МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА СССР
ПРИКАЗ
от 28 декабря 1988 г. N 173
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОВОЙ ФОРМЫ СУДОВОГО ЖУРНАЛА
И ПРАВИЛ ЕГО ВЕДЕНИЯ
Для приведения в соответствие с
современными требованиями судового журнала морских судов, находящихся в ведении
Минморфлота СССР и других министерств и ведомств (кроме судов Министерства
рыбного хозяйства СССР), приказываю:
1. Утвердить новую форму судового журнала
(Э-1 в) и Правила ведения судового журнала (прилагаются).
2. Форма судового журнала Э-1 в и Правила
его ведения не распространяются на суда на подводных крыльях, суда портового,
технического, пассажирского флота местных пассажирских линий и суда, для
которых установлен режим работы судоводителей по совмещенным профессиям. На
этих судах ведется журнал формы Э-1/ЭД-1, утвержденный Приказом министерства от
06.09.79 N 169.
3. В/О
"Мортехинформреклама"
до 1 июля 1989 г. обеспечить издание и
рассылку книг судовых журналов по заявкам пароходств.
4. Начальникам пароходств
до 1 декабря 1989 г. организовать
изучение и внедрение на судах Минморфлота СССР новой формы судового журнала.
5. С 1 декабря 1989 г. считать утратившим
силу Приказ министерства от 8 апреля 1981 г. N 84.
6. Контроль за
выполнением Приказа возложить на Главную государственную морскую инспекцию.
Министр
Ю.ВОЛЬМЕР
Приложение
к Приказу ММФ
от 28 декабря 1988 г. N 173
Обложка
Э-1 в
СССР
МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА
СУДОВОЙ ЖУРНАЛ
_____________________________
(название судна)
N _________ 19__ г.
Титульный лист
Э-1 в
СССР
МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА
СУДОВОЙ ЖУРНАЛ
N ________
Название судна
___________________________________________________
Тип судна и СЭУ
__________________________________________________
Владелец
судна
__________________________________________________
Позывной сигнал
судна ____________________________________________
Порт приписки
судна ______________________________________________
N регистрации
судна ______________________________________________
Капитан судна
____________________________________________________
Начат
____________ 19___ г.
Окончен
__________ 19___ г.
Таблица 14
ВЫПОЛНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ КОНВЕНЦИИ
СОЛАС-74/83 И
ПРОТОКОЛА-78
N
п/п
|
Вид проверки,
испытания,
учения
|
Дата (время
проведения),
подпись
|
1.
|
Закрутка
водопроницаемых
дверей, проверка их механиз-
мов и индикаторов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.
|
Открытие
водонепроницаемых
дверей
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.
|
Тренировки по
управлению и
проверки водонепроницаемых
дверей, иллюминаторов, кла-
панов, средств закрытых
шпагатов и мусорных рукавов
и всех относящихся к ним
приводов управления и инди-
каторов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.
|
Закрытие всех
отверстий
наружного корпуса, обеспечи-
вающих его водонепроницае-
мость, перед выходом судна в
рейс. Проверки (испытания)
главного и вспомогательного
рулевого приводов, систем
дистанционного управления,
постов управления рулем на
мостике, аварийного питания
рулевого привода, аксиомет-
ров, сигнализации рулевого
управления, отключающих
устройств, включая полную
перекладку руля и проверку
связи между мостиком и
румпельным отделением
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5.
|
Учебная пожарная
тревога
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6.
|
Учебная шлюпочная
тревога.
