ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС
СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 июля 1987 г. N 872
О МЕРАХ ПО КОРЕННОМУ УЛУЧШЕНИЮ ВОСПИТАНИЯ,
ОБУЧЕНИЯ И МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ
И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Центральный Комитет КПСС и Совет
Министров СССР отмечают, что предусмотренные Партией и Правительством меры по
улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей <*>, осуществляются медленно и
неполно.
--------------------------------
<*> См. Постановление Совета
Министров СССР от 22 февраля 1988 г. N 263, пункт 11.
Не проявляется подлинной, душевной заботы
о развитии личности этих детей, их индивидуальных способностей, гражданском
становлении, обеспечении социального будущего.
Сложившаяся обстановка терпимости к
имеющимся недостаткам в деле воспитания детей в семье, в работе детских
интернатных учреждений тормозит искоренение причин, порождающих сиротство -
явление, чуждое природе социалистического общества. Это приводит к равнодушию к
судьбам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к
безнаказанности лиц, пренебрегающих своими родительскими обязанностями и
злоупотребляющих гуманностью советского законодательства.
Современные проблемы
детей-сирот не стали предметом изучения и анализа партийных комитетов,
исполкомов местных Советов народных депутатов, Министерства просвещения СССР,
Министерства здравоохранения СССР, Государственного комитета СССР по
профессионально-техническому образованию, Министерства высшего и среднего
специального образования СССР, Министерства юстиции СССР, Министерства
внутренних дел СССР, а также Академии наук СССР, Академии педагогических наук
СССР и Академии медицинских наук СССР.
Государственные учреждения,
правоохранительные органы, общественные организации и трудовые коллективы не
полностью используют свои возможности в защите прав и интересов этой категории
детей, крайне недостаточно ведут работу по укреплению семьи, повышению
ответственности родителей за воспитание детей, подготовку их к жизни, труду.
Проблема общественного воспитания
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не вызывает
озабоченности трудовых коллективов и общественности, не находит должного
отражения в печати, других средствах массовой информации.
ЦК компартий и
Советы Министров союзных республик, партийные, советские, хозяйственные,
профсоюзные и комсомольские органы не создают обстановки всеобщего внимания к
работе домов ребенка, детских домов и школ-интернатов, не принимают действенных
мер к коренному улучшению воспитания и обучения находящихся в этих учреждениях
детей, созданию надлежащих условий для их всестороннего развития, организации
разумного досуга и медицинского обслуживания, не видят политической стороны этого вопроса, слабо используют идейно-нравственный потенциал советского
общества и устранение причин, порождающих сиротство.
Из-за слабого
контроля партийных, советских органов и прежде всего отделов народного
образования и здравоохранения, серьезных упущений в подборе и воспитании
кадров, низкой требовательности к ним в работе домов ребенка, детских домов и
школ-интернатов имеют место позорные факты антипедагогических действий,
ущемления достоинства детей, злоупотреблений, хищений, грубейших нарушений
финансовой и трудовой дисциплины, санитарного режима.
Советы Министров союзных республик,
Министерство торговли СССР, Центросоюз, Госснаб СССР, Министерство легкой
промышленности СССР, Министерство лесной, целлюлозно-бумажной и
деревообрабатывающей промышленности СССР неудовлетворительно решают вопросы
обеспечения детских учреждений качественными и в надлежащем ассортименте
продуктами питания, добротной одеждой и обувью, мебелью, инвентарем, оборудованием,
транспортными средствами, канцелярскими товарами и игрушками.
Советы Министров союзных республик,
министерства и ведомства, осуществляющие строительство домов ребенка, детских
домов и школ-интернатов, не обеспечивают своевременное освоение даже тех незначительных
средств, которые выделяются на эти цели. Исполкомы местных Советов народных
депутатов слабо объединяют усилия предприятий и организаций, трудовых
коллективов, не используют их возможности для укрепления
материально-технической базы этих детских учреждений.
Центральный Комитет КПСС и Совет
Министров СССР постановляют:
1. Считать важнейшей задачей
государственных органов и общественных организаций воспитание, обучение и
материальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
создание всех необходимых условий для их всестороннего и гармоничного развития,
надежной защиты интересов таких детей, их профессиональной подготовки и
гражданского становления на основе социальной справедливости, гарантированной
социалистическим обществом.
ЦК компартий
союзных республик, крайкомам, обкомам, горкомам и райкомам партии, Советам
Министров союзных и автономных республик, исполкомам местных Советов народных
депутатов, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ всемерно развивать и укреплять
общественно-государственную систему воспитания, обучения и материального
обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
кардинально изменить отношение к их нуждам и запросам, взять под строгий
контроль работу детских интернатных учреждений, навести в них порядок, добиться качественных перемен в работе, создать
обстановку всеобщего внимания и повседневной заботы об этих детях.
Повысить персональную ответственность
руководителей органов просвещения и здравоохранения,
профессионально-технического образования, учебных заведений, предприятий,
организаций и учреждений за воспитание и обучение детей-сирот, обеспечение их
социального будущего, не допускать формального, бюрократического отношения к их
судьбам, проявления к ним черствости, бездушия, давать этим фактам
принципиальную партийную оценку.
2. Создать Советский детский фонд имени
В.И. Ленина - всесоюзную массовую организацию, объединяющую усилия отдельных
граждан, трудовых коллективов, учреждений, общественных организаций и
творческих союзов, призванную всемерно развивать ленинские традиции бережного,
заботливого отношения к детям.
Считать главными задачами Фонда: оказание
всесторонней помощи детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и
детям-инвалидам; координацию деятельности попечительских советов; повышение
роли семьи в воспитании детей; усиление внимания общества к делу воспитания
подрастающего поколения; контроль за соблюдением
законодательства по вопросам защиты прав и интересов детей; объединение
государственных, общественных средств и личных взносов граждан в целях создания
дополнительных возможностей для укрепления материально-технической базы детских
учреждений, организации досуга и всестороннего развития детей; активное
привлечение деятелей науки, культуры и искусства к идейному, нравственному,
эстетическому воспитанию подростков; пропаганду педагогических знаний среди
широких кругов трудящихся; участие в международных акциях по оказанию помощи
детям других стран, пострадавшим в результате войн, стихийных бедствий и
эпидемий; содействие развитию взаимопонимания, дружбы, доверия и международного
сотрудничества детей в борьбе за мир.
3. Министерству
просвещения СССР, Государственному комитету СССР по
профессионально-техническому образованию, Министерству высшего и среднего
специального образования СССР и Министерству здравоохранения СССР совместно с
Советами Министров союзных республик с учетом специфики детских учреждений и
учебных заведений определить конкретные меры по коренному улучшению воспитания
находящихся в них детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
искоренению формализма и казенщины в организации их жизни, формированию
у них высоких нравственных качеств и культуры поведения, коммунистических
убеждений и советского патриотизма. Обеспечить единство воспитательного процесса
в домах ребенка, детских домах и школах-интернатах, добиваясь органической
слаженности и преемственности в работе педагогических коллективов.
