СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июля 1988 г. N 266
О ГЕНЕРАЛЬНОЙ СХЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ РСФСР
ЦК КПСС и Совет
Министров СССР в Постановлении от 8 июля 1988 г. N 824 "О генеральной
схеме управления народным хозяйством РСФСР" отметили, что разработанные в
РСФСР меры по совершенствованию управления народным хозяйством республики
соответствуют программным установкам XXVII съезда партии, решениям июньского
(1987 г.) Пленума ЦК КПСС, Закону СССР о государственном предприятии
(объединении) и создают необходимые условия для перехода к преимущественно экономическим методам
руководства комплексным социально-экономическим развитием республики,
обеспечивают сочетание общегосударственных интересов с интересами трудовых
коллективов и территорий.
Указанным Постановлением ЦК КПСС и Совет
Министров СССР одобрили представленную Советом Министров РСФСР генеральную схему
управления народным хозяйством РСФСР, предусматривающую:
по республиканскому звену
перестройку
деятельности министерств и ведомств с учетом перехода предприятий и организаций
на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, а также особенностей народного
хозяйства республики, передачу на места, подведомственным объединениям,
предприятиям и организациям значительной части выполняемых органами управления
функций, обеспечивающих реализацию прав Советов народных депутатов и положений
Закона СССР о государственном предприятии (объединении);
переход в основном
на двухзвенную систему управления и объединение министерств, ведомств и других
центральных органов РСФСР, осуществляющих руководство однородными отраслями,
уменьшение количества союзно-республиканских и республиканских министерств и
ведомств с 50 до 47 единиц и сокращение числа структурных подразделений их
центрального аппарата, а также численности работников аппарата
союзно-республиканских и республиканских министерств, ведомств и
республиканских объединений с 32,1 тыс. до 18,6 тыс. единиц, или на 41,9%, по сравнению с численностью по состоянию на 1
августа 1987 г.;
создание Министерства народного
образования РСФСР на базе упраздняемых Министерства
просвещения РСФСР и Государственного комитета РСФСР по профессионально-техническому
образованию;
упразднение:
Государственного комитета РСФСР по
кинематографии с передачей его функций Министерству культуры РСФСР;
Министерства рыбного хозяйства РСФСР;
Республиканского промышленного
объединения по трубопроводному контейнерному пневмотранспорту "Транспрогресс" при Совете Министров РСФСР и создание
на базе его предприятий и организаций научно-производственного объединения
"Транспрогресс" при Совете Министров РСФСР;
84 республиканских объединений.
ЦК КПСС и Совет Министров СССР:
поручили Совету Министров РСФСР совместно
с заинтересованными министерствами и ведомствами СССР рассмотреть и решить
вопросы организации управления расположенными на территории РСФСР предприятиями
и организациями рыбного хозяйства союзного и республиканского подчинения;
признали целесообразным рассмотреть
структуру управления расположенными на территории республики предприятиями и
организациями, обслуживающими иностранных туристов, одновременно с генеральной
схемой управления сферой туризма в стране;
согласились с
предложением Совета Министров РСФСР об установлении общей численности
работников центрального аппарата союзно-республиканских и республиканских
министерств и ведомств согласно приложению N 1 (не приводится) в количестве
17963 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий), в том числе 260
единиц, переданных из министерств и ведомств СССР; численности заместителей
министров и заместителей руководителей ведомств в количестве 221 единицы;
по автономным республикам, краевому и
областному звену
совершенствование и упрощение структуры
органов управления с учетом специфики хозяйств регионов, повышение
самостоятельности Советов Министров автономных республик и местных Советов
народных депутатов в решении вопросов комплексного развития народного хозяйства
на территории автономной республики, края, области и ответственности за
реализацию экономической и социальной политики партии;
образование:
интегрированных органов управления
здравоохранением, народным образованием, культурой;
территориальных производственных
объединений на базе предприятий и организаций упраздняемых министерств и
управлений автономных республик, краевых и областных управлений, в том числе
местной, топливной, хлебопекарной и макаронной промышленности, бытового обслуживания
населения, жилищно-коммунального хозяйства. Согласились с
предложением Совета Министров РСФСР о включении указанных объединений в систему
соответствующих министерств РСФСР и подчинении их также Советам Министров
