ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО НАРОДНОМУ
ОБРАЗОВАНИЮ
ПРИКАЗ
от 4 июля 1989 г. N 541
О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПРАВИЛ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В целях дальнейшего укрепления пожарной
охраны и улучшения противопожарной защиты учебно-воспитательных учреждений
системы народного образования приказываю:
1. Ввести в действие Правила пожарной
безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ,
школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других
учебно-воспитательных учреждений, согласованные с Главным управлением пожарной
охраны МВД СССР, ЦК профсоюза работников народного образования и науки и
утвержденные Гособразованием СССР 10 мая 1989 года.
2. Республиканским органам управления
народным образованием, органам управления учебными заведениями министерств и
ведомств:
2.1. Довести настоящие Правила до
соответствующих органов народного образования и учебно-воспитательных
учреждений и обеспечить контроль за их соблюдением.
3. Считать действующими
Правила пожарной безопасности при эксплуатации зданий и сооружений учебных
заведений, предприятий, учреждений и организаций системы Минвуза СССР,
согласованные с Главным управлением пожарной охраны МВД СССР, ЦК профсоюза
работников просвещения, высшей школы и научных учреждений, утвержденные
Минвузом СССР 30 июля 1982 года, для высших и средних специальных учебных
заведений, предприятий, учреждений и организаций системы Гособразования СССР.
4. Считать утратившими силу Типовые
правила пожарной безопасности для школ, школ-интернатов, детских домов и других
учебно-воспитательных учреждений системы Министерства просвещения СССР,
утвержденные Минпросом СССР 3 января 1969 года.
5. Контроль за
выполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Председателя
Гособразования СССР т. Терещенко Л.М.
Первый заместитель Председателя
Ф.И.ПЕРЕГУДОВ
ПРАВИЛА
ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ,
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ, ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ,
ДЕТСКИХ ДОМОВ, ДОШКОЛЬНЫХ, ВНЕШКОЛЬНЫХ И ДРУГИХ
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
1. Общие положения
1.1. Настоящие Правила
устанавливают требования пожарной безопасности для всех типов общеобразовательных
школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов (в том числе
школ-интернатов для детей с дефектами умственного и физического развития),
детских домов, детских дошкольных учреждений (детских садов, детских
яслей-садов для детей с дефектами умственного и физического развития), детских
внешкольных учреждений (учебно-производственных комбинатов, дворцов и домов
пионеров и школьников, юношеских клубов, домов художественного воспитания детей,
станций юных техников и юных натуралистов и т.п.), детских музыкальных,
художественных и хореографических школ и детско-юношеских спортивных школ
(далее - детских учреждений) независимо от их ведомственной принадлежности.
Требования,
устанавливающие специфику обеспечения пожарной безопасности в учебно-производственных
мастерских, мастерских трудового обучения, кабинетах и лабораториях, лагерях
труда и отдыха, столовых, буфетах, медпунктах, музеях, спортивных сооружениях,
складских помещениях и т.п., при проведении сельскохозяйственных и других видов
специальных работ и занятий в детских учреждениях, определяются
соответствующими общесоюзными и отраслевыми правилами пожарной безопасности.
1.2. Руководители, учителя, воспитатели,
преподаватели, обслуживающий персонал и другие работники детских учреждений
(далее - работники детских учреждений), а также учащиеся и воспитанники обязаны
знать и строго выполнять правила пожарной безопасности, а в случае
возникновения пожара принимать все зависящие от них меры к эвакуации людей и
тушению пожара.
1.3. Ответственность за обеспечение
пожарной безопасности детских учреждений несут их руководители - директора,
заведующие.
1.4. Руководитель детского учреждения
обязан:
а) обеспечить выполнение настоящих Правил
и осуществлять контроль за соблюдением установленного
противопожарного режима всеми работниками, учащимися и воспитанниками,
принимать срочные меры для устранения отмеченных недостатков;
б) организовывать изучение настоящих
Правил и проведение противопожарного инструктажа с работниками детских
учреждений по программе, приведенной в Приложении 3. Определить сроки, место и
порядок проведения противопожарного инструктажа, а также список должностных
лиц, на которых возлагается его проведение.
