ЧИСЛЕННОСТИ РАБОЧИХ, ЗАНЯТЫХ РЕМОНТОМ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
ПРЕДПРИЯТИЙ ПРОМЫШЛЕННОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Нормативы численности утверждены
Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и
Секретариата ВЦСПС от 2 февраля 1988 г. N 46/3-63.
Срок действия установлен до 1993 года.
Сборник содержит нормативы численности
рабочих, занятых техническим обслуживанием (ТО3), текущим ремонтом (ТР1, ТР2,
ТР3) тепловозов и текущим (ТР3), деповским, капитальным ремонтом вагонов
широкой и узкой колеи.
Нормативы численности рекомендуются для
применения на предприятиях промышленного железнодорожного транспорта независимо
от их ведомственной подчиненности.
Нормативы численности разработаны
нормативно-исследовательской станцией по труду Главного управления
промышленного железнодорожного транспорта Министерства путей сообщения СССР и
Республиканским научно-исследовательским, проектным и внедренческим центром
Министерства топливной промышленности РСФСР с участием
нормативно-исследовательских организаций Министерства путей сообщения СССР,
Министерства топливной промышленности РСФСР, Государственного комитета БССР по
топливу и газификации под методическим руководством Центрального бюро
нормативов по труду Государственного комитета СССР по труду и социальным
вопросам.
С введением в действие настоящих
нормативов считать утратившим силу сборник "Нормативы численности рабочих,
занятых ремонтом подвижного состава предприятий промышленного железнодорожного
транспорта". М.: НИИ труда, 1979.
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
1. Нормативы численности предназначены
для рабочих, занятых деповским планово-предупредительным ремонтом в условиях
предприятий промышленного железнодорожного транспорта.
Сборник охватывает:
техническое обслуживание ТО3 и следующие
виды текущего ремонта: ТР1, ТР2, ТР3 тепловозов широкой колеи серий ТГМ1,
ТГМ23, ТГМ23Б, ТГМ3, ТГМ3А, ТГМ3Б, ТГМ4, ТГМ4А, ТГМ6, ТГМ6А, ТГК, ТГК2, ТЭМ1,
ТЭМ2, ТЭ3 и узкой колеи серий ТУ4, ТУ5, ТУ6А, ТУ7;
текущий (ТР3), деповской и капитальный
ремонты думпкаров, полувагонов с металлическими и деревянными кузовами
грузоподъемностью 57 - 59 и 62 т, платформ четырехосных грузоподъемностью 50 -
70 т, платформ и крытых вагонов двухосных грузоподъемностью 20 т - для широкой
колеи и вагонов УМВ-2, полувагонов с деревянным кузовом (на базе платформы
УП-8), торфовозных саморазгружающихся полувагонов: ТСВ-5, ТСВ-6, ТСВ-6А и
модели 42-078, ТСВТ-6 и модели 42-098, ТСВТ-6А, ТСВТ-6ААС;
полувагонов-дозаторов ПДБ-3, четырехосных платформ УП-8, пассажирских вагонов
ПВ-40 - для узкой колеи.
2. Нормативы численности разработаны для
определения численности рабочих, занятых на указанных выше работах на
предприятиях промышленного железнодорожного транспорта, независимо от
ведомственной подчиненности.
3. В основу разработки нормативов
численности положены:
данные фотохронометражных наблюдений;
технические характеристики подвижного
состава;
результаты анализа организации труда и
мероприятия по ее совершенствованию;
технические расчеты;
технологические процессы деповского
ремонта подвижного состава, разработанные проектно-технологическим бюро
промышленного железнодорожного транспорта;
правила деповского ремонта тепловозов и
вагонов;
сборник "Нормативы численности
рабочих, занятых ремонтом подвижного состава предприятий промышленного
железнодорожного транспорта" (М.: НИИ труда, 1979).
4. Нормативы численности установлены по
тепловозам на 10 единиц, по вагонам - на 100 единиц.
5. Нормативы численности по каждому виду
планово-предупредительного ремонта определены как отношение произведения
трудоемкости выполнения работ за год на количество единиц подвижного состава к
годовому фонду рабочего времени одного исполнителя:
Тх И
р
Ч = ------,
Ф
где:
Ч - нормативы численности, чел.;
Т-
трудоемкость выполненных работ за год с учетом среднего количества
р
ремонтов,
чел.-ч;
И - количество единиц подвижного состава,
шт.;
Ф - годовой фонд рабочего времени одного
исполнителя, ч.
