Утвержден
Законом СССР
от 31 июля 1989 года
(Ведомости СНД и ВС СССР,
1989, N 9, ст. 202)
ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
УКАЗ
от 18 мая 1989 года
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О РАБОЧЕМ КОНТРОЛЕ ПРОФСОЮЗОВ
В целях усиления рабочего контроля
профсоюзов за деятельностью предприятий торговли, общественного питания,
бытового обслуживания и других предприятий и организаций сферы услуг, повышения
его роли в борьбе с негативными явлениями в области распределения и практическом
претворении в жизнь принципов социальной справедливости Президиум Верховного
Совета СССР постановляет:
Утвердить Положение о рабочем контроле
профсоюзов.
Утверждено
Указом Президиума
Верховного Совета СССР
от 18 мая 1989 года
ПОЛОЖЕНИЕ
О РАБОЧЕМ КОНТРОЛЕ ПРОФСОЮЗОВ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Рабочий контроль
профсоюзов устанавливается за деятельностью государственных, кооперативных и
общественных предприятий и организаций (объектов) торговли, в том числе
аптечных учреждений, общественного питания, бытового и коммунального
обслуживания, пассажирского транспорта (в дальнейшем - организации сферы
услуг), независимо от их ведомственной подчиненности, с целью улучшения их
работы, справедливого удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах,
обеспечения установленного порядка их реализации и оплаты, защиты прав и
интересов граждан.
2. Рабочий контроль осуществляется
инспекциями советов профсоюзов, комиссиями рабочего контроля профсоюзных
комитетов предприятий, учреждений, организаций.
3. В своей деятельности рабочие
контролеры руководствуются законами Союза ССР и союзных республик, настоящим
Положением, другими нормативными актами, Уставом профессиональных союзов СССР.
II. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РАБОЧЕГО КОНТРОЛЯ
4. Рабочий контроль профсоюзов призван
предупреждать нарушения в сфере услуг, вести решительную борьбу с фактами
обмана потребителей, укрытия товаров и продуктов, спекуляции ими, хищений,
порчи и потерь материальных ценностей и других посягательств на социалистическую
собственность, наносящих ущерб интересам трудящихся.
5. Рабочий контроль в пределах своей
компетенции:
добивается искоренения нарушений в сфере
услуг и устранения причин, их порождающих, совершенствования работы
соответствующих организаций;
осуществляет контроль
за выполнением планов поставки в торговую сеть товаров для населения, в
особенности важнейших групп реализуемых по социально низким ценам товаров для
детей и лиц старшего возраста, за соблюдением розничных цен на материалы,
товары народного потребления и цен (тарифов) на услуги, оказываемые населению;
проверяет правильность распределения
товарных ресурсов и выборки фондов, соблюдение установленного исполкомами
местных Советов народных депутатов перечня и порядка реализации товаров достаточного
ассортимента, которые могут быть поставлены (отпущены) кооперативам;
контролирует соблюдение режима работы,
правил торговли и обслуживания населения, обеспечение сохранности товарно - материальных ценностей, состояние и развитие
материально - технической базы организаций сферы услуг.
6. Рабочий контроль строит свою работу на
основе широкой гласности, в тесном взаимодействии с комиссиями Советов народных
депутатов, органами народного контроля, комсомольскими организациями, органами
ценообразования, правоохранительными, другими государственными и общественными
контролирующими органами, а также советами ветеранов войны и труда,
женсоветами, обществами потребителей, населением.
7. О своей деятельности и принятых по их
проверкам мерах органы рабочего контроля регулярно отчитываются перед советами
и комитетами профсоюзов, при которых они созданы, перед трудовыми коллективами,
а также информируют население на собраниях, через печать и другие средства
массовой информации.
III. СТРУКТУРА,
ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ РАБОЧЕГО КОНТРОЛЯ
8. Инспекция рабочего контроля ВЦСПС,
инспекции рабочего контроля республиканских, краевых, областных советов
профсоюзов, районные, городские, районные в городах инспекции рабочего
контроля, комиссии рабочего контроля профсоюзных комитетов и цеховых комитетов
профсоюзов (профбюро) образуют единую структуру рабочего контроля профсоюзов.
