СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 марта 1988 г. N 93
О КОРЕННОЙ ПЕРЕСТРОЙКЕ ДЕЛА ОХРАНЫ ПРИРОДЫ В РСФСР
Центральный Комитет
КПСС и Совет Министров СССР в Постановлении от 7 января 1988 г. N 32 "О
коренной перестройке дела охраны природы в стране" (СП СССР, 1988, N 6,
ст. 14) отметили, что в свете требований XXVII съезда партии о принятии
решительных мер экономического, правового и воспитательного характера в целях
обеспечения охраны и рационального использования земли и ее недр, водных ресурсов, атмосферного воздуха, растительного и животного мира
необходима коренная перестройка всего дела охраны природы в стране.
После апрельского (1985 г.) Пленума ЦК
КПСС в условиях возросшей социальной активности и заинтересованности всех слоев
населения в улучшении состояния окружающей среды, рациональном использовании и
воспроизводстве природных богатств приняты принципиально
важные решения Партии и Правительства по оздоровлению экологической обстановки
во многих промышленных центрах и регионах страны. Всенародную поддержку
получили конкретные меры, которые предстоит осуществить уже в текущей пятилетке
по защите от загрязнения бассейнов озер Ладожское и
Байкал, постановления о прекращении работ по переброске части стока северных и
сибирских рек и об охране уникальных памятников природы и культуры. Необходимые
экономические и организационные предпосылки для дальнейшего совершенствования
дела охраны природы созданы в ходе подготовки всех звеньев управления к
практической реализации концепции перестройки руководства экономикой. Важным
шагом является начавшаяся разработка проекта долгосрочной Государственной
программы охраны окружающей среды и рационального использования природных
ресурсов СССР на тринадцатую пятилетку и на перспективу до 2005 года.
Вместе с тем в природоохранной
деятельности министерств и ведомств, советских и хозяйственных органов имеют
место серьезные недостатки. Не обеспечивается комплексный подход к решению
вопросов охраны природы и рационального использования природных ресурсов.
Развитие производительных сил в различных регионах осуществляется без должного
учета экологических последствий и проведения единой природоохранной политики.
Совершенно недопустимо, что
государственные органы, призванные осуществлять контроль за
состоянием окружающей среды, дублируют деятельность друг друга, ведут работу
крайне неэффективно, руководствуясь зачастую ведомственными и местническими
интересами. В определении главных задач в области охраны природы и
использования природных ресурсов допускались грубые просчеты и ошибки, что
нередко приводило к ухудшению экологической обстановки и неоправданным потерям
материальных и финансовых ресурсов.
Сложившаяся система управления
природопользованием ввиду чрезмерной разрозненности природоохранных функций по
различным министерствам и ведомствам не отвечает современным требованиям
хозяйствования и стала серьезным фактором, сдерживающим интенсификацию
производства в условиях растущей взаимозависимости между состоянием окружающей
среды и развитием экономики.
В практике природоохранной деятельности
недооцениваются экономические методы управления. Из-за
отсутствия действенных экономических рычагов и стимулов предприятия и
организации не заинтересованы в обеспечении комплексного и рационального
использования предоставляемых им природных ресурсов и снижении загрязнения
природной среды. Во многих случаях серьезный ущерб, который наносится
предприятиями и организациями окружающей среде, не оказывает никакого влияния
на результаты их хозяйственной деятельности.
Крупным недостатком является то, что
проводимая работа по улучшению природопользования слабо базируется на
достижениях научно-технического прогресса. Крайне
недостаточно внедряются малоотходные и безотходные технологические
процессы, комбинированные производства, обеспечивающие полное, комплексное
использование природных ресурсов, сырья и материалов. По существу в стороне от
этого важного государственного дела оказалось большинство академических и
отраслевых научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций. Их
практическая работа не оказывает заметного воздействия на повышение
технического уровня и экологической безопасности производства.
