ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС
СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июля 1987 г. N 823
О ПЕРЕСТРОЙКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ
СФЕРЫ МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА В НОВЫХ УСЛОВИЯХ
ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
(с изм. и доп., внесенными
Постановлениями Совмина СССР
от 14.11.1989 N 971;
от 21.12.1989 N 1123 - СП СССР, 1990, N 2, ст.
16)
Центральный Комитет КПСС и Совет
Министров СССР отмечают, что управление сферой материального производства по
отраслевому принципу обеспечило на определенном этапе развития народного
хозяйства последовательное укрепление экономического и научно - технического
потенциала, рост благосостояния народа, повышение обороноспособности и
экономической независимости страны.
В соответствии с решениями июньского
(1987 г.) Пленума ЦК КПСС существенно изменяются роль и функции министерств и
ведомств в управлении отраслями народного хозяйства. Проведение в жизнь
экономической стратегии партии по ускорению социально - экономического развития
страны, соединение достижений научно - технической революции с плановой
экономикой должны осуществляться министерствами и ведомствами преимущественно экономическими методами, путем эффективного применения
нового хозяйственного механизма, положений Закона СССР о государственном
предприятии (объединении).
Система отраслевого управления
складывалась постепенно, обретала свои черты в течение нескольких десятилетий.
Однако накопившиеся негативные явления и недостатки в организации и методах
деятельности министерств и ведомств сдерживают
увеличение вклада отраслей в развитие единого народнохозяйственного комплекса,
не обеспечивают наиболее полное удовлетворение народнохозяйственных
потребностей и спрос населения.
В этом звене системы управления в
наибольшей мере проявились бюрократические и узковедомственные методы и стиль
руководства, жестко ограничивались права и самостоятельность предприятий и
объединений, в результате принципы хозяйственного расчета в основном звене были
лишены реального содержания. Взяв на себя функции предприятий, министерства
оказались не способными решать свои главные задачи.
Министерствами и ведомствами не
обеспечиваются передовые позиции отраслей в научно - техническом развитии.
Неудовлетворительно используются имеющийся в них крупный научный потенциал, а
также современные формы интеграции науки с производством; эффективность и
практическая отдача отраслевой науки остаются низкими. Следствием этого явилось
все более заметное отставание в техническом уровне, технологии и качестве
продукции от современных требований. Инвестиционная политика не была
сориентирована на рациональное использование капитальных вложений. Вместо
планомерного проведения технического перевооружения и реконструкции предприятий
в неоправданно широких масштабах велось новое строительство.
Крайне неудовлетворительно министерства и
ведомства осуществляли работу по росту эффективности производства, повышению
рентабельности, сокращению убыточности. Обновление основных производственных
фондов происходило недопустимо медленно, уровень использования фондов и
коэффициент сменности работы оборудования систематически снижались. Важнейшие технико - экономические показатели работы отраслей -
производительность труда, материалоемкость и энергоемкость продукции,
ресурсосбережение значительно уступают зарубежному уровню.
Министерства и ведомства не удовлетворяют
возрастающие потребности народного хозяйства и населения в продукции отраслей,
нередко выступают лишь пассивными исполнителями плановых заданий. Они не
добились приоритетного развития новых видов оборудования, изделий и материалов,
обеспечивающих высокую эффективность их применения в народном хозяйстве.
Увеличение выпуска продукции осуществлялось преимущественно на основе
экстенсивных методов развития производства.
Крупным недостатком в деятельности
министерств и ведомств является слабое внимание к укреплению в отраслях
материальной базы социальной сферы, и прежде всего к ускорению жилищного
строительства. Как следствие этого, развитие многих предприятий осуществлялось некомплексно, строительство и расширение производства не
сопровождались созданием объектов социального назначения. В решении этих
вопросов не обеспечено эффективное взаимодействие министерств и ведомств с
Советами Министров союзных республик, органами управления на местах. В
результате возникли диспропорции в формировании производственной и социальной
сфер.
