| На главную | Контакты | Поиск на текущей странице: "Ctr+F" |


       Содержание библиотеки:

 

ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА СССР

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 апреля 1987 г. N 1

 

О СОБЛЮДЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕГО УЧАСТИЕ

НАРОДНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРАВОСУДИЯ

 

В соответствии с Конституцией СССР народные заседатели являются независимыми и полноправными судьями. Их активное участие в рассмотрении гражданских и уголовных дел служит важной гарантией полного, всестороннего и объективного выяснения обстоятельств судебных дел и принятия по ним законных, обоснованных и справедливых решений, охраны прав и законных интересов граждан и организаций, выявления и устранения причин, порождающих правонарушения и гражданско-правовые споры, способствует расширению гласности, повышению авторитета суда и воспитательного воздействия судебных процессов.

Однако, как показало изучение судебной практики, некоторые народные заседатели неполностью используют свои права и недостаточно активно участвуют в исследовании доказательств. Судьи не всегда оказывают народным заседателям должную помощь в подготовке к рассмотрению гражданских и уголовных дел, не принимают мер к повышению их активности, иногда сами допускают нарушения законодательства, регламентирующего участие народных заседателей в осуществлении правосудия. Кассационные и надзорные инстанции не во всех случаях своевременно вскрывают и устраняют ошибки судов первой инстанции в применении этого законодательства.

Пленум Верховного Суда СССР постановляет:

1. Обратить внимание судов на необходимость строгого соблюдения установленных Конституцией и законами СССР демократических принципов судопроизводства - коллегиального с участием народных заседателей рассмотрения гражданских и уголовных дел в судах первой инстанции, равенства прав судей и народных заседателей, их независимости и подчинения только закону.

Несоблюдение этих принципов является существенным нарушением процессуального закона, влекущим отмену судебных решений.

2. В соответствии со ст. 8 Основ гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик, ст. 9 Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик к участию в рассмотрении дел в судах могут привлекаться только те народные заседатели, которые избраны в установленном законом порядке в состав данного суда.

Полномочия народных заседателей начинаются со дня выборов и заканчиваются по истечении срока, на который они избраны, за исключением случаев, когда необходимо закончить рассмотрение дела, начатого с их участием.

Народные заседатели могут быть досрочно лишены своих полномочий не иначе как по отзыву избирателей или органа, их избравшего, либо в силу состоявшегося о них приговора суда, а освобождены от исполнения своих обязанностей досрочно лишь в связи с длительной болезнью, а также по их просьбе, вызванной другими уважительными причинами (ст. ст. 72 и 73 Закона о судоустройстве РСФСР и соответствующие статьи законов о судоустройстве других союзных республик). Изменение народным заседателем места работы (службы) или жительства, прекращение трудовой деятельности не влечет утраты полномочий и не препятствует его привлечению к осуществлению правосудия.

3. Судам надлежит строго соблюдать установленный ст. 32 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве в СССР порядок призыва народных заседателей к исполнению своих обязанностей, который позволяет реализовать свои полномочия всем народным заседателям.

4. Под установленным ст. 32 Основ законодательства о судоустройстве двухнедельным сроком, на который народные заседатели призываются к исполнению обязанностей в суде, следует понимать время, в течение которого они изучают дело, подлежащее рассмотрению, и соответствующее законодательство, участвуют в распорядительных и судебных заседаниях.

В каждом календарном году народные заседатели могут призываться к исполнению своих обязанностей неоднократно, однако общий срок их участия в рассмотрении дел не должен превышать двух недель, за исключением случаев, когда продление этого срока вызывается необходимостью закончить рассмотрение дела, начатого с их участием.

5. Председателям судов (судьям) надлежит заблаговременно ставить в известность народных заседателей и администрацию предприятий, учреждений и организаций о времени явки заседателей в суд для участия в рассмотрении судебных дел.

Получение народным заседателем вызова является основанием для его освобождения от работы на весь срок исполнения своих обязанностей в суде с сохранением за ним в соответствии с нормами законодательства о труде места работы (должности) и заработка.

Воспрепятствование явке народных заседателей в суд для осуществления правосудия является грубым нарушением законодательства. С учетом этого судам необходимо ставить вопрос об ответственности должностных лиц, препятствующих народным заседателям исполнять свои обязанности.

6. В целях обеспечения законного состава суда председательствующий обязан проверить полномочия народных заседателей, разъяснить им предусмотренные ст. ст. 17 - 18, 23 ГПК РСФСР, ст. ст. 23, 59 - 62 УПК РСФСР и соответствующими статьями ГПК и УПК других союзных республик основания и порядок отвода и самоотвода и по каждому подлежащему рассмотрению делу убедиться в отсутствии препятствий к их участию в судебном заседании.

