СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 февраля 1987 г. N 171
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ
О МИНИСТЕРСТВЕ СТРОИТЕЛЬСТВА СОЮЗНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Совет Министров СССР постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Типовое
положение о министерстве строительства союзной республики.
2. Советам Министров союзных республик
разработать и утвердить в 3-месячный срок по согласованию с Госстроем СССР
положения о министерствах строительства союзных республик.
Утверждено
Постановлением
Совета Министров СССР
от 10 февраля 1987 г. N 171
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О МИНИСТЕРСТВЕ СТРОИТЕЛЬСТВА СОЮЗНОЙ РЕСПУБЛИКИ
1. Министерство строительства союзной
республики <*> является республиканским министерством союзной республики,
входит в строительный комплекс страны и подчиняется в
своей деятельности Совету Министров союзной республики.
--------------------------------
<*> В дальнейшем именуется
"министерство".
Министерство входит
в систему Госстроя СССР, который совместно с Советом Министров союзной
республики осуществляет контроль за проведением в жизнь решений Партии и
Правительства в области капитального строительства, внедрением достижений
научно - технического прогресса, передовых форм организации труда и повышением
на этой основе эффективности строительного производства, а также за
деятельностью министерства по выполнению заданий государственного плана
экономического и социального развития СССР по вводу в действие производственных мощностей и объектов, жилых домов и
других объектов социального назначения.
Министерство осуществляет строительство
объектов производственного и жилищно - гражданского назначения, расширение,
реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий в
соответствии с государственными планами экономического и социального развития.
Министерство несет
ответственность за реализацию решений Партии и Правительства, ЦК компартии и
Совета Министров союзной республики в области капитального строительства, за
состояние, технический уровень и качество строительства, выполнение заданий по
вводу в действие производственных мощностей и объектов, за соблюдение
нормативных сроков продолжительности строительства, за выполнение
государственного плана по всем показателям и результаты финансово -
хозяйственной деятельности подведомственных организаций, предприятий и
учреждений, а также за развитие строительной
индустрии, наращивание мощностей строительно - монтажных
организаций и улучшение условий работы трудовых коллективов.
Министерство осуществляет контакты и
деловое сотрудничество с другими министерствами и ведомствами в разработке и
решении межотраслевых вопросов, всемерно поддерживает инициативные предложения
местных Советов народных депутатов в области капитального строительства,
создает подведомственным организациям, предприятиям и учреждениям благоприятные
условия для совместного решения экономических и социальных проблем.
2. Главными задачами министерства
являются:
выполнение заданий государственных планов
по вводу в действие производственных мощностей и объектов, жилых домов и других
объектов социального назначения в соответствии с нормативными сроками,
последовательное сокращение продолжительности строительства, выполнение планов
подрядных строительно - монтажных работ, обеспечение
строгого соблюдения государственной дисциплины в подведомственных организациях,
на предприятиях и в учреждениях;
повышение эффективности строительного
производства, снижение себестоимости строительно - монтажных
работ, улучшение использования основных фондов, трудовых, материальных и
финансовых ресурсов, выполнение заданий по прибыли и росту производительности
труда;
осуществление дальнейшей индустриализации
строительства, внедрение новейших достижений науки и техники, передового опыта,
совершенствование организации и технологии строительно -
монтажных работ;
повышение эффективности капитальных
вложений, выделяемых на развитие производственной базы и социальной сферы строительно - монтажных организаций и предприятий
строительной индустрии, первоочередное направление их на техническое
перевооружение и реконструкцию;
совершенствование хозяйственного
механизма в подведомственных организациях, на предприятиях и в учреждениях,
усиление его воздействия на конечные результаты работы трудовых коллективов,
дальнейшее совершенствование управления строительным производством, укрупнение
организаций и предприятий, развитие и углубление специализации и кооперирования
производства;
внедрение прогрессивных форм управления и
передовых методов труда;
планирование обеспечения подведомственных
организаций, предприятий и учреждений трудовыми ресурсами, организация
подготовки кадров и повышение их квалификации;
улучшение жилищных и социально - бытовых
условий работников подведомственных организаций, предприятий и учреждений,
создание безопасных условий труда на производстве.
