Утверждаю
Заместитель Министра
здравоохранения РСФСР
К.И.АКУЛОВ
30 марта 1989 года
САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В УСЛОВИЯХ АВАРИЙНОЙ
СИТУАЦИИ ПРИ ЗАГРЯЗНЕНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РАДИОАКТИВНЫМИ
ВЕЩЕСТВАМИ В МИРНОЕ ВРЕМЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Методические рекомендации разработаны:
Ленинградским НИИ радиационной гигиены, Республиканским Домом санитарного
просвещения Минздрава РСФСР, Ленинградским областным ДСП.
1. Значение
пропаганды радиационно-гигиенических знаний
в контролируемых районах
Информация об аварии, которая
характеризуется выбросами радиоактивных веществ в окружающую среду, как
правило, влечет за собой возникновение у большей части населения
психологической напряженности, чувства неуверенности и страха последствий
облучения (радиофобия).
Наблюдения за сложившейся ситуацией после
аварии на ЧАЭС показали, что информация об аварии с невероятной быстротой
обрастала различными слухами и домыслами. В результате
этого радиофобия получила значительное распространение не только на территории
загрязненных районов, но и тех, которые удалены от этих мест на значительное
расстояние.
Распространению таких слухов способствуют
недостаток информации и специфический характер самого радиационного фактора:
невозможность органолептического его определения, что всегда пугает.
Психологический стресс в результате
радиофобии у определенной части населения в ряде
случаев приводил к различным социальным и медицинским последствиям.
К ним можно отнести:
- изменение места жительства и работы;
- неоправданные медицинскими показаниями
аборты, иногда в поздние сроки беременности;
- развитие авитаминозов, в особенности у
детей, из-за одностороннего рациона питания, отказа от местных овощей и
фруктов;
- усиление внимания и малейшим нарушениям
здоровья и стремление пациентов приписывать всем заболеваниям лучевую
этиологию;
- повышение заболеваемости теми нозологическими
формами, в этиологии которых нейрогенный компонент играет существенную роль
(болезни сердечно-сосудистой системы, язвенная
болезнь, нейродермиты, неврозы и т.п.);
- гипердиагностика
поражений и болезней, приписываемых лучевому фактору, со стороны лечащих
врачей, в особенности в эндемических районах, где много лет не проводились
фоновые наблюдения.
Одной из основных причин возникновения
радиофобии является низкий уровень знаний основ радиационной гигиены у всех
слоев населения, в том числе у врачей почти всех специальностей, руководящих
работников, технической интеллигенции, работников правоохранительных органов.
Это обусловливает неправильные действия в экстремальных условиях и негативно
влияет на психологическое состояние населения. Поэтому своевременно
организованные и квалифицированно проводимые санитарно-просветительные
мероприятия в условиях загрязнения окружающей среды будут способствовать
правильному поведению населения, обеспечат снижение дозы возможного облучения,
позволят сформировать разумное отношение к радиационному фактору и в большой
степени компенсировать последствия психологического стресса, а также
предотвратят его развитие в дальнейшем.
В настоящих Методических рекомендациях
рассматриваются вопросы организации и проведения санпросветработы
в условиях аварийной ситуации при радиационном загрязнении окружающей среды в
мирное время.
