ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС
СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 декабря 1987 г. N 1428
О ПЕРЕВОДЕ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ
ГОСАГРОПРОМА СССР НА ПОЛНЫЙ
ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ
РАСЧЕТ И САМОФИНАНСИРОВАНИЕ
(с изм. и доп., внесенными Постановлением
ЦК КПСС, Совмина СССР
от 13.01.1989 N 27 - СП СССР, 1989, N 9, ст. 27;
Постановлениями Совмина СССР от 06.05.1989 N 385;
от 21.12.1989 N 1123 - СП СССР, 1990, N 2, ст.
16)
Центральный Комитет
КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что в результате претворения в жизнь
современной аграрной политики партии, последовательного осуществления курса
XXVII съезда КПСС, решений апрельского (1985 г.) и последующих Пленумов ЦК
КПСС, направленных на обеспечение более устойчивого развития сельского
хозяйства и связанных с ним отраслей, в агропромышленном комплексе наметились
позитивные перемены.
Нарастают темпы интенсификации
производства, существенный сдвиг произошел в инвестиционной политике на основе
концентрации капитальных вложений на приоритетных направлениях развития
колхозов, совхозов, перерабатывающих отраслей и социально - культурной сферы.
Проделана большая работа по организационной перестройке всей системы управления
агропромышленным комплексом, укрепляются хозрасчетные отношения, широкое
распространение получают прогрессивные формы организации труда, коллективный и
семейный подряды, внутрихозяйственный расчет. Значительно повысилась трудовая
активность колхозников, работников совхозов, других предприятий и организаций
комплекса.
Все это положительно сказывается на
темпах прироста выпуска продукции и производительности труда, росте прибыли.
Многие ранее убыточные предприятия стали работать рентабельно. Особое значение
имеет то, что осуществление крупномасштабных мер по ускоренному развитию
агропромышленного комплекса позволило улучшить продовольственное обеспечение
советских людей и структуру их питания.
Наряду с этим ЦК
КПСС и Совет Министров СССР подчеркивают, что реализация принятых решений по
совершенствованию управления и экономического механизма хозяйствования в
агропромышленном комплексе создает необходимые предпосылки для подъема его
отраслей на качественно новый уровень на основе перевода колхозов, совхозов,
предприятий и организаций системы Госагропрома СССР на полный хозяйственный
расчет и самофинансирование.
Неотложность проведения этой работы диктуется прежде всего тем, что использование огромных
потенциальных возможностей наращивания объемов производства в сельском
хозяйстве и перерабатывающей промышленности существенно сдерживается из-за
недостаточного применения современных экономических методов управления,
медлительности в переводе колхозов, совхозов, предприятий и объединений на
новые прогрессивные условия хозяйствования.
Совершенно нетерпимым является то, что в
системе Госагропрома СССР слабо внедряется противозатратный
механизм, ограниченное развитие получают хозрасчетные методы ведения хозяйства,
договорные отношения. Действующая система управления и экономический
механизм не в полной море способствуют углублению интеграции сельского
хозяйства и перерабатывающих отраслей промышленности, усилению
заинтересованности всех звеньев агропромышленного производства в достижении
высоких конечных результатов. По-прежнему сохраняются жесткая регламентация
хозяйственной деятельности предприятий и организаций и административно -
командные методы управления ими.
Особенно недопустимо то, что Госагропром
СССР, агропромышленные комитеты и объединения, советские органы на местах не
принимают эффективных мер по оздоровлению финансового состояния объединений,
предприятий и организаций. Многие колхозы, совхозы и предприятия переработки в
своей практической деятельности не соизмеряют затраты с получаемыми доходами,
потребительски относятся к использованию средств на оплату труда. В результате
продолжает неоправданно расти их задолженность по ссудам банка, а ряд хозяйств
и перерабатывающих предприятий утратили свои оборотные средства. Все это
ограничивает возможности расширенного воспроизводства, не позволяет
активизировать процесс интеграции и эффективно развивать специализацию.