Общая численность рабочих на выполнение
годовой программы планово-предупредительного ремонта определена как сумма
нормативов численности всех видов деповского ремонта.
6. Данными нормативами учтено время на
подготовительно-заключительные работы при ремонте тепловозов и вагонов
соответственно 4,2 и 4,6% от оперативного времени, отдых (включая
физкультпаузы) и личные надобности - 10,2 и 8,9% и на обслуживание рабочего
места - 3,4 и 2,2%.
Подготовительно-заключительное время
включает затраты на получение задания (наряда), ознакомление с технологической
документацией и чертежами, прохождение инструктажа; получение, установку,
снятие и сдачу инструментов и приспособлений; настройку и опробование оборудования
перед выполнением работ; включение в воздушную сеть или электросеть инструмента
и отключение его от сети; проходы к рабочему месту в начале и в конце рабочего
дня, до и после обеденного перерыва.
Ко времени отдыха отнесены перерывы на
отдых (включая физкультпаузы) и на личные надобности.
Ко времени обслуживания рабочего места
отнесены затраты на: поддержание рабочего места в состоянии, обеспечивающем
производительный труд в течение всего рабочего дня, включая раскладку и уборку
инструмента в начале и в конце смены, перед обеденным перерывом и после
окончания его; осмотр, смазку и чистку инструмента, приспособлений и
оборудования в течение рабочей смены; правку и заточку инструмента;
регулировку, подналадку оборудования и другие действия по обслуживанию рабочего
места, выполняемые в процессе работы.
7. Нормативы численности установлены для
следующих профессий рабочих: слесарь по ремонту подвижного состава,
слесарь-электрик по ремонту электрооборудования, аккумуляторщик, электромонтер
связи, маляр, электрогазосварщик, электросварщик ручной сварки, газорезчик,
кузнец ручной ковки, токарь, столяр, заливщик свинцово-оловянистых сплавов,
стекольщик.
8. Наименования профессий рабочих в
настоящем сборнике указаны в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником
работ и профессий рабочих, выпуски 1, 2, 40, 56, утвержденные Постановлениями
Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата
ВЦСПС от 31 января 1985 г. N 31/3-30, от 16 января 1985 г. N 17/2-54, от 10
января 1985 г. N 7/2-13, от 6 декабря 1983 г. N 283/24-82, и выпуском 3,
утвержденным Постановлением Государственного комитета СССР по труду и
социальным вопросам, Государственного комитета СССР по делам строительства и
Секретариата ВЦСПС от 17 июля 1985 г. N 226/125/15-88.
При внесении поправок в "Единый
тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих"
наименования профессий, указанные в данном сборнике, соответственно изменяются.
9. Выполнение работ исполнителями,
разряды (квалификация) которых не соответствуют тарифно-квалификационному
справочнику, не может служить основанием для каких-либо изменений настоящих
нормативов численности.
10. Нормативы численности разработаны с
учетом среднего количества ремонтов, выполняемых за год по программе на каждый
вид деповского ремонта при круглогодовой эксплуатации тепловозов или вагонов.
Согласно Приказу Главного управления промышленного железнодорожного транспорта
МПС от 6 мая 1982 г. N 39 принято следующее количество ремонтов за год:
11. До введения нормативов численности,
предусмотренных в настоящем сборнике, организационно-технические условия в депо
и на производственных участках приводятся в соответствие с запроектированными в
нормативах численности, и осуществляется производственный инструктаж
работников.
12. При внедрении в депо более
прогрессивной, чем это предусмотрено в нормативах, организации производства,
труда, технологии работы, оборудования, машин, оснастки и т.д. следует
установить местные технически обоснованные нормативы численности.
13. Если виды работ на производственных
участках или рабочем месте выполняются меньшим количеством рабочих, чем это
предусмотрено настоящими нормативами численности, и при этом соблюдаются
правила техники безопасности, технология и качество работ, то сохраняется
фактическая численность рабочих.
14. С введением настоящих нормативов
численности ранее действовавшие на предприятиях нормативы численности, кроме
более прогрессивных, отменяются.