В соответствии с Основными направлениями
реформы общеобразовательной и профессиональной школы сосредоточить усилия
педагогических коллективов детских домов и школ-интернатов на постоянном
совершенствовании учебно-воспитательного процесса, создавать необходимые
условия для дополнительных групповых и индивидуальных занятий с учащимися, помогать им успешно овладевать знаниями, своевременно
получать среднее образование.
4. Министерству просвещения СССР
обеспечить организацию индивидуальной учебной работы с воспитанниками
интернатных учреждений, усилить контроль за ее
проведением.
Ввести с 1 сентября 1987 г. в школах-интернатах
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
наполняемость классов и воспитательных
групп для учащихся 1 - 8 (9) классов - до 25 человек;
наполняемость классов и воспитательных
групп для учащихся 9 - 10 (10 - 11) классов - до 20 человек.
Установить, что общеобразовательные школы
- интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
организуются в установленном порядке: в составе 1 - 8 (1 - 9) классов - при
наличии не менее 200 детей на одну школу - интернат и в составе 1 - 10 (11)
классов - при наличии не менее 240 учащихся на одну школу-интернат.
5. Министерству просвещения СССР
совместно с Советами Министров союзных республик рассмотреть вопрос о создании
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ряда региональных
специализированных средних школ-интернатов с углубленным изучением отдельных
учебных предметов, отраслей знаний, видов искусства и спорта в составе 9 - 10
(10 - 11) классов.
6. Министерству
просвещения СССР, Министерству здравоохранения СССР, министерствам просвещения
и здравоохранения союзных республик, краевым, областным, городским и районным
отделам народного образования и здравоохранения совместно с партийными и
советскими органами обеспечить проведение в 1988 году аттестации всех
директоров и заместителей директоров детских домов, школ-интернатов для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также главных врачей
домов ребенка. Назначать на эти должности лучших специалистов,
обладающих необходимой квалификацией и опытом работы, сохраняя за ними размер
заработной платы по прежнему месту работы, если он был выше.
7. Министерству просвещения СССР
совместно с Министерством высшего и среднего специального образования СССР организовать начиная с 1988 года на базе педагогических
институтов отделения по подготовке воспитателей для работы в детских домах и
школах-интернатах.
Повышать роль учителей, воспитателей,
всех работников детских интернатных учреждений в создании высоконравственной
психологической обстановки в детских коллективах этих учреждений, установлении
правильных этических взаимоотношений между воспитанниками и педагогами.
Проявлять больше чуткости, отзывчивости и доброты к детям, внимания к их
внутреннему миру и духовным запросам. Считать необходимым
ввести в каждом детском доме, школе-интернате для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, должности психолога и музыкального
руководителя, а в детских домах (кроме дошкольных) при наличии 5 - 7 групп -
должность библиотекаря.
8. Министерству просвещения
СССР, Государственному комитету СССР по профессионально-техническому
образованию и Министерству высшего и среднего специального образования СССР
совместно с другими министерствами и ведомствами СССР обеспечить улучшение
внеклассной и внешкольной работы с воспитанниками детских домов и
школ-интернатов, полнее использовать имеющийся в стране и за рубежом опыт по
организации общественного воспитания детей, оставшихся без родителей.
Совместно с ЦК ВЛКСМ, ВЦСПС,
Министерством культуры СССР, Государственным комитетом СССР по физической
культуре и спорту и Советами Министров союзных республик шире привлекать к этой
работе общественность, передовиков производства, молодежь предприятий,
учреждений и студентов вузов. Проводить всесоюзные,
республиканские, краевые и областные смотры учебно-воспитательной,
культурно-массовой и спортивно-оздоровительной работы в детских домах и
школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
имея в виду объединить усилия школ, учреждений культуры, творческих союзов,
спортивных и других общественных организаций, трудовых коллективов, средств
массовой информации в улучшении постановки всей работы с детьми в этих
учреждениях.
9. В целях приобщения
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к достижениям
советского и зарубежного искусства, воспитания и развития у них музыкальных,
художественных и других способностей и дарований Министерству культуры СССР,
Государственному комитету СССР по кинематографии, Союзу писателей СССР, Союзу
композиторов СССР, Союзу художников СССР, Союзу кинематографистов СССР, Союзу
журналистов СССР и Союзу театральных деятелей СССР совместно с Министерством
просвещения СССР, Государственным комитетом СССР по
профессионально-техническому образованию, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ систематически
проводить в детских домах, школах-интернатах, средних
профессионально-технических училищах концерты, выставки изобразительного и
других видов искусства, творческие встречи с писателями, журналистами, поэтами,
композиторами, художниками, театральными деятелями и артистами кино.
Художественному фонду СССР по
согласованию с органами народного образования практиковать безвозмездную
передачу домам ребенка, детским домам, школам-интернатам, средним
профессионально-техническим училищам произведений изобразительного и
прикладного искусства, выполненных советскими художниками.
10. Советам Министров союзных республик
освободить от платы за обучение в спортивных, художественных и музыкальных
школах, школах искусств детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, воспитывающихся в детских домах, школах-интернатах и в средних
профессионально-технических училищах. Создавать филиалы этих школ
непосредственно в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей.
11. Установить для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских домах,
школах-интернатах, средних профессионально-технических училищах, высших и
средних специальных учебных заведениях, единый билет, дающий право на
бесплатное посещение кинотеатров, выставок, музеев, спортивных сооружений,
бесплатный проезд в общественном городском (пригородном) транспорте (кроме
такси).
Министерству
просвещения СССР, Государственному комитету СССР по
профессионально-техническому образованию, Министерству высшего и среднего
специального образования СССР разработать и утвердить по согласованию с
Министерством культуры СССР, Государственным комитетом СССР по физической
культуре и спорту, Государственным комитетом СССР по кинематографии, ЦК ВЛКСМ и
Советами Министров союзных республик соответствующие инструкции и образец
единого билета.
12. ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ повысить
ответственность профсоюзных и комсомольских организаций в деле воспитания
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в улучшении
материально-бытовых условий их жизни, трудоустройстве, поступлении в вузы и
другие учебные заведения.
Одобрить предложение ВЦСПС о создании в 1988
- 1989 годах в каждом детском доме и школе-интернате для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, за счет средств профсоюзного
бюджета детских (подростковых) клубов профсоюзов.
Принять предложение ЦК ВЛКСМ о ежегодном
направлении по комсомольским путевкам в детские дома и школы-интернаты лучших
комсомольцев для работы в качестве учителей, воспитателей и старших пионерских
вожатых, а также о создании в этих учреждениях комсомольских педагогических
отрядов для организации содержательного досуга детей, развития их технического
и художественного творчества.
