ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 декабря 1988 г. N 17
О РАССМОТРЕНИИ СУДАМИ ДЕЛ, СВЯЗАННЫХ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ,
СОВЕРШЕННЫМИ В УСЛОВИЯХ СТИХИЙНОГО ИЛИ
ИНОГО
ОБЩЕСТВЕННОГО БЕДСТВИЯ
Рассмотрев представление Генерального
прокурора СССР, Пленум Верховного Суда СССР отмечает, что в чрезвычайной
обстановке, создавшейся в результате землетрясения на территории Армянской ССР,
исключительно важное значение приобретает обеспечение
организованности и дисциплины, строжайшего соблюдения всеми гражданами и
должностными лицами законности и правопорядка.
Особенно нетерпимыми являются преступные
посягательства отдельных антиобщественных элементов на жизнь и здоровье
граждан, общественный порядок и общественную безопасность, социалистическую
собственность, личные и имущественные права граждан. Всеобщее негодование
вызывают факты завладения имуществом, находившимся непосредственно при погибших
и раненых.
В сложившейся обстановке определенные
националистически настроенные круги в Армянской ССР и Азербайджанской ССР
стремятся обострить межнациональные отношения. В этих целях распространяются
провокационные измышления и слухи, направленные на разжигание национальной
вражды и розни, нередки призывы к неисполнению законов и к неповиновению
власти.
В этих условиях важнейшей задачей судов
является обеспечение надежной защиты государственных интересов, прав и законных
интересов граждан, назначение виновным справедливого наказания, принятие всех
необходимых мер для полного возмещения причиненного
преступлениями материального ущерба.
Пленум Верховного Суда СССР постановляет:
1. Учитывая повышенную общественную
опасность преступлений, совершаемых в условиях стихийного бедствия,
необходимость незамедлительного реагирования на них, судам надлежит
обеспечивать оперативное разрешение дел о преступлениях, посягающих на жизнь и
здоровье граждан, общественный порядок и общественную безопасность,
социалистическую собственность, личные и имущественные права граждан, при точном
соблюдении всех требований материальных и процессуальных норм.
Рекомендовать судам широко информировать
общественность о принятых решениях по таким делам. В необходимых случаях
проводить судебное разбирательство с участием представителей общественных организаций
и трудовых коллективов.
2. При назначении наказания судам следует
учитывать, что в соответствии с п. 8 ст. 34 Основ уголовного законодательства
Союза ССР и союзных республик совершение преступления с использованием условий
общественного бедствия является обстоятельством, отягчающим ответственность.
3. Действия лиц,
совершивших в условиях стихийного или иного общественного бедствия хищение
государственного, общественного либо личного имущества граждан путем изъятия
его из помещений организаций, предприятий и учреждений, жилищ или иных
построек, независимо от того, подверглись они разрушению или нет, следует
квалифицировать в зависимости от умысла и обстоятельств преступления как кражу,
грабеж или разбой.
Таким же образом должны квалифицироваться
посягательства на имущество, имевшееся при раненых либо погибших гражданах.
Хищение имущества у лиц, находившихся в беспомощном состоянии, в соответствии с
п. 5 ст. 34 Основ уголовного законодательства должно рассматриваться в качестве
обстоятельства, отягчающего ответственность виновного.
4. Незаконное обращение в свою
собственность денежных средств, промышленных и продовольственных товаров, иных
материальных ценностей, поступивших в распоряжение государственных и
общественных организаций для распределения в качестве безвозмездной помощи
пострадавшим, следует квалифицировать как хищение государственного или
общественного имущества.
Похищение материальных ценностей,
переданных пострадавшим, должно квалифицироваться как преступление против
личной собственности граждан.
5. Под пропагандой и агитацией с целью
возбуждения расовой или национальной вражды или розни, предусмотренных ст. 11
Закона об уголовной ответственности за государственные преступления, следует
понимать распространение злонамеренных слухов и измышлений, подрывающих доверие
и уважение к другой национальности, вызывающих чувство неприязни к ней.
Действия, совершенные с этой целью, могут выражаться в публичных выступлениях и
призывах, в том числе в печати и иных средствах массовой информации, в изготовлении,
распространении листовок, плакатов, лозунгов и т.п., а также в организации
собраний, митингов, демонстраций и активном в них участии в вышеуказанных
целях.
Под прямым или
косвенным ограничением прав или установлением преимуществ граждан в зависимости
от их национальной принадлежности следует понимать действия, выражающиеся в
отказах в приеме на работу или незаконных увольнениях граждан, в нарушении их
избирательных прав, в ущемлении жилищных, земельных и иных гражданских прав и
свобод, а также в предоставлении незаконных льгот по признаку принадлежности к
той или другой нации.