ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО ТРУДУ
И СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ
СЕКРЕТАРИАТ ВСЕСОЮЗНОГО ЦЕНТРАЛЬНОГО СОВЕТА
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 января 1988 г. N 28/2-83
О ШИРОКОМ РАЗВИТИИ КОЛЛЕКТИВНОГО И
СЕМЕЙНОГО
ПОДРЯДА В ОТРАСЛЯХ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
Решения июньского (1987 г.) Пленума ЦК
КПСС открывают новые возможности для высокопроизводительного труда, вовлечения
трудящихся в процесс управления производством, выявления и использования всех
резервов. Это предъявляет особые требования к совершенствованию форм
организации и стимулирования труда, дальнейшему их развитию с тем, чтобы они
наиболее полно обеспечивали реализацию хозяйственного механизма и доведение его
до каждого рабочего места, перестройку производственных отношений и приведение
их в соответствие с принципами хозяйственного расчета.
Опыт работы передовых коллективов
различных отраслей народного хозяйства свидетельствует о том, что этим
требованиям в полной мере отвечают коллективный, семейный и другие формы
подряда.
Коллективный подряд на предприятии и в
организации характеризуется распространением подрядных отношений на коллективы
всех входящих в их состав подразделений - аппарата управления, основных и
вспомогательных цехов и производств, что дает возможность тесно увязать их
интересы с интересами предприятий и организаций в целом. Это достигается на
основе заключения договоров между администрацией и каждым структурным
подразделением, в которых устанавливаются объемы работ, гарантии в оплате
труда, взаимная экономическая ответственность и закрепляется необходимое
имущество. При этом заработная плата подрядных коллективов ставится в прямую
зависимость от выполнения ими условий договоров и общих результатов работы
предприятия и организации.
Семейный и арендный
подряды получили наибольшее распространение в сельском хозяйстве и
предусматривают закрепление за семьей или коллективом фермы
сельскохозяйственных угодий, сдаваемых им на длительный период в аренду. При этом оплата труда производится в зависимости от полученного
коллективом дохода по конечным результатам. На предприятиях и в организациях
Госагропрома СССР почти 70% всей валовой продукции производится на основе
применения коллективного и семейного подряда. Значительное развитие
коллективный подряд получил в строительстве. В настоящее время свыше 90%
трестов, входящих в состав строительного комплекса, переведено на подряд.
Положительный опыт применения подряда на предприятиях накоплен в Минлесбумпроме
СССР, Минстройматериалов СССР и Главмособлстройматериалов при Мособлисполкоме.
Вместе с тем на многих предприятиях
подрядные принципы применяются лишь на уровне отдельных бригад и участков, не
получая развития в более крупных организационных структурах.
Министерства и ведомства, предприятия и
организации слабо используют возможности подряда в качестве основы коренной
перестройки организации и стимулирования труда, повышения прибыльности и
рентабельности, серьезным препятствием развития подряда является
психологическая неготовность многих руководителей к применению экономических методов хозяйствования на предприятиях.
Неудовлетворительно используют свои
возможности в развитии подрядных форм организации и стимулирования труда
управления и отделы Госкомтруда СССР и ВЦСПС, госкомтруды союзных республик,
комитеты и советы профсоюзов.
С вступлением в силу Закона СССР "О
государственном предприятии (объединении)" развитие коллективного подряда
как новой формы организации и оплаты труда приобретает особое значение.
В целях широкого применения и
распространения коллективного и семейного подряда в условиях перехода
предприятий и организаций на новые методы хозяйствования Государственный
комитет СССР по труду и социальным вопросам и Секретариат ВЦСПС постановляют:
1. Утвердить мероприятия по широкому
внедрению коллективного и семейного подряда в отраслях народного хозяйства
(Приложение 1).