13. Министерству здравоохранения СССР
коренным образом улучшить медицинское обслуживание детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей. До 1 сентября 1988 г. провести медицинские
осмотры всех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
воспитывающихся в интернатных учреждениях, семьях, а также обучающихся в вузах,
средних специальных учебных заведениях и профессионально-технических училищах,
поставить их на диспансерный учет, обеспечив в последующем постоянное
медицинское наблюдение и своевременное лечение.
Увеличить с 1988 года в домах ребенка
штатные нормативы медицинского, педагогического и обслуживающего персонала.
14. Министерству
просвещения СССР, Министерству здравоохранения СССР и Советам Министров союзных
республик создать в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, физиотерапевтические и другие кабинеты для
проведения лечебно-оздоровительных мероприятий, выделять для этих целей
медикаменты, а также фонды на соответствующую аппаратуру и оборудование и
обеспечивать их техническое обслуживание.
Принимать меры к своевременному переводу
детей из домов ребенка в детские дома, школы-интернаты и дома-интернаты, не допускать
содержания детей, находящихся в родственных отношениях, в разных
учебно-воспитательных учреждениях.
Министерству здравоохранения СССР
установить действенный медицинский контроль за
организацией рационального питания детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, их физического и гигиенического воспитания, а также за
санитарным состоянием жилых помещений, столовых и пищеблоков в детских
интернатных учреждениях.
Министерству просвещения СССР ввести с 1
сентября 1987 г. в штаты детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей: должность медицинской сестры для
обеспечения круглосуточного дежурства; по 0,5 единицы должностей
врача-стоматолога, медицинской сестры по физиотерапии и инструктора по лечебной
физкультуре при количестве воспитанников до 200 человек; по 1 единице указанных
должностей в этих учреждениях с количеством воспитанников свыше 200 человек.
15. Академии наук СССР
совместно с Министерством просвещения СССР, Министерством высшего и среднего
специального образования СССР, Министерством здравоохранения СССР,
Министерством юстиции СССР, Министерством внутренних дел СССР, Академией
педагогических наук СССР и Академией медицинских наук СССР развернуть
комплексные исследования по проблемам сиротства и его причин, укрепления семьи,
осуществить разработку научно-методического обеспечения деятельности
учебно-воспитательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, укрепить лабораторию воспитательной работы с такими
детьми в Научно-исследовательском институте общих проблем воспитания Академии
педагогических наук СССР.
Провести опытно-экспериментальную работу
по определению оптимального типа учреждения для воспитания, обучения и
содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от их
рождения до начала трудовой деятельности.
Совету Министров РСФСР, Министерству
просвещения СССР и Госстрою СССР разработать проект и осуществить в 1988 - 1992
годах строительство в одной из областей РСФСР опытного детского дома семейного
типа. Госплану СССР предусмотреть выделение для этой цели необходимых
капитальных вложений и материальных ресурсов.
16. Советам Министров союзных республик:
установить постоянный контроль
за ходом строительства домов ребенка, детских домов и школ-интернатов
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечить в
двенадцатой пятилетке ввод в действие этих учреждений в соответствии с
установленными заданиями;
предусматривать в проектах годовых планов
экономического и социального развития выделение отдельной строкой лимитов
капитальных вложений на строительство домов ребенка, детских домов и
школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а
также учреждений для детей, имеющих недостатки в физическом или умственном
развитии.
17. Госплану СССР и
Советам Министров союзных республик предусмотреть в плане экономического и
социального развития на тринадцатую пятилетку государственные заказы, с
распределением по союзным республикам, на строительство и ввод в эксплуатацию
за счет государственных капитальных вложений домов ребенка, детских домов и
школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
имея в виду обеспечить размещение всех детских интернатных учреждений в
благоустроенных помещениях, отвечающих
современным требованиям.
18. Одобрительно отнестись к инициативе
коллектива Кировского электромашиностроительного производственного объединения
имени Лепсе о создании учебно-воспитательного комплекса для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей.
Совету Министров РСФСР, Министерству
авиационной промышленности СССР, Министерству просвещения СССР, ЦК ВЛКСМ и
ВЦСПС совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами рассмотреть
вопросы, связанные со строительством этого комплекса.
Рекомендовать
трудовым коллективам производственных объединений и предприятий широко
поддержать инициативу Кировского электромашиностроительного производственного
объединения имени Лепсе о создании учебно-воспитательного комплекса для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их трудовом обучении и
общественном воспитании, направляя на эти цели часть средств фонда социального
развития, а также имеющиеся в их распоряжении материально-технические ресурсы.
19. Партийным комитетам, исполкомам
местных Советов народных депутатов, министерствам и ведомствам, хозяйственным
руководителям обеспечить более активное участие предприятий, объединений и
организаций в шефстве над домами ребенка, детскими домами и школами-интернатами
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом предприятиям, объединениям и
организациям в установленном порядке:
осуществлять за
счет собственных средств строительство, реконструкцию, ремонт и хозяйственное
обслуживание домов ребенка, детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, а также создавать и оборудовать в
детских домах и школах-интернатах учебные цехи, участки, кабинеты, лаборатории
в качестве структурных подразделений этих предприятий, объединений и
организаций и выделять квалифицированных рабочих и специалистов для трудового
обучения и профессиональной ориентации
воспитанников;
передавать безвозмездно домам ребенка,
детским домам и школам-интернатам помещения, транспорт, материалы для хозяйственных
нужд этих учреждений, а также оборудование для жилых и иных помещений,
инструменты и приборы для оснащения учебных кабинетов и мастерских.
20. Считать целесообразным направлять начиная с 1988 года часть средств, полученных в
результате проведения всесоюзных коммунистических субботников, на строительство
домов ребенка, детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, загородных дач для дошкольных детских
домов, санаторных детских домов, а также школ-интернатов для детей, имеющих
недостатки в физическом или умственном развитии.
Госстрою СССР,
Советам Министров союзных республик осуществлять строительство новых и
реконструкцию существующих домов ребенка, детских домов и школ-интернатов, а
также загородных дач и санаторных детских домов только по проектам, отвечающим
современным требованиям, с учетом научно-педагогических и медицинских
рекомендаций, климатических, национальных и других особенностей, с обязательным
строительством мастерских и комплексов оздоровительно-реабилитационных объектов
(бассейн, зал лечебной физкультуры, физиотерапевтические и другие кабинеты) для проведения лечебно-оздоровительных мероприятий.
Министерству просвещения СССР,
Министерству здравоохранения СССР, Советам Министров союзных республик,
крайисполкомам и облисполкомам провести в 1987 году инвентаризацию
материально-технической базы домов ребенка, детских домов, школ-интернатов и
при необходимости осуществить в последующие годы пятилетки их ремонт,
реконструкцию, достройку помещений для учебной, спортивной и кружковой работы.
