Утверждаю
Заместитель Министра
Б.Д.НИКИФОРОВ
11 декабря 1988 г. N ЦТ-4710
ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ ПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОКОМОТИВНЫМИ УСТРОЙСТВАМИ
УНИФИЦИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО
УПРАВЛЕНИЯ ТОРМОЗАМИ (САУТ-У)
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Инструкция содержит описание
устройств САУТ, перечень выполняемых САУТ-У функций и определяет действия
машинистов по пользованию локомотивными устройствами САУТ-У.
1.2. САУТ-У предназначена
для повышения безопасности движения поездов, увеличения пропускной способности
железнодорожных участков, улучшения условий труда локомотивных бригад.
1.3. САУТ-У использует показания
локомотивных светофоров типовой системы автоматической локомотивной
сигнализации с автостопом. Эксплуатация САУТ-У возможна только при включенных и
исправных устройствах АЛСН.
1.4. САУТ-У состоит из локомотивных,
путевых и станционных устройств. Путевые и станционные устройства САУТ-У
формируют и передают установленным на локомотивах и электропоездах устройствам
информацию:
при следовании поезда по перегону о длине
впередилежащего блок-участка и длине следующего за ним
блок-участка. Информация передается в момент проследования путевого светофора;
при подходе к станции в момент
проследования предупредительного светофора о длине впередилежащего блок-участка и о приведенной длине следующего за ним,
необходимой для определения допускаемой скорости проследования входного
стрелочного перевода станций;
в момент проследования входного и
маршрутного светофоров о длине маршрута приема поезда на станцию и допускаемой
скорости движения по станционному пути, на который принимается поезд.
Во всех случаях при проследовании
путевого светофора на локомотив передается информация о величине приведенного
уклона на следующем блок-участке или станционном пути.
Локомотивное устройство САУТ-У
автоматически ограничивает скорость поезда, предупреждая ее превышение в
зависимости от показаний локомотивного светофора, расстояния до конца блок-участка и допускаемых скоростей движения, и является
устройством безопасности, дублирующим действия машиниста по управлению
тормозами поезда в указанных в настоящем пункте случаях.
2. ОПИСАНИЕ
ЛОКОМОТИВНЫХ УСТРОЙСТВ САУТ-У
2.1. Локомотивное устройство САУТ-У
включает в себя: блок электроники, клеммник, блок
защиты, два датчика пути и скорости, приемную антенну, два датчика давления,
пульт машиниста, пульт управления и коммутационный переключатель для включения
и отключения локомотивных устройств САУТ-У. В зависимости от особенностей
конкретных серий локомотивов САУТ-У может быть дополнена
приставкой к крану машиниста, блоком управления электродинамическим тормозом,
блоком отключения тяги.
Примечание: Количество клеммников, антенн, пультов машиниста, пультов управления и
коммутационных переключателей и указанных дополнительных блоков зависит от типа
локомотива - однокабинный, например ВЛ11, или двухкабинный, например ЧС2.
2.2. Блок электроники, блок защиты, клеммник установлены в кабине локомотива. Блок электроники
осуществляет обработку поступающей информации и выработку команд на управление
тягой и торможением.
2.3. Датчики пути и скорости установлены
на буксах различных колесных пар.
2.4. Приемная антенна САУТ-У установлена
на арматуре правых приемных катушек АЛСН и предназначена для приема информации
от путевых устройств САУТ-У.
2.5. Пульт машиниста САУТ размещен в
кабине и предназначен для отображения информации о текущем расстоянии до конца блок-участка и резерве скорости по условиям безопасности, а
на грузовых локомотивах также для отображения информации об эффективности
тормозов в поезде.
2.6. Пульт управления размещен в кабине,
содержит кнопки "Подтягивание", "Отправление",
"К-20" и предназначен для ввода машинистом дополнительной информации
в САУТ-У.