Медленно преодолеваются консервативные,
устаревшие методы руководства сельским хозяйством и перерабатывающей
промышленностью, особенно на уровне районных агропромышленных объединений,
которые до сих пор не стали по-настоящему производственно - хозяйственными
формированиями. Это привело к тому, что вместо производственной интеграции
здесь, как правило, произошло механическое слияние управленческих звеньев.
ЦК компартий союзных республик, крайкомы,
обкомы, горкомы и райкомы партии, первичные партийные организации зачастую не
уделяют должного внимания партийно - политическому обеспечению процессов
перестройки, происходящих в агропромышленном комплексе. Не предъявляют
принципиального спроса к руководителям, допускающим серьезные недостатки в
выполнении решений Партии и Правительства по созданию действенного
хозяйственного механизма в системе Госагропрома СССР, широкому применению экономических методов в работе его подразделений. Местные
партийные органы нередко мирятся с бесхозяйственностью и иждивенчеством,
некомпетентным вмешательством в производственную деятельность трудовых
коллективов. Недостаточно уделяется внимания подбору, расстановке кадров, их
учебе, формированию стабильного состава руководителей и специалистов хозяйств,
слабо распространяется передовой опыт работы в условиях бригадного, семейного и
арендного подрядов. Во многих случаях в этом важном деле допускаются формализм,
шаблонный подход, принижается авангардная роль партийных организаций в развитии
демократических начал и гласности в управлении.
В целях дальнейшего повышения
эффективности работы предприятий и организаций агропромышленного комплекса,
усиления их заинтересованности в достижении высоких конечных результатов
производства и обеспечения на этой основе коренного улучшения снабжения
населения продуктами питания Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР
постановляют:
1. Обратить внимание ЦК
компартий союзных республик, крайкомов и обкомов партии, Госагропрома СССР,
центральных экономических органов, министерств и ведомств СССР, Советов
Министров союзных и автономных республик, крайисполкомов и облисполкомов на то,
что перевод в 1988 - 1989 годах колхозов, совхозов, других предприятий и
организаций на полный хозяйственный расчет и самофинансирование является
решающим условием кардинального улучшения положения дел в агропромышленном
комплексе, наращивания объема производства продовольствия, расширения
ассортимента продуктов питания, углубления интеграции и повышения эффективности
сельскохозяйственного производства и перерабатывающих отраслей промышленности.
Вся эта работа
должна быть неразрывно связана с широким применением достижений науки и
техники, и прежде всего интенсивных и безотходных технологий, эффективных форм
организации производства и труда, новых экономических методов управления и
хозяйствования, созданием прогрессивных структурных формирований, в том числе
на кооперативной основе, - агропромышленных комбинатов и объединений, агрофирм,
производственных и научно - производственных систем, а также с коренной
перестройкой и дальнейшим улучшением
деятельности районных агропромышленных объединений как производственно -
хозяйственных формирований, работающих на демократических принципах управления.
Абзацы третий и четвертый пункта 1 не
приводятся, как не содержащие норм, подлежащих включению в Свод законов СССР.
2. Установить, что
предприятия и организации системы Госагропрома СССР, переведенные на полный
хозяйственный расчет и самофинансирование, самостоятельно разрабатывают и
утверждают пятилетний план экономического и социального развития (с
распределением по годам) на основе доведенных до них исходных данных
планирования: контрольных цифр, государственных заказов, долговременных
экономических нормативов и лимитов, а также прямых заказов потребителей и
органов материально - технического снабжения на продукцию (работы, услуги)
в соответствии с Законом СССР о государственном предприятии (объединении).
(с изм. и доп., внесенными Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от
13.01.1989 N 27)
Исходные данные планирования доводятся в
установленном порядке до Госагропрома СССР, госагропромов
союзных и автономных республик, краевых, областных агропромышленных комитетов,
районных агропромышленных объединений и других агропромышленных формирований,
предприятий и организаций. Они охватывают лишь важнейшие показатели, оставляя
предприятиям и организациям широкий простор для выбора решений и заключения
договоров, нацеливают их на достижение высоких конечных результатов.
Состав контрольных цифр определяется
Госагропромом СССР в зависимости от особенностей деятельности предприятий и
организаций в пределах показателей, предусмотренных Законом СССР о
государственном предприятии (объединении), и с учетом Примерного Устава
колхоза.
