Утверждены
Министерством энергетики
и электрификации СССР
7 апреля 1987 года
Согласованы
с Государственной
инспекцией по эксплуатации
электростанций и сетей
12 декабря 1986 года
Срок действия -
с 1 мая 1988 года
до 1 мая 1998 года
РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
О ПРОВЕДЕНИИ СОРЕВНОВАНИЙ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МАСТЕРСТВУ
ЭКСПЛУАТАЦИОННОГО (ОПЕРАТИВНОГО) ПЕРСОНАЛА ТЭС
РД 34.04.743-87
Разработаны предприятием "Южтехэнерго" и МГП "Союзтехэнерго".
Согласованы с
Государственной инспекцией по эксплуатации электростанций и сетей 12.12.86.
Главный инженер А.Д. Щербаков.
Утверждены Министерством энергетики и
электрификации СССР 07.04.87.
Заместитель министра А.Ф. Дьяков.
Методические указания предназначены для
использования при подготовке и проведении соревнований по профессиональному
мастерству эксплуатационного (оперативного) персонала ТЭС с помощью технических
средств обучения и контроля в центрах и пунктах тренажерной подготовки и
непосредственно на рабочих местах.
Методические указания необходимо
использовать совместно с "Положением о соревновании эксплуатационного
ремонтного персонала и персонала наладочных подразделений. Часть 1. Организация
соревнований и конкурсов профессионального мастерства оперативного и
оперативно-ремонтного персонала электростанций, электрических сетей и
энергосистем" (М.: СПО Союзтехэнерго, 1986).
1. ОСОБЕННОСТИ
СОРЕВНОВАНИЙ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ
МАСТЕРСТВУ ЭКСПЛУАТАЦИОННОГО ПЕРСОНАЛА ТЭС
1.1. Соревнования по профессиональному
мастерству эксплуатационного (оперативного) персонала ТЭС проводятся в целях
определения и сравнения уровня квалификации персонала путем выдачи
соревнующимся контрольных заданий, воспроизводящих производственную
деятельность. Методически соревнования строятся таким образом, чтобы
контрольные задания выполнялись соревнующимися в
равных условиях. Контрольные задания должны отражать важнейшие стороны
производственной деятельности, выявлять знания и навыки специалистов
и умение их практического применения. Качество решения заданий и затраченное
время, оцениваемые по установленным критериям, определяют оценку квалификации
специалистов по конкретному заданию, а совокупность оценок по всем заданиям
определяет уровень их профессионального мастерства. В результате соревнований
сравниваются уровни профессионального мастерства отдельных специалистов и
команд.
1.2. Специфика производственной
деятельности станционного персонала находится в прямой зависимости от главной
задачи персонала - обеспечивать бесперебойное снабжение потребителей
электрической и тепловой энергией путем ведения надежных, экономичных и
безопасных режимов работы оборудования. Это достигается за счет понимания основ
технологических процессов, знания схем, конструкций оборудования и правил
эксплуатации, навыков умелого планирования режимов и быстрой реакции в
нестандартных ситуациях, при внезапных возмущениях и отказах. С учетом проверки
этих качеств и составляются контрольные задания, используемые в соревнованиях.
2. ФОРМИРОВАНИЕ
СОСТАВА СОРЕВНУЮЩИХСЯ КОМАНД
2.1. Состав команды для участия в
соревнованиях зависит от цели соревнований, типа и установленной мощности энергопредприятий, привлекаемых к соревнованиям,
возможностей технических средств центра тренажерной подготовки персонала (ЦТПП)
или пункта тренажерной подготовки персонала (ПТПП), на базе которых проводятся
соревнования, и т.д. В табл. 1 представлены варианты рекомендуемых составов
команд по профессиям привлекаемых специалистов для различных видов энергопредприятий и задач соревнований.
