СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 сентября 1987 г. N 387
О ПЕРЕСТРОЙКЕ МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОССНАБА РСФСР
В НОВЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
Центральный Комитет
КПСС и Совет Министров СССР в Постановлении от 17 июля 1987 г. N 818 "О
перестройке материально - технического обеспечения и деятельности Госснаба СССР
в новых условиях хозяйствования" (СП СССР, 1987, N 35, ст. 118) отметили,
что реализация решений XXVII съезда партии и июньского (1987 г.) Пленума ЦК
КПСС о радикальной реформе управления экономикой требует коренной перестройки
материально - технического
обеспечения, которое должно стать органической частью целостной системы
управления народным хозяйством и обеспечивать эффективное и устойчивое развитие
всей экономики, каждого объединения и предприятия, рациональное использование
материальных ресурсов.
Действующая система снабжения и сбыта не
отвечает возросшим требованиям развития народного хозяйства, громоздка и
консервативна, пришла в противоречие с задачами по повышению эффективности
производства.
Планирование и распределение материальных
ресурсов чрезмерно централизованы, усложнены и не обеспечивают необходимой
сбалансированности производства и потребления. В этих условиях тормозится
развитие подлинно хозрасчетных отношений между изготовителями и потребителями,
гибких форм снабжения, оперативное решение вопросов материально - технического
обеспечения.
Не получили широкого применения прямые
длительные хозяйственные связи между предприятиями, они устанавливаются сверху,
часто нарушаются и во многом носят формальный характер. Принижена роль
договоров в установлении и углублении хозяйственных связей. Они не стали
действенным инструментом формирования планов, исходя из конкретных заказов
потребителей, обеспечения сбалансированности производства и потребления.
Не получила развития такая прогрессивная
форма материально - технического обеспечения, как оптовая торговля. В
результате производство недостаточно сориентировано на удовлетворение
конкретного спроса, значительные объемы материальных ресурсов расходуются на
выпуск продукции, не удовлетворяющей покупателей.
Сложившаяся система снабжения не нацелена
на ресурсосбережение и более полное использование вторичного сырья. Не
обеспечивается эффективное управление материальными запасами, в которые
предприятиями необоснованно отвлечено из хозяйственного оборота значительное
количество ресурсов. В то же время органы Госснаба СССР не располагают достаточными
материальными резервами для обеспечения стабильной работы народного хозяйства.
В Постановлении ЦК КПСС и Совета
Министров СССР от 17 июля 1987 г. N 818 отмечается, что Госснаб СССР не уделял
необходимого внимания совершенствованию хозяйственного механизма, опирался
преимущественно на административные методы управления, недостаточно использовал
хозрасчетные принципы в организации своей деятельности. Территориальные органы
Госснаба СССР не выступают в качестве важнейшего звена в системе обеспечения потребителей
материальными ресурсами. Они слабо защищают интересы потребителей от диктата
производителя. Действует много неэффективных ведомственных снабженческо
- сбытовых контор и баз, дублирующих работу органов Госснаба СССР и
отвлекающих большое количество рабочей силы. Научно - исследовательские
институты Госснаба СССР не проводят необходимых разработок в области новейших
форм и методов организации материально - технического обеспечения народного
хозяйства, работают с низкой эффективностью. Коренная перестройка системы
материально - технического обеспечения, решительное устранение имеющихся
недостатков, приведение ее в соответствие с новыми требованиями являются
необходимым условием повышения действенности всего руководства народным
хозяйством.
Во исполнение Постановления ЦК КПСС и
Совета Министров СССР от 17 июля 1987 г. N 818 Совет Министров РСФСР
постановляет:
1. Считать важнейшей народнохозяйственной
задачей создание эффективной и мобильной системы материально - технического
обеспечения для последовательной реализации курса партии на ускорение социально
- экономического развития страны, при этом осуществить решительный переход в
течение 4 - 5 лет от централизованного фондирования материальных ресурсов и
прикрепления потребителей к поставщикам - к оптовой торговле средствами
производства. Установить, что реализация средств производства,
имеющих особо важное народнохозяйственное значение, осуществляется по лимитам.
Радикально изменить формы и методы
организации материально - технического обеспечения, создать условия для
эффективной деятельности предприятий на принципах хозяйственного расчета и
самофинансирования и привести их в полное соответствие с положениями Закона
СССР о государственном предприятии (объединении).
Система снабжения материальными ресурсами
должна обеспечивать приоритет потребителя в хозяйственных отношениях, создавать
условия для повышения сбалансированности материальных ресурсов и воздействовать
на производство и потребление с целью снижения затрат и повышения
потребительских свойств продукции.