ЦК КПСС и Совет Министров СССР отметили,
что во многом имеющиеся недоработки и упущения в области охраны природы явились
следствием серьезной недооценки этого важнейшего дела со стороны Госплана СССР,
Государственного комитета СССР по науке и технике, других центральных
экономических органов. При подготовке Генеральной схемы развития и размещения
производительных сил СССР, планов экономического и социального развития страны
ими недостаточно учитываются экологические особенности регионов и состояние природных
ресурсов, не уделяется должного внимания рациональному использованию природного
сырья, созданию эффективных природоохранных сооружений. В составе планов и
государственных целевых научно-технических программ слабо отражаются проблемы
утилизации отходов и другие вопросы ресурсосбережения. До сих пор не
разработана целостная система природоохранных нормативов.
Безответственное отношение некоторых
министерств и ведомств к вопросам природопользования привело к резкому
ухудшению состояния окружающей среды в отдельных регионах. Во многих звеньях
отраслевого управления преобладают ведомственность и субъективистский подход в
принятии хозяйственных решений. Продолжает сохраняться порочная практика
"остаточного" принципа выделения материальных и финансовых ресурсов
на реализацию назревших задач охраны природы. В результате низкой
исполнительской дисциплины ряд решений Партии и Правительства по осуществлению
природоохранных мероприятий выполняется с отступлениями от установленных сроков
и не в полном объеме.
Крайне медленно перестраивают свою
деятельность в области охраны природы Советы Министров автономных республик,
местные Советы народных депутатов. Ими неэффективно осуществляется координация
природоохранной работы предприятий и организаций, расположенных на соответствующей
территории. Не принимается действенных мер по претворению в жизнь
предусмотренных в планах и решениях Партии и Правительства заданий по улучшению
использования и охраны земель, вод, лесов, недр, атмосферного воздуха,
растительного и животного мира. Не ведется настойчивой борьбы с нарушениями
природоохранительного законодательства, не в полной мере используются
предоставленные для этого права и полномочия.
Советскими и
хозяйственными органами, средствами массовой информации, а также общественными
организациями не уделяется необходимого внимания экологическому образованию и
воспитанию людей, начиная с детства, пропаганде природоохранных знаний в семье,
школе, средних и высших учебных заведениях и непосредственно на производстве,
повышению экологической культуры всех слоев населения как одному из важнейших
условий улучшения дела охраны природы.
ЦК КПСС и Совет Министров СССР
подчеркнули, что вопросы охраны природы имеют большую общественную значимость,
здесь недопустимы политическая и организационная вялость, безынициативность
органов государственного управления, предприятий, организаций и учреждений.
Борьба за экологическую безопасность на земле должна рассматриваться как одна
из самых ответственных и благородных задач советских людей.
Во исполнение Постановления ЦК КПСС и
Совета Министров СССР от 7 января 1988 г. N 32 и в связи с Указом Президиума
Верховного Совета РСФСР от 17 марта 1988 г. "Об образовании
союзно-республиканского Государственного комитета РСФСР по охране природы"
Совет Министров РСФСР постановляет:
ГЛАВНЫЕ ЗАДАЧИ В
ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ
И РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
1. Считать важнейшей
задачей всех государственных и хозяйственных органов, объединений и
предприятий, общественных организаций РСФСР и каждого трудового коллектива
настойчивое и последовательное проведение линии партии на сохранение и
приумножение природных ресурсов, улучшение состояния окружающей среды, исходя
из признания жизненной необходимости решения этих вопросов не только для
советского народа, но и для всего человечества.
Министерствам и ведомствам РСФСР, Советам
Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и
Ленинградскому горисполкомам, местным советским и хозяйственным органам
рассматривать обеспечение рационального природопользования и охраны окружающей
среды как неотъемлемую составную часть экономического и социального развития
республики. Главными направлениями природоохранной деятельности должны стать:
повсеместное
обеспечение благоприятного санитарного и экологического состояния окружающей
среды, и прежде всего в промышленных центрах, городах и других населенных пунктах,
на основе строгого соблюдения научно обоснованных природоохранных норм;
уменьшение удельных расходов воды в целом
по республике к 1995 году не менее чем на 20% и полное прекращение к 2000 году
сброса неочищенных сточных вод во все водные бассейны РСФСР;
последовательное проведение работы по
повышению плодородия земель, особенно за счет осуществления комплекса мер по
защите почв от эрозии, своевременной мелиорации и рекультивации земель, а также
сокращение отводов высокопродуктивных угодий на несельскохозяйственные нужды;
сохранение лесных богатств и повышение водоохранных, почвозащитных и других полезных природных
свойств лесов на основе поддержания и надлежащего экологического состояния,
усиления охраны лесов от пожаров, болезней и вредителей, осуществления мер по
опережающему лесовосстановлению, снижению потерь
древесины на всех стадиях заготовки и переработки;
полное и комплексное использование
минерально-сырьевых ресурсов путем внедрения малоотходных и безотходных
технологических процессов и производств, широкого вовлечения в хозяйственный
оборот отходов горнопромышленного производства;
всемерное сохранение и воспроизводство
рыбных запасов, диких зверей, птиц, других полезных живых организмов и
растений, рациональное ведение охотничьего хозяйства, увеличение площади особо
охраняемых природных территорий, включая заповедники, заказники и национальные
природные парки;
организация эффективного использования
природных ресурсов континентального шельфа и экономической зоны СССР, а также
Мирового океана при строгом соблюдении международных соглашений и экологических
требований.
