объединениями, предприятиями и организациями прямых связей, создание для них
необходимых экономических и организационных условий;
создание и эффективное функционирование
на территории СССР совместных предприятий, международных объединений и
организаций.
20. Утратил силу. - Постановление Совмина
СССР от 06.05.1989 N 385.
Пункт 21 не приводится, как не содержащий
норм, подлежащих включению в Свод законов СССР.
22. Установить, что
Постоянное представительство СССР в СЭВ является постоянно действующим
государственным органом, который несет ответственность за организацию работы по
выполнению решений Партии и Правительства по вопросам участия СССР в
деятельности Совета Экономической Взаимопомощи, координацию действий министерств
и ведомств в области многостороннего сотрудничества со странами - членами СЭВ и
соответствующих советских частей органов СЭВ, за организацию подготовки
предложений по проблемам социалистической экономической интеграции и
материалов для формирования позиции Советской Стороны к заседаниям Сессии и
Исполкома СЭВ, а также осуществляет постоянные связи с органами СЭВ и с
представительствами других стран при Совете.
Постоянное представительство СССР в СЭВ
действует под руководством Заместителя Председателя Совета Министров СССР,
Постоянного представителя СССР в СЭВ, являющегося первым заместителем
Председателя Государственной внешнеэкономической комиссии Совета Министров
СССР.
23. Установить, что советские части
комитетов, постоянных комиссий и других органов СЭВ руководствуются в своей
работе указаниями соответствующих постоянных органов Совета Министров СССР,
представляют Советскую Сторону в органах СЭВ и несут ответственность в пределах
своей компетенции за практическое осуществление решений Партии и Правительства
по вопросам сотрудничества со странами - членами СЭВ.
24. Министерствам, ведомствам,
объединениям, предприятиям и организациям СССР при осуществлении сотрудничества
с соответствующими органами и организациями социалистических стран, не
являющихся членами СЭВ, применять положения настоящего Постановления.
Особенности его применения к отношениям с указанными странами определяются
Государственной внешнеэкономической комиссией Совета Министров СССР и при
необходимости соответствующие предложения вносятся в Совет Министров СССР.
Установить, что при осуществлении прямых
связей и создании совместных предприятий, международных объединений и
организаций с социалистическими странами в области внутренней и приграничной
торговли, а также в сфере потребительской и иной кооперации могут применяться
положения, предусмотренные настоящим Постановлением.
Пункты 25 и 26 не приводятся, как не
содержащие норм, подлежащих включению в Свод законов СССР.