МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ СССР
ПРИКАЗ
от 29 июля 1987 г. N 143
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СПЕЦИАЛЬНОЙ
ВЕЧЕРНЕЙ (СМЕННОЙ)
СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ
Во исполнение Постановления ЦК КПСС и
Совета Министров СССР от 12 апреля 1984 г. N 313 "О дальнейшем
совершенствовании общего среднего образования молодежи и улучшении условий
работы общеобразовательной школы" и в целях дальнейшего упорядочения и
совершенствования системы общего среднего образования работающей молодежи
приказываю:
1. Утвердить и ввести в действие с
1987/88 учебного года прилагаемое Положение о специальной вечерней (сменной)
средней общеобразовательной школе для глухих и слабослышащих.
2. Министерствам просвещения союзных
республик:
2.1. Организовать
изучение Положения о специальной вечерней (сменной) средней общеобразовательной
школе для глухих и слабослышащих с работниками народного образования,
руководителями, учителями и учащимися специальных вечерних (сменных) средних
общеобразовательных школ для глухих и слабослышащих.
2.2. Привести в соответствие с указанным
Положением действующую сеть специальных вечерних (сменных) средних
общеобразовательных школ для глухих и слабослышащих.
3. Положение о специальной средней
общеобразовательной вечерней (сменной) и заочной школе для глухих и
слабослышащих, утвержденное Приказом Министерства просвещения СССР от 3 мая
1978 г. N 64, считать утратившим силу.
Министр
С.Г.ЩЕРБАКОВ
Утверждено
Приказом
Министерства просвещения СССР
от 29 июля 1987 г. N 143
ПОЛОЖЕНИЕ
О СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЕЧЕРНЕЙ (СМЕННОЙ) СРЕДНЕЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ
Специальная вечерняя (сменная) средняя
общеобразовательная школа для глухих и слабослышащих создается для обучения и
социальной реабилитации лиц с недостатками слуха и речи, которые не могут
обучаться в обычной вечерней школе. Кроме общеобразовательной подготовки,
учащиеся этих школ совершенствуют навыки общения с окружающими людьми при
помощи устной и письменной речи.
В своей деятельности специальная вечерняя
(сменная) средняя общеобразовательная школа для глухих и слабослышащих
руководствуется Уставом средней общеобразовательной школы и Положением о
вечерней (сменной) средней общеобразовательной школе.
В настоящем Положении отражены вопросы,
которые вытекают из специфики работы вечерней (сменной) средней
общеобразовательной школы для глухих и слабослышащих.
I. ПОРЯДОК
ОРГАНИЗАЦИИ И СТРУКТУРА ШКОЛЫ
1. Специальная вечерняя (сменная) средняя
общеобразовательная школа для глухих и слабослышащих может быть республиканской
(в союзных республиках, не имеющих областного деления, и автономных
республиках), краевой, областной или городской. Республиканская,
краевая и областная школы открываются в установленном порядке при наличии не
менее 100 учащихся, районная и городская - не менее 50 учащихся.
2. Специальная вечерняя (сменная) средняя
общеобразовательная школа для глухих и слабослышащих использует, как правило,
очную форму обучения. В случае особой необходимости наряду с очной формой
обучения возможно создание отдельных групп заочников.
3. В специальных вечерних (сменных)
средних общеобразовательных школах для глухих и слабослышащих открываются VIII
- XV классы. При наличии контингента с более низким образовательным уровнем
могут открываться I - VII классы.
При наличии соответствующего контингента
обучение глухих и слабослышащих должно быть раздельным.
4. В состав специальной вечерней
(сменной) средней общеобразовательной школы для глухих и слабослышащих могут
входить классы очного обучения, группы заочников, учебно-консультационные
пункты, а также индивидуально обучающиеся учащиеся.
Число классов при очной форме обучения
определяется исходя из средней наполняемости класса в целом по школе в
количестве не менее 8 учащихся. Группы заочников открываются при наличии не
менее 4 учащихся.
Учебно-консультационные пункты
специальных вечерних (сменных) средних общеобразовательных школ для глухих и
слабослышащих открываются при наличии 15 и более учащихся. При меньшем
количестве открываются отдельный класс и группы учащихся.
5. Администрация специальной вечерней
(сменной) средней общеобразовательной школы для глухих и слабослышащих
осуществляет организационно-методическое руководство и контроль
за работой классов очного обучения, групп заочников, индивидуально
обучающимися учащимися, учебно-консультационными пунктами, обеспечивает
методическими указаниями учителей и учащихся, организует работу по повышению
квалификации.