Лица, не прошедшие противопожарный
инструктаж, а также показавшие неудовлетворительные знания, к работе не
допускаются.
С учащимися IV - XI классов один раз в
учебную четверть во внеурочное время должны проводиться занятия по изучению
Правил пожарной безопасности, а с учащимися младших классов и детьми старшего
дошкольного возраста - беседы по предупреждению пожаров в школе и дома.
Программа обучения приведена в Приложении 4;
в) организовать из числа учащихся и
воспитанников школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов и
детских домов (кроме учреждений для детей с дефектами умственного и физического
развития) - дружины юных пожарных;
г) обеспечить разработку и утвердить план
эвакуации и порядок оповещения людей, устанавливающие обязанности и действия
работников детского учреждения на случай возникновения пожара (примерный план
эвакуации приведен в Приложении 1).
План эвакуации и порядок эвакуации должны
своевременно пересматриваться с учетом изменяющихся условий.
Практические занятия по отработке плана
эвакуации должны проводиться не реже одного раза в полугодие (в детских
учреждениях сезонного типа - в начале каждой смены);
д) установить порядок осмотра и закрытия
помещений и зданий по окончании занятий и работы детского учреждения;
е) осуществлять контроль
за соблюдением противопожарного режима арендующими организациями;
ж) обеспечить своевременное выполнение
мероприятий пожарной безопасности, предложенных органами государственного
пожарного надзора и предусмотренных приказами и указаниями вышестоящих органов.
1.5. В детских учреждениях с
круглосуточным пребыванием учащихся или воспитанников дежурный по учреждению в
выходные и праздничные дни, а также в вечерние и ночные часы обязан:
а) при заступлении на дежурство проверить
наличие и состояние средств пожаротушения, исправность телефонной связи,
дежурного освещения и пожарной сигнализации, а также убедиться, что все пути
эвакуации (коридоры, лестничные клетки, тамбуры, фойе, холлы, вестибюли) не
загромождены, а двери эвакуационных выходов при необходимости могут быть
беспрепятственно открыты.
В случае обнаружения нарушений
противопожарного режима и неисправностей, в результате которых возможно
возникновение пожара, принять меры к их устранению, а при необходимости
сообщить руководителю или заменяющему его работнику;
б) иметь списки (журналы) учащихся,
воспитанников и работников, находящихся в детском учреждении, знать места их
расположения и сообщать сведения о количестве людей в пожарную охрану;
в) постоянно иметь при себе комплект
ключей от дверей эвакуационных выходов и ворот автомобильных въездов на
территорию детского учреждения, а также ручной электрический фонарь.
1.6. Ответственность за обеспечение
противопожарного режима в арендуемых зданиях и помещениях, а также за
выполнение противопожарных мероприятий, указанных в договоре на аренду, несут
руководители арендуемых организаций.
2. Общие требования
пожарной безопасности
2.1. Содержание территории, зданий и
помещений.
2.1.1. Все детские учреждения перед
началом учебного года (первой смены для детских учреждений сезонного типа)
должны быть приняты соответствующими комиссиями, в состав которых включаются
представители государственного пожарного надзора.
2.1.2. Территория детского учреждения
должна постоянно содержаться в чистоте. Отходы горючих материалов, опавшие
листья и сухую траву следует регулярно убирать и вывозить с территории.
2.1.3. Дороги, проезды и подъезды к
зданиям и пожарным водоисточникам, а также доступы к пожарному инвентарю и
оборудованию должны быть всегда свободными.
О закрытии отдельных участков дорог или
проездов в связи с проведением ремонтных работ или по другим причинам,
препятствующим проезду пожарных автомобилей, следует немедленно уведомить
пожарную охрану.