В деятельности
министерств и ведомств преобладают административные методы руководства,
детальное планирование работы предприятий, вмешательство в их оперативную
деятельность, что принижает роль предприятий, сдерживает развитие
демократических начал в деятельности трудовых коллективов, приводит к
неоправданному разбуханию аппарата министерств, дроблению его по отдельным
видам производств и функциям, сдерживает развитие инициативы и предприимчивости
трудовых коллективов. Структура
отраслевого управления стала сложной, громоздкой и многоступенчатой, потеряла
свою гибкость. Экономические методы управления
реализуются неоправданно медленно. Работа центрального аппарата министерств и
ведомств все еще не нацелена на последовательное
проведение в жизнь принципов полного хозяйственного расчета, самофинансирования
и самоуправления.
В руководстве отраслями недостаточно
используются демократические формы, значительно снизилась роль коллегий
министерств и ведомств. Они не оказывают заметного воздействия на решение
принципиальных вопросов развития отраслей и научно - технического прогресса,
подбор, расстановку и использование кадров, на ускорение перестройки работы аппарата.
Июньский (1987 г.) Пленум ЦК КПСС
определил основные принципы перестройки отраслевого управления, меры по
коренному улучшению деятельности министерств, их место и роль в целостной
системе руководства народным хозяйством.
Центральный Комитет КПСС и Совет
Министров СССР постановляют:
1. Считать главной
задачей министерств и ведомств сферы материального производства неуклонное
проведение в жизнь экономической стратегии партии на основе ускорения социально
- экономического и научно - технического развития отраслей, удовлетворения
потребностей народного хозяйства и населения в высококачественной продукции,
работах и услугах, повышения эффективности производства и увеличения вклада в
рост национального дохода, комплексного решения социальных задач. Во всей своей деятельности министерства и ведомства обязаны
использовать преимущественно экономические методы управления вместо
преимущественно административных, создавать условия для проявления инициативы и
предприимчивости трудовых коллективов, развития хозяйственной самостоятельности
предприятий, всемерного использования принципов полного хозяйственного расчета
и самофинансирования.
Для выполнения этой задачи признать
необходимым коренным образом перестроить деятельность, изменить роль и функции
министерств и ведомств в управлении отраслями, устранить с их стороны мелочную
опеку предприятий, сосредоточив работу министерств и ведомств
прежде всего на следующих основных направлениях:
проведение прогрессивной научно -
технической и инвестиционной политики, обеспечивающей решение крупных
приоритетных технических проблем отрасли, организацию разработки и применения
принципиально новых техники, технологии и материалов, революционизирующих
производство, их высокий научно - технический уровень, качество и
конкурентоспособность, повышение эффективности деятельности отраслевой науки,
укрепление ее связей с производством;
осуществление сбалансированного и
пропорционального развития отрасли, рационального размещения производства, его
комбинирования, определение прогрессивного профиля предприятий отрасли,
дальнейшее повышение уровня концентрации, специализации и кооперирования
производства, активизация внешнеэкономической деятельности;
эффективное решение межотраслевых задач
на основе тесного взаимодействия с заинтересованными министерствами и
ведомствами, а также республиканскими и иными органами территориального
управления.
РОЛЬ И ФУНКЦИИ
МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ
В НОВЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
2. Министерства и ведомства строят свою
деятельность на основе государственного пятилетнего плана экономического и
социального развития как важнейшего инструмента реализации экономической
политики Партии и Правительства. Они обязаны на основе преимущественного
использования экономических методов управления
последовательно проводить в жизнь принципы, определенные Законом СССР о
государственном предприятии (объединении), содействовать развитию
самоуправления трудовых коллективов.
Установить, что министерства и ведомства
осуществляют управление деятельностью подведомственных
предприятий, используя исходные данные планирования в качестве основы для
формирования пятилетнего плана: контрольные цифры, государственные заказы,
долговременные экономические нормативы и лимиты. При этом министерства и
ведомства обеспечивают строгую увязку между собой устанавливаемых предприятию
исходных данных для планирования.