6. Органы народного образования, в
ведении которых находятся указанные выше школы, а также на территории
деятельности которых находятся учебно-консультационные пункты специальных вечерних
школ для глухих и слабослышащих, осуществляют контроль за их деятельностью,
оказывают содействие в подборе педагогических кадров, предоставляют помещения
для учебно-консультационных пунктов, классов и групп учащихся, обеспечивают
учебниками и учебно-наглядными пособиями, школьной документацией, предоставляют
возможность проведения лабораторных и практических работ в учебных кабинетах
ближайших к ним школ, инспектируют состояние учебно-воспитательного процесса.
II. ШКОЛА,
ПРОИЗВОДСТВО И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
7. Специальная вечерняя (сменная) средняя
общеобразовательная школа для глухих и слабослышащих в соответствии с
Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 27.03.86 N 400
работает в тесном контакте с руководителями и общественными организациями
предприятий, а также с учебно-производственными предприятиями общества глухих и
специальными профессионально-техническими училищами для глухих. Вечерняя
(сменная) средняя общеобразовательная школа для глухих и слабослышащих
осуществляет тесную связь с комиссией совета профсоюзов и правлением местного
общества глухих. Руководители и учителя специальной вечерней (сменной) средней
общеобразовательной школы для глухих и слабослышащих знакомятся с условиями
работы учащихся, регулярно информируют руководителей и общественные организации
предприятий о ходе учебы их работников, обучающихся в школе.
При учебно-производственных предприятиях
общества глухих создаются комиссии содействия вечерней школе, в состав которых
включаются представители администрации, общественных организаций предприятий,
руководители и учителя вечерней школы для глухих и слабослышащих.
III. УЧАЩИЕСЯ
8. В специальную
вечернюю (сменную) среднюю общеобразовательную школу для глухих и слабослышащих
принимаются лица, работающие в различных отраслях народного хозяйства и
культуры, обучающиеся в профессионально-технических училищах для глухих, на
основании личного заявления, документа об образовании, медицинского заключения
о состоянии слуха и речи и справки с места работы (учебы).
Прием заявлений в специальную вечернюю
(сменную) среднюю общеобразовательную школу для глухих и слабослышащих
производится с 15 апреля по 31 августа.
IV.
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
9. Обучение в специальных вечерних
(сменных) средних общеобразовательных школах для глухих и слабослышащих
осуществляется по специальным учебным планам, утвержденным в установленном
порядке и программами для вечерних (сменных) средних общеобразовательных школ.
10. Основными формами организации учебной
работы в специальной вечерней (сменной) средней общеобразовательной школе для
глухих и слабослышащих является урок, групповая и индивидуальная консультация,
зачеты.
Кроме того, в школе организуются
специальные занятия по развитию слуха и произношению, которые проводит
учитель-дефектолог слухового кабинета школы.
11. Порядок проведения выпускных
экзаменов в XII и XV классах и перевод учащихся в следующие классы определяется
инструкциями об экзаменах, переводе и выпуске учащихся общеобразовательных
школ, утверждаемыми министерствами просвещения союзных республик. Время на
выполнение письменных экзаменационных работ в специальных вечерних (сменных)
средних общеобразовательных школах для глухих и слабослышащих увеличивается по
сравнению с обычными школами на 1,5 часа.
Переводные экзамены в специальных
вечерних (сменных) средних общеобразовательных школах для глухих и
слабослышащих не проводятся.
12. Продолжительность учебного года в
специальной вечерней (сменной) средней общеобразовательной школе - 36 недель.
Учебный год делится на два полугодия: первое - 17, второе - 19 недель. Учебный
год заканчивается 31 мая. Зимние каникулы с 31 декабря до 10 января, весенние -
с 25 по 31 марта. Занятия в вечерней (сменной) средней школе для глухих и
слабослышащих организуются не менее четырех раз в неделю при очной форме и трех
раз в неделю - при заочной форме обучения.
V. РУКОВОДСТВО И
УЧИТЕЛЯ ШКОЛЫ
13. Директор специальной вечерней
(сменной) средней общеобразовательной школы для глухих и слабослышащих, его
заместитель по учебной работе назначаются соответствующими органами народного
образования из числа лучших учителей, обладающих организаторскими способностями,
имеющих высшее педагогическое и, как правило, дефектологическое образование, а
также стаж работы в школе для глухих и слабослышащих не менее трех лет.