3. Министерство в своей деятельности
руководствуется законами СССР и союзной республики, указами и иными решениями
Президиума Верховного Совета СССР и Президиума Верховного Совета союзной
республики, постановлениями и распоряжениями Правительства СССР и Правительства
союзной республики, решениями Госстроя СССР, настоящим Типовым положением и другими
нормативными актами.
Министерство обеспечивает правильное
применение действующего законодательства в организациях, на предприятиях и в
учреждениях своей системы, разрабатывает предложения по его совершенствованию и
вносит их в установленном порядке на рассмотрение в Совет Министров союзной
республики.
4. Министерство в соответствии с
возложенными на него задачами:
а) участвует в подготовке проектов
основных направлений экономического и социального развития СССР и союзной
республики на длительный период, перспективных и годовых планов в части
капитального строительства;
б) подготавливает
на основе заявок министерств и ведомств - заказчиков и представляет в Совет
Министров союзной республики предложения по вводу в действие производственных
мощностей и объектов, жилых домов и других объектов социального назначения по
номенклатуре государственного плана экономического и социального развития СССР,
объектов республиканского хозяйства, а также по объемам подрядных работ,
подлежащих выполнению в планируемом периоде;
в) разрабатывает проекты пятилетних и
годовых планов министерства по установленной системе показателей и представляет
их в Совет Министров союзной республики. Предложения по вводу
в действие производственных мощностей и объектов, жилых домов и других объектов
социального назначения по номенклатуре государственного плана экономического и
социального развития СССР, по объемам подрядных работ и материально -
технических ресурсов министерство вносит в Совет Министров СССР и в Госплан
СССР, а по номенклатуре материальных ресурсов, распределяемых Госснабом СССР, -
в Госснаб СССР. Госплан СССР и Госснаб СССР определяют указанные
показатели в порядке, предусмотренном для общесоюзных строительных министерств,
а по материально - техническим ресурсам номенклатуры Госснаба СССР - в порядке,
установленном для республиканских министерств;
г) осуществляет своевременное доведение
до подведомственных организаций и предприятий утвержденных планов ввода в
действие производственных мощностей и объектов жилых домов и других объектов
социального назначения, планов подрядных работ, производства строительных
материалов, деталей и конструкций и других плановых заданий и организует их
выполнение;
д) разрабатывает планы материально -
технического снабжения подведомственных организаций, предприятий и учреждений
материалами, топливом, оборудованием, машинами, механизмами, средствами малой
механизации и инструментом. Эти планы представляются
министерством в Совет Министров союзной республики, в Госплан СССР и Госснаб
СССР;
обеспечивает организацию материально -
технического снабжения подведомственных организаций, предприятий и учреждений,
распределяет между ними выделяемые министерству фонды на материалы, топливо,
оборудование, машины, механизмы и другие ресурсы и в необходимых случаях
перераспределяет их с учетом выполнения производственной программы;
е) организует систему производственно -
технологической комплектации, осуществляет меры по повышению строительной
готовности конструкций, деталей и изделий;
ж) обеспечивает разработку строительной
части рабочей документации силами подведомственных проектно - изыскательских
организаций или по заказам министерства организациями других министерств и
ведомств, а также своевременное утверждение и выдачу строительно
- монтажным организациям необходимой проектной и сметной документации;
з) организует работу по согласованию
подрядными строительными организациями и заказчиками проектно - сметной
документации, титульных списков строек, договорных цен на строительство
предприятий, пусковых комплексов и объектов и обеспечивает контроль
за правильностью разработки и применения этих цен;
и) руководит работой по заключению
подведомственными организациями с заказчиками договоров подряда на капитальное
строительство, по укреплению договорных отношений между участниками
строительства и обеспечивает контроль за выполнением
сторонами обязательств, принятых по этим договорам;
к) разрабатывает с учетом предложений
местных Советов народных депутатов и осуществляет мероприятия по развитию
мощностей строительных организаций и их материально - технической базы в
соответствии с утвержденными долговременными программами;
л) организует на подведомственных
предприятиях производство строительных материалов, конструкций и деталей с
использованием местных ресурсов и вторичного сырья, развивает собственное
машиностроение для производства строительных машин, оборудования и средств
малой механизации;
разрабатывает и утверждает планы
кооперированных поставок продукции, изготовляемой на подведомственных
предприятиях, с учетом поставки продукции потребителям других отраслей и
обеспечивает их выполнение;
м) определяет и доводит до
подведомственных организаций и предприятий задания по прибыли, росту