3. Министерствам и ведомствам неуклонно
руководствоваться тем, что:
годовые планы разрабатываются и
утверждаются предприятиями самостоятельно исходя из их пятилетних планов и
заключаемых хозяйственных договоров. При этом предприятия совместно с
министерством, ведомством конкретизируют задания пятилетнего плана, а также
решают с соответствующими организациями вопросы материально - технического
обеспечения материальными ресурсами и подрядными работами;
проекты пятилетних планов развития
отраслей разрабатываются исходя из Основных направлений экономического и
социального развития, исходных данных для планирования, доводимых Госпланом
СССР, и на основе планов предприятий (объединений).
Министерства и ведомства противодействуют
монопольным тенденциям в деятельности отдельных предприятий, осуществляя в этих
целях мероприятия по преодолению завышения себестоимости и цен, застоя в
техническом развитии производства, искусственного ограничения выпуска и сбыта
продукции, пользующейся спросом потребителей.
4. В соответствии с основными принципами
перестройки отраслевого управления признать необходимым
сосредоточить деятельность министерств и ведомств на выполнении
следующих основных функций:
в области
планирования и экономики
участие в разработке совместно с
Госпланом СССР и Советами Министров союзных республик проектов основных
направлений экономического и социального развития отрасли на 15 лет,
контрольных цифр, государственных заказов, долговременных стабильных
экономических нормативов и лимитов на предстоящее пятилетие;
разработка для предприятий контрольных
цифр, государственных заказов, долговременных стабильных экономических
нормативов и лимитов, стимулирующих эффективное использование предприятиями
всех видов ресурсов и достижение высоких конечных результатов в целях наиболее
полного удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения;
абзац утратил силу. - Постановление
Совмина СССР от 21.12.1989 N 1123;
(абзац шестой) изучение и определение
народнохозяйственных и внешнеэкономических потребностей в продукции, работах и
услугах отрасли;
разработка долгосрочных прогнозов,
определение приоритетных направлений развития отрасли;
разработка схем развития и размещения
предприятий;
обеспечение при планировании
рационального сочетания государственных интересов с интересами отраслей,
регионов и предприятий;
развитие прогрессивной производственной
структуры, углубление концентрации и специализации, внутри- и межотраслевого
кооперирования, улучшение использования основных производственных фондов и
оборотных средств;
обеспечение комплексного решения
вопросов, связанных с улучшением условий труда, жизни и быта, более полным
удовлетворением материальных и духовных потребностей работников отрасли;
в области ускорения
научно - технического прогресса,
повышения технического уровня и качества
продукции
обеспечение научно - технического
развития отрасли, разработка принципиально новых видов продукции, в том числе
на конкурсной основе, в соответствии с требованиями потребителей к их
техническому уровню и качеству;
широкое использование в производстве
наиболее важных высокоэффективных технических новшеств, открытий и изобретений,
обеспечивающих ускоренный выход отрасли на передовые рубежи науки и техники,
высокую конкурентоспособность продукции;
постоянное повышение уровня технологии
производства, качества и технического уровня продукции, планирование ее
обновления;
организация разработки научно -
технических решений по рациональному использованию и восстановлению природных
ресурсов, применению безотходных технологий, а также организация разработки
прогрессивных норм и нормативов;
эффективное использование научно -
технического и производственного потенциала, сокращение сроков создания и
освоения новой техники и прогрессивных базовых технологий;
постоянное совершенствование управления
научно - техническим развитием, повышение эффективности деятельности научно -
исследовательских, проектно - конструкторских и технологических организаций,
укрепление их лабораторно - испытательной и опытно - экспериментальной базы;
обеспечение работы межотраслевых научно - технических комплексов;
организация работ по стандартизации и
унификации продукции отрасли, информационному обслуживанию, а также
изобретательской, рационализаторской и патентно -
лицензионной работы, изучение и распространение передового опыта;
широкое развитие международного научно -
технического сотрудничества, в первую очередь со странами - членами СЭВ;
в области
капитального строительства
проведение эффективной инвестиционной
политики в соответствии с задачами развития отрасли, оптимальное сочетание
государственных централизованных капитальных вложений и капитальных вложений за
