ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС
СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июля 1987 г. N 818
О ПЕРЕСТРОЙКЕ МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОССНАБА СССР В НОВЫХ УСЛОВИЯХ
ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
Центральный Комитет
КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что реализация решений XXVII съезда
партии и июньского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС о радикальной реформе управления
экономикой требует коренной перестройки материально - технического обеспечения,
которое должно стать органической частью целостной системы управления народным
хозяйством и обеспечивать эффективное и устойчивое развитие всей экономики,
каждого объединения и предприятия, рациональное использование материальных
ресурсов.
Действующая система снабжения и сбыта не
отвечает возросшим требованиям развития народного хозяйства, громоздка и
консервативна, пришла в противоречие с задачами по повышению эффективности
производства.
Планирование и распределение материальных
ресурсов чрезмерно централизованы, усложнены и не обеспечивают необходимой
сбалансированности производства и потребления. В этих условиях тормозится
развитие подлинно хозрасчетных отношений между изготовителями и потребителями,
гибких форм снабжения, оперативное решение вопросов материально - технического
обеспечения.
Не получили широкого применения прямые
длительные хозяйственные связи между предприятиями, они устанавливаются сверху,
часто нарушаются и во многом носят формальный характер. Принижена роль
договоров в установлении и углублении хозяйственных связей. Они не стали
действенным инструментом формирования планов, исходя из конкретных заказов
потребителей, обеспечения сбалансированности производства и потребления.
Не получила развития такая прогрессивная
форма материально - технического обеспечения, как оптовая торговля. В
результате производство недостаточно сориентировано на удовлетворение
конкретного спроса, значительные объемы материальных ресурсов расходуются на
выпуск продукции, не удовлетворяющей покупателей.
Сложившаяся система снабжения не нацелена
на ресурсосбережение и более полное использование вторичного сырья. Не
обеспечивается эффективное управление материальными запасами, в которые
предприятиями необоснованно отвлечено из хозяйственного оборота значительное
количество ресурсов. В то же время органы Госснаба СССР не располагают
достаточными материальными резервами для обеспечения стабильной работы
народного хозяйства.
Госснаб СССР не уделял необходимого
внимания совершенствованию хозяйственного механизма, опирался преимущественно
на административные методы управления, недостаточно использовал хозрасчетные
принципы в организации своей деятельности.
Территориальные органы Госснаба СССР не
выступают в качестве важнейшего звена в системе обеспечения потребителей
материальными ресурсами. Они слабо защищают интересы потребителей от диктата
производителя.
Действует много неэффективных
ведомственных снабженческо - сбытовых контор и баз,
дублирующих работу органов Госснаба СССР и отвлекающих большое количество
рабочей силы.
Научно - исследовательские институты
Госснаба СССР не проводят необходимых разработок в области новейших форм и
методов организации материально - технического обеспечения народного хозяйства,
работают с низкой эффективностью.
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров
СССР считают, что коренная перестройка системы материально - технического
обеспечения, решительное устранение имеющихся недостатков, приведение ее в
соответствие с новыми требованиями являются необходимым условием повышения
действенности всего руководства народным хозяйством.
Центральный Комитет КПСС и Совет
Министров СССР постановляют:
1. Считать важнейшей народнохозяйственной
задачей создание эффективной и мобильной системы материально - технического
обеспечения для последовательной реализации курса партии на ускорение социально
- экономического развития страны, при этом осуществить решительный переход в
течение 4 - 5 лет от централизованного фондирования материальных ресурсов и
прикрепления потребителей к поставщикам - к оптовой торговле средствами
производства. Установить, что реализация средств производства,
имеющих особо важное народнохозяйственное значение, осуществляется по лимитам.
Радикально изменить формы и методы
организации материально - технического обеспечения, создать условия для
эффективной деятельности предприятий на принципах хозяйственного расчета и
самофинансирования и привести их в полное соответствие с положениями Закона
СССР о государственном предприятии (объединении).
Система снабжения материальными ресурсами
должна обеспечивать приоритет потребителя в хозяйственных отношениях, создавать
условия для повышения сбалансированности материальных ресурсов и воздействовать
на производство и потребление с целью снижения затрат и повышения
потребительских свойств продукции.
Основные принципы
перестройки
материально - технического обеспечения
2. Положить в основу перестройки
материально - технического обеспечения решительный переход от централизованного
фондирования материальных ресурсов и прикрепления потребителей к поставщикам на
оптовую торговлю средствами производства, рациональное сочетание
централизованных начал с широким развитием демократических принципов
организации материально - технического обеспечения. Усилить заинтересованность
и ответственность всех звеньев народного хозяйства за полное и своевременное
удовлетворение потребности общественного производства. Исходить из того, что
система материально - технического обеспечения включает в себя:
оптовую торговлю средствами производства;
централизованное распределение
материальных ресурсов.