2. Организация и
методика санитарно-просветительной работы
на различных этапах радиационной аварии
Объем и характер
санитарно-просветительной работы среди населения по вопросам радиационной
безопасности зависят от радиационной обстановки на данной территории и являются
важнейшими компонентами общего плана защитных мероприятий, разрабатываемых
заранее на случай потенциальных радиационных аварий, в соответствии с
действующими нормами радиационной безопасности и санитарными правилами. В
соответствии с этим к плану ликвидации последствий возможной радиационной
аварии, с учетом источника ионизирующего излучения и уровня возможного
загрязнения окружающей среды, должны быть разработаны и
санитарно-просветительные мероприятия. Работа должна осуществляться
специалистами радиологических групп СЭС и территориальными домами санитарного
просвещения. Как показывает опыт ликвидации последствий аварии на Чернобыльской
АЭС, целесообразно еще до возникновения аварийной ситуации в крупных
административных центрах АССР, краев и областей на базе СЭС, имеющих
радиологические группы, организовать информационные центры по радиационной
гигиене. "Центры" должны быть обеспечены санитарными нормами и
правилами, необходимой научно-популярной и санитарно-просветительной
литературой, методическими и наглядными материалами по вопросам радиационной
гигиены. При возникновении радиационной аварии информационный центр должен быть
приближен к загрязненной территории. Население следует оповестить о месте
расположения пунктов, где можно получить исчерпывающую информацию по всем
вопросам, касающимся радиационной обстановки и мер защиты от радиации. При
необходимости целесообразно также создавать подвижные подразделения из 2 - 3
человек для обеспечения населения оперативной информацией о состоянии
радиационной обстановки на конкретной территории, о мерах защиты от
радиоактивных загрязнений. Начинать санпросветработу
следует сразу же после получения официального сигнала "Радиационная
опасность".
При радиационной аварии с выбросом
радиоактивных веществ в атмосферу санитарно-просветительную работу среди
населения районов, находящихся в зоне опасности радиоактивного загрязнения,
необходимо проводить с учетом радиационной обстановки в данный момент, которая
может меняться в зависимости от источника радиоактивного загрязнения и этапа
развития аварии. Источниками радиационного воздействия на население являются:
- радиоактивное облако,
- радиоактивные осадки на местности,
- продовольствие и вода, загрязненные радиоактивными веществами.
Источники названы в той временной
последовательности, в которой они возникают во внешней среде, окружающей
человека.
В организации противорадиационной защиты
населения применяется этапный принцип.
Санитарно-просветительные мероприятия при
радиационных авариях должны проводиться оперативно и аккордно медицинскими
работниками, имеющими специальную подготовку по радиационной гигиене. Следует
при этом учитывать, что оповещение населения о радиационном загрязнении и мерах
защиты от радиации может осуществляться не только медицинскими учреждениями.
Поэтому необходимо предусмотреть, чтобы информация, связанная с оценкой
ситуации, не содержала противоречий и неточностей.
Информирование населения по этим вопросам
должно быть единым, четким, исключающим различные толкования.
2.1.
Санитарно-просветительная работа в условиях действия
радиационных факторов радиоактивного облака
При выбросе радиоактивных веществ в
окружающую среду человек прежде всего подвергается
воздействию радиационных факторов радиоактивного облака:
- поступление радиоактивных веществ с
воздухом (внутреннее облучение);
- попадание радиоактивных веществ на
незащищенную кожу и слизистые оболочки (контактное бета-облучение);
- внешнее
бета-облучение незащищенных частей тела;
- внешнее
гамма-облучение всего тела.
На этом этапе могут быть получены
наибольшие дозы облучения, причем в кратчайшие сроки, поэтому для обеспечения
защиты от радиационных факторов облака оперативность информации должна быть
наиболее высокой (в течение десятков минут).
В случаях крупных радиационных аварий
поведение населения определяется указаниями местных Советов и штаба ГО. Службой
ГО устанавливаются определенные режимы жизни и работы населения загрязненной
местности в зависимости от уровня загрязнения.
Главная задача - своевременное оповещение
(упреждающая информация) населения через местные органы информации (радио,
телевидение, громкоговорители) о надвигающейся радиационной опасности, а также
о мерах защиты, которые необходимо соблюдать во время прохождения
радиоактивного облака. Важнейшим защитным мероприятием этого периода является
укрытие населения в убежищах, противорадиационных укрытиях, в жилых и
общественных зданиях. Оно осуществляется по официальному сигналу
"Радиационная опасность".