Основные принципы перестройки материально -
технического обеспечения
2. Положить в основу перестройки
материально - технического обеспечения решительный переход от централизованного
фондирования материальных ресурсов и прикрепления потребителей к поставщикам на
оптовую торговлю средствами производства, рациональное сочетание
централизованных начал с широким развитием демократических принципов
организации материально - технического обеспечения. Усилить заинтересованность
и ответственность всех звеньев народного хозяйства за полное и своевременное
удовлетворение потребности общественного производства. Исходить из того, что
система материально - технического обеспечения включает в себя:
оптовую торговлю средствами производства;
централизованное распределение
материальных ресурсов.
Оптовая торговля средствами производства
как перспективная и прогрессивная форма материально - технического обеспечения
осуществляется по заказам потребителей без лимитов и фондов. Она наиболее полно
отвечает деятельности предприятий на принципах хозяйственного расчета и
самофинансирования и должна всемерно развиваться. Исходить из того, что переход
на оптовую торговлю осуществляется поэтапно и она должна стать основной формой
материально - технического обеспечения предприятий, содействовать
взаимовыгодному сотрудничеству трудовых коллективов, усилению прямых связей
между изготовителями и потребителями и лучшему насыщению рынка продукцией
производственно - технического назначения.
В централизованном порядке распределяется
продукция, имеющая первостепенное значение для формирования темпов и пропорций
общественного производства, решения ключевых задач развития экономики и роста
народного благосостояния. Распределение этой продукции производится по лимитам
(фондам). Отказаться от чрезмерной детализации сверху номенклатуры продукции,
поставляемой в порядке централизованного распределения. Предоставить
предприятиям большую самостоятельность в конкретизации ассортимента,
потребительских свойств и сроков поставки продукции на договорных началах, а
также в выборе поставщиков.
Исходить из того, что по мере развития и
углубления новых методов хозяйствования сфера централизованно распределяемых
материальных ресурсов должна сокращаться.
Материально - техническое обеспечение
предприятий осуществляется ими по прямым связям самостоятельно по продукции,
реализуемой по прямым безлимитным заказам, а также по
централизованно распределяемой продукции.
Эффективное функционирование системы
материально - технического обеспечения в новых условиях хозяйствования,
рациональное сочетание ее форм требуют тесного взаимодействия и координации
работы плановых органов, органов Госснаба РСФСР, министерств и ведомств РСФСР,
Советов Министров автономных республик, крайисполкомов и облисполкомов,
Московского и Ленинградского горисполкомов. На этой основе должна быть повышена
сбалансированность планов производства и материально - технического
обеспечения, достигнуто устойчивое и бесперебойное снабжение предприятий,
экономия ресурсов и сокращение производственных запасов в народном хозяйстве.
Пункт 3 не приводится, как
воспроизводящий нормы Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 июля
1987 г. N 818 "О перестройке материально - технического обеспечения и
деятельности Госснаба СССР в новых условиях хозяйствования".
4. Установить, что в условиях нового
хозяйственного механизма существенно повышается роль и ответственность
министерств и ведомств РСФСР, Советов Министров автономных республик,
крайисполкомов и облисполкомов, Московского и Ленинградского горисполкомов,
Госснаба РСФСР и его органов на местах за обеспечение производственной программы
предприятий ресурсами и удовлетворение потребностей народного хозяйства. В
связи с этим Госснаб РСФСР и его органы совместно с министерствами и
ведомствами, Советами Министров автономных республик, крайисполкомами и
облисполкомами обязаны обеспечить:
глубокое изучение и выявление потребности
в материальных ресурсах, необходимых для производства продукции, и прежде всего
в соответствии с государственными заказами;
размещение на предприятиях в соответствии
с выявленными потребностями заказов на изготовление этой продукции;
повышение обоснованности
разработки планов распределения продукции;
налаживание долговременных устойчивых и
эффективных хозяйственных связей между потребителями и производителями
продукции, а также между предприятиями и органами материально - технического
обеспечения.
Предприятия в соответствии со своей
специализацией и профилем, стоимостью всей продукции, предусмотренной расчетно
как основы для заключения договоров, обязаны обеспечивать производство
продукции, необходимой для выполнения государственных заказов и для реализации
ее путем оптовой торговли, включая также продукцию по номенклатуре, планируемой
самостоятельно в соответствии с прямыми заказами потребителей.
5. Считать необходимым
перестроить порядок снабжения предприятий материальными ресурсами и
привести его в соответствие с новыми условиями хозяйствования.
