МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РСФСР
ПРИКАЗ
от 4 января 1988 г. N 2
О СОСТОЯНИИ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ
ПАТОЛОГОАНАТОМИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В РСФСР
Патологоанатомическая служба приобретает
все большее значение в повышении уровня медицинской помощи населению,
совершенствовании профессиональных знаний врачей.
Работа, проводимая патологоанатомами по
прижизненной морфологической и посмертной диагностике, изучению этиологии,
патогенеза и танатогенеза болезней, причин расхождения клинических и
патологоанатомических диагнозов, летальности, способствует выявлению дефектов в
обследовании и лечении больных на догоспитальном
этапе и в стационаре, диспансерном наблюдении, недостатков в организации
медицинской помощи на всех этапах ее оказания.
В последние годы развитие
патологоанатомической службы в РСФСР осуществлялось в соответствии с Приказом
Министерства здравоохранения СССР от 4 апреля 1983 г. N 375 "О дальнейшем
совершенствовании патологоанатомической службы в стране".
В результате работы, проведенной органами
и учреждениями здравоохранения по совершенствованию патологоанатомической
службы, получила дальнейшее развитие сеть патологоанатомических отделений, увеличились
на 1,3% объем патологоанатомических вскрытий, на 12,5% биопсийных
исследований, в том числе на 24,5% диагностических биопсий, повысилось качество
патологоанатомических исследований.
Основным направлением совершенствования
патологоанатомической службы явились мероприятия по централизации
патологоанатомических отделений и в настоящее время их централизовано 61%.
Челябинским и
Тамбовским облздравотделами внедрена новая
организационная структура службы - областное патологоанатомическое бюро.
Особенно положительна работа Челябинского
облздравотдела (зав. Макаров В.Б.) и его бюро (зав.
Ковалев М.М.) по развитию и повышению качества патологоанатомической службы в
области, которая полностью централизована в 35 патологоанатомических
отделениях, из них в 8 межрайонных в сельской местности, укомплектована
квалифицированными специалистами-патологоанатомами.
Для повышения профессионального
мастерства среднего медицинского персонала на базе областного
патологоанатомического бюро создан совет лаборантов-гистологов.
Хорошая
материально-техническая база патологоанатомического бюро, внедрение новых форм
и методов работы, современных методик исследований позволили с 1983 г. на тех
же производственных площадях увеличить в патологоанатомическом бюро объем
секционной и биопсийной работы соответственно на 10 и
12%, довести удельный вес патологоанатомических вскрытий до 94 - 100% (РСФСР -
88,8%), добиться 20,7% выявления ошибок в клинической диагностике, значительно
улучшить качество патологоанатомических исследований, т.е. подтвердить экономическую эффективность централизации службы.
Большую работу Челябинское областное бюро
проводит по оказанию консультативной помощи и организационно-методическому
руководству патологоанатомическими отделениями области, в результате чего значительно
увеличился объем и повысилось качество проводимых ими
исследований.
Заслуживает внимания организация изучения
летальности в лечебно-профилактических учреждениях Московской области, где на
базе Московского областного научно-исследовательского клинического института
им. Н.Ф. Владимирского в этих целях организованы комплексные бригады
специалистов, в состав которых, кроме патологоанатомов, входят терапевт,
хирург, анестезиолог-реаниматолог, невропатолог, педиатр, детский хирург и
инфекционист. При анализе лечебно-диагностического процесса и летальности
особое внимание уделяется причинам расхождения клинических диагнозов с
патологоанатомическими, поликлиническими и диагнозами скорой медицинской
помощи. По результатам данных исследований издаются информационные письма для
медицинских работников Московской области.
В целях координации работы
патологоанатомических учреждений Российской Федерации в 1987 г. Минздравом
РСФСР создан республиканский патологоанатомический центр (руководитель т.
Кронрод Б.А.).