производительности труда и другим экономическим показателям и нормативам и
обеспечивает их выполнение;
н) разрабатывает целевые программы по
развитию научно - технического прогресса в строительном производстве,
осуществляет внедрение достижений науки и техники;
о) обеспечивает повышение качества
строительства, внедрение на стройках прогрессивных проектов производства работ
и передовой технологии, осуществление строительно - монтажных
работ в соответствии с проектами, строительными нормами и правилами,
государственными стандартами и техническими условиями, соблюдение требований по
охране окружающей среды;
п) разрабатывает и обеспечивает
выполнение в системе министерства мероприятий по совершенствованию
хозяйственного механизма, внедрению прогрессивных форм и методов организации
труда, коллективного и бригадного подрядов, по переводу строительно
- монтажных организаций на полный хозяйственный расчет и
самофинансирование;
р) обеспечивает выполнение организациями
и предприятиями системы министерства финансовых планов, сохранность собственных
оборотных средств, своевременность расчетов с рабочими и служащими, бюджетом,
поставщиками, банком, перечисление организациями и предприятиями собственных
средств, предназначенных на финансирование капитального строительства и
ремонта;
с) разрабатывает и осуществляет
мероприятия по экономному и рациональному использованию материально -
технических и топливно - энергетических ресурсов;
т) организует в системе министерства
контрольно - ревизионную работу, обеспечивает охрану социалистической
собственности в подведомственных организациях, на предприятиях и в учреждениях
и бережное отношение к ней;
осуществляет методическое руководство
правовой работой в системе министерства;
у) обеспечивает своевременное
представление в статистические органы установленных отчетных данных;
организует систему управления
производством с использованием вычислительной техники и контроль
за ходом строительства объектов;
ф) назначает в пределах своей компетенции
государственные комиссии по приемке в эксплуатацию законченных строительством
объектов, утверждает акты об их приемке и принимает
решения о закрытии смет;
х) осуществляет в системе министерства
научно - техническую информацию в области строительства, подготовку и издание в
установленном порядке информационных материалов по вопросам новой техники и
передового опыта в организации строительного производства;
ц) обеспечивает проведение мероприятий по
дальнейшему улучшению и оздоровлению условий труда, строгому соблюдению правил
техники безопасности и требований промышленной санитарии на производстве,
организации отдыха и бытового обслуживания трудящихся;
ч) организует подготовку и повышение
квалификации рабочих - строителей на производстве и в учебной сети системы
министерства, проводит повсеместно работу по укреплению трудовой и
производственной дисциплины;
ш) проводит в подведомственных
организациях работу по созданию сельских подсобных хозяйств, организует на
собственных предприятиях производство товаров народного потребления и оказание
платных услуг населению;
щ) обеспечивает заключение коллективных
договоров и осуществляет контроль за их выполнением;
совместно с соответствующими
республиканскими советами профсоюзов организует социалистическое соревнование,
утверждает условия соревнования в системе министерства, подводит итоги
соревнования и награждает коллективы победителей;
ы) в установленном порядке награждает
передовых рабочих, инженерно - технических работников и служащих организаций,
предприятий и учреждений системы министерства нагрудными знаками, почетными
грамотами и применяет иные виды поощрения;
э) обеспечивает развитие демократических
начал в управлении, создает условия для проявления инициативы и активного участия
трудящихся и их общественных организаций в работе по совершенствованию
производства и устранению недостатков в деятельности министерства и
подведомственных ему предприятий, организаций и учреждений; решает вопросы
труда и быта рабочих и служащих с учетом предложений советских и профсоюзных
органов, а в случаях, предусмотренных действующим законодательством, -
совместно или по согласованию с этими органами;
ю) вносит изменения в структуру и
утверждает штатное расписание центрального аппарата министерства без соблюдения
действующих норм и соотношений численности специалистов и устанавливает
работникам должностные оклады без учета средних окладов по схеме должностных
окладов в пределах численности и месячного фонда заработной платы работников
министерства;
обеспечивает правильное сочетание
экономических и административных методов руководства, наиболее полное
использование таких экономических рычагов, как прибыль, цена, премия и кредит,
внедрение систем управления с применением электронно -
вычислительной техники, совершенствование структуры и организационных
форм управления;
я) организует своевременное и
внимательное рассмотрение писем (заявлений и жалоб) трудящихся, добиваясь
правильного решения поставленных в этих письмах вопросов, а также принимает
меры к устранению сообщаемых в письмах трудящихся недостатков в деятельности
подведомственных предприятий, организаций и учреждений.