Для обеспечения производства продукции,
работ и оказания услуг, предусмотренных в планах предприятий, министерства и
ведомства РСФСР, Советы Министров автономных республик, крайисполкомы,
облисполкомы, Московский и Ленинградский горисполкомы и органы Госснаба РСФСР
на местах доводят до них лимиты (фонды) на те виды
материальных ресурсов, которые распределяются в централизованном порядке.
Указанные лимиты (фонды) до министерств и ведомств РСФСР, Советов Министров
автономных республик, крайисполкомов и облисполкомов доводятся Госпланом РСФСР
и Госснабом РСФСР.
Материальные ресурсы для оптовой торговли
определяются по заказам предприятий (объединений) и организаций органами Госснаба
РСФСР. С этой целью органы Госснаба РСФСР на местах формируют потребности в
соответствующих ресурсах, которые обеспечиваются органами, разрабатывающими
балансы материальных ресурсов, и выделяются через Госснаб РСФСР.
Повышение роли балансовой работы в организации
материально - технического обеспечения
6. Превратить материальные балансы и
планы распределения продукции в главный инструмент организации материально -
технического обеспечения в новых условиях хозяйствования, качественно повысить
уровень всей балансовой работы в народном хозяйстве РСФСР.
Госплану РСФСР совместно с Госснабом
РСФСР:
в соответствии с народнохозяйственной
значимостью отдельных видов продукции устанавливать перечни материальных
балансов и планов распределения продукции, разрабатываемых ими, а также
министерствами и ведомствами РСФСР, Советами Министров автономных республик,
крайисполкомами, облисполкомами, Московским и Ленинградским горисполкомами, и
обеспечивать тесное взаимодействие в процессе подготовки этих балансов и
планов;
осуществлять при их разработке глубокое
изучение потребностей народного хозяйства в целом, его отдельных отраслей и
производств. Предусматривать в материальных балансах и планах распределения
использование прогрессивных материалов, машин, оборудования и изделий,
отвечающих мировому уровню, результатов внедрения в производство
ресурсосберегающих технологий, масштабное вовлечение в хозяйственный оборот
вторичного сырья и энергоресурсов, а также снижение производственных запасов за
счет ускорения их оборачиваемости. Предусматривать в балансах резервы,
необходимые для устойчивой работы отраслей народного хозяйства;
совместно с заинтересованными
министерствами и ведомствами РСФСР подготовить и в 2-месячный срок внести в
Совет Министров РСФСР проект постановления о порядке планирования,
распределения и реализации материальных ресурсов, выделяемых Совету Министров
РСФСР, а также комплектования оборудованием строящихся и реконструируемых
объектов.
7. Важнейшие народнохозяйственные материальные
балансы и планы распределения продукции разрабатываются Госпланом РСФСР и
Госснабом РСФСР на базе государственных заказов.
При подготовке материальных балансов и
планов распределения Госплан РСФСР, Госснаб РСФСР, министерства и ведомства
РСФСР, Советы Министров автономных республик, крайисполкомы, облисполкомы,
Московский и Ленинградский горисполкомы должны исходить из всемерного развития
оптовой торговли и предусматривать необходимые ресурсы для этой цели.
8. В целях усиления роли потребителей в
формировании планов, широкого развития прямых хозяйственных связей между
предприятиями кардинально изменить систему разработки материальных балансов и
планов распределения.
Перейти к составлению материальных
балансов и планов распределения в Госплане РСФСР, Госснабе РСФСР, министерствах
и ведомствах РСФСР по укрупненной номенклатуре, имея в виду, что эти балансы и
планы должны служить основой для обеспечения общей сбалансированности
потребностей народного хозяйства и его важнейших комплексов и отраслей с имеющимися
ресурсами.
Детализация укрупненной номенклатуры
продукции, предусмотренной в материальных балансах и планах распределения,
осуществляется предприятиями самостоятельно. На этой основе предприятия
разворачивают работу с поставщиками продукции, взаимно согласовывают
ассортимент, технические и потребительские свойства продукции и заключают
договоры на ее поставку.
Министерства и
ведомства РСФСР, Советы Министров автономных республик, крайисполкомы,
облисполкомы, Московский и Ленинградский горисполкомы активно участвуют в этой
работе, рассматривают все возникающие вопросы, принимают меры к предупреждению
диспропорций между производством и потреблением, несут полную ответственность
за безусловное удовлетворение требований потребителя по поставке необходимой
для него продукции.