автономных республик, исполкомам краевых и областных Советов народных
депутатов;
упразднение отделов (управлений) по
комплексному экономическому и социальному развитию в аппарате Советов Министров
автономных республик, исполкомов краевых, областных Советов народных депутатов;
сокращение численности
работников аппарата органов управления на уровне автономных республик,
краев и областей на 56,6 тыс. единиц, или на 28,9%, в том числе:
по автономным республикам:
передачу значительной части функций
управления объединениям, предприятиям и организациям, интеграцию органов
управления, упразднение 115 министерств и ведомств автономных республик и
сокращение численности работников их центрального аппарата на 5,6 тыс. единиц,
или на 30,7%; упразднение 76 органов хозяйственного управления министерств и
ведомств РСФСР на республиканском (АССР) уровне;
создание в Госпланах автономных республик
подразделений с функциями, аналогичными функциям главных планово-экономических
управлений исполкомов краевых и областных Советов народных депутатов;
по краям и областям:
сокращение числа органов государственного
и хозяйственного управления, включая областные, краевые управления министерств
и ведомств, подведомственные также исполкомам, на 675 единиц, или на 25%, и
численности работников их аппарата на 46,4 тыс. единиц, или на 29 процентов;
образование 53 главных
планово-экономических управлений исполкомов краевых, областных Советов народных
депутатов;
по автономным областям и автономным
округам:
повышение роли и
совершенствование деятельности местных советских и хозяйственных органов в
решении вопросов повышения уровня жизни населения, организации жилищного
строительства, а также строительства объектов социально-культурного назначения,
в развитии традиционных для коренного населения автономных областей и округов
отраслей народного хозяйства, сохранении и развитии культурного наследия,
языка, литературы, народных художественных промыслов, улучшении охраны здоровья
и медицинского обслуживания городского и сельского населения;
образование 5 планово-экономических
управлений исполкомов Советов народных депутатов автономных областей, а также
планово-экономических отделов (управлений) в аппарате исполкомов Советов
народных депутатов автономных округов;
по районному и городскому звену
перестройку организационной структуры
аппарата исполкомов районных и городских Советов народных депутатов с учетом
возрастающей роли этих органов в развитии городов и районов, необходимости
усиления их влияния на решение вопросов, связанных с обеспечением населения
продовольствием, товарами и услугами, улучшением жилищных и других условий
жизни трудящихся;
упрощение организационной структуры
управления на уровне городов и районов, устранение раздробленности органов
управления, дублирования и параллелизма в их работе;
упразднение с учетом местных условий
органов управления в агропромышленном комплексе, жилищно-коммунальном
хозяйстве, бытовом обслуживании населения с передачей их функций хозрасчетным
объединениям, предприятиям и организациям;
объединение, как правило, отделов
культуры и комитетов по физкультуре и спорту, а также создание соответствующих
хозрасчетных центров;
сокращение численности работников
аппарата управления на районном и городском уровне на 35,8 тыс. единиц, или на
13,9 процента;
по основному звену
укрепление основного звена - предприятий
(объединений) как важное условие их перехода на полный хозяйственный расчет и
самофинансирование, повышение уровня концентрации производства, создание 1360
производственных, научно-производственных, проектно-ремонтно-строительных,
промышленно-торговых и территориальных производственных объединений.
Установили, что создаваемые территориальные производственные объединения
организуют свою деятельность как единый производственно-хозяйственный комплекс
на принципах полного хозяйственного расчета и самофинансирования, а также, что
в состав этих объединений могут входить самостоятельные предприятия,
организации и объединения, которые действуют в соответствии с Законом СССР о
государственном предприятии (объединении);
усиление интеграции науки с производством,
укрепление заводского сектора науки за счет включения в состав
научно-производственных и производственных объединений,
научно-исследовательских, конструкторских и технологических организаций;
дальнейшее
совершенствование структуры агропромышленного комплекса, создание
агропромышленных комбинатов и объединений, агрофирм;
передачу в установленном порядке ряда
предприятий и объединений союзного подчинения, выпускающих товары, потребляемые
внутри республики, в республиканское, а отдельных предприятий и объединений
республиканского подчинения - в местное подчинение.
ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли
предложение Совета Министров РСФСР о сокращении в целом по территории
республики за счет перестройки управления и перехода к новой генеральной схеме управления численности работников аппарата управления на
252,6 тыс. единиц, или на 23,1 процента.
Во исполнение Постановления ЦК КПСС и
Совета Министров СССР от 8 июля 1988 г. N 824 Совет Министров РСФСР
постановляет:
1. Министерствам и
ведомствам РСФСР на основе генеральной схемы управления народным хозяйством
РСФСР обеспечить в установленном порядке доработку проектов генеральных схем
управления отраслями и в трехдневный срок представить их на утверждение в Совет
Министров РСФСР, предусмотрев формирование организационной структуры
центрального аппарата преимущественно по функциональному признаку, укрепление в
первую очередь экономической, научно-технической и юридической служб.
2. Советам Министров автономных республик,
исполкомам местных Советов народных депутатов привести в 1988 году
рассмотренные в Совете Министров РСФСР организационные структуры управления в
соответствие с генеральной схемой управления народным хозяйством РСФСР, с
учетом генеральных схем управления по министерствам и ведомствам РСФСР.
Формирование
главных планово-экономических управлений крайисполкомов и облисполкомов,
подразделений Госпланов автономных республик с аналогичными функциями и
планово-экономических управлений в автономных областях осуществлять в
соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 7 декабря 1987 г. N 1389
и с учетом решения Комиссии Президиума Совета Министров РСФСР по
совершенствованию управления, планирования и хозяйственного механизма по этому
вопросу.
3. Принять предложения Советов Министров
автономных республик, крайисполкомов, облисполкомов и Ленгорисполкома
о сокращении числа органов государственного и хозяйственного управления, а
также численности работников аппарата управления согласно приложениям N 2 и 3
(не приводятся).
Довести до
сведения, что ЦК КПСС и Совет Министров СССР Постановлением от 8 июля 1988 г. N
824 приняли предложение Совета Министров РСФСР о совершенствовании структуры и
сокращении на 42,7% численности аппарата расположенных на территории республики
органов управления союзного подчинения (кроме находящихся в г. Москве) и
обслуживающих их организаций с управленческими функциями и поручили
министерствам и ведомствам СССР совместно с Советом Министров РСФСР и Министерством финансов СССР осуществить в
течение 1988 года необходимые мероприятия по совершенствованию структуры и
сокращению численности аппарата органов управления союзного подчинения,
вытекающие из этого Постановления.
Советам Министров автономных республик,
крайисполкомам, облисполкомам, Ленгорисполкому
принять необходимые меры к осуществлению внесенных ими предложений по этим
вопросам.
4. Министерствам и ведомствам РСФСР,
Советам Министров автономных республик, исполкомам местных Советов народных
депутатов:
укрепить аппарат всех звеньев управления
высококвалифицированными работниками, способными компетентно решать задачи в
условиях нового хозяйственного механизма и углубления
демократических начал в руководстве народным хозяйством;
использовать часть специалистов,
высвобождаемых в связи с проводимой реорганизацией, для укомплектования
аппарата вновь создаваемых и укрепления действующих объединений, предприятий и
организаций;
провести работу по сокращению численности
управленческого персонала в строгом соответствии с трудовым законодательством,
в условиях гласности, с предоставлением высвобождаемым
работникам установленных льгот и компенсаций. Принять меры к своевременному
трудоустройству высвобождающихся работников, обеспечить при необходимости их
переподготовку и обучение новым профессиям, исходя из потребностей народного
хозяйства и ускорения научно-технического прогресса;
разработать и
осуществить мероприятия по передаче части функций управления, связанных с
развитием социальной и производственной инфраструктуры городов и районов и
удовлетворением запросов населения, из республиканского (РСФСР) звена в ведение
органов управления автономных республик, краев и областей, а также из
республиканского (АССР), краевого и областного звена - в ведение городских и
районных исполкомов Советов народных депутатов.