В то же время анализ состояния
патологоанатомической службы в РСФСР подтвердил необходимость коренной
перестройки работы патологоанатомических и лечебно-профилактических учреждений
в свете "Основных направлений развития охраны здоровья населения и перестройки
здравоохранения СССР в XII пятилетке и на период до 2000 года".
Вследствие серьезных недостатков в
организации и планировании, определении основных направлений деятельности
патологоанатомической службы, снижения требовательности к руководителям
лечебно-профилактических учреждений и патологоанатомических подразделений
допущены серьезные ошибки в ее развитии, особенно в административных
территориях Северного, Волго-Вятского, Поволжского, Северо-Кавказского районов
РСФСР.
Так, недостаточными темпами осуществляется
централизация патологоанатомических отделений, особенно в сельской местности, в
Амурской, Псковской, Рязанской, Тульской, Ярославской областях, Красноярском
крае, Марийской и Мордовской АССР.
При ее организации не учитывается наличие
соответствующей материально-технической базы, необходимость выделения
санитарного автотранспорта. В нарушение действующего положения допускается
использование помещений патологоанатомических отделений не по назначению,
проведение в них судебно-медицинских вскрытий.
Указанное приводит к снижению эффективности работы централизованных
патологоанатомических отделений, особенно по обслуживанию
лечебно-профилактических учреждений сельской местности, т.е. формальной
централизации службы (Калмыцкая АССР, Вологодская, Горьковская, Камчатская,
Курганская области, г. Братск Иркутской области).
В РСФСР только 28,2% больных умирает в
стационарах, из их числа патологоанатомическому исследованию подвергается всего
88,6%, а в Северо-Осетинской АССР - 73,7%, Чечено-Ингушской АССР - 64,9%,
Калининградской области - 72,5%, в административных территориях
Западно-Сибирского района - 74,8%.
При значительном количестве умерших на
дому (71,8%) причины их смерти практически не изучаются. Только 2% из них
вскрывается, а в Центрально-Черноземном и Северо-Кавказском районах - 0,4 -
0,5%.
В результате общее число вскрытий в целом
по РСФСР остается на низком
уровне и составляет всего 26,5% от числа умерших, а в Центрально-Черноземном
районе 16,6%, Северо-Кавказском районе 15,7, в т.ч. в
Северо-Осетинской АССР 17,8; Чечено-Ингушской АССР - 11,2%.
В большинстве административных территорий
патологоанатомами недостаточно изучаются причины расхождения клинических и
патологоанатомических диагнозов, летальности, итоги анализа не всегда доводятся
до сведения руководителей органов и учреждений здравоохранения.
Клинико-патологоанатомические конференции
носят формальный характер, к участию в их работе не везде привлекаются
медицинские работники, допустившие недостатки на догоспитальном
этапе оказания медицинской помощи больным.
Руководители ряда
лечебно-профилактических учреждений не обеспечивают своевременную доставку
трупов, операционного и биопсийного материала в
централизованные патологоанатомические отделения, без должных к тому оснований
разрешают выдачу трупов без вскрытия, недостаточно используют в своей
деятельности данные патологоанатомических исследований, позволяющие разработать
целенаправленные мероприятия по улучшению лечебно-диагностического процесса.
Недостаточное число вскрытий,
неудовлетворительный уровень анализа причин смертности и летальности снижают
достоверность государственной статистики причин смерти, не обеспечивают
должного влияния патологоанатомической службы на повышение качества диагностики
и лечения, оперативное устранение причин лечебно-диагностических ошибок и
совершенствование профессиональных знаний врачей.
Основной проблемой, сдерживающей развитие
патологоанатомической службы, является крайне неудовлетворительное обеспечение
врачами-патологоанатомами, дефицит которых составляет 1781 чел., или 43,7% к
числу выделенных штатных должностей, а в территориях Восточно-Сибирского района
- 52,6%, Уральского района - 49,4%, в г. Москве - 51,4%.