Государственные заказы до предприятий и
организаций системы Госагропрома СССР доводятся на поставку продукции
(выполнение работ, услуг), а также на ввод в действие производственных
мощностей и объектов социальной сферы за счет государственных централизованных
капитальных вложений.
При этом государственный заказ на
поставку сельскохозяйственной продукции доводится, как правило, до районных
агропромышленных объединений, агрокомбинатов и других агропромышленных формирований.
Районные агропромышленные объединения,
агропромышленные комитеты и другие агропромышленные формирования, исходя из
контрольных цифр и государственных заказов, организуют работу по заключению
договоров на поставку продукции колхозами, совхозами и другими
сельскохозяйственными предприятиями, включая продукцию, не вошедшую в
государственный заказ и реализуемую ими самостоятельно.
Установить, что по мере развития
интеграции сельскохозяйственного производства и перерабатывающих отраслей
промышленности последовательно сокращаются государственные заказы на
промежуточные виды сельскохозяйственного сырья и остаются преимущественно
государственные заказы на конечные виды продукции агропромышленного комплекса.
Разрешить Госагропрому СССР, Советам
Министров союзных республик, агропромышленным комитетам при изменении спроса
населения и заявок торгующих организаций на продукцию агропромышленного
комплекса вносить поправки в государственные заказы на ее поставку.
До предприятий и организаций доводятся
следующие долговременные экономические нормативы:
платы за производственные фонды,
трудовые, природные ресурсы и отчисления от расчетной прибыли (дохода) в
государственный (в том числе местный) бюджет;
отчислений от расчетной прибыли (дохода),
а также от амортизации, предназначенной на полное восстановление основных
фондов, в централизованные фонды и резервы вышестоящей организации;
образования фонда развития производства,
науки и техники;
образования фонда социального развития;
образования фонда материального поощрения
и образования общего фонда заработной платы (для предприятий и организаций,
применяющих форму хозяйственного расчета, основанную на нормативном
распределении прибыли);
образования фонда валютных отчислений
(для предприятий и организаций, имеющих право выхода на внешний рынок);
абзац шестнадцатый утратил силу. -
Постановление Совмина СССР от 21.12.1989 N 1123.
(Абзац семнадцатый) Нормативы образования
фондов экономического стимулирования устанавливаются советом районного
агропромышленного объединения или другим вышестоящим органом, которому
непосредственно подчинены предприятия и организации.
Предоставить право Советам Министров
союзных республик разрешать агропромышленным комитетам, районным
агропромышленным объединениям и другим агропромышленным формированиям
утверждать предприятиям и организациям, в виде исключения, нормативы
образования единого фонда производственного и социального развития. Разрешить
Госагропрому СССР принимать аналогичное решение по предприятиям и организациям
союзного подчинения.
Фонд заработной платы (фонд оплаты труда)
работников вновь вводимых в действие предприятий и объектов, а также фонды
материального поощрения и социального развития для указанных предприятий и
объектов определяются по нормативам, устанавливаемым с учетом нормативных
сроков освоения производственных мощностей, и предусматриваются в планах
экономического и социального развития отдельно.
Сохранить, в виде исключения, на 1988 -
1990 годы:
для совхозов, других государственных
сельскохозяйственных предприятий, а также межхозяйственных предприятий -
порядок установления нормативов платежей от прибыли (дохода) в бюджет с учетом
экономической оценки земли, обеспеченности основными фондами и трудовыми
ресурсами;
для колхозов - порядок установления
нормативов уплаты в бюджет подоходного налога с учетом экономической оценки
земли, обеспеченности основными фондами и трудовыми ресурсами.
Порядок определения нормативов отчислений
от доходов колхозов в централизованные фонды и резервы вышестоящей организации
согласовывается с советами колхозов союзных республик.
Доводимые до предприятий и организаций
лимиты устанавливают предельный размер государственных централизованных
капитальных вложений для развития межотраслевых производств, нового
строительства и решения особо важных задач в соответствии с перечнем
предприятий и объектов, включенных в государственный план, объемов строительно - монтажных и подрядных работ, централизованно
распределяемых материально - технических ресурсов (с учетом экономии).