5. Советам Министров
автономных республик, исполнительным комитетам краевых, областных, городских и
районных Советов народных депутатов обеспечить усиление в новых условиях
хозяйствования взаимодействия с расположенными на их территории объединениями,
предприятиями и организациями, способствуя тем самым комплексному
экономическому и социальному развитию автономных республик, краев, областей,
городов и районов, лучшему удовлетворению потребностей населения, а также
укреплению доходной части местных бюджетов в соответствии с новым
порядком их формирования.
6. Госплану РСФСР,
министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик,
крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам
проводить совместно с Государственным комитетом СССР по вычислительной технике
и информатике работу по совершенствованию деятельности расположенных на
территории республики вычислительных центров, дальнейшему объединению их в
единую сеть коллективного пользования, более широкому использованию их для
выработки оптимальных решений по внедрению прогрессивных форм организации
управленческого труда и повышению на этой основе эффективности
управления народным хозяйством республики.
7. Упразднить Республиканское
промышленное объединение по трубопроводному контейнерному пневмотранспорту
"Транспрогресс" при Совете Министров РСФСР
и создать на базе его предприятий и организаций научно-производственное
объединение "Транспрогресс" при Совете
Министров РСФСР.
8. Госплану РСФСР,
Госагропрому РСФСР, Госагропрому Нечерноземной зоны РСФСР, Министерству рыбного
хозяйства РСФСР и Министерству финансов РСФСР подготовить в месячный срок
совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, Советами Министров
автономных республик, исполкомами местных Советов народных депутатов и
представить в Совет Министров РСФСР предложения об организации управления
расположенными на территории РСФСР предприятиями и организациями рыбного
хозяйства союзного и республиканского подчинения.
9. Госагропрому РСФСР, Госагропрому
Нечерноземной зоны РСФСР, Советам Министров автономных республик,
крайисполкомам и облисполкомам обеспечить дальнейшее совершенствование
структуры агропромышленного комплекса, создание агропромышленных комбинатов и
объединений, агрофирм.
10. Министерствам и
ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, исполкомам местных
Советов народных депутатов провести необходимую работу по передаче в
установленном порядке ряда предприятий и объединений союзного подчинения,
выпускающих товары, потребляемые внутри РСФСР, в республиканское, а отдельных
предприятий и объединений республиканского подчинения - в местное подчинение.
11. Рекомендовать
центральным органам общественных организаций РСФСР с участием Советов Министров
автономных республик, исполкомов местных Советов народных депутатов обеспечить
упорядочение состава и совершенствование структуры аппарата общественных
организаций, имея в виду расширить участие населения в их работе на
общественных началах, сократить штатную численность работников аппарата этих
организаций, а также долю бюджетных средств на их содержание, исходя из
необходимости придать деятельности общественных организаций подлинно
массовый, творческий, самодеятельный характер.
12. Довести до
сведения, что ЦК КПСС и Совет Министров СССР Постановлением от 8 июля 1988 г. N
824 поручили Министерству финансов СССР разработать с участием Совета Министров
РСФСР предложения о фонде оплаты труда работников аппарата республиканских и
местных органов государственного управления в целом по союзной республике и в
месячный срок представить их в Совет Министров СССР.
Министерству финансов РСФСР:
принять участие в разработке указанных
предложений;
рассмотреть совместно с Советами
Министров автономных республик, крайисполкомами, облисполкомами, Мосгорисполкомом,
Ленгорисполкомом вопросы о фондах оплаты труда
работников аппарата республиканских (АССР) и местных органов государственного
управления и внести в двухнедельный срок предложения в Совет Министров РСФСР.
13. Внести в Президиум Верховного Совета
РСФСР проекты указов по вопросам, вытекающим из настоящего Постановления.
14. Министерствам и ведомствам РСФСР,
Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам и Ленгорисполкому сообщить Госплану РСФСР и Министерству
финансов РСФСР до 1 декабря 1988 г. о проделанной работе по выполнению
настоящего Постановления.
Госплану РСФСР, Министерству финансов
РСФСР с участием Государственного комитета РСФСР по статистике обобщить
указанные материалы и представить в Совет Министров РСФСР доклад по этому
вопросу в декабре 1988 года.
Председатель
Совета Министров РСФСР
В.ВОРОТНИКОВ
Управляющий Делами
Совета Министров РСФСР
И.ЗАРУБИН