ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС
СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июля 1987 г. N 817
О ПОВЫШЕНИИ РОЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА СССР
ПО НАУКЕ И ТЕХНИКЕ В УПРАВЛЕНИИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИМ
ПРОГРЕССОМ В СТРАНЕ
Центральный Комитет
КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что претворение в жизнь одобренного XXVII
съездом партии стратегического курса на ускорение социально-экономического
развития советского общества, обеспечение выхода страны на передовые научно-технические
рубежи, подъем народного благосостояния требует осуществления крупных мер по
повышению темпов научно-технического прогресса, проведения глубокой перестройки
системы управления развитием науки и техники.
В стране создан мощный научно-технический
потенциал, который позволяет решать многие сложные народнохозяйственные задачи.
Вместе с тем эффективность его использования еще явно недостаточна. Как
отмечалось на июньском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС, научно-технический прогресс в стране затормозился. По ряду важнейших направлений
допущено отставание, не обеспечивается опережающее развитие науки и техники с
учетом происходящей в мире научно-технической революции. Продолжают иметь место
факты, когда даже самые прогрессивные технические идеи не находят практической
реализации. Нередко при наличии собственных разработок, обеспечивающих высокий
технический уровень, конкурентоспособность советской техники и технологии на
мировом рынке, неоправданно заимствуются зарубежные технические решения.
Основная причина такого положения состоит
в том, что научно-технический прогресс не включен органически во все
экономические процессы.
Государственный комитет СССР по науке и
технике не осуществляет целеустремленной, настойчивой работы по формированию
совместно с другими органами государственного управления действенного экономического механизма, обеспечивающего активизацию
академической, вузовской и отраслевой науки, усиление взаимодействия науки с
производством, постоянное ускорение темпов научно-технического прогресса.
Госплан СССР, Государственный комитет
СССР по науке и технике, другие центральные экономические ведомства в своей
практической деятельности не проводят курс на увеличение производства
наукоемкой продукции. Научные прогнозы Академии наук СССР недостаточно глубоко
обосновывают влияние научно-технического прогресса на развитие народного
хозяйства.
В результате этого планы экономического и
социального развития не в полной мере опираются на широкое использование
научно-технических достижений и не оказывают должного воздействия на развитие
новых направлений научно-технического прогресса.
Ускорение научно-технического прогресса
до сих пор не стало главной задачей министерств, ведомств, объединений и
предприятий. Развитие отраслей народного хозяйства, многих объединений, предприятий,
научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических
организаций слабо увязано со стратегическими целями научно-технического
прогресса. Многие головные институты, заняв в отраслях монопольное положение,
препятствуют внедрению разработок, выполненных в академических учреждениях и
вузах, в других отраслевых институтах, зачастую тормозят использование
предложений изобретателей.
Крайне медленно решаются вопросы
укрепления материальной и опытно-экспериментальной базы науки, развития научного
приборостроения, всей системы обслуживания научно-технической деятельности. Не
налажена четкая система сбора, анализа, обобщения и использования информации о
достижениях и тенденциях развития отечественной и зарубежной науки и техники.
В управлении научно-техническим
прогрессом недостаточно используется творческая активность трудящихся.
Изобретательская и рационализаторская деятельность не координируется с
насущными задачами повышения технического уровня и эффективности производства,
качества выпускаемой продукции. Многие важные изобретения не получают
своевременного отражения в планах экономического и социального развития и не
реализуются.
Плохо используются возможности
международного научно-технического сотрудничества. В работе по реализации
Комплексной программы научно-технического прогресса стран - членов СЭВ до 2000
года отсутствует творческий, новаторский подход, обеспечивающий динамичное
развитие сотрудничества с организациями и предприятиями социалистических стран
в области науки и техники.
Перестройка руководства народным
хозяйством во многом зависит от эффективного управления научно-техническим
прогрессом. В то же время Государственный комитет СССР по науке и технике
медленно перестраивает свою деятельность в соответствии с новыми требованиями.
В его работе преобладает решение текущих вопросов, нередко узкоотраслевого
характера, не определяющих общегосударственную стратегию научно-технического
развития. Неоправданно большое внимание к оперативному регулированию хода
выполнения чрезмерно разросшегося числа научно-технических программ не
позволяет Комитету сосредоточивать усилия на ключевых вопросах формирования и
практического осуществления единой государственной научно-технической политики,
проведении аналитической оценки развития науки и техники, решении крупных
межотраслевых научно-технических проблем, координации деятельности отраслей в
разработке стратегии технического развития.
