ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС
СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 февраля 1988 г. N 272
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ СТРОИТЕЛЬСТВА И РЕКОНСТРУКЦИИ
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ В НЕЧЕРНОЗЕМНОЙ ЗОНЕ РСФСР
Центральный Комитет КПСС и Совет
Министров СССР отмечают, что осуществление взятого партией курса на
преобразование Нечерноземной зоны РСФСР позволило существенно укрепить
материально-техническую базу колхозов, совхозов, других организаций и
предприятий агропромышленного комплекса.
Однако, несмотря на то, что на развитие
экономики и социальной сферы Нечерноземья за последние 12 лет направлены
значительные финансовые и материальные ресурсы, не было обеспечено комплексного
решения поставленных задач. Отрицательное влияние на это оказала недооценка
роли ускоренного развития автодорожной сети в подъеме экономики региона и
улучшении социальных условий жизни тружеников села.
Потребность региона в дорогах общего
пользования с усовершенствованными типами покрытий обеспечена только на 50
процентов, а во внутрихозяйственных дорогах - на 6 процентов. Большинство
населенных пунктов и объектов агропромышленного комплекса Нечерноземья не имеют
устойчивых автотранспортных связей.
Не обеспечивается своевременный вывоз с
полей сельскохозяйственной продукции, доля транспортных издержек в ее
себестоимости достигает 40 процентов, а прямые потери - 15 процентов. По этой
причине во многих автономных республиках и областях вкладываемые государством и
колхозами средства не дают должной отдачи. Особую тревогу вызывает положение
дел в хозяйствах Вологодской, Ивановской, Костромской, Калининской, Рязанской,
Смоленской, Псковской и Ярославской областей.
Все это приводит к экономическим потерям,
не позволяет на должном уровне обеспечить медицинское обслуживание населения,
организовать торговлю на селе, удовлетворить культурные запросы жителей.
В течение многих лет на дорожное
строительство в Нечерноземной зоне РСФСР в недостаточных количествах выделялись
капитальные вложения и материально-технические ресурсы. В основном строились
дороги низких технических категорий, с тонкослойными асфальтовыми, гравийными и
щебеночными покрытиями, быстро выходящими из строя. Поддержание этих дорог в
хорошем состоянии требует ежегодно возрастающих затрат на ремонтные работы и
восстановление разрушенных участков. Отсутствует служба ремонта и содержания внутрихозяйственных дорог в колхозах и совхозах.
Организация дорожного сервиса находится
на низком уровне. Водителям и пассажирам не обеспечено предоставление необходимых
услуг, работа в этом направлении ведется медленно и некомплексно.
Рассматривая создание надежной сети
автомобильных дорог в Нечерноземной зоне РСФСР как государственную программу,
позволяющую решить важнейшие политические и социально-экономические задачи,
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР постановляют:
1. Считать, что создание разветвленной
сети благоустроенных автомобильных дорог наряду с переходом агропромышленного
комплекса на экономические методы управления,
опережающим строительством объектов социальной сферы, является важнейшей
задачей партийных, советских и хозяйственных органов. Ее решение даст
возможность преобразить этот район, поднять экономику Нечерноземья, повысить
материальный и культурный уровень жизни граждан, проживающих и этом регионе.
В этих целях осуществить в 1988 - 1995
годах Государственную программу строительства и реконструкции
автомобильных дорог в Нечерноземной зоне РСФСР - "Дороги
Нечерноземья", предусматривающую соединение дорогами с твердыми покрытиями
столиц автономных республик и областных центров со всеми районными центрами,
районных центров со всеми центральными усадьбами, отделениями колхозов и
совхозов, животноводческими комплексами, фермами и другими агропромышленными
объектами.
Основные задачи программы
2. Совету Министров
РСФСР, Госагропрому СССР, Министерству транспортного строительства СССР,
Министерству строительства в северных и западных районах СССР, Министерству
строительства в районах Урала и Западной Сибири СССР, Министерству мелиорации и
водного хозяйства СССР, Министерству лесной, целлюлозно-бумажной и
деревообрабатывающей промышленности СССР, Министерству энергетики и
электрификации СССР, Министерству среднего машиностроения СССР, Министерству
обороны СССР, Министерству автомобильных дорог РСФСР и Главмособлстрою
при Мособлисполкоме обеспечить в 1988 - 1995 годах ввод в действие в
Нечерноземной зоне РСФСР автомобильных дорог протяженностью 170 - 200 тыс.
километров, в том числе общего пользования - 60 - 70 тыс. километров и
внутрихозяйственных - 110 - 130 тыс. километров, предусмотрев поэтапное
развитие их сети, исходя из целесообразности и экономической эффективности,
согласно приложению N 1 (не приводится).
Возложить функции заказчика по
строительству и реконструкции в Нечерноземной зоне РСФСР автомобильных дорог
общего пользования на Министерство автомобильных дорог РСФСР и
внутрихозяйственных автомобильных дорог - на Госагропром СССР.
Госплану СССР выделить дополнительно в
1988 - 1990 годах Госагропрому СССР и Совету Министров РСФСР лимиты подрядных
работ для министерств и ведомств, осуществляющих строительство и реконструкцию
автомобильных дорог, предприятий производственной базы, жилых домов и других
объектов социального назначения, предусмотренных настоящим Постановлением.
3. Установить на 1988 -
1990 годы лимит капитальных вложений в объеме 8,7 млрд. рублей на строительство
(реконструкцию) автомобильных дорог в Нечерноземной зоне РСФСР и на создание в
этой зоне объектов, производственных баз и социальной сферы дорожных,
строительных, мелиоративных, транспортных организаций и предприятий по
производству щебня, гравия, железобетонных конструкций и дорожно-строительной
техники согласно приложению N 2 (не приводится). Предусмотреть выделение
в тринадцатой пятилетке лимитов капитальных вложений на указанные цели в объеме
22 - 27 млрд. рублей, из них 10 - 13 млрд. рублей для строительства и реконструкции
внутрихозяйственных автомобильных дорог и связанных с ними объектов за счет
капитальных вложений, выделяемых на развитие агропромышленного комплекса
страны.
Госплану СССР,
Госагропрому СССР и Совету Министров РСФСР при разработке проектов планов экономического
и социального развития СССР на 1989 - 1995 годы предусмотреть выделение
капитальных вложений за счет всех источников финансирования для строительства
автомобильных дорог, указанных в приложении N 1 к настоящему Постановлению,
обратив особое внимание на использование наряду с централизованными и
нецентрализованными источниками новых нетрадиционных форм привлечения средств,
в том числе добровольных
взносов предприятий, организаций, колхозов, совхозов и отдельных граждан,
средств от проведения целевых субботников и выпуска специальных лотерей.
4. Госагропрому СССР совместно с Советом
Министров РСФСР обеспечить создание в автономных республиках и областях
Нечерноземной зоны РСФСР служб единого заказчика по строительству,
реконструкции и эксплуатации внутрихозяйственных автомобильных дорог.
