Утверждаю
Начальник
Медико-санитарного
управления МГА СССР
В.Ф.ТОКАРЕВ
23 января 1987 года
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОСТАВЛЕНИЮ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ
УСЛОВИЙ ТРУДА ЛЕТНОГО СОСТАВА В СВЯЗИ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
ОРГАНА СЛУХА
(для врачей СЭС, ВЛЭК, летных отрядов и
доверенных врачей
территориальных комитетов профсоюза
авиаработников)
Введение
Улучшение условий труда в нашей стране
является одной из важнейших задач коммунистического строительства
и она тесно связана с охраной здоровья, продлением активного трудового
долголетия. В Конституции СССР в статье 42 записано: "Граждане СССР имеют
право на охрану здоровья". В условиях развитого социализма функции
здравоохранения не сводятся только к охране здоровья, а приобретают широкое
социальное, гуманистическое значение. Здоровье является общественным
богатством, одним из показателей социального благополучия.
В политическом докладе XXVII съезду
партии Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев сказал: "Для каждого
человека, да и для общества нет большей ценности, чем здоровье. Охрана и
укрепление здоровья людей дело первостепенной важности. Проблемы здоровья мы
должны рассматривать с широких социальных позиций. Оно определяется
прежде всего условиями труда и быта, уровнем благосостояния".
В условиях развитого социалистического
общества сохранение здоровья, предупреждение утомления, повышение
работоспособности и удовлетворенности трудом приобретает особое
социально-экономическое значение, а оптимизация условий труда и производственной
среды является важной государственной задачей. Среди многочисленных факторов
производственной среды шум является одним из наиболее
распространенных. В условиях воздействия шума трудятся значительные контингенты
работающих.
С появлением силовых установок,
приводящих в движение различные виды оборудования, орудия труда и средства
транспорта, нарушение слуха под воздействием шума превратилось в серьезное и
широко распространенное заболевание. Пагубное воздействие шума складывается,
как правило, незаметно, не вызывает боли, а ухудшение слуха происходит
постепенно, на протяжении нескольких лет.
Что такое шум?
Шум издавна был настоящим бедствием для
человечества. Еще Юлий Цезарь считал его настолько неприятным явлением, что
издал указ, запрещающий ездить на колесницах в ночное время. В 1851 году Артур
Шопенгауэр с возмущением писал о "безобразном... поистине адовом щелканье
кнутов на улицах Германии".
В наши дни от грохота и шума страдают
многие и многие миллионы людей. В крупных городах мира шум достиг такого
уровня, что его "интенсивный и хронический характер представляет угрозу
для здоровья людей". Основатель Американского акустического общества и
бывший президент Калифорнийского университета доктор Верн О. Кнудсен писал: "Шум, как и смог, - это орудие
медленной смерти". Безапелляционность такого суждения имеет под собой все
основания, ибо опасные последствия шума приобрели характер реальной и весьма
серьезной угрозы. Данные клинических обследований показывают, что заболевания
сердца, гипертония, функциональные расстройства и эмоциональные стрессы часто
вызываются воздействием шума.
Так что же такое шум? Британская
энциклопедия определяет шум как "нежелательный звук". Американская
энциклопедия - как стресс, который поражает организм человека и животных.
Недавно появилось новое определение, согласно которому шум является
"формой загрязнения окружающей среды, не менее опасной и губительной, чем
токсические вещества, которые выбрасывается в атмосферу и реки". В нашей стране распространено определение, что шум - это
совокупность звуков различной интенсивности и частоты, беспорядочно
изменяющихся во времени, возникающих в производственных условиях и вызывающих у
работающих неприятные субъективные ощущения. Звук появляется в
результате механических колебаний среды. Источник, который вызывает эти
колебания, отдает в окружающее его пространство какую-то часть своей энергии.
Появляется избыточное давление воздуха, которое воспринимается как звук.
Интенсивностью звука называется количество
звуковой энергии, проходящее
в единицу
времени через единицу
пространства. Под интенсивностью звука
обычно подразумевается и
его громкость, хотя громкость и интенсивность
звука не одно и тоже.
Интенсивность звука -
определенная физическая
величина, громкость
же определяется ощущением
этой интенсивности нашим
сознанием.
Известно, что существует определенная энергия восприятия внешних
раздражителей анализаторами
организма. При нарастании степени воздействия
раздражителя в
геометрической прогрессии степень ощущения этого раздражения
организмом возрастает
в прогрессии арифметической. Для
органа слуха
особенность характеризуется законом
Вебера-Фехнера, по
которому
чувствительность слухового
аппарата пропорциональна логарифму отношений
интенсивностей звуков
J и J .