Имеются серьезные недостатки в подготовке
научных кадров, а также в кадровом обеспечении Государственного комитета СССР
по науке и технике.
В целях повышения роли Государственного
комитета СССР по науке и технике в управлении научно-техническим прогрессом в
стране Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР постановляют:
1. Считать главным в деятельности
Государственного комитета СССР по науке и технике неуклонное претворение в
жизнь стратегии партии по ускорению социально-экономического развития страны на
основе эффективного использования возможностей научно-технической революции.
Первостепенное внимание уделять
определению приоритетных направлений научно-технического прогресса, решению
крупных научно-технических межотраслевых проблем, организации разработки
принципиально новой техники, технологии и материалов, осуществлению контроля за научно-техническим уровнем отраслей народного
хозяйства, соответствием производства лучшим мировым достижениям, формированием
сети научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических
организаций.
Сосредоточить
деятельность Государственного комитета СССР по науке и технике на разработке
совместно с центральными экономическими ведомствами, другими органами
государственного управления и постоянном совершенствовании такого
экономического механизма, который давал бы возможность обеспечивать неуклонное
повышение технического уровня общественного производства, укрепление и
эффективное использование научно-технического потенциала в условиях расширения
самостоятельности объединений, предприятий и организаций, их работы на
принципах полного хозяйственного расчета и самофинансирования и повышения ответственности министерств и органов управления крупными
народнохозяйственными комплексами за развитие научно-технического прогресса.
Государственный комитет СССР по науке и
технике должен систематически осуществлять научно-техническое прогнозирование,
обеспечивать концентрацию ресурсов академической, вузовской и отраслевой науки
на приоритетных направлениях научно-технического прогресса, руководство
государственной системой научно-технической информации, углубление
научно-технического сотрудничества со странами - членами СЭВ, развитие
изобретательства и рационализации.
Совершенствование
формирования и реализации
перспективных направлений научно-технического
прогресса
2. Считать Комплексную программу
научно-технического прогресса СССР на 20 лет важнейшим предплановым документом,
основой для долгосрочного и пятилетнего планирования в полном соответствии с
экономической стратегией КПСС.
Государственному
комитету СССР по науке и технике, Академии наук СССР и Госстрою СССР
осуществить меры по коренному совершенствованию разработки Комплексной
программы научно-технического прогресса СССР на 20 лет, повысить научную
обоснованность наиболее перспективных направлений ускорения научно-технического
прогресса и социально-экономического развития страны, содержащихся в ней
технико-экономических оценок важнейших достижений отечественной и мировой науки
и техники, выводов и предложений об их использовании в народном хозяйстве, предусматривая при этом
несколько вариантов, путей и средств решения поставленных задач. При разработке
Комплексной программы обеспечивать более четкую конкретизацию рекомендаций на
ближайший пятилетний период.
Для участия в разработке Комплексной
программы научно-технического прогресса СССР на 20 лет привлекать ведущие
научные организации, крупных ученых и специалистов. Работа над Комплексной
программой должна проводиться постоянно, ее необходимо уточнять и обновлять
каждые 5 лет. Комплексная программа представляется в Совет Министров СССР, а
также в Госплан СССР и постоянные органы Совета Министров СССР не позднее чем за 3 года до начала очередной пятилетки.
3. В целях повышения
научной обоснованности планов экономического и социального развития и более
полного учета в них новейших достижений науки и техники для обеспечения
коренных сдвигов в структуре и техническом уровне производства, повышения его
эффективности Государственный комитет СССР по науке и технике на основе
Комплексной программы научно-технического прогресса СССР на 20 лет представляет
в Госплан СССР конкретные предложения к Концепции и Основным
направлениям экономического и социального развития СССР на 15 лет, активно
участвует в их разработке.
4. Государственному комитету СССР по
науке и технике с участием Академии наук СССР, постоянных органов Совета
Министров СССР, министерств, ведомств СССР и Советов Министров союзных
республик обеспечивать выбор и обоснование приоритетных направлений
научно-технического прогресса.
