СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 августа 1987 г. N 356
О МЕРАХ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
ПОСТАНОВЛЕНИЯ ЦК КПСС И СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР
ОТ 17 ИЮЛЯ 1987 Г. N 820 "ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ
ПЕРЕСТРОЙКИ СИСТЕМЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ
НОВОГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА"
Центральный Комитет
КПСС и Совет Министров СССР в Постановлении от 17 июля 1987 г. N 820 (СП СССР,
1987, N 36, ст. 120) отметили, что в соответствии с решениями XXVII съезда партии
и июньского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС по коренной перестройке управления
экономикой необходимо осуществить радикальную реформу ценообразования и
превратить цены в действенный инструмент ускорения социально - экономического
развития, повышения эффективности
общественного производства, широкого использования экономических
методов управления, укрепления хозяйственного расчета.
Действующая система ценообразования
сложилась в условиях экстенсивного развития экономики, в ней накопились крупные
недостатки и диспропорции, которые привели к снижению роли цены как одного из
активных экономических рычагов в руководстве народным хозяйством. Цены на
практике выполняли в основном учетно - расчетные функции, не создавали условия
для улучшения хозяйственного механизма, повышения эффективности производства и
ресурсосбережения.
Цены на многие виды продукции не отражают
общественно необходимых затрат на их производство и реализацию, не полностью
учитывают потребительские свойства и качество изделий, не оказывают регулирующего
воздействия на сбалансированность спроса и предложения. Они оказывают крайне
слабое воздействие на повышение качества продукции, ускорение научно -
технического прогресса и обновление производственных фондов, недостаточно
эффективно применяются для стимулирования достижения высоких конечных
результатов предприятий и объединений.
Сложившийся подход к ценообразованию в
значительной мере основывается на принципе совмещения индивидуальных затрат
предприятий и позволяет им получать прибыль, не зависящую от эффективности
хозяйствования. Это создает возможность и прямую заинтересованность в завышении
цен, условия для увеличения стоимостных объемов и улучшения оценочных
показателей без реального роста продукции и эффективности и производства,
тормозит реализацию курса на проведение режима экономии.
Был нарушен принцип управления системой
цен как единым целым, допускались серьезные несоответствия в уровне оптовых,
закупочных и розничных цен на многие виды продукции, тарифов на услуги, что
приводило к необоснованным противоречиям между общегосударственными и
хозрасчетными интересами объединений и предприятий.
Экономически неоправданные подходы к
ценообразованию привели к возникновению, быстрому росту дотаций на производство
и реализацию самых различных видов продуктов и услуг.
Значительные перекосы сложились в уровне
розничных цен на промышленные и продовольственные товары. Это явилось одной из
существенных причин диспропорции между спросом и предложением на рынке товаров
и услуг, образования убыточности в народном хозяйстве, искусственного дефицита
одних товаров, ограничения спроса на другие и реализации ряда товаров по
непомерно высоким ценам, порождало негативные явления в сфере обращения и
снижение покупательной способности рубля.
Система цен формировалась в значительной
мере в отрыве от уровня мировых цен, не учитывала экономические интересы страны
в эффективном использовании международного разделения труда и преимуществ
социалистической экономической интеграции стран - членов СЭВ, что затрудняло
правильную оценку эффективности внешнеэкономических связей и искажало их
действительные результаты.
Государственный комитет СССР по ценам,
указывается в Постановлении, и его органы на местах не проводили линию на
усиление роли цен и тарифов в управлении экономикой и совершенствовании
хозяйственного механизма и сосредоточивали свою деятельность на решении
второстепенных задач.
В практике ценообразования сложилась
необоснованная централизация в установлении цен и тарифов на подавляющее
большинство видов продукции, товаров и услуг. Такой подход фактически отстранял
потребителей от процесса ценообразования, снижал требования к производителю
продукции, порождал бюрократизм и медлительность в установлении цен,
безответственное отношение к их разработке со стороны многих министерств и
ведомств, а также многочисленные факты утверждения необоснованного уровня цен и
нарушений государственной дисциплины их применения.
В новых условиях хозяйствования
необходимо решительно покончить с недооценкой роли ценообразования в управлении
народным хозяйством.
