Утверждаю
Заместитель Главного
государственного
санитарного врача СССР
А.М.СКЛЯРОВ
23 августа 1987 г. N 4420-87
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА ШКОЛЬНИКОВ
ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБУЧЕНИИ НА САМОХОДНЫХ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИНАХ И ТРАКТОРАХ
1. Общая часть
Реформа общеобразовательной и
профессиональной школы предусматривает введение обязательного профессионального
обучения школьников старших классов и широкое привлечение их к общественно
полезному производительному труду. Одной из распространенных профессий
сельского хозяйства, по которой
ведется широкая подготовка учащихся как в системе профтехобразования,
так и в общеобразовательной школе, является профессия механизатора широкого
профиля.
Гигиенические условия и режим обучения
учащихся, осваивающих профессию механизатора в средних сельских ПТУ по
1-годичной и 3-летней программе, предусмотрены Методическими рекомендациями
"Совершенствование условий обучения и воспитания учащихся средних профтехучилищ",
Л., 1985. В общеобразовательной школе подготовка по указанной профессии
рассчитана на учащихся VIII - XI классов. Ряд организационных и режимных
моментов при обучении в работе старшеклассников на самоходной
сельскохозяйственной технике в составе ученических производственных бригад,
учитывая тяжесть и напряженность труда механизаторов и
несоответствие современной сельскохозяйственной техники нормативным
требованиям, нуждается в гигиенической регламентации. Учет гигиенических
рекомендаций будет способствовать повышению безопасности работ, сохранению и
укреплению здоровья учащихся.
2.
Санитарно-гигиенические требования к организации
профессионального обучения и труда школьников
2.1. Общие
положения по организации профессиональной
подготовки школьников
В соответствии с Программой
профессионального обучения учащихся VIII - XI (XII) классов в структуре учебной
недели выделяется 1 день на профессиональную подготовку.
Подготовка учащихся к работе на тракторах
и другой самоходной сельскохозяйственной технике начинается с проведения
теоретических и лабораторно-практических занятий.
Места и условия проведения
теоретических и лабораторно-практических занятий должны соответствовать
гигиеническим требованиям, предъявляемым к учебным школьным мастерским
(микроклимат, освещенность, соблюдение требований техники безопасности и личной
гигиены).
Режим занятий в дни профессионального
обучения должен быть аналогичен структуре обычного учебного дня в школе:
продолжительность уроков 45 мин. с 10 минутными переменами между ними: после
4-го урока - большая перемена 25 - 30 мин. для обеда.
Для учащихся IX (X) классов <*>
дополнительно (сверх учебного плана) отводится 20 часов для индивидуального
обучения отдельным элементам вождения тракторов, комбайнов и машинно-тракторных
агрегатов с ограничением времени вождения в пределах 0,5 - 1,0 часа на
протяжении учебного дня. Индивидуальное обучение учащихся вождению трактора
осуществляется квалифицированным специалистом.
После окончания
учебного года учащиеся IX (X) классов <*> проходят трудовую практику в
течение 20 дней на самоходной сельскохозяйственной технике ("Положение об
ученической производственной бригаде в колхозе, совхозе", утв. Приказом Минпроса СССР от 11.05.1985 N 82), работая не более 4-х
часов в день под руководством наставников и при условии строгого соблюдения
правил по технике безопасности и санитарно-гигиенических норм. В указанном документе предусматривается возможность работы учащихся,
достигших 16-летнего возраста, после окончания трудовой практики в составе
ученических бригад на тех же условиях. Причем работа в период каникул должна
оканчиваться не позднее 15 августа в соответствии с Постановлением Госкомитета
СССР по труду и социальным вопросам от 1 июля 1985 г. N 210/14-51.
--------------------------------
<*> С 1989 - 1990 гг. - X (XI) кл.
2.2.
Санитарно-гигиенические требования к технике
В период освоения профессии механизатора
сельского хозяйства учащиеся могут подвергаться воздействию комплекса
неблагоприятных факторов. При изучении материальной части машины, приемов
запуска и регулировки двигателей в воздух учебных помещений могут поступать
выхлопные газы, нередко параметры микроклимата не соответствуют гигиеническим
требованиям.