Возложить на Государственный комитет СССР
по науке и технике ответственность за своевременное и эффективное развитие
работ по приоритетным направлениям научно-технического прогресса, за
опережающее развитие отечественной науки и техники по этим направлениям в
сравнении с мировым уровнем.
Коренным образом перестроить работу по
отбору, формированию и реализации научно-технических программ.
Государственному
комитету СССР по науке и технике, Госплану СССР и Академии наук СССР
разрабатывать с участием постоянных органов Совета Министров СССР, министерств,
ведомств СССР и Советов Министров союзных республик и представлять в Совет
Министров СССР государственные целевые научно-технические программы
межотраслевого характера, предусматривающие создание принципиально новой
техники, технологии и материалов и решение крупных научно-технических проблем,
имеющих революционизирующее значение для развития экономики, выхода отечественного производства на высший мировой уровень.
Перечень государственных целевых научно-технических программ определяется при
разработке проекта Концепции экономического и социального развития СССР. Эти
программы используются при подготовке проектов Основных направлений
экономического и социального развития СССР, пятилетних планов и при
формировании Госпланом СССР, министерствами, ведомствами и Советами Министров
союзных республик контрольных цифр и государственных заказов.
5. Не приводится, как содержащий
разовое задание.
6. Возложить на Государственный комитет
СССР по науке и технике руководство межотраслевыми научно-техническими
комплексами (МНТК).
Государственному
комитету СССР по науке и технике обеспечить приоритетное развитие
научно-технических направлений, закрепленных за МНТК, контролировать
соответствие уровня их исследований и разработок высшим мировым достижениям и
перспективным тенденциям развития науки и техники, совместно с Академией наук
СССР, соответствующими министерствами, ведомствами СССР и Советами Министров
союзных республик обеспечить коренное улучшение их деятельности. Активно участвовать в формировании Госпланом СССР целевых заданий по
развитию этих комплексов как самостоятельных объектов в соответствующих
разделах государственных планов экономического и социального развития СССР, а
также по широкому использованию в народном хозяйстве результатов их разработок.
7. Считать важнейшей задачей Государственного
комитета СССР по науке и технике работу по реализации Комплексной программы
научно-технического прогресса стран - членов СЭВ до 2000 года и разработку
мероприятий по ее развитию.
Государственный
комитет СССР по науке и технике несет ответственность за организацию работы по
выполнению в целом по стране Комплексной программы научно-технического
прогресса стран - членов СЭВ, организует и координирует научные исследования и
разработки, проводимые министерствами, ведомствами и организациями СССР по
проблемам и заданиям этой программы совместно с соответствующими организациями
стран - членов СЭВ; принимает решения
по обеспечению выполнения обязательств Советской Стороны; совместно с Госпланом
СССР формирует специальные разделы государственных планов экономического и
социального развития СССР для реализации заданий, предусмотренных программой.
8. В целях
своевременного освоения производства принципиально новых видов техники,
технологии и материалов, созданных в соответствии с государственными целевыми
научно-техническими программами, Комплексной программой научно-технического
прогресса стран - членов СЭВ до 2000 года, а также реализации в народном
хозяйстве важнейших разработок межотраслевых научно-технических комплексов,
академической и вузовской науки, крупных изобретений, имеющих
общегосударственное значение, Государственному комитету СССР по науке и технике
осуществлять с участием Академии наук СССР, Министерства высшего и
среднего специального образования СССР, министерств и ведомств СССР
формирование государственных заказов по развитию науки и техники, представлять
в Госплан СССР предложения по их размещению и включению в проекты
государственных планов экономического и социального развития СССР,
контролировать их исполнение.
Поручить Государственному комитету СССР
по науке и технике представлять в Совет Министров СССР заключения по проектам государственных
планов экономического и социального развития СССР о том, насколько в них учтены
достижения науки и техники и перспективные тенденции их развития.
9. Госплану СССР и Государственному
комитету СССР по науке и технике формировать в составе государственных планов
экономического и социального развития СССР государственные заказы на развитие
опытно-экспериментальных баз межотраслевых научно-технических комплексов, а
также организаций и предприятий, выполняющих государственные целевые
научно-технические программы.
Государственному комитету СССР по науке и
технике осуществлять систематический анализ состояния и действенный контроль за развитием опытно-экспериментальной базы и
научного приборостроения в стране.