Вывод экипажа и пассажиров
к местам сбора сигналом
тревоги. Ознакомление с
порядком оставления судна,
подготовка спасательных
средств к спуску. Проверка
комплектности и состояния
шлюпочного снабжения, спаса-
тельных жилетов. Пуск и про-
верка работы двигателей шлю-
пок. Проверка спасательных
средств
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7.
|
Тренировка по
приведению в
действие и использованию ПСН
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8.
|
Тревога
"Человек за бортом"
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9.
|
Учения по
переходу на ава-
рийное управление рулем из
румпельной, включая проверку
связи с мостиком и использо-
вание резервных источников
энергоснабжения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
┌─────┬─────┬────┬──────────────┬─────────────────────────────────────────────┐
│Время│Курс │Курс│Местоположение│Тс
= Тгр...... ч "__" _____ 19__ г. Рейс N __│
│собы-│по
│по
│ судна │Район ____________ из ___________ в
_________│
│тия │гиро-│маг-├────┬────┬────┤ │
│ │ком- │нит.│фи/ │лям-│л.п.│ │
│ │пасу
│ком-│л.п.│бда/│- 3 │ │
│ │ │пасу│- 1 │л.п.│ │ │
│ │ │
│ │- 2 │ │ │
├─────┼─────┼────┼────┴────┴────┼─────────────────────────────────────────────┤
│ 1 │
2 │ 3 │
4 │ 5 │
├─────┼─────┼────┼────┬────┬────┼─────────────────────────────────────────────┤
│ │ │
│ │ │
│
│
├─────┼─────┼────┼────┼────┼────┼─────────────────────────────────────────────┤
│ │ │
│ │ │
│ │
├─────┼─────┼────┼────┼────┼────┼─────────────────────────────────────────────┤
│ │ │
│ │ │
│ │
├─────┼─────┼────┼────┼────┼────┼─────────────────────────────────────────────┤
│ │ │
│ │ │
│ │
├─────┼─────┼────┼────┼────┼────┼─────────────────────────────────────────────┤
│ │ │
│ │ │
│ │
├─────┼─────┼────┼────┼────┼────┼─────────────────────────────────────────────┤
│ │ │
│ │ │
│ │
├─────┼─────┼────┼────┼────┼────┼─────────────────────────────────────────────┤
│ │ │
│ │ │
│ │
├─────┼─────┼────┼────┼────┼────┼─────────────────────────────────────────────┤
│ │ │
│ │ │
│ │
├─────┼─────┼────┼────┼────┼────┼─────────────────────────────────────────────┤
│ │ │
│ │ │
│
│
├─────┼─────┼────┼────┼────┼────┼─────────────────────────────────────────────┤
│ │ │
│ │ │
│ │
├─────┴─────┴────┴──┬─┴┬───┴─┬──┴───┬──────┬────┬─────┬─────┬─────────────────┤
│6
пройденное │в │нап- │состо-│состо-│ат- │тем- │тем-
│время 13 вахта│
│
расстояние │р │рав- │яние
│яние │мос-│пера-│пера-├───────┬────┬────┤
├───────┬──────┬────┤е
│ление│повер-│пого- │фер-│тура │тура │00 - 04│
│ │
│ время │факти-│
по │м │и │хности│ды, │ное │воз- │воды ├───────┼────┼────┤
│ │чески
│ЛАГУ│я │ско- │моря │види- │дав-│духа │ │04 - 08│ │
│
├───────┼──────┼────┤ │рость│ │мость │ле- │ │
├───────┼────┼────┤
│00 - 04│ │
│ │ветра│ │ │ние │ │
│08 - 12│ │ │
├───────┼──────┼────┼──┼─────┼──────┼──────┼────┼─────┼─────┼───────┼────┼────┤
│04 - 08│ │
│ │ 7 │ 8 │ 9 │
10 │ 11 │ 12 │12 - 16│ │
│
├───────┼──────┼────┼──┼─────┼──────┼──────┼────┼─────┼─────┼───────┼────┼────┤
│08 - 12│ │
│04│ │ │ │
│ │ │16 - 20│ │
│
├───────┼──────┼────┼──┼─────┼──────┼──────┼────┼─────┼─────┼───────┼────┼────┤
│12 - 16│ │
│08│ │ │ │
│ │ │20 - 24│ │
│
├───────┼──────┼────┼──┼─────┼──────┼──────┼────┼─────┼─────┼───────┴────┴────┤
│16 - 20│ │
│12│ │ │ │
│ │ │Капитан: │
├───────┼──────┼────┼──┼─────┼──────┼──────┼────┼─────┼─────┤ │
│20 - 24│ │
│16│ │ │ │
│ │ │ │
├───────┼──────┼────┼──┼─────┼──────┼──────┼────┼─────┼─────┤ │
│за │ │////│20│ │ │ │
│ │ │ │
│сутки │ │////│ │
│ │ │
│ │ │ │
├───────┼──────┼────┼──┼─────┼──────┼──────┼────┼─────┼─────┤ │
│за рейс│ │////│24│ │ │ │
│ │ │ │
│ │ │////│ │
│ │ │
│ │ │ │
└───────┴──────┴────┴──┴─────┴──────┴──────┴────┴─────┴─────┴─────────────────┘
Последний лист
По реестру порта N ____________
В журнале
прошнуровано и пронумеровано _______________ листов.