5. Совету Министров РСФСР:
а) при определении очередности
строительства автомобильных дорог в Нечерноземной зоне РСФСР в первую очередь
предусматривать устройство усовершенствованных покрытий на подходах к районным
центрам и центральным усадьбам колхозов и совхозов;
б) совместно с Госагропромом СССР и
Министерством финансов СССР рассмотреть и решить вопрос об упорядочении
финансирования ремонта и содержания
внутрихозяйственных дорог в колхозах и совхозах Нечерноземной зоны РСФСР;
в) организовать в 1988 году разработку
комплексной программы повышения транспортно-эксплуатационных характеристик
дорожной сети региона на период до 1995 года, предусмотрев в этой программе:
завершение создания системы диагностики
состояния автомобильных дорог как основы для организации дорожных ремонтных
работ;
создание в составе всех
проектно-ремонтно-строительных объединений Министерства автомобильных дорог
РСФСР специализированных подразделений (с необходимой производственной базой)
по капитальному и среднему ремонту мостов;
коренное улучшение зимнего содержания
автомобильных дорог.
6. Считать
целесообразным предоставить Советам Министров автономных республик и
облисполкомам Нечерноземной зоны РСФСР право принимать решения об отводе земельных
участков для строительства автомобильных дорог, связанных с ними карьеров по
добыче нерудных строительных материалов, промышленных баз, жилых домов и других
объектов социально-культурного назначения и площади этих участков.
По финансированию
затрат на строительство
автомобильных дорог
7. Госагропрому СССР,
Министерству мелиорации и водного хозяйства СССР, Совету Министров РСФСР и
Госплану СССР обеспечить на 1988 - 1990 годы выделение капитальных вложений для
строительства в Нечерноземной зоне РСФСР внутрихозяйственных дорог в колхозах,
совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях, объектов производственных
баз и социальной сферы дорожных, строительных, мелиоративных, транспортных
организаций и предприятий по производству щебня, гравия, железобетонных
конструкций и дорожно-строительной техники в объеме
1,46 млрд. рублей (за счет перераспределения в пределах лимитов капитальных
вложений, утвержденных в планах на соответствующие годы на развитие
агропромышленного комплекса страны).
В целях обеспечения финансирования в 1988
- 1990 годах возросших объемов капитальных вложений на строительство и
реконструкцию автомобильных дорог в Нечерноземной зоне РСФСР:
признать целесообразным на период до
перевода формирования местных бюджетов на основе системы стабильных
долговременных нормативов повысить, начиная с января 1989 г., размеры
отчислений с предприятий и организаций на участие в дорожном строительстве до
0,4 процента объема производства продукции, выполняемых работ или
предоставляемых услуг. Отчисление указанных затрат производится в порядке,
определяемом Советом Министров СССР.
Разрешить Совету Министров РСФСР
централизовать и перераспределять часть указанных средств между автономными
республиками, краями и областями РСФСР.
Внести в Президиум Верховного Совета СССР
проект Указа по данному вопросу;
согласиться с предложением Совета
Министров РСФСР и ВЦСПС о создании специального фонда на строительство
автомобильных дорог в Нечерноземной зоне РСФСР за счет добровольных взносов
предприятий, организаций, колхозов, совхозов и граждан, а также средств от
проведения дорожной денежно-вещевой лотереи и целевых субботников. Совету
Министров РСФСР и Министерству финансов СССР совместно с заинтересованными
министерствами и ведомствами СССР установить порядок проведения указанных
мероприятий. Принять предложение Совета Министров РСФСР об организации, начиная
с 1989 года, дорожной денежно-вещевой лотереи;
признать целесообразным установить налог
на транспортные средства и другие самоходные машины и
механизмы (кроме машин и механизмов на гусеничном ходу) государственных,
кооперативных и других общественных предприятий, учреждений и организаций,
состоящих на хозяйственном расчете, граждан СССР, иностранных юридических и
физических лиц и лиц без гражданства. Зачисление сумм налога с владельцев
транспортных средств производить в союзный бюджет.
Уплата указанного налога хозрасчетными предприятиями, учреждениями и
организациями осуществляется за счет средств, остающихся в их распоряжении.
Внести в Президиум Верховного Совета СССР проект Указа по данному вопросу.
Повышение размера отчислений
предприятиями и организациями в связи с их участием в дорожном строительстве и
введением налога на транспортные средства и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу
осуществить без изменения утвержденных на двенадцатую пятилетку экономических
нормативов и взаимоотношений с бюджетом;
принять предложение Совета Министров РСФСР
о дополнительном направлении в 1989 - 1990 годах на строительство автомобильных
дорог в Нечерноземной зоне РСФСР 200 млн. рублей в пределах лимитов капитальных
вложений, выделяемых на развитие республиканского хозяйства РСФСР.
8. Установить, что:
начиная с 1989 года
лимиты капитальных вложений на строительство и реконструкцию автомобильных
дорог в Нечерноземной зоне РСФСР, финансируемые за счет средств от проведения
целевых субботников, специального фонда, добровольных взносов, дорожной
денежно-вещевой лотереи, от участия предприятий и организаций в дорожном
строительстве и налога на транспортные средства, обеспечиваются
материально-техническими ресурсами в полном объеме;
предусмотренные действующим
законодательством средства на строительство, ремонт и содержание автомобильных
дорог общего пользования в РСФСР направляются на финансирование дорожного
строительства исходя из потребности, независимо от административного значения
этих дорог.
9. Предоставить право
Советам Министров автономных республик, исполкомам краевых и областных Советов
народных депутатов РСФСР утверждать на строительство и реконструкцию местных
автомобильных дорог и сооружений на них, независимо от их сметной стоимости:
технико-экономические обоснования и технико-экономические расчеты; титульные
списки проектно-изыскательских работ; титульные списки вновь начинаемых строек;
проектно-сметную документацию (предварительно проведя ее экспертизу);
состав государственных приемочных комиссий.
Установить, что перечни разрабатываемых
проектов и вновь начинаемых строительством (реконструкцией) местных
автомобильных дорог и сооружений на них в составе пятилетних планов не
утверждаются.
Порядок утверждения указанных в настоящем
пункте документов на строительство (реконструкцию) дорог общегосударственного и
республиканского значения и сооружений на них устанавливается Советом Министров
РСФСР по согласованию с Госпланом СССР.
10. Разрешить
Промстройбанку СССР финансировать строительство и реконструкцию в Нечерноземной
зоне РСФСР автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них на
основании технико-экономических обоснований, технико-экономических расчетов или
другой проектно-сметной документации (составленной с использованием
прейскурантных цен, укрупненных сметных нормативов, схем, развития сети
автомобильных дорог по автономным республикам и областям), договоров подряда,
титульных списков, утвержденных в установленном порядке, а объектов,
проектирование которых осуществляется силами
проектно-ремонтно-строительных объединений Министерства автомобильных дорог
РСФСР, - на основании единых титульных списков на проектирование и
строительство объектов, утвержденных в порядке, предусмотренном пунктом 9
настоящего Постановления, а также сводных расчетов стоимости строительства
(реконструкции), составленных по прейскурантным ценам, утвержденных этими
объединениями.
11. Разрешить организациям, занятым на
строительстве (реконструкции) автомобильных дорог в Нечерноземной зоне РСФСР,
использовать предусмотренные в сметах затраты на временные здания и сооружения
для строительства жилых домов и объектов базы строительной индустрии.