Таблица 1
┌───────────┬─────────────────────────────────────────┬───────────────────┐
│Вид
энерго-│ Варианты рекомендуемого состава │Задача соревнования│
│предприятия│ соревнующейся команды │ │
│ ├───────────────────┬─────────────────────┤ │
│ │для щитов управле- │для щитов
управления,│ │
│ │ния,
обслуживаемых │ обслуживаемых одним │ │
│ │двумя операторами │
оператором │ │
├───────────┼───────────────────┼─────────────────────┼───────────────────┤
│Блочные
ТЭС│Старший машинист │Старший машинист │Контроль и │
│ │энергоблока │энергоблока │сравнение индивиду-│
│ │(энергоблоков) │(энергоблоков) │альной
деятельности│
│ │Машинист энерго- │Машинист энергоблока │оперативного │
│ │блока по котлу │ │персонала смены при│
│ │Машинист энерго- │ │нормальном
режиме │
│ │блока по турбине │ │работы блока и в │
│ │ │ │аварийной ситуации │
│ │ │ │ │
│ │Начальник смены │Начальник смены │Контроль и сравне-
│
│ │электростанции │электростанции │ние
индивидуальной │
│ │Старший машинист │Старший машинист │и групповой дея- │
│ │энергоблока │энергоблока │тельности
оператив-│
│ │(энергоблоков) <*> │(энергоблоков)
<*> │ного
и оперативно- │
│ │Машинист энергобло-│Машинист
энергоблока │ремонтного персона-│
│ │ка по котлу │Дежурный электро- │ла смены
при │
│ │Машинист энергобло-│слесарь-приборист │нормальном
режиме │
│ │ка по турбине │Дежурный электромон- │работы блока и
в │
│ │Дежурный электро- │тер
(старший дежурный│аварийной ситуации │
│ │слесарь-приборист │электромонтер) │ │
│ │Дежурный электро- │ │ │
│ │монтер
(старший │ │ │
│ │дежурный электро- │ │ │
│ │монтер) │ │ │
│ │ │ │ │
│ │Начальник смены │Начальник смены │Контроль и сравне-
│
│ │электростанции │электростанции │ние
индивидуальной │
│ │Начальник смены │Начальник смены │и групповой дея- │
│ │котлотурбинного │котлотурбинного
цеха │тельности руководи-│
│ │цеха │Старший машинист │телей,
специалистов│
│ │Старший машинист │котлотурбинного цеха │и
служащих (РСС), │
│ │котлотурбинного │Начальник смены ЦТАИ │оперативного
и │
│ │цеха │Начальник смены │оперативно- │
│ │Начальник смены │электроцеха │ремонтного
персона-│
│ │ЦТАИ │Старший машинист │ла при нормальном │
│ │Начальник смены │энергоблока │режиме
работы блока│
│ │электроцеха │(энергоблоков) <*> │и в аварийной │
│ │Старший машинист │Машинист энергоблока │ситуации │
│ │энергоблока │Дежурный электросле-
│ │
│ │(энергоблоков) <*> │сарь-приборист │ │
│ │Машинист энергобло-│Дежурный │ │
│ │ка по котлу │электромонтер │ │
│ │Машинист энергобло-│(старший
дежурный │ │
│ │ка
по турбине │электромонтер) │ │
│ │Дежурный электро- │ │ │
│ │слесарь-приборист │ │ │
│ │Дежурный электро- │ │ │
│ │монтер
(старший │ │ │
│ │дежурный │ │ │
│ │электромонтер) │ │ │
│ │ │ │ │
│ТЭС │Старший машинист │- │Контроль и сравне- │
│неблочного │Машинист котлов │ │ние
индивидуальной │
│типа │Машинист паровых │ │деятельности опера-│
│ │турбин │ │тивного
персонала │
│ │ │ │смены при нормаль- │
│ │ │ │ном режиме работы │
│ │ │ │оборудования и в │
│ │ │ │аварийной ситуации │
│ │ │ │ │
│ │Машинист смены │- │Контроль и сравне- │
│ │электростанции │ │ние
индивидуальной │
│ │Старший машинист │ │и групповой дея- │
│ │<*> │ │тельности
оператив-│
│ │Машинист котлов │ │ного
и оперативно- │
│ │Машинист паровых │ │ремонтного персо- │
│ │турбин │ │нала смены при │
│ │Дежурный │ │нормальном режиме │
│ │электрослесарь- │ │работы оборудования│
│ │приборист │ │и в аварийной │
│ │Дежурный │ │ситуации │
│ │электромонтер │ │ │
│ │(старший
дежурный │ │ │
│ │электромонтер) │ │ │
│ │ │ │ │
│ │Начальник смены │- │Контроль и сравне- │
│ │электростанции │ │ние
индивидуальной │
│ │Начальник смены │ │и групповой дея- │
│ │котлотурбинного │ │тельности
оператив-│
│ │цеха │ │ного,
оперативно- │
│ │Старший машинист │ │ремонтного
персо- │
│ │котлотурбинного │ │нала и РСС основных│
│ │цеха │ │цехов при нормаль- │
│ │Начальник смены │ │ном режиме работы │
│ │ЦТАИ │ │оборудования и в │
│ │Начальник смены │ │аварийной ситуации │
│ │электроцеха │ │ │
│ │Старший машинист │ │ │
│ │<*> │ │ │
│ │Машинист котлов │
│ │
│ │Машинист паровых │ │ │
│ │турбин │ │ │
│ │Дежурный электро- │ │ │
│ │слесарь-приборист │ │ │
│ │Дежурный │ │ │
│ │электромонтер │ │ │
│ │(старший
дежурный │ │ │
│ │электромонтер) │ │ │
└───────────┴───────────────────┴─────────────────────┴───────────────────┘
--------------------------------
<*> Старший машинист в состав
команды может не включаться.