Скреплено в конторе капитана
_____________________________________
___________________________________ порта.
__________________________________________________________________
(должность,
фамилия и подпись лица, скрепившего журнал)
"__" ____________ 19___ г.
Печать
ПРАВИЛА
ВЕДЕНИЯ СУДОВОГО ЖУРНАЛА
1. Общие положения
1.1. Судовой журнал является основным
официальным судовым документом, в котором отражается непрерывная жизнь судна.
1.2. Судовой журнал ведется на каждом
судне предприятий и организаций Минморфлота СССР с момента подъема
Государственного флага СССР в течение всего периода, пока сохраняется право
плавания под ним.
1.3. Все листы в судовом журнале
прошнуровываются и скрепляются подписью и печатью капитана морского торгового
порта Союза ССР, а в исключительном случае - консула СССР. На последней
странице в специальном штампе, нанесенном типографским способом, записывается
номер журнала по реестру порта, число пронумерованных и прошнурованных листов,
название порта.
1.4. Номер судового журнала присваивается
при его регистрации в реестре судовых журналов на судне по порядку, начиная с
первого. Этот номер записывается на обложке и титульном листе журнала.
1.5. Судовой журнал ведется вахтенным
помощником капитана. Вахтенный помощник капитана, написавший текст, имеет право
изменять и дополнять его, а капитан - только дополнять.
Текст, подлежащий изменению,
зачеркивается тонкой чертой, чтобы его можно было прочесть, и заключается в
скобки. Если ошибка замечена во время записи, правильный текст пишется сразу же
после скобки. В остальных случаях - за скобкой или в случае пропуска - за
словом, после которого нужно добавить текст, ставится цифровой знак сноски со
сквозной нумерацией для каждой страницы. Исправление или дополнение текста
записывается непосредственно за последней имеющейся в журнале записью,
предваряется цифровым знаком сноски и скрепляется подписью лица, внесшего
исправление или дополнение по форме:
"записано ошибочно", если
зачеркнутый текст не нужно заменять другим;
"читать:"
и далее верный текст;
"дополнение:"
и далее верный текст.
Если исправления или дополнения относятся
к предшествующим страницам, то перед ними после номера сноски указывается номер
страницы, например: 3/с. 15.
Исправлять текст иным способом, чем
указано выше, запрещается.
1.6. Объем записей навигационного
характера определяется капитаном с учетом того, чтобы вместе с прокладкой на
карте и информацией технических средств регистрации можно было восстановить
плавание судна. При этом прокладка на карте сохраняется до повторного
использования карты, а ленты самописцев - курсограмма, реверсограмма,
эхограмма, телетайпограмма и др. - сохраняются на судне в течение двух лет.
1.7. Судовой журнал заполняется в процессе
вахты в момент совершения события или после него.
1.8. При подходе к узкости, порту, полосе
тумана и т.д. не следует регистрировать выполнение стандартных мероприятий.
Можно ограничиться фразой: "Судно подготовлено к плаванию в узкости
(портовых водах, условиях ограниченной видимости)".
1.9. Вахтенный помощник капитана
скрепляет свои записи подписью с указанием должности, используя следующие
сокращения: старший помощник капитана - СПКМ; второй (третий, четвертый)
помощник капитана - 2 ПКМ (3 ПКМ, 4 ПКМ).
