Утверждено
Государственным строительным
комитетом СССР,
Государственным плановым
комитетом СССР,
Государственным комитетом СССР
по труду и социальным вопросам,
Министерством культуры СССР,
Госбанком СССР,
Жилсоцбанком СССР
6 ноября 1987 г. N 55-Д
Согласовано
с Академией художеств СССР,
Союзом художников СССР,
Союзом архитекторов СССР,
Всесоюзным агентством
по авторским правам,
ВЦСПС
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ПЛАНИРОВАНИЯ И РАСХОДОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВАМИ,
ВЕДОМСТВАМИ, ОБЪЕДИНЕНИЯМИ, ПРЕДПРИЯТИЯМИ И ОРГАНИЗАЦИЯМИ
СРЕДСТВ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЗАТРАТ ПО СИНТЕЗУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
ИСКУССТВА И АРХИТЕКТУРЫ, НА ЗАКУПКУ И ЗАКАЗЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ВСЕХ
ВИДОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА, СОЗДАВАЕМЫХ ПРЕДПРИЯТИЯМИ
СОЮЗА ХУДОЖНИКОВ СССР (ХУДОЖЕСТВЕННОГО ФОНДА СССР)
И ОРГАНИЗАЦИЯМИ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ СССР
1. Положение о порядке
планирования и расходования министерствами, ведомствами, объединениями,
предприятиями и организациями средств на осуществление затрат по синтезу
изобразительного искусства и архитектуры, на закупку и заказы произведений всех
видов изобразительного искусства, создаваемых предприятиями Союза художников
СССР (Художественного фонда СССР) и Министерства культуры СССР <*>,
разработано на основании Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21
августа 1986 г. N 1014 "О мерах по дальнейшему развитию
изобразительного искусства и повышению его роли в коммунистическом воспитании
трудящихся".
--------------------------------
<*> "Положение о порядке
планирования и расходования министерствами, ведомствами, объединениями,
предприятиями и организациями средств на осуществление затрат по синтезу
изобразительного искусства и архитектуры, на закупку и заказы произведений всех
видов изобразительного искусства, создаваемых предприятиями Союза художников
СССР (Художественного фонда СССР) и Министерства культуры СССР" в
дальнейшем именуется "Положение".
2. Настоящее Положение
регламентирует порядок планирования и расходования средств на комплексные
архитектурно-художественные решения (произведения), выполняемые на основе
синтеза изобразительного искусства и архитектуры <*>, на новое
строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение
действующих предприятий, зданий и сооружений, формирование новых градостроительных
ансамблей и объектов всесоюзного значения <**>, создание и реставрацию
памятников и монументов, а также на закупку и заказы произведений всех видов
изобразительного искусства.
--------------------------------
<*> "Комплексные архитектурно-художественные решения (произведения), выполняемые на основе
синтеза изобразительного искусства и архитектуры" в дальнейшем именуются
"архитектурно-художественные решения (произведения)".
<**> Отнесение объектов
производственного и жилищно-гражданского назначения к имеющим всесоюзное значение производится по представлению
министерств, ведомств СССР и Советов Министров союзных республик,
соответственно, Госстроем СССР и Госкомархитектуры.
3. Необходимость
разработки и осуществления по основным объектам строительства
архитектурно-художественных решений (произведений) определяется в предпроектной документации и предусматривается в задании на
проектирование объектов, независимо от источников финансирования
(государственные централизованные капитальные вложения, средства
государственного бюджета, централизованные фонды и резервы вышестоящих
организаций, формируемые за счет отчислений предприятий, собственные средства
предприятий, кооперативных и общественных организаций).
4. Министерства,
ведомства СССР, Советы Министров союзных республик, объединения, предприятия,
организации и учреждения - заказчики проектов, в дополнение к установленному
порядку, при разработке проекта детальной планировки (ПДП),
технико-экономических обоснований (ТЭО), технико-экономических расчетов (ТЭР),
совместно с органами архитектуры и градостроительства, определяют основные
объекты, проекты которых должны разрабатываться с осуществлением затрат на
архитектурно-художественные решения (произведения).