2.7. Датчики давления установлены вблизи
тормозных приборов и предназначены для преобразования давления воздуха в
тормозной магистрали в электрический сигнал, пропорциональный давлению;
приставки к крану машиниста служат для управления пневматическими тормозами
поезда с помощью электрических сигналов.
2.8. Коммутационный переключатель
установлен в кабине электровоза и предназначен для включения и отключения
локомотивных устройств САУТ-У от цепей управления электровозом и цепей АЛСН с
автостопом. Коммутационный переключатель (выключатель САУТ-У) имеет два
положения: "АЛСН" и "САУТ".
3. ФУНКЦИИ,
АВТОМАТИЧЕСКИ ВЫПОЛНЯЕМЫЕ САУТ-У
3.1. При следовании поезда с зеленым
показанием локомотивного светофора к путевому светофору с зеленым огнем САУТ-У
осуществляет контроль допускаемой скорости движения. При этом
в пассажирском поезде на электропневматических тормозах по достижению
допускаемой скорости (с отклонением до минус 2 км/ч) автоматически происходит
отключение тяги и включение вентиля перекрыши
электропневматического тормоза, а в пассажирских и грузовых поездах на
пневматическом торможении происходит включение приставки к крану машиниста; при
этом на типовом приборном щитке электровоза загораются соответствующие
сигнальные лампы.
В случае превышения допускаемой скорости
движения на 1 - 3 км/ч САУТ-У осуществляет ступень служебного торможения ЭПТ
или разрядку тормозной магистрали, на 0,6 - 0,8 кгс/кв. см в зависимости от
фактической эффективности его тормозов.
При снижении скорости до величины на 1 -
3 км/ч меньше допускаемой САУТ-У производит отпуск ЭПТ. При пневматических
тормозах во всех случаях после торможения от САУТ-У отпуск тормозов
осуществляется машинистом вручную постановкой ручки крана машиниста в 1
положение.
3.2. При следовании поезда с желтым
показанием локомотивного светофора к путевому светофору с желтым огнем САУТ-У
осуществляет контроль максимально допустимой скорости движения в порядке,
предусмотренном пунктом 3.1 настоящей Инструкции.
Скорость проследования путевого светофора
с желтым огнем зависит от длины блок-участка, который
он ограждает, величины приведенного уклона, а на грузовых поездах и от
эффективности тормозных средств.
3.3. При проследовании путевого светофора
с желтым огнем и появлении на локомотивном светофоре красно-желтого огня САУТ-У
будет автоматически служебным торможением снижать скорость до полной остановки
поезда перед путевым светофором с красным огнем на расстоянии 10 - 100 м при
пневматических тормозах и на расстоянии 30 - 70 м - при ЭПТ.
3.4. После остановки у
путевого светофора с красным огнем и последующем движении поезда с красным
показанием локомотивного светофора САУТ-У осуществляет контроль допускаемой
скорости движения 20 км/ч. При этом по достижению поездом 18 - 20 км/ч
автоматически происходит отключение тяги и перекрыша
ЭПТ, в случае увеличения скорости до 22 - 24 км/ч - ступень служебного
торможения; при ЭПТ в случае снижения скорости до 17 - 19 км/ч
происходит отпуск тормозов.
На расстоянии тормозного пути САУТ-У
производит отключение тяги, автоматически служебным торможением останавливает
поезд перед сигналом на расстоянии 10 - 100 м (30 - 70 м при ЭПТ).
Если за время следования по блок-участку происходит смена красного показания
локомотивного светофора на разрешающее (зеленое или желтое), то контроль
скорости может быть отменен нажатием кнопки "К-20".
3.5. При следовании
поезда с желтым показанием локомотивного светофора к входному светофору с двумя
желтыми огнями САУТ-У осуществляется контроль максимально допустимой скорости
движения в порядке, предусмотренном пунктом 3.1 настоящей Инструкции, а на
расстоянии тормозного пути - отключение тяги и автоматическое снижение скорости
движения ступенчатым торможением до скорости проследования входного светофора,
определенной автоматически аппаратурой в зависимости от переданной напольными
устройствами информации.