Оптовая торговля средствами производства
как перспективная и прогрессивная форма материально - технического обеспечения
осуществляется по заказам потребителей без лимитов и фондов. Она наиболее полно
отвечает деятельности предприятий на принципах хозяйственного расчета и
самофинансирования и должна всемерно развиваться. Исходить из того, что переход
на оптовую торговлю осуществляется поэтапно и она должна стать основной формой
материально - технического обеспечения предприятий, содействовать
взаимовыгодному сотрудничеству трудовых коллективов, усилению прямых связей
между изготовителями и потребителями и лучшему насыщению рынка продукцией
производственно - технического назначения.
В централизованном порядке распределяется
продукция, имеющая первостепенное значение для формирования темпов и пропорций
общественного производства, решения ключевых задач развития экономики и роста
народного благосостояния. Распределение этой продукции производится по лимитам
(фондам). Отказаться от чрезмерной детализации сверху номенклатуры продукции,
поставляемой в порядке централизованного распределения. Предоставить
предприятиям большую самостоятельность в конкретизации ассортимента,
потребительских свойств и сроков поставки продукции на договорных началах, а
также в выборе поставщиков.
Исходить из того, что по мере развития и
углубления новых методов хозяйствования сфера централизованно распределяемых
материальных ресурсов должна сокращаться.
Определить, что по прямым связям
материально - техническое обеспечение предприятий осуществляется ими
самостоятельно по продукции, реализуемой по прямым безлимитным
заказам, а также по централизованно распределяемой продукции.
Эффективное функционирование системы
материально - технического обеспечения в новых условиях хозяйствования,
рациональное сочетание ее форм требуют тесного взаимодействия и координации
работы плановых органов, органов Госснаба СССР, министерств, ведомств СССР и
Советов Министров союзных республик. На этой основе должна быть повышена
сбалансированность планов производства и материально - технического
обеспечения, достигнуто устойчивое и бесперебойное снабжение предприятий,
экономия ресурсов и сокращение производственных запасов в народном хозяйстве.
3. Обеспечить органическую связь
различных форм организации материально - технического снабжения. При этом
исходить из того, что:
номенклатура важнейших видов продукции,
имеющей народнохозяйственное значение, определяется Госпланом СССР и доводится
в форме государственных заказов;
номенклатура изделий, конкретизирующая
состав государственного заказа, определяется в хозяйственных договорах,
заключаемых предприятиями - изготовителями с предприятиями - потребителями или
с органами материально - технического обеспечения;
продукция, производимая предприятиями
самостоятельно по прямым связям с потребителями, реализуется на условиях,
предусмотренных договорами между ними.
4. Установить, что в условиях нового
хозяйственного механизма существенно повышается роль и ответственность
министерств и ведомств СССР, Советов Министров союзных республик, Госснаба СССР
и его органов на местах за обеспечение производственной программы предприятий
ресурсами и удовлетворение потребностей народного хозяйства. В связи с этим
Госснаб СССР и его органы совместно с министерствами и ведомствами обязаны
обеспечить:
глубокое изучение и выявление потребности
в материальных ресурсах, необходимых для производства продукции, и прежде всего
в соответствии с государственными заказами;
размещение на предприятиях в соответствии
с выявленными потребностями заказов на изготовление этой продукции;
повышение обоснованности
разработки планов распределения продукции;
налаживание долговременных устойчивых и
эффективных хозяйственных связей между потребителями и производителями
продукции, а также между предприятиями и органами материально - технического
обеспечения.
Предприятия в соответствии со своей
специализацией и профилем, стоимостью всей продукции, предусмотренной расчетно
как основы для заключения договоров, обязаны обеспечивать производство
продукции, необходимой для выполнения государственных заказов и для реализации
ее путем оптовой торговли, включая также продукцию по номенклатуре, планируемой
самостоятельно в соответствии с прямыми заказами потребителей.
5. Считать необходимым
перестроить порядок снабжения предприятий материальными ресурсами и
привести его в соответствие с новыми условиями хозяйствования.
Для обеспечения производства продукции,
работ и оказания услуг, предусмотренных в планах предприятий, министерства,
ведомства СССР, Советы Министров союзных республик и территориальные органы
Госснаба СССР доводят до них лимиты (фонды) на те виды
материальных ресурсов, которые распределяются в централизованном порядке.
Указанные лимиты (фонды) до министерств, ведомств СССР и Советов Министров
союзных республик доводятся Госпланом СССР и Госснабом СССР.
Материальные ресурсы для оптовой торговли
определяются по заказам предприятий (объединений) и организаций
территориальными органами Госснаба СССР. Территориальные органы с этой целью
формируют потребности в соответствующих ресурсах, которые обеспечиваются
органами, разрабатывающими балансы материальных ресурсов, и выделяются через
Госснаб СССР.