Особое внимание при осуществлении
природоохранной деятельности должно быть обращено на обеспечение благоприятной
экологической обстановки в регионах республики с высокой концентрацией
промышленного и сельскохозяйственного производства, и прежде всего в южных
районах Сибири, Урала, Поволжском экономическом районе, а также в районах
Крайнего Севера.
2. Госплану РСФСР,
Госснабу РСФСР, другим республиканским экономическим органам РСФСР при
разработке предложений по РСФСР к Концепции и Основным направлениям
экономического и социального развития СССР, проектов государственных планов
РСФСР, долговременных народнохозяйственных программ предусматривать в них
важнейшие направления природоохранной деятельности в увязке с намечаемыми
масштабами развития производительных сил и внедрением в народное хозяйство
достижений научно-технического прогресса, а также действенные меры к
предотвращению ухудшения качества природной среды и нерационального
использования природных ресурсов.
В этих целях доводить до министерств и
ведомств РСФСР, Советов Министров автономных республик, крайисполкомов,
облисполкомов, Московского и Ленинградского горисполкомов соответствующие
показатели в составе контрольных цифр, государственных заказов, долговременных
экономических нормативов и лимитов.
3. Министерствам и ведомствам РСФСР при
осуществлении своих функций в области планирования развития экономики и
социальной сферы, ускорения научно-технического прогресса, повышения технического
уровня и качества продукции, капитального строительства обеспечивать строгую
увязку хозяйственной деятельности с экологическими требованиями, с тем чтобы любое принимаемое решение учитывало долговременные
интересы общества в сохранении и улучшении природной среды, а их реализация
была направлена на создание благоприятных условий труда, жизни и быта советских
людей.
При разработке долгосрочных прогнозов и
направлений развития отраслей, схем размещения предприятий,
народнохозяйственных планов и их реализации предусматривать приоритетное
развитие комплексных промышленных и сельскохозяйственных производств на базе
малоотходных и безотходных технологических процессов. Рассматривать их как
основное стратегическое направление решения проблем охраны окружающей среды и
рационального использования природных ресурсов. Не допускать к производству
новую технику, материалы и вещества, не отвечающие требованиям экологической
безопасности.
4. Советам Министров
автономных республик, исполкомам местных Советов народных депутатов
обеспечивать в области охраны природы и природопользования эффективную
координацию деятельности всех объединений, предприятий и организаций,
независимо от их ведомственной принадлежности, исходя из возложенной на
республиканские (АССР) и местные органы управления всей полноты ответственности
за экологическую обстановку в соответствующих регионах. Всемерно
использовать возможности кооперации между предприятиями и организациями
различных отраслей, расположенными на одной территории, объединения их усилий в
сооружении и эксплуатации природоохранных объектов общего назначения, с тем чтобы обеспечивать наиболее экономичное и эффективное
решение вопросов рационального использования природных ресурсов и
предотвращения загрязнения природной среды. При этом проявлять полную
самостоятельность в решении вопросов охраны природы, опираясь на
природоохранительное законодательство.