Населению, остающемуся в жилых домах,
необходимо разъяснить простейшие меры по предотвращению радиоактивного
загрязнения жилых помещений, рекомендовать закрыть окна, форточки,
вентиляционные отверстия, дымоходы. Если есть возможность, то следует заклеить
щели, уплотнить дверные проемы. В сельской местности важным мероприятием
является герметизация помещений для скота, укрытие фуража и шахтных колодцев.
Следует обратить особое внимание на необходимость тщательного укрытия продуктов
питания и запасов питьевой воды. Нужно объяснить населению необходимость
строгого соблюдения мер защиты, а также медицинских рекомендаций (йодопрофилактики и др.).
2.2.
Санитарно-просветительная работа на этапах выпадения
радиоактивных осадков и поступления РВ с
продовольствием
и водой в организм человека
После прохождения радиоактивного облака
на местности в течение длительного времени остаются радиоактивные осадки,
которые при отсутствии защиты могут стать причиной общего внешнего и
контактного бета- и гамма-облучения, а также
внутреннего облучения вследствие поступления РВ в организм с продовольствием и
водой. В планировании и осуществлении защитных мероприятий следует исходить из
фактически сложившейся радиационной обстановки. Обоснованные заключения по
этому поводу могут быть сделаны только работниками радиологических групп СЭС и
других специализированных организаций.
Санитарно-просветительные мероприятия по
вопросам радиационной безопасности на данном этапе необходимо проводить по
расширенной программе среди всех категорий населения: рабочих, служащих,
пенсионеров, учащихся. Следует объяснить правила поведения людей на
загрязненной территории, подчеркнуть необходимость строгого соблюдения общих
гигиенических правил в быту и на производстве и особенно правил личной гигиены,
так как только систематическое осуществление этих простейших мер значительно
снижает радиоактивное загрязнение. В этот период необходимо распространять
плакаты и памятки на эти темы. Плакаты и памятки должны быть художественно
оформлены и содержать четкую, краткую и конкретную информацию. Памятки можно
опускать в почтовые ящики, раздавать на предприятиях, при посещении магазинов,
медицинских учреждений и т.д. В работу по пропаганде радиационно-гигиенических
знаний вовлекаются местные органы информации: печать, радио, телевидение.
Лекции и беседы по радиационной гигиене можно передавать по местному радио,
печатать в местных газетах, выступать с ними на собраниях и т.д.
Санитарно-просветительная работа должна проводиться врачами, имеющими
специальную подготовку по радиационной гигиене. Необходимо учесть, что
значительная часть населения не всегда и не во всем доверяет официальной
информации, когда речь идет о действии радиационного фактора. Основными формами
пропаганды на данном этапе являются лекции и беседы врачей, специалистов,
научных работников, которые смогут обоснованно и четко ответить на все вопросы.
Перед выступлением лектор должен внимательно оценить аудиторию, учесть ее
общеобразовательный, информационный уровень и эмоциональное состояние.
Необходимо учитывать психологическую напряженность аудитории. Чем выше
образовательный уровень присутствующих, тем труднее лектору преодолеть
психологический барьер между ним и слушателями. В таких аудиториях нередко присутствующие,
задавая вопрос, заранее отрицательно относятся к ответу лектора. Люди,
находящиеся во власти радиофобии, очень трудно поддаются переубеждению. У
многих из них обоснованный оптимизм в оценке обстановки вызывает раздражение, в
лучшем случае - недоверие. Радиофобию можно преодолеть только убеждением,
знанием, попытки подавить ее волевыми решениями будут обречены на неудачу.
Убеждать надо не "в лоб", а пользуясь косвенным подходом. Например,
слушатели высказывают недоверие в отношении "чистоты" продуктов
питания, которые продаются в магазине. В этом случае нужно привести конкретные
данные измерений радиоактивного загрязнения продуктов и воды, а также
измерений, проведенных на людях, и сравнить их с действующими нормативами.