15. На работы, не предусмотренные
настоящим сборником, устанавливаются методами технического нормирования местные
нормативы численности по аналогии с нормативами сборника.
ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА
Ремонт подвижного состава осуществляется
в локомотивных и вагонных депо межотраслевых предприятий промышленного
железнодорожного транспорта, при этом вагоны в деповской ремонт ставят только
порожние.
При ремонте в депо полная разборка
тепловозов и вагонов не производится. Демонтируются детали, узлы, агрегаты,
которые подлежат осмотру и ремонту, а также те детали, которые закрывают доступ
к неисправным деталям и узлам. Наиболее распространенные схемы выполнения работ
при деповском ремонте тепловозов (рис. 1) и вагонов (рис. 2) приведены ниже.
Рис. 2. Схема выполнения работ при ремонте
вагонов
Ремонтный процесс строится на основе
замены неисправных агрегатов, узлов и деталей новыми или заранее
отремонтированными в слесарно-заготовительных и специализированных отделениях
депо.
Для обеспечения выполнения работ депо
должно иметь необходимый технологический запас узлов и деталей.
Контроль, ремонт и испытание узлов и
агрегатов осуществляется на специализированных рабочих местах с использованием
устройств, оборудования, стендов и приспособлений, обеспечивающих качественное
выполнение ремонта.
Ремонт тепловозов и вагонов производится
на специально оборудованных смотровых канавах, имеющих достаточное количество
низковольтных розеток для подключения переносных ламп, а на междупутье
устанавливаются колонки для подвода сжатого воздуха к пневматическому
инструменту и обдувочным камерам.
Транспортировка запасных деталей к
стеллажам осуществляется подсобными рабочими; материалы и приспособления из
кладовой, запасные детали от стеллажей к рабочим местам (в радиусе 50 м)
подвозят (подносят) сами исполнители. Перемещение узлов и агрегатов при снятии
и установке производится с помощью подъемно-транспортных средств (стреловых и
мостовых кранов, ручных и электрических талей и специально оборудованных
тележек) также самими исполнителями в соответствии с особыми технологическими
требованиями, предъявляемыми к условиям перемещения.
Снятые с подвижного состава неисправные и
подлежащие восстановлению агрегаты и узлы ремонтируются в специально
оборудованных отделениях депо предприятий, которые указаны в схемах организации
работ на ремонте тепловозов (рис. 3 - не приводится) и вагонов (рис. 4 - не
приводится).
Ремонт аккумуляторов производится в
специально отведенном помещении, оборудованном приборами для их проверки и
регулировки.
Механическое отделение (мастерская)
оснащено токарными, фрезерными и другими станками.
Производственные отделения оборудованы
стеллажами для хранения деталей, узлов, инструмента и приспособлений, а также
индивидуальными шкафами, находящимися вблизи рабочего места.
Рабочие места исполнителей оснащены
обязательным минимумом приспособлений и стендов (стенд для опрессовки масляной
системы, стенд для испытания масляных насосов, стенд регулировки топливных
насосов, стенд для реставрации распылителей форсунок, стенд для ремонта и
проверки форсунок, стенд для ремонта топливных насосов, приспособления для
выпрессовки гильз из блока и т.д.).
Рабочее место слесаря оборудовано
верстаком с тисками и комплектом исправного личного инструмента, примерный
перечень которого приведен ниже:
режущий - зубила, крейцмейсель, набор
напильников, ножовка, шаберы, спиральные сверла, цилиндрические и конические
развертки, круглые плашки, метчики и т.п.;
вспомогательный - слесарный и рихтовальный
молотки, кернер, чертилка, разметочный циркуль, плашкодержатель, вороток и
т.д.;
слесарно-сборочный - отвертки, гаечные
ключи;
измерительный и проверочный - масштабная
линейка, рулетка, кронциркуль, штангенциркуль, угольники, угломеры и т.п.
Все виды ремонта выполняются бригадами
под руководством мастеров.
Нормативы численности установлены с
учетом:
полного использования производственной
мощности оборудования и применения рациональных технологических процессов;
выполнения работ рабочими соответствующей
квалификации;
инструктажа рабочих по заданной работе;
нормальных условий труда, отвечающих
правилам техники безопасности, промышленной санитарии и пожарной безопасности.