Капитальные вложения, ввод в действие
производственных мощностей и основных фондов, осуществляемые за счет
собственных средств и кредитов банка, определяются и утверждаются предприятиями
и организациями самостоятельно.
Планы по производству продукции, работ и
оказанию услуг обслуживающих, строительных, транспортных и других предприятий и
организаций формируются ими самостоятельно, преимущественно на основе
заключенных договоров (заявок) с предприятиями и организациями зоны
обслуживания.
Учитывая, что
перевод предприятий и организаций системы Госагропрома СССР на полный
хозяйственный расчет и самофинансирование осуществляется в условиях
утвержденного пятилетнего плана, Госплану СССР, Госагропрому СССР и Советам
Министров союзных республик, республиканским, краевым, областным
агропромышленным комитетам, районным агропромышленным объединениям,
предприятиям и организациям системы Госагропрома СССР обеспечить разработку
планов экономического и социального развития на 1988 - 1990 годы, исходя из
показателей пятилетнего плана и
устанавливаемых на эти годы экономических нормативов.
Пункт 3 не приводится, как не содержащий
норм, подлежащих включению в Свод законов СССР.
4. Установить следующий порядок
распределения полученной предприятиями и организациями системы Госагропрома
СССР прибыли (дохода):
плата за производственные фонды, трудовые
и природные ресурсы и другие отчисления в государственный (в том числе местный)
бюджет;
уплата процентов за краткосрочный банковский
кредит;
отчисления вышестоящей организации на
образование централизованных фондов и резервов.
Остающаяся в
распоряжении предприятий и организаций после внесения указанных платежей и
отчислений прибыль (доход) направляется ими на образование по утвержденным
нормативам фонда развития производства, науки и техники, фонда социального
развития, фонда материального поощрения (на предприятиях и в организациях,
применяющих форму хозяйственного расчета, основанную на нормативном
распределении прибыли), а также резервного фонда предприятия (организации).
На предприятиях и в организациях,
применяющих форму хозяйственного расчета, основанную на нормативном
распределении дохода, единый фонд оплаты труда формируется как остаток
хозрасчетного дохода коллектива после образования из него фонда развития
производства, науки и техники, фонда социального развития и резервного фонда
предприятия (организации).
5. Госагропрому СССР
совместно с Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и
ВЦСПС в целях повышения заинтересованности и ответственности органов
управления, предприятий и организаций агропромышленного комплекса за конечные
результаты производства обеспечить поэтапный переход к оплате труда всех
участников производства, включая руководителей и специалистов, в прямой
зависимости от валового дохода, использовать также другие противозатратные
формы стимулирования производства. Особое внимание уделить широкому
внедрению и углублению внутрипроизводственного хозяйственного расчета,
бригадного и семейного подрядов, активнее применять арендную форму договорных
отношений. Повысить удельный вес натуральной оплаты труда работников сельского
хозяйства, непосредственно увязывая размер ее выдачи с конечными результатами.
Обеспечить строгий контроль
за расходованием заработной платы, не допускать ее неоправданного роста
без существенного улучшения производственных и экономических показателей
деятельности предприятий и организаций. В случае нарушения предприятиями и
организациями системы Госагропрома СССР установленного по годам пятилетки
нормативного соотношения между приростом средней заработной платы и приростом
производительности труда соответствующая часть фонда материального поощрения
(фонда оплаты труда) резервируется для ее использования при достижении
нормативного соотношения или перечисляется в фонд социального развития на
финансирование капитальных вложений.
Абзац третий утратил силу. -
Постановление Совмина СССР от 21.12.1989 N 1123.
(Абзац четвертый) Госагропрому СССР, госагропромам союзных и автономных республик,
агропромышленным комитетам краев и областей глубоко анализировать причины
снижения темпов роста производительности труда, необоснованного увеличения
заработной платы на предприятиях и в организациях и принимать конкретные меры
по их устранению.