Повышение роли
балансовой работы в организации
материально - технического обеспечения
6. Превратить материальные балансы и
планы распределения продукции в главный инструмент организации материально -
технического обеспечения в новых условиях хозяйствования, качественно повысить
уровень всей балансовой работы в народном хозяйстве.
В соответствии с народнохозяйственной
значимостью отдельных видов продукции Госплану СССР совместно с Госснабом СССР
устанавливать перечни материальных балансов и планов распределения продукции,
разрабатываемых ими, а также министерствами и ведомствами СССР, Советами
Министров союзных республик, и обеспечивать тесное взаимодействие в процессе
подготовки этих балансов и планов.
Осуществлять при их разработке глубокое
изучение потребностей народного хозяйства в целом, его отдельных отраслей и
производств. Предусматривать в материальных балансах и планах распределения
использование прогрессивных материалов, машин, оборудования и изделий,
отвечающих мировому уровню, результатов внедрения в производство
ресурсосберегающих технологий, масштабное вовлечение в хозяйственный оборот
вторичного сырья и энергоресурсов, а также снижение производственных запасов за
счет ускорения их оборачиваемости. Предусматривать в балансах резервы,
необходимые для устойчивой работы отраслей народного хозяйства.
7. В целях усиления роли потребителей в
формировании планов, широкого развития прямых хозяйственных связей между
предприятиями кардинально изменить систему разработки материальных балансов и
планов распределения.
Перейти к составлению материальных
балансов и планов распределения в Госплане СССР, Госснабе СССР, министерствах и
ведомствах по укрупненной номенклатуре, имея в виду, что эти балансы и планы
должны служить основой для обеспечения общей сбалансированности потребностей
народного хозяйства и его важнейших комплексов и отраслей с имеющимися
ресурсами.
Детализация укрупненной номенклатуры
продукции, предусмотренной в материальных балансах и планах распределения,
осуществляется предприятиями самостоятельно. На этой основе предприятия
разворачивают работу с поставщиками продукции, взаимно согласовывают
ассортимент, технические и потребительские свойства продукции и заключают
договоры на ее поставку.
Министерства, ведомства СССР и Советы
Министров союзных республик активно участвуют в этой работе, рассматривают все
возникающие вопросы, принимают меры к предупреждению диспропорций между
производством и потреблением, несут полную ответственность за безусловное
удовлетворение требований потребителя по поставке необходимой для него
продукции.
8. Важнейшие народнохозяйственные
материальные балансы и планы распределения продукции разрабатываются Госпланом
СССР и Госснабом СССР на базе государственных заказов.
При подготовке материальных балансов и
планов распределения Госплан СССР, Госснаб СССР, министерства, ведомства СССР и
Советы Министров союзных республик должны исходить из всемерного развития
оптовой торговли и предусматривать необходимые ресурсы для этой цели.
9. Министерства, ведомства СССР и Советы
Министров союзных республик для обеспечения подведомственных предприятий
сырьем, материалами, полуфабрикатами и комплектующими изделиями разрабатывают
балансы в отраслевом и территориальном разрезе, а также принимают участие в формировании
Госпланом СССР и Госснабом СССР балансов по кооперированным поставкам
продукции.
В условиях повышения роли предприятий в
планировании производства и развитии поставок по прямым связям с потребителями
Госснабу СССР, министерствам, ведомствам СССР и Советам Министров союзных
республик передавать разработку балансов и планов распределения продукции
предприятиям, которые являются основными ее изготовителями.
10. Усилить взаимодействие Госснаба СССР
с Госпланом СССР, министерствами, ведомствами СССР и Советами Министров союзных
республик в процессе разработки планов развития народного хозяйства как
важнейшее условие эффективной организации материально - технического
обеспечения.
В этих целях установить, что:
Госснаб СССР принимает активное участие в
работе, проводимой Госпланом СССР, по подготовке контрольных цифр,
государственных заказов и лимитов, формированию обобщающих показателей экономии
важнейших материальных ресурсов и номенклатурного состава государственных
заказов;
Госплан СССР и Госснаб СССР при
подготовке проекта пятилетнего плана разрабатывают расчетные балансы
материальных ресурсов на базе контрольных цифр и государственных заказов для
обеспечения потребности производства и капитального строительства;
предприятия (объединения), организации в процессе
самостоятельной разработки пятилетних планов взаимодействуют с потребителями и
изготовителями продукции, а также с территориальными и другими органами
снабжения для определения и обеспечения перспективной потребности;
Госснаб СССР в процессе формирования
проектов пятилетних планов по соответствующим отраслям и территориям участвует
в работе министерств, ведомств СССР и Советов Министров союзных республик по
планированию развития производственных мощностей для удовлетворения
потребностей народного хозяйства;
при подготовке
планов материально - технического обеспечения на основе государственных
заказов, заданий пятилетнего плана на соответствующий год и расчетных балансов
Госснаб СССР совместно с министерствами, ведомствами СССР и Советами Министров
союзных республик рассматривает предложения предприятий (объединений) и
организаций по выпуску продукции на предстоящий год и принимает необходимые
меры по удовлетворению их потребностей в ресурсах, а также разрабатывает и
утверждает соответствующие балансы и планы
распределения продукции.