В целях приведения системы цен в РСФСР в
соответствие с современными требованиями развития народного хозяйства
республики, превращения ценообразования в действенный рычаг реализации
экономической и социальной политики партии и во исполнение Постановление ЦК
КПСС и Совета Министров СССР от 17 июля 1987 г. N 820 Совет Министров РСФСР
постановляет:
1. Государственному комитету РСФСР по
ценам Госплану РСФСР, Госстрою РСФСР, Росагропрому
РСФСР, Министерству финансов РСФСР с участием заинтересованных министерств и
ведомств, Советов Министров автономных республик, крайисполкомов,
облисполкомов, Московского и Ленинградского горисполкомов разработать и
представить в Совет Министров РСФСР предложения о пересмотре цен, утвержденных в РСФСР.
2. Государственному комитету РСФСР по
ценам и его органам на местах:
коренным образом перестроить стиль и
методы работы органов ценообразования РСФСР в соответствии с новыми условиями
хозяйствования. Решительно покончить с формализмом и бюрократизмом в практике
рассмотрения и утверждения цен, в большей мере опираться на научно -
экономические и инженерные обоснования, твердо противодействовать любым
попыткам ведомственного и местнического подхода в решении вопросов
ценообразования;
осуществить комплексное совершенствование
системы цен в РСФСР, усилить взаимосвязь цен с мерами по перестройке
хозяйственного механизма, существенно улучшить методологическую и аналитическую
работу, повысить ответственность и оперативность в решении вопросов
ценообразования в полном соответствии с требованиями Закона СССР о
государственном предприятии (объединении);
обеспечить демократизацию процесса
ценообразования в республике на основе соблюдения единых общегосударственных
требований к формированию цен, более гибкое сочетание централизованных начал в
их установлении с расширением прав министерств и ведомств РСФСР, Советов
Министров автономных республик, крайисполкомов, облисполкомов, Московского и
Ленинградского горисполкомов, объединений предприятий и организаций в
определении цен и тарифов;
создавать условия для развития новых
прогрессивных методов хозяйствования, расширения социалистической
предприимчивости и повышения экономической ответственности объединений,
предприятий и организаций за достижение высоких конечных результатов
деятельности;
поднять на качественно новый уровень
работу по контролю за обоснованностью установления и
правильностью применения цен в народном хозяйстве РСФСР, создать в республике
единую государственную систему контроля цен и поставить ее на регулярную
плановую основу, улучшить координацию деятельности с общественными
организациями в вопросах контроля за соблюдением государственной дисциплины
цен;
существенно изменить методы контрольной
работы путем проведения глубокого социально - экономического анализа процессов
формирования цен в РСФСР, их динамики и изменения структуры;
принять меры по укреплению кадрового
состава и улучшению всей системы повышения квалификации работников.
3. Государственному комитету РСФСР по
ценам в соответствии с новыми задачами и функциями пересмотреть организационную
структуру центрального аппарата, при этом существенно повысить роль сводных
экономических подразделений по народнохозяйственным комплексам, упразднить
узкоспециализированные отделы и внести необходимые предложения в Совет
Министров РСФСР.
4. Государственному комитету РСФСР по
ценам обеспечить в своей деятельности тесную взаимосвязь с другими республиканскими
экономическими ведомствами. Представить в Совет Министров РСФСР согласованные
предложения о включении в состав Комитета в качестве его членов представителей
Госплана РСФСР, Министерства финансов РСФСР, Госкомстата РСФСР и ВЦСПС.
5. Министерствам и ведомствам
РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам,
Московскому и Ленинградскому горисполкомам, руководствуясь решением июньского
(1987 г.) Пленума ЦК КПСС, обеспечить четкую организацию работы по перестройке
системы цен, утвержденных в РСФСР, повышению их роли в хозяйственном механизме,
превращению цен в активный инструмент осуществления экономической стратегии
партии. Широко разъяснять содержание и значение мер в области
совершенствования ценообразования.
Пункт 6 не приводится, как
воспроизводящий нормы Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 июля
1987 г. N 820 "Об основных направлениях перестройки системы
ценообразования в условиях нового хозяйственного механизма".