СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 ноября 1987 г. N 1287
О ПЕРЕВОДЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ, МОНТАЖНЫХ И
РЕМОНТНО -
СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРЕДПРИЯТИЙ (ОБЪЕДИНЕНИЙ)
НА ПОЛНЫЙ ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ РАСЧЕТ И САМОФИНАНСИРОВАНИЕ
(с изм. и доп., внесенными Постановлением
Совмина СССР
от 21.12.1989 N 1123 - СП СССР, 1990, N 2, ст.
16)
В соответствии с
решениями июньского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС о коренной перестройке управления
экономикой необходимо осуществить комплекс мер по интенсификации строительного
производства, совершенствованию хозяйственного механизма в строительстве,
переводу строительных организаций на полный хозяйственный расчет и
самофинансирование, создать условия для эффективного применения в
инвестиционной сфере положений Закона СССР о государственном предприятии
(объединении).
Новые условия хозяйствования открывают
широкие возможности для качественного улучшения капитального строительства,
обеспечивают дальнейшую демократизацию в управлении инвестиционным процессом,
всемерную активизацию человеческого фактора и на этой основе - ускорение
развития и реконструкции народного хозяйства.
Совет Министров СССР постановляет:
1. Госстрою СССР,
министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных республик, используя
в полной мере преимущества новой системы хозяйствования, повысить эффективность
инвестиционного процесса, сократить его продолжительность, создать надежные
условия для динамичного развития экономики и повышения заинтересованности всех
участников строительства в обеспечении ввода в действие в нормативные сроки
производственных мощностей, объектов и сооружений, жилых домов и других
объектов социального назначения. Повысить качество готовой строительной
продукции и поднять строительное производство на новый индустриальный и
организационный уровень.
Во исполнение Постановления ЦК КПСС и
Совета Министров СССР от 11 июня 1987 г. N 665 перевести в 1988 - 1989 годах строительно - монтажные тресты и приравненные к ним
организации, ремонтно - строительные и монтажные организации и предприятия
(объединения) строительной индустрии <*>, независимо от их ведомственной
принадлежности, на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, обеспечить
условия их деятельности в строгом соответствии с положениями Закона СССР о государственном
предприятии (объединении). При этом исходить из того, что:
--------------------------------
<*> В дальнейшем именуются
"организации и предприятия".
организации и предприятия строительного
комплекса и ряда отраслей народного хозяйства переводятся на полный
хозяйственный расчет и самофинансирование в сроки согласно приложению;
организации и предприятия республиканских
министерств (ведомств), главных управлений по строительству при Советах
Министров союзных республик, областных (городских) Советах народных депутатов
переводятся на полный хозяйственный расчет и самофинансирование Советами
Министров союзных республик в сроки, согласованные с Комиссией по совершенствованию
управления, планирования и хозяйственного механизма;
строительно -
монтажные тресты и приравненные к ним организации,
ремонтно - строительные, монтажные и наладочные организации и предприятия
строительной индустрии других министерств и ведомств СССР переводятся на
условия работы, предусмотренные настоящим Постановлением, в сроки,
установленные для перевода объединений и предприятий отраслей народного
хозяйства на полный хозяйственный расчет и самофинансирование.
Абзац первый пункта 2 не приводится, как
не содержащий норм, подлежащих включению в Свод законов СССР.
2. (Абзац второй) Госплану СССР доводить
до министерств и ведомств СССР, Советов Министров союзных республик, а
министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик - до
организаций и предприятий:
государственные заказы;
лимиты государственных централизованных
капитальных вложений, строительно - монтажных и
подрядных работ для нового строительства и решения особо важных задач в
соответствии с перечнем предприятий и объектов, включенных в государственный
план, централизованно распределяемых материально - технических ресурсов с
учетом их экономии.
Одновременно сообщаются следующие
исходные данные для разработки плана, предусмотренные Законом СССР о
государственном предприятии (объединении) в составе контрольных цифр:
объемы подрядных строительно
- монтажных работ и услуг в стоимостном выражении (расчетно) для
заключения договоров;
прибыль (доход);
рост производительности труда;
показатели развития социальной сферы;
совершенствование технологических
процессов или другие важнейшие обобщающие показатели научно - технического
прогресса, характерные для различных типов строительного производства.
3. Министерствам и ведомствам СССР,
Советам Министров союзных республик при организации материально - технического
обеспечения организаций и предприятий строительства, переведенных на условия
хозяйствования, предусмотренные настоящим Постановлением, исходить из
необходимости всемерного развития оптовой торговли.
В этих целях Госснабу СССР и Госплану
СССР сокращать объемы и номенклатуру централизованно распределяемых материалов,
изделий и конструкций, ежегодно определять конкретные их виды, подлежащие
реализации на условиях оптовой торговли, имея в виду завершить переход на
оптовую торговлю в обеспечении строительных организаций материально -
техническими ресурсами в основном в 1990 году.