счет фондов предприятий для производственного и социального развития;
организация разработки на мировом уровне
проектов на строительство новых, техническое перевооружение, реконструкцию и
расширение действующих предприятий и объектов;
планирование и организация строительства
в нормативные сроки, своевременный ввод в действие предприятий и объектов и
освоение новых мощностей;
развитие, укрепление и модернизация
отраслевой строительной базы для осуществления хозяйственным способом работ по
техническому перевооружению и реконструкции предприятий, строительству жилых
домов и других объектов социального назначения;
в области
материально - технического обеспечения и сбыта
создание в тесном взаимодействии с
Госпланом СССР, Госснабом СССР, министерствами, ведомствами СССР, Советами
Министров союзных республик необходимых условий для устойчивого обеспечения
материальными ресурсами предприятий отрасли;
развитие оптовой торговли средствами
производства, прямых связей потребителей с изготовителями, а также фирменной
торговли и сервисного обслуживания;
организация работы по обеспечению
всемерной экономии материальных ресурсов, повышению материальной
заинтересованности трудовых коллективов в бережном и наиболее рациональном
расходовании ресурсов, снижении их потерь, широком вовлечении вторичных
ресурсов в хозяйственный оборот;
в области финансов,
кредита и цен
повышение уровня финансово -
экономической работы в отрасли, укрепление финансового положения предприятий на
основе последовательного развития принципов хозяйственного расчета и
самофинансирования, повышения эффективности производства;
осуществление мер по полному устранению
убыточности предприятий и обеспечению уровня рентабельности, необходимого для
их работы на принципах полного хозяйственного расчета и самофинансирования,
создание условий для увеличения участия предприятий в формировании доходов
государственного (в том числе местного) бюджета;
эффективное использование
централизованных фондов и резервов министерства, ведомства и концентрация их на
приоритетных направлениях научно - технического прогресса развития отрасли;
повышение эффективности использования
предприятиями банковских кредитов;
проведение государственной политики
ценообразования, повышение экономической обоснованности устанавливаемых
централизованно, договорных и утверждаемых министерством, ведомством цен и тарифов,
усиление контроля за соблюдением государственной
дисциплины цен;
анализ результатов производственно -
хозяйственной деятельности и финансового состояния предприятий, контроль
соблюдения ими государственной финансовой и расчетной дисциплины;
в области
внешнеэкономических связей
разработка предложений по основным
направлениям экономического и научно - технического сотрудничества с
зарубежными странами на перспективный период;
осуществление мер по дальнейшему развитию
и совершенствованию торгово - экономических и валютно -
финансовых связей с зарубежными странами в целях ускорения развития
отрасли;
развитие новых прогрессивных форм
внешнеэкономических отношений с зарубежными странами, активное содействие
установлению прямых производственных и научно - технических связей предприятий
и организаций отрасли с предприятиями и организациями других стран, созданию и
обеспечению деятельности совместных предприятий, международных объединений и
организаций;
углубление экономической интеграции со
странами социалистического содружества, обеспечение перехода от преимущественно
торговых связей к глубокой специализации и широкой производственной кооперации,
организация выполнения заданий Комплексной программы научно - технического
прогресса стран - членов СЭВ;
разработка и реализация мер, направленных
на повышение эффективности экспорта и сокращение нерационального импорта;
в области кадров,
труда и социального развития
проведение активной кадровой политики в
условиях выборности руководителей на предприятиях, формирование резерва кадров
на выдвижение, организация эффективной системы повышения квалификации,
подготовки и переподготовки кадров и укрепление материальной базы этой системы;
совершенствование форм и методов
организации производства, труда и управления в отрасли, заработной платы,
системы материальных и моральных стимулов;
всемерное содействие развитию
социалистического соревнования, совершенствованию его форм и методов в
соответствии с новыми условиями хозяйствования, широкому распространению и
использованию передового опыта;
разработка и реализация мер по внутри- и
межотраслевому перераспределению высвобождаемых работников в связи с внедрением
достижений научно - технического прогресса и применением новых условий
хозяйствования.