9. Инспекции рабочего контроля ВЦСПС,
республиканских, краевых, областных советов профсоюзов образуются решением
соответствующего профсоюзного органа на срок его полномочий.
Структура и численность инспекций
рабочего контроля определяются решением соответствующего профсоюзного органа.
10. Районные, городские, районные в
городах инспекции рабочего контроля избираются открытым голосованием общим
собранием председателей или уполномоченных комиссий рабочего контроля
профсоюзных комитетов предприятий, учреждений, организаций района, города,
района в городе в составе председателя, заместителя председателя и членов
инспекции сроком на 2,5 года. Численный состав инспекции определяется указанным
собранием, инициатива в его проведении принадлежит комиссии рабочего контроля
наиболее многочисленного трудового коллектива или группе комиссий рабочего
контроля.
Председатель районной, городской,
районной в городе инспекции рабочего контроля, представляя интересы рабочего
контроля профсоюзов, входит в состав районного, городского, районного в городе
комитета народного контроля на правах заместителя председателя этого комитета.
11. Комиссия рабочего контроля
профсоюзного комитета, цехового комитета профсоюза (профбюро) избирается
открытым голосованием на собрании (конференции) соответствующей профсоюзной
организации в составе председателя, заместителя (заместителей) председателя и
членов комиссии. Численный состав и срок полномочий комиссии рабочего контроля
определяются общим собранием (конференцией) профсоюзной организации.
12. При формировании инспекций и комиссий
рабочего контроля должен соблюдаться принцип периодического обновления их
состава.
13. Инспекция рабочего контроля ВЦСПС
осуществляет методическое руководство, обобщает и распространяет положительный
опыт работы инспекций и комиссий рабочего контроля, принимает меры по
обеспечению взаимодействия органов рабочего контроля с государственными и
общественными контролирующими органами, а также непосредственно участвует в контроле за работой организаций сферы услуг.
14. Инспекции рабочего контроля
республиканских, краевых и областных советов профсоюзов, районные, городские,
районные в городах инспекции оказывают помощь комиссиям рабочего контроля
профсоюзных комитетов, цеховых комитетов профсоюзов (профбюро), обеспечивают
взаимодействие комиссий рабочего контроля с государственными и общественными
контролирующими органами, непосредственно участвуют в контроле
за работой организаций сферы услуг.
15. Комиссии рабочего контроля
профсоюзных комитетов, цеховых комитетов профсоюзов (профбюро) осуществляют контроль за деятельностью организаций сферы услуг, перечень
которых определяется соответствующим районным, городским, районным в городе
Советом народных депутатов по предложению совета профсоюзов или уполномоченного
им органа.
В организациях сферы услуг на видном
месте вывешивается объявление с указанием профсоюзной организации, образовавшей
комиссию рабочего контроля, и ее номер телефона.
16. Инспекции и комиссии рабочего
контроля рассматривают поступающие предложения, заявления и жалобы трудящихся
по вопросам деятельности организаций сферы услуг и принимают по ним необходимые
меры.
17. Советы профсоюзов и профсоюзные
комитеты выдают членам инспекций и комиссий рабочего контроля удостоверения по
установленной ВЦСПС форме. Привлекаемым к разовым проверкам активистам выдается
временное удостоверение.
18. Проверки организаций сферы услуг
осуществляются, как правило, группами рабочих контролеров, состоящими не менее
чем из двух человек, с привлечением, в случае необходимости, покупателей,
заказчиков, посетителей, клиентов, пассажиров и других граждан.
При выявлении нарушений и злоупотреблений
рабочие контролеры составляют протокол по установленной форме. Один экземпляр
протокола и материалы проверки передаются соответствующему профсоюзному органу,
а другой - руководителю проверяемой организации для устранения выявленных
нарушений.
В необходимых случаях копия протокола
направляется вышестоящей организации сферы услуг и соответствующей инспекции
рабочего контроля. Рабочие контролеры одновременно делают записи в контрольных
журналах проверяемых организаций сферы услуг о времени и результатах проверок с
указанием своих предложений и сроков устранения выявленных нарушений.
19. Член инспекции или комиссии рабочего
контроля, не оправдавший оказанного ему доверия, выводится из ее состава
решением соответствующего профсоюзного органа, собрания (конференции), а в
установленных законодательством случаях привлекается к ответственности.