12. В связи с привлечением предприятий и
организаций Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР к строительству
автомобильных дорог в Нечерноземной зоне РСФСР Госплану СССР и Госагропрому
СССР внести изменения в государственный заказ на 1988 год по вводу в действие
производственных мощностей, утвержденный этому Министерству.
13. Распространить на
дорожные ремонтно-строительные организации Госагропрома СССР и Министерства
автомобильных дорог РСФСР действие пункта 12 Постановления ЦК КПСС и Совета
Министров СССР от 14 августа 1986 г. N 971 "О мерах по совершенствованию
хозяйственного механизма в строительстве" в части порядка расчетов за
выполненные работы и наделения указанных организаций собственными оборотными
средствами на покрытие затрат по незавершенному производству в размере 10
процентов годового объема работ.
По повышению
качества проектирования и строительства
автомобильных дорог, улучшению дорожного сервиса
14. Считать важнейшей задачей
министерств, ведомств и организаций, осуществляющих строительство и
реконструкцию автомобильных дорог в Нечерноземной зоне РСФСР, выполнение работ
высокого качества, обеспечивающих безопасность движения автомобильного
транспорта, а также создание дорожного сервиса.
15. Госагропрому СССР, Совету Министров
РСФСР, Министерству мелиорации и водного хозяйства СССР, Министерству
транспортного строительства СССР, Министерству промышленности строительных
материалов СССР, Министерству строительства в северных и западных районах СССР,
Министерству строительства в районах Урала и Западной Сибири СССР, другим
министерствам и ведомствам, принимающим участие в реализации Государственной
программы "Дороги Нечерноземья":
при проектировании строительства и реконструкции автомобильных дорог исходить из того, что они
должны стать составной частью единой транспортной сети страны. В связи с этим
определять их параметры с учетом перспективы экономического и социального
развития региона;
осуществить меры по усилению
ответственности подведомственных научно-исследовательских, проектных,
проектно-ремонтно-строительных и подрядных строительных организаций за качество
проектирования и строительства автомобильных дорог и
сооружений на них, развитие дорожного хозяйства на основе внедрения достижений
научно-технического прогресса, а также по повышению заинтересованности
указанных организаций в наиболее полном использовании своих резервов для
улучшения качества выполняемых работ;
широко использовать научный потенциал
институтов Академии наук СССР и Министерства высшего и среднего специального
образования СССР для выполнения научно-исследовательских работ в области
строительства и реконструкции автомобильных дорог;
повысить уровень авторского, технического
и лабораторного контроля за качеством строительства и реконструкции
автомобильных дорог. Госснабу СССР, Госплану СССР и Государственному комитету
СССР по стандартам оказать помощь в оснащении дорожных организаций необходимыми
для этих целей современным геодезическим инструментом, лабораторным и
метрологическим оборудованием, контрольно-измерительными приборами;
при разработке проектов на строительство
и реконструкцию автомобильных дорог предусматривать в случае необходимости
реконструкцию и благоустройство в сельских населенных пунктах улиц, являющихся
продолжением этих дорог, при долевом участии заинтересованных организаций.
16. В целях повышения эстетики дорог и
обеспечения безопасности движения предусматривать в проектах на их
строительство применение металлических барьерных ограждений с антикоррозийными
покрытиями, термопластиков для разметки проезжей части, светоотражающих
материалов и нитроэпоксидных эмалей для окраски элементов обстановки дорог.
Министерству
химической промышленности СССР обеспечить производство и поставку Министерству
автомобильных дорог РСФСР в 1988 - 1989 годах катионоактивной
добавки типа БП-3, повышающей долговечность покрытий, в количестве 1 - 2 тыс.
тонн, с доведением в 1990 - 1995 годах до 5 тыс. тонн ежегодно, а также,
начиная с 1992 года, производить ежегодно 1,5 млн. кв. метров гладкой
светоотражающей пленки для дорожных знаков, соответствующей мировым требованиям, 30 тыс. тонн термопластика и 10 тыс. тонн нитроэпоксидной
эмали НП-501.
17. Министерству транспортного
строительства СССР совместно с Госагропромом СССР и Министерством автомобильных
дорог РСФСР разработать в первом полугодии 1988 г. и утвердить по согласованию
с Госстроем СССР:
региональные нормы проектирования и строительства автомобильных дорог в Нечерноземной зоне
РСФСР, имея в виду повысить требования к качеству земляного полотна, прочность
и долговечность дорожных покрытий, а также предусмотреть строительство объектов
сервиса для пассажиров и водителей, пунктов технического обслуживания
автомобилей, зданий и сооружений дорожно-эксплуатационной службы;
альбом типовых решений автомобильных
дорог (включая мосты и водопропускные трубы) с учетом новейших
научно-технических достижений;
порядок применения железобетонных
дорожных плит для строительства и реконструкции
автомобильных дорог.
18. Государственному комитету СССР по
вычислительной технике и информатике выделить в 1989 - 1990 годах средства
вычислительной техники для оснащения систем автоматизированного проектирования
автомобильных дорог согласно приложению N 3 (не приводится).
19. Министерству
строительства в северных и западных районах СССР, Министерству строительства в
районах Урала и Западной Сибири СССР, Министерству жилищного и гражданского
строительства РСФСР и Главмособлстрою при
Мособлисполкоме обеспечить в 1988 - 1995 годах по заказу Министерства
автомобильных дорог РСФСР строительство в Нечерноземной зоне РСФСР объектов
дорожного сервиса на автомобильных дорогах общего пользования согласно приложению
N 4 (не приводится).
20. Совету Министров РСФСР:
совместно с Министерством здравоохранения
СССР, Министерством торговли СССР, Центросоюзом и Министерством связи СССР
разработать и осуществить комплекс мер по коренному улучшению всех видов
обслуживания участников движения на автомобильных дорогах Нечерноземной зоны
РСФСР с увеличением объемов платных услуг;
совместно с Государственным комитетом
СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли обеспечить улучшение
информации об условиях движения на автомобильных дорогах и городских улицах,
включая выпуск схем, путеводителей и других печатных изданий с описанием дорог,
расположения предприятий и объектов дорожного сервиса.
21. Возложить функции генеральных
проектировщиков автомобильных дорог общего пользования в автономных республиках
и областях Нечерноземной зоны РСФСР на Министерство автомобильных дорог РСФСР,
а внутрихозяйственных дорог в этой зоне - на Госагропром СССР.
Министерству
автомобильных дорог РСФСР и Госагропрому СССР обеспечить выполнение
проектно-изыскательских работ по автомобильным дорогам общего пользования и
внутрихозяйственным автомобильным дорогам силами подведомственных проектных
организаций с привлечением изыскательских организаций Госстроя РСФСР и Главного
управления геодезии и картографии при Совете Министров СССР, а также проектных
организаций строительных министерств, Министерства мелиорации и водного
хозяйства СССР и ведомств.
Министерству промышленности строительных
материалов СССР, министерствам, ведомствам СССР и Совету Министров РСФСР
осуществлять разработку проектно-сметной документации на строительство карьеров
и предприятий по производству нерудных строительных материалов с привлечением
проектных институтов по определению Госстроя СССР.