По смыслу ст. 18 ГПК РСФСР, ст. 59 УПК РСФСР и соответствующих статей ГПК и УПК других союзных республик, народный заседатель не может принимать участия в рассмотрении дела как в случае внесения постановления (определения) о признании его потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком или их законным представителем по делу, так и при наличии оснований для такого признания, а также если он допрошен в качестве свидетеля по делу или фактически является таковым.

Под упомянутыми в названных статьях родственными отношениями, исключающими участие народного заседателя в рассмотрении дела, следует понимать не только наличие близкого родства, но и родства более дальних степеней (двоюродные братья, сестры и др.), а равно отношения свойства (родителе и родственники супруга, отчим, мачеха и т.п.).

К "иным обстоятельствам", дающим основания считать, что народный заседатель лично, прямо или косвенно заинтересован в деле, могут быть отнесены служебная зависимость, подотчетность или подконтрольность заседателя и лиц, перечисленных в ст. 18 ГПК РСФСР, ст. 59 УПК РСФСР и соответствующих статьях ГПК и УПК других союзных республик, любые другие обстоятельства, вызывающие сомнение в его беспристрастности.

7. В соответствии со ст. 154 Конституции СССР, ст. 8 Основ гражданского судопроизводства, ст. 9 Основ уголовного судопроизводства народные заседатели пользуются равными с председательствующим правами в решении возникающих вопросов во всех стадиях производства по делу.

В стадии предания суду народные заседатели участвуют в решении вопроса о возможности слушания дела в судебном заседании, рассмотрении ходатайств и разрешении вопросов, связанных с подготовкой к рассмотрению дела в судебном заседании.

В ходе судебного заседания народные заседатели вправе и обязаны принимать активное участие в исследовании собранных по делу доказательств; при необходимости ставить вопрос об истребовании новых доказательств, участвовать в разрешении ходатайств и заявлений, решать совместно с председательствующим другие возникающие по делу вопросы.

При постановлении решения (приговора) народные заседатели обязаны принимать непосредственное участие в обсуждении всех вопросов, указанных в ст. 194 ГПК РСФСР, ст. 303 УПК РСФСР и соответствующих статьях ГПК и УПК других союзных республик, и должны дать ответ на каждый из них. Решение по каждому из этих вопросов принимается большинством голосов. В случае несогласия с ним народный заседатель вправе письменно изложить особое мнение.

8. Председательствующий обязан разъяснить народным заседателям принадлежащие им права, обеспечить возможность их реализации, обратить внимание на гражданский долг и обязанность активно использовать свои права в интересах справедливого разрешения дела.

В целях полного осуществления прав и повышения активности народных заседателей в судебном разбирательстве надлежит обеспечивать им возможность заблаговременного изучения материалов подлежащих рассмотрению дел, соответствующего законодательства, а также руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда СССР и пленумов Верховных Судов союзных республик; в ходе судебного заседания всемерно содействовать их активному участию в исследовании доказательств по делу, не допускать действий, стесняющих права и подрывающих авторитет народных заседателей; во время обсуждения возникающих по делу вопросов и постановления судебных решений обеспечивать им полную свободу суждений и выражения своего мнения по делу, строго соблюдать требование закона о том, что председательствующий подает свой голос последним.

Осуществляя полномочия по руководству судебным заседанием, предусмотренные ст. 145 ГПК РСФСР, ст. 243 УПК РСФСР и соответствующими статьями ГПК и УПК других союзных республик, председательствующий не вправе ограничивать действия народных заседателей по выяснению фактических обстоятельств дела, данных о личности подсудимого, потерпевшего, истца, ответчика и других участвующих в деле лиц, смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств, причин и условий, способствовавших правонарушению или возникновению гражданско-правового спора, и иных обстоятельств, необходимых для принятия решения по делу.

9. Имея в виду, что право на особое мнение является важным процессуальным средством, гарантирующим народным заседателям независимость при осуществлении правосудия, председательствующий обязан разъяснить им, что, если кто-либо из них не согласен с судьей и другим народным заседателем, он должен заявить об этом в совещательной комнате. Народный заседатель, оставшийся в меньшинстве, обязан подписать принятое большинством судей решение, но вправе изложить в письменном виде особое мнение относительно этого решения, указав, с чем конкретно он не согласен. При этом он вправе предложить свое решение опорного вопроса.