Пункт 5 не приводится, как
воспроизводящий нормы Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 7 января 1988 г. N
32.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ПРИРОДЫ
И РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
6. Установить, что
союзно-республиканский Государственный комитет РСФСР по охране природы (Госкомприрода РСФСР) является центральным органом
государственного управления в области охраны природы и использования природных
ресурсов на территории РСФСР и наряду с Советами Министров автономных
республик, крайисполкомами, облисполкомами, Московским и Ленинградским
горисполкомами несет всю полноту ответственности за охрану природы, организацию
рационального использования и воспроизводства природных ресурсов в республике.
В этих целях Комитет наделяется соответствующими правами и полномочиями.
Решения Государственного комитета РСФСР по охране природы, принимаемые в
пределах его компетенции, являются обязательными для исполнения всеми
министерствами и ведомствами РСФСР, а также объединениями, предприятиями и
организациями, независимо от их ведомственной принадлежности.
Государственный комитет РСФСР по охране
природы осуществляет свою деятельность под руководством Совета Министров РСФСР,
а соответствующие его органы в автономных республиках, краях и областях,
городах Москве и Ленинграде - под руководством Совета Министров автономных
республик, крайисполкомов, облисполкомов, Московского и Ленинградского
горисполкомов.
Абзац третий пункта 6 не приводится, как
воспроизводящий нормы Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 7 января 1988 г. N
32.
7. Возложить на Государственный комитет
РСФСР по охране природы:
осуществление комплексного управления
природоохранной деятельностью в республике, разработку и проведение единой
научно-технической политики в охране природы и рациональном использовании
природных ресурсов, координацию деятельности министерств и ведомств РСФСР в
этой области;
государственный контроль в пределах РСФСР
за использованием и охраной земель, поверхностных и подземных вод, атмосферного
воздуха, растительного (в том числе лесов) и животного мира (в том числе рыбных
запасов), морской среды и природных ресурсов территориальных вод СССР,
континентального шельфа и экономической зоны СССР, а также общераспространенных
полезных ископаемых;
подготовку и представление в Госплан
РСФСР предложений по вопросам охраны природы и рациональному использованию
природных ресурсов по РСФСР к проектам Концепции и Основных направлений
экономического и социального развития СССР, государственных пятилетних планов
экономического и социального развития РСФСР. Комитет организует контроль за выполнением соответствующих заданий,
предусмотренных в Основных направлениях и государственных планах РСФСР;
разработку
предложений по совершенствованию экономического механизма природопользования,
экологических нормативов, правил и стандартов по регулированию использования
природных ресурсов и охране природной среды от загрязнения и других вредных
воздействий, имея в виду, что ЦК КПСС и Совет Министров СССР Постановлением от
7 января 1988 г. N 32 поручили Государственному комитету СССР по охране природы
утверждение указанных нормативов, правил и стандартов;
подготовку республиканских целевых
программ по охране природной среды и рациональному использованию природных
ресурсов и представление их в Совет Министров РСФСР. Комитет утверждает
территориальные комплексные схемы охраны природы и использования природных
ресурсов, имеющие республиканское и межрегиональное значение;
осуществление
государственной экологической экспертизы схем развития и размещения
производительных сил по РСФСР и экономическим районам СССР, расположенным на
территории РСФСР, а также отраслей народного хозяйства, контроля за соблюдением
экологических норм при разработке новой техники, технологии, материалов и
веществ, а также проектов на строительство (реконструкцию) предприятий и иных
объектов, оказывающих воздействие на состояние окружающей среды и природных
ресурсов. При этом Комитет должен ориентироваться прежде всего на такой решающий фактор
улучшения деятельности по охране природы, как широкое применение во всех
отраслях народного хозяйства малоотходных и безотходных технологий и других
достижений научно-технического прогресса, обеспечивающих рациональное
природопользование;
выдачу в установленном порядке разрешений
на захоронение (складирование) промышленных, бытовых и иных отходов, выбросы
вредных веществ в окружающую среду, на специальное водопользование, на
пользование животным миром и потребление атмосферного воздуха для
производственных нужд; предоставление недр в пользование для
проведения геологоразведочных работ, участие в подготовке материалов для
определения и утверждения расчетной лесосеки и контроль за отводом земель под
все виды хозяйственной деятельности;
руководство заповедным делом и
осуществление государственного контроля за ведением
охотничьего хозяйства в республике, а также ведение государственного кадастра
животного мира и Красной книги РСФСР;
организацию распространения знаний о
природе среди широких слоев населения, работы по воспитанию граждан, и особенно
молодежи, в духе бережного отношения и любви к природе;
участие в планировании и осуществлении
сотрудничества по вопросам охраны природы с зарубежными странами и
международными организациями, координацию работы министерств и ведомств РСФСР
по выполнению обязательств Советской Стороны, вытекающих из международных
договоров по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов,
изучение, обобщение и распространение международного опыта в этой области.