Министерству транспортного строительства
СССР, Министерству строительства в северных и западных районах СССР,
Министерству строительства в районах Урала и Западной Сибири СССР и Главмособлстрою при Мособлисполкоме обеспечить силами
подведомственных проектных организаций разработку строительной части рабочей
документации по автомобильным дорогам Нечерноземной зоны РСФСР, строительство
которых осуществляется этими министерствами и ведомствами.
22. Установить, что проектирование и
строительство малых мостов длиной до 75 погонных метров и водопропускных труб
при сооружении автомобильных дорог в Нечерноземной зоне РСФСР осуществляются
министерствами и ведомствами - подрядчиками.
Проектирование и строительство мостов
длиной свыше 75 погонных метров и путепроводов на пересечениях с железными дорогами
осуществляются Министерством транспортного строительства СССР и Министерством
автомобильных дорог РСФСР по заказу министерств и ведомств - подрядчиков.
23. Совету Министров
РСФСР, Госагропрому СССР, Министерству транспортного строительства СССР, Министерству
строительства в северных и западных районах СССР, Министерству строительства в
районах Урала и Западной Сибири СССР и Министерству мелиорации и водного
хозяйства СССР обеспечить развитие научных и проектно-изыскательских
организаций, выполняющих работы, связанные со строительством и реконструкцией
автомобильных дорог в Нечерноземной зоне РСФСР.
24. Министерству транспортного
строительства СССР и Министерству автомобильных дорог РСФСР в целях проведения
единой технической политики обеспечить координацию работ в области научных
исследований, проектирования и строительства мостов, путепроводов и
водопропускных труб.
Возложить проведение необходимых
исследований и координацию научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работ научных организаций министерств и ведомств, участвующих в развитии сети
автомобильных дорог в Нечерноземной зоне РСФСР:
по дорогам общего пользования - на
Государственный всесоюзный дорожный научно-исследовательский институт
Министерства транспортного строительства СССР и Государственный дорожный
проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт Министерства
автомобильных дорог РСФСР;
по внутрихозяйственным дорогам - на
республиканский производственный проектно-технический центр "Росагропромдортехцентр" Всероссийского
производственного объединения по строительству автомобильных дорог "Росагропромдорстрой".
Принять предложения
Министерства транспортного строительства СССР, согласованные с Госстроем СССР,
о расширении лабораторно-экспериментальной базы в строительстве экспериментального
завода Государственного всесоюзного дорожного научно-исследовательского
института (г. Балашиха Московской области) производственной площадью 5 тыс. кв.
метров, без увеличения численности работников предприятий и организаций
Министерства, расположенных в Московской области.
25. Министерству транспортного
строительства СССР, Госагропрому СССР и Министерству автомобильных дорог РСФСР
разработать и по согласованию с Госстроем СССР утвердить в первом полугодии
1988 г. прейскурантные цены на единицу строительной продукции для автомобильных
дорог общего пользования и внутрихозяйственных дорог по регионам Нечерноземной
зоны РСФСР.
По
природопользованию и охране окружающей среды
26. Совету Министров РСФСР, министерствам
и ведомствам СССР, осуществляющим проектирование и строительство автомобильных
дорог в Нечерноземной зоне РСФСР:
обеспечивать в соответствии с Законом
СССР "О государственном предприятии (объединении)" эффективное использование
и воспроизводство природных ресурсов, охрану окружающей среды от загрязнения и
других вредных воздействий;
предусматривать в проектах на
строительство и реконструкцию автомобильных дорог, предприятий по производству
нерудных материалов и сборных железобетонных конструкций, объектов
производственной базы и социально-культурной сферы природоохранные мероприятия,
не допускающие отрицательного воздействия производства на природную среду,
обеспечить выполнение этих мероприятий и эффективную эксплуатацию
природоохранных объектов;
при выборе вариантов трасс автомобильных
дорог обеспечивать их увязку с природным ландшафтом, сохранность заповедников и
архитектурных памятников, восстановление пахотных земель и лесных насаждений,
водоемов, защиту населенных пунктов от шума, вибраций и загазованности;
в целях предотвращения подтопления и
заболачивания территорий, прилегающих к автомобильным дорогам, осуществлять
тщательную проработку в составе проектов мест расположения и конструкций
водопропускных сооружений;
не допускать применения в конструкциях
автомобильных дорог материалов, оказывающих отрицательное воздействие на
окружающую среду;
обеспечивать своевременное и полноценное
проведение рекультивации земель и возвращение их в хозяйственный оборот.
27. Министерству энергетики и
электрификации СССР в целях возвращения в хозяйственный оборот земель, временно
занятых под золошлаковые отходы, исключения
отрицательного воздействия их на окружающую среду обеспечить в 1989 - 1995
годах ввод в действие установок по отбору и отгрузке сухих золошлаковых
отходов для дорожного строительства.
28. Министерству рыбного хозяйства СССР,
Министерству речного флота РСФСР, министерствам и ведомствам, осуществляющим
строительство автомобильных дорог в Нечерноземной зоне РСФСР, разработать и
осуществить меры по сохранению и воспроизводству рыбных запасов в связи с
увеличением объемов добычи песчано-гравийных смесей из русл рек, озер и
водохранилищ.
29. Государственному комитету СССР по
охране природы, Совету Министров РСФСР и местным Советам народных депутатов
обеспечить контроль за выполнением министерствами и
ведомствами, участвующими в реализации Государственной программы "Дороги
Нечерноземья", мер по охране окружающей среды и рациональному
использованию природных ресурсов.
По оснащению
оборудованием и техникой
дорожного строительства
30. Госснабу СССР выделить дополнительно
в 1988 году для строительства дорог в Нечерноземной зоне РСФСР машины и
оборудование согласно приложению N 5 (не приводится).
31. Госплану СССР,
Госснабу СССР, Госстрою СССР и Министерству внешних экономических связей СССР
совместно с заинтересованными министерствами в 2-месячный срок провести
переговоры с внешнеторговыми организациями Германской Демократической
Республики, Социалистической Республики Румынии, Польской Народной Республики,
Чехословацкой Социалистической Республики и Алжирской Народной Демократической
Республики о дополнительной поставке в СССР в 1988 - 1990 годах
строительно-дорожных машин и оборудования и достижении договоренности заключить
контракты на поставку указанной техники для строительства автомобильных
дорог в Нечерноземной зоне РСФСР.
32. Госплану СССР,
Госснабу СССР и Госстрою СССР предусмотреть в проектах планов на 1989 - 1990
годы выделение дорожно-строительных машин, механизмов и транспортных средств
организациям, осуществляющим строительство и реконструкцию автомобильных дорог
в Нечерноземной зоне РСФСР, согласно приложению N 6 (не приводится), а также
других необходимых машин и механизмов в соответствии с действующими нормативами.
Министерству строительного, дорожного и
коммунального машиностроения СССР обеспечить в 1988 году дополнительное
изготовление и поставку организациям, участвующим в дорожном строительстве, 100
автогудронаторов на базе автомобиля ЗИЛ.
33. Министерству автомобильной
промышленности СССР обеспечить дополнительное производство тяжелых
автомобилей-самосвалов в 1989 году в количестве 250 штук и в 1990 году - 400
штук.