9. Министерства и ведомства РСФСР, Советы
Министров автономных республик, крайисполкомы, облисполкомы, Московский и
Ленинградский горисполкомы для обеспечения подведомственных предприятий сырьем,
материалами, полуфабрикатами и комплектующими изделиями разрабатывают балансы в
отраслевом и территориальном разрезе, а также принимают участие в формировании
Госпланом РСФСР и Госснабом РСФСР балансов по кооперированным поставкам
продукции.
В условиях повышения роли предприятий в
планировании производства и развитии поставок по прямым связям с потребителями
Госснабу РСФСР, министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных
республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому
горисполкомам передавать разработку балансов и планов распределения продукции
предприятиям, которые являются основными ее изготовителями.
10. Усилить взаимодействие Госснаба РСФСР
с Госпланом РСФСР, министерствами и ведомствами РСФСР, Советами Министров
автономных республик, крайисполкомами, облисполкомами, Московским и
Ленинградским горисполкомами в процессе разработки планов развития народного
хозяйства РСФСР как важнейшее условие эффективной организации материально -
технического обеспечения.
В этих целях установить, что:
Госснаб РСФСР принимает активное участие
в работе, проводимой Госпланом РСФСР, по подготовке контрольных цифр,
государственных заказов и лимитов, формированию обобщающих показателей экономии
важнейших материальных ресурсов и номенклатурного состава государственных
заказов;
Госплан РСФСР и Госснаб РСФСР при
подготовке проекта пятилетнего плана разрабатывают расчетные балансы
материальных ресурсов на базе контрольных цифр и государственных заказов для
обеспечения потребности производства и капитального строительства;
предприятия (объединения), организации в
процессе самостоятельной разработки пятилетних планов взаимодействуют с
потребителями и изготовителями продукции, а также с территориальными и другими
органами снабжения для определения и обеспечения перспективной потребности;
Госснаб РСФСР в процессе формирования
проектов пятилетних планов по соответствующим отраслям и территориям участвует
в работе министерств и ведомств РСФСР, Советов Министров автономных республик,
крайисполкомов и облисполкомов по планированию развития производственных
мощностей для удовлетворения потребностей народного хозяйства;
при подготовке
планов материально - технического обеспечения на основе государственных
заказов, заданий пятилетнего плана на соответствующий год и расчетных балансов
Госснаб РСФСР совместно с министерствами и ведомствами РСФСР, Советами
Министров автономных республик, крайисполкомами и облисполкомами рассматривает
предложения предприятий (объединений) и организаций по выпуску продукции на
предстоящий год и принимает необходимые меры по удовлетворению их потребностей
в ресурсах, а также разрабатывает и утверждает
соответствующие балансы и планы распределения продукции.
Развитие оптовой торговли и других прогрессивных
форм
материально - технического обеспечения
11. В целях повышения
эффективности работы предприятий на принципах полного хозяйственного расчета и
самофинансирования, усиления их заинтересованности и ответственности за
экономное использование ресурсов Госснабу РСФСР, Госплану РСФСР совместно с
министерствами и ведомствами РСФСР, Советами Министров автономных республик,
крайисполкомами, облисполкомами в течение 4 - 5 лет перейти на оптовую торговлю
как на основную форму материально - технического обеспечения.
12. Исходить из того,
что организация оптовой торговли является важным рычагом сокращения излишних
запасов и устранения дефицита материальных ресурсов в народном хозяйстве,
средством, позволяющим усилить воздействие потребителя на производителя,
добиться соответствия между спросом и предложением, обеспечить каждому
предприятию реальную возможность в пределах своих финансовых средств
приобретать материально - технические ресурсы, соответствующие его потребностям
и планам развития.
Оптовая торговля представляет собой форму
обеспечения потребителей материальными ресурсами без лимитов (фондов) и
осуществляется непосредственно предприятиями - изготовителями или органами
материально - технического снабжения на основе прямых заказов, представляемых
предприятиями - потребителями в эти органы. Органы Госснаба РСФСР на местах и
другие органы, осуществляющие оптовую торговлю средствами производства в
соответствии с заключенными договорами, несут полную хозрасчетную
ответственность за соблюдение условий договора, и прежде всего по объему,
ассортименту, качеству и срокам получения продукции. Потребители в свою очередь
несут хозрасчетную ответственность за необоснованное завышение потребности в
ресурсах и неэкономное их использование.
Организация оптовой торговли должна
обеспечить тесную увязку потребностей предприятий с планами производства,
расширение возможности выбора конкретных видов ресурсов, повышение мобильности
в их использовании при общем сокращении запасов и ускорении оборачиваемости.