Развитие оптовой
торговли и других прогрессивных форм
материально - технического обеспечения
11. В целях повышения
эффективности работы предприятий на принципах полного хозяйственного расчета и
самофинансирования, усиления их заинтересованности и ответственности за
экономное использование ресурсов Госснабу СССР, Госплану СССР совместно с
министерствами, ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик в
течение четырех - пяти лет перейти на оптовую торговлю как на основную форму
материально - технического обеспечения.
12. Исходить из того,
что организация оптовой торговли является важным рычагом сокращения излишних
запасов и устранения дефицита материальных ресурсов в народном хозяйстве,
средством, позволяющим усилить воздействие потребителя на производителя,
добиться соответствия между спросом и предложением, обеспечить каждому
предприятию реальную возможность в пределах своих финансовых средств
приобретать материально - технические ресурсы, соответствующие его потребностям
и планам развития.
Оптовая торговля представляет собой форму
обеспечения потребителей материальными ресурсами без лимитов (фондов) и
осуществляется непосредственно предприятиями - изготовителями или органами
материально - технического снабжения на основе прямых заказов, представляемых
предприятиями - потребителями в эти органы. Территориальные органы Госснаба
СССР и другие органы, осуществляющие оптовую торговлю средствами производства в
соответствии с заключенными договорами, несут полную хозрасчетную
ответственность за соблюдение условий договора, и прежде всего по объему,
ассортименту, качеству и срокам получения продукции. Потребители в свою очередь
несут хозрасчетную ответственность за необоснованное завышение потребности в
ресурсах и неэкономное их использование.
Организация оптовой торговли должна
обеспечить тесную увязку потребностей предприятий с планами производства,
расширение возможности выбора конкретных видов ресурсов, повышение мобильности
в их использовании при общем сокращении запасов и ускорении оборачиваемости.
13. В целях расширения
оптовой торговли, определения последовательности перехода на эту форму
организации материально - технического обеспечения Госснабу СССР, Госплану СССР
совместно с министерствами, ведомствами СССР и Советами Министров союзных
республик в ближайшие годы осуществить переход к торговле средствами
производства по отдельным товарным группам, прежде всего необходимым для
выпуска предметов потребления, обеспечения сельского хозяйства, строительства и
машиностроения, а также для развития кооперации, индивидуальной трудовой
деятельности.
Организацию всей работы в народном
хозяйстве по развитию оптовой торговли возложить на Госснаб СССР и его органы,
которые должны тесно взаимодействовать в этой работе с министерствами,
ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик.
14. Предоставить право Госагропрому СССР
в пределах централизованно выделяемых ему материальных ресурсов организовывать
оптовую торговлю для подведомственных предприятий в целях более эффективного
использования этих ресурсов в условиях деятельности предприятий на принципах
хозяйственного расчета и самофинансирования.
Считать целесообразным широкое применение
такой формы материально - технического обеспечения в других министерствах,
ведомствах СССР, а также в союзных республиках.
15. В условиях расширяющейся
демократизации хозяйственных связей, развития специализации и кооперирования
производства считать необходимым всемерно укреплять
прямые длительные хозяйственные связи между предприятиями - изготовителями и
потребителями. Прямые хозяйственные связи формируются предприятиями
самостоятельно, а также с участием органов снабжения - по продукции,
распределяемой в централизованном порядке. Обеспечить на основе усиления роли
хозяйственных договоров повышение требований к улучшению потребительских
свойств и качества продукции, ритмичности ее поставок, формированию планов
предприятий.
Предприятие - потребитель имеет
преимущественное право на сохранение сложившихся и расширение прямых длительных
хозяйственных связей с изготовителями и выбирает форму доставки:
непосредственно изготовителем или через снабженческо -
сбытовое предприятие.
16. В целях создания
условий для взаимовыгодного сотрудничества трудовых коллективов, более полного
учета специфических требований потребителей при изготовлении продукции и
быстрейшего освоения новых прогрессивных видов изделий предоставить
предприятиям, состоящим в прямых длительных хозяйственных связях, право на
взаимную передачу на основе заключенных договоров материальных и финансовых
ресурсов, на установление доплат (скидок) к централизованно установленным
оптовым ценам за выполнение дополнительных требований заказчика по
изменению потребительских свойств и комплектации продукции.
17. Для повышения устойчивости
обеспечения предприятий материальными ресурсами Госснабу СССР обеспечить
развитие комплексного снабжения, осуществляемого по договорам. Органы
материально - технического обеспечения при этом несут экономическую
ответственность за бесперебойное обеспечение потребителей продукцией независимо
от форм ее поставки.
