ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БАНК СССР
ИНСТРУКЦИЯ
от 30 декабря 1986 г. N 12
О ПОРЯДКЕ ПРОИЗВОДСТВА ГОСБАНКОМ СССР КОНТРОЛЬНЫХ ОБМЕРОВ
СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ И РЕМОНТНЫХ РАБОТ
1. Общие положения
1.1. Руководствуясь
решениями XXVII съезда КПСС, Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от
13 марта 1986 г. N 328 "О дополнительных мерах по совершенствованию
капитального строительства в целях ускорения научно-технического прогресса в
народном хозяйстве страны" и от 14 августа 1986 г. N 971 "О мерах по
совершенствованию хозяйственного механизма в строительстве", учреждения
Госбанка СССР обязаны обеспечить контроль за внедрением в производство
достижений научно-технического прогресса, повышением уровня строительного
производства, качества выполняемых работ, своевременным вводом в действие и
освоением производственных мощностей и объектов, достоверностью объемов и
стоимости работ.
В целях обеспечения повышения
эффективности капитальных вложений Госбанк СССР в соответствии с Уставом
Госбанка производит контрольные обмеры строительно-монтажных и ремонтных работ.
1.2. Контрольные обмеры проводятся на
месте производства работ по финансируемым банком объектам для проверки
правильности указанных в документах, служащих основанием для получения денежных
средств в банке, объемов и стоимости
строительно-монтажных и ремонтных работ.
1.3. В планы производства контрольных
обмеров включаются в первую очередь крупные мелиоративные стройки,
сельскохозяйственные комплексы, объекты перерабатывающих отраслей
промышленности АПК и другие важные объекты капитального строительства и
ремонта.
По крупным стройкам контрольные обмеры
должны производиться ежегодно.
1.4. Для отбора
объектов в планы производства контрольных обмеров могут использоваться данные
анализа финансово-хозяйственной деятельности строек и строительных организаций,
показывающие наличие перерасходов фондов заработной платы, высокий уровень
средней заработной платы на одного работника, неудовлетворительное финансовое
состояние, систематическое невыполнение квартальных планов производства работ,
наличие больших объемов незавершенного производства, необоснованно высокий
уровень рентабельности организаций.
1.5. Контрольные обмеры объектов
строительства партийных и общественных организаций, а также организаций, у
которых не открыты особые счета по ремонту, не производятся. Контроль
расходования средств по этим организациям осуществляют их вышестоящие органы.
1.6. По стройкам, обслуживаемым Госбанком
СССР по поручению Стройбанка СССР, контрольные обмеры производятся Стройбанком
СССР.
2. Подготовка к
производству контрольных обмеров
2.1. Перед производством контрольного
обмера работник Госбанка, которому поручено его проведение, составляет сводную
ведомость (Приложение N 1) работ на основе имеющихся в учреждении Госбанка
справок, актов приемки и других документов.
При выполнении работ хозяйственным
способом сводная ведомость составляется в таком же порядке.
2.2. В случаях, когда контрольный обмер
проводится инженером учреждения банка, не финансирующего проверяемую стройку
(объект), для составления сводной ведомости может привлекаться работник
учреждения банка, осуществляющего финансирование работ.
2.3. Учреждения Госбанка СССР извещают заказчиков и подрядные организации о времени и месте
производства контрольного обмера и просят назначения их представителей для
участия в производстве обмера и подписания акта.
Отсутствие представителей заказчика и подрядной
организации при производстве контрольного обмера не является основанием для
отказа в его проведении.
2.4. Управляющие учреждениями Госбанка
должны оказывать необходимое содействие, в том числе транспортными средствами,
работникам банка, осуществляющим контрольный обмер.
2.5. Все акты контрольных обмеров
подлежат учету в журнале регистрации актов контрольных обмеров. Порядковый
номер акту контрольного обмера присваивается при его записи в журнале.
3. Порядок
проведения контрольных обмеров
3.1. Проверка объемов и стоимости выполненных строительно-монтажных и ремонтных
работ производится путем инструментального обмера их в натуре и сопоставления с
данными учета объемов выполненных работ у заказчика и подрядной организации и
данными, содержащимися в проектно-сметной документации.
3.2. До выхода непосредственно на объект строительства для замера фактически выполненных объемов
работ работник учреждения банка должен проверить обоснованность получения
денежных средств за выполненные работы.
