ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС
СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июля 1988 г. N 824
О ГЕНЕРАЛЬНОЙ СХЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ РСФСР
Центральный Комитет
КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что разработанные Советом Министров РСФСР
меры по совершенствованию управления народным хозяйством республики
соответствуют программным установкам XXVII съезда партии, решениям июньского
(1987 г.) Пленума ЦК КПСС, Закону СССР о государственном предприятии
(объединении) и создают необходимые условия для перехода к преимущественно
экономическим методам руководства комплексным социально-экономическим развитием
республики, обеспечивают сочетание общегосударственных интересов с интересами трудовых коллективов и территорий.
Центральный Комитет КПСС и Совет
Министров СССР постановляют:
1. Одобрить представленную Советом
Министров РСФСР генеральную схему управления народным хозяйством РСФСР,
предусматривающую:
по республиканскому звену
перестройку
деятельности министерств и ведомств с учетом перехода предприятий и организаций
на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, а также особенностей
народного хозяйства республики, передачу на места, подведомственным
объединениям, предприятиям и организациям значительной части выполняемых
органами управления функций, обеспечивающих реализацию прав Советов народных
депутатов и положений Закона СССР о государственном предприятии (объединении);
переход в основном
на двухзвенную систему управления и объединение министерств, ведомств и других
центральных органов РСФСР, осуществляющих руководство однородными отраслями,
уменьшение количества союзно-республиканских и республиканских министерств и
ведомств с 50 до 47 единиц и сокращение числа структурных подразделений их
центрального аппарата, а также численности работников аппарата
союзно-республиканских и республиканских министерств, ведомств и
республиканских объединений с 32,1 тыс. до 18,6 тыс. единиц, или на 41,9 процента по сравнению с численностью по
состоянию на 1 августа 1987 г.;
создание Министерства народного
образования РСФСР на базе упраздняемых Министерства
просвещения РСФСР и Государственного комитета РСФСР по
профессионально-техническому образованию;
упразднение:
Государственного комитета РСФСР по
кинематографии с передачей его функций Министерству культуры РСФСР;
Министерства рыбного хозяйства РСФСР.
Поручить Совету Министров РСФСР совместно
с заинтересованными министерствами и ведомствами СССР рассмотреть и решить
вопросы организации управления расположенными на территории РСФСР предприятиями
и организациями рыбного хозяйства союзного и республиканского подчинения. По
вопросам, требующим решения Правительства СССР, внести предложения в Совет
Министров СССР;
республиканского промышленного
объединения по трубопроводному контейнерному пневмотранспорту "Транспрогресс" при Совете Министров РСФСР и создание
на базе его предприятий и организаций научно-производственного объединения
"Транспрогресс" при Совете Министров РСФСР;
84 республиканских объединений.
Учесть, что в ходе
уже проведенной работы упразднено Министерство геологии РСФСР, образованы
Государственный агропромышленный комитет Нечерноземной зоны РСФСР, а также
Государственный комитет РСФСР по охране природы на базе соответствующих
подразделений министерств и ведомств, предусмотренных пунктом 6 Постановления
ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 7 января 1988 г. N 32 "О коренной
перестройке дела охраны природы в стране".
Признать
целесообразным рассмотреть структуру
управления расположенными на территории республики предприятиями и
организациями, обслуживающими иностранных туристов, одновременно с генеральной
схемой управления сферой туризма в стране.
Согласиться с
предложением Совета Министров РСФСР об установлении: общей численности
работников центрального аппарата союзно-республиканских и республиканских
министерств и ведомств согласно Приложению в количестве 17963 единиц (без
персонала по охране и обслуживанию зданий), в том числе 260 единиц, переданных
из министерств и ведомств СССР; численности заместителей министров и
заместителей руководителей ведомств в количестве 221 единицы;
по автономным республикам, краевому и
областному звену
совершенствование и упрощение структуры
органов управления с учетом специфики хозяйств регионов, повышение
самостоятельности Советов Министров автономных республик и местных Советов
народных депутатов в решении вопросов комплексного развития народного хозяйства
на территории автономной республики, края, области и ответственности за
реализацию экономической и социальной политики партии;
образование:
интегрированных органов управления
здравоохранением, народным образованием, культурой;
территориальных производственных
объединений на базе предприятий и организаций упраздняемых министерств и
управлений автономных республик, краевых и областных управлений, в том числе
местной, топливной, хлебопекарной и макаронной промышленности, бытового
обслуживания населения, жилищно-коммунального хозяйства. Согласиться
с предложением Совета Министров РСФСР о включении указанных объединений в
систему соответствующих министерств РСФСР и подчинении их также Советам
Министров автономных республик, исполкомам краевых и областных Советов народных
депутатов;
упразднение отделов (управлений) по комплексному
экономическому и социальному развитию в аппарате Советов Министров автономных