IV. ПРАВА ИНСПЕКЦИЙ
РАБОЧЕГО КОНТРОЛЯ
20. Инспекции рабочего контроля в
соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции
имеют право:
знакомиться при проверках с документами,
материалами, инструкциями и приказами, получать другую необходимую информацию в
проверяемых организациях сферы услуг, а также в их вышестоящих органах;
запрашивать в связи с проверками у
руководителей организаций сферы услуг и их вышестоящих органов необходимые
документы и материалы, требовать письменные объяснения по поводу выявленных
нарушений и недостатков, заслушивать отчеты о мерах, принятых ими по
результатам проверок;
давать обязательные для исполнения
предписания по устранению выявленных нарушений, передавать материалы на
обсуждение трудовых коллективов сферы услуг, рассмотрение вышестоящих
хозяйственных или соответствующих профсоюзных органов и других общественных
организаций для принятия мер и привлечения к ответственности виновных лиц;
в случае необходимости вносить
предложения соответствующим хозяйственным органам или должностным лицам о
проведении ревизий финансово-хозяйственной деятельности проверяемых предприятий
и организаций, давать предписания о проведении производственно - технических
экспертиз, лабораторных анализов;
ставить перед руководителями организаций
сферы услуг или вышестоящими органами вопросы о пересмотре принятых ими актов,
нарушающих права и интересы трудящихся, приостановлении их действия и
информировать об этом вышестоящие органы для принятия необходимых мер;
вносить в исполнительные комитеты местных
Советов народных депутатов предложения о ликвидации кооперативов, неоднократно
или грубо нарушающих законодательство;
применять к руководителям организаций
сферы услуг, виновным в допущенных нарушениях, фактах бесхозяйственности и
бесконтрольности, меры общественного воздействия в виде предупреждения или
порицания;
ставить перед администрацией организаций
сферы услуг вопрос об увольнении в установленном порядке работников, виновных в
нарушениях правил торговли и обслуживания, а в необходимых случаях - перед
профсоюзным органом не ниже районного о расторжении трудового договора с
руководящим работником или смещении его с занимаемой должности по требованию
профсоюзного органа.
21. Материалы на
работников, должностных лиц организаций сферы услуг, виновных в обмеривании,
обвешивании, обсчете, завышении розничных цен на материалы и товары, цен
(тарифов) на услуги, оказываемые населению, в нарушении порядка продажи
товаров, реализации их со склада, из подсобных помещений, сокрытии их от
покупателей, в неправильном распределении товарных ресурсов, необеспечении
сохранности товарно-материальных ценностей или допущении иных нарушений, если
эти нарушения не влекут за собой в соответствии с действующим
законодательством уголовной ответственности, инспекции рабочего контроля
направляют в административные комиссии при исполкомах районных, городских,
районных в городах Советов народных депутатов.
Материалы проверок в отношении
должностных лиц организаций сферы услуг, виновных в указанных выше нарушениях и
не принимающих мер по их устранению, могут также направляться в соответствующие
комитеты народного контроля для привлечения их к ответственности.
Представители рабочего контроля,
осуществляющие проверки, имеют право участвовать в заседаниях комитетов
народного контроля и административных комиссий при исполкомах Советов народных
депутатов.
22. Материалы о злоупотреблениях и других
противоправных действиях работников организаций сферы услуг, выявленных
проверками и влекущих за собой привлечение виновных к уголовной
ответственности, инспекции рабочего контроля направляют в органы внутренних дел
или прокуратуры, которые информируют их о принятых решениях.