10. Государственному
комитету СССР по науке и технике совместно с Министерством высшего и среднего
специального образования СССР обеспечить руководство работой министерств и
ведомств СССР по организации подготовки кандидатов и докторов наук с учетом
развития новейших направлений науки и техники; разрабатывать в установленном
порядке перспективные и годовые планы подготовки и распределения научных
кадров.
Возложить на Государственный комитет СССР
по науке и технике контроль за деятельностью Высшей
аттестационной комиссии при Совете Министров СССР.
Улучшение
управления развитием и эффективным
использованием научно-технического потенциала
страны
11. Государственному комитету СССР по
науке и технике периодически осуществлять комплексный анализ
научно-технического уровня отраслей народного хозяйства и контроль
за соответствием производства лучшим мировым достижениям, эффективностью
использования отраслевого научно-технического потенциала, его взаимосвязей с
академической и вузовской наукой.
Установить, что Государственный комитет
СССР по науке и технике проводит выборочную экспертную оценку важнейших видов
продукции и базовых технологий, а также технологической части проектов на
строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение важнейших
предприятий.
Министерствам, ведомствам СССР и Советам
Министров союзных республик на основании анализа и оценок Государственного
комитета СССР по науке и технике организовывать разработку и реализацию
мероприятий по повышению технического уровня производства и выпускаемой
продукции и по устранению недостатков в этой работе.
12. Считать одной из важнейших задач
министерств, ведомств СССР и Советов Министров союзных республик обеспечение
высокоэффективной деятельности подведомственных научно-исследовательских,
проектно-конструкторских и технологических организаций, а также заводского
сектора науки.
Государственному
комитету СССР по науке и технике периодически проводить государственные
проверки указанных организаций, давать принципиальную оценку эффективности их
деятельности, ориентации на развитие приоритетных направлений
научно-технического прогресса, на создание принципиально новых технологий и
техники новых поколений для своевременной замены действующих базовых технологий
и обновления выпускаемой продукции, оснащенности этих организаций научными приборами
и средствами автоматизации, их опытной и экспериментальной базы. Направлять материалы проверок постоянным органам Совета Министров
СССР, соответствующим министерствам, ведомствам СССР и Советам Министров
союзных республик. В необходимых случаях вносить предложения об изменении
профиля работы учреждений науки и научного обслуживания, о ликвидации
организаций, деятельность которых малоэффективна или не имеет актуального
значения.
Государственный комитет СССР по науке и
технике рассматривает предложения министерств, ведомств СССР и Советов
Министров союзных республик о создании новых научно-исследовательских,
проектно-конструкторских и технологических организаций, проверяет научную и
технико-экономическую обоснованность этих предложений. Создание таких организаций,
независимо от их ведомственной подчиненности, должно осуществляться только для
высокоэффективного решения задач, стоящих перед народным хозяйством.
13. В целях повышения
эффективности использования научно-технического потенциала страны, обеспечения
коренного подъема технического уровня отраслей народного хозяйства и выхода на
передовые рубежи научно-технического прогресса считать необходимым с учетом
положений Закона СССР о государственном предприятии (объединении) перестроить
систему управления научно-техническим прогрессом, имея в виду переход на
экономические методы, стимулирующие повышение заинтересованности объединений,
предприятий, научно-исследовательских, проектно-конструкторских и
технологических организаций в росте технического уровня производства,
качества выпускаемой продукции, в сокращении сроков создания и освоения
производства новой техники, технологии и материалов.
Исходить из того, что важнейшей задачей
перестройки является создание условий, при которых каждый коллектив будет
максимально восприимчив к нововведениям, кровно заинтересован в использовании
достижений науки и техники. Широко использовать конкурсные, договорные начала в
научно-технической сфере, включая фундаментальные исследования, в целях
предотвращения монополии отдельных головных организаций в закрепленных за ними
направлениях работы.
Возложить на
Государственный комитет СССР по науке и технике разработку совместно с
Госпланом СССР, министерствами и ведомствами СССР и с широким привлечением
научно-технической общественности мер по совершенствованию хозяйственного
механизма управления и форм интеграции академической, вузовской и отраслевой
науки и производства, направленных на повышение эффективности работы учреждений
науки и научного обслуживания и ускорение внедрения научно-технических
достижений в практику, а также систематический анализ практической действенности этого механизма.