При рассмотрении в кассационном порядке дела, по которому имеется особое мнение, суд в соответствии с требованиями ст. ст. 294 ГПК РСФСР, 332 УПК РСФСР и соответствующих статей ГПК и УПК других союзных республик обязан проверить законность и обоснованность приговора (решения) с учетом доводов, приведенных в особом мнении, и о результатах рассмотрения известить народного заседателя.

Если дело, по которому имеется особое мнение, не было предметом рассмотрения суда кассационной инстанции, оно по вступлении решения (приговора) в законную силу подлежит направлению председателю вышестоящего суда для решения вопроса о наличии оснований к их опротестованию. Председатель суда должен уведомить народного заседателя о результатах проверки дела в связи с его особым мнением.

10. Согласно закону (ст. 146 ГПК РСФСР, ст. 241 УПК РСФСР и соответствующие статьи ГПК и УПК других союзных республик) каждое дело должно быть рассмотрено в одном и том же составе судей. Если кто-либо из народных заседателей лишен возможности продолжать участвовать в заседании, он заменяется другим заседателем, и разбирательство дела начинается сначала. Исключение допускается лишь в случае, предусмотренном ст. 242 УПК РСФСР и соответствующими статьями УПК других союзных республик, когда народный заседатель, выбывший из состава суда по причинам, лишающим его возможности участвовать в судебном заседании (болезнь, стечение тяжелых личных обстоятельств и т.п.), заменяется запасным народным заседателем.

11. Запасный народный заседатель может быть призван к исполнению обязанностей в суде по любому уголовному делу, рассмотрение которого требует длительного времени. Призыв запасного народного заседателя и сроки исполнения им своих обязанностей в суде должны соответствовать требованиям ст. 32 Основ законодательства о судоустройстве.

При объявлении состава суда председательствующий должен сообщить об участии в судебном заседании запасного народного заседателя и разъяснить участникам процесса право заявить ему отвод.

Запасный народный заседатель должен присутствовать при производстве всех судебных действий с начала разбирательства дела, однако участия в исследовании доказательств по делу он не принимает, если законодательством союзной республики не предусмотрено иное.

По смыслу ст. 261 УПК РСФСР и соответствующих статей УПК других союзных республик, замена выбывшего народного заседателя запасным осуществляется на основании определения суда. У запасного народного заседателя, вступившего на место выбывшего, должно быть выяснено (кроме союзных республик, где предусмотрено иное), не требует ли он возобновления всех или некоторых судебных действий. Его мнение по этому вопросу должно быть отражено в протоколе, а требование о возобновлении судебных действий обязательно удовлетворено. Если необходимость замены народного заседателя запасным возникла после окончания судебного следствия, оно должно быть возобновлено.

Выбывший народный заседатель не может быть вновь введен в состав данного суда.

12. В целях повышения активности народных заседателей в рассмотрении судебных дел и их ответственности за выполнение своего гражданского долга обратить внимание судей на необходимость разъяснения впервые избранным народным заседателям целей и задач правосудия, его демократических принципов, специфики исполнения заседателями своих обязанностей, требований, предъявляемых к судьям.

Судам, постановившим решение (приговор), определение, следует сообщать народным заседателям об отмене либо изменении судебных решений, постановленных с их участием.

Рекомендовать судам информировать коллективы трудящихся и органы, избравшие заседателей, об исполнении ими своих обязанностей в суде, принимать более активное участие в организации регулярных отчетов народных заседателей, использовать эти отчеты для совершенствования судебной деятельности.

13. Судебным коллегиям Верховного Суда СССР, Верховным Судам союзных и автономных республик, краевым, областным, городским судам, судам автономных областей и округов, военным трибуналам видов Вооруженных Сил, военных округов, групп войск и флотов усилить надзор за строгим и неуклонным исполнением законодательства, регламентирующего участие народных заседателей в осуществлении правосудия, своевременно принимать меры к устранению ошибок и недостатков в применении указанного законодательства, регулярно анализировать практику его применения.

 

Председатель

Верховного Суда СССР

В.И.ТЕРЕБИЛОВ

 

Секретарь Пленума,

член Верховного Суда СССР

С.Б.РОМАЗИН

 

 







Яндекс цитирования



Интернет архив законодательства СССР. Более 20000 нормативно-правовых актов.
СССР, Союз Советских Социалистических республик, Советская власть, законодательство СССР, Ленин, Сталин, Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, история СССР.

© LibUSSR.RU, 2011 - 2024