1.10. Капитан контролирует записи в
судовом журнале и удостоверяет их подписью в конце каждой страницы.
1.11. Записи в судовом журнале делают
пастой или чернилами.
1.12. Если характер записи не требует
заполнения граф 2 - 4, текст записи начинают с графы 2 сразу после времени.
Если одной строки для события оказалось недостаточно, запись можно продолжать в
следующей строке, начиная с графы 2.
Графа 1 предназначена только для записи
времени.
Записи каждых суток начинаются с новой
страницы. Не заполненные в течение завершившихся суток строки прочеркиваются
знаком "Z".
1.13. Заполненные судовые журналы
хранятся на судне два года, после чего сдаются в архив пароходства.
1.14. Настоящие Правила ведения судового
журнала не ограничивают в правах капитана и вахтенных помощников капитана
вносить в судовой журнал любые записи, касающиеся повседневной жизни судна,
которые, по их мнению, могут иметь значение для защиты интересов судна,
судовладельца и груза.
Любые записи или требования о совершении
таковых в судовом журнале со стороны иных лиц исключаются.
2. Порядок заполнения
судового журнала
Правила данного раздела регламентируют
форму, а не обязательность записей.
2.1. Время события - Т (графа 1) -
записывается четырехзначным числом с разрядностью 1 мин. Часы отделяются от
минуты точкой, например: 05.37.
2.2. Курс по гирокомпасу - ГКК (графа 2)
- записывается курс по гирокомпасу, заданный рулевому (выставленный на авторулевом) с заданной точностью, например: 257,5 или 74.
2.2.1. Если курсограф не работает,
регистрируются все курсы, не зафиксированные на карте.
2.3. Курс по магнитному компасу - КК
(графа 3) - записывается курс по главному магнитному компасу с разрядностью 1
град.
2.4. Местоположение судна (графа 4) -
записываются координаты: географические счислимые - фи c, лямбда c или
обсервованные - фи o, лямбда o с карты, автосчислителя координат или иного
датчика с разрядностью датчика, например: 47 град. 12,86 мин. N;
гиперболические (стадиметрические) - л.п. - 1, л.п. - 2 и л.п. - 3
(радионавигационные параметры), например: F - 03,87 или Z - 46238 или BD -
920,02; полярные - пеленг П и дистанция - D и др.
2.4.1. Координаты места судна
определяются и записываются во всех случаях, когда, по мнению капитана или
вахтенного помощника, это необходимо.
В графе 5 записываются необходимые
пояснения - названия ориентиров при визуальных и радиолокационных определениях
с указанием номера измерения, названия датчика, с которого сняты координаты.
Например, если место судна определено по
визуальным пеленгам маяков Столб и Островной 37,4 град. и 122,2 град. и
радиолокационной дистанции до маяка Островной 6,7 мили, в графе 4 записывается:
37,4 град. | 122,2 град. | 6,7 мин.; в графе 5 записывается:
k k
1) М
Столб, 2 - 3) M Островной.
2.5. Невязка счисления - С или вектор
сноса - записываются при необходимости в графе 5.
2.6. Пройденное расстояние (таблица 6) -
записывается в милях: в графе "фактически" - пройденное по карте - Sк ; в графе "по лагу" - лаговое - Sл, т.е. разность
отсчетов лага - РОЛ, исправленная поправкой лага - дельта Л, %. Суммарные
данные - "За сутки" и "В рейсе" - фактически пройденное
судном расстояние можно записывать по данным автосчислителя координат или
приемоиндикатора СНС (РНС).
2.7. Гидрометеорологические данные (графы
7 - 12) - записываются результаты наблюдений за погодой в установленные сроки.
2.7.1. Направление и скорость ветра
(графа 7) - записываются истинное направление ветра (в градусах с разрядностью
10 град.) и его скорость в м/с, например: - 330 - 11.
Если дрейф, принимаемый к счислению,
обусловлен иным ветром, чем записано в графе 7, или изменение ветра в течение
вахты повлекло изменение в работе судна, направление и скорость такого ветра
записываются в графе 5.