4. В соответствии с Законом СССР о
государственном предприятии (объединении) организации и предприятия могут
использовать формы хозяйственного расчета, основанные на нормативном
распределении прибыли или дохода.
(с изм. и доп., внесенными Постановлением
Совмина СССР от 21.12.1989 N 1123)
Считать
целесообразным обеспечить широкое применение
в капитальном строительстве формы хозяйственного расчета, основанной на
нормативном распределении дохода, как наиболее полно отвечающей достижению
конечных результатов строительства - вводу в действие производственных
мощностей и объектов с наименьшими затратами.
Министерствам и ведомствам проводить
организаторскую и экономическую работу по последовательному переходу
строительных организаций и предприятий на указанную форму хозяйственного
расчета.
Утверждать организациям и предприятиям
следующие экономические нормативы:
платы за производственные фонды,
трудовые, природные ресурсы;
отчислений от
расчетной прибыли (дохода) в государственный (в том числе в местный) бюджет;
отчислений от расчетной прибыли (дохода),
а также от амортизации, предназначенной на полное восстановление основных
фондов, в централизованный фонд развития производства, науки и техники и
резервы вышестоящей организации;
образования фонда развития производства, науки
и техники;
образования фонда социального развития;
образования фонда материального поощрения
и образования фонда заработной платы (по видам деятельности) для организаций и
предприятий, применяющих форму хозяйственного расчета, основанную на нормативном
распределении прибыли;
предельного уровня запасов товарно - материальных ценностей на рубль объема строительно
- монтажных работ, продукции и услуг (на 1988 - 1990 годы);
абзац утратил силу. - Постановление
Совмина СССР от 21.12.1989 N 1123.
(Абзац тринадцатый)
Фонд заработной платы (фонд оплаты труда) работников вновь вводимых в действие
предприятий и объектов, а также фонды материального поощрения и социального
развития для указанных предприятий и объектов определяются по нормативам,
устанавливаемым с учетом нормативных сроков освоения производственных
мощностей, и предусматриваются в планах экономического и социального развития
за счет резервов, образуемых в вышестоящих организациях.
Абзацы первый - третий пункта 5 не
приводятся, как не содержащие норм, подлежащих включению в Свод законов СССР.
5. (Абзац четвертый) Учитывая важность
экономических нормативов как основы хозрасчетного механизма хозяйствования,
обратить особое внимание министров и руководителей ведомств на необходимость
обеспечения их стабильности и обоснованности, соблюдения равнонапряженных
требований к использованию организациями и предприятиями производственных
ресурсов.
6. Госстрою СССР, министерствам и
ведомствам СССР, Советам Министров союзных республик осуществить комплекс мер
по оздоровлению финансового положения подведомственных строительных организаций
и предприятий. Уделить особое внимание разработке и проведению в строительстве
и строительной индустрии конкретных организационных и технических мероприятий,
направленных на ликвидацию убыточности и повышение эффективности работы
организаций и предприятий, с тем чтобы в 1990 году в
основном ликвидировать убыточность в отрасли.
7. Установить следующую очередность в
распределении полученной организациями и предприятиями прибыли (дохода):
плата за производственные фонды, трудовые
и природные ресурсы;
уплата процентов за
краткосрочный банковский кредит;
отчисления в
государственный (в том числе в местный) бюджет;
отчисления вышестоящей организации на
образование централизованного фонда развития производства, науки и техники и
резервов.
Остающаяся в распоряжении организаций и
предприятий после внесения указанных платежей и отчислений прибыль (доход)
направляется по утвержденным нормативам:
в фонд развития производства, науки и
техники;
в фонд социального развития;
в фонд материального поощрения (в
организациях и на предприятиях, применяющих форму хозяйственного расчета,
основанную на нормативном распределении прибыли).
В организациях и на предприятиях,
применяющих форму хозяйственного расчета, основанную на нормативном
распределении дохода, единый фонд оплаты труда формируется как остаток
хозрасчетного дохода коллектива после образования из него фонда развития
производства, науки и техники и фонда социального развития.
8. Установить, что критерием оценки
деятельности организаций и предприятий является выполнение обязательств по
вводу в действие производственных мощностей, объектов и сооружений, жилых домов
и других объектов социального назначения по договорам с учетом обеспечения
плановых сроков строительства, обязательств по поставкам продукции и услугам.
При выполнении указанных обязательств на 100 процентов фонд материального
поощрения увеличивается на 15 процентов, а в организациях и на предприятиях,
применяющих форму хозяйственного расчета, основанную на нормативном
распределении дохода, фонд оплаты труда увеличивается на 1,5 процента.