Оборудовать в двенадцатой пятилетке в
каждой школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, кабинет информатики и вычислительной техники, создавать филиалы
станций юных техников, натуралистов, детско-юношеских спортивных школ.
21. Министерству высшего и среднего
специального образования СССР и ЦК ВЛКСМ совместно с Советами Министров союзных
и автономных республик, исполкомами краевых и областных Советов народных
депутатов предусматривать ежегодно начиная с 1988 года
направление студенческих отрядов на строительство, реконструкцию и ремонт домов
ребенка, детских домов и школ-интернатов.
22. Советам Министров союзных республик,
Госагропрому СССР и Министерству просвещения СССР завершить в двенадцатой
пятилетке создание при всех сельских и городских (где для этого имеются
условия) детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, подсобных хозяйств. Предусмотреть первоочередное
снабжение их техникой, посевными материалами, удобрениями, молодняком
продуктивных пород скота и предоставление других льгот для обеспечения развития
этих хозяйств, а также выделение необходимых сельскохозяйственных угодий.
23. Советам Министров союзных и
автономных республик, исполкомам краевых и областных Советов народных
депутатов:
а) обеспечить в двенадцатой пятилетке
каждый дом ребенка, детский дом и школу-интернат микроавтобусом, автобусом, а в
случае необходимости и грузовым автомобилем.
Госплану СССР и Госснабу СССР предусматривать начиная с 1988 года в проектах годовых
государственных планов экономического и социального развития выделение Советам
Министров союзных республик для домов ребенка, детских домов и школ-интернатов
указанного автотранспорта;
б) закрепить за домами ребенка, детскими
домами и школами-интернатами всех типов автотранспортные предприятия общего
пользования для проведения в порядке шефской помощи технического обслуживания и
ремонта автотранспортных средств, принадлежащих этим учреждениям.
24. Госплану СССР,
Госснабу СССР, Министерству торговли СССР, Советам Министров союзных и
автономных республик, исполкомам краевых и областных Советов народных депутатов
выделять ежегодно по внерыночным фондам органам народного образования и
здравоохранения по их заявкам высококачественные и разнообразные ткани, одежду
и обувь, товары культурно-бытового, спортивного назначения и хозяйственного обихода,
мягкий инвентарь, мебель и другое оборудование для домов ребенка, детских домов
и школ-интернатов всех типов.
Министерству торговли СССР, Центросоюзу и
Госбанку СССР совместно с Советами Министров союзных республик обеспечить
совместно продажу в предприятиях розничной торговой сети по безналичному
расчету (без зачета в лимит мелкого опта) по заявкам детских интернатных
учреждений необходимых для них товаров, с включением сумм продажи в розничный
товарооборот.
25. Советам Министров союзных республик,
Министерству торговли СССР, Центросоюзу и Госагропрому СССР улучшить снабжение
домов ребенка, детских домов и школ-интернатов всех типов, других детских
учреждений продуктами питания, в том числе специальными продуктами детского
питания, фруктами и овощами, в соответствии с нормами питания и контингентом
детей.
Установить, что выделяемые колхозами и
совхозами для домов ребенка, детских домов и школ-интернатов, других детских
учреждений продукты питания засчитываются в выполнение государственного плана
закупок.
26. ВЦСПС совместно с
Министерством просвещения СССР, Министерством высшего и среднего специального
образования СССР, Государственным комитетом СССР по
профессионально-техническому образованию, Министерством здравоохранения СССР,
Советами Министров союзных республик и ЦК ВЛКСМ предусмотреть полное
обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
находящихся в детских домах, школах-интернатах, средних
профессионально-технических училищах, высших и средних специальных учебных
заведениях, бесплатными путевками в пионерские лагеря, в том числе санаторного типа, пансионаты и профилактории, дома
отдыха, студенческие спортивно-оздоровительные лагеря, а при наличии
медицинских показаний - в санатории соответствующего профиля. Расходы, связанные
с проездом воспитанников, учащихся и студентов (а при необходимости и
сопровождающих их лиц) до места отдыха в указанных учреждениях и обратно, а
также приобретением в отдельных случаях дополнительных путевок, производить за
счет ассигнований, выделяемых на содержание детских домов, школ-интернатов,
средних профессионально-технических училищ, высших и средних специальных
учебных заведений.
27. В целях дальнейшего улучшения условий жизни воспитанников домов ребенка, детских
домов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в
школах-интернатах всех типов:
а) установить денежную норму расходов на
питание на одного ребенка в день (без учета наценки, выплачиваемой предприятиям
общественного питания) в домах ребенка - 1 руб. 50 коп., для
воспитанников дошкольного возраста - 1 руб. 70 коп., для воспитанников
школьного возраста - 2 рубля (по II торговому поясу). Утвердить нормы питания
согласно Приложению N 1 (кроме домов ребенка).
Нормы питания для детей в домах ребенка
утверждаются Советами Министров союзных республик, а в санаторных интернатных
учреждениях - Министерством здравоохранения СССР и Министерством просвещения
СССР по согласованию с Министерством финансов СССР;
б) утвердить денежные нормы обеспечения
одеждой, обувью и мягким инвентарем воспитанников (включая воспитанников
дошкольного возраста в школах-интернатах) согласно Приложению N 2, а в домах
ребенка - из расчета 230 рублей в год на одного ребенка.
Установить денежную норму расходов на
приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря на ежегодное пополнение в
среднем, на одного воспитанника школьного возраста - 411 рублей, дошкольного
возраста - 287 рублей.
Детям-сиротам и
детям, оставшимся без попечения родителей (в том числе выпускникам
профессионально-технических училищ и средних специальных учебных заведений),
при поступлении в средние профессионально-технические училища, высшие и средние
специальные учебные заведения выдавать комплект новой одежды и обуви (в
пределах 200 рублей), а также денежное пособие в размере 50 рублей.
Дети-сироты и дети,
оставшиеся без попечения родителей (не находящиеся под опекой,
попечительством), при поступлении в средние профессионально-технические
училища, в высшие и средние специальные учебные заведения, а также обучающиеся
в этих учебных заведениях, зачисляются на полное государственное обеспечение и
в период обучения обеспечиваются бесплатно питанием, одеждой, обувью и мягким
инвентарем по денежным нормам, установленным для детей школьного возраста.
Студенты и учащиеся, находящиеся под опекой
(попечительством), обеспечиваются в период учебного процесса бесплатным горячим
питанием из расчета 80 копеек в день на каждого;
в) выдавать
воспитанникам детских домов, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без
попечения родителей, обучавшимся в школах-интернатах всех типов, в средних
профессионально-технических училищах, в высших и средних специальных учебных
заведениях, находившимся на полном государственном обеспечении, при их
трудоустройстве одежду, обувь, мягкий инвентарь и оборудование по перечню
согласно Приложению N 3 из расчета 1140 рублей на человека, а также денежное
пособие на первоначальные расходы в размере 100
рублей.