Логарифмическая единица, соответствующая
о
изменению интенсивности
звука в 10
раз, носит в акустике название Бел.
Таким образом,
в то время
как интенсивность звука быстро возрастает в
геометрической прогрессии,
соответствующие показания в логарифмической
шкале уровней
медленно растут в
прогрессии арифметической. На практике
удобнее пользоваться
более мелкой единицей, равной 0,1
Бела и называемой
децибелом (дБ).
Каждая звуковая волна имеет определенную
частоту колебания. Человеком воспринимается звуковой диапазон частот от 16 -
20000 Герц (имеются индивидуальные различия в звуковосприятии). Наиболее
чувствительны органы слуха человека к звуковым колебаниям с частотой от 600 -
5000 Гц. Поэтому для характеристики шума важно знать не только уровень его
громкости, но и частотный спектр. С этой целью проводят измерения шума в
определенных полосах частот (31,5, 63, 125, 250, 500, 1000, 2000, 4000, 8000 Гц),
а для измерения общего (суммарного) уровня шума в прибор введена коррекция,
которая учитывает особенности восприятия шума (величина коррекции приведена
ниже по тексту).
Источники шума
В настоящее время насчитывается множество
бытовых приборов, которые значительно облегчают нашу повседневную жизнь, но
вместе с тем наполняют ее самыми различными звуками
как по частотным характеристикам, так и по громкости. Ко всему этому можно еще
добавить беспрерывный и назойливый гул больших кондиционеров, централизованных
систем вентиляции, а также гул люминесцентных ламп.
Шум от автомобилей, грузовиков,
мотоциклов, строительных работ - неотъемлемая часть городской жизни, показатель
уровня развития общества.
Самолеты, вертолеты, как и автомобильный
транспорт, служат еще одним мощным источником шума, появившимся сравнительно
недавно.
Несмотря на достижения акустики в области
моторостроения, изменения режима полетов и совершенствование конструкции
воздушных судов, проблема авиационного шума сохраняется, поскольку объем пассажирских
перевозок, позволяющих существенно экономить время, а
следовательно, и число самолетов, постоянно возрастает.
В последнее время на слух человека
воздействует еще один вид шума - звуковой удар, возникающий при преодолении
самолетом звукового барьера. От такого удара дрожат стекла, перекашиваются
металлические оконные рамы, образуются оползни, лавины.
За последние годы среди летного состава
отрасли значительно возросли случаи заболевания органа слуха по типу
двухсторонний кохлеарный неврит, причинами
которых могли послужить повышенные уровни звукового давления в октавных полосах
частот в кабинах экипажей воздушных судов, создаваемых работой двигателей, а
также от обтекания воздушной струей планера самолета.
Орган слуха
На протяжении многих лет человеческое ухо
уподобляли обычному микрофону, передающему звуковые сигналы, где они
разлагаются на частотные компоненты и расшифровываются.
На основе различных исследований была
предложена новая модель функционирования внутренних слуховых органов. Для понимания
этой модели необходимо коротко остановиться на механизме слуха.
Звук проходит через ушное отверстие и
воздействует на барабанную перепонку. От барабанной перепонки колебания
передаются косточками среднего уха и попадают в заполненные жидкостью камеры улитки,
где расположен орган слуха. Этот орган состоит примерно из 15000 тыс.
волосковых клеток, которые преобразуют колебания в электрические импульсы,
посылаемые в мозг.
В новой модели улитка рассматривается
как вход в целую систему узкополосных фильтров. Частотный диапазон этих
фильтров простирается от 20 Гц (20 циклов в секунду) - нижней границы слышимого
звука - до 20000 тыс. Гц. Естественно, что, как и во всяких других фильтрах,
производная формы их амплитудно-частотной характеристики является конечной
величиной, поэтому очень громкие сигналы немного отличающейся частоты, как и
звуки средней частоты, также пройдут через фильтр. Степень отклонения в
фильтрах составляет несколько сот дБ на октаву, что способствует показателям
лучших электронных фильтров, созданных современными специалистами. Таким
образом, каждый фильтр пропускает только звук своей, особой частоты, кроме
случаев, когда одновременно действует очень мощный сигнал, который также
частично проходит через фильтр.