2. Рекомендовать министерствам и
ведомствам СССР совместно с комитетами и советами профсоюзов:
организовать работу по широкому внедрению
коллективного подряда как одного из важнейших направлений совершенствования
хозяйственного механизма, наиболее полно отвечающего новым условиям
хозяйствования и самофинансирования;
утвердить базовые предприятия для
отработки принципов коллективного подряда в условиях их перевода на новые
методы хозяйствования. С учетом передового опыта оказать им помощь в отработке
в течение 1988 г. принципов коллективного подряда в крупных структурных
подразделениях в условиях их перевода на полный хозрасчет и самофинансирование
с последующим распространением их практики на другие предприятия;
возложить ответственность за научное и
методическое руководство по внедрению коллективного и семейного подряда с
учетом специфики производства на головные отраслевые научно-исследовательские и
проектные институты, внедренческие центры по организации труда;
в целях практического обеспечения
широкого распространения коллективного и семейного подряда практиковать
создание при центрах организации труда и отраслевых институтах временных
творческих коллективов, работающих на хозяйственном расчете или на основах
кооперативной деятельности по разработке и оказанию помощи предприятиям и
организациям во внедрении подрядных форм хозяйствования;
установить порядок, при котором
отраслевые научно-исследовательские, проектно-технологические институты и
центры организации труда одновременно с проектированием технологий,
строительством новых и реконструкцией действующих предприятий и производств
обеспечивают обязательность применения требований передовой организации труда,
коллективного и семейного подряда;
систематически обобщать передовой опыт
применения коллективного и семейного подряда, организовать его широкое изучение
через межзаводские школы и семинары. Разработать и утвердить
отраслевые программы и графики обучения рабочих, руководителей, специалистов и
служащих основам коллективного подряда; расширить выпуск учебно-методической
литературы и фильмов по применению коллективного и семейного подряда и организовать
их систематические просмотры на предприятиях и в организациях;
образовать в отраслевых павильонах
экспозиции, освещающие преимущества коллективного и семейного подряда, а также
организовать передвижные выставки по этой тематике.
3. Предложить руководителям предприятий и
организаций совместно с профсоюзными комитетами:
максимально использовать подрядные
принципы хозяйствования при переходе на полный хозяйственный расчет и
самофинансирование. Обеспечить на этой основе повышение производительности
труда и качества продукции, развитие творческой инициативы трудящихся;
использовать в качестве одного из
направлений изыскания средств для перевода трудовых
коллективов на новые условия оплаты труда массовое применение подрядных форм
организации и стимулирования труда;
при переходе на полный хозрасчет и
самофинансирование осуществлять перевод крупных структурных подразделений на
коллективный подряд, создавая тем самым предпосылки для перехода к нормативному
распределению дохода;
направить инициативу трудящихся на комплексное
внедрение коллективного и семейного подряда, проводить систематические проверки
состояния работ по использованию подряда и его эффективности, выносить их
результаты на обсуждение рабочих собраний трудовых коллективов.
4. Управлениям и отделам Госкомтруда
СССР, государственным комитетам по труду союзных республик, комитетам и советам
профсоюзов, НИИ труда, Всесоюзному научному центру по организации труда
Госкомтруда СССР, Научному центру ВЦСПС обеспечить оказание практической и
методической помощи министерствам, ведомствам, предприятиям и организациям в
проведении работы по внедрению подрядных принципов хозяйствования. Осуществлять
с учетом специфики отраслей координацию и контроль за
ходом этой работы, разработать планы мероприятий взаимодействия с
министерствами по практическому применению на базовых предприятиях в 1988 г.
подрядных форм организации и стимулирования труда.
5. Возложить функции головной организации
по внедрению коллективного подряда и оказанию практической помощи
министерствам, ведомствам, предприятиям и организациям на Всесоюзный научный
центр по организации труда Госкомтруда СССР. Центру создать отдел внедрения
подрядных форм организации и стимулировании труда, с участием Научного центра
ВЦСПС в I квартале 1988 г. разработать и утвердить программу по широкому
внедрению коллективного и семейного подряда в отраслях народного хозяйства.
6. Одобрить временные рекомендации по
применению коллективного подряда на предприятиях и в организациях (Приложение
2). Министерствам и ведомствам совместно с ЦК профсоюзов при необходимости
разработать особенности применения коллективного подряда в отраслях народного
хозяйства.
7. НИИ труда Госкомтруда СССР,
Всесоюзному центру изучения общественного мнения при ВЦСПС и Госкомтруде СССР
организовать в 1988 - 1989 гг. проведение на ряде предприятий и в регионах
страны социологических исследований трудовых коллективов, работающих в условиях
коллективного и семейного подряда.
8. Всесоюзному институту повышения
квалификации Госкомтруда СССР, Институту повышения квалификации профсоюзных
кадров при ВШПД ВЦСПС предусмотреть начиная с 1988 г.