8. В связи с образованием
Государственного комитета РСФСР по охране природы и возложением на него функций
государственного управления и контроля в области охраны природы и
природопользования, которые осуществляются в настоящее время на территории
РСФСР другими министерствами и ведомствами, передать в ведение этого Комитета:
из Госагропрома РСФСР - осуществление
государственного контроля за использованием и охраной
земель;
из Министерства мелиорации и водного
хозяйства РСФСР - осуществление государственного контроля за
использованием и охраной вод и выполнение других функций, связанных с
организацией охраны и рационального использования водных ресурсов;
из Министерства лесного хозяйства РСФСР -
осуществление государственного контроля за ведением
лесного хозяйства и рациональным использованием лесов;
из Главохоты
РСФСР - осуществление государственного контроля за
использованием и охраной животного мира, включая контроль за правильным
ведением охотничьего хозяйства, руководство заповедным делом, ведение
государственного кадастра животного мира и Красной книги РСФСР.
Госагропрому РСФСР,
Министерству мелиорации и водного хозяйства РСФСР, Министерству лесного хозяйства
РСФСР и Главохоте РСФСР в связи с передачей указанных
функций Государственному комитету РСФСР по охране природы по согласованию с
Комиссией Президиума Совета Министров РСФСР по совершенствованию управления,
планирования и хозяйственного механизма подготовить предложения об уточнении
положений о соответствующих министерствах и ведомствах РСФСР и внести их в
Совет Министров РСФСР.
Абзацы седьмой - одиннадцатый пункта 8 не
приводятся, как воспроизводящие нормы Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 7
января 1988 г. N 32.
9. Главохоте
РСФСР передать по состоянию на 1 июля 1987 г. в непосредственное подчинение:
Государственного комитета СССР по охране
природы государственные заповедники согласно приложению N 1 <*>;
--------------------------------
<*> Приложения не приводятся.
Государственного комитета РСФСР по охране
природы государственные заповедники согласно приложению N 2.
Государственному комитету РСФСР по охране
природы в 3-месячный срок представить в Совет Министров РСФСР согласованные с
министерствами и ведомствами РСФСР предложения о передаче в ведение Комитета
соответствующих научно-исследовательских и других организаций или их
подразделений для выполнения возложенных на него функций государственного
управления и контроля в области охраны природы и природопользования.
10. Советам Министров
автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и
Ленинградскому горисполкомам и Государственному комитету РСФСР по охране
природы обеспечить с участием заинтересованных министерств и ведомств РСФСР
создание с учетом конкретных особенностей на местах органов Комитета в краях,
областях, автономных республиках и округах, в городах и районах на базе
соответствующих местных органов республиканских министерств и ведомств и
территориальных (бассейновых) управлений по регулированию использования и охране вод Министерства мелиорации и водного
хозяйства РСФСР, региональных подразделений Государственной инспекции по охране
атмосферного воздуха, организации системы Государственного комитета СССР по
гидрометеорологии, осуществляющих планирование воздухоохранных
мероприятий, экспертизу проектов, нормирование и контроль выбросов в природную
среду, а также за счет части штатной численности органов и служб системы
Министерства геологии СССР (службы по контролю за охраной подземных вод),
Министерства рыбного хозяйства СССР, Госагропрома РСФСР, Госагропрома
Нечерноземной зоны РСФСР, Министерства лесного хозяйства РСФСР, Главохоты РСФСР и других министерств и ведомств,
осуществляющих государственный контроль (надзор) и управление в области охраны
окружающей среды и использования природных ресурсов на соответствующих
территориях.
Абзац второй пункта 10 не приводится, как
воспроизводящий нормы Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 7 января 1988 г. N
32.