2.1.4. Противопожарные разрывы между
зданиями не должны использоваться для складирования материалов и оборудования,
а также для стоянки автотранспорта.
2.1.5. Разведение костров, сжигание
мусора и устройство открытых кухонных очагов на территории не допускается.
2.1.6. В многоэтажных зданиях детских
учреждений группы (классы) детей младших возрастов следует размещать не выше
второго этажа.
2.1.7. Вместимость помещений должна
соответствовать установленным нормам.
2.1.8. Расстановка мебели и оборудования
в классах, кабинетах, мастерских, спальнях, столовых и других помещениях не
должна препятствовать эвакуации людей и подходу к средствам пожаротушения.
2.1.9. В коридорах, вестибюлях, холлах,
на лестничных клетках и дверях эвакуационных выходов должны иметься
предписывающие и указательные знаки безопасности.
2.1.10. Эвакуационные проходы, выходы,
коридоры, тамбуры и лестницы не должны загромождаться какими-либо предметами и
оборудованием.
2.1.11. Двери лестничных клеток,
коридоры, тамбуры и холлы должны иметь уплотнения в притворах, оборудованы
устройствами для самозакрывания, которые должны постоянно находиться в
исправном состоянии.
В период пребывания людей в зданиях двери
эвакуационных выходов допускается запирать только изнутри с помощью легко
открывающихся (без ключей) запоров (задвижек, крючков и т.д.).
2.1.12. В помещениях, связанных с
пребыванием детей, ковры, паласы, ковровые дорожки и т.п. должны быть жестко
прикреплены к полу.
2.1.13. Здания детских учреждений должны
быть оборудованы средствами оповещения людей о пожаре. Для оповещения людей о
пожаре могут быть использованы внутренняя телефонная и радиотрансляционная
сети, специально смонтированные сети вещания, звонки и другие звуковые сигналы.
2.1.14. В чердачных помещениях не
разрешается производить сушку белья, устраивать склады (за исключением хранения
оконных рам), архивы, голубятни, мастерские и т.д., применять для утепления
перекрытий торф, стружку, опилки и другие горючие материалы, крепить к
дымоходам радио- и телевизионные антенны.
2.1.15. Двери (люки)
чердачных и технических помещений (насосных, вентиляционных камер, бойлерных,
складов, кладовых, электрощитовых и т.д.) должны быть постоянно закрыты на
замок. Ключи от замков следует хранить в определенном месте, доступном
для получения их в любое время суток. На дверях (люках) чердачных и технических
помещений должны быть надписи, определяющие назначения помещений и место
хранения ключей.
2.1.16. Наружные пожарные лестницы,
лестницы-стремянки и ограждения на крышах зданий должны содержаться в исправном
состоянии. Допускается нижнюю часть наружных вертикальных пожарных лестниц
закрывать легкоснимаемыми щитами на высоту не более 2,5 м от уровня земли.
2.1.17. Слуховые окна чердачных помещений
должны быть остеклены и находиться в закрытом состоянии.
2.1.18. В зданиях детских учреждений
проживание обслуживающего персонала и других лиц не допускается.
2.1.19. Размещение аккумуляторных,
хранение легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, баллонов с горючими газами
и кислородом, целлулоида и других легковоспламеняющихся материалов в зданиях,
связанных с пребыванием детей, а также в подвальных и цокольных помещениях не
допускается.
2.1.20. Приямки окон подвальных и
цокольных помещений должны содержаться в чистоте. Не допускается устанавливать
на приямках и окнах несъемные металлические решетки, загромождать приямки и
закладывать кирпичом оконные проемы.