13. В целях расширения
оптовой торговли, определения последовательности перехода на эту форму
организации материально - технического обеспечения Госснабу РСФСР, Госплану
РСФСР совместно с министерствами и ведомствами РСФСР, Советами Министров
автономных республик, крайисполкомами и облисполкомами в ближайшие годы
осуществить переход к торговле средствами производства по отдельным товарным
группам, прежде всего необходимым для выпуска предметов потребления,
обеспечения сельского хозяйства, строительства и машиностроения, а также
для развития кооперации, индивидуальной трудовой деятельности.
Организацию всей работы по развитию
оптовой торговли для предприятий и организаций, подведомственных Совету
Министров РСФСР, возложить на Госснаб РСФСР и его органы, которые должны тесно
взаимодействовать в этой работе с министерствами и ведомствами РСФСР, Советами
Министров автономных республик, крайисполкомами и облисполкомами.
14. Довести до
сведения, что Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 июля 1987 г.
N 818 предоставлено право Госагропрому СССР в пределах централизованно выделяемых
ему материальных ресурсов организовать оптовую торговлю для подведомственных
предприятий в целях более эффективного использования этих ресурсов в условиях
деятельности предприятий на принципах хозяйственного расчета и
самофинансирования.
Считать целесообразным широкое применение
такой формы материально - технического обеспечения и в других министерствах и
ведомствах РСФСР.
15. В условиях расширяющейся
демократизации хозяйственных связей, развития специализации и кооперирования
производства считать необходимым всемерно укреплять
прямые длительные хозяйственные связи между предприятиями - изготовителями и
потребителями. Прямые хозяйственные связи формируются предприятиями
самостоятельно, а также с участием органов снабжения - по продукции,
распределяемой в централизованном порядке. Обеспечить на основе усиления роли
хозяйственных договоров повышение требований к улучшению потребительских
свойств и качества продукции, ритмичности ее поставок, формированию планов
предприятий.
Предприятие - потребитель имеет
преимущественное право на сохранение сложившихся и расширение прямых длительных
хозяйственных связей с изготовителями и выбирает форму доставки:
непосредственно изготовителем или через снабженческо -
сбытовое предприятие.
Пункт 16 не приводится, как воспроизводящий
нормы Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 июля 1987 г. N 818
"О перестройке материально - технического обеспечения и деятельности
Госснаба СССР в новых условиях хозяйствования".
17. Для повышения устойчивости
обеспечения предприятий материальными ресурсами Госснабу РСФСР обеспечить
развитие комплексного снабжения, осуществляемого по договорам. Органы
материально - технического обеспечения при этом несут экономическую
ответственность за бесперебойное обеспечение потребителей продукцией независимо
от форм ее поставки.
18. Развитие оптовой торговли и других
прогрессивных форм материально - технического обеспечения в условиях экономических методов управления и широкого использования
принципов полного хозяйственного расчета и самофинансирования должно быть
направлено на повышение взаимной ответственности и заинтересованности
предприятий и органов материально - технического обеспечения в результатах их
деятельности. В этих условиях хозяйствования существенно повысить роль договора
как основного инструмента организации взаимодействия между производством и
системой материально - технического обеспечения.
Абзацы второй - четвертый пункта 18 не
приводятся, как воспроизводящие нормы Постановления ЦК КПСС и Совета Министров
СССР от 17 июля 1987 г. N 818 "О перестройке материально - технического
обеспечения и деятельности Госснаба СССР в новых условиях хозяйствования".
Повышение роли и ответственности органов
Госснаба РСФСР за обеспечение предприятий
материальными ресурсами
19. В новых условиях хозяйствования
существенно повысить роль и ответственность органов Госснаба РСФСР на местах за
надежное и качественное снабжение потребителей материальными ресурсами и
обеспечение действенного контроля за поставками
продукции. Превратить на деле органы Госснаба РСФСР на местах в основное звено
системы Госснаба РСФСР, коренным образом изменить формы и методы их работы в
соответствии с требованиями Закона СССР о государственном предприятии
(объединении). Снабженческо - сбытовые организации
призваны стать самостоятельными хозрасчетными предприятиями по обслуживанию
производителей и потребителей, хранению и подработке продукции, использованию
вторичных ресурсов, оказанию платных услуг, реализации продукции на
комиссионных началах, по определению возможных источников снабжения и
выполнению других посреднических функций.