При освоении приемов вождения и
выполнения различных технологических операций (предпосевная обработка почвы,
уход за посевами, уборка урожая и др.) имеет место
наиболее выраженное воздействие на организм работающих таких производственных
факторов, как шум, вибрация, неблагоприятный микроклимат, пыль, токсические
вещества, а также психоэмоциональное, физическое напряжение. Уровень указанных
факторов и степень их воздействия определяется типом, техническим состоянием
машин, видом выполняемых работ. Уровень звука на различных типах современных
машин находится в пределах 84 - 106 дБА, общей
вибрации - 91 - 122 дБА, что нередко превышает
нормативные требования для взрослых. Усилия на рычаги ручного управления
составляют 30 - 90 Н, ножного - до 150 Н, нередко превышая нормативы для
взрослых. Количество рабочих движений, например, при пахоте, обработке посевов
и др. достигает 50 - 65 в мин.
Несовершенство системы обогрева и
кондиционирования кабин может приводить к перегреванию и переохлаждению
организма работающих. При выполнении полевых работ воздух рабочей зоны
механизатора интенсивно загрязняется пылью.
С целью предупреждения неблагоприятного
воздействия на организм учащихся комплекса профессионально-производственных
факторов для обучения и работы учащихся необходимо выделять технику с наиболее
благоприятными гигиеническими и эргономическими характеристиками при строгой
регламентации режима труда и отдыха.
Категорически запрещается использовать
для обучения и работы подростков сельскохозяйственные машины, оборудованные для
применения средств химической защиты растений.
Рекомендуется использовать
преимущественно гусеничные типы машин: тракторы ДТ-75М, Т-70С, Т-54С, комбайны
СК-5, СК-6, ПС-6, ПСКУ-6. В условиях жаркого климата возможны
обучение и работа на колесных тракторах МТЗ-80/82, Т-28Х4М. При этом
рекомендуемые машины должны отвечать требованиям "Санитарных правил по
устройству тракторов и сельскохозяйственных машин" 4282-87 от 28.04.87,
которые распространяются не только на новые машины, но и на выходящие после
капитального ремонта.
При обучении и работе на тракторах
девушек следует, учитывая повышенную чувствительность женского организма,
выделять для них технику с характеристиками, отвечающими нормативным
требованиям.
Тракторы и самоходные машины должны
снабжаться термосами для питьевой воды, емкостью не менее 3 л на человека,
аптечкой первой помощи, инструментальным ящиком и ящиком для личных вещей
персонала.
Инструкции по эксплуатации машин должны
содержать сведения о правилах пользования средствами по оздоровлению условий
труда (воздухоохладители, кондиционеры, амортизационные подвески сидений и
др.).
Сиденья вместе со спинками и
подлокотниками должны быть регулируемыми по росту и массе водителя-оператора:
по высоте - на величину +/- 40 мм; в горизонтальной плоскости (в передне-заднем
направлении) - на величину +/- 75 мм, по глубине подушки передвижением спинки
на +/- 20 мм и по массе водителя от 60 до 120 кг. Спинка должна иметь угловое
перемещение назад от вертикали до 15°. Высота подлокотников от плоскости
подушки должна быть регулируемой, в пределах +/- 20 мм.
Температура воздуха
в кабинах в холодный и переходный период должна быть не ниже +14 °C и не выше
+21 °C, при относительной влажности 75 - 30% и скорости движения воздуха до 0,3
м/с. В теплый период температура воздуха в кабине не должна больше чем на 3 °C
превышать температуру наружного воздуха. Верхним
пределом допустимой является температура 28 °C при относительной влажности 60 -
30% и скорости движения воздуха до 0,8 м/с. Перепад температуры воздуха по
вертикали - не более 4 °C.
При локализованной подаче воздуха на тело
оператора (воздушное душирование) разрешается
повышение температуры воздуха в кабине: до 29 °C при скорости воздушного потока
0,9 - 1,2 м/с; до 30 °C при скорости потока 1,3 - 1,6
м/с и до 31 °C при скорости
потока 1,7 - 2,0 м/с. Температура в центре душирующего
потока должна быть ниже температуры воздуха в кабине не более чем на 5 °C.
При воздушном душировании подача воздуха на рабочее место должна
осуществляться сверху спереди на грудь оператора.
В районах со средней расчетной
температурой наружного воздуха (Т ср.) в 13 ч самого жаркого месяца 26 - 30 °C
допускается температура воздуха в кабинах до 31 °C, при Т
ср. выше 30° - до 33 °C. Величины Т ср. принимаются по
СНиП II-А.6-72.
Для районов с высокой влажностью
наружного воздуха, а также при применении воздухоохладителей допускается
повышение относительной влажности в кабине на 10%.
Температура внутренних поверхностей
кабины в холодный период не должна быть более чем на 3° ниже температуры
воздуха в кабине, в теплый период - не выше 35 °C, за исключением стекол.