5. Средства на осуществление затрат на
художественные работы (произведения) разрешается включать в сметную стоимость
по основным объектам строительства (в том числе в состав строительно-монтажных
работ) в следующих размерах (в процентах от общей сметной стоимости):
до двух процентов - при сооружении объектов
культурно-бытового назначения, народного образования, здравоохранения,
спортивных сооружений, зданий партийных, советских и общественных организаций,
других типов общественных и производственных зданий и сооружений;
до одного процента - при осуществлении
жилищного строительства, формировании новых градостроительных массивов.
Объемы художественных работ
(произведений) по объектам всесоюзного значения определяются в каждом отдельном
случае с учетом назначения и конкретных особенностей проектируемого сооружения.
6. Архитектурно-художественные
проектные решения разрабатываются в виде отдельных разделов в составе
следующей документации:
ПДП, ТЭО (ТЭР) -
архитектурно-художественные концепции;
эскизный проект, рабочий проект (проект)
на строительство, проект застройки - эскизный проект с форэскизами.
Архитектурно-художественная концепция и
эскизный проект с форэскизами разрабатываются
одновременно с выполнением соответствующих других разделов предпроектной
и проектной документации на строительство.
Осуществляемые при этом затраты на
разработку архитектурно- художественных проектных
решений по основным объектам строительства, являющихся составной неотъемлемой
частью проекта, включаются отдельной строкой в главу "Проектные и
изыскательские работы".
Средства на
осуществление затрат по созданию на основных объектах строительства,
выполняемых полностью организациями Художественного фонда СССР и Министерства
культуры СССР, художественных произведений, предусмотренных утвержденными
архитектурно-художественными проектными решениями, включаются отдельной строкой
в графу "Прочие затраты" расчетов стоимости к ТЭО (ТЭР), ПДП, сметных
расчетов к рабочему проекту (проекту) на строительство, проекту застройки или
объектных смет к рабочей документации.
Средства на выполнение работ, связанных с
осуществлением архитектурно-художественных решений
(произведений) в натуре силами строительных организаций включаются в графу
"Строительные работы" объектных смет к рабочей документации.
7. Генеральная проектная организация
разрабатывает архитектурно-художественные решения
через систему Художественного фонда СССР, организаций Союза архитекторов СССР и
Министерства культуры СССР, которые привлекают к проектированию
авторов-архитекторов и художников.
Раздел "Архитектурно-художественная
концепция" может выполняться генеральной проектной организацией с
привлечением на договорной основе авторов-художников и авторов-архитекторов.
Проектные и строительные организации и
организации Художественного фонда СССР, Союза архитекторов СССР и Министерства
культуры СССР предусматривают в своих планах выполнение архитектурно-художественных решений (произведений) в соответствии с
договорами, заключенными с заказчиками.
8. Выполнение художественных
произведений, предусмотренных утвержденными архитектурно-художественными
проектными решениями, осуществляется организациями Художественного фонда
СССР и Министерства культуры СССР по договору с генеральной подрядной
организацией, исходя из средств, предусмотренных в утвержденной
проектно-сметной документации.
Автор-архитектор в целях увязки
художественных работ и архитектурных решений принимает
непосредственное участие в указанной работе, осуществляя авторский надзор на
объектах строительства.
9. Размеры авторского вознаграждения
(гонорара) за архитектурно-художественные решения
(произведения) устанавливаются по расценкам Художественного фонда СССР,
организаций Союза архитекторов СССР и Министерства культуры СССР, а при их
отсутствии - соглашением сторон (указанными организациями-заказчиками и
авторами архитектурно-художественных решений (произведений)).