V. ПРАВА КОМИССИЙ
РАБОЧЕГО КОНТРОЛЯ
23. Комиссии рабочего контроля в
соответствии с возложенными на них задачами и в пределах их компетенции имеют
право:
знакомиться с документами и материалами,
получать другую необходимую информацию, связанную с проверкой в организациях
сферы услуг;
запрашивать объяснения (включая
письменные) у руководителей проверяемых организаций по выявленным нарушениям и
мерам по их устранению;
беспрепятственно осматривать торговые,
складские (подсобные) и иные помещения закрепленных для осуществления рабочего
контроля организаций сферы услуг;
проводить контрольные закупки товаров и
проверки выполненных заказов, изымать образцы изделий (товаров) и блюд для
экспертизы и лабораторного анализа (с отнесением расходов на контролируемую
организацию);
требовать, в случае выявленных нарушений,
продажи населению товаров, имеющихся на складах и базах, снятия с реализации
некачественных товаров (пищевых продуктов, медикаментов), а также через
инспекции рабочего контроля проведения инвентаризаций и документальных ревизий
контролируемых организаций сферы услуг их вышестоящими органами с участием
рабочих контролеров;
давать предписания об изъятии или сдаче
на проверку (клеймение, в ремонт) неисправных весов и других контрольно -
измерительных приборов без установленных клейм либо с истекшим сроком проверки;
вносить на рассмотрение профсоюзных
комитетов, хозяйственных руководителей предложения по улучшению деятельности
организаций сферы услуг и привлечению виновных к ответственности за допущенные
нарушения;
в необходимых случаях передавать в
профсоюзные комитеты или инспекции рабочего контроля материалы о выявленных
злоупотреблениях и других противоправных действиях должностных лиц для
направления их в органы внутренних дел или прокуратуры;
вносить на рассмотрение
инспекций рабочего контроля предложения о привлечении виновных лиц к
ответственности в соответствии со статьями 20, 21 и 22 настоящего
Положения;
обязывать руководителей организаций сферы
услуг выступать перед трудовыми коллективами с сообщениями о мерах, принимаемых
по устранению выявленных нарушений и злоупотреблений.
24. Разногласия, возникающие между
рабочими контролерами и руководителями организаций сферы услуг, рассматриваются
совместно вышестоящими профсоюзными и хозяйственными органами. Разногласия
между рабочими контролерами и кооперативами рассматриваются совместно
вышестоящими профсоюзными органами и исполкомами местных Советов народных депутатов.
Жалобы на решения инспекций рабочего
контроля о привлечении к ответственности рассматриваются вышестоящей инспекцией
или профсоюзным органом, которым инспекция образована, в порядке и сроки,
установленные действующим законодательством.
VI. ОБЯЗАННОСТЬ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ
ЛИЦ СОДЕЙСТВОВАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ РАБОЧЕГО
КОНТРОЛЯ
И УСТРАНЯТЬ ВСКРЫТЫЕ ИМИ НАРУШЕНИЯ
25. Советские органы, органы народного
контроля, прокуратуры, внутренних дел, юстиции, государственного арбитража и суды
всемерно содействуют деятельности рабочего контроля.
Руководители проверяемых организаций
сферы услуг обязаны безотлагательно рассматривать предложения органов рабочего
контроля, принимать соответствующие меры и о результатах рассмотрения сообщать
им в установленные законом сроки.
VII. ОСВОБОЖДЕНИЕ
ЧЛЕНОВ ИНСПЕКЦИЙ РАБОЧЕГО КОНТРОЛЯ
ОТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ (СЛУЖЕБНЫХ) ОБЯЗАННОСТЕЙ
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
26. Члены инспекций
рабочего контроля в необходимых случаях с согласия администрации, профсоюзных
комитетов и советов трудовых коллективов предприятий, учреждений, организаций
могут освобождаться от выполнения производственных (служебных) обязанностей на
срок до семи дней в течение года по месту работы с сохранением за ними среднего
заработка и возмещением затрат по командировкам, связанным с выполнением
поручений органов рабочего контроля.
VIII. ОХРАНА ПРАВ
РАБОЧИХ КОНТРОЛЕРОВ
27. Противодействие рабочим контролерам в
выполнении возложенных на них обязанностей, их преследование в связи с
деятельностью по осуществлению контроля влекут за собой привлечение виновных в
этом лиц к ответственности, предусмотренной действующим законодательством.
IX. ПООЩРЕНИЕ РАБОЧИХ
КОНТРОЛЕРОВ
28. Советы и комитеты профсоюзов,
руководители предприятий, учреждений, организаций поощряют наиболее
отличившихся рабочих контролеров, используя для этого меры морального и
материального стимулирования, предусмотренные законодательством и Уставом
профессиональных союзов СССР.