ПРИМЕРЫ РАСЧЕТА
ЧИСЛЕННОСТИ ПО НОРМАТИВАМ
ПРИМЕР 1
Исходные данные. Предприятие должно
отремонтировать в течение года 9 тепловозов, из них: 6 тепловозов серии ТГМ1 и
3 тепловоза серии ТГМ4. Количество технических обслуживаний (ТО3) и текущих
ремонтов (ТР1, ТР2, ТР3) на каждый тепловоз соответствует принятым при расчете
нормативов численности рабочих (см. п. 10 Общей части). Требуется определить
нормативную численность рабочих по техническому обслуживанию и каждому виду
текущего ремонта, а также общую численность на программу ремонта.
Расчет. Численность по техническому
обслуживанию и каждому виду текущего ремонта на заданную программу
подсчитывается исходя из нормативов, приведенных в сборнике на 10 единиц
подвижного состава, по формуле:
Ч= п х 0,1ч,
р
где:
Ч-численностьрабочихназаданный объем работы для
каждого вида
р
ремонта и
осмотра, чел.;
п - количество единиц подвижного состава
заданной программы, шт.;
ч-нормативчисленности рабочих по сборнику на 10 единиц
подвижного
Исходные данные. Предприятие в течение
года использовало локомотивный парк неполностью в результате разной напряженности
маневровой и поездной работы, сезонности работ и т.п. Поэтому выполнено по 4
тепловозам серии ТГМ1: 15 технических обслуживаний ТО3, 3 текущих ремонта ТР1,
0,5 текущего ремонта ТР2, 0,6 текущего ремонта ТР3; по тепловозу серии ТГМ4: 5
технических обслуживаний ТО3, 3 текущих ремонта ТР1, 0,5 текущего ремонта ТР2,
0,5 текущего ремонта ТР3. Требуется определить нормативную численность по
техническому обслуживанию ТО3 и каждому виду ремонта, а также общую численность
на выполненный на предприятии годовой объем работы.
Расчет. Определяем нормативную
численность по техническому обслуживанию и каждому виду текущего ремонта на
количество тепловозов, ремонтируемых на предприятии, с учетом фактического
количества ремонтов по формуле:
Чх п х мх 0,1
н1
Ч= -----------------,
фрм
где:
Ч- норматив численности по техническому
обслуживанию и каждомувиду
фр
текущего ремонта, выполненного на предприятии за год,
чел.;
Ч- норматив численности на 10 тепловозов,
взятый из сборника, чел.;
н
м -
количество плановых предупредительных ремонтов и осмотров, принятых
при расчете нормативов численности на 1 тепловоз каждой
серии (п. 10Общей
принятых при
расчете нормативов численности на 1 вагон каждого типа (п.10
Общей части);
0,01 - единица перевода норматива
численности со 100 вагоновкодному
вагону.
НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ
Раздел I. НОРМАТИВЫ
ЧИСЛЕННОСТИ РАБОЧИХ, ЗАНЯТЫХ РЕМОНТОМ
ТЕПЛОВОЗОВ ДЛЯ ШИРОКОЙ И УЗКОЙ КОЛЕИ
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
РАБОТ, ВЫПОЛНЯЕМЫХ ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ
ОБСЛУЖИВАНИИ И ТЕКУЩЕМ РЕМОНТЕ ТЕПЛОВОЗОВ
Подготовка тепловоза к техническому
обслуживанию и текущему ремонту включает выполнение контрольно-диагностических
работ, целью которых является:
при техническом обслуживании ТО3 и
текущем ремонте ТР1 - общий осмотр, выявление и устранение всех неисправностей
при работающем дизеле;
при текущих ремонтах ТР2, ТР3 - общий
осмотр тепловоза, определение технического состояния его узлов, выявление
причин неисправностей и установление наиболее эффективного способа их
устранения при полной остановке дизеля, а также очистка и продувка сжатым
воздухом секций холодильника, электрических машин, слив воды, масла и топлива
из системы, выпуск песка из песочных бункеров.