При начинающемся ухудшении слуха в первую
очередь можно предположить, что "коэффициент усиления" этих факторов
снизился, или, говоря другими словами, передача сигнала от внешних
раздражителей в мозг ослабла. Однако это еще не все. Полоса пропускания каждого
фильтра расширяется, диапазон частот звука, который может проходить через него,
увеличивается. Одновременно с этим падает чувствительность.
Но механизм слуха действует по
логарифмическому принципу и, кроме того, слух, так же как и зрение, до
некоторой степени обладает способностью самовосстанавливаться
относительно уровня восприятия. Таким образом, окончательным результатом
расстройства слуха (результат воздействия слишком громкого шума) является то
обстоятельство, что полоса пропускания каждого фильтра постепенно увеличивается
и все более перекрывает полосы соседних фильтров, в то время как уровень
восприятия на начальном этапе снижается очень незначительно или не снижается
вообще.
Все это - очевидные признаки начала
первой стадии расстройства слуха вследствие избыточного шума. Однако может
пройти много лет, прежде чем это станет видно по аудиограмме человека,
позволяющей определить его способность различить слабые чистые тона, а пока он
будет жаловаться на неразборчивость звуков.
Проведенные исследования дают веские
основания предполагать, что применение только аудиометрии чистых тонов не
является, как считалось ранее, достаточно эффективным способом определения
нарушений слуха, ожидающих человека в будущем. В недалеком будущем будет
возможно использование внешнего электронного "гребешкового" фильтра с
компьютерным управлением, что, вероятно, позволит разработать метод выявления
людей, которых ожидает потеря слуха, и в частности тех, кто подвергался
действию шума не на производстве, а во время досуга.
Действие шума
Воздействие шума на человека проявляется
двояким образом: в виде слуховой и неслуховой
симптоматики.
Слуховое воздействие.
Разрушая или повреждая микроскопические
волосковые клетки, передающие звуковую информацию от органа слуха к мозгу, шум
может медленно, но верно способствовать частичной или полной потере слуха.
Неслуховое воздействие.
Влияние на сердечно-сосудистую
систему.
Шум вызывает сужение периферических
капилляров конечностей человека, вследствие чего объем поступающей крови
уменьшается, а ее приток к мозгу увеличивается. Он также вызывает изменения
кровяного давления, частоты сердечных сокращений, объема выбрасываемой сердцем
крови и наполнения пульса. Уильям Мичем, инженер
Калифорнийского университета, недавно установил, что смертность от сердечных
приступов и паралича в одном из районов Лос-Анджелеса, расположенном вблизи от
аэропорта, где ежесуточно приземляется до 650 самолетов, на 18% выше, чем в
демографически адекватном районе, который находится в более тихой зоне.
Нашими специалистами были проведены
наблюдения над учащимися вторых классов общеобразовательной школы, проживающих
на территории поселка вблизи крупного аэропорта, постоянно подвергающихся
воздействию интенсивного авиационного шума. Установлено, что дети подвергаются
влиянию непостоянного шума большой интенсивности (среднесуточный эквивалентный
уровень шума - 69 дБА) со значительными перепадами
уровней между максимальными и фоновыми значениями - 20 - 40 дБА.
Со стороны сердечно-сосудистой системы выявлены -
большая частота минусовой аритмии, понижение пульсового давления (у мальчиков -
на 5,4 мл рт. ст., у девочек - на 7 мл рт. ст.), понижение тонуса крупных
мозговых сосудов.
Влияние на центральную нервную систему.
Шум оказывает как психологическое, так и
неврологическое воздействие на ЦНС. Наиболее известное исследование по
психопатологическим последствиям шума, проведенное в лондонском аэропорту
Хитроу, показало, что уровень психических заболеваний в шумных районах выше,
чем в сравнительно тихих городских кварталах. Там также чаще наблюдались
депрессивные реакции и невротические симптомы.
Влияние на органы чувств.
Шум оказывает действие на орган зрения и
вестибулярный аппарат. Сегодня установлено, что головокружение вызывается
звуками высокой интенсивности и сопровождается таким явлением, как
непроизвольное ритмическое движение глазных яблок (нистагм); при этом
способность человека отличать существенную зрительную информацию от несущественной может нарушаться.
Влияние на репродуктивную систему.
Шум вызывает сокращение притока крови к
плаценте, через которую в организм плода поступают питательные вещества. При
воздействии шума у подопытных животных наблюдались различные нарушения
формирования скелета плода, что объясняется изменением гормонального баланса в
организме матери.
Психологическое и социальное воздействие.