организацию для специалистов министерств и ведомств, руководителей предприятий
и организаций, профсоюзных работников курса по изучению подрядных методов в
условиях полного хозрасчета и самофинансирования. Организовать лекции и
семинары по обучению работников предприятий и организаций основам коллективного
и семейного подряда.
9. Редакциям журналов
"Социалистический труд", "Советские профсоюзы", газеты
"Труд" широко освещать опыт подрядных коллективов, добившихся высоких
показателей в росте производительности труда, улучшении использования трудовых
ресурсов и производственных мощностей за счет применения коллективного и
семейного подряда. Развернуть широкое обсуждение перспектив дальнейшего
развития подряда в народном хозяйстве.
Приложение 1
к Постановлению
Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС
от 21 января 1988 г. N 28/2-83
МЕРОПРИЯТИЯ
ПО ШИРОКОМУ ВНЕДРЕНИЮ КОЛЛЕКТИВНОГО И СЕМЕЙНОГО
ПОДРЯДА
В ОТРАСЛЯХ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
┌───┬─────────────────────────────┬───────────────────┬──────────┐
│
N │ Наименование мероприятия │
Ответственные │ Срок
│
│п/п│ │ исполнители │исполнения│
├───┴─────────────────────────────┴───────────────────┴──────────┤
│ I. Организационно-методическая
работа │
├───┬─────────────────────────────┬───────────────────┬──────────┤
│1 │Организовать работу по широ- │Госкомтруд СССР,
│1988 - │
│ │кому применению подрядных │ВЦСПС, министерства│1990
гг. │
│ │форм организации и стимулиро-│и ведомства, ЦК
│ │
│ │вания труда в отраслях народ-│профсоюзов, пред-
│ │
│ │ного хозяйства как основы │приятия и организа-│ │
│ │полной реализации хозяйствен-│ции
│ │
│ │ного расчета и самофинансиро-│ │ │
│ │вания │ │ │
│ │ │ │ │
│2 │Разработать и внедрить систе-│Всесоюзный научный │I - II кв.│
│ │му организации работ по широ-│центр по организа- │1988 г. │
│ │кому внедрению коллективного │ции
труда Госком- │ │
│ │и семейного подряда в отрас- │труда СССР, Научный│ │
│ │лях, на предприятиях и в ор- │центр ВЦСПС, ЦК
│ │
│ │ганизациях │профсоюзов, минис- │ │
│ │ │терства и
ведомства│ │
│ │ │ │ │
│3 │Определить в отраслях голов- │Министерства и ве- │I кв. │
│ │ные проектные и внедренческие│домства │1988 г. │
│ │центры организации труда по │ │ │
│ │разработке и внедрению кол- │ │ │
│ │лективного подряда │ │ │
│ │ │ │ │
│4 │Завершить преобразование от- │Министерства, ве-
│II кв. │
│ │раслевых центров НОТ в науч- │домства, Госкомтруд│1988 г. │
│ │но-исследовательские, проект-│СССР
│ │
│ │ные и внедренческие центры │ │ │
│ │организации труда и возложить│ │ │
│ │на них функции проектирования│ │ │
│ │и внедрения подрядных форм │ │ │
│ │организации труда на предпри-│ │ │
│ │ятиях и в организациях отрас-│ │ │
│ │лей народного хозяйства │ │ │
│ │Создать при необходимости │ │Начиная │
│ │хозрасчетные консультационные│ │с I кв. │
│ │бюро (фирмы) по вопросам тру-│ │1988 г. │
│ │да, его оплаты и социального │ │ │
│ │развития │ │ │
│ │ │ │ │
│5 │Создать при центрах организа-│Министерства, ве-
│1988 - │
│ │ции труда и отраслевых инсти-│домства, Всесоюзный│1989 гг. │
│ │тутах временные
творческие │научный центр по │ │
│ │коллективы, работающие на хо-│организации труда и│ │
│ │зяйственном расчете
или на │НИИ труда Госком- │ │
│ │основах кооперативной дея- │труда
СССР, Научный│ │
│ │тельности, по разработке и │центр ВЦСПС, Госаг-│ │
│ │оказанию помощи предприятиям │ропром
СССР, Гос- │ │
│ │и организациям во внедрении │строй СССР │ │