Техническое обслуживание
Техническое обслуживание - ТО3. При
техническом обслуживании ТО3 проводят следующие работы:
по дизелю и вспомогательному
оборудованию: проверяют надежность крепления блока к картеру дизеля и
последнего к раме тепловоза, работу компрессора; осматривают (с разборкой,
промывкой и сборкой) секции масляных фильтров на входной и выходной магистралях
маслопровода дизеля, заменяют фильтрующий элемент масляного фильтра; очищают,
промывают и при необходимости заменяют кассеты воздухосборника, нагнетателя и
сетчатонабивных топливных фильтров, осматривают и регулируют распределительный
и клапанный механизмы, пружины рабочих клапанов (со снятием крышек с головок
блоков); разбирают, ремонтируют, собирают, проверяют на стенде форсунки на
распыл; промывают топливный фильтр и проверяют состояние топливопровода
высокого давления; проверяют работу автомата предельных оборотов; осматривают
трубопроводы и устраняют утечку воздуха в соединениях трубопроводов;
по гидропередаче: промывают корпуса и
фильтрующие элементы пластинчато-щелевых и сетчатых фильтров в осветительном
керосине, фильтры продувают сжатым воздухом, заменяют поврежденные пластины или
фильтрующие элементы; проверяют и при необходимости регулируют работу стержня
механической блокировки сервоцилиндра реверса, фиксаторов сервоцилиндров,
проверяют крепление гидропередачи к раме тепловоза; затягивают болты и гайки
соединения корпусов гидропередачи и реверс-редуктора между собой; добавляют
смазку в корпуса муфт вала между гидропередачей и реверсом;
по экипажной части и тормозному
оборудованию: осматривают колесные пары, рамы, шкворневые тележки, рессорное
подвешивание, буксы, пружинные подвески тяговых двигателей, путеочистители;
проверяют крепление моторно-осевых подшипников, кожухов зубчатых передач;
проводят ревизию тормозным приборам и тормозной магистрали; осматривают
автосцепки без съема узлов, при необходимости устраняют выявленные
неисправности; заменяют или ремонтируют полы кабины машиниста, дверные замки,
сиденья, окна, стеклоочистители;
по электрическому оборудованию: проверяют
мегометром сопротивление изоляции силовых и вспомогательных цепей на корпус и
между собой; осматривают состояние тяговых двигателей и всех других
электрических машин с открытием смотровых люков и продувкой их внутренней части
сжатым воздухом; очищают от пыли и копоти все аппараты; защищают контакты и
устраняют повреждения в электропроводке; измеряют величину напряжения,
плотность и уровень электролита всех элементов аккумуляторной батареи;
по радиостанции: проверяют лампы на
блоках радиостанции, антенное хозяйство и устраняют неисправности; проводят
настройку блоков радиостанции на тепловозе.
После проведения перечисленных выше работ
по техническому обслуживанию проводят очистку тепловоза, смазку деталей и узлов
(согласно карте смазки).
Испытание тепловоза. Запускают дизель и
проверяют работу агрегатов и узлов тепловоза; проверяют: плотность тормозной и
напорной воздушной сети, величину выхода штоков тормозных цилиндров,
правильность регулировки крана машиниста, вспомогательного тормоза и форсунок
песочниц, работу контрольно-измерительных приборов, электропневматической схемы
системы управления тепловозом, четкость срабатывания системы ограничения
максимальной скорости тепловоза с гидропередачей и работу системы
автоматического управления переключением гидроаппаратов.
Текущий ремонт
Текущий ремонт ТР1. Кроме работ,
выполняемых при техническом обслуживании ТО3, дополнительно проводят следующие
работы:
по дизелю и вспомогательному
оборудованию: осматривают и проверяют (без разборки узлов) состояние картера,
цилиндро-поршневой группы и распределительного механизма; замеряют зазоры на
"масло" в подшипниках коленчатого вала; проверяют угол опережения
подачи топлива; проводят ревизию состояния форсунок и водяных насосов; снимают,
разбирают, очищают, собирают и устанавливают фильтры масляные, топливные и
воздушные;
по гидропередаче: проводят контрольный
анализ масла гидропередачи; проверку состояния клапанов опережения гидромуфты;
ревизию блокировочного клапана с его разборкой; осмотр, очистку и ремонт
магнитного фильтра откачивающего насоса с разборкой и проверкой четкости работы
клапана; проверяют крепление шкива отбора мощности;
по экипажной части и тормозному
оборудованию: осматривают и проверяют (без разборки узлов) детали ходовых
частей, рессорного подвешивания, рычажной передачи, автосцепных устройств и песочниц;
проводят ревизию автотормозного оборудования, компрессора и зубчатых передач;
по электрическому оборудованию:
осматривают и проверяют тяговые электродвигатели, главный генератор,
вспомогательные машины и электроаппаратуру, правильность всех электрических
цепей; измеряют зазор на "масло" в моторно-осевых подшипниках тяговых
электродвигателей; снимают с тепловоза аккумуляторную батарею, проверяют
крепление межэлементных соединений, устанавливают аккумуляторную батарею на
тепловоз;
по радиостанции: снимают блоки
радиостанции с тепловоза и проверяют радиолампы и антенное хозяйство; проводят
настройку блоков радиостанции.