Шумы в значительной степени определяют
наше настроение, способность и склонность к тем или иным поступкам. Он явно
влияет на нашу общительность и чуткость по отношению к другим людям. В Гемпширском университете был проведен эксперимент, показавший,
что к человеку, который явно нуждался в помощи, подошло больше людей на тихой
улице, чем на шумной. В Голландии специалист по социальной психологии
Шарль Корт и его коллеги изучили 2567 случаев и установили, что люди, живущие в
тихих, спокойных районах, с большей готовностью оказывают помощь другим, чем
жители шумных кварталов с оживленным уличным движением.
Исследования на предприятиях, где
работают шумные агрегаты, также показали, что у рабочих, постоянно
подвергающихся действию шума, появляются нервные расстройства, тошнота,
головные боли, неуравновешенность, вспыльчивость, частая смена настроения и
чувство беспокойства.
Психологические расстройства, вызванные
шумом, отличны также среди детей, причем у них они протекают значительно
сильнее, чем у взрослых. Недавно проведены исследования американскими
специалистами умственных способностей школьников Лос-Анджелеса, проживающих в
районе международного аэропорта. По сравнению с другими детьми города у них
чаще отмечалась неспособность сосредоточиться и отсутствие настойчивости при
решении поставленных задач.
За последние 25 лет
промышленная революция, вызванная механизацией производственных процессов,
появление огромного количества разнообразной конторской и бытовой техники,
широкое распространение наземного и воздушного транспорта привели к
значительному увеличению воздействия шума. Шум, таким
образом, превратился в проблему, с которой сталкиваются миллионы людей: он
вызывает раздражительность и нарушение слуха, постоянно вторгается в жизнь
человека и не дает ему покоя ни днем, ни ночью.
Шум - это коварный враг: действуя день за
днем в течение нескольких лет, он может пагубно отразиться на нашем здоровье.
Поэтому существует настоятельная необходимость избавить людей от шума, который
угрожает их здоровью и благополучию. В силу этого государственные органы многих
стран, в том числе и наша страна, заявляют о необходимости принять меры защиты
населения от его вредного воздействия и не рассматривать шумовое загрязнение
как неизбежное следствие технического прогресса.
Одним из ведущих профессиональных
факторов, воздействующих на летный состав гражданской авиации, является шум.
Его происхождение и интенсивность обусловлены
устройством летательных аппаратов. Шум возникает при обтекании профиля
летательных аппаратов потоком встречного воздуха, вращении винтов, турбин и
работе двигателей, смешении струи отработанных газов с воздухом, а также при
вибрации воздушных судов.
Итак, для составления
санитарно-гигиенической характеристики условий труда летного состава
гражданской авиации в связи с заболеваниями органа слуха необходимо заполнить
паспортную часть прилагаемой схемы. После заполнения
паспортной части переходим к составлению таблицы 1, для чего из таблицы 4
(основной таблицы, которая заполняется командованием летного отряда, в
частности, техником по учету налета или лицом, направляемым в профпатологическое учреждение, заверяется печатью летного
отряда) находим тип летательного аппарата и на основании прилагаемой таблицы 5
(средних значений уровней шума в кабинах экипажей...) заполняем таблицу 1.
Таблица 1
┌──────────┬───────┬─────────────────────────────────────────────┐
│Тип
лета- │Уровень│ Уровни звукового давления в октавных │
│тельного │ звука │ полосах и
частот, Гц │
│аппарата │ в дБА ├────┬────┬────┬────┬────┬────┬─────┬────┬────┤
│ │ │31,5│ 63 │125 │250
│500 │1000│2000 │4000│8000│
├──────────┼───────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼─────┼────┼────┤
│ 1
│ 2 │ 3
│ 4 │ 5 │ 6
│ 7 │ 8 │
9 │ 10 │ 11 │
├──────────┼───────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼─────┼────┼────┤
│Ан-2 │102 │104 │108 │108 │104
│100 │94 │86 │82
│75 │
│Ан-24 │92 │82
│102 │99 │96 │88
│80 │82 │74
│74 │
│Ту-154 │84 │78
│78 │80 │76
│77 │78 │78
│74 │72 │
└──────────┴───────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴─────┴────┴────┘
Для заполнения таблицы 2 также используем
таблицу 4, где находим тип радиогарнитуры,
применяемой в работе. Здесь необходимо учитывать, что инспекторский состав
часть летного времени радиогарнитурами не пользуется.
Не имеют их и штурманы, выполняющие полеты на самолетах типа Ан-2. Заглушающую способность используемых радиогарнитур
в дБ находим в таблице 6. Радиогарнитура типа
АГ-1 не обладает заглушающей способностью.