18. Развитие оптовой торговли и других
прогрессивных форм материально - технического обеспечения в условиях экономических методов управления и широкого использования
принципов полного хозяйственного расчета и самофинансирования должно быть
направлено на повышение взаимной ответственности и заинтересованности
предприятий и органов материально - технического обеспечения в результатах их
деятельности. В этих условиях хозяйствования существенно повысить роль договора
как основного инструмента организации взаимодействия между производством и
системой материально - технического обеспечения.
Органы материально - технического
обеспечения и предприятия несут имущественную ответственность за несоблюдение
своих договорных обязательств и возмещают в установленном порядке нанесенный
ущерб.
В тех случаях, когда предприятие -
изготовитель отказывается от заключения договоров на поставку продукции, вопрос
об удовлетворении требований потребителя решается министерством - изготовителем
или органами Госснаба СССР.
Повышение роли и
ответственности территориальных
органов Госснаба СССР за обеспечение предприятий
материальными ресурсами
19. В новых условиях хозяйствования
существенно повысить роль и ответственность территориальных органов Госснаба
СССР за надежное и качественное снабжение потребителей материальными ресурсами
и обеспечение действенного контроля за поставками
продукции. Превратить на деле территориальные органы в основное звено системы
Госснаба СССР, коренным образом изменить формы и методы их работы в
соответствии с требованиями Закона СССР о государственном предприятии
(объединении). Снабженческо - сбытовые организации
призваны стать самостоятельными хозрасчетными предприятиями по обслуживанию
производителей и потребителей, хранению и подработке продукции, использованию
вторичных ресурсов, оказанию платных услуг, реализации продукции на комиссионных
началах, по определению возможных источников снабжения и выполнению других
посреднических функций.
20. Считать главной задачей
территориальных органов Госснаба СССР организацию совместно с предприятиями
надежной и эффективной системы материально - технического обеспечения в
регионе, установление стабильных, рациональных хозяйственных связей между
поставщиками и потребителями, осуществление контроля за
выполнением поставок продукции и оказание действенной помощи предприятиям в
обеспечении их материальными ресурсами.
Территориальные органы должны активно
воздействовать на производство и потребление с целью снижения материальных
затрат и запасов материальных ценностей. Они должны в максимальной степени
превратиться в равноправных партнеров предприятий (объединений) по обеспечению
потребителей необходимыми материально - техническими ресурсами по заключенным
договорам и взятым на себя обязательствам.
Сосредоточить деятельность
территориальных органов на развитии прогрессивных форм снабжения и обслуживания
предприятий, и прежде всего таких, как:
оптовая торговля продукцией
производственно - технического назначения;
комплексное обеспечение потребителей
продукцией независимо от форм ее поставки;
складское снабжение потребителей,
получающих материальные ресурсы в количестве ниже вагонных и контейнерных норм;
оказание услуг производственного,
коммерческого, информационного характера по заказам потребителей.
Установить, что для обеспечения поставок
продукции, снабжение которой принимают на себя территориальные органы Госснаба
СССР, они заключают с потребителями и изготовителями договоры, в которых
определяется взаимная ответственность за выполнение обязательств в соответствии
с законодательством.
21. Госснабу СССР совместно с
министерствами, ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик
обеспечить ускоренное развитие и создание современной материально - технической
базы территориальных органов с широким использованием прогрессивных
технологических процессов и автоматизированных систем управления.
В этих целях Госснабу СССР:
создавать на предприятиях территориальных
органов комплектные запасы материальных ресурсов в количестве и ассортименте,
обеспечивающих надежное и ритмичное снабжение потребителей;
расширить сеть подсортировочных
предприятий с концентрацией на них всего необходимого ассортимента материалов и
изделий;
развивать на подведомственных
предприятиях мощности по подготовке к производственному потреблению металла,
химической, лесобумажной продукции, кабельных изделий и строительных
материалов, обеспечить увеличение объема этих услуг;
организовать в территориальных органах
информационное обслуживание предприятий по применению новых материалов и
изделий, условиям их приобретения и направлениям рационального использования;
развернуть сеть комиссионных магазинов по
оказанию услуг потребителям в реализации неиспользуемой продукции;
значительно увеличить прокат приборов,
аппаратуры, оборудования, механизмов, в том числе строительно - дорожных машин
и другой техники для выполнения строительных работ, и в первую очередь
осуществляемых хозяйственным способом.