Испытание тепловоза. Тепловозы с
электрической передачей подвергают контрольным реостатным испытаниям для
проверки работы дизель-генераторной установки с частичной регулировкой
электрической аппаратуры; тепловозы с гидропередачей после текущего ремонта ТР1
проверяют при работающем дизеле так же, как и при техническом обслуживании ТО3.
Текущий ремонт ТР2. При текущем ремонте
ТР2 выполняют все работы, предусмотренные текущим ремонтом ТР1, а кроме того,
дополнительно:
по дизелю и вспомогательному
оборудованию: ремонтируют цилиндровые крышки; разбирают и ремонтируют
шатунно-поршневую группу; осматривают коленчатый вал и его подшипники с предварительным
измерением суммарных зазоров на "масло", при превышении зазора
заменяют направляющую втулку клапана, притирают клапаны к седлам, регулируют
форсунки и топливный насос (с заменой при необходимости распылителей в сборе с
иглами, пружин форсунок, плунжеров, насосных элементов и нагнетательных
клапанов); проверяют и ремонтируют водяной и масляный насосы, топливную
аппаратуру, регулятор числа оборотов, турбовоздуходувку, нагнетатель,
турбокомпрессор и редуктор вентилятора холодильника; разбирают и очищают
фильтры топливные, масляные, воздушные;
по гидропередаче: проводят полную замену
рабочей жидкости (масла) в гидропередаче независимо от браковочных норм;
измеряют детали и проверяют состояние ответственных узлов гидропередачи;
очищают, промывают и продувают сжатым воздухом каналы всех форсунок системы
смазки; выполняют ревизию сервоцилиндров, механизма реверса с выемкой подвижных
муфт; промывают внутреннюю полость верхнего и нижнего картеров передачи;
осматривают и проверяют золотники золотниковой коробки; проводят ревизию всех
насосов гидропередачи с испытанием их на стендах; вынимают и проверяют
золотники электрогидравлических вентилей; проверяют состояние пневматических
цепей (воздухопроводов) системы управления реверс-режимным механизмом;
по экипажной части, тормозному
оборудованию и автосцепным устройствам: осматривают кожухи зубчатой передачи,
выполняют промежуточную ревизию роликовых букс с проверкой разбегов колесных
пар; осматривают общие осевые карданные валы с отсоединением их от фланцев КПП
или от фланцев раздаточного вала и осевых редукторов, а также осматривают малые
осевые карданные валы без съемки с тепловоза; выполняют периодический ремонт
компрессора и автотормозных приборов, полный осмотр автосцепки, фрикционных
аппаратов;
по электрическому оборудованию:
ремонтируют электропневматические приводы регулятора числа оборотов дизеля и
контакторов, скользящие контакты реверсора и механизма режимов,
электропневматические вентили, вентиляторы тяговых электродвигателей;
восстанавливают эластичность кожаных манжет аппаратов; проводят ревизию якорным
подшипникам всех электрических машин, кроме тяговых электродвигателей,
генератора и двухмашинного агрегата; снимают с тепловоза аккумуляторную
батарею, очищают от грязи; прочищают вентиляционные отверстия в пробках
элементов; проводят анализ электролита и лечебно-тренировочный цикл; заряжают
батарею, смазывают резьбовые поверхности и устанавливают батарею на тепловоз;
по радиостанции: проверяют блоки
радиостанции на стенде.