│ │подрядных форм хозяйствования│ │ │
│ │ │ │ │
│6 │Отработать с учетом передово-│Министерства, ве-
│1988 г. │
│ │го опыта и внедрить на базо- │домства, ЦК профсо-│ │
│ │вых предприятиях
отраслей │юзов, предприятия и│ │
│ │промышленности принципы кол- │организации
│ │
│ │лективного подряда в крупных │ │ │
│ │структурных подразделениях в │
│ │
│ │условиях их работы на полном │ │ │
│ │хозрасчете и
самофинансирова-│
│ │
│ │нии с последующим распростра-│ │ │
│ │нением их на другие предприя-│ │ │
│ │тия │ │ │
│ │ │ │ │
│7 │Обобщить
практику применения │Госкомтруд СССР,
│1989 г. │
│ │коллективного подряда в от- │Госагропром
СССР, │ │
│ │раслях народного хозяйства, а│ВЦСПС,
министер- │ │
│ │также коллективного, семейно-│ства, ведомства, ЦК│ │
│ │го и арендного подряда в кол-│профсоюзов
│ │
│ │хозах и совхозах │ │ │
├───┴─────────────────────────────┴───────────────────┴──────────┤
│ II. Обучение и пропаганда передового
опыта │
├───┬─────────────────────────────┬───────────────────┬──────────┤
│1 │Провести
семинар по изучению │Госкомтруд СССР,
│Первое по-│
│ │внедрения подрядных форм хо- │ВЦСПС
│лугодие │
│ │зяйствования с заместителями │ │1988 г. │
│ │министров, секретарями ЦК │ │ │
│ │профсоюзов, представителями │ │ │
│ │республиканских комитетов по │
│ │
│ │труду и социальным вопросам и│ │ │
│ │советов профсоюзов │ │ │
│ │ │ │ │
│2 │Провести совместно с минис- │Госкомтруд
СССР │1988 г. │
│ │терствами, ведомствами, рес- │(Главное управление│ │
│ │публиканскими комитетами по │производственных │ │
│ │труду и социальным вопросам │отраслей, Главное │ │
│ │отраслевые и региональные се-│управление непроиз-│ │
│ │минары об опыте внедрения │водственных отрас- │ │
│ │подрядных форм хозяйствования│лей),
ВЦСПС, минис-│ │
│ │в отраслях народного хозяй- │терства,
ведомства,│ │
│ │ства, а также зональные семи-│ЦК профсоюзов
│ │
│ │нары по распространению пере-│Республиканские ко-│ │
│ │дового опыта применения хоз- │митеты по труду и
│ │
│ │расчета и прогрессивных форм │социальным
вопросам│ │
│ │организации и оплаты труда в │Госагропром
СССР, │ │
│ │совхозах,
колхозах, других │ЦК профсоюза
работ-│ │
│ │предприятиях
и организациях │ников АПК │ │
│ │Госагропрома СССР │ │ │
│ │ │ │ │
│3 │Разработать
типовые программы│Всесоюзный институт│I кв. │
│ │по изучению подрядных форм │повышения квалифи- │1988
г. │
│ │организации труда на предпри-│кации (ВИПК) Гос-
│ │
│ │ятиях промышленности, транс- │комтруда СССР
│ │
│ │порта, строительства, сель- │ │ │
│ │ского хозяйства │ │ │
│ │ │ │ │
│4 │Разработать отраслевые прог- │Министерства, ве-
│Первое по-│
│ │раммы по изучению подрядных │домства, Госпрофобр│лугодие │
│ │форм организации труда, орга-│СССР
│1988 г. │
│ │низовать широкое изучение │ │ │
│ │коллективного подряда и до- │ │ │
│ │стижений в этой области руко-│ │ │
│ │водящими работниками, специа-│ │ │
│ │листами и служащими на отрас-│ │ │
│ │левых курсах повышения квали-│ │ │
│ │фикации. Организовать на ба- │
│ │
│ │зовых предприятиях
школы пе- │ │ │
│ │редового опыта │ │ │
│ │ │ │ │
│5 │Организовать обучение работ- │ВИПК Госкомтруда
│1988 г. │
│ │ников министерств и ведомств,│СССР,
ВЦСПС │ │
│ │предприятий и организаций, │ │ │
│ │профсоюзных работников новым │ │ │
│ │методам хозяйствования в ус- │ │ │
│ │ловиях полного хозрасчета и │ │ │
│ │самофинансирования │ │ │
│ │ │ │ │
│6 │Организовать
курс лекций и │Всесоюзный научный
│1988 - │
│ │семинаров для работников │центр по организа- │1990