11. Государственный комитет РСФСР по
охране природы образуется в составе Председателя Комитета, его заместителей и
членов Комитета. Членами Государственного комитета РСФСР по охране природы
являются другие руководящие работники Комитета, руководители министерств и ведомств
РСФСР, председатели государственных комитетов автономных республик по охране
природы, краевых, областных, Московского и Ленинградского городских комитетов
по охране природы, а также крупные ученые и представители общественности.
В Государственном комитете РСФСР по
охране природы образуется коллегия. Численность и персональный состав членов
Государственного комитета РСФСР по охране природы и коллегии утверждаются
Советом Министров РСФСР.
Признать
целесообразным иметь общественный Совет
при Государственном комитете РСФСР по охране природы для обеспечения
всестороннего, глубокого обсуждения крупных проблем природопользования и охраны
окружающей среды и выработки рекомендаций по их решению, сформированный из
числа ученых, общественных деятелей, представителей местных Советов народных
депутатов, руководителей предприятий.
Пункт 12 не приводится, как
воспроизводящий нормы Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 7 января 1988 г. N
32.
13. В связи с усилением
роли республиканских (АССР) и местных советских органов управления в
обеспечении комплексного развития экономики и социально-культурной сферы,
расширением их прав в области охраны природы на соответствующей территории
исполкомам Советов народных депутатов всемерно содействовать краевым,
областным, окружным, городским и районным органам по охране природы в решении
возложенных на них задач, активизировать деятельность народных депутатов,
депутатских групп и постов на предприятиях и в организациях в вопросах
предотвращения загрязнения природной среды, добиваться эффективного
использования финансовых и материальных средств, выделяемых на природоохранные
мероприятия, в том числе и средств, направляемых на эти цели в порядке долевого
участия объединениями, предприятиями и организациями.
Исполкомам Советов народных депутатов при
разработке комплексных планов экономического и социального развития территорий
предусматривать в них мероприятия по обеспечению благоприятных экологических и
санитарно-гигиенических условий для жизнедеятельности людей, учитывая при этом
не только местные, но и общегосударственные интересы развития народного
хозяйства в целом. Осуществлять систематический контроль за
ходом выполнения планов строительства объектов природоохранного назначения,
принимать необходимые меры к обеспечению комплексного ввода в эксплуатацию
производственных и непроизводственных объектов вместе с сооружениями и
установками для рационального использования природных ресурсов, предотвращения
загрязнения природной среды, переработки производственных и бытовых отходов.
Абзац последний пункта 13, пункт 14 не
приводятся, как воспроизводящие нормы Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 7
января 1988 г. N 32.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА,
ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕГО ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
И ОХРАНУ ПРИРОДНЫХ БОГАТСТВ РЕСПУБЛИКИ
15. Госплану РСФСР,
Государственному комитету РСФСР по охране природы, министерствам, ведомствам
РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам,
Московскому и Ленинградскому горисполкомам при разработке контрольных цифр,
государственных заказов, долговременных экономических нормативов и лимитов
учитывать в них вопросы охраны природы и рационального использования природных
ресурсов, исходя из заданий и положений раздела по РСФСР долгосрочной
Государственной программы охраны окружающей среды и рационального использования
природных ресурсов СССР на тринадцатую пятилетку и на перспективу до 2005 года.
Абзац второй, подпункты "а" -
"г" пункта 15 не приводятся, как воспроизводящие нормы Постановления
ЦК КПСС, Совмина СССР от 7 января 1988 г. N 32.
16. Государственному комитету РСФСР по
ценам при разработке новых и совершенствовании действующих цен предусматривать
всемерное стимулирование широкого внедрения на предприятиях малоотходных и
безотходных технологий, комплексного использования природного сырья,
приоритетного применения вторичных и возобновляемых природных ресурсов.