22. В целях перехода территориальных
органов Госснаба СССР на экономические методы
управления, повышения заинтересованности и ответственности трудовых коллективов
за надежное и устойчивое снабжение перевести в 1988 году указанные органы на
полный хозяйственный расчет и самофинансирование. При перестройке работы
территориальных органов исходить из следующего:
исключить из практики планирования
показатели, ориентированные на "валовой" подход к организации работы
территориальных органов, оценивать их деятельность
прежде всего исходя из выполнения договорных обязательств по поставкам
продукции;
положить в основу хозяйственной
деятельности территориальных органов хозрасчетный доход как важнейший
обобщающий показатель их работы и главный источник производственного и
социального развития;
предоставить территориальным органам
снабжения широкие права в использовании хозрасчетного дохода, и в первую
очередь для расширения объемов работ и услуг по снабжению предприятий
материальными ресурсами;
создать необходимые условия для ускорения
развития прогрессивных форм снабжения, и прежде всего оптовой торговли.
23. Для усиления экономической
заинтересованности органов Госснаба СССР в повышении эффективности обслуживания
потребителей, более полного использования принципов хозрасчета и
самофинансирования Госснабу СССР и Госкомцен СССР
пересмотреть порядок установления и применения снабженческо -
сбытовых наценок и скидок, а также тарифов на услуги, предоставляемые
этими органами снабжения.
Усиление работы по
ресурсосбережению
24. Центральный Комитет КПСС и Совет
Министров СССР считают, что перестройка системы материально - технического
обеспечения должна быть нацелена на всемерную экономию материальных ресурсов и
сокращение производственных запасов, максимальное вовлечение в хозяйственный
оборот вторичного сырья, опережающее развитие производства экономичных и
ресурсосберегающих видов продукции.
Министерствам, ведомствам, предприятиям
добиваться всемерной экономии материальных ресурсов на основе разработки и
организации производства современных высокоэффективных машин, оборудования,
конструкций и материалов, создания мощностей по переработке отходов комплексной
переработки сырья, а также широкого внедрения безотходных технологий.
Госплану СССР, Госснабу СССР,
министерствам, ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик
разрабатывать материальные балансы и планы распределения продукции, исходя из
необходимости обеспечения наиболее полной экономии материальных ресурсов в
народном хозяйстве.
Министерствам, ведомствам, предприятиям
обеспечивать при разработке планов производства применение научно обоснованных
норм расхода материальных ресурсов, а также использование всех элементов нового
хозяйственного механизма для повышения материальной заинтересованности трудовых
коллективов в бережном и наиболее рациональном расходовании ресурсов, снижении
потерь их при хранении и транспортировке.
Предприятиям при заключении хозяйственных
договоров выполнять в первоочередном порядке требования потребителей по
изготовлению и поставке продукции, обеспечивающей ресурсосбережение и снижение
отходов.
25. В целях улучшения координации
деятельности министерств, ведомств СССР и Советов Министров союзных республик
при разработке и реализации единой политики ресурсосбережения Госснабу СССР:
усилить экономическую направленность
деятельности комиссий по экономии и рациональному использованию материальных
ресурсов;
обеспечить общее руководство разработкой
и организацией отраслевых и региональных программ по экономии материальных
ресурсов;
глубоко анализировать воздействие нового
хозяйственного механизма на ресурсосбережение и разрабатывать предложения по
его дальнейшему совершенствованию;
образовать при Межведомственной комиссии
по экономии и рациональному использованию материальных ресурсов научный совет
по проблемам ресурсосбережения. Включать в состав совета крупных ученых и
специалистов отраслей народного хозяйства.
26. Установить, что Госснаб СССР является
центральным органом, осуществляющим организацию всей работы по использованию
вторичных ресурсов в народном хозяйстве, планирование и координацию указанной
деятельности.
Госснаб СССР в целях активного вовлечения
вторичных ресурсов в хозяйственный оборот наряду с созданием специализированных
мощностей организует и развивает кооперативы по заготовке и переработке
вторичного сырья во всех союзных республиках, а также способствует широкому
применению индивидуальной трудовой деятельности в этом деле.
Советам Министров союзных и автономных
республик, исполкомам Советов народных депутатов, территориальным органам
Госснаба СССР усилить разъяснительную работу среди населения, оказывать
всемерное содействие организации указанных кооперативов и созданию необходимых
условий для успешной их работы.
27. Госплану СССР, Госснабу СССР,
Министерству финансов СССР, министерствам, ведомствам СССР и Советам Министров
союзных республик проводить работу по ускорению оборачиваемости оборотных
средств и сокращению запасов товарно - материальных
ценностей, добиваться при этом устойчивого опережения роста производства по
сравнению с увеличением материальных запасов. Осуществлять рациональное
размещение запасов в народном хозяйстве, имея в виду обеспечить большую их
концентрацию в общегосударственной системе материально - технического снабжения
и повышение на этой основе мобильности ресурсов.
Повышение роли и
ответственности Госснаба СССР
28. Установить, что Госснаб СССР как
центральный экономический орган несет всю полноту ответственности за
организацию материально - технического обеспечения в стране, регулирование
оптовой торговли и контроль за ней в соответствии с
новыми условиями хозяйствования, расширением демократических основ в управлении
и повышением самостоятельности и ответственности предприятий.