Увеличение фонда материального поощрения
(фонда оплаты труда) производится за счет хозрасчетного дохода организаций и
предприятий или централизованного фонда и резервов вышестоящей организации.
При срыве установленных планом сроков
ввода в действие производственных мощностей и объектов взимать в доход
государственного бюджета плату с подрядных организаций в размере до 3 процентов
стоимости строительно - монтажных работ по не
введенным в действие производственным объектам. С заказчиков соответственно
взимать плату в размере до 3 процентов стоимости не введенных в действие
основных производственных фондов. Размер указанной платы дифференцировать в
зависимости от сроков задержки ввода в действие мощностей и объектов: при
задержке ввода свыше одного месяца взимается 1 процент, более трех месяцев - 2
процента и свыше шести месяцев - 3 процента.
Расходы подрядных организаций, вызванные
невыполнением планов ввода в действие мощностей и объектов, относить на
результаты их хозяйственной деятельности. Расходы заказчиков,
связанные с взиманием указанной платы, а также с компенсацией возникших по их
вине дополнительных затрат подрядчика, относить по действующим предприятиям на
результаты хозяйственной деятельности, а по новому строительству производить за
счет средств централизованных фондов и резервов вышестоящей организации.
9. Установить, что общесоюзные и союзно - республиканские строительные и специализированные
строительные министерства СССР, министерства строительства союзных республик, Госстрои Эстонской ССР и Киргизской ССР, главные управления
по строительству при Советах Министров союзных республик, областных и городских
Советах народных депутатов для усиления экономических методов хозяйственного
руководства образуют по установленному ими нормативу за счет прибыли и
амортизационных отчислений, предназначенных на полное восстановление основных
фондов организаций и предприятий, централизованный фонд развития производства,
науки и техники, а также резервы.
Средства указанных
фондов и резервов направляются на финансирование конкретных важнейших научно -
исследовательских и опытно - конструкторских работ, капитальных вложений общеотраслевого
характера, погашение банковских ссуд и уплату процентов по ним, на возмещение
убытков и финансирование других затрат планово - убыточных и малорентабельных
организаций и предприятий по устанавливаемым в планах лимитам дотаций с их
прогрессивным сокращением, на оказание временной финансовой помощи организациям
и предприятиям, осуществление
природоохранных мероприятий и на другие цели.
10. Утратил силу. - Постановление Совмина
СССР от 21.12.1989 N 1123.
11. Министерствам и ведомствам СССР, Советам
Министров союзных республик в 2-месячный срок разработать и утвердить по
согласованию с Госстроем СССР положения о переводе ремонтно - строительных
организаций на полный хозяйственный расчет и самофинансирование с учетом
отраслевой специфики и настоящего Постановления.
12. В целях дальнейшего совершенствования
хозяйственного механизма в капитальном строительстве, повышения эффективности
капитальных вложений, улучшения работы всех участников инвестиционного процесса
Госстрою СССР с участием министерств и ведомств СССР и Советов Министров
союзных республик обеспечить перестройку механизма формирования цен в
строительстве, исключив неоправданное влияние материалоемкости на уровень цен
готовой строительной продукции.
Создать условия для широкого применения договорных
сметных цен на готовые объекты и другую конечную строительную продукцию с
учетом дифференциации этих цен в зависимости от качества строительной
продукции.
13. Госстрою СССР, министерствам и
ведомствам СССР, Советам Министров союзных республик организовать работу по
переводу организаций и предприятий на новые формы хозяйствования в соответствии
с развернутыми программами, создавать необходимые условия для всестороннего
применения Закона СССР о государственном предприятии (объединении).
С этой целью:
обеспечить готовность организаций и
предприятий к работе в условиях полного хозяйственного расчета и
самофинансирования, взаимную увязку доводимых до них показателей, нормативов и
лимитов;
организовать контроль
за подготовкой организаций и предприятий к работе в условиях полного
хозяйственного расчета и самофинансирования, постоянно оказывать им всемерную
помощь в решении возникающих вопросов.
Обеспечить активное участие в этой работе
трудовых коллективов и специалистов организаций и предприятий, широко использовать
передовой опыт предприятий, работающих в условиях хозяйственного расчета и
самофинансирования. Особое внимание уделять развитию и углублению
внутрипроизводственного хозяйственного расчета, нацелить экономические рычаги и
стимулы на достижение высоких конечных результатов.
Пункт 14 не приводится, как не содержащий
норм, подлежащих включению в Свод законов СССР.
15. Возложить на министров (руководителей
ведомств) персональную ответственность за организацию подготовки и перевода
организаций и предприятий на полный хозяйственный расчет и самофинансирование.
Приложение к Постановлению не приводится,
как не содержащее норм, подлежащих включению в Свод законов СССР.