6. Госагропрому СССР и
Советам Министров союзных республик в целях коренного улучшения материально -
технического снабжения предприятий и организаций агропромышленного комплекса
осуществить поэтапный переход на оптовую торговлю продукцией производственно -
технического назначения с доведением ее удельного веса в общем объеме
реализации в 1988 году не менее чем до 25 процентов, 1990 году - 70 процентов и
1992 году - 80 процентов.
Обеспечить широкое внедрение новых форм
организации материально - технического снабжения, создание пунктов проката
строительной, землеройной и другой техники, сети комиссионных магазинов,
расширение производственно - коммерческих услуг по подготовке промышленных
изделий к применению на предприятиях и в организациях агропромышленного комплекса.
7. Образовывать в Госагропроме СССР, госагропромах союзных и автономных республик, в краевых,
областных агропромышленных комитетах, районных агропромышленных объединениях
централизованные фонды (в том числе страховой фонд) и резервы за счет отчислений
по стабильным нормативам от прибыли (дохода) и амортизации, предназначенной на
полное восстановление основных фондов предприятий и организаций.
Средства централизованных фондов и
резервов направляются на:
финансирование конкретных важнейших
научно - исследовательских, опытно - конструкторских работ и капитальных
вложений общеотраслевого характера, погашение банковских ссуд и уплату
процентов по ним;
возмещение убытков и финансирование
других затрат планово - убыточных и малорентабельных предприятий и организаций
по установленным в планах лимитам дотаций с их прогрессивным сокращением;
осуществление крупных природоохранных
мероприятий;
оказание временной финансовой помощи
предприятиям и организациям и на другие цели.
Разрешить
Госагропрому СССР, госагропромам союзных и автономных
республик, агропромышленным комитетам краев, областей, районным
агропромышленным объединениям за счет средств централизованного страхового
фонда и резервов компенсировать сельскохозяйственным, перерабатывающим и
торговым предприятиям и организациям потери, вызванные недобором, недопоставкой
или ухудшением качества сельскохозяйственной продукции, а также производить
возмещение потерь предприятий и организаций торговли системы Госагропрома СССР
в связи с уценкой продукции.
Конкретные размеры возмещаемых потерь
определяются агропромышленными комитетами или советами районных
агропромышленных объединений.
8. Советам Министров
союзных и автономных республик, исполнительным комитетам краевых, областных
Советов народных депутатов в соответствии с действующим порядком направить для
установления дифференцированных надбавок к закупочным ценам на
сельскохозяйственную продукцию (доплат в расчете на единицу реализованной
государству продукции) бюджетные ассигнования, получаемые колхозами, совхозами
и другими государственными сельскохозяйственными предприятиями, которые
переводятся на полный хозяйственный расчет и самофинансирование. На эти
цели использовать средства, ранее выделявшиеся для:
выплаты надбавок к закупочным ценам на
сельскохозяйственную продукцию для низкорентабельных и убыточных хозяйств
(исходя из фактических выплат за 1986 год);
финансирования капитальных вложений,
содержания детских садов, покрытия убытков жилищно - коммунального хозяйства и
других плановых мероприятий по совхозам и иным государственным
сельскохозяйственным предприятиям и организациям, а также для добычи и
транспортировки торфа (исходя из фактических сумм по отчету за 1986 год);
финансирования плановых затрат
низкорентабельных и убыточных колхозов (кроме ассигнований, направляемых на
строительство внутрихозяйственных дорог);
компенсации страховых платежей;
возмещения разницы в ценах на минеральные
удобрения, тракторы, автомобили, прицепы к ним и на сельскохозяйственные машины
(с учетом объемов поставок их по пятилетнему плану).
Кроме того, на указанные цели
направляются суммы надбавок к закупочным ценам на тяжеловесный молодняк
крупного рогатого скота (исходя из фактических выплат за 1986 год).
Сохранить для колхозов, совхозов и других
сельскохозяйственных предприятий действующий в настоящее время порядок доплат
за качество продукции (кроме доплат за тяжеловесный молодняк крупного рогатого
скота) и превышение уровня ее продажи государству по сравнению с предыдущей
пятилеткой.
Установить, что выплата надбавок к закупочным
ценам на сахарную свеклу, эфиромасличные культуры, чай, продаваемые
сельскохозяйственными предприятиями с превышением среднегодового уровня,
достигнутого в предыдущей пятилетке, осуществляется за счет средств
государственного бюджета без отнесения на себестоимость промышленной продукции.