Вопросы труда и социального развития
министерства и ведомства рассматривают и решают в установленном порядке
совместно или по согласованию с Советами Министров союзных республик и
соответствующими ЦК профсоюзов.
5. Всю свою деятельность министерства и
ведомства осуществляют на основе социалистической законности, принимают меры по
ее укреплению, решительно борются с любыми проявлениями ведомственности и
местничества, обеспечивают сохранность и приумножение социалистической
собственности.
ПЕРЕСТРОЙКА
ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ,
СТИЛЯ И МЕТОДОВ РАБОТЫ АППАРАТА
6. Министерствам и ведомствам осуществить
в 1987 - 1988 годах глубокий анализ состава и структуры предприятий,
производственных и научно - производственных объединений, научно -
исследовательских, проектно - конструкторских и технологических организаций,
уточнить их профиль и специализацию, выявить малоэффективные, укрепить их, а
где необходимо, преобразовать или ликвидировать. Усилить работу по концентрации
производства, формированию крупных объединений, способных самостоятельно решать
задачи расширенного воспроизводства и социального развития трудовых
коллективов, осуществлять весь цикл "научные исследования и разработки -
инвестиции - производство - сбыт - обслуживание", проводить активную
работу по интеграции науки с производством.
Исходя из специфики
производственно - хозяйственной деятельности стоящих перед отраслями задач,
достигнутого уровня специализации и кооперирования, создавать на отраслевой и
региональной основе новые формы объединений: промышленно - торговые, проектно -
промышленно - строительные, агропромышленные и другие, а также инженерные и
сервисные центры, внедренческие организации и иные мобильные и гибкие
организации, обеспечивающие повышение эффективности использования материальных,
трудовых и финансовых ресурсов и качества продукции, работ и услуг.
Министерства и ведомства обязаны
способствовать созданию и развитию кооперативов, расширению индивидуальной
трудовой деятельности при подведомственных предприятиях.
7. В целях дальнейшего повышения уровня
концентрации производства и совершенствования управления признать целесообразным
наряду с производственными и научно - производственными объединениями
образовывать в отраслях народного хозяйства и в регионах новые формы крупных
организационных структур - государственные производственные объединения.
Указанные объединения создаются
министерствами и ведомствами как единые производственно - хозяйственные
комплексы. В их состав могут включаться с сохранением своей
хозрасчетной самостоятельности производственные и научно - производственные
объединения, научно - исследовательские, проектно - конструкторские,
технологические, строительные, транспортные, сбытовые, торговые и
внешнеторговые, учебные и другие предприятия, объединения и организации
отрасли. Входящие в состав государственных производственных объединений
предприятия и объединения руководствуются в своей деятельности Законом СССР о
государственном предприятии (объединении). В агропромышленном комплексе в
состав государственных производственных объединений могут включаться колхозы и
другие кооперативные организации.
Управление государственным
производственным объединением осуществляется на демократической основе советом
директоров, который из своего состава выбирает генерального директора этого
объединения. Совет директоров государственного производственного объединения
является коллективным органом управления объединением. Подготовка и проведение
в жизнь решений совета директоров могут возлагаться на администрацию ведущего
предприятия или обособленный аппарат управления (с ограниченной численностью
персонала), который содержится за счет отчислений объединений, предприятий и
организаций, входящих в такое объединение.
Установить, что в государственном
производственном объединении образуются централизованные фонды и резервы за
счет отчислений (в размерах, определяемых советом директоров) от прибыли
(дохода) объединений, предприятий и организаций, входящих в состав объединения.