3. РАЗРАБОТКА
КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ
3.1. Контрольные задания являются
основным средством, используемым при оценке уровня квалификации соревнующихся. Содержание заданий зависит от характеристик
комплекса технических средств контроля и рабочих мест. Контрольные задания
должны разрабатываться так, чтобы их содержание обеспечивало требуемую полноту
программы контрольных проверок в условиях ограниченного времени, выделенного на
проведение соревнования.
3.2. Каждое контрольное задание
целесообразно разрабатывать в нескольких вариантах. Количество вариантов
заданий определяется местным положением о соревновании.
3.3. Задания следует составлять так,
чтобы обеспечивать соревнующимся равные возможности и
измеримость правильности выполнения задания.
Каждое задание должно отрабатываться по
конкретным вопросам (операциям) на месте соревнования и с использованием
соответствующих технических средств. При этом должны определяться характерные
ошибки соревнующихся.
В табл. 2 представлены рекомендуемые
важнейшие виды контрольных заданий, указано их примерное содержание, профессии
соревнующихся и используемые средства контроля.
Таблица 2
┌───────────┬────────────────┬────────────────┬──────────┬────────────────┐
│Характерис-│Виды
контрольных│ Примерное │Профессии │ Средства
│
│тика
про- │ заданий
│ содержание │ │ контроля
│
│фессиональ-│ │ контрольных
│ │ │
│ной
квали-
│ │ заданий
│ │ │
│фикации │ │ │ │ │
├───────────┼────────────────┼────────────────┼──────────┼────────────────┤
│1.
Знания │Знание правил и │Правила
техни- │Все про- │Аппаратура авто-│
│ │эксплуатационных│ческой
эксплуа-
│фессии по │матизированного
│
│ │инструкций │тации,
правила │табл. 1 в │класса группово-│
│ │ │техники безопас-│объеме │го
обучения, │
│ │ │ности
и пожарной│квалифи- │машины-экзамена-│
│ │ │безопасности, │кационных │торы,
дисплейные│
│ │ │правила Госгор- │характе- │контрольно- │
│ │ │технадзора СССР,│ристик │обучающие систе-│
│ │ │производственные│ │мы, письменные │
│ │ │и должностные │ │работы │
│ │ │инструкции │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ │Знание │Устройство и │То же │Стенды, макеты, │
│ │устройства и │режимы работы │ │устройства и │
│ │работы эксплуа- │агрегатов, меха-│ │системы действу-│
│ │тируемого │низмов,
узлов, │ │ющего
оборудова-│
│ │оборудования │технологических
│ │ния, полигоны │
│ │ │схем │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ │Принципы │Системы управле-│Все про- │Стенды, макеты, │
│ │управления │ния, автоматика,│фессии по │устройства и │
│ │ │защиты, режимы, │табл.
1 в │системы │
│ │ │типичные аварии,│объеме
│действующего │
│ │ │взаимосвязи при-│квалифи- │оборудования, │
│ │ │чин нарушений, │кационных │полигоны │
│ │ │номинальные па- │характе- │ │
│ │ │раметры
и допус-│ристик │ │
│ │ │тимые
отклоне- │ │ │
│ │ │ния,
резервные │ │ │
│ │ │системы │ │ │
│ │ │ │ │ │
│2.
Навыки │Распознавание │Статистические │Все про- │Тренажеры подо- │
│профессио-
│режимов по │ситуации на
раз-│фессии по │бия, в том числе│
│нальной │контрольно- │ных стадиях │табл.
1 в │функционирующие │
│деятель- │измерительным │останова, пуска │объеме │в режиме дистан-│
│ности │приборам
щита │и нормальной │квалифи- │ционных
заданий,│
│ │управления │работы оборудо- │кационных │динамических │
│ │ │вания
на опреде-│характе- │режимах,
имита- │
│ │ │ленных участках │ристик │торы щитов │
│ │ │без отклонений и│ │управления, │
│ │ │с отклонением │ │дисплейные │
│ │ │технических па- │ │контрольно- │
│ │ │раметров.