14. Учителя, учителя-дефектологи слуховых
кабинетов, методисты и заведующие учебно-консультационными пунктами указанных
школ назначаются и увольняются соответствующими органами народного образования.
Вновь принятые учителя, в том числе и
совместители, не имеющие дефектологического образования, обязаны в течение 6
месяцев овладеть специфическими средствами общения глухих (дактилологией и
основами жестовой речи).
15. Права и обязанности
директора школы, его заместителей по учебной работе, методистов и других
работников специальной вечерней (сменной) средней общеобразовательной школы для
глухих и слабослышащих определяются Уставом средней общеобразовательной школы,
Правилами внутреннего трудового распорядка для работников общеобразовательных
школ, квалификационными характеристиками должностей служащих и профессий
рабочих системы просвещения и Положением о вечерней (сменной) средней
общеобразовательной школе.
Кроме того, на них возложены
дополнительные обязанности, вытекающие из специфики работы специальных вечерних
(сменных) средних общеобразовательных школ для глухих и слабослышащих.
Директор специальной вечерней школы для
глухих и слабослышащих несет ответственность за соблюдение речевого режима в
школе, организацию и качество учебно-воспитательной работы, направленной на
развитие речи и остаточного слуха, за обеспечение школы необходимой звукоусиливающей
аппаратурой и другим необходимым оборудованием для работы с учащимися.
Заместитель
директора по учебной работе организует деятельность педагогического коллектива
школы по коррекционному обучению и воспитанию учащихся с учетом специфики их
речевого и общего развития, контролирует осуществление дифференцированного
подхода в обучении и воспитании с учетом состояния слуха, особенностей речевого
развития, возрастных особенностей учащихся, отвечает за организацию и состояние
работы по формированию и коррекции речи и по развитию слухозрительного
восприятия речи учащимися и оформлении соответствующей документации, организует
методическую работу по вопросам специального обучения и воспитания глухих и
слабослышащих учащихся.
Учителя проводят
работу, направленную на всестороннее компенсаторное развитие учащихся:
формируют и развивают словесную речь учащихся в устной и письменной формах,
расширяя лексический запас, формируя грамматический строй и навыки связной
речи, добиваются понятной устной речи, максимально используя и развивая
остаточный слух учащихся на уроках, консультациях, в процессе приема зачетов.
На учителя-дефектолога слухового кабинета
школы возлагаются обязанности проведения индивидуальных занятий в кабинете по
развитию слуха и коррекции произношения, обследования слуха и речи учащихся
(два раза в год), инструктирование и оказание помощи учителям по вопросам
слуховой работы.
16. Членами
педагогического совета специальной вечерней (сменной) средней
общеобразовательной школы для глухих и слабослышащих является директор школы,
его заместитель по учебной работе, учителя, методисты, заведующие УКП,
учитель-дефектолог слухового кабинета, библиотекарь, представители
администрации и общественных организаций учебно-производственных предприятий
общества глухих, а также представители администрации и общественных организаций
других предприятий и хозяйств, на которых работают учащиеся школы.
Педагогический совет с участием всех заведующих УКП созывается не реже двух раз
в год. Учителя учебно-консультационных пунктов созываются на педагогические
совещания не реже одного раза в год.
VI.
УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА ШКОЛЫ. ФИНАНСИРОВАНИЕ
17. Специальные вечерние (сменные)
средние общеобразовательные школы для глухих и слабослышащих могут размещаться
в собственных зданиях, зданиях дневных общеобразовательных школ или помещениях,
предоставляемых предприятиями или местными обществами глухих, пригодных для
учебных целей и оборудованных звукоусиливающей аппаратурой.
При оборудовании помещений вечерних школ
для глухих и слабослышащих, их учебно-консультационных пунктов следует
руководствоваться Санитарными правилами устройства, оборудования, содержания и
режима специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих
недостатки в физическом и умственном развитии, утвержденными Минздравом СССР (6
марта 1986 г. N 4076-86).
18. Специальная вечерняя (сменная)
средняя общеобразовательная школа для глухих и слабослышащих финансируется
отделом народного образования, в непосредственном ведении которого она
находится.
19. Специальная вечерняя (сменная)
средняя общеобразовательная школа для глухих и слабослышащих пользуется правами
юридического лица, имеет печать с изображением герба союзной республики и со
своим наименованием.