Таблица 2
Тип
радиогар-
нитур
|
Ослабление
уровней звукового давления в октавных
полосах частот, Гц
|
125
|
250
|
500
|
1000
|
2000
|
4000
|
8000
|
АГ-2
|
1
|
1
|
3
|
2
|
10
|
15
|
17
|
Уровни воздействующего шума на орган
слуха пилота отражает таблица 3, которая включает в себя данные двух
предыдущих, где производится вычитание от средних значений уровней звукового
давления в октавных полосах частот уровня ослабления звукового давления применяемых
радиогарнитур, за исключением графы 3 данной таблицы,
расчет которой будет приведен ниже.
Таблица 3
┌──────────┬─────────┬───────┬────────────────────────────────────────────┐
│Тип
лета- │Тип
│Уровень│ Уровни
звукового давления в октавных │
│тельного │радиогар-│ звука │ полосах частот, Гц │
│аппарата │нитуры │ в дБА ├────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┤
│ │ │ │31,5│ 63 │125 │250
│500 │1000│2000│4000│8000│
├──────────┼─────────┼───────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┤
│ 1
│ 2 │
3 │ 4 │ 5
│ 6 │ 7 │ 8
│ 9 │ 10 │ 11 │
12 │
├──────────┼─────────┼───────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┤
│Ан-2 │АГ-1 │102 │104 │108 │108 │104
│100 │94 │86 │82
│75 │
│Ан-2 │АГ-2 │99 │104 │108 │107 │103
│97 │92 │76
│67 │58 │
│Ан-24 │АГ-2 │88 │82
│102 │98 │95 │85
│78 │72 │59
│57 │
│Ту-154 │ГНШ-С12А │72 │78
│78 │77 │75
│72 │57 │60
│44 │43 │
└──────────┴─────────┴───────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┘
Для проведения расчета уровней звука в дБА необходимо от полученных уровней звукового давления
вычесть корректирующую характеристику прибора. Данная характеристика приводится
в таблице А.
Таблица А
Частота, Гц
|
31,5
|
63
|
125
|
250
|
500
|
1000
|
2000
|
4000
|
8000
|
Коррекция, дБ
|
-39,4
|
-26,2
|
-16,1
|
-8,6
|
-3,2
|
0
|
+1,2
|
+1,0
|
-1,1
|
Чтобы определить общий уровень шума
расчетным путем, зная его спектральную характеристику, нужно учесть коррекцию
прибора, а затем полученные в децибелах значения сложить. Однако децибелы - это
логарифмические величины и обычным способом их сложить нельзя. Для этого
используется следующая методика:
1.
Находится разница двух
максимально наиболее близких по
величине
уровней L и L ;
1
2
2. По таблице Б
находится добавка в дБ к большему уровню;
3. Сложив больший уровень и добавку, получают
сумму двух уровней в дБ
(L ), которую складывают
со следующим, наиболее близким
по величине
1, 2
уровнем, и т.д.
Таблица Б
Разность уровней,
дБ
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
18
|
Добавка к
большему
уровню, дБ
|
3
|
2,5
|
2,2
|
1,8
|
1,5
|
1,2
|
1
|
0,8
|
0,6
|
0,5
|
0,4
|
0,2
|
Пример: необходимо определить общий
уровень шума в дБА при следующей его характеристике:
частота, Гц 31,5 63
125 250 500
1000 2000 4000
8000
уровень звука в
дБ 104
108 107 103
97 92 76
67 58
Проводим коррекцию на прибор:
величина -39,4 -26,2
-16,1 -8,6 -3,2
0 +1,2 +1,0
-1,1
коррекции, дБ
───────────────────────────────────────────────────────────────────────────
Откорректированный 64,6
81,8 91,9 94,4
93,8 92 77,2
68 56,9
уровень звука в
дБ
Находим разность и добавку и проводим
суммирование:
64,6
81,8 91,9 94,4
93,8 92 77,2
68 56,9
/\
│разн. = 0,6 /\ /\
│ └─────────────┘ │
│ добав. =
2,5 │
│ │ │
│ \/ │
│ 96,9 │
│ │разн.
= 5,0 │
│ └────────────┘
│ добав.
= 1,2
│ │
│ \/
│ 98,1
│ разн. = 7,0 │
└────────────────────┘
добав.
= 0,8
│
\/
98,9
Округляя его, получаем 99,0 дБА.