8. Министерствам и ведомствам на основе
укрупнения действующих и создания новых объединений разных типов, интеграции
науки с производством сократить звенность в управлении
отраслями. В качестве первого шага признать целесообразным
ликвидировать промежуточные звенья отраслевого управления - всесоюзные
промышленные объединения. По мере концентрации производства, создания крупных
объединений и перехода предприятий на полный хозяйственный расчет и
самофинансирование приступить к постепенному упразднению главных управлений по
руководству подотраслями как составной части
центрального аппарата министерств. Положить в основу управления отраслями
функциональный принцип и осуществить перевод министерств и ведомств, как
правило, на двухзвенную систему руководства предприятиями.
9. В целях наиболее полного использования
имеющегося производственного и научно - технического потенциала, образования
прогрессивных видов объединений, ликвидации ведомственности, повышения уровня
концентрации и специализации, развития межотраслевых производств осуществить
поэтапное укрупнение ряда министерств и ведомств, имеющих однородные и
технологически связанные производства.
Постоянным органам Совета Министров СССР
внести соответствующие предложения в Совет Министров СССР.
10. Учитывая первостепенное значение
базовых отраслей в ускорении социально - экономического развития страны, считать целесообразным усилить централизованные начала в
управлении этими отраслями.
В связи с этим преобразовать союзно - республиканские министерства энергетики и
электрификации, угольной промышленности, черной и цветной металлургии,
геологии, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности в общесоюзные
министерства. При этом обеспечить сокращение промежуточных звеньев управления и
устранение дублирования в руководстве отраслями.
11. Министерствам и ведомствам в связи с
перестройкой их деятельности в новых условиях хозяйствования осуществить:
укрупнение действующих и создание новых
объединений, а также образование там, где это необходимо, государственных
производственных объединений;
разработку проектов новых генеральных
схем управления отраслями с учетом их специфики;
коренную перестройку и упрощение
организационной структуры центрального аппарата, ликвидацию внутриминистерской
ведомственности и параллельно действующих подразделений, преобразование и
слияние дублирующих и мелких звеньев, существенно сократить численность
аппарата министерств, ведомств и обслуживающих их организаций;
укрепление функциональных подразделений
центрального аппарата, сосредоточение их работы на новых функциях министерств и
ведомств, использовании преимущественно экономических методов
управления, анализе и оценках состояния развития отрасли, а также на создании
условий для эффективной деятельности предприятий.
Предоставить право министрам и
руководителям ведомств утверждать штатное расписание центрального аппарата без
учета норм и соотношений численности специалистов и устанавливать должностные
оклады работникам без учета средних окладов по схеме должностных окладов в
пределах утвержденных численности и фонда заработной платы работников этого
аппарата.
Абзац утратил силу. - Постановление
Совмина СССР от 14.11.1989 N 971.
12. В целях углубления демократизации и
привлечения представителей трудовых коллективов к делам управления отраслями,
более эффективного сочетания принципов единоначалия и коллегиальности в
управлении признать необходимым образовать в
министерствах и ведомствах советы отраслей как совещательные органы. В состав
совета отрасли, возглавляемого министром, руководителем ведомства, могут
включаться директора ведущих предприятий, передовые рабочие, представители
отраслевых профсоюзов, крупные ученые и специалисты. Совет отрасли проводит
свои заседания не реже двух раз в год и рассматривает узловые вопросы
экономического, научно - технического и социального развития отрасли, дает
оценку итогам ее работы, вырабатывает рекомендации по дальнейшему повышению
эффективности производства в отрасли и распространению передового опыта.
13. Признать необходимым повысить роль
коллегий министерств и ведомств в принятии важнейших
решений по деятельности отраслей, сосредоточив их внимание на вопросах
широкомасштабного использования научно - технических достижений, качественного
преобразования производственной базы и структуры отрасли, развитии
межведомственных связей. Установить, что коллегия несет ответственность за
эффективность работы отрасли и ее конечные результаты, при принятии решений
руководствуется общегосударственными интересами. Практиковать проведение
выездных заседаний коллегий и совместных заседаний коллегий смежных министерств
и ведомств.