Вести эту работу в следующих
направлениях:
а) всемерное развитие принципов
хозяйственного расчета во взаимоотношениях между научно-исследовательскими,
проектно-конструкторскими, технологическими организациями и предприятиями с
использованием договорных цен и усиление взаимной экономической ответственности
этих организаций и предприятий за научно-технический уровень, эффективность и
качество результатов исследований и разработок, за своевременное создание и
освоение в производстве новой техники, технологии и материалов.
Предусматривать для объединений,
предприятий и научных организаций введение экономических льгот и повышение их
ответственности при осуществлении крупных комплексных мероприятий по созданию и
освоению принципиально новой техники и технологии, выполнении заданий
научно-технических программ, имеющих важнейшее общегосударственное значение;
б) последовательный перевод
научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических
организаций и научно-производственных объединений на полный хозяйственный
расчет и самофинансирование с использованием нормативного метода распределения
прибыли (дохода);
в) развитие и повышение эффективности
деятельности межотраслевых научно-технических комплексов, инженерных центров,
научно-производственных объединений, временных научных коллективов и других
прогрессивных форм интеграции академической, вузовской, отраслевой науки и
производства;
г) совершенствование планирования
научно-технического прогресса на всех уровнях, с учетом следующих принципов:
академическая наука обязана обеспечивать
с участием вузовской науки всемерное развитие фундаментальных исследований по
важнейшим направлениям общественных, естественных и технических наук как основы
для неуклонного движения страны по пути прогресса;
вузовская наука наряду с обеспечением
высокого качества подготовки специалистов для народного хозяйства и проведением
совместно с академической наукой фундаментальных исследований должна развивать
с участием отраслевой и заводской науки поисковые и прикладные исследования и
опытно-конструкторские работы для решения отраслевых и межотраслевых
научно-технических проблем (в том числе по заказам объединений и предприятий);
отраслевая и заводская наука должна нести
ответственность за высокий технический уровень производства и выпускаемой
продукции, постоянное совершенствование, обновление и оснащение объединений и
предприятий прогрессивными базовыми технологиями, а также совместно с
академической и вузовской наукой обеспечивать своевременную комплексную
подготовку к коренным преобразованиям средств производства,
позволяющим кардинально повышать производительность труда;
народнохозяйственное планирование
сосредоточить на реализации важнейших направлений науки и техники, включая
задания государственных целевых научно-технических программ, единых планов
МНТК, Комплексной программы научно-технического прогресса стран - членов СЭВ до
2000 года, а также на решении отдельных общегосударственных проблем, имеющих
революционизирующее значение для развития общественного производства.
14. В условиях перевода объединений,
предприятий, научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических
организаций на полный хозяйственный расчет и самофинансирование признать необходимым существенным образом пересмотреть
порядок финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Основой этого должен быть переход от финансирования содержания организаций к
целевому финансированию конкретных научно-исследовательских и
проектно-конструкторских работ по договорам с заинтересованными в этих работах
заказчиками. Источниками финансирования таких работ являются средства объединений,
предприятий и организаций, средства централизованных фондов и резервов
министерств и ведомств, а также бюджетные ассигнования и кредиты банков.
Из бюджетных средств финансируются
работы: по важнейшим перспективным теоретическим исследованиям в области общественных,
естественных и технических наук; по межотраслевым научно-техническим проблемам,
имеющим общегосударственное значение; по созданию принципиально новой техники и
технологии, революционизирующих общественное производство.
Государственному комитету СССР по науке и
технике представлять в Совет Министров СССР на утверждение предложения о
распределении по народнохозяйственным комплексам и направлениям развития науки
и техники ассигнований на науку и научное обслуживание, предусмотренных
государственным бюджетом СССР.
Обязать Государственный комитет СССР по
науке и технике осуществлять строгий контроль за
рациональным использованием государственных бюджетных средств, выделяемых на
развитие науки. Установить, что Государственный комитет СССР по науке и технике
наряду с министерствами, ведомствами СССР и Советами Министров союзных
республик несет ответственность за эффективное использование этих средств.
Государственному комитету СССР по науке и
технике совместно с Госпланом СССР и Министерством финансов СССР определить в
6-месячный срок порядок финансирования научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ, исходя из настоящего Постановления.