Необходимо также рассмотреть такие
вопросы, как пути поступления РВ в организм человека, их локализация, выведение
из организма; объяснить разницу между внутренним и внешним облучением, между
периодом полураспада и периодом полувыведения из организма РВ. Для того чтобы население могло реально оценить опасность радиации,
оно должно знать "дистанцию" между природным радиационным фоном и
уровнем воздействия радиации, при котором могут возникать первые отрицательные
эффекты и лучевые поражения, а также местоположение на этой "дистанции"
так называемых предельно-допустимых уровней (ПДУ) или доз (ПДД) облучения,
устанавливаемых международной и национальными комиссиями радиационной защиты
(МКРЗ или НКРЗ). Лектор должен проинформировать слушателей о сложившейся
радиационной обстановке: мощность гамма-фона,
содержание РВ в продуктах питания, в организме человека, познакомить с
прогнозом - динамикой изменения радиационной обстановки на ближайшее время. В
лекциях для рабочих и служащих со средним образованием, пенсионеров, школьников
больше внимания необходимо уделить разъяснению биологического действия
ионизирующего излучения в зависимости от дозы. В таких аудиториях хорошо
проходит беседа по типу "вопрос - ответ".
Особое внимание необходимо уделить
проведению методических семинаров для врачей всех специальностей, руководящих
работников, технической интеллигенции, вовлеченных в работу по ликвидации
последствий аварии. Проводить такие семинары должны специалисты по радиационной
гигиене, врачи-радиологи, рентгенологи, специально подготовленные по программе
"Радиационная гигиена". Информация на таких семинарах должна быть
полной, вопросы необходимо рассматривать конкретно, применительно к данной
ситуации, познакомить слушателей с проблемой общественного восприятия
радиационного риска, причинами и последствиями радиофобии. Необходимо
рассмотреть целесообразность проводимых защитных мероприятий. Лекции для ИТР
должны содержать приблизительно такой же объем информации, как и для врачей.
Организаторы пропаганды
радиационно-гигиенических знаний и ее непосредственные исполнители должны
следить за тем, чтобы информация из различных источников не содержала
противоречий. Лекторы не должны высказывать субъективную точку зрения в
отношении рассматриваемых вопросов. Перечень материалов и методрекомендаций
для подготовки лекций и бесед дается в Приложении N 1. Кроме того могут быть
использованы материалы по ГО, которые имеются в штабах ГО всех административных
территорий.
В Приложении N 2 приводятся
"Примерные правила поведения населения при загрязнении окружающей среды
радиоактивными веществами.
В приложении N 3 (не приводится) дано
примерное содержание лекции для населения по вопросам радиационной гигиены.
Приложение 1
ЛИТЕРАТУРА
1. Антонов В.П. Радиационная обстановка и
ее социально-психологические аспекты. - Киев: Об-во "Знание", УССР,
1987.
2. Архангельская Г.В., Лившиц Р.Е., Лев
М.Я. Санитарное просвещение в деятельности врача СЭС по радиационной гигиене. -
М.: Республиканский ДСП Минздрава РСФСР, 1987.
3. Архангельская Г.В., Рамзаев П.В. Радиация и здоровье. - М.: Республиканский
ДСП Минздрава РСФСР, 1987.
4. "Нормы радиационной
безопасности" НРБ-76/87 и "Основные санитарные правила работы с
радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений"
ОСП-72/87. Минздрав СССР - М.: Энергоатомиздат, 1988.
5. Архангельская Г.В., Иванов Е.В.,
Лившиц Р.Е., Рамзаев П.В. Ионизирующее излучение и
здоровье. - М.: Республиканский ДСП Минздрава РСФСР,
1987.
6. Архангельская Г.В., Анищенко Е.В.,
Иванов Е.В., Лившиц Р.Е., Рамзаев П.В. Пропаганда
радиационно-гигиенических знаний. - М.: Республиканский
ДСП Минздрава РСФСР, 1988.