Дина- │
│обучающие систе-│
│ │ │мические
нор- │ │мы, макеты │
│ │ │мальные
и ава- │ │щитов, карты │
│ │ │рийные
ситуации │ │наблюдений │
│ │ │ │ │ │
│ │Оценка исправ- │Диагностика │Дежурный │Стенды, макеты, │
│ │ности
устройств │причин неисправ-│электро- │устройства
и │
│ │и систем │ности
устройств │слесарь- │системы │
│ │управления │и систем │приборист,│действующего │
│ │ │управления │дежурный │оборудования │
│ │ │ │электро- │ │
│ │ │ │монтер │ │
│ │ │ │ │ │
│ │Работа со │Электрические │Дежурный │Стенды, макеты, │
│ │схемой, │схемы контроль-
│электро- │устройства и │
│ │контрольно- │но-измерительных│слесарь- │системы │
│ │измерительными │приборов, прави-│приборист,│действующего │
│ │приборами, │ла включения, │дежурный │оборудования │
│ │инструментами и │отключения,
на- │электро-
│ │
│ │приспособлениями│ладки
контроль- │монтер │ │
│ │ │но-измерительных│ │ │
│ │ │приборов, │ │ │
│ │ │устройство │ │ │
│ │ │инструментов и │ │ │
│ │ │приспособлений и│ │ │
│ │ │правила работы с│ │ │
│ │ │ними │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ │Поиск причин │Определение │Оператив- │Тренажеры подо- │
│ │нарушения режима│совокупности │ный │бия, в том числе│
│ │работы │возможных при- │персонал │функционирующие │
│ │оборудования │чин, их призна- │ │в режиме дистан-│
│ │ │ков, установле- │ │ционных
заданий,│
│ │ │ние
соответствия│ │динамических
ре-│
│ │ │причин наруше- │ │жимах, имитаторы│
│ │ │нию,
системати-
│ │щитов управле- │
│ │ │зация
причин │ │ния,
дисплейные │
│ │ │по отклонениям │ │контрольно-обу-
│
│ │ │ │ │чающие системы, │
│ │ │ │ │макеты щитов, │
│ │ │ │ │карты наблюдений│
│ │ │ │ │ │
│ │Принятие решений│Прогнозирование
│Оператив- │Тренажеры-подо- │
│ │по │показания │ный │бия, в том числе│
│ │конструированию │контрольно- │персонал │функционирующие │
│ │ситуаций и │измерительных │смены │в режиме дистан-│
│ │планированию │приборов и ус- │ │ционных
заданий,│
│ │последователь- │тройств сигнали-│ │динамических │
│ │ности
действий │зации
о состоя- │ │режимах, │
│ │персонала │нии
технологи- │ │имитаторы щитов │
│ │ │ческих
парамет-
│ │управления, │
│ │ │ров и органов │ │дисплейные │
│ │ │управления при │ │контрольно- │
│ │ │заданных исход- │ │обучающие │
│ │ │ной и конечной │ │системы, макеты │
│ │ │ситуациях, пла- │ │щитов, карты │
│ │ │нирование
после-│
│наблюдений │
│ │ │довательности │ │ │
│ │ │действий при пе-│ │ │
│ │ │реходе
из исход-│ │ │
│ │ │ной ситуации в │ │ │
│ │ │конечную. В ка- │ │ │
│ │ │честве
ситуаций │ │ │
│ │ │задаются фраг- │ │ │
│ │ │менты пуска и │ │ │
│ │ │останова агрега-│ │ │
│ │ │тов и механиз- │ │ │
│ │ │мов,
изменение │ │ │
│ │ │нагрузки, ввод │ │ │
│ │ │резервных систем│ │ │
│ │ │ │ │ │
│ │Взаимодействие с│Включение (от- │Оператив- │Тренажеры, │
│ │органами │ключение)
меха- │ный персо-│имитаторы, │
│ │управления и со │низма, включение│нал смены │действующее │
│ │сменным │(отключение) │ │оборудование, │
│ │персоналом │насоса, включе- │ │полигоны │
│ │ │ние
(отключение)│ │оперативных │
│ │ │электрического │ │переключений │
│ │ │аппарата, ввод в│ │ │
│ │ │работу и отклю- │
│ │
│ │ │чение
автомати- │ │ │
│ │ │ческого
регуля- │ │ │
│ │ │тора, изменение │ │ │
│ │ │задания автома- │
│ │
│ │ │тическому
регу- │
│ │
│ │ │лятору,
включе- │ │ │
│ │ │ние
(отключение)│ │ │
│ │ │систем функцио- │
│ │
│ │ │нально-группово-│ │ │
│ │ │го
управления, │ │ │
│ │ │защит, блокиро- │
│ │
│ │ │вок
и т.п. │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ │Устранение │Выявление причи-│Оператив-
│Тренажеры, │
│ │нарушений и │ны
нарушения, │ный
персо-│имитаторы, │
│ │уменьшение │принятие решения│нал
смены │стенды, полигоны│
│ │влияния их │о стратегии дея-│ │оперативных │
│ │последствий │тельности,
реа-
│ │переключений, │
│ │ │лизация
деятель-│ │действующие │
│ │ │ности
при управ-│ │устройства и │
│ │ │лении
оборудова-│ │системы │
│ │ │нием
в нормаль- │ │ │
│ │ │ных
режимах, при│ │ │
│ │ │пусках
и остано-│ │ │
│ │ │вах
при обеспе- │ │ │
│ │ │чении
исправ- │ │ │
│ │ │ности
устройств │ │ │
│ │ │и систем │ │ │
│ │ │управления │ │ │
│ │ │ │ │ │
│3.