20. Считать главной задачей органов
Госснаба РСФСР организацию совместно с предприятиями надежной и эффективной
системы материально - технического обеспечения в регионе, установление
стабильных, рациональных хозяйственных связей между поставщиками и
потребителями, осуществление контроля за выполнением
поставок продукции и оказание действенной помощи предприятиям в обеспечении их
материальными ресурсами.
Эти органы должны активно воздействовать
на производство и потребление с целью снижения материальных затрат и запасов
материальных ценностей. Они должны в максимальной степени превратиться в
равноправных партнеров предприятий (объединений) по обеспечению потребителей
необходимыми материально - техническими ресурсами по заключенным договорам и
взятым на себя обязательствам.
Сосредоточить деятельность органов
Госснаба РСФСР на развитии прогрессивных форм снабжения и обслуживания
предприятий и прежде всего таких, как:
оптовая торговля продукцией
производственно - технического назначения;
комплексное обеспечение потребителей
продукцией независимо от форм ее поставки;
складское снабжение потребителей,
получающих материальные ресурсы в количестве ниже вагонных и контейнерных норм;
оказание услуг производственного,
коммерческого, информационного характера по заказам потребителей.
Для обеспечения поставок продукции,
снабжение которой принимают на себя органы Госснаба РСФСР на местах, они
заключают с потребителями и изготовителями договоры, в которых определяется
взаимная ответственность за выполнение обязательств в соответствии с
законодательством.
21. Госснабу РСФСР совместно с
министерствами и ведомствами РСФСР, Советами Министров автономных республик,
крайисполкомами и облисполкомами обеспечить ускоренное развитие и создание
современной материально - технической базы его органов на местах с широким
использованием прогрессивных технологических процессов и автоматизированных
систем управления.
В этих целях Госснабу РСФСР:
создавать на подведомственных
предприятиях комплектные запасы материальных ресурсов в количестве и
ассортименте, обеспечивающих надежное и ритмичное снабжение потребителей;
расширить сеть подсортировочных
участков с концентрацией на них всего необходимого ассортимента материалов и
изделий;
развивать на подведомственных
предприятиях мощности по подготовке к производственному потреблению металла,
химической, лесобумажной продукции, кабельных изделий и строительных
материалов, обеспечить увеличение объема этих услуг;
организовать информационное обслуживание
предприятий по применению новых материалов и изделий, условиям их приобретения
и направлениям рационального использования;
развернуть сеть комиссионных магазинов по
оказанию услуг потребителям и реализации неиспользуемой продукции;
значительно увеличить прокат приборов,
аппаратуры, оборудования, механизмов, в том числе строительно - дорожных машин
и другой техники для выполнения строительных работ, и в первую очередь
осуществляемых хозяйственным способом.
22. В целях перехода органов Госснаба
РСФСР на экономические методы управления, повышения
заинтересованности и ответственности трудовых коллективов за надежное и
устойчивое снабжение перевести в 1988 году указанные органы на полный
хозяйственный расчет и самофинансирование. При перестройке работы органов
Госснаба РСФСР на местах исходить из следующего:
исключить из практики планирования
показатели, ориентированные на "валовой" подход к организации работы
указанных органов, оценивать их деятельность прежде
всего исходя из выполнения договорных обязательств по поставкам продукции;
положить в основу их хозяйственной
деятельности хозрасчетный доход как важнейший обобщающий показатель работы этих
органов, главный источник производственного и социального развития;
предоставить указанным органам снабжения
широкие права в использовании хозрасчетного дохода, и в первую очередь для
расширения объемов работ и услуг по снабжению предприятий материальными
ресурсами;
создать необходимые условия для ускорения
развития прогрессивных форм снабжения, и прежде всего оптовой торговли.
Пункт 23 не приводится, как
воспроизводящий нормы Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 июля
1987 г. N 818 "О перестройке материально - технического обеспечения и
деятельности Госснаба СССР в новых условиях хозяйствования".
Усиление работы по ресурсосбережению
24. Совет Министров РСФСР считает, что
перестройка системы материально - технического обеспечения должна быть нацелена
на всемерную экономию материальных ресурсов и сокращение производственных
запасов, максимальное вовлечение в хозяйственный оборот вторичного сырья,
опережающее развитие производства экономичных и ресурсосберегающих видов
продукции.
Министерствам и ведомствам РСФСР, Советам
Министров автономных республик, исполкомам Советов народных депутатов,
предприятиям добиваться всемерной экономии материальных ресурсов на основе
разработки и организации производства современных высокоэффективных машин,
оборудования, конструкций и материалов, создания мощностей по переработке
отходов комплексной переработки сырья, а также широкого внедрения безотходных
технологий.