29. Госснаб СССР обязан:
всемерно развивать экономические
методы управления, оптовую торговлю, прямые хозяйственные связи между
предприятиями и другие прогрессивные формы снабжения, организовывать
деятельность своих органов на принципах хозрасчета и самофинансирования;
кардинально улучшить работу с
министерствами, ведомствами и предприятиями по удовлетворению потребностей
народного хозяйства в материальных ресурсах, защищать интересы потребителей
продукции;
неуклонно проводить в своей практической
деятельности линию на всемерную экономию материальных ресурсов, более полное
использование вторичного сырья, ускорение оборачиваемости ресурсов и
координировать эту работу в народном хозяйстве;
осуществлять действенные меры по
укреплению дисциплины поставок продукции, строгому соблюдению договорных
обязательств предприятиями и снабженческо - сбытовыми
организациями;
проводить единую научно - техническую и
инвестиционную политику по развитию складского хозяйства, обращая особое
внимание на устранение нерациональных перевозок продукции, внедрение
прогрессивных видов тары, пакетно - контейнерных перевозок, имея в виду
обеспечить резкое сокращение потерь продукции при транспортировке и хранении;
усилить методическое руководство органами
снабжения и сбыта продукции в отраслях народного хозяйства. Привести все
нормативные документы в области материально - технического обеспечения в
соответствие с новыми условиями хозяйствования и требованиями Закона СССР о
государственном предприятии (объединении).
30. В целях повышения
эффективности системы материально - технического обеспечения народного
хозяйства, четкой организации ее работы, упрощения структуры и приведения в
соответствие с проводимой в стране перестройкой хозяйственного механизма
Госснабу СССР с участием министерств, ведомств СССР и Советов Министров союзных
республик разработать и представить в 1989 году в Совет Министров СССР
генеральную схему управления материально - техническим обеспечением народного
хозяйства. Исходить при этом из необходимости сокращения звенности в управлении, повышения роли и ответственности
территориальных органов Госснаба СССР как основного звена материально -
технического обеспечения.
Признать необходимым осуществлять
оптимальное сочетание общегосударственной системы материально - технического
обеспечения с отраслевыми системами; упразднить ведомственные снабженческо - сбытовые конторы и базы, реализующие
продукцию межотраслевого применения и дублирующие деятельность органов Госснаба
СССР; рационально размещать предприятия и организации по регионам страны и
оптимизировать транспортные связи; добиться на этой основе снижения издержек
обращения.
31. Улучшить материально - техническое
обеспечение предприятий и организаций, подведомственных Совету Министров РСФСР.
Принять предложение Совета Министров РСФСР и Госснаба СССР о преобразовании
Госснаба РСФСР в союзно - республиканский орган
двойного подчинения - Госснабу СССР и Совету Министров РСФСР.
Госснабу СССР и Совету Министров РСФСР
уточнить профиль и специализацию предприятий и организаций территориальных органов
материально - технического снабжения в РСФСР.
32. Госснаб СССР на всех стадиях
разработки и реализации планов материально - технического обеспечения
осуществляет тесное взаимодействие с постоянными органами Совета Министров СССР
в целях более полного удовлетворения потребностей народного хозяйства в
продукции, производимой отраслями, входящими в комплексы, и прежде всего
продукции, соответствующей высшему мировому уровню.
В процессе взаимодействия с постоянными
органами Совета Министров СССР должно достигаться также повышение эффективности
использования материальных ресурсов, разработки и осуществления мер по созданию
и широкому внедрению новых ресурсосберегающих техники и технологии, решению
вопросов специализации и развития производства продукции межотраслевого
применения и организации межминистерских кооперированных поставок.
33. Для повышения качества и
оперативности руководства системой материально - технического обеспечения,
улучшения управления материальными ресурсами и контроля за
поставками продукции Госснабу СССР с участием министерств, ведомств СССР и
Советов Министров союзных республик создать информационно - вычислительную
систему с широким использованием вычислительной техники для автоматизированной
передачи данных и их обработки.
В этих целях обеспечить дальнейшее
развитие АСУ Госснаба СССР, ее взаимодействие с автоматизированными системами
Госплана СССР, министерств, ведомств СССР, Советов Министров союзных республик
и предприятий.
34. Повысить уровень и эффективность
научных исследований в области материально - технического обеспечения.
Сосредоточить деятельность научных организаций системы Госснаба СССР на
развитии актуальных научных исследований по проблемам совершенствования
материально - технического обеспечения народного хозяйства, опытно -
конструкторских разработок по созданию передовой технологии складских работ и
способов пакетно - контейнерной транспортировки продукции.
Создать при Председателе Госснаба СССР
группу экономических советников из числа крупных ученых и специалистов.
35. Повысить эффективность
внешнеэкономической деятельности Госснаба СССР.