Госплану СССР и Госснабу СССР выделить
Министерству автомобильной промышленности СССР на эти цели дополнительные
материальные ресурсы.
Госплану СССР и Госснабу СССР
предусматривать в планах на 1989 - 1990 годы выделение сверх количества,
предусмотренного в пятилетнем плане Совету Министров РСФСР для Министерства
автомобильного транспорта РСФСР, автосамосвалов с учетом ежегодного прироста
объемов перевозок строительных материалов для дорожных работ в Нечерноземной
зоне РСФСР.
34. Министерству строительного, дорожного
и коммунального машиностроения СССР обеспечить в 1988 - 1991 годах разработку и
освоение серийного производства новых машин и оборудования для дорожного
строительства согласно приложению N 7 (не приводится).
35. Министерству строительного, дорожного
и коммунального машиностроения СССР, Министерству строительства в северных и
западных районах СССР, Министерству строительства в районах Урала и Западной
Сибири СССР и Министерству строительства Украинской ССР осуществить в 1989 -
1992 годах строительство и реконструкцию заводов по производству
дорожно-строительной техники согласно приложению N 8 (не приводится).
36. Принять к сведению, что Совет
Министров РСФСР установил Министерству автомобильных дорог РСФСР задание по
производству в 1988 - 1995 годах дорожной техники согласно приложению N 9 (не
приводится).
37. Госснабу СССР выделить в 1988 году
для организаций, осуществляющих строительство дорог в Нечерноземной зоне РСФСР,
20 тыс. тонн дизельного топлива и 20 тыс. тонн автомобильного бензина за счет
резерва Совета Министров СССР.
По обеспечению
строительства дорог строительными
материалами и конструкциями
38. Министерствам и ведомствам СССР,
участвующим в строительстве автомобильных дорог в Нечерноземной зоне РСФСР, и
Совету Министров РСФСР в месячный срок обеспечить заключение договоров подряда
на дополнительные объемы работ в 1988 году по строительству (реконструкции)
этих дорог.
Госплану СССР, Госснабу СССР и Госстрою
СССР по результатам заключения указанных договоров внести необходимые изменения
в план капитального строительства и материально-технического обеспечения на
1988 год.
Госплану СССР, Госснабу СССР,
министерствам и ведомствам СССР и Совету Министров РСФСР при разработке планов предусматривать начиная с 1989 года выделение материальных
ресурсов, необходимых для строительства автомобильных дорог в Нечерноземной
зоне РСФСР, в полном объеме, независимо от источников финансирования
капитальных вложений.
39. Госплану СССР и Госснабу СССР
предусмотреть выделение в 1989 - 1990 годах министерствам и ведомствам СССР и
Совету Министров РСФСР для строительства и реконструкции
автомобильных дорог в Нечерноземной зоне РСФСР материалов согласно приложению N
10 (не приводится).
40. Министерствам и ведомствам СССР и
Совету Министров РСФСР обеспечить в 1988 - 1995 годах:
а) развитие предприятий по производству
щебня, гравия, железобетонных и металлических конструкций согласно приложениям
N 11, 12, 13 (не приводятся), имея в виду полное удовлетворение потребностей
строительства, рыночных потребителей и других нужд народного хозяйства.
При этом обеспечить
выпуск щебня и гравия (сверх количеств, предусмотренных Постановлением Совета
Министров СССР от 24 сентября 1987 г. N 1081) в 1988 году в количестве 8,6 млн.
куб. метров, в 1989 году - 22 млн. куб. метров, в 1990 году - 33 млн. куб.
метров и в 1991 - 1995 годах - 268 млн. куб. метров. Совету Министров РСФСР при формировании планов предусматривать
поставку щебня и гравия в объемах, необходимых для строительства автомобильных
дорог в Нечерноземной зоне РСФСР.
Министерствам и ведомствам СССР, Совету
Министров РСФСР предусматривать при разработке проектов планов на 1989 - 1990
годы, проекта плана на 1991 - 1995 годы производство продукции в указанных
объемах;
б) строительство и ввод в действие
предприятий по производству щебня, гравия и сборных железобетонных и
металлических конструкций в комплексе с жилыми домами и другими объектами
социального назначения согласно приложениям N 14, 15 (не приводятся).
Разрешить
министерствам и ведомствам СССР и Совету Министров РСФСР разрабатывать, в виде
исключения, при наличии утвержденного технико-экономического обоснования или
технико-экономического расчета, генерального плана и основных технологических
решений рабочие чертежи и сметы на отдельные объекты и виды работ для
предприятий, указанных в приложениях N 14, 15 к настоящему Постановлению, и
осуществлять по ним в 1988 - 1990 годах строительство предприятий до
утверждения проектов.
41. Совету Министров РСФСР, министерствам
и ведомствам СССР, осуществляющим строительство дорог в Нечерноземной зоне
РСФСР, обеспечить максимальное использование месторождений с небольшими
запасами строительного камня и песчано-гравийных смесей путем организации притрассовых и других карьеров с применением передвижных
дробильно-сортировочных установок и автоматизированных сборно-разборных линий.
42. Совету Министров РСФСР и Министерству
энергетики и электрификации СССР осуществить в тринадцатой пятилетке
реконструкцию судоремонтного завода в г. Чистополе Татарской АССР и
строительство судоремонтного завода в г. Сарапуле Удмуртской АССР для
организации ремонта и строительства земснарядов и судов вспомогательного флота,
обеспечивающих добычу и переработку гравийно-песчаных материалов. Министерству
транспортного строительства СССР выполнить работы на гидротехнических
сооружениях и транспортных объектах указанных заводов.
43. Совету Министров РСФСР и Министерству
строительства в северных и западных районах СССР обеспечить развитие и
реконструкцию краностроительного производства на
заводе "Теплоход" (Горьковская область) и довести к 1991 году
ежегодный выпуск плавучих кранов грузоподъемностью 5 - 16 тонн до 20 единиц (в
сборе).
44. Госплану СССР предусмотреть
строительство в тринадцатой пятилетке на предприятиях Министерства
судостроительной промышленности СССР для Министерства речного флота РСФСР:
50 барж-площадок разряда М
грузоподъемностью 3 тыс. тонн;
150 мелкосидящих буксиров мощностью 300
лошадиных сил и 150 - мощностью 150 лошадиных сил.
Госплану СССР и
Министерству внешних экономических связей СССР предусмотреть для разработки
песчано-гравийных месторождений на Куйбышевском, Нижнекамском и Камском
водохранилищах и в их поймах, а также на малых реках Нечерноземной зоны РСФСР
закупку в Чехословацкой Социалистической Республике и поставку Совету Министров
РСФСР для Министерства речного флота РСФСР в 1991 - 1993 годах 5 земснарядов
производительностью 1000 куб. метров в час и глубиной грунтозабора 30 метров и 10 многочерпаковых
земснарядов производительностью 300 куб. метров в час и глубиной грунтозабора 20 метров, а также 15 брандвахт для проживания
экипажей указанных земснарядов.