Навыки │Техника │Спасение постра-│Все │Манекены, │
│деятельнос-│безопасности │давших и оказа-
│профессии │стенды, макеты │
│ти по обес-│
│ние им доврачеб-│по
табл. 1│ │
│печению │ │ной помощи, ра- │ │ │
│безопаснос-│ │бота под напря- │
│ │
│ти │ │жением,
работа │ │ │
│ │ │на высоте │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ │Пожарная │Работа с огнету-│Все │Огнетушители, │
│ │безопасность │шителями, орга- │профессии │пожарный │
│ │ │низация
тушения │по табл. 1│инвентарь,
│
│ │ │пожара, спасение│ │стенды │
│ │ │имущества, мате-│ │ │
│ │ │риалов и т.п. │ │ │
│ │ │ │ │ │
│4.
Умения │Индивидуальная │Пуск, останов │Оператив- │Тренажеры, │
│ │работа специа- │оборудования, │ный персо-│имитаторы, │
│ │листа при │изменение │нал смены │дисплейная │
│ │решении комп- │нагрузки, ручное│ │контрольно- │
│ │лексных
задач │регулирование │ │обучающая │
│ │управления │технологических
│ │система, │
│ │ │параметров при │ │имитирующая │
│ │ │возмущениях, │ │динамические │
│ │ │операции с авто-│ │тренажеры, │
│ │ │матикой
при │ │режимные │
│ │ │ухудшении │ │тренажеры, │
│ │ │качества ее │ │тренажеры │
│ │ │работы, устране-│ │оперативных │
│ │ │ние
предаварий-
│ │переключений │
│ │ │ных
ситуаций │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ │Индивидуальная │Сборка электри- │Дежурный │Стенды, макеты, │
│ │работа специа- │ческих
схем, │электро- │выделенные │
│ │листа по решению│настройка
авто- │слесарь-
│устройства и │
│ │комплексных │матики и
ее эле-│приборист,│системы │
│ │задач обеспече- │ментов,
замена │дежурный │действующего │
│ │ния
исправности │двигателей, │электро- │оборудования, │
│ │устройств и │исполнительных │монтер │полигоны │
│ │систем │устройств, регу-│ │ │
│ │ │ляторов
и т.п. │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ │Работа в составе│Глубокие
сбросы │Оператив- │Комплексные
│
│ │смены при │и набросы
наг- │ный персо-│тренажеры │
│ │решении задач │рузки,
совпадаю-│нал смены │ │
│ │управления │щие с
выходом из│ │ │
│ │ │строя элементов │ │ │
│ │ │систем управле-
│ │ │
│ │ │ния,
аварийные │ │ │
│ │ │режимы, совпада-│
│ │
│ │ │ющие
с выходом │ │ │
│ │ │из строя элемен-│
│ │
│ │ │тов систем уп- │ │ │
│ │ │равления
(таких,│ │ │
│ │ │как отказ систе-│
│ │
│ │ │мы дистанцион- │ │ │
│ │ │ного
управления,│ │ │
│ │ │ложное срабаты-
│ │ │
│ │ │вание
блокиров- │ │ │
│ │ │ки,
информацион-│ │ │
│ │ │но-измерительной│ │ │
│ │ │системы, отказ в│ │ │
│ │ │цепях
управления│ │ │
│ │ │механизмами и │ │ │
│ │ │т.п.) │ │ │
│ │ │ │ │ │
│5.