3.6. При движении поезда по путям станции
после проследования входного светофора САУТ-У осуществляет контроль максимально
допустимой скорости, заданной напольным устройством у входного светофора.
Контроль осуществляется в порядке, установленном пунктом 3.1 настоящей
Инструкции.
3.7. При белом огне локомотивного
светофора независимо от показаний путевого светофора САУТ-У осуществляет
остановку поезда служебным торможением на расстоянии 10 - 100 м (30 - 70 м при
ЭПТ) до светофора. Если при этом выходной светофор открыт и необходимо проследовать станцию без остановки, то машинист нажатием
кнопки "Отправление" может отменить остановочное торможение, и в
дальнейшем САУТ-У осуществляет контроль максимально допустимой скорости,
заданной напольным устройством у входного светофора в порядке, предусмотренном
пунктом 3.1 настоящей Инструкции.
3.8. При следовании поезда по белому огню
локомотивного светофора на перегоне с автоблокировкой САУТ-У осуществляет
контроль допустимой скорости в порядке, предусмотренном пунктом 3.3 настоящей
Инструкции, с автоматическим торможением до остановки перед светофором на
расстоянии 10 - 100 м (30 - 70 м при ЭПТ).
3.9. При следовании поезда по белому огню
локомотивного светофора на перегоне с полуавтоматической блокировкой САУТ-У
осуществляет контроль допустимой скорости, а на расстоянии необходимого
тормозного пути до входного сигнала - отключение тяги и автоматическое
торможение до остановки перед светофором на расстоянии 10 - 200 м.
3.10. Нажатие кнопки
"Подтягивание", осуществленное при красно-желтом или белом огнях
локомотивного светофора, позволяет произвести машинисту подтягивание поезда к
сигналу. САУТ-У обеспечивает контроль максимально-допустимой скорости
подтягивания - 20 км/ч в порядке, предусмотренном пунктом 3.4 настоящей
Инструкции. САУТ-У разрешает подтягивание на расстоянии 200 м (после установки стрелки
индикатора измерителя пути "Расстояние до сигнала" в нуль) с
последующим торможением поезда до полной остановки.
3.11. САУТ-У обеспечивает контроль
самопроизвольного движения поезда назад при любом показании локомотивного
светофора. При нахождении реверсивной рукоятки контроллера машиниста в
положениях, соответствующих движению вперед или нулевом, после движения назад
на расстояние 3 - 4 м осуществляется ступень торможения. Перед отпуском
тормозов машинист должен нажать кнопку "К-20".
3.12. Включенное состояние САУТ-У
автоматически вызывает изменение алгоритма проверки бдительности машиниста по
сигналам локомотивного светофора, предусмотренного системой АЛСН, и вводит
непрерывный контроль скорости проследования светофоров в зависимости от их
показаний, длины блок-участков и профиля пути.
3.13. Во всех случаях
невыполнения команды служебного торможения, при которых происходит превышение
допустимой скорости движения поезда на величину (5 - 7) км/ч, САУТ-У
осуществляет экстренную остановку поезда срывом электропневматического клапана
в пассажирских поездах на ЭПТ, а в пассажирских и грузовых с пневматическими
тормозами - воздействием через приставку к крану машиниста.
3.14. САУТ-У выдает машинисту визуальную
информацию.
Стрелочный прибор "Расстояние до сигнала
"S" в момент проследования каждого путевого светофора показывает
длину блок-участка или маршрута приема на станцию, а
при дальнейшем следовании поезда - оставшееся до путевого светофора расстояние.
3.15. Стрелочный прибор "Резерв
Скорости" "ДЕЛЬТА V" показывает разницу между допускаемой САУТ-У
и фактической скоростью движения.
3.16. При нажатии кнопки "Vр" на пульте машиниста на
прибор "ДЕЛЬТА V" выводится информация о величине тормозного нажатия
на 100 т веса поезда, измеренного в процессе торможения.