Кабины должны снабжаться устройствами для
улавливания и отведения пыли, сблокированными с основным оборудованием и
обеспечивающими предельно допустимые концентрации пыли в зоне дыхания работающих. Системы вентиляции кабин должны обеспечивать
предварительную очистку подаваемого воздуха от пыли, возможность
бесступенчатого регулирования температуры, скорости и направления воздушного
потока.
Фильтры системы очистки воздуха от пыли
должны устанавливаться снаружи кабины, легко заменяться, очищаться и
обеспечивать требуемую степень очистки воздуха в течение рабочей смены.
Учебный трактор должен быть оборудован
дублирующим управлением. На тракторах и комбайнах с одноместной кабиной
практические занятия должны проводиться на ровной площадке полигона на
ограниченных скоростных передачах, при постоянном присутствии преподавателя или
инструктора из числа опытных механизаторов хозяйства.
Перед началом индивидуального
практического вождения учащимся необходимо напомнить безопасные приемы посадки
и выхода из кабины, запуска двигателя и выполнения отдельных элементов в
процессе движения. До начала работ следует убедиться в исправности машины,
защитных ограждений, сигнализации.
Передача управления самоходной
сельскохозяйственной техникой другому учащемуся должна проводиться инструктором
только в установленном месте и при полной остановке машины.
2.3. Организация
условий производственной практики
и труда учащихся УПБ
Производственная практика и работа
учащихся на сельскохозяйственных машинах должна проводиться в условиях
ученических производственных бригад (УПБ) как отдельного структурного
подразделения хозяйства, где возможна более полная реализация гигиенических
требований.
Производственные базы для размещения УПБ
должны быть согласованы с санитарно-эпидемиологической станцией.
При удалении мест работы от места
проживания на расстояние 3 и более км необходимо
организовать доставку учащихся к месту работы и обратно на специально
оборудованном транспорте для перевозки людей. При удалении мест работы на 10 и
более км целесообразно оборудование полевых станов для
проживания учащихся и руководителей бригады.
Территория полевого стана УПБ должна быть
разделена на две зоны: производственную и жилую. В жилой зоне должны быть
помещения для проживания, приготовления и приема пищи, отдыха (красный уголок),
умывальник, туалет, спортплощадка.
В производственной зоне оборудуется
площадка с твердым покрытием, смотровой ямой для проведения технического ухода
и мелких ремонтных работ.
Заправка машин топливом должна
проводиться автоматическими или ручными насосами. При их отсутствии емкости с
горючим необходимо располагать на возвышении, обеспечивая его самотек в баки
машин.
Полевой стан должен быть обеспечен
доброкачественной водой для питьевых и хозяйственных нужд, средствами оказания
первой медицинской помощи. При работе в поле каждый агрегат обеспечивается
питьевой водой, медицинской аптечкой.
При выполнении полевых работ в условиях
высокой температуры наружного воздуха (30 и более градусов C) учащиеся должны
быть обеспечены достаточным количеством минерализованных витаминизированных
напитков (чай, компот, кисломолочные напитки и т.п.).
Личную ответственность за организацию
УПБ, обеспечение гигиенических условий и режима труда, спецодеждой, спецобувью, средствами индивидуальной защиты несут
директора школ и руководители хозяйств.
2.4. Режим труда и
отдыха школьников УПБ
В связи с указанными выше особенностями
труда на самоходной сельскохозяйственной технике при организации
производственной практики учащихся необходимо использовать на менее напряженных
видах работ - пахота, боронование, обработка паров, косовица зерновых на свал.
Не допускается привлечение учащихся ко
всем видам транспортных работ, при протравливании зерна, обработке посевов
пестицидами и работам в темное время суток.
При работе на обработанных полях
необходимо строго соблюдать сроки выхода для проведения механизированных работ
по уходу за растениями, предусмотренные в приложении N 12 "Списка
химических и биологических средств борьбы с вредителями, болезнями растений и
сорняками и регуляторами роста растений, разрешенными для применения в сельском
хозяйстве, на 1986 - 1990 годы".
Время непосредственной работы на
сельскохозяйственных машинах для 16-летних подростков не должно превышать 4
часов при 6-часовом рабочем дне, 17-летних - 6 часов.
Работу подростков-механизаторов следует
организовать в одну смену (утреннюю), не рекомендуется начинать работу ранее 8
часов утра. В наиболее напряженные периоды сельскохозяйственных работ - в две
смены в светлое время суток. На время выполнения полевых работ за каждой
машиной (трактором, комбайном) закрепляется два учащихся. Рекомендуется использовать
режим с "подменой" в течение рабочей смены через два часа работы. При
этом через каждые 50 мин. работы на тракторе необходим 10-минутный перерыв на
отдых. Во время перерывов учащиеся должны отдыхать вне кабины машины, выполнив
несколько физических упражнений (Приложение 1).