Министерство осуществляет также другие
функции в области планирования, науки и техники, капитального строительства,
материально - технического снабжения, финансирования, кадров, труда и
заработной платы, экономических и научно - технических связей с зарубежными
странами, которые предусматриваются законодательством Союза ССР и союзной
республики.
5. Министерство возглавляет министр,
назначаемый в соответствии с Конституцией союзной республики Верховным Советом
этой республики, а в период между сессиями - Президиумом Верховного Совета
союзной республики с последующим представлением на утверждение Верховного
Совета союзной республики.
Министр имеет заместителей, назначаемых
Советом Министров союзной республики. Распределение обязанностей между
заместителями министра производится министром.
6. В министерстве образуется коллегия в
составе министра (председатель) и заместителей министра по должности, а также
других руководящих работников министерства.
Численность и персональный состав
коллегии министерства утверждаются Советом Министров союзной республики.
Коллегия
министерства на своих регулярно проводимых заседаниях рассматривает основные
вопросы выполнения планов строительного производства, развития мощностей и
производственной базы строительных организаций, их социального развития, а
также другие вопросы деятельности министерства, обсуждает вопросы практического
руководства предприятиями, организациями и учреждениями, проверки исполнения
принятых решений, подбора и использования кадров, проекты важнейших приказов и
инструкций, заслушивает отчеты руководителей структурных подразделений
министерства, а также руководителей
подведомственных предприятий, организаций и учреждений.
Решения коллегии проводятся в жизнь, как
правило, приказами министра. В случае разногласий между министром и коллегией
министр проводит в жизнь свое решение, докладывая о возникших разногласиях
Совету Министров союзной республики, а члены коллегии, в свою очередь, могут
сообщить свое мнение в Совет Министров союзной республики.
7. Министр строительства союзной
республики несет персональную ответственность за выполнение возложенных на
министерство задач и обязанностей, устанавливает степень ответственности
заместителей министра, начальников главных управлений и руководителей других
подразделений министерства за деятельность предприятий, организаций и
учреждений системы министерства, а также за руководство отдельными областями
деятельности министерства.
8. Министр
строительства союзной республики издает в пределах компетенции министерства
приказы и инструкции на основании и во исполнение законов СССР и союзной
республики, указов Президиума Верховного Совета СССР и Президиума Верховного
Совета союзной республики, постановлений и распоряжений Совета Министров СССР и
Совета Министров союзной республики, решений Госстроя СССР и других нормативных
актов и проверяет их исполнение.
В необходимых случаях министр
строительства союзной республики издает с руководителями других министерств и
ведомств республики совместные приказы и инструкции.
9. Для рассмотрения предложений по
основным вопросам индустриализации строительства, совершенствования организации
и технологии строительных работ и по другим технико -
экономическим вопросам, разработки рекомендаций по использованию и
внедрению новейших достижений отечественной и зарубежной науки, техники и
передового опыта в министерстве создается научно - технический совет из видных
ученых, высококвалифицированных специалистов, новаторов производства, а также
представителей научно - технических обществ и других организаций.
Состав научно - технического совета и
положение о нем утверждаются министром.
10. Министерство образует арбитраж для
рассмотрения хозяйственных споров между организациями, предприятиями и
учреждениями системы министерства.
11. Положение о министерстве утверждается
Советом Министров союзной республики по согласованию с Госстроем СССР.
Структура и численность работников
центрального аппарата министерства утверждаются Советом Министров союзной
республики. Штатное расписание центрального аппарата министерства, а также
положения о его структурных подразделениях утверждаются министром.
12. Министерство имеет печать с
изображением Государственного герба союзной республики и со своим
наименованием.