3.17. В случае отказа напольного
устройства в САУТ-У автоматически задается длина блок-участка, равная минимальной для всего плеча оборота локомотива.
Такое задание
расстояния происходит в начале блок-участка при смене показаний локомотивного
светофора с зеленого на желтый, с желтого на красно-желтый, с красно-желтого на
красный (после проследования проходного светофора с запрещающим показанием), с
желтого на белый (въезд на боковой некодированный
путь станции), с белого на желтый или красно-желтый (выезд с бокового некодированного пути станции). В этих случаях САУТ-У останавливает поезд на значительно большем
расстоянии от путевого сигнала в зависимости от фактической длины блок-участка, торможение поезда в соответствии с
требованиями п. п. 3.2, 3.5 осуществляется до величины скорости движения по
красно-желтому огню локомотивного светофора, определенной приказом начальника
дороги.
3.18. При сбое кодов и появлении в пути
следования на перегоне с автоблокировкой белого огня на локомотивном светофоре
САУТ-У осуществляет контроль допустимой скорости в порядке, предусмотренном
пунктом 3.3 настоящей Инструкции, с автоматическим торможением до остановки
перед сигналом на расстоянии 10 - 100 м (30 - 70 м при ЭПТ). Машинист имеет
возможность отменить вынужденное торможение выключением САУТ-У на время сбоя
кодов.
4. ОБСЛУЖИВАНИЕ И
ПОРЯДОК ПРИЕМКИ
ЛОКОМОТИВНЫХ УСТРОЙСТВ САУТ-У
4.1. Обслуживание и ремонт локомотивных
устройств САУТ-У производится работниками депо в соответствии с инструкцией по
техническому обслуживанию и текущему ремонту устройств унифицированной системы
автоматического управления тормозами (САУТ-У).
4.2. При приемке локомотива или
электропоезда машинист обязан убедиться в наличии записи об исправном состоянии
САУТ-У в журнале технического состояния и проверить возможность включения
САУТ-У из каждой кабины.
После проверки возможности включения
САУТ-У в порядке, указанном в пункте 5.1 настоящей Инструкции, принимающий и
сдающий машинисты расписываются в журнале технического состояния. При
невозможности включения САУТ-У и обнаружении других недостатков в ее состоянии
машинист в журнале делает соответствующую запись.
4.3. Локомотивная бригада обязана:
следить за чистотой и сохранностью
устройств САУТ-У;
проверять при осмотрах надежность
крепления узлов локомотивного устройства САУТ-У, особенно антенн и датчиков
пути и скорости;
при возвращении в депо или в пунктах
оборота и подмены локомотивных бригад своевременно доложить дежурному по депо
об обнаруженных неисправностях САУТ-У, сделать запись об этом в журнале
технического состояния.
4.4. Запрещается выдача подвижного
состава из депо на линию с неисправными локомотивными устройствами САУТ-У.
4.5. В случаях отправления и движения по
участкам с выключенными в пути следования локомотивными устройствами САУТ-У
из-за неисправности машинист должен сделать соответствующею запись в журнале
технического состояния локомотива. Неисправности САУТ-У должны быть устранены
по прибытию в депо.
5. ВКЛЮЧЕНИЕ В
ДЕЙСТВИЕ И ВЫКЛЮЧЕНИЕ
ЛОКОМОТИВНЫХ УСТРОЙСТВ САУТ-У
5.1. Включение САУТ-У допускается только
из той кабины, из которой осуществляется управление подвижным составом. Для
включения устройств САУТ-У машинист должен:
включить устройства АЛСН в порядке,
предусмотренном "Инструкцией о порядке пользования автоматической
локомотивной сигнализацией с автостопом, устройствами проверки и бдительности
машиниста и контроля скорости движения поезда (АЛСН)";
установить коммутационный переключатель в
положение "САУТ", убедиться, что зажглось освещение
пульта машиниста САУТ-У и нет свистка ЭПК, убедиться, что стрелка
прибора "S" находится в нулевом положении, прибор "ДЕЛЬТА
V" показывает резерв скорости, определяемой показанием локомотивного
светофора, и происходит регистрация включения САУТ-У дополнительным писцом
регистрирующего скоростемера.