10. Создание памятников
и монументов общегосударственного значения, а также архитектурно-художественных
решений (произведений) важнейших градостроительных ансамблей, зданий и
сооружений в г. г. Москве, Ленинграде, столицах союзных республик и других
крупнейших городах страны осуществляется на основе конкурсов, проводимых
Государственным комитетом по архитектуре и градостроительству при Госстрое
СССР, Министерством культуры СССР, Академией художеств СССР, Союзом архитекторов
СССР и Союзом художников СССР в порядке, установленном соответствующим
Положением.
Затраты на проведение указанных конкурсов
производятся за счет союзных и автономных республик и местных Советов народных
депутатов с возложением на них обязанностей заказчика.
11. В случае
одновременного строительства жилищно-гражданских комплексов и групп предприятий
с общими объектами (промышленных узлов) несколькими застройщиками целесообразно
осуществлять, в установленном порядке, кооперирование затрат, связанных с
выполнением работ по синтезу изобразительного искусства и архитектуры, и
возлагать роль заказчика этих работ на исполком Советов народных депутатов или
застройщика, доля капитальных вложений которого является наибольшей.
12. При утверждении предпроектной
и проектной документации заказчик не может без соответствующего согласования с
архитектурно-художественными советами вносить изменения в решения, принятые
этими советами по вопросам синтеза изобразительного искусства и архитектуры.
Генеральный подрядчик предъявляет
заказчику к сдаче основные объекты с полностью выполненными по ним, согласно
утвержденному проекту, художественными произведениями.
13. Средства, предназначенные для
возмещения затрат на осуществление архитектурно-художественных решений (произведений)
по объектам строительства, расходуются организацией-заказчиком на следующие
цели:
разработку архитектурно-художественных проектных решений
(архитектурно-художественная концепция и эскизный проект с форэскизами);
осуществление на объектах строительства
художественных произведений;
осуществление авторского надзора на
объектах строительства и увязку художественных произведений и архитектурных
решений.
14. Оплата выполненных архитектурно-художественных решений (произведений) производится для
предприятий Союза художников СССР (Художественного фонда СССР), организаций
Союза архитекторов СССР и Министерства культуры СССР в следующем порядке:
архитектурно-художественные
проектные решения (архитектурно-художественная концепция, эскизный
проект с форэскизами) - после утверждения их в
составе соответствующей предпроектной и проектной
документации;
художественные произведения - (эскиз,
картон, модель, исполнение в материале, монтаж и др.) - поэтапно;
осуществление авторского надзора на
объектах строительства - в процессе строительства;
осуществление увязки архитектурных
решений и художественных работ (произведений) - после завершения
строительства.
15. Закупка и заказы художественных
произведений всех видов изобразительного искусства, предусмотренных в утвержденных
архитектурно-художественных проектных решениях,
независимо от источников финансирования и их стоимости, осуществляются
заказчиком строительства через предприятия и организации Союза художников СССР
(Художественного фонда СССР) и Министерства культуры СССР.
16. Возникающие у заказчика проекта
спорные вопросы о целесообразности осуществления или качестве исполнения
художественных произведений, предусмотренных утвержденными архитектурно-художественными проектными решениями, рассматриваются
местными органами (советами) Союза архитекторов СССР и Союза художников СССР, а
окончательное решение принимается органами исполкомов областных и краевых
Советов народных депутатов с участием представителя заказчика.
17. Художественные
произведения станкового характера и изделия декоративно-прикладного искусства,
которые являются предметами убранства внутри помещений (отдельно висящие
картины, эстампы, скульптуры, вазы, декоративные тарелки и т.п.), так же как и
другие предметы, свободно размещаемые внутри здания и сооружения (мебель,
напольные и настольные светильники и часы, ковры, занавеси и т.п.), независимо
от их стоимости, приобретаются предприятием (организацией) - заказчиком за счет
его собственных средств согласно утвержденной сметной документации
(сметы на закупку оборудования, мебели и инвентаря).
Закупка указанных произведений за счет
государственных централизованных капитальных вложений осуществляется в пределах
утвержденной сметы, при этом удельные стоимостные показатели единицы мощности
(кв. м площади, 1 место и т.п.) не должны превышать базовые (нормативные)
показатели.