гг. │
│ │предприятий по основам кол- │ции труда,
НИИ тру-│ │
│ │лективного подряда │да и ВИПК Госком- │ │
│ │ │труда СССР,
Научный│ │
│ │ │центр
ВЦСПС │ │
│ │ │ │ │
│7 │Провести специальные социоло-│НИИ труда, Всесоюз-│1988 - │
│ │гические исследования трудо- │ный научный центр
│1990 гг. │
│ │вых коллективов, работающих в│по организации тру-│ │
│ │условиях коллективного и се- │да Госкомтруда
│ │
│ │мейного подряда, на предприя-│СССР, Научный центр│ │
│ │тиях и в регионах страны │ВЦСПС │ │
│ │ │ │ │
│8 │Практиковать
проведение │Госкомтруд
СССР, │1988 - │
│ │"круглых столов" в
редакциях │ВЦСПС, редакции га-│1990 гг. │
│ │газет и журналов о перспекти-│зеты "Труд", журна-│ │
│ │вах развития коллективного и │лов
"Социалистиче- │ │
│ │семейного подряда, других эф-│ский труд", "Со- │ │
│ │фективных форм организации и │ветские
профсоюзы",│ │
│ │стимулирования труда. │министерства, ве- │ │
│ │Организовать публикацию цик- │домства, ЦК профсо-│ │
│ │лов проблемных, пропагандист-│юзов
│ │
│ │ских и методических материа- │ │ │
│ │лов по основам коллективного
│ │ │
│ │подряда. В отраслевых
газе- │ │ │
│ │тах, журналах
ввести специ- │ │ │
│ │альные разделы для освещения │ │ │
│ │передового опыта предприятий │ │ │
│ │и организаций различных от- │ │ │
│ │раслей народного хозяйства, │ │ │
│ │использующих подрядные прин- │ │ │
│ │ципы хозяйствования │ │ │
│ │ │ │ │
│9 │Организовать
на ВДНХ СССР │ВДНХ СССР, Госком-
│1988 - │
│ │выставку опыта применения │труд СССР, ВЦСПС, │1990 гг. │
│ │коллективного подряда. Соз- │министерства,
ве- │ │
│ │дать в отраслевых павильонах │домства,
ЦК проф- │ │
│ │экспозиции, освещающие пре- │союзов │ │
│ │имущества коллективного и се-│ │ │
│ │мейного подряда, а также ор- │ │ │
│ │ганизовать передвижные вы- │ │ │
│ │ставки по этой тематике в от-│ │ │
│ │раслях народного хозяйства │ │ │
│ │
│ │ │
│10
│Расширить выпуск учебно-мето-│Министерства,
ве- │1988 - │
│ │дической литературы и фильмов│домства,
ЦК профсо-│1990 гг. │
│ │по применению коллективного
и│юзов │ │
│ │семейного подряда и организо-│ │ │
│ │вать их систематические про- │ │ │
│ │смотры на предприятиях и в │ │ │
│ │организациях │ │ │
└───┴─────────────────────────────┴───────────────────┴──────────┘
Приложение 2
к Постановлению
Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС
от 21 января 1988 г. N 28/2-83
ВРЕМЕННЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ КОЛЛЕКТИВНОГО ПОДРЯДА
НА ПРЕДПРИЯТИЯХ И В ОРГАНИЗАЦИЯХ
Рекомендации предназначены для оказания
методической помощи предприятиям и организациям <*> в решении вопросов
применения коллективного подряда, дальнейшего развития на этой основе экономических методов управления трудовыми коллективами. Они
могут использоваться с учетом отраслевых особенностей в промышленности,
сельском хозяйстве, строительстве, на транспорте, в связи, науке и научном
обслуживании, торговле, материально-техническом снабжении, сфере услуг и других
отраслях народного хозяйства.
--------------------------------
<*> В дальнейшем именуются
предприятия.
I. Сущность и
принципы коллективного подряда
1. Экономическая сущность коллективного
подряда заключается в том, что коллектив работников принимает на себя
обязательство по выпуску продукции (выполнению работ или услуг), а
администрация предприятия обязуется предоставить подрядному коллективу необходимые
для этого ресурсы и оплатить произведенную продукцию по заранее принятым
условиям и расценкам.