Испытание тепловоза. Тепловозы с
электрической передачей подвергают полным реостатным испытаниям для проверки
дизель-генераторной установки; при испытаниях тепловозов с гидропередачей,
кроме работ, предусмотренных ТР1, проводят обкатку дизеля на холостом ходу в
течение 20 - 30 мин., контролируя при этом плавность работы дизеля на слух;
проверяют зарядный ток в аккумуляторных батареях, величину напряжения, величину
давления масла в главной магистрали дизеля и в турбокомпрессорах; контролируют
на слух исправность гидропередачи и регулируют плавность трогания прогретого
тепловоза.
Текущий ремонт ТР3. При этом виде ремонта
выполняют работы в объеме текущего ремонта ТР2 и, кроме того, проводят
следующие работы:
по дизелю и вспомогательному
оборудованию: ремонтируют цилиндро-поршневую группу, цилиндровые крышки и
рычаги толкателей клапанов, масляного и водяного насосов и их привода,
топливную аппаратуру, фильтры, регулятор числа оборотов с приводом, секции
холодильника;
по гидропередаче: осматривают и
ремонтируют гидропередачи с разборкой узлов; осматривают все зубчатые колеса со
вскрытием основных люков; выполняют визуальное освидетельствование состояния
подшипников, сепараторов, гаек, упорных буртов крышек и других элементов
подшипниковых узлов валов гидропередачи, ревизию насосов (масляного, питательного
и вихревого) с обкаткой на стенде, промывают полости верхнего и нижнего
картеров и масляной системы, заправляют гидропередачу свежим маслом;
по экипажной части, тормозному
оборудованию и автосцепным устройствам: выкатывают из-под тепловоза тележки и
полностью их разбирают; выполняют освидетельствование колесных пар и обточку
бандажей; ремонт рам тележек, букс, рессорного подвешивания, опор, рамы
тепловоза, карданных валов и осевых редукторов, кузовного оборудования; снимают
и разбирают компрессор; проводят обмер и замену поршней, цилиндров, коленчатого
вала, деталей масляного насоса; окрашивают внутренние поверхности картера;
по электрическому оборудованию:
ремонтируют тяговые электродвигатели, двухмашинный агрегат, электроаппараты и
аккумуляторную батарею со снятием с тепловоза и разборкой;
по радиостанции: снимают блоки
радиостанции с тепловоза и проводят полную очистку их; проверяют радиолампы;
делают замеры и снимают характеристики режимов радиостанции; проверяют антенное
хозяйство; зачищают изоляцию; снимают, разбирают, очищают и замеряют параметры
преобразователя радиостанции, проверяют на стенде и настраивают блоки
радиостанции.
Испытание тепловоза. Тепловозы с
электрической передачей подвергают полным реостатным испытаниям для проверки
дизель-генераторной установки и регулировки электрических аппаратов; у
тепловозов с гидравлической передачей перед обкаточными испытаниями проверяют
работу дизеля, как и при текущем ремонте ТР2, и дополнительно регулируют
переход с I на II гидротрансформатор и обратно.
Окраска тепловоза. Обмывают кузов (капот,
кабину) и буферные брусья, зачищают до металла, грунтуют, шпаклюют,
прошлифовывают и красят; окрашивают тележки, раму тепловоза, площадки,
автосцепки, тормозное оборудование, ободья цельнокатаных колец, поручни;
восстанавливают декоративные и яркие контрастные полосы на кузове.
Перед испытанием тепловоза после
проведения работ по текущим ремонтам ТР2 и ТР3 проводят заправку тепловоза
топливом, маслом, водой и песком.
проверяют действие автотормоза, проводят
замену воздухораспределителей, концевых рукавов, проверяют магистраль на
"утечку";
ремонтируют раму: устанавливают накладки
в местах появления трещин в хребтовых балках, правят раму;
ремонтируют кузов, пол, люковые запоры и
обшивку вагонов, выправляют без съемки деформированные люки и стойки;
сваривают методом электросварки звенья
разорванной цепи расцепного привода, заваривают трещины на раме с последующим
усилением накладкой;
выправляют ручной ковкой рычаги
автосцепок;
смазывают трущиеся части вагона.
Ремонтируют и смазывают механизм опрокидывания. Регулируют механизм замков
бортов. Разбирают и смазывают разгрузочный и разобщительный краны управления.