При этом исходить из того, что Госснаб
СССР и его органы обязаны:
обеспечивать приоритетное развитие прямых
связей с предприятиями и организациями материально - технического снабжения
стран - членов СЭВ, а также создавать совместные предприятия по переработке
вторичного сырья, изготовлению и ремонту тары, производству средств складской механизации;
организовывать совместно с Госпланом СССР
на основе глубокого изучения потребности народного хозяйства наиболее
рациональные экспортно - импортные поставки продукции,
первоочередное выделение ресурсов на производство продукции для экспорта,
высокую эффективность и рациональное расходование валютных средств;
осуществлять оперативный контроль и
обеспечивать выполнение обязательств по поставкам продукции на экспорт;
производить на взаимовыгодной основе с
соответствующими организациями стран - членов СЭВ обмен продукцией,
высвобождающейся в ходе выполнения планов.
36. В соответствии с новыми задачами и
функциями пересмотреть организационную структуру Госснаба СССР. При этом
исходить из необходимости существенного упрощения структуры и сокращения звенности управления, ликвидации дублирующих организаций,
повышения роли сводных и функциональных экономических подразделений
как в центре, так и на местах, расширения прав и повышения ответственности всех
органов Госснаба СССР в решении вопросов планирования и организации снабжения
народного хозяйства.
В целях усиления межотраслевой и
функциональной направленности в деятельности общегосударственной системы
материально - технического обеспечения и создания условий для наиболее
эффективного взаимодействия ее с Госпланом СССР, постоянными органами Совета
Министров СССР, центральными экономическими ведомствами, отраслевыми и
территориальными органами управления положить в основу организационной
структуры Госснаба СССР крупные межотраслевые комплексы.
37. Коллегии Госснаба СССР,
руководствуясь решениями XXVII съезда КПСС и январского (1987 г.) Пленума ЦК
КПСС, коренным образом улучшить работу по подбору, расстановке и воспитанию
кадров, рассматривая ее как решающее средство эффективной деятельности системы
Госснаба СССР. Принять действенные меры к повышению профессионального уровня
работников, особенно в области экономики, с учетом новых задач, поставленных
перед Госснабом СССР.
Особое внимание
обратить на улучшение работы по подготовке резерва кадров для выдвижения, имея
в виду комплектовать аппарат Госснаба СССР, его центральные и территориальные
органы политически зрелыми, высококвалифицированными специалистами, способными
глубоко анализировать, критически и ответственно оценивать положение с материально
- техническим обеспечением народного хозяйства, видеть перспективы и
эффективные пути решения выявленных проблем в общегосударственных интересах,
последовательно и настойчиво проводить в жизнь решения Партии и Правительства.
Своевременно обновлять руководящие кадры,
имея в виду, что критериями оценки кадров являются их отношение к перестройке,
к задачам ускорения социально - экономического развития страны и реальные дела
по их осуществлению.
Повысить действенность аттестации
специалистов Госснаба СССР в развитии инициативы и активности работников,
усилении требовательности и ответственности за добросовестное выполнение
возложенных на них обязанностей.
Постоянно совершенствовать систему
переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов
системы материально - технического обеспечения, обращая особое внимание на
изучение ими новейших достижений науки и техники, эффективных методов
планирования и хозяйствования, овладение экономическими
методами управления.
38. Партийному комитету Госснаба СССР
настойчиво бороться за претворение в жизнь решений XXVII съезда КПСС,
совершенствовать формы и методы партийной работы. Направлять усилия
коммунистов, всех работников Госснаба СССР на реализацию стратегического курса
партии на ускорение социально - экономического развития страны.
Повысить роль и активность партийной
организации в перестройке работы Госснаба СССР, подборе, расстановке и
воспитании кадров, усилении гласности в этом деле, дальнейшем развитии критики
и самокритики.
Повысить требовательность к руководителям
подразделений центрального аппарата и специалистам. Добиваться неуклонного
выполнения принятых решений по перестройке материально - технического
обеспечения. Совершенствовать стиль и методы работы, искоренять формализм и
бюрократизм.
Усилить активность партийных организаций
всех органов Госснаба СССР в повышении авангардной роли коммунистов, расширении
гласности в работе, развитии критики и самокритики.
* *
*
Центральный Комитет
КПСС и Совет Министров СССР выражают твердую уверенность в том, что ЦК
компартий союзных республик и Советы Министров союзных и автономных республик,
крайкомы, обкомы, горкомы и райкомы партии, местные советские и хозяйственные
органы, предприятия (объединения), министерства и ведомства СССР, и прежде
всего Госснаб СССР, руководствуясь решениями июньского (1987 г.) Пленума ЦК
КПСС, примут все необходимые меры к перестройке организации материально - технического обеспечения, рассматривая это
как одно из важных условий успешной реализации стратегического курса партии на
ускорение социально - экономического развития страны.