Шум, являясь общебиологическим
раздражителем, оказывает влияние на все системы организма. В ряде случаев
функциональные нарушения снижают работоспособность и увеличивают заболеваемость
летного и технического состава. Как было указано выше,
проявление шумовой патологии условно подразделяется на специфическое,
наступающее в органе слуха, и неспецифическое, возникающее в других органах и
системах. Динамическая оценка состояния слуховой функции у летного состава
при полетах общей продолжительностью до 4 - 6 часов показывает, что у членов
экипажей наблюдается стойкое снижение звуковосприятия, более выраженное в
диапазоне частот 1000 - 3000 Гц. При этом в послеполетном периоде наблюдается
снижение слуха на 15 - 25 дБ. Однако эти явления не стойкие и восстановление
абсолютной слуховой чувствительности обычно происходит в течение 4 - 6 часов
после отдыха. С увеличением длительности воздействия шума период восстановления
удлиняется. Выявлена способность слухового анализатора к кумуляции утомления.
Случаи тугоухости у летного состава
следует рассматривать как следствие часто повторяющегося, недостаточно
регламентированного воздействия шума интенсивных уровней.
Уровень шума в кабинах экипажей
современных реактивных самолетов значительно ниже, чем у поршневой авиации.
Герметизация кабины, которая уменьшает действие на ухо больших перепадов
давления, увеличивает и звукоизоляцию пилотов от внешнего шума.
В нашей стране при установлении предельно
допустимых уровней шума учитываются его характеристики: интенсивность,
спектральный состав и время воздействия. Так, в соответствии с
"Санитарными нормами допустимых уровней шума на рабочих местах", утв.
МЗ СССР 12.03.86 за N 3223-85, уровни звукового давления и эквивалентные уровни
звука при 8-часовом воздействии не должны превышать следующих величин:
частота, Гц 31,5 63
125 250 500
1000 2000 4000
8000
ПДУ, дБ 107
95 87 82
78 75 73
71 69
Суммарный уровень шума, измеренный по
шкале "А", не должен превышать 80 дБА. Эти
же значения установлены в ГОСТ 20296-81 "Самолеты и вертолеты гражданской
авиации. Допустимые уровни шума в салонах и кабинах экипажей и методы его
измерения".
Чтобы провести гигиеническую оценку шума,
громкость которого превышает предельно допустимую, нужно учесть его временную
характеристику. Для этого производится расчет среднесуточного эквивалентного
уровня шума по таблице 4, который составляется штабом летного отряда на
основании данных летной книжки или данных летного отряда, и заносится с 1 по
5-ю графы. Расчет среднесуточного налета (графа 5) определяется путем деления
налета часов за месяц на 25 рабочих дней (если робота осуществлялась вахтовым
методом, то расчет среднесуточного налета осуществляется путем деления
месячного налета на количество рабочих дней календарного месяца). Данный налет
указывается в часах и минутах помесячно.
Таблица 4
(образец)
┌───────┬────────┬────────┬───────────────────────┬──────────────┐
│ Год, │Тип │Тип │
Фактическое летное │Среднесуточный│
│
месяц │лета-
│радио- │время по
данным летной │ эквивалентный│
│
работы│тельного│гарнитур│ книжки │ уровень шума │
│ в ГА │аппарата│ ├───────────┬───────────┤ в дБА │
│ │ │ │ за месяц │средне- │
(помесячно) │
│ │ │ │ │суточный │ │
├───────┼────────┼────────┼───────────┼───────────┼──────────────┤
│ 1 │ 2 │ 3 │ 4
│ 5 │ 6
│
├───────┼────────┼────────┼───────────┼───────────┼──────────────┤
│1969
г.│ │ │ │ │ │
│январь
│Ан-2 │АГ-1 │57 ч. 30 м.│2 ч. 18 м. │97 │
│февраль│Ан-2 │АГ-2 │57 ч. 30 м.│2 ч. 18 м. │93 │
│март │Ан-2 │АГ-2 │18 ч. 57 м.│00 ч. 42 м.│87 │
│ │Ан-24 │АГ-2 │47 ч. 42 м.│1 ч. 54 м. │84
(89) │
│1973
г.│ │ │ │ │ │
│январь
│Ан-24 │АГ-2 │59 ч. 40 м.│2 ч. 24 м. │85 │
│1981
г.│ │ │ │ │ │
│январь
│Ту-154 │ГНШ-С12А│70
ч. 10 м.│2 ч. 48 м. │68
│
│и
т.д. │ │ │ │ │ │
└───────┴────────┴────────┴───────────┴───────────┴──────────────┘
Графа 6 рассчитывается и заполняется
врачом гигиены труда санэпидстанции управления гражданской
авиации.