7. Радиация и здоровье. Серия из 25
учебных таблиц. - М.: Медучпособие, 1988.
8. Шубик В.М.
Радиация и вредные привычки. - М.: Республиканский ДСП
Минздрава РСФСР, 1988.
9. Радиация: дозы, эффекты, риск. М.:
изд. "МИР" (перевод с английского), 1988 г.
Приложение 2
ПРИМЕРНЫЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ
ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РАДИОАКТИВНЫМИ
ВЕЩЕСТВАМИ
(В МИРНОЕ ВРЕМЯ)
УВАЖАЕМЫЕ ТОВАРИЩИ!
Территория, на которой вы проживаете,
подверглась небольшому радиационному загрязнению. Его уровень не представляет
какой-либо опасности для здоровья человека при условии соблюдения определенных,
обязательных мер предосторожности: выполнения требований личной гигиены,
санитарно-гигиенических правил, употребления в пищу продуктов животноводства,
земледелия и садоводства, прошедших дозиметрический контроль.
Следите за чистотой жилых и подсобных
помещений, в квартире проводите регулярную влажную уборку, содержите в чистоте
и порядке дворы.
Колодцы необходимо оборудовать навесами и
обеспечить постоянными ведрами, которые следует хранить под навесом.
Кабины сельскохозяйственных машин
(тракторов, автомобилей, комбайнов и др.) перед началом работы очищайте от
пыли, во время работы органы дыхания защищайте респираторами или
ватно-марлевыми повязками. Пищу в полевых условиях принимайте только в
специально отведенных местах, защищенных от пыли и загрязнения.
Для работы в поле, на ферме, а также на
приусадебных участках надо иметь отдельную одежду, обувь и головной убор,
которые после работы тщательно вытряхивайте, по необходимости - стирайте, обувь
- мойте. Рабочую одежду и обувь не вносите в жилые помещения. После работы
примите душ или вымойтесь в бане, наденьте чистую одежду.
Выращенные на своих огородах и в садах
плоды, ягоды и овощи при уборке не складывайте на почву, подвергайте их
дозиметрическому контролю, а после разрешения к употреблению мойте в проточной
воде не менее трех раз, с кочанов капусты снимайте два-три верхних листа.
В случае повышенного радиационного
загрязнения продуктов личных подсобных хозяйств, плодов, ягод и овощей с
огородов и садов продавайте их государственным и кооперативным заготовительным
организациям на рассортировку и техническую переработку.
Сбор и употребление в пищу дикорастущих
плодов, ягод, грибов и лекарственных трав не разрешается без предварительного
дозиметрического контроля.
Не используйте навоз в качестве удобрения
в летне-осенний период текущего года. В отведенном на пустыре месте захороните
собранный в этот период навоз и вместе с ним удаленную из огородов сорную
траву. Необходимо также вырубить дикорастущие кустарники на приусадебном
участке и захоронить их.
На садовых и приусадебных участках для
ограничения радиоактивного загрязнения продуктов в 1987 году и последующие годы
необходимо обязательное внесение калийных и других минеральных удобрений.
Не покупайте овощей, ягод, фруктов и
других продуктов питания у случайных лиц. Воздержитесь от охоты на диких
животных и птиц, ловли рыбы и раков в озерах. Приобретайте продукты в
государственных и кооперативных торговых организациях, на колхозных рынках.
Заготавливайте дрова и торф только в
разрешенных соответствующими организациями местах.
Не купайтесь в закрытых водоемах!
Выполнение перечисленных рекомендаций
доступно каждому. Они предупреждают неблагоприятное воздействие радиации на
организм человека, на состояние вашего здоровья.
Получить дополнительные разъяснения по
всем интересующим вас вопросам, а также проверить выращенную продукцию можно в
ближайших ветбаклабораториях, районных (городских)
санэпидстанциях, на станциях по борьбе с болезнями сельскохозяйственных
животных и защите растений.