Госплану РСФСР, Госснабу РСФСР,
министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам
и облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам разрабатывать
материальные балансы и планы распределения продукции, исходя из необходимости
обеспечения наиболее полной экономии материальных ресурсов в народном
хозяйстве.
Министерствам и ведомствам РСФСР,
предприятиям обеспечивать при разработке планов производства применение научно
обоснованных норм расхода материальных ресурсов, а также использование всех
элементов нового хозяйственного механизма для повышения материальной заинтересованности
трудовых коллективов в бережном и наиболее рациональном расходовании ресурсов,
снижении потерь их при хранении и транспортировке.
Предприятиям при заключении хозяйственных
договоров выполнять в первоочередном порядке требования потребителей по изготовлению
и поставке продукции, обеспечивающей ресурсосбережение и снижение отходов.
25. В целях улучшения координации
деятельности министерств и ведомств РСФСР, Советов Министров автономных
республик, крайисполкомов, облисполкомов, Московского и Ленинградского
горисполкомов при разработке и реализации единой политики ресурсосбережения
Госснабу РСФСР:
усилить экономическую направленность
деятельности комиссий по экономии и рациональному использованию материальных
ресурсов;
глубоко анализировать воздействие нового
хозяйственного механизма на ресурсосбережение и разрабатывать предложения по
его дальнейшему совершенствованию;
совместно с Госпланом РСФСР обеспечить
общее руководство разработкой и организацией отраслевых и региональных программ
по экономии материальных ресурсов.
Абзац пятый пункта 25 не приводится, как
воспроизводящий нормы Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 июля
1987 г. N 818 "О перестройке материально - технического обеспечения и
деятельности Госснаба СССР в новых условиях хозяйствования".
26. ЦК КПСС и Совет Министров СССР
Постановлением от 17 июля 1987 г. N 818 установили, что Госснаб СССР является
центральным органом, осуществляющим организацию всей работы по использованию
вторичных ресурсов в народном хозяйстве, планирование и координацию указанной
деятельности. Госснаб СССР в целях активного вовлечения вторичных ресурсов в
хозяйственный оборот наряду с созданием специализированных мощностей организует
и развивает кооперативы по заготовке и переработке вторичного сырья во всех
союзных республиках, а также способствует широкому применению индивидуальной
трудовой деятельности в этом деле.
Советам Министров автономных республик,
исполкомам Советов народных депутатов, органам Госснаба РСФСР на местах усилить
разъяснительную работу среди населения, оказывать всемерное содействие
организации указанных кооперативов и созданию необходимых условий для успешной
их работы.
В целях улучшения использования вторичных
ресурсов на территории республики Госснабу РСФСР внести в Совет Министров РСФСР
предложение об организации работы по использованию вторичных ресурсов в
народном хозяйстве РСФСР.
27. Госплану РСФСР, Госснабу РСФСР,
Министерству финансов РСФСР, министерствам и ведомствам РСФСР, Советам
Министров автономных республик, крайисполкомам и облисполкомам, Московскому и
Ленинградскому горисполкомам проводить работу по ускорению оборачиваемости
оборотных средств и сокращению запасов товарно - материальных
ценностей, добиваться при этом устойчивого опережения роста производства по
сравнению с увеличением материальных запасов. Осуществлять рациональное
размещение запасов, имея в виду обеспечить большую их концентрацию в
общегосударственной системе материально - технического снабжения и повышения на
этой основе мобильности ресурсов.
Повышение роли и ответственности Госснаба РСФСР
28. Установить, что Госснаб РСФСР несет
всю полноту ответственности за организацию материально - технического
обеспечения хозяйства, подведомственного Совету Министров РСФСР, регулирование
оптовой торговли и контроль за ней в соответствии с
новыми условиями хозяйствования, расширением демократических основ в управлении
и повышением самостоятельности и ответственности предприятий.