Контроль│Оценка основных │Упражнения │Оператив- │Аппаратура │
│функцио- │психофизиологи-
│составляются │ный персо-│психофизиологи- │
│нального │ческих характе- │специалистами-
│нал смены │ческого │
│состояния │ристик оператора│психологами │ │контроля │
└───────────┴────────────────┴────────────────┴──────────┴────────────────┘
4. ЭТАПЫ
СОРЕВНОВАНИЙ
4.1. Соревнования проводятся поэтапно.
Каждый этап включает комплекс отдельных контрольно-квалификационных заданий, по
которым определяется общий уровень квалификации участников. Опыт проведения
соревнований показывает, что наиболее целесообразное количество этапов - пять -
семь. При этом имеется возможность охватить все наиболее важные стороны
деятельности соревнующихся. Конкретное число этапов
выбирается в зависимости от целей, вида соревнования и возможности энергопредприятий, на котором оно проводится. Ниже
представлены ориентировочные рекомендации по формированию этапов соревнований
на базе ЦТПП (ПТПП).
4.2. Первый этап. Комплексная оценка
психофизиологических характеристик соревнующихся. Соревнующиеся проверяются с
помощью бланковых и инструментальных методов в целях определения таких
параметров, как показатели памяти, быстроты реакции, способности переключения
внимания и т.д. В период выполнения упражнений на наиболее ответственных этапах
проводятся измерение и регистрация параметров, характеризующих общее состояние
здоровья соревнующихся (частота пульса и кровяное давление).
4.3. Второй этап. Проверка знаний.
Целесообразно этот этап разбить на следующие подэтапы:
проверка знаний правил и эксплуатационных
инструкций;
проверка знаний устройства и работы
эксплуатируемого оборудования.
4.4. Третий этап. Проверка навыков
профессиональной деятельности. Целесообразно этот этап разбить на следующие подэтапы:
распознавание режимов по
контрольно-измерительным приборам щита управления;
оценка исправности устройств и систем
управления;
работа со схемой,
контрольно-измерительными приборами, инструментами и приспособлениями;
поиск причин отклонения режимов;
принятие решений по конструированию
ситуаций и планированию последовательности деятельности персонала;
взаимодействие с органами управления и со
сменным персоналом;
устранение отказов и уменьшение влияния
их последствий.
Для конкретных соревнований выбираются
два-три подэтапа.
4.5. Четвертый этап. Проверка умения
специалиста работать индивидуально при решении комплексных задач управления и
обеспечения исправности устройств и систем.
4.6. Пятый этап. Проверка умения
специалиста работать в составе смены при решении задач управления, связанных с
глубокими изменениями нагрузки и в аварийных ситуациях.
4.7. Шестой этап. Проверка навыков
деятельности по обеспечению безопасности.
5. СОСТАВЛЕНИЕ
ГРАФИКА (РАСПИСАНИЯ) СОРЕВНОВАНИЙ
5.1. График соревнований является документом,
определяющим место и время прохождения очередного этапа соревнования каждым
участником. Эти показатели зависят от количества этапов, числа соревнующихся
команд и состава команд.
5.2. В графике соревнований должно быть
указано наименование этапа или его номер, место и время выполнения контрольных
заданий каждым участником в соответствии с его номером, полученным во время
жеребьевки. График рекомендуется составлять в виде таблицы. Пример заполнения
графика соревнований приведен в табл. 3. Объем графика соревнований
определяется числом его участников (числом соревнующихся команд).