Проверяют цилиндры опрокидывающего устройства на утечку воздуха, ремонтируют
при необходимости.
Деповской ремонт, при котором проводят
следующие работы:
поднимают вагон, выкатывают тележки для
разборки и очистки от грязи;
осматривают автосцепки со снятием и
заменой изношенных частей, ремонтируют привод. Осматривают и ремонтируют
фрикционный аппарат;
ремонтируют кузов с заменой негодных
обшивок, люков и их замков, участков пола, а также правкой деформированных
стоек;
проводят методом электросварки наплавку
на большие и малые зубья автосцепок, на тормозные башмаки; приваривают накладки
в местах появления трещин на хребтовых балках;
срезают газорезательным аппаратом
изношенные болты и поддерживающие планки автосцепок, валики буксовых крышек,
подогревают заклепки, вырезают изношенные участки пола и кузова металлических
вагонов, погнутые стойки и заготавливают новые;
выправляют ручной ковкой тормозные тяги,
буксовые крышки, запоры бортов, стойки кузова, заклепывают розетки и пятники на
раме;
вытачивают на токарных станках валики,
втулки и шайбы к буксовым крышкам, заклепки для рамы.
Проводят: периодический ремонт
воздухораспределителей, замену рукавов, устранение утечки воздуха в магистрали;
ревизию воздушных цилиндров со сменой манжет, кранов управления и
разобщительных, а также воздухораспределителей; гидравлическое испытание
запасных резервуаров и испытание воздушной магистрали думпкаров; осмотр и
исправление деформированных боковых и торцевых стенок кузова; частичный ремонт
пола; осмотр и смазку шарниров опрокидывающего устройства; замену негодных
шкворневых балок и бортов.
По окончании ремонта полностью или
частично красят кузов, раму, ходовые части, наносят знаки и надписи.
Капитальный ремонт, при котором проводят
полную разборку вагона с выкаткой тележек, съемом кузова и выполняют следующие
работы:
заменяют автосцепки и фрикционные
аппараты;
ремонтируют тележки с заменой негодных
поясов, букс, болтов, пружин, рессор, подпятников, боковых опор, прошлифовывают
шейки и проверяют оси магнитной дефектоскопией;
ремонтируют автотормоз с заменой
воздухораспределителей, концевых кранов, резиновых рукавов и магистрали.
Восстанавливают до альбомных размеров тормозную рычажную передачу;
ремонтируют хребтовые балки, исправляют
раму с частичной заменой элементов;
заменяют и ремонтируют детали кузова,
пола, бортов. Заменяют рычаги опрокидывающего устройства, кронштейны, опоры
кузова, лобовые стенки, верхний и промежуточный настилы и другие неисправные
детали кузова;
методом электросварки проводят наплавку
на изношенные поверхности розеток, на тормозные башмаки, а также приваривают
накладки в местах появления трещин на хребтовых и шкворневых балках;
срезают газорезательным аппаратом
негодные заклепки, изношенные тормозные тяги, металл старой сварки;
вытачивают на токарных станках валики,
втулки, шайбы, заклепки и обтачивают бандажи колесных пар;
разбирают и ремонтируют механизм подъема
бортов. Снимают и проводят полную ревизию воздушным цилиндрам. Проверяют
прочность крепления цилиндров к раме, ремонтируют трансмиссионный вал.
Проверяют и ремонтируют всю воздушную систему опрокидывающего устройства;
проводят полную окраску кузова, рамы,
ходовых частей, наносят знаки и надписи.
Сдача вагона. Отремонтированные вагоны
при всех видах ремонтов принимает комиссия в соответствии с порядком,
установленным на предприятии и в организации.
§ 3. РЕМОНТ ВАГОНОВ
ШИРОКОЙ КОЛЕИ
Таблица 12
НОРМАТИВЫ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОЧИХ НА РЕМОНТ
ЧЕТЫРЕХОСНЫХ
<*> А также все модификации вагонов
ТСВ-6 (ТСВТ-6, ТСВТ-6АС, ТСВТ-6А, ТСВТ-6ААС).
Интернет архив законодательства СССР. Более 20000 нормативно-правовых актов.
СССР, Союз Советских Социалистических республик, Советская власть, законодательство СССР, Ленин, Сталин, Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, история СССР.