Полученная при этом прибыль должна быть учтена при определении экономических
нормативов.
Разрешить совхозам и другим
государственным и межхозяйственным сельскохозяйственным предприятиям и
организациям не производить дооценку остатков
минеральных удобрений, приобретенных до отмены выделения бюджетных ассигнований
на возмещение разницы в ценах по этим удобрениям.
9. Министерству финансов СССР, Госбанку
СССР и Госагропрому СССР по согласованию с Госпланом СССР определить порядок
компенсации из государственного бюджета дополнительных затрат перерабатывающих
предприятий и заготовительных организаций, связанных с установлением надбавок к
закупочным ценам, без изменения взаимоотношений с бюджетом.
Пункт 10 не приводится, как не содержащий
норм, подлежащих включению в Свод законов СССР.
11. Признать
целесообразным сохранить на 1988 - 1990 годы выделение бюджетных ассигнований
как на новое строительство и решение особо важных задач в соответствии с
перечнем предприятий и объектов, включенных в государственный план, так и на
выполнение имеющих общегосударственное значение мероприятий по мелиорации
земель, строительству внутрихозяйственных дорог, лесо-
и землеустройству, борьбе с вредителями сельскохозяйственных растений,
болезнями животных, эрозией почвы, а также на проведение природоохранных
и других работ. Финансирование указанных мероприятий осуществлять в пределах
средств, предусмотренных в расчетах к пятилетнему плану.
12. Госагропрому СССР и Советам Министров
союзных республик с участием Министерства финансов СССР и Агропромбанка СССР
осуществить комплекс мер по оздоровлению финансового положения подведомственных
предприятий и организаций, укреплению платежной дисциплины, используя для этого прежде всего их собственные средства и средства
централизованных фондов агропромышленных комитетов. Уделить особое внимание
разработке и проведению конкретных организационных и технических мероприятий,
направленных на повышение эффективности работы планово - убыточных и
малорентабельных предприятий и организаций, с тем
чтобы в основном ликвидировать их убыточность к 1990 году.
В тех случаях,
когда сельскохозяйственные, перерабатывающие и иные предприятия и организации,
несмотря на осуществляемые меры, не смогли ликвидировать убыточность и не в
состоянии работать в условиях полного хозяйственного расчета и
самофинансирования, принимать решения об их реорганизации (слиянии,
присоединении, разделении, выделении, преобразовании), а также о передаче
другим предприятиям или о прекращении деятельности в установленном порядке.
13. Агропромбанку СССР
и Госагропрому СССР совместно с Советами Министров союзных республик принимать
решения о предоставлении, в виде исключения, отдельным предприятиям и
организациям отсрочки погашения не обеспеченной возвратом задолженности по
ссудам банка, срок оплаты которых наступает в 1987 - 1990 годах, на срок до 10
лет в пределах сумм согласно приложению N 2.
Госагропрому СССР, Агропромбанку СССР и
Советам Министров союзных республик обеспечить тщательное рассмотрение
экономического положения этих предприятий и организаций, имея в виду не
допустить фактов необоснованного предоставления отсрочки погашения
задолженности по ссудам банка.
Освободить указанные предприятия и
организации от уплаты процентов по ссудам Агропромбанка СССР, погашение которых
отсрочено в соответствии с настоящим Постановлением.
Госагропрому СССР, госагропромам союзных республик, краевым, областным
агропромышленным комитетам, районным агропромышленным объединениям,
предприятиям и организациям системы Госагропрома СССР совместно с учреждениями
Агропромбанка СССР разработать программу обеспечения своевременного погашения
задолженностей по ссудам банка, предусмотрев в ней повышение экономической
ответственности предприятий, организаций и органов управления системы
Госагропрома СССР за нерациональное использование кредитных ресурсов и
несвоевременное погашение банковских ссуд.
Агропромбанку СССР активизировать
процентную политику на основе развития договорных отношений, предусматривающих
взаимные обязательства и экономическую ответственность сторон. За счет
существенного улучшения деятельности предприятий и организаций и укрепления их
экономики добиться возврата отсроченных задолженностей в установленные сроки.