К выявляемым предварительной
документальной проверкой относятся завышения, связанные:
- с неправильным применением или
определением единичных расценок, поправочных коэффициентов, размеров прочих и
лимитированных затрат, норм накладных расходов;
- арифметическими ошибками;
- включением в стоимость выполненных
работ затрат, не относящихся к строительно-монтажным работам (по приобретению
оборудования, выслуге лет, командировкам, надбавок за подвижной характер работ,
разницы между отпускными и предельными ценами на материалы и конструкции и
др.);
- выполнением работ и затрат на
неплановых объектах или объектах, по которым отсутствует проектно-сметная
документация;
- устранением дефектов оборудования.
Выявленные завышения, установленные
документально, отражаются в заключении по результатам проверки справок о
стоимости выполненных работ и предъявляются к удержанию с применением санкций в
установленном порядке.
В отчетности ф. N 758 эти завышения
показываются как установленные в предварительном порядке.
3.3. При производстве контрольных
обмеров, кроме документов банка, используются документы проектных,
строительных, ремонтных организаций и строек, в которых фиксируются объемы и
характер выполненных работ.
3.4. При отсутствии на объекте учета
выполненных работ, о чем делается запись в акте контрольного обмера,
контрольный обмер производится путем замера выполненных работ в натуре в
сопоставлении с утвержденной проектно-сметной документацией. Подрядчик и
заказчик предупреждаются, что при повторном обнаружении отсутствия учета
объемов оплата работ будет прекращена.
3.5. Правильность оплаты выполненных
работ по конструкциям, обмер которых затруднен, подтверждается проверкой
соответствия фактически выполненных работ рабочим чертежам и спецификациям при
условии установки конструкций в проектное положение. Кроме того, используются
имеющиеся на стройке первичные документы, обосновывающие объемы и состав
выполненных работ, включая акты на скрытые работы.
3.6. Проверка объемов скрытых работ
(засыпанные фундаменты, конструкции полов, автомобильные дороги, траншеи с
уложенными в них трубопроводами и другие) производится по актам на скрытые
работы. При отсутствии на стройке таких актов объемы выполненных работ
подсчитываются по рабочим чертежам, а в необходимых случаях учреждения банка
вправе требовать от генподрядчика вскрытия работ за его счет.
3.7. Выявленные контрольным обмером
невыполненные объемы работ на объектах, этапах, комплексах работ не могут быть
зачтены выполненными объемами на других объектах, технологических этапах и
комплексах работ.
3.8. Незаконченные части конструктивных
элементов и видов работ, по которым не допускается раздельная оплата отдельных
операций, входящих в состав единичных расценок, а также стоимость строительных
материалов и конструкций, завезенных на объект строительства
и не уложенных в дело, относятся к завышениям стоимости выполненных работ.
3.9. Если контрольным
обмером объекта, расчеты по которому производятся на основе договорных цен и
предъявленного к оплате как законченный, устанавливается неполное завершение работ,
в акт контрольного обмера как завышение включается стоимость невыполненных
работ.
3.10. Контрольными обмерами пусковых
комплексов, предприятий и объектов, сданных в эксплуатацию, проверяется полная
законченность их. Если контрольным обмером установлены недоделки, их стоимость
относится к завышениям.
3.11. При выявлении
контрольным обмером неравноценной замены материалов и конструкций на более
дешевые (например, паркетных полов на дощатые, плиточных на цементные,
облицовки стен плиткой на масляную покраску и др.) в ведомость перерасчета к
акту контрольного обмера включается стоимость фактически уложенных в дело
материалов, деталей и конструкций. Разница в стоимости работ и
материалов является завышением стоимости выполненных работ.
3.12. Если контрольным обмером по
работам, рассчитываемым за фактически выполненные объемы, установлено, что
подрядная организация произвела замену предусмотренных утвержденной
проектно-сметной документацией материалов и конструкций на более дорогие, то в
ведомость перерасчета стоимости работ к акту контрольного обмера включается
первоначальная стоимость материалов и конструкций, а удорожание их стоимости
относится к завышению.