ШИРОКОЕ ВНЕДРЕНИЕ
ДОСТИЖЕНИЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО
ПРОГРЕССА - РЕШАЮЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ УЛУЧШЕНИЯ
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
17. Государственному комитету РСФСР по
охране природы, Уральскому, Сибирскому, Дальневосточному отделениям Академии
наук СССР, Всероссийскому отделению ВАСХНИЛа,
Сибирскому отделению ВАСХНИЛа, Отделению ВАСХНИЛа по Нечерноземной зоне РСФСР, Дальневосточному
отделению ВАСХНИЛа, министерствам и ведомствам РСФСР
сосредоточить усилия коллективов научно-исследовательских учреждений, высших
учебных заведений, проектных, конструкторских, технологических и других
организаций на разработке и внедрении:
по охране и рациональному использованию
земель - новых способов воспроизводства плодородия почв и защиты их от эрозии,
рекультивации нарушенных земель, предотвращения опустынивания, подтопления
земель и образования оползней, селей, обвалов, а также восстановления продуктивности
засоленных и загрязненных земель;
по охране и рациональному использованию
вод - принципиально новых водосберегающих
технологических процессов в промышленности, сельском и коммунальном хозяйствах,
высокоэффективных методов очистки и обеззараживания сточных вод. Особое
внимание уделять изучению проблем водообеспечения
маловодных регионов республики, сохранению и восстановлению благоприятного
экологического состояния малых рек и водохранилищ, а также вопросам
исследования состояния ресурсов подземных вод и разработке предложений по
защите их от загрязнения и широкому использованию в народном хозяйстве;
по охране атмосферного воздуха -
прогрессивных технологических процессов, оборудования и материалов для очистки
отходящих газов промышленных предприятий, в первую очередь от сернистого
ангидрида, окислов азота и других токсичных веществ, высокоэффективных систем
для предотвращения выбросов вредных веществ с отработавшими газами двигателей,
а также экологически безопасных видов топлива. Расширить объемы работ по
исследованию процессов переноса и превращения химических соединений в
атмосфере, включая проблему сохранения озонового слоя;
по охране недр и комплексному
использованию минеральных ресурсов - технологических процессов, оборудования и
реагентов, обеспечивающих максимальное извлечение полезных ископаемых, глубокую
переработку сырья с утилизацией образующихся отходов и предотвращение
отрицательного влияния горных работ на природную среду. Создать экологически
безопасные методы геологической разведки и добычи минерального сырья на
континентальном шельфе;
по охране и рациональному использованию
растительного и животного мира - новых методов сохранения генетического фонда и
всего многообразия растительного и животного мира. Особое внимание обратить на
научные исследования в области заповедного дела, совершенствование технологий
воспроизводства рыбных запасов, применение эффективных методов, машин и
оборудования для заготовки леса и лесовосстановления,
новых биологических методов защиты лесов, сельскохозяйственных растений и
животных от болезней и вредителей.
В области социально-экономических
исследований по вопросам охраны окружающей среды и природопользования
сосредоточить усилия на постоянном совершенствовании экономического
механизма хозяйствования с учетом изменения отношений человека и
природы, разработке научно обоснованных экологических нормативов, методов
оценки экологического риска развития производства. Повысить эффективность работ
по изучению природных комплексов и созданию многовариантных долгосрочных
прогнозов состояния окружающей среды и природных ресурсов по регионам и в целом
по республике.
Уральскому,
Сибирскому и Дальневосточному отделениям Академии наук СССР, Всероссийскому
отделению ВАСХНИЛа, Сибирскому отделению ВАСХНИЛа, Отделению ВАСХНИЛа по
Нечерноземной зоне РСФСР, Дальневосточному отделению ВАСХНИЛа,
министерствам и ведомствам РСФСР при планировании научных исследований в
области создания новых технологических процессов, оборудования и материалов
исходить из того, что их внедрение наряду с народнохозяйственным эффектом
должно обеспечивать высокий уровень экологической безопасности.
Пункт 18 не приводится, как
воспроизводящий нормы Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 7 января 1988 г. N
32.
19. Госплану РСФСР, Государственному
комитету РСФСР по охране природы, министерствам и ведомствам РСФСР
предусматривать в составе государственных заказов, устанавливаемых в
соответствии с утвержденным порядком, задания по научно-техническим
разработкам, направленным на решение важнейших проблем в области охраны
природы, а также развитию необходимой для этого опытно-экспериментальной базы
академической, отраслевой и вузовской науки.