республик, исполкомов краевых, областных Советов народных депутатов;
сокращение численности
работников органов управления аппарата на уровне автономных республик,
краев и областей на 56,6 тыс. единиц, или на 28,9 процента, в том числе:
а) по автономным республикам:
передачу значительной части функций
управления объединениям, предприятиям и организациям, интеграцию органов
управления, упразднение 115 министерств и ведомств автономных республик и
сокращение численности работников их центрального аппарата на 5,6 тыс. единиц,
или на 30,7 процента; упразднение 76 органов хозяйственного управления
министерств и ведомств РСФСР на республиканском (АССР) уровне;
создание в госпланах
автономных республик подразделений с функциями, аналогичными функциям главных
планово-экономических управлений исполкомов краевых и областных Советов
народных депутатов;
б) по краям и областям:
сокращение числа органов государственного
и хозяйственного управления, включая областные, краевые управления министерств
и ведомств, подведомственные также исполкомам, на 675 единиц, или на 25
процентов, и численности работников их аппарата на 46,4 тыс. единиц, или на 29
процентов;
образование 53 главных планово-экономических
управлений исполкомов краевых, областных Советов народных депутатов;
в) по автономным областям и автономным
округам:
повышение роли и
совершенствование деятельности местных советских и хозяйственных органов в
решении вопросов повышения уровня жизни населения, организации жилищного
строительства, а также строительства объектов социально-культурного назначения,
в развитии традиционных для коренного населения автономных областей и округов
отраслей народного хозяйства, сохранении и развитии культурного наследия,
языка, литературы, народных художественных промыслов, улучшении охраны здоровья
и медицинского обслуживания городского и сельского населения;
образование 5 планово-экономических
управлений исполкомов Советов народных депутатов автономных областей, а также
планово-экономических отделов (управлений) в аппарате исполкомов Советов
народных депутатов автономных округов;
по районному и городскому звену
перестройку организационной структуры
аппарата исполкомов районных и городских Советов народных депутатов с учетом
возрастающей роли этих органов в развитии городов и районов, необходимости
усиления их влияния на решение вопросов, связанных с обеспечением населения
продовольствием, товарами и услугами, улучшением жилищных и других условий
жизни трудящихся;
упрощение организационной структуры
управления на уровне городов и районов, устранение раздробленности органов
управления, дублирования и параллелизма в их работе;
упразднение с учетом местных условий
органов управления в агропромышленном комплексе, жилищно-коммунальном
хозяйстве, бытовом обслуживании населения с передачей их функций хозрасчетным
объединениям, предприятиям и организациям;
объединение, как правило, отделов
культуры и комитетов по физкультуре и спорту и создание соответствующих хозрасчетных
центров;
сокращение численности работников
аппарата управления на районном и городском уровне на 35,8 тыс. единиц, или на
13,9 процента,
по основному звену
укрепление основного звена - предприятий
(объединений) как важное условие их перехода на полный хозяйственный расчет и
самофинансирование, повышение уровня концентрации производства, создание 1360
производственных, научно-производственных, проектно-ремонтно-строительных,
промышленно-торговых и территориальных производственных объединений.
Установить, что создаваемые
территориальные производственные объединения организуют свою деятельность как
единый производственно-хозяйственный комплекс на принципах полного
хозяйственного расчета и самофинансирования. В состав территориальных
производственных объединений могут входить самостоятельные предприятия,
организации и объединения, которые действуют в соответствии с Законом СССР о
государственном предприятии (объединении);
усиление интеграции науки с
производством, укрепление заводского сектора науки за счет включения в состав
научно-производственных и производственных объединений,
научно-исследовательских, конструкторских и технологических организаций;
дальнейшее совершенствование структуры
агропромышленного комплекса, создание агропромышленных комбинатов и объединений,
агрофирм;
передачу в установленном порядке ряда
предприятий и объединений союзного подчинения, выпускающих товары, потребляемые
внутри республики, в республиканское, а отдельных предприятий и объединений
республиканского подчинения - в местное подчинение.
2. Принять предложение Совета Министров
РСФСР о сокращении в целом по территории республики за счет перестройки управления
и перехода к новой генеральной схеме управления численности
работников аппарата управления на 252,6 тыс. единиц, или на 23,1
процента.
Рекомендовать Совету Министров РСФСР
использовать часть специалистов, высвобождаемых в связи с проводимой
реорганизацией, для укомплектования аппарата вновь создаваемых и укрепления
действующих объединений, предприятий и организаций.
3. Совету Министров РСФСР обеспечить на
основе генеральной схемы управления народным хозяйством РСФСР разработку и
утверждение генеральных схем управления по каждому министерству и ведомству
РСФСР, предусмотрев формирование организационной структуры центрального
аппарата преимущественно по функциональному признаку, укрепление в первую
очередь экономической, научно-технической и юридической служб.