3.13. Контрольным обмером работ по
монтажу оборудования проверяется законченность их. Работы по монтажу
оборудования считаются законченными только при наличии актов об индивидуальном
его опробовании вхолостую, а в необходимых случаях - и под нагрузкой. При
отсутствии указанных актов стоимость работ по монтажу оборудования является
завышением выполненных работ.
В тех случаях, когда контрольным обмером
установлено, что в объем выполненных строительно-монтажных работ, кроме
стоимости монтажа, включена стоимость оборудования, в акте контрольного обмера
учитывается только стоимость монтажных работ.
3.14. Контрольный обмер работ,
выполняемых хозяйственным способом и оплачиваемых в меру выполнения объемов
работ, производится так же, как контрольный обмер подрядных работ.
3.15. Если при контрольном обмере в
расчетных документах установлен перерасход основных строительных материалов
(металла, сборного железобетона, труб или других материалов и конструкций), то
его надлежит считать завышением стоимости выполненных работ.
3.16. При обнаружении контрольным обмером
работ, выполненных с браком или без отдельных операций, предусмотренных нормами
СНиП, кроме разрешенных к раздельной оплате, их стоимость относится к завышению
выполненных объемов.
3.17. При выявлении
контрольным обмером применения завышенных против проекта объемов
декоративно-художественных работ, дорогостоящих облицовочных и отделочных
материалов, излишних предметов оборудования и внутреннего убранства зданий,
дорогостоящей и громоздкой мебели, дорогой осветительной арматуры, скобяных
изделий из бронзы, ковров, плюшевых и бархатных штор, дорогих письменных
приборов, кожи и ценных пород дерева и др. - разницу в стоимости следует
относить к завышению выполненных работ.
3.18. Если контрольным обмером выявлено
нецелевое использование средств строительства или
ремонта, произведенные работы и затраты относятся к неплановому строительству и
удерживаются по отдельно составленному заключению с применением санкций в
установленном порядке.
4. Оформление
результатов контрольных обмеров
4.1. По результатам контрольных обмеров
составляются акты и ведомости перерасчета стоимости работ по форме согласно
Приложению N 2.
Акты контрольных обмеров составляются в
трех экземплярах (для банка, заказчика и подрядчика), а по стройкам,
осуществляемым хозяйственным способом, - в двух.
При необходимости количество составляемых
экземпляров актов по решению проверяющего может быть увеличено (для
прокуратуры, финансирующего учреждения банка и др.).
4.2. Акты контрольных обмеров, ведомости
перерасчета стоимости работ и сводные ведомости к актам подписываются
представителями банка, заказчика и подрядчика. Сводные ведомости оплаченных
(предъявленных) работ подписываются до начала производства контрольного обмера.
При неявке для участия в контрольном
обмере представителей заказчика или подрядчика обмер производится и акт
подписывается одной из присутствующих сторон и представителем банка или только
представителем банка (при неявке обеих сторон или отказе их от подписания
акта).
Второй и третий экземпляры акта
контрольного обмера с ведомостью перерасчета в день их составления вручаются
представителям подрядной организации и заказчика под расписку. Об отказе в
подписании или получении сторонами акта контрольного обмера делается отметка на
акте с указанием даты.
4.3. При отсутствии заказчика
(подрядчика) на контрольном обмере или отказе в получении акта контрольного
обмера, акт высылается заказчику (подрядчику) почтой не позднее двух рабочих
дней со дня составления акта контрольного обмера. В этом случае пятидневный
срок представления возражений по акту контрольного обмера исчисляется с даты отказа в получении акта.
О фактах уклонений конкретных должностных
лиц от участия и подписания актов контрольных обмеров учреждение Госбанка СССР
ставит в известность руководителей вышестоящих организаций заказчиков и
подрядчиков.
4.4. Работник банка, проводивший
контрольный обмер, оформленные материалы представляет руководителю службы
инженерно-технического контроля для проверки и последующего доклада
руководителю учреждения Госбанка СССР, а в отделении - непосредственно
управляющему.
Руководитель учреждения Госбанка СССР,
принявший решение о проведении контрольных обмеров, рассматривает акты
контрольных обмеров, возражения подрядчика и заказчика (если они имеются) и
утверждает акты не позднее 10 рабочих дней после их подписания.
Имеющиеся возражения подрядчика
(заказчика) представляются в течение 5 рабочих дней после подписания акта.