2. Преимущества и эффективность
коллективного подряда проявляются при соблюдении следующих принципов
деятельности подрядных коллективов:
применение коллективной формы оплаты и
стимулирования труда по конечным результатам работы;
обеспечение социальной справедливости в распределении средств на оплату труда среди членов подрядного
коллектива с учетом их личного вклада в общие результаты работы;
развитие принципов самоуправления
деятельности подрядных коллективов, предоставление им самостоятельности в
решении оперативно-производственных вопросов;
достижение взаимной экономической
ответственности администрации и подрядного коллектива за обеспечение условий
договора.
3. Подрядная форма экономических
отношений между производственными коллективами и администрацией предприятия
может вводиться на уровне бригад (звеньев), производственных участков, цехов,
отделов и других подразделений, а также на предприятии в целом. Выбор
конкретных форм применения подряда на предприятии определяется трудовым
коллективом.
При этом в договоре предусматриваются:
годовые и месячные
планы (задания) по объему производства (работ, услуг) в принятых показателях
(руб., шт., м, т, нормо-ч и др.), разработанные на основе межотраслевых,
отраслевых и других более прогрессивных норм и нормативов (при этом могут
применяться укрупненные нормы трудовых затрат); планы по номенклатуре
выпускаемой продукции; задания по росту производительности труда (снижению
трудоемкости продукции); показатели
качества продукции; задания по снижению себестоимости в целом или отдельных ее
элементов и др. Конкретный перечень показателей определяется руководителем
объединения, предприятия, организации исходя из задач, стоящих перед данным
подрядным коллективом;
фонд оплаты труда, включающий фонд
основной заработной платы и средства на премирование всех работников
подразделения - рабочих, руководителей, специалистов и служащих;
нормы расхода сырья, полуфабрикатов,
комплектующих изделий, топлива, электроэнергии и других материальных ресурсов
на единицу продукции (объема работ) на те виды материальных и энергетических
затрат, расход которых непосредственно зависит от деятельности данного
подразделения и обеспечен надежным учетом.
4. Порядок применения коллективного
подряда на уровне бригады и производственного участка определяется в
соответствии с Типовыми положениями, утвержденными Постановлением Госкомтруда
СССР и Секретариата ВЦСПС от 3 ноября 1986 г. N 464/26-64.
5. Перевод на коллективный подряд цеха в
целом предполагает введение хозрасчета во всех его подразделениях (бригаде,
участке и т.д.).
6. Положение о применении коллективного
подряда на предприятии утверждается руководителем по согласованию с профсоюзным
комитетом после широкого обсуждения в трудовом коллективе.
7. Переводу предприятий и его
подразделений на коллективный подряд предшествует подготовительная работа, в
ходе которой определяются основные резервы повышения эффективности производства
за счет применения коллективного подряда, проводится анализ организации труда,
заработной платы и использования кадров, разрабатываются необходимые меры по
совершенствованию планирования, управления, организации производства и труда.
При этом рекомендуется:
завершить формирование подрядных
коллективов (цехов, отделов, управлений, строительно-монтажных управлений, ферм
и других аналогичных подразделений) с включением в их состав рабочих,
специалистов и руководителей;
закрепить за ними необходимое имущество;
провести аттестацию и рационализацию
рабочих мест, принять меры по упорядочению структуры управления,
материально-технического обеспечения, совершенствованию форм организации и
стимулирования труда;
упорядочить нормирование труда на основе
применения укрупненных комплексных норм и формирование на этой основе
производственных (нормированных) заданий;
обеспечить единство показателей в системе
годового, квартального и месячного планирования работы цехов
(строительно-монтажных управлений, ферм), производственных участков, бригад и
звеньев;
определить порядок распределения средств
оплаты труда внутри подрядного коллектива между его подразделениями.
Администрация по согласованию с профсоюзным комитетом определяет рациональные
формы и системы оплаты труда работников, утверждает общий порядок определения
критериев оценки трудового вклада подрядных коллективов, обособленных групп
работников, а также оценки их индивидуального вклада;
установить систему взаимной
ответственности подрядного коллектива и администрации за обеспечение ими
условий, предусмотренных договором. Рекомендуется предусматривать экономическую
и материальную ответственность подразделений путем прямого уменьшения
начисляемых им средств на оплату труда.
Конкретные лица несут персональную
ответственность в виде снижения КТУ или прямых удержаний из заработка в
установленном порядке, неоднократные упущения в работе, приводящие к снижению
эффективности производства, служат основанием для перевода на нижеоплачиваемую
должность, лишения надбавок, проведения внеочередной аттестации, переизбрания
руководителей и т.д.