4. Совету Министров РСФСР, Советам
Министров автономных республик, исполкомам местных Советов народных депутатов,
крайкомам, обкомам, горкомам и райкомам партии:
привести в 1988 году организационные
структуры управления в соответствие с генеральной схемой управления народным
хозяйством РСФСР;
укрепить аппарат всех звеньев управления
высококвалифицированными работниками, способными компетентно решать задачи в
условиях нового хозяйственного механизма и углубления
демократических начал в руководстве народным хозяйством;
провести работу по сокращению численности
управленческого персонала в строгом соответствии с трудовым законодательством,
в условиях гласности, с предоставлением высвобождаемым
работникам установленных льгот и компенсаций. Принять меры к своевременному
трудоустройству высвобождающихся работников, обеспечить при необходимости их
переподготовку и обучение новым профессиям исходя из потребностей народного
хозяйства и ускорения научно-технического прогресса.
Разработать и осуществить мероприятия по
передаче части функций управления, связанных с развитием социальной и
производственной инфраструктуры городов и районов и удовлетворением запросов
населения:
из республиканского (РСФСР) звена - в
ведение органов управления автономных республик, краев и областей;
из республиканского (АССР), краевого и
областного звена - в ведение городских и районных исполкомов Советов народных
депутатов.
Госстрою СССР и Совету Министров РСФСР
обеспечить совершенствование системы управления территориальными строительными объединениями,
имея в виду повысить роль Советов Министров автономных республик и
исполнительных комитетов краевых, областных Советов народных депутатов в
капитальном строительстве на территории автономных республик, краев и областей.
5. Принять предложение Совета Министров
РСФСР о совершенствовании структуры и сокращении на 42,7 процента численности
аппарата расположенных на территории республики органов управления союзного
подчинения (кроме находящихся в г. Москве) и обслуживающих их организаций с
управленческими функциями.
Министерствам и ведомствам СССР совместно
с Советом Министров РСФСР и Министерством финансов СССР осуществить в течение
1988 года необходимые мероприятия по совершенствованию структуры и сокращению
численности аппарата органов управления союзного подчинения, вытекающие из
настоящего Постановления.
6. Совету Министров РСФСР:
обеспечить усиление
в новых условиях хозяйствования взаимодействия Советов Министров автономных
республик, краевых, областных, городских и районных Советов народных депутатов
с расположенными на их территории объединениями, предприятиями и организациями,
способствуя тем самым комплексному экономическому и социальному развитию
автономных республик, краев, областей, городов и районов, лучшему
удовлетворению потребностей населения, а также укреплению доходной части
местных бюджетов в соответствии с новым порядком их формирования;
совместно с
Государственным комитетом СССР по вычислительной технике и информатике
проводить работу по совершенствованию деятельности расположенных на территории
республики вычислительных центров, дальнейшему объединению их в единую сеть
коллективного пользования, более широкому использованию их для выработки
оптимальных решений по внедрению прогрессивных форм организации управленческого
труда и повышению на этой основе эффективности управления народным хозяйством
республики.
7. Рекомендовать Совету
Министров РСФСР обеспечить упорядочение состава и совершенствование структуры
аппарата действующих на территории республики общественных организаций, имея в
виду расширить участие населения в их работе на общественных началах, сократить
штатную численность работников аппарата общественных организаций, а также долю
бюджетных средств на их содержание исходя из необходимости придать деятельности
общественных организаций подлинно массовый, творческий, самодеятельный
характер.
8. Министерству финансов СССР разработать
с участием Совета Министров РСФСР предложения о фонде оплаты труда работников
аппарата республиканских и местных органов государственного управления в целом
по союзной республике и в месячный срок представить их в Совет Министров СССР.
Секретарь
Центрального Комитета КПСС
М.ГОРБАЧЕВ
Председатель
Совета Министров СССР
Н.РЫЖКОВ
Приложение
к Постановлению ЦК КПСС
и Совета Министров СССР
от 8 июля 1988 г. N 824
ПЕРЕЧЕНЬ
СОЮЗНО-РЕСПУБЛИКАНСКИХ И РЕСПУБЛИКАНСКИХ
МИНИСТЕРСТВ
И ВЕДОМСТВ РСФСР (ДЛЯ КОТОРЫХ УСТАНОВЛЕНА
ПРЕДЕЛЬНАЯ
ЧИСЛЕННОСТЬ РАБОТНИКОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО
АППАРАТА)
Госплан
Госагропром
Госагропром Нечерноземной зоны РСФСР
Госстрой
Госснаб
Госкомтруд
Госкомцен
Госкомстат
Госкомприрода
Госкомиздат
Госкомспорт
Госкомнефтепродукт
Минфин
Минлегпром
Минтекстильпром
Минместпром
Минтоппром
Минхлебопродукт
Минводхоз
Минлесхоз
Минобразование
Минвуз
Минздрав
Минсобес
Минкультуры
Минторг
Минбыт
Минжилкомхоз
Минжилгражданстрой
Минстройматериалов
Минавтотранс
Минавтодор
Минречфлот
Минсвязи
МИД
Минюст
Госарбитраж
Главохота
Главархив
Совет по делам религий при Совете
Министров РСФСР
Комитет по Государственным премиям в
области науки и техники при Совете Министров РСФСР