Госплану СССР, Госснабу СССР и
Министерству торговли СССР предусматривать выделение Советам Министров союзных
республик фондов на одежду, обувь и мягкий инвентарь в соответствии с нормами
обеспечения, утвержденными настоящим Постановлением.
Разрешить Министерству просвещения СССР,
Министерству здравоохранения СССР и Государственному комитету СССР по
профессионально-техническому образованию по мере необходимости вносить по
согласованию с Министерством финансов СССР коррективы в денежные и натуральные
нормы расходов на питание, одежду, мягкий инвентарь с учетом изменения цен.
Указанные нормы и выплаты вводятся с 1
сентября 1987 г.;
г) детям-сиротам и детям, оставшимся без
попечения родителей, находящимся под опекой (попечительством), в период
обучения в общеобразовательной школе выдавать бесплатно школьную, спортивную и
пионерскую формы, а также обеспечивать их завтраками за счет средств фонда
всеобуча. При поступлении их на работу после окончания общеобразовательной
школы, среднего профессионально-технического училища, высшего и среднего
специального учебного заведения выплачивать им за счет средств
предприятия, учреждения, организации единовременное пособие в размере
100 рублей и приобретать необходимую одежду, обувь и другое имущество (в
пределах 300 рублей);
д) разрешить
ректорам вузов, директорам средних профессионально-технических и средних
специальных учебных заведений оплачивать (по нормам служебных командировок) в
период каникул учащимся и студентам из числа детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, суточные расходы за время пребывания в пути и проезд в
те учреждения или семьи, где они воспитывались, за счет ассигнований на
содержание учебных заведений.
Предоставить право
директорам детских домов и школ-интернатов разрешать бывшим воспитанникам из
числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся в
высших, средних специальных учебных заведениях и средних
профессионально-технических училищах, проводить в детском доме или
школе-интернате каникулы с бесплатным проживанием и питанием.
28. Установить с 1 января 1988 г. для
детских домов и школ-интернатов всех типов норму расходов на приобретение
хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг для
библиотек и на культурно-массовую работу - 120 рублей на одного воспитанника в
год.
Выдавать из этих средств детям-сиротам и
детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся в указанных учреждениях,
на личные расходы 24 рубля в год на человека. Поручить Министерству просвещения
СССР по согласованию с Министерством финансов СССР разработать и утвердить
порядок выдачи этим детям денежных сумм на личные расходы.
29. Дети-сироты и дети, оставшиеся без
попечения родителей, после окончания восьми (девяти) или десяти (одиннадцати)
классов общеобразовательной школы, среднего профессионально-технического
училища принимаются в высшие и средние специальные заведения вне конкурса.
При этом учебное заведение обязано
предоставлять указанным учащимся общежитие (жилье).
Ректорам вузов и
директорам средних специальных учебных заведений и средних профессионально-технических
училищ совместно с комсомольскими, профсоюзными организациями и органами
студенческого и ученического самоуправления ежегодно оказывать за счет
стипендиального фонда, а также средств, предусмотренных на содержание этих
учебных заведений, материальную помощь студентам и учащимся из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в размере до 100
рублей.
30. Выдавать учащимся и студентам из
числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зачисленным на
полное государственное обеспечение, не выезжающим в места организованного
отдыха в дни каникул, а также в период болезни, наличные деньги в пределах
установленной денежной нормы на питание с учетом торговой наценки.
Установить учащимся средних
профессионально-технических училищ из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, находящимся на полном государственном обеспечении,
стипендию в размере 30 рублей в месяц.
Выплачивать
детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, обучающимся в
средних профессионально-технических училищах, в период производственного
обучения и производственной практики 100 процентов заработанных ими сумм, а
обучающимся в средних специальных учебных заведениях в период производственной
практики - стипендию независимо от получаемой ими заработной платы.
Порядок материального обеспечения
учащихся и студентов из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей,
предусмотренный настоящим Постановлением и другими решениями Правительства
СССР, распространяется также на учащихся и студентов, оставшихся без родителей
в период обучения в учебном заведении.
31. Партийным,
профсоюзным и комсомольским организациям, руководителям объединений,
предприятий и организаций, совхозов и колхозов, высших и средних специальных учебных
заведений проявлять постоянную заботу о молодых рабочих, колхозниках, студентах
и учащихся - бывших воспитанниках детских домов и школ-интернатов, закреплять
за ними наставников из числа ветеранов труда, передовиков и новаторов
производства, привлекать их к активному участию в общественной жизни, создавать
им условия для профессионального и культурного роста.
Установить, что дети-сироты и дети,
оставшиеся без попечения родителей (а также дети, находившиеся под опекой или
попечительством), по окончании пребывания в детском учреждении или обучении в
среднем профессионально-техническом училище, высшем и среднем специальном
учебном заведении либо по окончании срока службы в Вооруженных Силах СССР
обеспечиваются вне очереди благоустроенным жильем.
32. В целях дальнейшего повышения
эффективности и улучшения условий труда работников домов ребенка, детских домов
и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
дополнительно к ранее установленным льготам:
ввести с 1 сентября 1987 г. для указанных
работников дополнительную оплату за работу в ночное время в размере 35
процентов часовой тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в ночное время;
установить воспитателям, обслуживающему
персоналу, среднему медицинскому персоналу, а также рабочим доплату за
совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания или увеличение
объема выполняемых работ (в том числе за выполнение обязанностей временно
отсутствующего работника) в размере до 50 процентов оклада (ставки) по основной
работе в порядке, предусмотренном действующим законодательством;
установить помощникам воспитателей
дошкольных групп детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, отпуск продолжительностью 24 рабочих дня.
Министерству просвещения СССР по
согласованию с Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам,
Министерством финансов СССР и ВЦСПС по вновь вводимым должностям внести
дополнения в перечень категорий работников, имеющих право на повышение должностных
окладов на 20 процентов.
Распространить
действие подпункта "б" пункта 7 Постановления ЦК КПСС и Совета
Министров СССР от 24 января 1985 г. N 85 "О мерах по улучшению воспитания,
обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, в домах ребенка, детских домах и школах-интернатах" на
инструкторов по труду, а подпункта "г" пункта 7 этого Постановления
на музыкальных руководителей, руководителей кружков, инструкторов по труду, инструкторов по физкультуре детских домов и школ-интернатов
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Государственному комитету СССР по труду и
социальным вопросам совместно с Министерством финансов СССР и ВЦСПС установить условия оплаты труда и продолжительность
очередных отпусков психологам, работающим в детских домах и школах-интернатах
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
33. Советам Министров
союзных республик ввести в штаты исполкомов местных Советов народных депутатов
и органов народного образования инспекторов, а там, где это целесообразно,
группы инспекторов, ответственных за организацию воспитания, обучения и
материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также за
деятельность попечительских советов, в пределах общей численности работников
аппарата управления.