Таблица 3
┌─────────────┬───────────────────────────────────────────────────────────┐
│
Код (номер) │ Время
проведения соревнований по этапам
│
│ участника
├─────────────────────────────┬─────────────────────────────┤
│соревнований
│ этап N 1 (кабинет N 7) │
этап N 2 (кабинет N 2) │
│ ├─────────┬─────────┬─────────┼─────────┬─────────┬─────────┤
│ │28.03.88 │29.03.88 │30.03.88
│28.03.88 │29.03.88 │30.03.88 │
├─────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼─────────┼─────────┼─────────┤
│1 │10 - 12 ч│- │- │- │10 - 12 ч│ │
│2 │12 - 14 ч│- │- │- │12 - 14 ч│ │
│3 │14 - 16 ч│- │- │- │14 - 16 ч│ │
│4 │16 - 18 ч│- │- │- │16 - 18 ч│ │
│5 │- │10 - 12 ч│- │- │- │10 - 12 ч│
│6 │- │12 - 14 ч│- │- │- │12 - 14 ч│
│7 │- │14 - 16 ч│- │- │- │14 - 16 ч│
│8 │- │16 - 18 ч│- │- │- │16 - 18 ч│
│9 │- │- │10 - 12 ч│10 - 12 ч│- │- │
│+ │+ │+ │+ │+ │+ │+ │
│n │- │- │16 - 18 ч│16 - 18 ч│- │- │
└─────────────┴─────────┴─────────┴─────────┴─────────┴─────────┴─────────┘
6. СУДЕЙСТВО
СОРЕВНОВАНИЙ
6.1. Для проведения соревнований
назначается главная судейская комиссия, которая обеспечивает руководство
соревнованием, контроль за его подготовкой и
проведением. В состав главной судейской комиссии в зависимости от уровня соревнований
целесообразно включать представителей различных организаций. При этом
необходимо стремиться к тому, чтобы члены главной судейской комиссии были
объективными при принятии решений. С учетом этого рекомендуется в состав
главной судейской комиссии включать:
для энергопредприятий (проводится в форме смотра-конкурса) -
административное руководство предприятия и представителей общественных
организаций;
для энергосистемы - представителей
руководителей объединения и служб своей энергосистемы, руководство ЦТПП (ПТПП),
представителей районной инспекции, соседней энергосистемы, специалистов других
организаций;
для эксплуатационных главков
(республиканских министерств) - представителей руководства эксплуатационных
главков (республиканских министерств), ЦТПП (ПТПП), зональной инспекции, ПО
"Союзтехэнерго", объединенных диспетчерских
управлений, крупных специалистов других организаций;
для отрасли - представителей руководства
Главного производственного управления по энергетике и электрификации, Госинспекции по эксплуатации электростанций и сетей,
главных специалистов эксплуатационных главков, ПО "Союзтехэнерго",
Центрального диспетчерского управления ЕЭС СССР, ведущих специалистов других
организаций.
6.2. Для проведения соревнований на
этапах главная судейская комиссия назначает судейские бригады. Судейская
бригада должна состоять из двух-трех человек: старшего судьи этапа,
осуществляющего общее руководство судейством на этапе, и двух членов бригады,
один из которых следит за нормальным функционированием аппаратуры, а другой
отвечает за документальную часть. В отдельных случаях функции членов бригады
может выполнять один специалист. Судейские бригады рекомендуется составлять из
компетентных специалистов электростанций, служб энергосистемы, ЦТПП (ПТПП) и
других организаций, привлекаемых организаторами соревнования.
Основным требованием, предъявляемым к
членам судейских бригад, является объективность и компетентность.
6.3. Специфика работы судейских бригад
заключается в том, чтобы обеспечивать:
опрос участников соревнования, выдачу им
листков-заданий на прохождение этапов, инструктаж на рабочем месте с указанием
цели задания и максимально возможного количества баллов и системы штрафов;
судейский контроль за
выполнением заданий (имитация возмущений и неисправностей, консультации,
выполнение функций привлекаемого оперативного персонала, регламентация действий
соревнующихся и т.п.);
контроль за соблюдением правил выполнения контрольных заданий на этапе
участниками соревнования с соответствующей фиксацией нарушений в протоколе;
оценку выполнения контрольных заданий,
состоящую из усредненной оценки, полученной на технических средствах контроля,
и субъективных оценок.
7. ПОДВЕДЕНИЕ
ИТОГОВ СОРЕВНОВАНИЙ
7.1. Подведение итогов соревнований
целесообразно осуществлять по следующей методике. Каждое контрольное задание
оценивается в баллах. При этом учитывается как правильность ответа на вопросы
(выполнение операций), так и время выполнения задания. Максимальное количество
баллов за каждое контрольное задание устанавливается в зависимости от сложности
решаемой задачи и определяется при его разработке. Кроме того, определяется
система штрафов. За применение рациональных методов труда устанавливаются
поощрительные баллы.
После выполнения работы участником
соревнования судьи на этапах делают отметку в маршрутной карте прохождения
этапов участником соревнования, проставляют баллы по каждой операции в карточке
участника, суммируют их, подписывают карточку и сдают в секретариат.
Секретариат по мере поступления от
судейских бригад на этапах заполненных карточек участников соревнования и
просмотра их главной судейской коллегией подводит итоги соревнования на каждом
этапе и заносит результаты на экран хода соревнования.
Подведение итогов в личном зачете по
каждой из соревнующихся профессий осуществляется по сумме баллов, полученных на
всех этапах соревнования.
Подведение итогов в командном зачете
осуществляется по сумме баллов, набранных всеми членами команды в личном
зачете.
Если две или более команды, а также два
или более участника соревнования наберут одинаковое количество баллов, то более
высокое место присуждается тем, кто наберет большее количество баллов на
наиболее важном этапе, определяемом положением о конкретном соревновании.
