Утверждена
Минздравом СССР
26 мая 1988 г. N 06-14/20
Согласована
Постановлением
Президиума ЦК профсоюза
медицинских работников,
протокол N 16 от 18 апреля 1988 г.
ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ
С ЛАЗЕРНЫМИ АППАРАТАМИ
1. Общие требования
безопасности
1.1. К самостоятельной работе на лазерных
установках допускаются лица не моложе 18 лет, с законченным высшим и средним
медицинским образованием, имеющие удостоверения о прохождении курса специального
обучения, обученные безопасности труда в соответствии с ГОСТ 12.0.004-79,
имеющие 1 группу по электробезопасности.
1.2. Персонал, работающий на лазерной
медицинской аппаратуре, должен проходить обязательный предварительный при
поступлении на работу и периодические медицинские осмотры согласно Приказу
Минздрава СССР от 19 июня 1984 г. N 700.
1.3. Персонал, работающий на лазерной
медицинской аппаратуре, обязан соблюдать правила внутреннего трудового
распорядка учреждения.
1.4. В помещениях, где проводятся работы
на лазерных медицинских аппаратах, должны соблюдаться действующие правила
пожарной безопасности. Загромождение проходов, захламление помещения не
допускается.
1.5. Прием пищи и курение на рабочих
местах запрещается. Для приема пищи необходимо оборудовать специальные
помещения.
1.6. Персонал, работающий на лазерной
медицинской аппаратуре, должен быть обеспечен санитарно-гигиенической одеждой,
санитарной обувью и предохранительными приспособлениями в соответствии с
действующими Нормами, утвержденными Минздравом СССР.
1.7. Для мытья рук в умывальниках должны
быть в достаточном количестве мыло и чистые полотенца (электрополотенца).
1.8. О каждом несчастном случае, связанном
с производством или работой, пострадавший или очевидец должен известить
соответствующего руководителя. Руководитель должен
организовать первую помощь пострадавшему, его доставку в лечебное учреждение,
сообщить руководителю учреждения, инженеру по охране труда или лицу,
выполняющему его функции, и в профсоюзный комитет о случившемся, сохранить для
расследования обстановку на рабочем месте и состояние оборудования таким, каким
оно было в момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью окружающих
работников и не приведет к аварии.
1.9. При работе с лазерными аппаратами на
персонал могут действовать опасные и вредные производственные факторы:
- лазерное излучение (прямое, отраженное
и рассеянное);
- вещества, выделяющиеся и образующиеся
при работе аппарата;
- высокое электрическое напряжение в
цепях питания.
1.10. Предельно допустимые уровни (ПДУ)
лазерного излучения должны соответствовать действующим "Санитарным нормам
и правилам устройства и эксплуатации лазеров" N 2392-81.
1.11. В паспорте на каждый лазерный
аппарат есть раздел с подробным описанием мероприятий по технике безопасности и
гигиене труда, которые необходимо обеспечивать, а также указан класс лазерной
опасности.
1.12. Внутренняя поверхность помещения, в
котором находится лазерный аппарат, должна быть матовой, обеспечивающей
рассеяние случайно попавшего лазерного излучения, а предметы, находящиеся в
этом помещении, не должны иметь зеркально отражающих поверхностей.
1.13. В помещениях с лазерными
аппаратами, где возможно образование озона, окислов азота и других вредных
газов, паров и аэрозолей, должна быть предусмотрена приточно-вытяжная
вентиляция, обеспечивающая снижение содержания их в воздухе до концентрации,
допустимой санитарными нормами.
1.14. Освещенность (естественная и искусственная)
должна соответствовать оптимальным величинам, определяемым соответствующими
инструкциями для определенных помещений медицинских учреждений в соответствии
со СНиП II-69-78 "Лечебно-профилактические учреждения".
1.15. Организацию работ с лазерными
медицинскими аппаратами, надзор за выполнением "Санитарных норм и правил
устройства и эксплуатации лазеров" N 2392-81 и инструкций по технике
безопасности осуществляет руководитель структурного подразделения, где
выполняются эти работы в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения
СССР N 862 от 30.09.82.