14. Признать
необходимым в целях более полного возмещения потерь, возникающих в случаях
стихийных бедствий или складывающихся неблагоприятных погодных условий, и
обеспечения устойчивости финансового положения колхозов, совхозов и других
сельскохозяйственных предприятий, переводимых на полный хозяйственный расчет и
самофинансирование, повысить с 1988 года уровень страхового возмещения до 70
процентов стоимости недобора урожая сельскохозяйственных культур и многолетних
насаждений без изменения ставок страховых платежей.
Министерству финансов СССР и Госагропрому
СССР в 3-месячный срок:
определить меры по дальнейшему улучшению
организации государственного страхования колхозов, совхозов и других
сельскохозяйственных предприятий, уточнить условия страхового возмещения
потерь, имея в виду исключить возможность неоправданного покрытия убытков от
бесхозяйственности за счет средств Госстраха СССР;
установить предельный размер
межреспубликанского запасного фонда Госстраха СССР, предусмотрев перечисление в
централизованный страховой фонд Госагропрома СССР сумм, накапливаемых сверх
предельного уровня, и использование их на укрепление финансового положения
колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий.
15. В условиях работы на принципах
полного хозяйственного расчета и самофинансирования предоставить право:
колхозам, совхозам
и другим сельскохозяйственным предприятиям - продавать организациям
потребительской кооперации и на колхозных рынках по ценам согласно договоренности
цитрусовые плоды, прудовую рыбу и продукты ее переработки, грибы, картофель и
плодоовощную продукцию в переработанном виде, продукцию цветоводства,
пчеловодства, а также семенной и посадочный материал плодово - ягодных и
овощных культур (в дополнение к видам сельскохозяйственной продукции,
предусмотренным пунктом 12 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 марта 1986 г. N 358);
предприятиям перерабатывающей
промышленности - реализовывать продукцию, не выбранную потребителями по
выделенным фондам в течение месяца, а продукцию с ограниченным сроком
реализации - по истечении срока, предусмотренного графиком поставки, по ценам и
на условиях договоренности. Продукция, реализуемая в таком порядке,
засчитывается предприятиям в выполнение государственного заказа и договорных
обязательств по поставкам;
предприятиям и организациям - производить
и реализовывать по ценам и на условиях договоренности продукцию, выработанную
из давальческого сырья;
абзац последний утратил силу. -
Постановление Совмина СССР от 06.05.1989 N 385.
16. Предприятиям и организациям системы
Госагропрома СССР расширять практику применения договорных цен при взаимных
расчетах за продукцию и услуги. Предоставить право госагропромам
союзных республик, краевым, областным агропромышленным комитетам, районным
агропромышленным объединениям (по решению совета объединения) устанавливать
расчетные цены на реализуемую подведомственным перерабатывающим и торговым
предприятиям и организациям сельскохозяйственную продукцию, исходя из
действующих оптовых и розничных цен на соответствующую конечную продукцию
агропромышленного комплекса. При определении уровня договорных и расчетных цен
учитывать реальный вклад и меру участия предприятий и организаций в
производстве, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции.
Для создания
условий к постепенному переходу на применение договорных и расчетных цен на
сельскохозяйственную продукцию разрешить Советам Министров союзных республик по
согласованию с Госагропромом СССР, Государственным комитетом СССР по ценам и
Министерством финансов СССР вводить систему дифференцированных ставок налога с
оборота, а в необходимых случаях - ставок дотации на конечную продукцию
предприятий перерабатывающей промышленности агропромышленного комплекса, исходя
из расходов на оплату
сельскохозяйственного сырья (включая надбавки и доплаты), расходов на приемку,
хранение и переработку этого сырья, обеспечения нормативной рентабельности и с
учетом действующих государственных розничных цен. Установить, что дотации из
государственного бюджета выплачиваются промышленным предприятиям при реализации
конечной продукции.
Абзац третий пункта 16 не приводится, как
не содержащий норм, подлежащих включению в Свод законов СССР.