Повышение
действенности научно-технической информации
и международных научно-технических связей
15. Государственному комитету СССР по
науке и технике с участием министерств, ведомств СССР и Советов Министров
союзных республик разработать и осуществить меры по улучшению организации
государственной системы научно-технической информации, повышению ее действенности,
имея в виду обеспечить:
широкое развитие работ по анализу и
оценке информации, созданию и использованию банков данных, оперативному
обеспечению органов управления, научных организаций, объединений и предприятий
достоверной целевой отечественной и зарубежной информацией. Аналитическая
информация для различных звеньев управления по своему содержанию должна
представляться в таком виде, чтобы на ее основе можно было принимать
необходимые решения;
комплексное решение задач развития
государственной системы научно-технической информации на основе широкого
использования современных технических средств обработки информации и
информационной технологии;
ускоренное развитие централизованных и
территориальных систем обработки всех видов научно-технической литературы и
документации, быстрое доведение нужных сведений и документов до
заинтересованных объединений, предприятий и организаций;
совершенствование планирования
информационной деятельности, расширение экономических методов
стимулирования труда работников служб научно-технической информации и
повышение качества информационной продукции на основе внедрения хозяйственного
расчета.
Возложить на Государственный комитет СССР
по науке и технике общее методическое руководство и контроль
за работой органов научно-технической информации, независимо от их
ведомственной подчиненности.
Установить, что решения Государственного
комитета СССР по науке и технике по вопросам совместного использования сети
автоматизированных систем научно-технической информации и межотраслевого
распределения информационных ресурсов являются обязательными для министерств и
ведомств, а также для всесоюзных, центральных, отраслевых, республиканских и
межотраслевых территориальных органов информации.
16. Секретно.
17. Государственному комитету СССР по
науке и технике улучшить организацию работы по систематическому анализу
тенденций и уровня развития научно-технического прогресса за рубежом. Постоянно
повышать эффективность международных связей в целях ускорения решения важнейших
задач научно-технического прогресса в стране, реализации Комплексной программы
научно-технического прогресса стран - членов СЭВ до 2000 года, осуществляя эту
деятельность в тесном контакте с Государственной внешнеэкономической комиссией
Совета Министров СССР.
Повысить эффективность работы по
координации и контролю деятельности министерств, ведомств СССР, Академии наук
СССР и Советов Министров союзных республик в области научно-технического
сотрудничества с зарубежными странами, изучения и использования в народном
хозяйстве достижений и передового опыта мировой науки и техники.
Особое внимание уделять расширению
научно-технического сотрудничества с социалистическими странами для совместного
решения важнейших научно-технических проблем, организации такого сотрудничества
на базе долгосрочных взаимовыгодных договоров и соглашений, развитию международной
научно-технической кооперации, прямых связей между предприятиями и
организациями, созданию совместных предприятий, научных коллективов,
международных объединений.
18. Установить, что
Государственный комитет СССР по науке и технике руководит работой по продаже
советских лицензий за границу, а также по закупке иностранных лицензий и
образцов новой техники за счет централизованных валютных ассигнований,
выделяемых на эти цели, осуществляет контроль за эффективным использованием
иностранных лицензий и образцов новой техники в народном хозяйстве, ежегодно
докладывает Совету Министров СССР о ходе этой работы.
19. Секретно.
Совершенствование
деятельности
Государственного комитета СССР по науке и технике
20. Государственному комитету СССР по
науке и технике осуществлять тесное взаимодействие с постоянными органами
Совета Министров СССР, центральными экономическими органами, министерствами и
ведомствами СССР по вопросам ускорения научно-технического прогресса. Принимать
активное участие в разработке и осуществлении Советами Министров союзных
республик мероприятий по ускорению научно-технического прогресса, проведению
единой научно-технической политики, концентрации ресурсов республиканских
организаций на главных направлениях науки и техники.
21. Возложить на Государственный комитет
СССР по науке и технике руководство работой по развитию изобретательства и
рационализации в стране. Считать развитие изобретательства и рационализации
одним из важнейших участков работы по ускорению научно-технического прогресса.
Существенным образом усилить роль рационализации и изобретательства в деле
повышения эффективности общественного производства, коренным образом
перестроить работу в этой области.
Деятельность Государственного комитета
СССР по науке и технике должна быть направлена на всемерное развитие
научно-технического творчества трудящихся, повышение ответственности
министерств и ведомств за широкое практическое использование изобретений,
обеспечение контроля за внедрением и широкомасштабным
применением в производстве изобретений, имеющих важнейшее народнохозяйственное
значение.