45. Совету Министров
РСФСР обеспечить увеличение в 1988 - 1995 годах производства гравия на
подводных и пойменных месторождениях Куйбышевского, Нижнекамского и Камского
водохранилищ и ввести в эксплуатацию песчано-гравийные месторождения в
Калининградском заливе Балтийского моря для обеспечения потребности
организаций, осуществляющих строительство (реконструкцию) автомобильных дорог в
Нечерноземной зоне РСФСР, в указанных материалах.
Министерству рыбного хозяйства СССР
определить затраты на строительство объектов для сохранения и воспроизводства
рыбных запасов на указанных водоемах, а Министерству автомобильных дорог РСФСР
и Госагропрому СССР предусмотреть строительство этих объектов за счет средств,
выделяемых на строительство (реконструкцию) автомобильных дорог в Нечерноземной
зоне РСФСР.
Возложить функции заказчика по
строительству рыбохозяйственных объектов на
Министерство рыбного хозяйства СССР, а подрядчика - на министерства, осуществляющие
строительство автомобильных дорог, по определению Госплана СССР.
46. Министерству энергетики и
электрификации СССР обеспечить в 1988 - 1995 годах поставку Совету Министров
РСФСР и Министерству транспортного строительства СССР сухой золы для строительства
автомобильных дорог в Нечерноземной зоне РСФСР согласно приложению N 16 (не
приводится).
47. Министерству путей сообщения СССР,
Министерству морского флота СССР, Госагропрому СССР, Министерству
автомобильного транспорта РСФСР и Министерству речного флота РСФСР обеспечить
перевозки строительных грузов в объемах, необходимых для строительства и реконструкции автомобильных дорог в Нечерноземной зоне
РСФСР.
Министерству путей сообщения СССР
предусматривать в государственных заказах, выдаваемых управлениям железных
дорог на перевозку грузов, объемы перевозок щебня и гравия для строительства и реконструкции автомобильных дорог в Нечерноземной зоне РСФСР
в соответствии с заявками министерств и ведомств - грузоотправителей.
48. Министерству
промышленности строительных материалов СССР, министерствам и ведомствам СССР,
Совету Министров РСФСР разработать и осуществить в 1988 - 1989 годах
мероприятия по значительному повышению эффективности работы предприятий
промышленности нерудных строительных материалов, предусматривающие техническое
перевооружение производств, создание необходимых условий для организации
трехсменного и непрерывного режима работы и ускорения решения социальных
вопросов коллективов этих предприятий.
49. В целях
использования ресурсов щебня, производимого в районах Урала, для строительства
автомобильных дорог в Нечерноземной зоне РСФСР и обеспечения потребности
Западно-Сибирского нефтегазового комплекса в нерудных строительных материалах
за счет поставки их из Красноярского края Совету Министров РСФСР, Министерству
энергетики и электрификации СССР, Министерству нефтяной промышленности СССР и
Министерству строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР
выполнить в 1988 году в с. Ташаре
Новосибирской области (станция Мошково) комплекс работ по приему с железной
дороги поставляемых с предприятий Красноярского края щебня и отходов горного
производства и отгрузке их на суда начиная с навигации 1988 года для поставки
этой продукции в районы Западной Сибири.
Министерству
речного флота РСФСР осуществить в 1988 - 1991 годах проектирование и
строительство в с. Ташаре механизированного
перевалочного порта мощностью 5 - 7 млн. тонн грузов в год. Министерству транспортного строительства СССР выполнить работы на
гидротехнических сооружениях и транспортных объектах этого порта.
50. Министерству
геологии СССР выполнить по заявкам министерств и ведомств СССР и РСФСР в сроки,
обеспечивающие выполнение заданий по производству и вводу в действие мощностей
предприятий по выпуску щебня, геологоразведочные работы по разведке новых
месторождений сырья, доразведке и переоценке запасов
ранее разведанных месторождений сырья для производства нерудных строительных
материалов, используемых в дорожном строительстве, в том числе сырья горных
пород, попутно добываемого при разработке других видов полезных
ископаемых. Особое внимание уделять поискам и разведке новых месторождений в
регионах, где разработка имеющихся запасов сырья заканчивается.
51. Принять предложение Госстроя СССР о
возложении на Министерство промышленности строительных материалов СССР
ответственности за создание крупных карьеров по добыче и переработке битумсодержащих пород.
Министерству промышленности строительных
материалов СССР по результатам геологоразведочных работ разработать в 1989 -
1990 годах схему размещения таких карьеров, предусмотрев использование для
строительства и реконструкции автомобильных дорог в
Нечерноземной зоне РСФСР битумсодержащих пород,
добываемых на месторождениях, в том числе расположенных на территории Казахской
ССР.
Министерству геологии СССР и Министерству
нефтяной промышленности СССР усилить в 1988 - 1989 годах геологоразведочные
работы на битумсодержащие породы, залегающие на
глубинах до 50 метров, с содержанием битума не менее 4 процентов по заявкам
заинтересованных министерств и ведомств с последующим утверждением запасов в
установленном порядке.
Разрешить строительным министерствам и
ведомствам осуществлять в 1988 - 1990 годах проектирование и строительство
карьеров по добыче битумсодержащих пород в порядке,
установленном Постановлением Совета Министров СССР от 11 декабря 1986 г. N
1465.
52. Министерству геологии СССР и
Министерству нефтяной промышленности СССР передать Совету Министров РСФСР
месторождения нефти, находящиеся на консервации, согласно приложению N 17 (не
приводится).
Совету Министров РСФСР разработать и
утвердить программу освоения этих месторождений и увеличения на этой основе
собственного производства нефтебитума в 1989 - 1995
годах.
Госплану СССР и Госснабу СССР выделить в
1988 - 1990 годах Совету Министров РСФСР для освоения месторождений нефти
нефтепромысловое оборудование, материалы и подъемно-транспортные средства
согласно приложению N 18 (не приводится).
Министерству химического и нефтяного
машиностроения СССР изготовить и поставить Министерству топливной
промышленности РСФСР в 1988 - 1989 годах оборудование и комплектующие изделия
для 4 локальных установок по производству нефтебитума
производительностью 25 - 30 тыс. тонн в год.
53. Министерству нефтеперерабатывающей и
нефтехимической промышленности СССР:
обеспечить увеличение мощностей по
производству нефтебитума в 1989 году на Московском
нефтеперерабатывающем заводе на 400 тыс. тонн и в тринадцатой пятилетке на
предприятиях, расположенных в Коми АССР, Рязанской и Ярославской областях, на
500 тыс. тонн в каждой области и республике;
выработать во II и III кварталах 1988 г.
сверх плана 300 тыс. тонн гудрона за счет соответствующего снижения
производства топочного мазута с поставкой его Совету Министров РСФСР для
переработки в нефтебитум на локальных установках. В
связи с этим уменьшить на 300 тыс. тонн резерв Совета Министров СССР по
топочному мазуту, предусмотренный на 1988 год. Госснабу СССР выделить
дополнительно Совету Министров РСФСР 300 тыс. тонн гудрона и по согласованию с
Госстроем СССР распределить выработанный нефтебитум
по организациям, осуществляющим в 1988 году дополнительный объем работ по
строительству и реконструкции автомобильных дорог в Нечерноземной зоне РСФСР, с
оплатой его изготовителям по договорным ценам.