29. Госснаб РСФСР обязан:
улучшить материально - техническое
обеспечение предприятий и организаций, подведомственных Совету Министров РСФСР;
всемерно развивать экономические
методы управления, оптовую торговлю, прямые хозяйственные связи между
предприятиями и другие прогрессивные формы снабжения, организовать деятельность
своих органов на принципах хозрасчета и самофинансирования;
кардинально улучшить работу с
министерствами, ведомствами и предприятиями по удовлетворению потребностей
народного хозяйства в материальных ресурсах, защищать интересы потребителей
продукции;
неуклонно проводить в своей практической
деятельности линию на всемерную экономию материальных ресурсов, более полное
использование вторичного сырья, ускорение оборачиваемости ресурсов и
координировать эту работу в народном хозяйстве РСФСР;
осуществлять действенные меры по укреплению
дисциплины поставок продукции, строгому соблюдению договорных обязательств
предприятиями и снабженческо - сбытовыми
организациями;
проводить единую научно - техническую и
инвестиционную политику по развитию складского хозяйства, обращая особое внимание
на устранение нерациональных перевозок продукции, внедрение прогрессивных видов
тары, пакетно - контейнерных перевозок, имея в виду обеспечить резкое
сокращение потерь продукции при транспортировке и хранении;
усилить методическое руководство органами
снабжения и сбыта продукции в отраслях народного хозяйства РСФСР, автономных
республиках, краях и областях;
привести все нормативные документы в
области материально - технического обеспечения в соответствие с новыми
условиями хозяйствования и требованиями Закона СССР о государственном
предприятии (объединении), имея в виду, что Постановлением ЦК КПСС и Совета
Министров СССР от 17 июля 1987 г. N 818 такое поручение дано и Госснабу СССР;
совместно с Госснабом СССР уточнить
профиль и специализацию предприятий и организаций территориальных органов
материально - технического снабжения в РСФСР;
в месячный срок после утверждения
положения о Госснабе СССР разработать и представить в Совет Министров РСФСР на
утверждение проект положения о Госснабе РСФСР.
30. В соответствии с новыми задачами и
функциями пересмотреть организационную структуру Госснаба РСФСР. При этом
исходить из необходимости существенного упрощения структуры и сокращения звенности управления, ликвидации дублирующих организаций,
повышения роли сводных и функциональных экономических подразделений
как в центре, так и на местах, расширения прав и повышения ответственности всех
органов Госснаба РСФСР в решении вопросов планирования и организации снабжения
народного хозяйства, имея в виду, что Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров
СССР от 17 июля 1987 г. N 818 в целях усиления межотраслевой
и функциональной направленности в деятельности общегосударственной системы
материально - технического обеспечения и создания условий для наиболее
эффективного взаимодействия ее с Госпланом СССР, постоянными органами Совета
Министров СССР, центральными экономическими ведомствами, отраслевыми и
территориальными органами управления в основу организационной структуры
Госснаба СССР положены крупные межотраслевые комплексы.
31. Коллегии Госснаба РСФСР,
руководствуясь решениями XXVII съезда КПСС и январского (1987 г.) Пленума ЦК
КПСС, коренным образом улучшить работу по подбору, расстановке и воспитанию
кадров, рассматривая ее как решающее средство эффективной деятельности системы
Госснаба РСФСР. Принять действенные меры к повышению профессионального уровня
работников, особенно в области экономики, с учетом новых задач, поставленных
перед Госснабом РСФСР.
Особое внимание
обратить на улучшение работы по подготовке резерва кадров для выдвижения, имея
в виду комплектовать аппарат Госснаба РСФСР, его центральные и местные органы
политически зрелыми, высококвалифицированными специалистами, способными глубоко
анализировать, критически и ответственно оценивать положение с материально -
техническим обеспечением народного хозяйства, видеть перспективы и эффективные
пути решения выявленных проблем в общегосударственных интересах,
последовательно и настойчиво проводить в жизнь решения Партии и Правительства.
Своевременно обновлять руководящие кадры,
имея в виду, что критериями оценки кадров являются их отношение к перестройке,
к задачам ускорения социально - экономического развития страны и реальные дела
по их осуществлению.
Повысить действенность аттестации
специалистов Госснаба РСФСР в развитии инициативы и активности работников,
усилении требовательности и ответственности за добросовестное выполнение
возложенных на них обязанностей.
Постоянно совершенствовать систему
переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов
системы материально - технического обеспечения, обращая особое внимание на
изучение ими новейших достижений науки и техники, эффективных методов
планирования и хозяйствования, овладение экономическими
методами управления.
Пункт 32 не приводится, как
воспроизводящий нормы Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 июля
1987 г. N 818 "О перестройке материально - технического обеспечения и
деятельности Госснаба СССР в новых условиях хозяйствования".
* * *
Совет Министров
РСФСР выражает твердую уверенность в том, что Советы Министров автономных
республик, местные советские и хозяйственные органы, предприятия (объединения),
министерства и ведомства РСФСР, и прежде всего Госснаб РСФСР, руководствуясь
решениями июньского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС, примут все необходимые меры к
перестройке организации материально - технического обеспечения, рассматривая
это как одно из важных условий успешной реализации стратегического курса партии
на ускорение социально - экономического
развития страны.