2.1.21. В зданиях детских учреждений
запрещается:
а) производить перепланировку помещений с
отступлением от требований строительных норм и правил;
б) использовать для отделки стен и
потолков путей эвакуации (рекреаций, лестничных клеток, фойе, вестибюлей,
коридоров и т.п.) горючие материалы;
в) устанавливать решетки, жалюзи и
подобные им несъемные солнцезащитные, декоративные и архитектурные устройства
на окнах помещений, связанные с пребыванием людей, лестничных клеток,
коридоров, холлов и вестибюлей;
г) снимать дверные полотна в проемах,
соединяющих коридоры с лестничными клетками;
д) забивать двери эвакуационных выходов;
е) применять для целей отопления
нестандартные (самодельные) нагревательные устройства;
ж) использовать электроплитки,
кипятильники, электрочайники, газовые плиты и т.п. для приготовления пищи и
трудового обучения, за исключением специально оборудованных помещений;
з) устанавливать зеркала и устраивать
ложные двери на путях эвакуации;
и) проводить огневые,
электрогазосварочные и другие виды пожароопасных работ в зданиях при наличии в
их помещениях людей;
к) обертывать электрические лампы
бумагой, материей и другими горючими материалами;
л) применять для освещения свечи,
керосиновые лампы и фонари;
м) производить уборку помещений, очистку
деталей и оборудования с применением легковоспламеняющихся и горючих жидкостей;
н) производить отогревание труб систем
отопления, водоснабжения, канализации и т.п. с применением открытого огня.
Для этих целей следует применять горячую
воду, пар или нагретый песок;
о) хранить на рабочих местах и в шкафах,
а также оставлять в карманах спецодежды использованные
обтирочные материалы;
п) оставлять без присмотра включенные в
сеть счетные и пишущие машинки, радиоприемники, телевизоры и другие
электроприборы.
2.1.22. Одежду и обувь следует сушить в
специально выделенных для этой цели помещениях или шкафах, выполненных из
негорючих материалов, с обогревом радиаторами водяного отопления.
2.1.23. Огневые и сварочные работы могут
быть допущены только с письменного разрешения руководителя детского учреждения.
Эти работы должны производиться согласно требованиям Правил пожарной
безопасности при проведении сварочных и других работ на объектах народного
хозяйства.
2.1.24. Пользование утюгами разрешается
только в специально отведенных помещениях, под наблюдением работника детского
учреждения. Использование помещений для других целей, в том числе для хранения
белья, не допускается.
Глажение разрешается только утюгами с
исправными терморегуляторами и световыми индикаторами включения. Утюги должны
устанавливаться на подставках из огнеупорных материалов.
2.1.25. Все здания и помещения детского
учреждения должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения
(Приложение 2).
2.1.26. По окончании занятий в классах,
мастерских, кабинетах и лабораториях учителя, преподаватели, лаборанты, мастера
производственного обучения и другие работники детского учреждения должны
тщательно осмотреть помещение, устранить выявленные недостатки и закрыть
помещения, обесточив электросеть.
2.2. Отопление, вентиляция и
кондиционирование воздуха.
2.2.1. Перед началом отопительного сезона
котельные, калориферные установки, печи и другие приборы отопления, а перед
началом учебного года (первой смены для детских учреждений сезонного типа)
системы вентиляции и кондиционирования воздуха и кухонные очаги должны быть
тщательно проверены и отремонтированы, а обслуживающий их персонал должен
пройти противопожарный инструктаж.
2.2.2. Неисправные устройства систем
отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, а также кухонные очаги
эксплуатировать не допускается.
2.2.3. В помещениях котельных
запрещается:
а) производить работы, не связанные с
эксплуатацией котельных установок, допускать в котельную и поручать наблюдение
за работой котлов посторонним лицам;
б) допускать подтекание жидкого топлива
или утечку газа в местах соединения трубопроводов и из форсунок;
в) подавать топливо при потухших
форсунках или газовых горелках;
г) работать при неисправных приборах
контроля и автоматики;
д) разжигать котельные установки без
предварительной их продувки воздухом;
е) сушить одежду, обувь, дрова и другие
горючие материалы на конструкциях и оборудовании котлов и трубопроводах;
ж) закрывать горючими материалами жалюзи
воздушного отопления;
з) оставлять находящиеся в работе котлы
без присмотра;
и) допускать к работе лиц, не прошедших
специальной подготовки, а также лиц, находящихся в нетрезвом состоянии;
к) хранить запасы твердого топлива,
превышающие суточную потребность;
л) пользоваться расходными баками, не
имеющими устройств для удаления топлива в аварийную
емкость (безопасное место) в случае пожара.