2.7.2. Состояние поверхности моря (графа
8) - записываются направление волнения (с разрядностью 10 град.) и состояние
поверхности моря в баллах, например: 310 - 3. На реке и в портовых водах
записывается соответственно "порт", "река".
Если на поверхности воды есть лед, то
записываются признак "Л" и сплоченность льда в баллах, например: Л -
7.
2.7.3. Состояние погоды, видимость (графа
9) - записываются состояние погоды условным обозначением (Я - ясно, П - пасмурно, Дм - дымка, Д - дождь, Т - туман, С - снег, Г
- гроза, Мг - мгла, Гр - град) и дальность видимости в милях, например: П - 8.
2.7.4. Атмосферное давление (графа 10) -
записывается в миллиметрах (без приведения к уровню моря).
2.7.5. Температура воздуха (графа 11),
температура воды (графа 12) - записываются с разрядностью до 1 град.
2.8. Вахта (таблица 13) - записываются
фамилии вахтенных матросов каждой вахты. При необходимости в графе 5
записываются фамилии членов экипажа, вызванных для усиления вахты.
2.9. В графе 5 по указанию капитана или
усмотрению вахтенного помощника выполняются записи условий и обстоятельств
работы судна, дополняющие табулированные данные:
2.9.1. Скорость судна - Vс - записывается скорость судна, принятая для счисления
пути при отсутствии лага. Запись выполняется с разрядностью 0,1 уз., например: Vс = 14,4.
2.9.2. Режим хода (или частота вращения
винта, или заданная нагрузка, или разворот лопастей) - записывается в случае
необходимости.
2.9.3. Элементы течения
(сноса) - записываются направление - Кт (град.) и скорость - Vт (уз.) течения,
например: Кт = 312 град.; Vт = 1,7.
2.9.4. Включение (выключение) отдельных
технических средств навигации, регистрирующих устройств, автовводов курса,
скорости, сноса.
2.9.5. Угол постоянного крена судна в
градусах (с точностью до 1 град.) с указанием борта накренения (Пр - на правый; Л - на левый борт) - записывается при его
возникновении.
Перед входом в район малых глубин
записываются крен судна и расчетная осадка носом и кормой.
2.9.6. Переход с карты на карту -
записываются фраза "на карту" и номер новой карты.
2.9.7. Определение поправок технических
средств навигации и маневренных элементов - записываются с указанием способа
определения и основных результатов.
2.9.8. Грузовые операции - записываются
готовность трюмов и грузовых устройств судна, начало и окончание грузовых
операций, перерывов в работе с указанием причин; какими силами и средствами и
куда выгружаются или куда принимаются грузы; сведения о погруженных или
выгруженных грузах; окончание и способы крепления и сепарации грузов;
перетяжки; случаи несогласия с действиями стивидоров и агентов по отношению к
судну и грузу с указанием причин; меры, принятые для защиты интересов судна и
судовладельца; случаи повреждения судна и груза.
3. Обязательные
записи
3.1. На конец вахты на ходу -
записываются данные в графы 1 - 5; 7 - 12 и таблицы 6 и 13.
3.2. На конец вахты у причала -
записываются положение и состояние судна; осадка носом и кормой; выполняемые
грузовые операции; готовность СЭУ; плавсредства у борта; количество
погруженного (выгруженного) груза.
Если за время вахты изменений не
произошло, записывается осадка и фраза: "Стоим в прежнем положении".
3.3. В заголовке страницы - указывается
на начало суток число, месяц и год; район плавания, откуда и куда следует судно
(названия пунктов) и номер рейса. На стоянке - название порта или рейда.
Указывается расхождение между судовым и
гринвичским временем, например: Тс = Тгр + 3 ч.
3.4. При переводе часов - в графе 1
записывается дробью старое / новое время.
3.5. Плавание с лоцманом - записываются
прибытие (убытие) лоцмана, его фамилия и инициалы.
3.6. Проводка с помощью буксиров -
записываются прибытие (отход) буксиров, их названия, схема буксировки.
3.7. Постановка судна на якорь -
записываются причина постановки, какой якорь отдан, сколько вытравлено якорь -
цепи, измеренная глубина моря, готовность СЭУ.