5.2. Для выключения устройств САУТ-У
машинист должен установить коммутационный переключатель в положение
"АЛСН".
6. ПОЛЬЗОВАНИЕ
САУТ-У В ПУТИ СЛЕДОВАНИЯ
6.1. На участках, оборудованных путевыми
устройствами САУТ-У, машинист обязан осуществлять управление поездом в полном
соответствии с порядком и правилами, установленными ПТЭ, инструкцией по
эксплуатации тормозов подвижного состава, инструкцией по сигнализации,
инструкцией по движению поездов и маневровой работе, приказами начальника
дороги, а также выданными предупреждениями и указаниями сигналов.
6.2. На участках, оборудованных путевыми
устройствами САУТ-У, машинист обязан перед отправлением со станции включить
локомотивные устройства, а помощник машиниста должен убедиться, что они
включены. Кроме того, при белом огне локомотивного светофора машинист перед
отправлением должен нажать кнопку "Отправление".
6.3. При необходимости проезда путевых
светофоров с красным огнем при красно-желтом или красном показаниях локомотивного
светофора в случаях и в порядке, предусмотренными правилами технической
эксплуатации железных дорог Союза ССР, машинист должен нажать кнопку
"К-20".
Для отмены ограничения скорости в случае
появления на локомотивном светофоре разрешающего огня после проезда
запрещающего сигнала необходимо повторно нажать кнопку "К-20".
6.4. При необходимости безостановочного
проследования поезда по боковому или главному пути станции при белом огне
локомотивного светофора, а также входного светофора на участке с полуавтоблокировкой машинист, убедившись в открытии
сигнала, должен нажать кнопку "Отправление".
6.5. При необходимости подъехать к
закрытому светофору на расстояние более близкое, чем это позволяет сделать
аппаратура САУТ-У, машинист должен нажать кнопку "Подтягивание" и
осуществить торможение для остановки поезда перед сигналом.
7. ДЕЙСТВИЯ
МАШИНИСТА ПРИ НЕИСПРАВНОСТЯХ САУТ-У
7.1. В случае срабатывания встроенного
устройства контроля исправности САУТ-У (свистит ЭПК) машинист выключает САУТ-У.
7.2. Во всех случаях выключения САУТ-У
машинист обязан осуществить повторное включение САУТ-У.
Повторное включение САУТ-У машинист
осуществляет следующим образом:
- при наличии на
локомотивном светофоре зеленого или желтого огней, если скорость движения
поезда менее 50 км/ч;
- при наличии на локомотивном светофоре
красного с желтым или красного огней - после остановки поезда у путевого
светофора с красным огнем;
- при наличии на локомотивном светофоре
белого огня - в порядке, предусмотренном в п. 6.2 настоящей Инструкции.
При невозможности включения, то есть если
после перевода коммутирующего переключателя в положение "САУТ" (см.
п. 5.1) свистит ЭПК, САУТ-У считается неисправным и больше не включается до
возвращения в депо.
7.3. О всех
обнаруженных в пути следования неисправностях, нарушениях нормального действия
и выключениях устройства САУТ-У машинист обязан сделать соответствующие записи
в журнале технического состояния и на обратной стороне скоростемерной
ленты после ее снятия указать характер неисправности, перегон и номер путевого
светофора или наименование станции с указанием пути.
7.4. Запрещается выключать локомотивные
устройства САУТ-У при нормальном действии устройства АЛСН и САУТ-У.
Начальник Главного управления
локомотивного хозяйства МПС
А.Н.КОНДРАТЕНКО
Заместитель заведующего
Уральским отделением ВНИИЖТ
Ю.Г.КУТЫЕВ