34. ЦСУ СССР совместно с Министерством
просвещения СССР, Министерством здравоохранения СССР и Государственным
комитетом СССР по профессионально-техническому образованию внести необходимые
изменения в формы статистической отчетности с целью усиления контроля
за работой домов ребенка, детских домов и школ-интернатов.
35. Министерству
просвещения СССР, Государственному комитету СССР по профессионально-техническому
образованию и Министерству высшего и среднего специального образования СССР
совместно с Министерством юстиции СССР Министерством финансов СССР и
Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам представить в
3-месячный срок в Совет Министров СССР предложения о внесении в действующее
законодательство изменений, вытекающих из настоящего Постановления.
36. Обязать Мосгорисполком предоставить
до 1 января 1988 г. одно из лучших зданий (площадью не менее 5 тыс. кв. метров)
для размещения центрального аппарата Советского детского фонда имени В.И.
Ленина, а также для осуществления творческой деятельности Фонда.
37. Создать в г. Москве
Научно-исследовательский институт детства Академии педагогических наук СССР и
Советского детского фонда имени В.И. Ленина. Отнести указанный институт к
научно-исследовательским институтам первой категории по оплате труда
работников. Установить численность научных работников института в количестве
150 человек в пределах общей численности работников
институтов Академии педагогических наук СССР. Мосгорисполкому выделить
до 1 января 1988 г. для размещения института помещения полезной площадью не
менее 3 тыс. кв. метров.
* * *
Центральный Комитет
КПСС и Совет Министров СССР выражают уверенность в том, что партийные,
советские, хозяйственные, профсоюзные, комсомольские органы и общественные
организации окружат подлинной заботой и вниманием детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, примут все необходимые меры к улучшению их
воспитания и обучения, обеспечению всестороннего развития, формированию у них
высоких качеств патриотов Советской Родины.
Приложение N 1
к Постановлению ЦК КПСС
и Совета Министров СССР
от 31 июля 1987 г. N 872
НОРМЫ ПИТАНИЯ
ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ, ДЕТЕЙ-СИРОТ
И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,
НАХОДЯЩИХСЯ В ШКОЛАХ-ИНТЕРНАТАХ ВСЕХ ТИПОВ
(граммов в день)
┌───────────────────────────────────┬────────────────────────────┐
│ Наименование продукции │Норма на одного воспитанника│
│ ├──────────────┬─────────────┤
│ │
дошкольного │ школьного
│
│ │ возраста
│ возраста │
├───────────────────────────────────┼──────────────┼─────────────┤
│Хлеб
ржаной │ 60
│ 150 │
│Хлеб
пшеничный │ 100
│ 200 │
│Мука
пшеничная │ 35
│ 35 │
│Мука
картофельная │ 3
│ 3 │
│Крупа,
бобовые, макаронные изделия │
45 │ 75
│
│Картофель │ 300
│ 400 │
│Овощи
и другая зелень │ 400
│ 470 │
│Фрукты
свежие │ 260
│ 250 │
│Соки │ 200
│ 200 │
│Фрукты
сухие │ 10
│ 15 │
│Сахар │ 55
│ 70 │
│Кондитерские
изделия │ 25
│ 25 │
│Кофе │ 2
│ 4 │
│Какао │ 1
│ 2 │
│Чай │ 0,2
│ 0,2 │
│Мясо │ 95
│ 100 │
│Птица │ 25
│ 30 │
│Рыба
и сельдь │ 60
│ 110 │
│Колбасные
изделия │ 10
│ 25 │
│Молоко,
кисломолочные продукты │ 500
│ 500 │
│Творог │ 50
│ 70 │
│Сметана │ 10
│ 10 │
│Сыр │ 10
│ 12 │
│Масло
сливочное │ 35
│ 50 │
│Масло
растительное │ 12
│ 18 │
│Яйцо
(штук) │ 1
│ 1 │
│Специи │ 2
│ 2 │
│Соль │ 8
│ 8 │
│Дрожжи │ 1
│ 1 │
└───────────────────────────────────┴──────────────┴─────────────┘
Примечания. 1. В летний оздоровительный
период (до 90 дней), в воскресные, праздничные и каникулярные дни норма
расходов на питание увеличивается из расчета 20 копеек в день на каждого
человека.
В праздничные и выходные дни в меню
разрешается включать красную рыбу, черную и красную икру, деликатесные сорта
колбас.
2. Разрешается производить замену
отдельных продуктов питания в соответствии с таблицей замены продуктов по
основным пищевым веществам, утвержденной Минздравом СССР по согласованию с
Минфином СССР для детских дошкольных учреждений.
3. При направлении воспитанников детских
домов и школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, для поступления в средние профессионально-технические училища, в
высшие и средние специальные учебные заведения им оплачиваются за счет средств,
выделяемых на содержание детских домов и школ-интернатов, проезд и суточные
расходы по нормам служебных командировок. При этом установленные расходы на
питание для этих воспитанников не производятся.
4. В средних профессионально-технических
училищах и средних специальных учебных заведениях иногородним детям-сиротам и
детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляется бесплатное питание с
момента их прибытия и до зачисления в учебные заведения.
5. При отсутствии горячего питания в
учебных заведениях и общежитиях, а также при наличии только одноразового
горячего питания студентам и учащимся выдаются полностью или частично в
количестве, не компенсированном одноразовым питанием, наличные деньги (с учетом
торговой наценки).