3.8. Постановка к причалу - записываются
название или номер причала, борт швартовки, какие, сколько, как и куда заведены
швартовы, отданы ли якоря, осадка судна носом и кормой.
3.9. Плавание в зоне действия системы УДС
- записываются получение разрешения на вход в зону, вид обслуживания, его
начало и конец.
3.10. Плавание в штормовых условиях -
записываются угол крена и период качки, действия по обеспечению сохранности
груза, заливание палубы и удары волн, если они имели место.
3.11. Рождение или смерть на судне,
несчастный случай на борту, неоказание помощи людям, терпящим бедствие вне
судна, - записываются в случае рождения - фамилия, имя и отчество матери, пол ребенка;
в случае смерти - фамилия, имя и отчество умершего, причина смерти, когда и
кому передано тело умершего или координаты места, где это тело предано морю,
факт передачи завещания начальнику советского порта, а в иностранном порту -
консулу СССР; несчастный случай на борту, неоказание помощи - подробно
излагаются причины и обстоятельства случая.
3.12. Удостоверение завещаний -
записываются фамилия, имя и отчество завещателя, дата составления завещания.
3.13. Подготовка судна к выходу в рейс -
записываются: число членов экипажа и пассажиров; запасы топлива и воды; осадка;
количество и род груза; готовность рулевого устройства (требование
СОЛАС-74/83), общая готовность к выходу в рейс.
3.14. Передача командования судном -
записывается факт передачи и вступления в командование. Запись скрепляется
подписями сдающего и принимающего капитанов.
4. Регистрация
выполнения международных требований
4.1. Регистрация выполнения требований
СОЛАС-74/83 и Протокола-78 производится в табл. 14. Необходимые дополнения к подробности
записываются в графе 5.
4.2. В строках 1 и 2 таблицы фиксируется
факт закрытия и открытия водонепроницаемых дверей в водонепроницаемых
переборках.
4.3. В строке 3 производится запись о
проведенных еженедельных тренировках по управлению и проверках
водонепроницаемых закрытий. На судах, совершающих рейсы продолжительностью
более одной недели, первая полная тренировка производится перед выходом из
порта.
4.4. В строке 4 фиксируется закрытие
перед выходом судна из порта всех отверстий наружного корпуса, которые в рейсе
должны быть закрыты.
Здесь же фиксируются проверки приводов,
систем и устройств, которые проводятся в пределах 12 ч до отхода судна в рейс.
4.5. В строке 5 делается запись о
проведении ежемесячных учений по борьбе с пожаром.
4.6. В строке 6 делается запись о
проведении ежемесячных учений по оставлению судна.
Эти учения проводятся в течение суток
после выхода судна из порта, если в предыдущих учениях по борьбе с пожаром и по
оставлению судна принимало участие менее 25% членов экипажа. На пассажирском
судне, совершающем международный рейс, при обновлении более 20% пассажиров
учебный сбор пассажиров проводится в течение суток после их посадки.
4.7. Каждое учение по борьбе с пожаром и
по оставлению судна должно быть подробно описано. Учение по оставлению судна
включает приспускание хотя бы одной из шлюпок с записью ее номера.
4.8. В строке 7 делается запись о
проведении тренировок со спасательными плотами. Эти тренировки проводятся один
раз в 2 месяца во время занятий по изучению спасательного оборудования и
спасательных средств судна.
4.9. В строке 8 делается запись о спуске
на воду и маневрировании на воде дежурных шлюпок с расписанной на них командой
(тревога "Человек за бортом"), которые должны проводиться ежемесячно или во всяком случае не реже одного раза в 3 месяца.
4.10. В строке 9 фиксируются учения по
переходу на аварийное управление рулем, которые, если это возможно, проводятся
не реже одного раза в 3 месяца.
4.11. Переворачивание (замена коренного
конца ходовым) лопарей спусковых устройств
спасательных средств проводится не реже одного раза в 30 месяцев, а замена
лопарей на новые - один раз в 5 лет. Запись об этом делается в графе 5.