Победителями признаются команды, занявшие
три первых места в соответствии с набранным количеством баллов.
Итоговым документом соревнования является
протокол, утвержденный главным судьей соревнования.
7.2. Соревнования целесообразно проводить
на основе ранее разработанной документации (см. Приложения 1 - 6).
Приложение 1
(Рекомендуемое)
СПИСОК
участников
______________________________ соревнования по профессиональному
(уровень соревнования)
мастерству на _________________________________________________ в ____
году
(энергопредприятие-организатор)
Фамилия,
имя,
отчество
(пол-
ностью)
|
Наиме-
нование
энерго-
пред-
приятия
|
Про-
фес-
сия
|
Стаж работы
|
Год
рож-
дения
|
Обра-
зова-
ние
|
Партий-
ность
|
Сведения
об участии
в конкурсах
или сорев-
нованиях по
профессио-
нальному
мастерству
|
При-
меча-
ние
|
на
энерго-
пред-
приятии
|
в
энер-
го-
сис-
теме
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Руководитель предприятия
___________________________________
Председатель комитета профсоюза
____________________________
Приложение 2
(Рекомендуемое)
МАРШРУТНАЯ КАРТА
ПРОХОЖДЕНИЯ ЭТАПОВ УЧАСТНИКОМ
СОРЕВНОВАНИЯ
Фамилия, имя, отчество
________________________________________________
Профессия
_____________________________________________________________
Личный номер участника
________________________________________________
Энергопредприятие
_____________________________________________________
Дата
|
Время,
ч, мин.
|
Наименование
этапа (место
проведения)
|
Задание
по выполнению
работ на этапе
|
Максимальное
количество баллов
за выполнение
заданий
|
Отметка
судьи о
выполнении
задания
|
|
|
|
|
|
|
ИТОГО +
Главный судья
_________________________________________________________
Приложение 3
(Рекомендуемое)
Этап N _______________
______________________
(профессия)
ЗАДАНИЕ
на выполнение работ по этапу N
___________________
__________________________________________________
(наименование этапа)
Задание
_______________________________________________________________
Цель
__________________________________________________________________
Время на выполнение задания
_________________ мин. ____________________
Примечания: 1. За каждые
___________________ мин. просроченного времени
снижается
__________ баллов. За каждые ________________ мин. сэкономленного
времени
добавляется _____________ баллов.
2. Судьи на этапе имеют право добавить до
___________ баллов за четкое,
правильное выполнение
задания.
Главный судья
_________________________________________________________
Приложение 4
(Рекомендуемое)
Этап N _________________
___________________________________________________________________________
(наименование этапа)
___________________________________________________________________________
КАРТОЧКА
участника соревнования
________________________________________________
(наименование
соревнования)
Фамилия, имя, отчество
________________________________________________
Личный номер участника соревнований
___________________________________
___________________________________________________________________________
(наименование энергопредприятия)
Задание
_______________________________________________________________
Цель
__________________________________________________________________
Наименование
технологических
операций и последовательность
их выполнения
|
Максимальное
количество
баллов
|
Начислено
баллов
|
Примечание
|
|
|
|
|
Итого баллов
__________________________________________________________
Время на выполнение задания
______________________________________ мин.
Начало работ ____________________ ч ______________________________ мин.
Окончание работ _________________ ч ______________________________ мин.
Снято (-), добавлено
(+) баллов за просроченное (сэкономленное) время _
___________________________________________________________________________
Добавлено судьями баллов
______________________________________________
Начислено судьями баллов по операции
__________________________________
Всего начислено баллов
________________________________________________
Старший судья
_________________________________________________________
Судьи этапа ___________________________________________________________
"__" _______________ г.
Примечания: 1. За каждые
___________________ мин. просроченного времени
снижается
_____________ баллов. За каждые _____________ мин. сэкономленного
времени
добавляется ____________ баллов.
2. Судьи на этапе имеют право добавлять до
__________ баллов за четкое,
правильное
выполнение задания.
Главный судья
_________________________________________________________
Приложение 5
(Рекомендуемое)
_________________
(профессия)
ПЕРЕЧЕНЬ
ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ УПУЩЕНИЙ, ЗА КОТОРЫЕ
МОГУТ БЫТЬ СНИЖЕНЫ
БАЛЛЫ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ВЫПОЛНЕНИЯ
КОНТРОЛЬНОГО
ЗАДАНИЯ НА ЭТАПЕ
Содержание
ошибок, упущений
|
Количество
снижаемых баллов
|
|
|
Главный судья
_________________________________________________________