Приложение N 2
к Постановлению ЦК КПСС
и Совета Министров СССР
от 31 июля 1987 г. N 872
НОРМЫ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОДЕЖДОЙ, ОБУВЬЮ И МЯГКИМ ИНВЕНТАРЕМ
ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ, ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ,
ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ
В ШКОЛАХ-ИНТЕРНАТАХ ВСЕХ ТИПОВ (ВКЛЮЧАЯ
ВОСПИТАННИКОВ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, НАХОДЯЩИХСЯ В
ШКОЛАХ-ИНТЕРНАТАХ)
┌──────────────────────────┬─────────┬─────────────┬─────────────┐
│Наименование
одежды, обуви│ Единица │ На одного │ На одного │
│ и мягкого инвентаря │измерения│воспитанника │воспитанника │
│ │ │ школьного
│ дошкольного │
│ │ │ возраста
│ возраста │
│ │ ├─────┬───────┼─────┬───────┤
│ │ │коли-│
срок │коли-│ срок │
│ │ │чест-│
носки │чест-│ носки │
│ │ │во │(годов)│во │(годов)│
├──────────────────────────┼─────────┼─────┼───────┼─────┼───────┤
│Обмундирование │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│Пальто
зимнее │штук │
1 │ 2 │ - │ - │
│ │ │ │ │ │ │
│Пальто
зимнее, шуба │-"- │
- │ - │ 1 │ 2 │
│ │ │ │ │ │ │
│Пальто
демисезонное, │-"- │
1 │ 2 │ 1 │ 2 │
│куртка │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│Школьная
форма │комплек- │ 1 │ 1 │ - │ - │
│ │тов │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│Форма
пионерская │-"- │
1 │ 1 │ - │ - │
│ │ │ │ │ │ │
│Пионерские
галстуки │штук │
2 │ 1 │ - │ - │
│ │ │ │ │ │ │
│Форма
пионерская летняя │комплек- │ 1 │ 1 │ - │ - │
│хлопчатобумажная │тов │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│Рубашки
школьные белые │штук │
2 │ 2 │ - │ - │
│хлопчатобумажные
для │ │ │ │ │ │
│мальчиков │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│Фартуки
к форменному
│ │ │ │ │ │
│платью
для девочек: │ │ │ │ │ │
│ черный │-"- │
1 │ 1 │ - │ - │
│ белый │-"- │
1 │ 1 │ - │ - │
│ │ │ │ │ │
│
│Форма
спортивная и кеды │комплек- │ 2 │ 2 │ - │ - │
│ │тов │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│Костюмы
для мальчиков │-"- │
3 │ 2 │ 3 │ 1 │
│ │ │ │ │ │ │
│Платья
(юбки, блузки) для │штук │ 3 │ 2 │ 3 │ 1 │
│девочек │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│Халаты
домашние для дево- │-"- │ 2 │ 2 │ 2 │ 2 │
│чек │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│Рубашки
верхние хлопчато- │-"- │ 3 │ 1 │ 3 │ 1 │
│бумажные для мальчиков
│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│Платья
шерстяные │-"- │
2 │ 1 │ 2 │ 1 │
│(праздничные) │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│Костюм
шерстяной │комплек- │ 1 │ 1 │ 1 │ 1 │
│(праздничный) │тов │ │ │ │ │
│
│ │ │ │ │ │
│Свитеры
(джемперы) шерстя-│штук │
1 │ 2 │ 2 │ 2 │
│ные │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│Платья летние (празднич-
│-"- │ 2 │ 1 │ 2 │ 1 │
│ные)
│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│Рейтузы
для девочек │-"- │
2 │ 1 │ 2 │ 1 │
│ │ │ │ │ │ │
│Летний
головной убор │-"- │
1 │ 1 │ 1 │ 1 │
│ │ │ │ │ │ │
│Зимний
головной убор │-"- │ 1 │ 2 │ 1 │ 2 │
│ │ │ │ │ │ │
│Воротнички,
манжеты для │комплек- │ 3 │ 1 │ - │ - │
│девочек │тов │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│Носовые
платки │штук │
4 │ 1 │ 4 │ 1 │
│ │ │ │ │ │ │
│Ремень
брючный для мальчи-│-"- │ 1 │ 1 │ - │ - │
│ков │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│Шарф
полушерстяной │-"- │
1 │ 2 │ 1 │ 2 │
│ │ │ │ │ │ │
│Перчатки
(варежки) │пар │
2 │ 1 │ 2 │ 1 │
│ │ │ │ │ │ │
│Нательное
белье │комплек- │ 4 │ 2 │ 5 │ 2 │
│ │тов │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│Пояс
для девочек │штук │
1 │ 1 │ - │ - │
│ │ │ │ │ │ │
│Бюстгальтеры
для девочек │-"- │
3 │ 1 │ - │ - │
│ │ │ │ │ │ │
│Трико
для девочек │-"- │
5 │ 1 │ 5 │ 1 │
│ │ │ │ │ │ │
│Трусы
спортивные сатиновые│-"- │ 2 │ 1 │ 3 │ 1 │
│ │ │ │ │ │ │
│Майки │-"- │
3 │ 1 │ 3 │ 1 │
│ │ │ │ │ │ │
│Чулки,
носки, гольфы хлоп-│пар │
5 │ 1 │ 6 │ 1 │
│чатобумажные │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│Чулки,
носки, гольфы шерс-│-"- │ 2 │ 1 │ 2 │ 1 │
│тяные │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│Ботинки,
туфли (сандалии),│-"- │ 3 │ 1 │ 3 │ 1 │
│кроссовки │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│Тапочки │-"- │
2 │ 1 │ 2 │ 1 │
│ │ │ │ │ │ │
│Валенки (сапоги, ботинки
│-"- │ 1 │ 1 │ 1 │ 1 │
│зимние) │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│Сапоги
резиновые │-"- │
1 │ 2 │ 1 │ 2 │
│ │ │ │ │ │ │
│Галоши │-"- │
- │ - │ 1 │ 2 │
│ │ │ │ │ │ │
│Лыжный
костюм │штук │
1 │ 2 │ 1 │ 2 │
│ │ │ │ │ │ │
│Шапка
спортивная │-"- │
1 │ 2 │ 1 │ 2 │
│ │ │ │ │ │ │
│Ночные
сорочки, пижамы │-"- │
2 │ 1 │ 2 │ 1 │
│ │ │ │ │ │ │
│Колготки │-"- │
5 │ 1 │ 6 │ 1 │
│ │ │ │ │ │ │
│Передники (нагрудники для │-"- │
- │ - │ 2 │ 1 │
│дошкольников) │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│Песочник,
купальник, │-"- │
1 │ 1 │ 1 │ 1 │
│плавки │ │ │
│ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│Шапка
резиновая │-"- │
1 │ 2 │ 1 │ 2 │
│ │ │ │ │ │ │
│Рабочая
одежда │комплек- │ 1 │ 2 │ - │ - │
│ │тов │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│Специальная
одежда │-"- │
1 │ 1 │ - │ - │
│ │ │ │ │ │ │
│Портфели,
сумки │штук │
2 │ 2 │ - │ - │
│ │ │ │ │ │ │
│Чемодан │-"- │
1 │ 5 │ 1 │ 5 │
│ │ │ │ │ │ │
│Мягкий
инвентарь │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│Простыни │штук │
3 │ 2 │ 5 │ 2 │
│ │ │ │ │ │ │
│Пододеяльники │-"- │
2 │ 3 │ 3 │ 3 │
│ │ │ │ │ │ │
│Наволочка
для подушки │-"- │
1 │ 4 │ 1 │ 4 │
│нижняя │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│Наволочки
для подушки │-"- │
3 │ 2 │ 3 │ 2 │
│верхние │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│Полотенца │-"- │
3 │ 2 │ 3 │ 2 │
│ │ │ │ │ │ │
│Полотенца
махровые │-"- │
3 │ 3 │ 3 │ 2 │
│ │ │ │ │ │ │
│Одеяло
шерстяное или │-"- │
1 │ 6 │ 1 │ 6 │
│ватное │ │ │ │ │
│
│ │ │ │ │ │ │
│Одеяло
байковое │-"- │
1 │ 4 │ 1 │ 4 │
│ │ │ │ │ │ │
│Матрац │-"- │
1 │ 4 │ 1 │ 3 │
│ │ │ │ │ │ │
│Подушка
пухо-перовая │-"- │
1 │ 8 │ 1 │ 8 │
│ │ │ │ │ │ │
│Покрывало │-"- │
1 │ 6 │ 1 │ 6 │
│ │ │ │ │ │ │
│Коврик
прикроватный │-"- │
1 │ 4 │ 1 │ 4 │
└──────────────────────────┴─────────┴─────┴───────┴─────┴───────┘
Примечания. 1. Директорам детских домов и
школ-интернатов предоставляется право производить отдельные изменения указанных
норм обеспечения с учетом моды и интересов воспитанников в пределах
ассигнований, выделяемых на эти цели учреждению.