Направление подрядчиком (заказчиком)
возражений по акту контрольного обмера в вышестоящее учреждение Госбанка СССР
не является основанием для приостановления применения санкций.
По результатам контрольного обмера,
произведенного заказчиком и подрядчиком без участия банка, санкции применяются
в установленном порядке.
5. Порядок
применения санкций по результатам
контрольных обмеров
5.1. Финансирующее учреждение банка в
установленном порядке применяет санкции по результатам контрольного обмера на
основании утвержденного акта контрольного обмера.
В случаях завышений объемов и стоимости
выполненных работ, выявленных в результате контрольных обмеров и проверки
расчетных документов, служащих основанием для получения средств, излишне
полученные суммы взыскиваются со строительных и других организаций в порядке
установленной очередности.
5.2. При отсутствии средств на счетах
подрядных организаций и строек суммы завышений объемов и стоимости удерживаются
учреждением банка при оплате очередных счетов за выполненные работы.
5.3. За завышение объемов и стоимости выполненных строительно-монтажных и
ремонтно-строительных работ в документах, служащих основанием для получения
денежных средств, строительные, монтажные и другие организации, выполняющие
указанные работы, уплачивают банку штраф в размере 10 процентов сумм завышений.
При выполнении работ подрядным способом
штраф взыскивается поровну с подрядчика и заказчика.
К завышениям, выявляемым контрольным
обмером, относятся (кроме ранее указанных):
- включение в расчетные документы,
предъявленные банку, работ и затрат, фактически не выполненных, или ранее
оплаченных;
- неправильное применение расценок, норм
и цен;
- необоснованное увеличение стоимости
монтажных работ за счет завышения количества единиц и веса оборудования;
- повторное предъявление к оплате
отдельных элементов прямых затрат, накладных расходов, учтенных в составе
комплексных норм, цен, расценок или входящих и оплаченных в составе процентных
начислений (временные здания и сооружения, зимние удорожания и др.);
- неполный или несвоевременный возврат
подрядной организацией заказчику стоимости материалов и конструкций от
разборки;
- включение в выполнение стоимости
оборудования, при расчетах "под ключ", фактически не установленного;
- другие завышения объемов и стоимости
работ.
За счет выявленных банком завышений
стоимости работ не подлежит увеличению размер экономии подрядной организации
против утвержденной договорной цены.
5.4. Учреждения банка применяют санкции
независимо от времени допущенного завышения объемов или стоимости выполненных
работ, а также от проверки проектно-сметной документации по существу.
5.5. Учреждения банка предъявляют руководителям
строек и строительных организаций, уплатившим штраф за завышения объемов и
стоимости работ, допущенные приписки, требование о взыскании в установленном
порядке суммы штрафа с лиц, непосредственно виновных в составлении документов,
на основании которых излишне получены средства в банке.
Учреждения Госбанка
СССР передают материалы контрольных обмеров в органы прокуратуры, если при их
проведении выявлены приписки к объемам, завышения стоимости выполненных работ
или иные искажения государственной отчетности о выполнении планов, независимо
от того, имели ли место связанные с ними факты незаконной выплаты заработной
платы, премий, излишнего списания строительных материалов и другие подобные
нарушения.
В случае, если
по результатам контрольных обмеров выявлены факты незаконной выплаты заработной
платы, премий, излишнего списания строительных материалов и другие подобные
нарушения, не связанные с искажением государственной отчетности, но причинившие
существенный вред государственным интересам, материалы о таких нарушениях также
должны передаваться в органы прокуратуры.
Подготовка материалов для передачи в
органы прокуратуры осуществляется работником банка, проводившим контрольный
обмер, с привлечением при необходимости, по указанию руководителя учреждения банка,
юрисконсульта, работников кредитных управлений и отделов и других подразделений
учреждения Госбанка СССР.
Передача материалов контрольных обмеров
осуществляется по решению руководителя учреждения банка, проводившего
контрольный обмер, он же несет ответственность за качественное оформление и
своевременную передачу этих материалов в органы прокуратуры.
Материалы контрольных обмеров передаются
в органы прокуратуры по месту нахождения организации-нарушителя в течение 10
суток со дня утверждения акта контрольного обмера.