Более 30% штатных должностей
патологоанатомов, особенно в сельской местности, занято совместителями, из
которых 65% - врачи других специальностей, не имеющие достаточных знаний и
навыков в проведении патологоанатомических вскрытий и гистологических
исследований.
В лечебно-профилактических учреждениях
сельской местности Камчатской, Костромской областей, Коми и Удмуртской АССР
врачей-патологоанатомов вообще нет.
Серьезное положение сложилось со
специалистами по детской патанатомии, которые в
основном имеются только в областных (краевые, республиканские (АССР)) центрах,
а патологоанатомы взрослой сети недостаточно специализированы по вопросам
детской патологии.
Дефицит кадров патологоанатомов, особенно
в Чечено-Ингушской АССР, Амурской, Белгородской, Курганской, Воронежской,
Ленинградской, Тульской и др. областях, г. Москве, не позволяет привести
штатные должности в соответствие с фактической нагрузкой, в результате чего в
целом по РСФСР не введено 266 должностей патологоанатомов, предусмотренных
нормативами.
Качество подготовки патологоанатомов в
медицинских институтах РСФСР не способствует развитию у них необходимых
профессиональных навыков практической работы. Только 39,3% патологоанатомов
имеют квалификационные категории. Особенно мало внимания аттестации этих
специалистов уделяется органами здравоохранения Волго-Вятского (30%) и
Западно-Сибирского районов (32%).
Отсутствует системы подготовки и
повышения квалификации лаборантов-гистологов для патологоанатомических
отделений.
В серьезном укреплении нуждается
материально-техническая база патологоанатомической службы. В основном
патологоанатомические отделения размещены в приспособленных, часто аварийных
помещениях, не отвечающих санитарно-техническим нормам. Так,
в Куйбышевской области (зав. Галкин Р.А.) 50% всех патологоанатомических
отделений нуждаются в срочном капитальном ремонте, в Горьковской области (зав. Резайкин В.И.) из 16 моргов только 2 соответствуют
санитарно-техническим нормам, в г. Калининграде (зав. Зализняк Э.К.) одно
централизованное отделение вообще не имеет собственного помещения, второе
расположено в приспособленном помещении без достаточного естественного
освещения, не имеющем вентиляции, холодильных камер, ритуальной комнаты.
Недостаточная подготовка патологоанатомов
по вопросам детства, низкая укомплектованность, плохая материально-техническая
база прозектур обуславливает низкое качество патологоанатомических исследований
умерших детей, особенно новорожденных и мертворожденных, что ограничивает
возможности правильного планирования мероприятий в помощь врачам
лечебно-профилактических учреждений по снижению детской смертности. Не обеспечивается
оснащение патологоанатомических отделений бинокулярными микроскопами,
термостатами, микротомными ножами, химическими
реактивами, красителями, покровными стеклами и т.д. Потребность
патологоанатомической службы даже в таких недефицитных реактивах и красителях,
как ксилол, толуол, парафин, формалин и др., удовлетворяются плохо.
Руководителями органов здравоохранения
ограниченно выделяются централизованным патологоанатомическим отделениям
автотранспорт, который предусмотрен Приказом Минздрава СССР N 375 "О
дальнейшем совершенствовании патологоанатомической службы в стране".
Научные исследования в области патанатомии проводятся без учета потребности практического
здравоохранения. Медленно осуществляется внедрение научных достижений, в
результате патологоанатомические отделения на 80 - 90% используют несовершенные
методы исследования.
Крайне низка активность главных
внештатных патологоанатомов органов здравоохранения в решении вопросов развития
этой службы.
В целях коренной перестройки
патологоанатомической службы в РСФСР приказываю:
1. Министрам здравоохранения АССР,
заведующим краевыми, областными отделами здравоохранения, начальникам главных
управлений здравоохранения Ленгорисполкома,
Мосгорисполкома и Мособлисполкома:
1.1. К 1990 году завершить организацию
централизованных патологоанатомических отделений, в т.ч.
детских и межрайонных, с учетом обслуживания ими больничных учреждений общей
мощностью не более 4 тыс. коек.