20. Государственному
комитету РСФСР по охране природы, Министерству высшего и среднего специального
образования РСФСР, Уральскому, Сибирскому и Дальневосточному отделениям
Академии наук СССР, Всероссийскому отделению ВАСХНИЛа,
Сибирскому отделению ВАСХНИЛа, Отделению ВАСХНИЛа по Нечерноземной зоне РСФСР, Дальневосточному
отделению ВАСХНИЛа совместно с министерствами и ведомствами
РСФСР принять участие в проведении в 1988 году Государственным комитетом СССР
по науке и технике, Государственным комитетом СССР по охране природы,
Министерством высшего и среднего специального образования СССР, Академией наук
СССР упорядочения системы научно-исследовательских организаций, занимающихся
решением природоохранных проблем, используя высвобождающуюся при этом штатную
численность, материальные и финансовые ресурсы для развития исследований на
наиболее актуальных направлениях науки и техники в области охраны окружающей
среды и рационального использования природных ресурсов.
Пункты 21, 22 не приводятся, как
воспроизводящие нормы Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 7 января 1988 г. N
32.
КАРДИНАЛЬНОЕ
УЛУЧШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ
НАСЕЛЕНИЯ К ПРИРОДЕ
Абзац первый, абзац первый подпункта
"а" пункта 23 не приводятся, как воспроизводящие нормы Постановления
ЦК КПСС, Совмина СССР от 7 января 1988 г. N 32.
23. а) (Абзац второй) Государственному
комитету РСФСР по охране природы, министерствам и ведомствам РСФСР, Советам
Министров автономных республик, исполкомам местных Советов народных депутатов и
хозяйственным органам в своей практической работе по кардинальному улучшению
экологического образования и воспитания бережного отношения к природе исходить
из того, что коренной перелом в природоохранной деятельности
может быть достигнут только в том случае, когда заботой о ней проникнется
каждый советский человек. Надо вести решительную борьбу с фактами проявления
безразличия и равнодушия к охране природы на производстве, в быту и на отдыхе;
Подпункт "б" пункта 23 не
приводится, как воспроизводящий нормы Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 7
января 1988 г. N 32.
24. Государственному
комитету РСФСР по кинематографии, Государственному комитету РСФСР по делам
издательств, полиграфии и книжной торговли, Государственному комитету РСФСР по
охране природы, Министерству культуры РСФСР, Союзу писателей РСФСР и другим творческим
союзам, редакциям газеты "Советская Россия", республиканских (АССР) и
местных газет и журналов, Обществу "Знание" РСФСР, Всероссийскому
обществу охраны природы коренным образом улучшить работу по пропаганде охраны
природы, воспитанию у советских людей бережного и высоконравственного
отношения к растительному и животному миру, земельным, водным ресурсам и
полезным ископаемым. Повысить качество и расширить выпуск научно-популярной,
учебной литературы, кинофильмов, радио- и телепередач, усилить лекционную
пропаганду по этим вопросам. Использовать в качестве центров
по пропаганде экологических знаний павильоны и тематические экспозиции на
Всесоюзной и региональных выставках достижений народного хозяйства, дома
природы, музеи и дома культуры.
25. Государственному комитету РСФСР по
охране природы и Министерству юстиции РСФСР совместно с заинтересованными
министерствами и ведомствами РСФСР принять участие в подготовке к 1 октября
1989 г. Государственным комитетом СССР по охране природы и Министерством юстиции
СССР проекта Закона СССР об охране природы.
26. Министерствам и
ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам,
облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам осуществить меры по
проведению четкой организационно-практической работы, связанной с коренной
перестройкой управления охраной природы. Особое внимание обратить на
комплектование органов Государственного комитета РСФСР по охране природы
высококвалифицированными, принципиальными, преданными своему делу работниками,
способными компетентно решать проблемы охраны природы в условиях широкой
демократизации общества, перевода экономики на новые методы хозяйствования.
Усилия республиканских органов
управления, советских и хозяйственных органов на местах должны быть направлены
на то, чтобы рачительное отношение к природе стало предметом постоянной заботы
трудовых коллективов, руководителей и специалистов всех отраслей народного
хозяйства, нормой повседневной жизни советских людей.
27. Государственному комитету РСФСР по
охране природы и Министерству юстиции РСФСР подготовить в 6-месячный срок и
представить в установленном порядке предложения о внесении в действующее
законодательство РСФСР изменений, вытекающих из настоящего Постановления.