Руководитель учреждения банка передает в
органы прокуратуры следующие материалы:
а) сопроводительное письмо с изложением
существа и причин нарушений, наименования заказчика и подрядчика, их почтовых,
платежных реквизитов и ведомственной подчиненности, а также указанием, в какой
именно государственной форме отчетности допущены искажения.
Копии указанного письма одновременно
направляются вышестоящему органу организации-нарушителя и вышестоящему
прокурору;
б) акт контрольного обмера с ведомостью
перерасчета стоимости работ;
в) письменные объяснения подрядчика и
заказчика в случае их несогласия с результатами контрольного обмера, а также
заключение учреждения банка по ним;
г) материалы плановых проверок банка,
отражающие факты незаконной выплаты заработной платы, премий, излишнего
списания строительных материалов и другие подобные нарушения, если такие
проверки проводились одновременно с контрольным обмером.
В органы прокуратуры передаются подлинные
экземпляры документов или, в случае отсутствия в учреждении банка необходимого
их количества, заверенные руководителем учреждения банка копии.
Учреждения Госбанка СССР могут передавать
органам прокуратуры или требовать по их поручению от клиентов только документы,
относящиеся к деятельности Госбанка СССР в пределах его компетенции,
определяемой Уставом Госбанка СССР.
В соответствии с
действующим законодательством прокурор о принятом решении по поступившим в
прокуратуру материалам контрольных обмеров сообщает
представившему эти материалы учреждению банка. В случае несогласия с этим
решением руководитель учреждения Госбанка СССР может обжаловать его вышестоящему
прокурору.
Учреждение Госбанка СССР не реже одного
раза в полугодие обобщает работу по передаче материалов контрольных обмеров в
органы прокуратуры и результаты обобщений доводит до
сведения вышестоящего учреждения банка и вышестоящего прокурора.
5.6. При установлении факта завышений
объемов и стоимости выполненных работ учреждения банка предъявляют требования к
организациям о лишении должностных лиц, виновных в завышениях, всех видов
премий в установленном порядке.
О фактах попустительства со стороны
руководителей к очковтирателям, допускающим завышения
и приписки, невзыскания с них причиненного
организациям ущерба учреждения банка периодически сообщают партийным и
советским органам, комитетам народного контроля для привлечения таких
руководителей к ответственности.
5.7. Кроме указанных мер и санкций,
учреждения Госбанка СССР в зависимости от характера нарушений:
- направляют органам статистической
отчетности материалы о завышениях объемов и стоимости работ, а также искажениях
отчетности;
- производят в
установленном порядке перерасчет причитающихся сумм заработной платы в связи с
выявленными завышениями объемов и стоимости работ и другими нарушениями в
строительстве и ремонте;
- обращаются к вышестоящим организациям
заказчиков и подрядчиков с предложениями о проведении ведомственных ревизий
деятельности подчиненных организаций, допускающих неправильное расходование
средств, а также завышения в расчетных документах, в нарядах и материальных
отчетах;
- вносят конкретные предложения по
увеличению количества ведомственных контрольных обмеров, привлечению к
материальной и другим видам ответственности должностных лиц, не организовавших
должную борьбу с завышениями и приписками;
- приписанные объемы и стоимости работ
исключают из обеспечения кредита банка, выдаваемого под незавершенное
производство выполненных работ.
Управляющие учреждениями Госбанка СССР
несут персональную ответственность за применение полного комплекса мер и
санкций по результатам контрольных обмеров.
5.8. Конторы Госбанка должны оказывать
подчиненным учреждениям Госбанка помощь в организации контрольной работы,
практиковать камеральную проверку актов контрольных обмеров, проводимых
подчиненными учреждениями банка, а также повторные контрольные обмеры с
привлечением наиболее квалифицированных инженеров, обобщать материалы таких
проверок и принимать меры по улучшению банковского контроля.
* * *
С изданием настоящей Инструкции
утрачивают силу:
- Инструкция "О порядке производства
Государственным банком СССР контрольных обмеров строительных, монтажных и
ремонтных работ" от 20 августа 1967 г. N 53;
- письмо Госбанка СССР от 4 июля 1977 г.
N 2484, Дополнение 1 к Инструкции Госбанка СССР от 20 августа 1967 г. N 53.
Первый заместитель Председателя
Правления Государственного
банка СССР
А.А.ОБОЗИНЦЕВ