54. Министерству путей
сообщения СССР и Министерству транспортного строительства СССР выполнить работы
по реконструкции железнодорожных станций Баженово и Богдановичи, строительству
второго пути на участке Баженово - Асбест и пункта подготовки вагонов для
обеспечения вывоза в 1990 году грузов с Асбестовского
промышленного узла (Свердловская область) в количестве 30 млн. тонн, в том
числе по 15 млн. тонн для Министерства путей сообщения СССР и
Министерства транспортного строительства СССР.
Министерству промышленности строительных
материалов СССР осуществить в 1988 - 1990 годах комплекс мероприятий,
обеспечивающих увеличение отгрузки с комбината "Ураласбест"
асбестовых отходов для нужд дорожного строительства в Нечерноземной зоне РСФСР
на 5 млн. тонн ежегодно.
Министерству промышленности строительных
материалов СССР и Министерству строительства в районах Урала и Западной Сибири
СССР осуществить в 1989 - 1992 годах на комбинате "Ураласбест"
строительство цеха холодного асфальта мощностью 5 млн. тонн в год.
55. Министерству
угольной промышленности СССР, Министерству путей сообщения СССР и Министерству
транспортного строительства СССР выполнить работы по развитию железнодорожных
участков и пунктов погрузки и обеспечить перевозку минеральных отходов,
получаемых в процессе обогащения сланцев на предприятиях Министерства угольной
промышленности СССР в Эстонской ССР и Ленинградской области, в 1988 году в
объеме 2 млн. тонн с доведением к 1990 году количества перевозимых отходов
до 10 млн. тонн.
Разрешить выполнение работ по развитию
пунктов погрузки, железнодорожных участков и станций по рабочим чертежам,
выполненным на основании утвержденных технико-экономических обоснований.
56. Госплану СССР предусмотреть выделение
Министерству путей сообщения СССР в 1989 - 1995 годах не менее 600 вагонов-самосвалов
(думпкаров) ежегодно для плановых перевозок нерудных строительных материалов по
магистральным железным дорогам.
Министерству путей
сообщения СССР обеспечивать перевозку нерудных строительных материалов на
объекты строительства автомобильных дорог в Нечерноземной зоне РСФСР и
закреплять ежегодно для этих целей на правах аренды за Министерством
автомобильных дорог РСФСР и Госагропромом СССР по 150 вагонов-самосвалов
(думпкаров) и за Министерством мелиорации и водного хозяйства СССР,
Министерством строительства в северных и западных районах СССР и Министерством
строительства в районах Урала и Западной
Сибири СССР по 100 вагонов-самосвалов (думпкаров) за каждым.
57. Министерству тяжелого,
энергетического и транспортного машиностроения СССР и Министерству путей
сообщения СССР обеспечить до 1990 года создание и серийный выпуск
железнодорожных цистерн-термосов, увеличение парка бункерных полувагонов для
транспортировки нефтебитума в соответствии с
возрастающими объемами перевозок.
Министерству
тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения СССР обеспечить по
заявке Министерства промышленности строительных материалов СССР разработку и
начиная с 1991 года серийное производство мобильных горнодобывающих и
перерабатывающих комплексов мощностью 1 млн. куб. метров щебня и гравия в год и
довести к 1995 году изготовление таких комплексов до 5 штук в год.
58. Разрешить горнорудным предприятиям
Министерства черной металлургии СССР, расположенным в районе Курской магнитной
аномалии, использовать для производства щебня окисленные кварциты.
59. Госплану СССР предусматривать на 1988
- 1990 годы изготовление на предприятиях Министерства монтажных и специальных
строительных работ СССР по заявкам дорожных и строительных организаций
металлических пролетных строений мостов и легких металлических конструкций в
необходимых количествах.
60. Министерству химической
промышленности СССР обеспечить:
поставку с
действующих предприятий геотекстильных материалов в
1988 году в объеме 2,5 млн. кв. метров, в 1989 году - 7 млн. кв. метров, в 1990
году - 10 млн. кв. метров и в 1991 - 1995 годах - 100 млн. кв. метров;
доведение мощностей по производству геотекстильных материалов на Каменском заводе
"Химволокно" в 1991 году до 20 тыс. тонн и в Башкирском
производственном объединении "Химволокно" в 1993 году до 20 тыс. тонн
в год;
разработку в 1988
году проектно-сметной документации и строительство в 1989 году установок по
переработке отходов сульфида натрия на предприятиях Первоуральского
производственного объединения "Хромпик" (Свердловская область) и
Новотроицком заводе хромовых соединений (Оренбургская область), имея в виду
обеспечить поставку этих отходов в виде щелочесодержащей пасты предприятиям
строительной индустрии для производства изделий для строительства дорог и шлакощелочных бетонов.
Министерству строительства в районах
Урала и Западной Сибири СССР обеспечить в 1989 году строительство установок на
указанных предприятиях и использование щелочесодержащих отходов для
производства шлакощелочных бетонов.
61. Министерству лесной,
целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР обеспечивать
производство и поставку ежегодно, начиная с 1989 года, Совету Министров РСФСР 9
тыс. тонн технических модифицированных лигносульфонатов
типа "Лигнодор".
По развитию действующих и созданию новых
организаций и стимулированию труда
62. Принять предложения Совета Министров
РСФСР, согласованные с Госстроем СССР, Госагропромом СССР, Мосгорисполкомом и Ленгорисполкомом, о создании:
в г. Москве в
системе Министерства автомобильных дорог РСФСР Московского областного
проектно-ремонтно-строительного объединения автомобильных дорог и в составе
Всероссийского производственного объединения по строительству автомобильных
дорог "Росагропромдорстрой" (на базе
дорожно-строительного треста "Агропромдорстрой")
проектно-промышленно-строительно-ремонтного объединения и в г. Ленинграде
Ленинградского областного проектно-ремонтно-строительного объединения
автомобильных дорог Министерства автомобильных дорог РСФСР, без увеличения
численности работников предприятий и организаций этих министерств и ведомств,
расположенных в г. г. Москве и
Ленинграде.
63. Разрешить Советам Министров
автономных республик и исполкомам областных Советов народных депутатов создание
кооперативов по проектированию, строительству, обустройству и ремонту
автомобильных дорог, а также добыче нерудных материалов, распространив на эти
кооперативы действие Постановления Совета Министров СССР от 5 февраля 1987 г. N
161 "О создании кооперативов по бытовому обслуживанию населения".
64. Министерствам и ведомствам,
осуществляющим строительство автомобильных дорог в Нечерноземной зоне РСФСР:
создать необходимые условия для
применения прогрессивной формы организации производства, труда и управления -
поточного скоростного строительства с использованием комплексных
технологических потоков, оснащенных высокопроизводительным оборудованием,
вахтового метода организации работ;
укомплектовать в 1988 - 1989 годах организации
санитарно-бытовыми и другими помещениями социального назначения за счет
мобильных (инвентарных) зданий, выделяемых Госпланом СССР и Госснабом СССР, а
также за счет их изготовления на предприятиях собственной производственной базы
с предоставлением полного комплекса услуг по опыту Главленинградстроя.