1.16. Лица, допустившие невыполнение или
нарушение инструкций по охране труда, подвергаются дисциплинарному воздействию
в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости,
внеочередной проверке знаний по вопросам охраны труда.
2. Требования
безопасности перед началом работы
2.1. Перед включением аппарата необходимо
убедиться в наличии заземления, проверить наличие диэлектрических ковриков на
рабочих местах и внешнее состояние изоляции соединительных электрических
кабелей.
2.2. Убедиться в исправной работе системы
вентиляции.
2.3. Убедиться в том, что на лазерных
аппаратах задействованы системы блокирования.
2.4. Убедиться в исправности лазерных
аппаратов и наличии излучения основного и прицельного лазеров.
2.5. Принять необходимые меры по
исключению попадания лазерного излучения в глаза, на кожные покровы
обслуживающего персонала, на зеркальные, металлические и стеклянные
поверхности, кафельные стены, а также на легковоспламеняющиеся материалы.
2.6. Персонал, работающий с лазерными
медицинскими аппаратами, обязан пользоваться необходимыми средствами
индивидуальной защиты в соответствии с требованиями, определяемыми классом
лазерной опасности.
2.7. На дверях помещений должны быть
установлены предупредительные знаки "Опасно!", "Лазерное
излучение!" в соответствии с ГОСТ 12.4.026-76 "ССБТ. Цвета сигнальные
и знаки безопасности".
3. Требования
безопасности во время работы
3.1. При необходимости (в случаях
возможного превышения ПДУ на рабочих местах) нужно использовать средства
индивидуальной или коллективной защиты в соответствии с "Санитарными
нормами и правилами устройства и эксплуатации лазеров" N 2392-81.
3.2. Во время работы запрещается:
1) отключать кабель, соединяющий
оптический блок и источник питания;
2) применять взрывоопасные наркотические
вещества;
3) открывать кожухи аппарата;
4) работать без диэлектрических ковриков;
5) работать без защитного заземления;
6) направлять луч лазера на металлические
и стеклянные поверхности, а также предметы, имеющие зеркально отражающие
поверхности.
4. Требования
безопасности в аварийных ситуациях
4.1. Необходимо соблюдать осторожность
при работе с излучением мощных лазеров, так как при попадании излучения на
горючие материалы возможно их возгорание.
4.2. При аварии персонал обязан:
- при коротком замыкании, обрыве в
системах электропитания отключить главный сетевой рубильник в помещении и
вызвать лицо, ответственное за эксплуатацию аппаратуры в помещении;
- при поражении
человека электрическим током и прочих травмах действовать согласно Инструкции
"Первая помощь пострадавшим от электрического тока и при других несчастных
случаях";
- при поломке коммуникационных систем
водоснабжения, отопления и вентиляции, препятствующих выполнению медицинских
операций или процедур, прекратить работу до ликвидации аварии, сообщить
руководителю подразделения и принять меры к предупреждению возможных аварий.
4.3. При прекращении подачи
электроэнергии персонал должен отключить аппаратуру и вызвать ответственного за электроустановки.
5. Требования
безопасности по окончании работы
5.1. После окончания работы (смены)
необходимо привести в порядок свое рабочее место и оборудование, уходя
выключить вентиляцию и освещение.
5.2. Обо всех недостатках и
неисправностях, обнаруженных во время работы, персонал обязан сделать
соответствующие записи в журнале технического обслуживания и сообщить
администрации.
Примечания. 1. В п. 1.1 действует ГОСТ
12.0.004-90 "ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие
положения".
2. В п. 1.4 действуют "Правила
пожарной безопасности для учреждений здравоохранения" (ППБО 07-91),
утвержденные Приказом Министерства здравоохранения СССР от 30.08.91 N 250.
3. В п. 1.6 действует Приказ Минздрава
СССР от 29.01.88 N 65 "О введении отраслевых норм бесплатной выдачи
спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной
защиты, а также санитарной спецодежды и санитарной спецобуви".
4. В п. 1.14 действует СНиП 2.08.02-89.
"Общественные здания" с изменениями и "Пособие по проектированию
учреждений здравоохранения" к нему, разработанное Гипрониздравом,
1989 г.