Для получения среднесуточного
эквивалентного уровня шума необходимо произвести расчет с использованием
поправок в дБА на время экспозиции шума, определяемых
по таблице В (для удобства нахождения необходимой
поправки данная таблица представлена в виде графика).
Таблица В
Время в часах
|
8
|
7
|
6
|
5
|
4
|
3
|
2
|
1
|
0,5
|
0,15
|
0,05
|
Поправка в дБА
|
0
|
-0,6
|
-1,2
|
-2,0
|
-3,0
|
-4,2
|
-6,0
|
-9
|
-12
|
-15
|
-20
|
Пример: берем из таблицы 4 графы 5
среднесуточный налет - 2 ч. 18 м., находим данное временное значение на
графике, которое приблизительно равно 5,3. Находим разницу между уровнем звука
в дБА (графа 3 таблицы 3), равную 102 дБ, и поправкой
- 5,3, получаем 96,7 дБА. Округляя, получаем
среднесуточный эквивалентный уровень шума в 97 дБА и
заносим в 6-ю графу таблицы 4 и т.д.
Если в течение одного месяца полеты
выполнялись на различных типах самолетов и вертолетов, с различными видами радиогарнитур, то расчет среднесуточного эквивалентного
уровня шума производится для каждого сочетания отдельно, а затем полученные
результаты суммируются.
Пример:(см.
таблицу 4) 87 - 84 = 3, добавка (см. таблицу Б) - 1,8.
Тогда 87 + 1,8 = 88,8. Округлял до целого
числа, получаем 89 дБА.
В основу методики составления данной
схемы санитарно-гигиенической характеристики условий труда летного состава
гражданской авиации в связи с заболеваниями органа слуха положен расчет
среднесуточного эквивалентного уровня шума в дБА по
среднесуточному времени налета, так как оно приблизительно соответствует
времени шумового воздействия на орган слуха членов экипажей.
Расчет среднесуточного эквивалентного
уровня шума в дБА является заключительным этапом в
составлении данной характеристики.
В заключении следует отразить, имело ли
превышение предельно допустимого уровня (ПДУ) в соответствии с ГОСТ 20296-81.
Если ПДУ превышал нормируемый, то в этом случае необходимо отметить, в каких
годах, сколько раз, и на величину от... и до..., дБА.
Данная характеристика подписывается
главным врачом санэпидстанции, врачом гигиены труда СЭС УГА, заверяется
печатью. Составляется в 2-х экземплярах, а по запросу Центральной
санэпидстанции МСУ МГА - в 3-х экземплярах (один направляется в профпатологическое медицинское учреждение, второй - в
дело).
Перед направлением данной
санитарно-гигиенической характеристики в профпатологическое
учреждение необходимым условием является обязательное ознакомление (с росписью)
с содержанием заключения лица, направляемого на обследование. В случаях
несогласия его с результатом заключения и отказом от подписи, врач должен
сделать отметку "от подписи отказался" и указать вкратце причину
отказа.
Данная характеристика на руки не
выдается. Пересылается почтой, нарочным.
Срок составления санитарно-гигиенической
характеристики установлен не более 15 дней.