65. Государственному комитету СССР по
профессионально-техническому образованию и Совету Министров РСФСР:
предусмотреть в планах на 1989 - 1995
годы подготовку квалифицированных рабочих в профтехучилищах в соответствии с
заявками и договорами с предприятиями и организациями министерств и ведомств,
осуществляющих строительство дорог в Нечерноземной зоне РСФСР;
обеспечить строительство необходимого
количества профессионально-технических училищ для подготовки квалифицированных
рабочих дорожно-строительных профессий, а также создать в
профессионально-технических училищах, действующих на производственной базе
предприятий и организаций этих министерств и ведомств, учебно-материальную
базу, отвечающую требованиям, предъявляемым к подготовке квалифицированных
рабочих дорожно-строительных профессий.
66. Министерству здравоохранения СССР
обеспечить развитие сети фельдшерских пунктов во временных жилых полевых и
вахтовых поселках с численностью проживающих более 50 человек, а также
расширение сети врачебных участков в территориальных поликлиниках, оказывающих
медицинскую помощь строителям дорог в Нечерноземной зоне РСФСР.
Министерству торговли СССР, Госагропрому
СССР, Центросоюзу, министерствам и ведомствам СССР принять меры к организации
общественного питания работников, занятых на сооружении дорог. Организовать на
договорной основе со строительными организациями сеть раздаточных пунктов с
заправкой на них термоконтейнеров для доставки
горячего питания на удаленные объекты.
Советам Министров автономных республик и
исполкомам областных Советов народных депутатов в Нечерноземной зоне РСФСР
обеспечить бесперебойное снабжение рабочих-строителей продовольственными и
промышленными товарами, с организацией их продажи непосредственно на
строительных площадках.
67. Госплану СССР
установить по согласованию с Государственным комитетом СССР по труду и
социальным вопросам и Советом Министров РСФСР задание Совету Министров
Узбекской ССР, Совету Министров Азербайджанской ССР, Совету Министров
Киргизской ССР, Совету Министров Таджикской ССР и Совету Министров Туркменской
ССР по направлению в 1988 - 1995 годах не менее 5 тыс. рабочих в год (дополнительно
к установленному плану межреспубликанского направления рабочей силы) на
строительство автомобильных дорог в Нечерноземной зоне РСФСР.
68. Принять к сведению, что ЦК ВЛКСМ
объявил социально-экономическое переустройство села Нечерноземной зоны РСФСР
Всесоюзной ударной комсомольской стройкой.
Согласиться с предложением ЦК ВЛКСМ
направлять на договорной основе в подрядные организации, осуществляющие
дорожное строительство, юношей и девушек по комсомольским путевкам,
студенческие отряды, временные комсомольско-молодежные бригады из числа
молодежи городов и рабочих поселков. Разрешить комсомольским
организациям, шефствующим над Нечерноземной зоной РСФСР, формировать и
направлять вахтовые бригады на строительство дорог на срок от 3 до 6 месяцев на
условиях, предусмотренных подпунктом "а" пункта 29 и абзацем пятым
пункта 30 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 14 августа 1986 г. N
971 "О мерах по совершенствованию хозяйственного механизма в
строительстве".
69. Министерству высшего и среднего специального
образования СССР обеспечить целевую подготовку специалистов по строительству
автомобильных дорог в Нечерноземной зоне РСФСР на основе договоров, заключенных
между учебными заведениями этого Министерства и организациями министерств и
ведомств, с частичным возмещением этими организациями затрат на обучение.
70. Организовать социалистическое
соревнование между областями и автономными республиками Нечерноземной зоны
РСФСР, а также между предприятиями, проектными, строительными и транспортными
организациями, участвующими в строительстве автомобильных дорог. Учредить
переходящие Красные знамена ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ с
дипломами для награждения победителей социалистического соревнования, в том
числе между областями и автономными республиками - два знамени, между
предприятиями, проектными, строительными и транспортными организациями - семь
знамен, с денежными премиями.
Государственному комитету СССР по труду и
социальным вопросам, Госстрою СССР совместно с ВЦСПС и другими заинтересованными
организациями определить порядок подведения итогов социалистического
соревнования и присуждения переходящих Красных знамен ЦК КПСС, Совета Министров
СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ победителям указанного соревнования.
71. Министерствам,
ведомствам, трестам, объединениям, предприятиям и организациям совместно с
партийными и профсоюзными органами обеспечить широкое использование моральных и
материальных стимулов для поощрения передовиков производства - победителей
социалистического соревнования за успешное выполнение установленных заданий по
строительству автомобильных дорог в Нечерноземной зоне РСФСР, а наиболее
отличившихся рабочих, инженерно-технических работников, специалистов и служащих
представлять в установленном порядке к награждению орденами и медалями СССР, в
том числе медалью "За преобразование Нечерноземья РСФСР".
72 - 80. Секретно.
* * *
81. В целях оперативного решения вопросов
строительства и реконструкции автомобильных дорог в
Нечерноземной зоне РСФСР и контроля за ходом выполнения настоящего
Постановления образовать Комиссию Совета Министров СССР в следующем составе:
т. Баталин
Ю.П. - Заместитель Председателя Совета
Министров
СССР (председатель)
т. Боев Ю.П. - заместитель Председателя Госснаба СССР
т. Серов В.М. - заместитель Председателя Госплана СССР
т. Малахов К.В. - заместитель Председателя Госплана СССР
т. Даниленко В.Д. - заместитель Председателя Госагропрома
СССР
т. Горшков Л.А. - Заместитель Председателя Совета Министров
РСФСР
т. Лобов О.И. - Заместитель Председателя Совета
Министров
РСФСР
т. Кривошеев Г.Ф. - заместитель Начальника Генерального штаба
Вооруженных Сил СССР
т. Брухнов
В.А. - Министр автомобильных дорог
РСФСР
т. Зотов М.С. - Председатель Правления Промстройбанка
СССР
т. Обозинцев
А.А. - Председатель Правления Агропромбанка
СССР.
Решения Комиссии, принятые в пределах
своей компетенции, обязательны для выполнения всеми министерствами и
ведомствами.
82. Придавая вопросу строительства дорог
Нечерноземья особое значение, средствам массовой информации, Государственному
комитету СССР по телевидению и радиовещанию ввести в теле- и радиопередачах, а
также в газетах и журналах соответствующую рубрику.
Государственному комитету СССР по
телевидению и радиовещанию расширить количество теле- и радиопередач об этом
строительстве.
Государственному комитету СССР по
кинематографии увеличить выпуск фильмов о работе строек, передовых коллективов
и новаторов производства на строительстве автомобильных дорог в Нечерноземной
зоне РСФСР.
* * *
Центральный Комитет
КПСС и Совет Министров СССР выражают твердую уверенность в том, что партийные,
советские и хозяйственные органы, профсоюзные и комсомольские организации,
работники, занятые на строительстве и эксплуатации автомобильных дорог, сделают
все необходимое и проявят высокую организованность в решении одной из
неотложных социально-экономических задач, стоящих перед страной, - созданию в
Нечерноземной зоне РСФСР развитой, надежной и благоустроенной сети
автомобильных дорог, рассматривая реализацию
настоящей Государственной программы как всенародное дело.
Секретарь
Центрального Комитета КПСС
М.ГОРБАЧЕВ
Председатель
Совета Министров СССР
Н.РЫЖКОВ