14. Министерствам и ведомствам,
руководствуясь решениями январского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС, совершенствовать
стиль и методы работы аппарата, обеспечить его формирование из инициативных
высококвалифицированных работников с учетом возрастающих требований к
управлению современной экономикой, решительно пресекать волокиту и бюрократизм,
факты противодействия перестройке, всемерно способствовать повышению роли
трудовых коллективов в управлении производством.
Министрам и руководителям ведомств,
партийным, профсоюзным и комсомольским организациям добиваться, чтобы на всех
участках - как в центральном аппарате, так и на предприятиях в условиях
выборности руководителей - смелее выдвигались молодые, перспективные работники,
постоянно улучшалась работа по подготовке надежного резерва кадров. Особое
внимание уделять подбору и воспитанию компетентных, инициативных и творческих
руководителей, умеющих работать с коллективами и способных в новых условиях
хозяйствования обеспечить достижение передовых рубежей научно - технического
прогресса, коренное улучшение качества выпускаемой продукции, высокую
эффективность производства. Целенаправленно пополнять состав руководящих кадров
свежими силами с тем, чтобы процесс обновления не прерывался, преемственность
не нарушалась. Обеспечить овладение работниками аппарата экономическими
методами руководства, добиться демократизации стиля, повысить гласность
в работе.
15. Обязать министерства и ведомства:
проводить работу по
перестройке управления отраслями организованно, планомерно и в сжатые сроки;
четко определить в каждой отрасли этапы
проведения в жизнь намечаемых мер с учетом реальной подготовленности
предприятий и объединений к работе в условиях полного хозяйственного расчета,
самофинансирования и самоуправления, осуществления мероприятий по перестройке
общегосударственной системы планирования, материально - технического обеспечения,
ценообразования, финансов и кредита, статистики и учета.
Перестройка управления должна быть
предметом детального рассмотрения коллегий министерств, ведомств, советов
отраслей, трудовых коллективов на широкой демократической основе, с тем чтобы исключить необоснованную поспешность в
реорганизации, не допуская при этом сбоев в устойчивой работе отраслей. Эти
меры должны стать понятными каждому сотруднику центрального аппарата
министерств и ведомств, всем работникам отрасли.
Установить, что все организационные и
экономические мероприятия по перестройке управления отраслями материального
производства должны быть завершены в 1987 - 1988 годах.
Постоянным органам Совета Министров СССР
оказывать помощь министерствам и ведомствам в комплексном осуществлении работ
по перестройке управления отраслями, рассмотреть планы проведения
соответствующих мероприятий, установить систематический контроль
за их реализацией.
16. В целях
своевременного и полного анализа хода перестройки экономики, обеспечения
руководителей и специалистов предприятий, министерств и ведомств, партийных,
советских и профсоюзных работников необходимыми нормативно - методическими
материалами по вопросам совершенствования управления народным хозяйством
поручить Государственному комитету СССР по делам издательств, полиграфии и
книжной торговли и Академии наук СССР увеличить подготовку и выпуск литературы
по проблемам управления, улучшить ее качество.
17. Комиссии по совершенствованию
управления, планирования и хозяйственного механизма совместно с постоянными
органами Совета Министров СССР и с участием министерств, ведомств СССР и ВЦСПС:
разработать и представить в Совет
Министров СССР проекты положений о министерстве СССР, о совете отрасли и о
государственном производственном объединении;
утвердить рекомендации по разработке
генеральных схем управления отраслями сферы материального производства;
организовать методическое руководство
работой по перестройке деятельности министерств и ведомств.
* *
*
Центральный Комитет
КПСС и Совет Министров СССР выражают твердую уверенность в том, что
министерства и ведомства, их партийные комитеты, руководствуясь решениями
июньского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС и сознавая свою ответственность за их
практическую реализацию, проявят максимум настойчивости и инициативы в
осуществлении поставленных партией задач по коренной перестройке управления
экономикой, станут активными проводниками экономической стратегии партии,
увеличат свой вклад в ускорение
социально - экономического развития советского общества.