1.2. В 1988 - 1995 годах создать
республиканские (АССР), краевые, областные, городские патологоанатомические
бюро, включенные в номенклатуру учреждений здравоохранения Приказом Минздрава
СССР от 18.11.87 N 1211 (приложение N 1 - не приводится).
1.3. При организации
патологоанатомических бюро, централизованных патологоанатомических отделений предусмотреть:
1.3.1. Строительство и реконструкцию
действующих патологоанатомических корпусов.
1.3.2. Обязательное обеспечение их
необходимым автотранспортом в достаточном количестве.
1.3.3. Полное оснащение оборудованием,
аппаратурой, химреактивами, красителями, покровными и предметными стеклами,
лабораторной посудой.
1.3.4. Укомплектование квалифицированными
врачами-патологоанатомами и лаборантами-гистологами.
1.4. Пересмотреть и согласовать с
Советами Министров АССР, краевыми (областными, городскими) исполкомами советов
народных депутатов планы строительства новых моргов и капитального ремонта старых с учетом перспективной потребности создания
патологоанатомических бюро и централизации службы, организации межрайонных
патологоанатомических отделений.
1.5. Установить строгий контроль за выполнением планов и сроков строительства,
реконструкции и капитального ремонта патологоанатомических корпусов.
1.6. Запретить объединение
патологоанатомических и судебно-медицинских моргов (бюро). До 01.01.89
рассмотреть вопрос о передаче судебно-медицинской экспертизе зданий прозектур
центральных районных больниц, не используемых по назначению.
1.7. Не допускать использования помещений
патологоанатомических корпусов под другие цели или размещение в них структурных
подразделений больниц, не относящихся к патологоанатомическим отделениям.
1.8. В целях улучшения обеспечения
патологоанатомических учреждений специалистами:
1.8.1. В течение 1988 года привести в
соответствие с фактической нагрузкой штаты патологоанатомических отделений.
1.8.2. Предусмотреть направление на
повышение квалификации врачей-патологоанатомов с учетом их усовершенствования 1
раз в пять лет.
1.8.3. Обеспечить подготовку на местных
базах необходимого для патологоанатомической службы числа лаборантов-гистологов
со средним медицинским образованием и повышение их квалификации.
1.8.4. Шире внедрять в практику работу
патологоанатомических подразделений бригадные формы работы персонала,
обеспечивающие снижение потребности во врачах-патологоанатомах и
лаборантах-гистологах, заинтересованность их в результатах труда.
1.8.5. Для повышения культуры
обслуживания и увеличения заработной платы санитаров моргов шире внедрять
систему платных ритуальных услуг в патологоанатомических бюро и отделениях.
1.9. Организовать работу
патологоанатомических отделений, централизованных патологоанатомических
отделений, в том числе детских, в строгом соответствии с Положением о
патологоанатомическом отделении лечебно-профилактического учреждения и
Положением о должностных обязанностях медицинского персонала
патологоанатомического отделения лечебно-профилактического учреждения,
утвержденными Приказом Минздрава СССР от 4 апреля 1983 г. N 375 "О
дальнейшем совершенствовании патологоанатомической службы в стране".
1.10. Выделить из числа специалистов
патологоанатомического бюро (централизованного отделения) и
судебно-медицинского бюро лиц, ответственных за патоморфологические
исследования детей, умерших в раннем возрасте.
1.11. Обязать руководителей
лечебно-профилактических учреждений и патологоанатомических подразделений
широко использовать биопсийные исследования для
прижизненной диагностики заболеваний.
Установить, что гистологические
исследования операционного материала являются обязательными.
2. Начальнику Главного управления учебных
заведений т. Шляпникову В.Н.:
2.1. Создать единую систему подготовки
кадров врачей-патологоанатомов путем последовательного обучения через субординатуру, интернатуру, ординатуру.
2.2. Определить порядок и сроки
подготовки врачей-патологоанатомов в различных регионах.