2. Зимними пальто, обувью и головными
уборами воспитанники школ-интернатов и детских домов обеспечиваются в областях
и районах, списки которых утверждаются Советами Министров союзных республик. В
районах, где выдача зимней одежды и обуви не предусмотрена, демисезонное пальто
выдается на один год, а ботинки (туфли) - на 7 месяцев. Совету Министров РСФСР
предоставлено право разрешать выдачу воспитанникам
меховых пальто и обуви взамен шерстяных пальто и валенок. Срок носки мехового
пальто - 3 года и меховой обуви - один год.
Приложение N 3
к Постановлению ЦК КПСС
и Совета Министров СССР
от 31 июля 1987 г. N 872
ПЕРЕЧЕНЬ
ОДЕЖДЫ, ОБУВИ, МЯГКОГО ИНВЕНТАРЯ
И ОБОРУДОВАНИЯ, ВЫДАВАЕМЫХ ВОСПИТАННИКАМ ДЕТСКИХ
ДОМОВ, ДЕТЯМ-СИРОТАМ И ДЕТЯМ, ОСТАВШИМСЯ БЕЗ
ПОПЕЧЕНИЯ
РОДИТЕЛЕЙ, НАХОДИВШИМСЯ
В ШКОЛАХ-ИНТЕРНАТАХ ВСЕХ ТИПОВ,
В СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩАХ,
ВЫСШИХ
И СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ,
ПРИ ИХ ТРУДОУСТРОЙСТВЕ
┌────────────────────────┬──────────┬────────────────────────────┐
│ Наименование одежды, │ Единица │Норма на одного воспитанника│
│обуви,
мягкого инвентаря│измерения ├──────────────┬─────────────┤
│ и оборудования │ │ для юноши
│ для девушки │
├────────────────────────┼──────────┼──────────────┼─────────────┤
│Обмундирование │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Пальто
зимнее │штук │ 1
│ 1 │
│ │ │ │ │
│Пальто
демисезонное, │ │ │ │
│куртка │-"- │ 1
│ 1 │
│ │ │ │ │
│Головной
убор: │ │ │ │
│ зимний │-"- │ 1
│ 1 │
│ осенний │-"- │ 1
│ 1 │
│ │ │ │ │
│Шарф
теплый │-"- │ 1
│ 1 │
│ │ │ │ │
│Перчатки
(варежки) │пар │ 1
│ 1 │
│ │ │ │ │
│Обувь: │ │ │ │
│ осенняя │-"- │ 1
│ 1 │
│ летняя │-"- │ 1
│ 1 │
│ зимняя утепленная │-"- │ 1
│ 1 │
│ тапочки │-"- │ 1
│ 1 │
│ │ │ │ │
│Нательное
белье │комплектов│ 2
│ - │
│ │ │ │ │
│Комбинации │штук │ -
│ 2 │
│ │ │ │ │
│Ночная
рубашка │-"- │ -
│ 1 │
│ │ │ │ │
│Бюстгальтеры │-"- │ -
│ 2 │
│ │ │ │ │
│Колготки │-"- │ -
│ 2 │
│ │ │ │ │
│Трико │-"- │ -
│ 2 │
│ │ │ │ │
│Костюм
или платье празд-│ │ │ │
│ничные
│-"- │ 1
│ 1 │
│ │ │ │ │
│Костюм
спортивный │ │ │ │
│(полушерстяной) │-"- │ 1
│ 1 │
│ │ │ │ │
│Блуза
шелковая │-"- │ -
│ 1 │
│ │ │ │ │
│Рубашка
мужская празд- │ │ │ │
│ничная │-"- │ 1
│ - │
│ │ │ │ │
│Сарафан или юбка шерстя-│ │ │ │
│ные │штук │ -
│ 1 │
│ │ │ │ │
│Брюки
шерстяные │-"- │ 1
│ - │
│ │ │ │ │
│Рубашка
(блуза) верхняя │ │ │ │
│(хлопчатобумажная) │-"- │ 1
│ 1 │
│ │ │ │ │
│Платье
или костюм │ │ │ │
│(хлопчатобумажные) │-"- │ 1
│ 1 │
│ │ │ │ │
│Жакет
или джемпер │-"- │ 1
│ 1 │
│ │ │ │ │
│Носовые
платки │-"- │ 2
│ 2 │
│ │ │ │ │
│Носки,
гольфы │пар │ 2
│ 2 │
│ │ │ │ │
│Портфель,
сумка │штук │ 1
│ 1 │
│ │ │ │ │
│Чемодан │-"- │ 1
│ 1 │
│ │ │ │ │
│Мягкий
инвентарь │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Полотенце
вафельное или │ │ │ │
│льняное
│штук │ 1
│ 1 │
│ │ │ │ │
│Полотенце
махровое │-"- │ 1
│ 1 │
│ │ │ │ │
│Наволочка
для подушки │ │ │ │
│нижняя │-"- │ 1
│ 1 │
│ │ │ │ │
│Наволочки
для подушки │ │ │ │
│верхние │-"- │ 2
│ 2 │
│ │ │ │ │
│Одеяло
шерстяное │-"- │ 1
│ 1 │
│ │ │ │ │
│Простыни │-"- │ 2
│ 2 │
│ │ │ │ │
│Пододеяльники │-"- │ 2
│ 2 │
│ │ │ │ │
│Покрывало │-"- │ 1
│ 1 │
│ │ │ │ │
│Оборудование │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Матрац
ватный │штук │ 1
│ 1 │
│ │ │ │ │
│Подушка │-"- │ 1
│ 1 │
│ │ │ │ │
│Кровать │-"- │ 1
│ 1 │
│ │ │ │ │
│Тумбочка │-"- │ 1
│ 1 │
│ │ │ │ │
│Стол │-"- │ 1
│ 1 │
│ │ │ │ │
│Стулья │-"- │ 2
│ 2 │
│ │ │ │ │
│Шторы
на окна │пар │ 1
│ 1 │
└────────────────────────┴──────────┴──────────────┴─────────────┘