17. Госагропрому СССР и Советам Министров
союзных республик принять необходимые меры к тому, чтобы работа предприятий и
организаций в условиях полного хозяйственного расчета и самофинансирования
осуществлялась в тесной увязке с совершенствованием структуры управления,
углублением интеграции сельскохозяйственных, промышленных, заготовительных,
торговых и других предприятий и организаций агропромышленного комплекса.
Особое внимание уделить при этом
организации деятельности и укреплению экономических взаимоотношений городских
агропромышленных комитетов с сельскохозяйственными предприятиями, поставляющими
им продукцию, на основе создания крупных агропромышленно - торговых
объединений, производственных систем и других типов производственных
объединений.
18. В целях усиления производственной
направленности интеграционного процесса, повышения эффективности производства в
агропромышленном комплексе осуществить коренную перестройку деятельности
районных агропромышленных объединений, повысить их роль как единых
производственно - хозяйственных формирований основного звена управления,
осуществляющих свою деятельность на демократических началах и принципах полного
хозяйственного расчета.
Установить, что высшим органом управления
районного агропромышленного объединения является собрание (конференция)
уполномоченных представителей предприятий и организаций, входящих в его состав,
на котором избирается совет объединения.
Предоставить право советам районных
агропромышленных объединений:
доводить до предприятий и организаций
исходные данные для планирования;
организовывать межхозяйственные
предприятия, производственные системы, агрофирмы, другие агропромышленные
формирования на основе широкой интеграции производства;
(с изм. и доп., внесенными Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от
13.01.1989 N 27)
создавать самостоятельно на основе
самоокупаемости сельскохозяйственные, промышленные, заготовительные, торговые,
проектные, строительные, транспортные предприятия и организации, предприятия
коммунально - бытового обслуживания, научные подразделения и другие предприятия
и организации;
централизовать полностью или частично, с
согласия предприятий и организаций, выполнение отдельных производственно -
хозяйственных функций, создавать финансово - расчетные центры для осуществления
расчетно - финансовых операций между предприятиями и организациями, входящими в
состав объединений, а также другими предприятиями и организациями и с
учреждениями Агропромбанка СССР;
утверждать расчетные цены на продукцию,
реализуемую внутри объединения, а также тарифы и расценки на оказываемые услуги;
принимать решения о реорганизации или
прекращении деятельности предприятий и организаций (кроме колхозов) при
длительной их убыточности или отсутствии спроса на продукцию.
Принимаемые советом решения должны
соответствовать положениям Закона СССР о государственном предприятии
(объединении), Примерного Устава колхоза и новым принципам хозяйствования.
Предоставить право районным
агропромышленным объединениям выполнять функции заготовительных организаций
сельскохозяйственной продукции и заключать договоры контрактации с колхозами,
совхозами и другими предприятиями, а также на закупки у населения излишков
сельскохозяйственной продукции, изделий народных промыслов. Выполнение этих
функций и сбыт продукции объединение может возложить на отдельные предприятия и
организации, входящие в его состав.
19. Структура, штаты и расходы на
содержание аппарата управления районного агропромышленного объединения
утверждаются собранием (конференцией) уполномоченных представителей предприятий
и организаций, входящих в состав объединения. Расходы на содержание аппарата
управления объединения покрываются за счет централизованных фондов и резервов
объединения, а также за счет доходов, получаемых от централизованного
осуществления производственно - хозяйственных функций. Штатное расписание
объединения в финансовых органах не регистрируется.
Пункт 20 не приводится, как не содержащий
норм, подлежащих включению в Свод законов СССР.
* *
*
Центральный Комитет КПСС и Совет
Министров СССР подчеркивают общегосударственное значение перевода предприятий и
организаций агропромышленного комплекса на полный хозяйственный расчет и
самофинансирование. Меры, предусмотренные настоящим Постановлением, должны
осуществляться последовательно, с учетом создания необходимых экономических и организационных
предпосылок, с тем чтобы уже в 1989 году полностью
завершить введение новых условий хозяйствования в системе Госагропрома СССР.
Приложения к Постановлению не приводятся,
как не содержащие норм, подлежащих включению в Свод законов СССР.