2.3. Предусмотреть повышение квалификации
врачей-патологоанатомов в ГИДУВах, ЦИУ и на
факультетах усовершенствования врачей медицинских институтов РСФСР для
обеспечения усовершенствования их 1 раз в пять лет (приложение N 2 - не
приводится).
2.4. Открыть в Ижевском медицинском
институте с 1 января 1989 года кафедру усовершенствования
врачей-патологоанатомов для подготовки квалифицированных специалистов этого
профиля.
3. Начальникам Главных управлений учебных
заведений т. Шляпникову В.Н., научных учреждений т. Шабалину В.Н. и
лечебно-профилактической помощи т. Ноговицыной Э.А. до 01.01.89 разработать
положение об учебно-научно-производственном патологоанатомическом объединении
(кафедра патанатомии - патологоанатомическое бюро
(централизованное патологоанатомическое отделение) - лаборатория (отдел) НИИ).
4. Начальникам Главных управлений научных
учреждений т. Шабалину В.Н. и учебных заведений т. Шляпникову В.Н.
совершенствовать научную работу по вопросам организации и разработки новых
методов патологоанатомических исследований, проводя ее на основе отраслевого
межведомственного кооперирования и интегрирования.
Считать необходимым изучение деятельности
патологоанатомической службы на основе исследований материалов прозектур.
5. Начальнику Главного управления
лечебно-профилактической помощи детям и матерям т. Кулаковой Т.В. до 01.03.88
направить в установленном порядке в Минздрав СССР обоснованные предложения по
пересмотру штатных нормативов и нагрузок на врачей-патологоанатомов, работающих
в детских прозектурах.
6. Начальникам Главного управления "Росмедтехника" т. Бажухину
В.И., Главного аптечного управления т. Вальфишу Ю.А.
принять меры к первоочередному обеспечению создаваемых патологоанатомических
бюро оборудованием, аппаратурой, химическими реактивами и красителями,
покровными и предметными стеклами, лабораторной посудой и т.д. в соответствии с
заявками местных органов здравоохранения.
7. Начальникам Главных
управлений лечебно-профилактической помощи т. Ноговицыной Э.А., научных учреждений
т. Шабалину В.Н., Планово-финансового управления т. Климкину М.В. в I квартале
1988 года рассмотреть вопрос о создании республиканского (РСФСР)
патологоанатомического бюро для осуществления организационно-методического
руководства и координации научных разработок по патологоанатомической службе,
внедрения в практику новых организационных форм и методов исследований.
8. Начальникам Главных управлений лечпрофпомощи детям и матерям т. Кулаковой Т.В., научных
учреждений т. Шабалину В.Н. в I квартале 1988 г. организовать республиканский
научно-методический центр патологической анатомии детства на базе Московского
НИИ педиатрии и детской хирургии.
9. Одобрить опыт работы Челябинского
областного патологоанатомического бюро по централизации и совершенствованию
патологоанатомической службы в области и утвердить ее республиканской школой
передового опыта.
10. Заведующему Челябинским облздравотделом т. Макарову В.Б. и начальнику
патологоанатомического бюро т. Ковалеву М.М. подготовить и представить на
утверждение к 01.06.88:
10.1. Информационное письмо об опыте
работы патологоанатомического бюро.
10.2. Программу и график проведения
совещаний главных патологоанатомов на базе республиканской школы передового
опыта - Челябинского патологоанатомического бюро. Первое совещание провести в
III квартале 1988 г.
11. Заместителю министра здравоохранения
РСФСР т. Суворову В.В. в 1988 году рассмотреть вопрос о создании новых типовых
проектов зданий патологоанатомических отделений (бюро).
12. О ходе выполнения настоящего Приказа
докладывать ежегодно к 1 апреля.
13. Контроль за
выполнением Приказа возложить на заместителя министра здравоохранения РСФСР т.
Панова В.Г. и инспекцию при министре.
Министр
А.И.ПОТАПОВ