Считать необходимым крупномасштабные
научно-технические проблемы и проекты их решений выносить на всенародное
обсуждение.
Признать
целесообразным преобразовать
Государственный комитет СССР по делам изобретений и открытий в Комитет по делам
изобретений и открытий при Государственном комитете СССР по науке и технике.
22. Государственный
комитет СССР по науке и технике привлекает научно-технические общества и
Всесоюзное общество изобретателей и рационализаторов к разработке приоритетных
направлений научно-технического прогресса в стране, предложений к проектам
государственных планов экономического и социального развития, к контролю за
использованием достижений науки и техники в народном хозяйстве, к участию в
работе научных советов, комиссий и экспертных групп, к распространению
научно-технической информации и к пропаганде достижений науки и техники
и передового производственно-технического опыта.
23. Государственный комитет СССР по науке
и технике образуется в составе Председателя Комитета - Заместителя Председателя
Совета Министров СССР, заместителей Председателя и членов Комитета, в том числе
ведущих ученых и руководителей промышленности. В состав
Комитета входят также Президент Академии наук СССР, Президент Всесоюзной
академии сельскохозяйственных наук имени В.И. Ленина, Президент Академии
медицинских наук СССР, Министр высшего и среднего специального образования
СССР, Председатель Государственного комитета СССР по стандартам, Председатель
Комитета по делам изобретений и открытий при Государственном комитете СССР по
науке и технике, заместитель Председателя каждого из постоянных органов Совета
Министров СССР и заместитель Председателя Госплана СССР.
Государственный комитет СССР по науке и
технике имеет коллегию, Состав Комитета и коллегии утверждается Советом
Министров СССР.
24. Государственному
комитету СССР по науке и технике широко привлекать к аналитической работе
ведущих ученых и специалистов, принять меры по активизации деятельности научных
советов, повышению их ответственности за обоснованность разрабатываемых ими
предложений и рекомендаций, усовершенствовать сеть и состав научных советов в
соответствии с перспективами развития науки и техники и задачами, возложенными
на Комитет настоящим Постановлением.
Руководствуясь решениями январского (1987
г.) Пленума ЦК КПСС по вопросам кадровой политики, усилить внимание к делу
подбора, расстановки и воспитания кадров, повышению их ответственности за
порученное дело. Специалисты, работающие в Комитете, должны обладать высокой
квалификацией, уметь глубоко анализировать, критически и ответственно оценивать
положение дел и перспективы развития науки и техники, владеть современными
методами управления, проводить в жизнь экономическую стратегию партии.
25. В соответствии с новыми задачами и
функциями пересмотреть организационную структуру Государственного комитета СССР
по науке и технике. При этом исходить из необходимости существенного повышения
роли сводных и функциональных подразделений по важнейшим направлениям работы
Комитета, устранения узкоотраслевой направленности структуры в целях
переориентации деятельности Комитета на решение стоящих перед страной важнейших
задач по ускорению научно-технического прогресса.
26. Партийному комитету Государственного
комитета СССР по науке и технике настойчиво бороться за претворение в жизнь
решений XXVII съезда партии и июньского (1987 г.)
Пленума ЦК КПСС, совершенствовать формы и методы партийной работы. Направлять
усилия коммунистов и всех работников на реализацию стратегического курса партии
- ускорение социально-экономического развития страны на основе
научно-технического прогресса.
Усилить авангардную роль партийной
организации в перестройке управления научно-техническим прогрессом, в работе с
кадрами, воспитывать у них политический государственный подход к делу, умение
работать в условиях углубляющейся демократии, широкой гласности, критики и
самокритики, подъема общественной и трудовой активности людей.
Совершенствовать идейно-политическую
работу в коллективе, направлять ее на воспитание работников в духе высокой
ответственности за порученное дело, идейной убежденности, неукоснительного
соблюдения дисциплины, непримиримости к любым отклонениям от норм
социалистической морали.
* * *
Центральный Комитет КПСС и Совет
Министров СССР выражают уверенность в том, что реализация намеченных
мероприятий по повышению роли и ответственности Государственного комитета СССР
по науке и технике будет способствовать перестройке работы по ускорению
научно-технического прогресса, позволит добиться новых успехов в
социально-экономическом развитии страны.