II. Применение
коллективного подряда в условиях работы
предприятия на полном хозяйственном расчете
1. При переходе предприятия на полный
хозяйственный расчет и самофинансирование применение коллективного подряда
рекомендуется осуществлять во всех его подразделениях.
Такой подход обеспечивает сопряжение
подрядных принципов работы предприятий с подрядными условиями организации и
стимулирования труда на всех уровнях производства внутри предприятия - от
аппарата управления до рабочего места и способствует развитию подлинного
внутрипроизводственного хозяйственного расчета.
2. Фонд оплаты труда подрядным коллективам
цехов и других аналогичных подразделений формируется по стабильным
долговременным нормативам.
При расчете средств на заработную плату
каждого коллектива и формировании нормативов заработной платы рекомендуется
учитывать средства, причитающиеся для выплаты рабочим-сдельщикам по укрупненным
комплексным нормам и расценкам на плановый объем работ, рабочим-повременщикам -
по тарифным ставкам, а руководителям, специалистам и служащим - по должностным
окладам.
Кроме этого, в
расчетный фонд заработной платы подрядных коллективов могут включаться
средства, предусмотренные на выплату доплат рабочим, руководителям,
специалистам и служащим, вознаграждений и компенсаций, установленных
действующим законодательством и носящих индивидуальный характер (доплаты за работу
в ночное время, за руководство бригадой, профессиональное мастерство, высокую
квалификацию, единовременное вознаграждение за выслугу лет и т.д.). Указанные индивидуальные выплаты в норматив образования фонда оплаты
труда могут и не включаться и выплачиваться из фондов предприятия в
централизованном порядке.
Каждому подрядному коллективу
гарантируются средства на оплату труда, определенные по нормативу за фактически
выполненный объем работ, независимо от фактической численности работающих.
3. Средства оплаты труда предприятия,
оставшиеся после распределения между подрядными коллективами и другими
подразделениями (гарантированные им по нормативам), по решению трудового
коллектива могут быть направлены на премирование коллективов и отдельных
работников по установленным на предприятии системам премирования или на
создание фонда поощрения подрядных коллективов, за выполнение ими условий
договора.
Фонд поощрения распределяется по решению совета трудового коллектива предприятия ежемесячно между
подрядными коллективами в зависимости от выполнения ими условий договора с
учетом их трудового вклада в общие результаты в порядке, устанавливаемом
администрацией предприятия по согласованию с профсоюзным комитетом.
4. Полученная подрядным коллективом часть
фонда поощрения предприятия распределяется самостоятельно советом этого
коллектива между отдельными группами рабочих, бригад, участков и т.д. с учетом
их трудового вклада.
5. Оценка трудового вклада подрядного
коллектива (цеха) или его обособленной группы работников (участок, бригада,
звено) производится по показателям, характеризующим результаты их хозяйственной
деятельности. При этом рекомендуется устанавливать ограниченное число таких
показателей (3 - 4), выражая итоговую оценку деятельности подрядного коллектива
или группы работников в виде коэффициента трудового вклада (КТВ).
6. Распределение средств на оплату труда
между членами обособленной группы работников (отдел, бригада, звено)
производится с учетом индивидуальных коэффициентов трудового участия (КТУ), при
этом выплачиваемые из поощрительного фонда доплаты за высокие конечные
результаты работы (сверх сдельного заработка, тарифных ставок и должностных
окладов) предельными размерами не ограничиваются.
Величина КТУ конкретного работника за
общие результаты работы коллектива устанавливается советом. С учетом КТУ могут
распределяться все средства, полученные коллективом на оплату труда. При
установлении рабочим, руководителям, специалистам и служащим советом коллектива
КТУ, соответствующего его минимальному значению, по результатам работы за месяц
заработная плата этим работникам выплачивается исходя из ее минимального
размера, предусмотренного для данной категории работников или должности.
7. С целью создания
заинтересованности и ответственности подрядных коллективов на предприятии
(организации) в достижении ими высоких конечных результатов вся работа по
определению трудового вклада каждого подрядного коллектива, обособленной группы
работников, а также индивидуального вклада каждого работника должна
осуществляться в обстановке широкой гласности, нетерпимого отношения к
бесхозяйственности и расточительству, всемерного поощрения инициативы и
предприимчивости.