Таблица 5
СРЕДНИЕ ЗНАЧЕНИЯ УРОВНЕЙ ШУМА В ДБА И ПОЛОСОВЫХ
УРОВНЕЙ
ЗВУКОВОГО ДАВЛЕНИЯ В ДБ В КАБИНАХ ЭКИПАЖА
ОТЕЧЕСТВЕННЫХ
САМОЛЕТОВ И ВЕРТОЛЕТОВ, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИХСЯ В ГРАЖДАНСКОЙ
АВИАЦИИ (СОСТАВЛЕНА ГОСНИИ ГА ПО ДАННЫМ
ИЗМЕРЕНИЙ
УРОВНЕЙ ШУМА ПРИ ТИПОВЫХ ИСПЫТАНИЯХ)
┌───────────┬───────┬────────────────────────────────────────────┐
│ Тип
│Уровень│ Уровни
звукового давления в октавных │
│летательных│звука в│ полосах частот, Гц │
│
аппаратов │ дБА ├────┬────┬────┬───┬────┬────┬────┬─────┬────┤
│ │ │31,5│ 63 │125 │250│500
│1000│2000│4000 │8000│
├───────────┼───────┼────┼────┼────┼───┼────┼────┼────┼─────┼────┤
│ 1
│ 2 │ 3
│ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ 8
│ 9 │ 10 │ 11 │
├───────────┼───────┼────┼────┼────┼───┼────┼────┼────┼─────┼────┤
│Ту-104 │93 │-
│86 │82 │85 │88 │90
│85 │78 │67
│
│Ту-114 │89 │86
│90 │92 │90 │84 │82
│80 │72 │68
│
│Ту-124 │86 │81
│86 │79 │81 │86 │80
│74 │69 │61
│
│Ту-134 │ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │
│Ту-134 А │89 │80
│80 │78 │80 │82 │86
│83 │78 │70
│
│Ту-134
СХ │82 │77
│82 │79 │74 │79 │75
│70 │69 │62
│
│Ту-144 │89 │84
│78 │74 │79 │84 │84
│82 │80 │80
│
│Ту-154 │ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │
│Ту-154
М │84 │78
│78 │80 │76 │77 │78
│78 │74 │72
│
│ИЛ-14
(12) │89 │- │98
│93 │92 │84 │80
│76 │70 │66
│
│Ил-18 │84 │77
│98 │92 │84 │81 │75
│72 │72 │70
│
│Ил-62 │ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │
│Ил-62
М │89 │86
│84 │82 │80 │83 │84
│84 │74 │72
│
│Ил-76 Т │90 │78
│77 │80 │81 │81 │81
│76 │72 │70
│
│Ил-76
ТД │87 │84
│83 │82 │84 │85 │83
│79 │69 │62
│
│Ил-86 │81 │80
│79 │80 │83 │80 │77
│73 │65 │59
│
│Ан-2 │102 │104 │108 │108 │104│100
│94 │86 │82
│75 │
│Ан-12 │90 │80
│94 │86 │86 │85 │85
│82 │78 │75
│
│Ан-14 │84 │95
│100 │94 │86 │80 │76
│68 │64 │62
│
│Ан-24 │92 │82
│102 │99 │96 │88 │80
│82 │74 │74
│
│Ан-26 │92 │83
│103 │102 │96 │91 │80
│71 │66 │64
│
│Ан-28 │98 │94
│103 │102 │101│91 │91
│87 │83 │78
│
│Як-40 │86 │79
│80 │82 │82 │80 │80
│80 │76 │72
│
│Як-42 │83 │83
│75 │71 │71 │80 │79
│75 │70 │63
│
│Ли-2
(ДС-3)│100 │- │106 │106 │106│94 │91
│84 │78 │70
│
│Л-410 │109 │78
│112 │114 │108│97 │86
│81 │77 │76
│
│Л-410УВПЭ │95
│88 │90 │103 │97 │88 │84
│78 │71 │69
│
│Ми-2 │94 │101 │98 │98
│92 │92 │90 │81
│75 │68 │
│Ми-2
СХ │102 │103 │96 │99
│100│94 │86 │100 │88 │79
│
│Ми-4 │102 │-
│112 │112 │106│102 │90 │84
│74 │66 │
│Ми-6 │84 │100 │100 │94 │85 │80 │76
│70 │68 │78
│
│Ми-8 │89 │96
│102 │96 │88 │86 │84
│78 │72 │72
│
│Ми-10 К │88 │98
│99 │100 │88 │82 │77
│75 │70 │73
│
│Ми-26 │88 │90
│91 │94 │89 │86 │82
│74 │69 │62
│
│Ка-26 │95 │110 │103 │100 │97
│92 │89 │84
│81 │80 │
└───────────┴───────┴────┴────┴────┴───┴────┴────┴────┴─────┴────┘
Таблица 6
┌───────────────┬────────────────────────────────────────────────┐
│ Тип
│ Среднее ослабление шума
(дБ) на частотах, Гц │
│радиогарнитуры ├──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┤
│ │ 125 │ 250
│ 500 │ 1000 │
2000 │ 4000 │ 8000 │
├───────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤
│ 1
│ 2 │
3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ 8 │
├───────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤
│АГ-2 │1 │1 │3 │2 │10 │15
│17 │
│АГ-2 │2 │2 │5 │6 │21 │27
│30 │
│Г-63 │22 │25
│28 │30 │34
│40 │42 │
│ГСШ-С12А
(АГ-3)│3 │1 │5 │11 │18
│30 │29 │
│ГСШ-А-18 │5 │7 │11 │17
│28 │32 │30
│
└───────────────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┘