В условиях жаркого климата, с целью
предупреждения перегревания, работу подростков необходимо организовать в
утренние и вечерние часы суток с перерывом в часы наиболее высокой инсоляции.
Продолжительность непосредственной работы на сельскохозяйственных машинах в
особо жаркий период (температура воздуха более 33 °C) для 16-летних подростков
должна составлять не более 3 часов, для 17-летних - не более 4 часов.
Большое значение в режиме дня учащихся в
период производственной практики имеет рациональное питание. Общая калорийность
пищи должна составлять не менее 4000 калорий в сутки при четырехразовом питании
со следующим распределением калорий: завтрак - 25%, второй завтрак (полдник) -
10%, обед - 40%, ужин - 25%. Перерывы между приемами пищи не должны превышать 4
часов.
В свободное от работы время необходимо
организовать спортивные занятия и другие виды культурного отдыха.
3.
Медико-физиологическая профессиональная
консультация и организация медицинского
обслуживания
школьников, осваивающих профессию механизаторов
сельского хозяйства
В связи с
вышеуказанными особенностями трудового процесса и возможностью воздействия на
работающих комплекса производственных факторов при проведении профориентационной работы в школе врач и педагог-профориентатор должны обратить внимание учащихся, что на
профессию могут быть отобраны только здоровые подростки, не имеющие выраженных
отклонений функционального характера и, тем более, хронической патологии. Допускается прием лиц, имеющих незначительные функциональные
нарушения (нерезко выраженное плоскостопие,
гипертрофия небных миндалин, невыраженные нарушения осанки,
экзогенно-конституциональное ожирение I - II степени и т.п.). Отбор подростков
осуществляется по результатам комплексного углубленного медицинского осмотра и
в соответствии с Перечнем медицинских противопоказаний (сб. 9, утв. Миздравом СССР 1 августа 1985 г., Госпрофобром
СССР 15 ноября 1985 г.).
При осмотре
основное внимание должно быть уделено состоянию опорно-двигательного аппарата,
сердечно-сосудистой и центральной нервной систем, органам дыхания и
пищеварения, слуховому и зрительному анализаторам. При осмотре девушек обязательно включение в состав комиссии
гинеколога. Особое внимание следует обратить на состояние менструальной
функции, выраженные нарушения которой препятствуют отбору на данную профессию.
Успешность освоения профессии здоровым
подростком и дальнейшей работы в ней во многом зависят от соответствия индивидуальных
психофизиологических особенностей организма требованиям избранной профессии.
Профессия механизатора предъявляет
повышенные требования к уровню физической подготовленности, выносливости к
статическим и динамическим нагрузкам, к способности длительно поддерживать
высокий уровень внимания и свойству быстрого переключения внимания. Высокие
требования предъявляются к функциональному состоянию слухового и зрительного
анализаторов (высокая способность к быстрому восприятию сигналов), к уровню
координации и быстроте реакций.
Перед началом практических занятий по
овладению навыками вождения самоходными сельскохозяйственными машинами, а также
полевых работ в составе УПБ учащиеся должны быть осмотрены медицинскими
работниками (подростковым врачом, фельдшером).
В период полевых работ должен быть
обеспечен систематический контроль за гигиеническими
условиями труда и быта, самочувствием и здоровьем учащихся.
Подростки, у которых в процессе обучения
и работы выявились симптомы вегетососудистой дистонии, должны быть взяты на
диспансерный учет с обязательным динамическим измерением артериального
давления. При отсутствии нормализации АД подросток направляется в ЦРБ на
консультацию специалистов. Диспансерному наблюдению также подлежат девушки, у
которых в период освоения профессии появились нарушения менструального цикла.
Приложение 1
Упражнение 1.
Для мышц верхних конечностей
(сгибание, разгибание, вращение в
нескольких плоскостях)
проделать 7 - 8 раз.
Упражнение 2.
Для мышц нижних конечностей
(прыжки на
правой, на левой ноге, приседание)
проделать 8 - 10 раз.
Упражнение 3.
Для мышц туловища
(наклоны вперед, в стороны,
повороты направо и налево)
по 5 - 6 раз.
Упражнение 4.
"Стряхнуть" руки, ноги, попрыгать на левой и правой ноге,
как можно более расслабиться.