2.2.4. У топочного отверстия печи на
деревянном полу должен быть закреплен предтопочный металлический лист размером
не менее 50 x 70 см.
2.2.5. Дымоходы печей и дымовые трубы
необходимо очищать от сажи перед началом отопительного сезона и не реже одного
раза в два месяца в течение отопительного сезона.
2.2.6. Запрещается топить печи в ночное
время в зданиях с круглосуточным пребыванием детей, а также во время проведения
в детских учреждениях культурно-массовых мероприятий.
В детских учреждениях с круглосуточным
пребыванием детей топка печей должна заканчиваться за два часа до отхода детей
ко сну, а в детских учреждениях с дневным пребыванием детей не позднее чем за час до прихода детей.
2.2.7. Категорически запрещается
разжигать печи керосином, бензином и другими легковоспламеняющимися и горючими
жидкостями, оставлять без надзора топящиеся печи, а также поручать присмотр за
ними детям и посторонним лицам.
2.2.8. Топить печи с неисправными и
открытыми дверцами, а также использовать для топки дрова, превышающие по длине
глубину топливника, не допускается.
2.2.9. При переводе печей с одного вида
твердого топлива на другой они должны быть соответствующим образом
переоборудованы (футеровка топливника огнеупорным кирпичом и т.д.).
2.2.10. На чердаках все дымовые трубы и
стены, в которых проходят дымовые каналы, должны быть побелены.
2.2.11. Использование вентиляционных
каналов для отвода продуктов сгорания от печей и газовых приборов запрещается.
2.2.12. Угли, зола и шлак из печей должны
выгребаться в металлическую тару с ножками и плотно закрывающейся крышкой и
удаляться в специально отведенные места.
2.2.13. Топливо (дрова, уголь, торф и
т.д.) должно храниться в специально приспособленных для этих целей помещениях
или на отгороженных площадках, расположенных не ближе 10 м от строений. В
подвальных и цокольных помещениях со сгораемыми перекрытиями хранение дров,
угля и других видов топлива не допускается.
2.2.14. Хранение в вентиляционных камерах
оборудования и материалов запрещается.
2.2.15. Автоматические огнезадерживающие
устройства (заслонки, шиберы, клапаны), установленные на воздуховодах в местах
пересечения противопожарных преград, устройства блокировки вентиляционных
систем с автоматической пожарной сигнализацией и системами пожаротушения,
противопожарные разделки дымоходов, вытяжные зонты и каналы от плит должны
содержаться в исправном состоянии.
2.2.16. При эксплуатации систем
вентиляции и кондиционирования воздуха запрещается:
а) отключать огнезадерживающие
устройства;
б) выжимать скопившиеся в воздуховодах и
зонтах жировые отложения, пыль и другие горючие вещества;
в) закрывать вытяжные каналы, отверстия и
решетки.
2.2.17. В местах забора воздуха должна
быть исключена возможность появления горючих газов и паров, дыма, искр и
открытого огня.
2.3. Электроустановки.
2.3.1. Электрические сети и
электрооборудование, используемые в детских учреждениях, и их эксплуатация должны
отвечать требованиям действующих Правил устройства электроустановок, Правил
технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правил техники
безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей.
2.3.2. Администрация детских учреждений
обязана обеспечить обслуживание и техническую эксплуатацию электрооборудования
и электросетей, своевременное проведение профилактических осмотров,
планово-предупредительных ремонтов и эксплуатацию электрооборудования,
аппаратуры и электросетей в соответствии с требованиями документов, указанных в
п. 2.3.1 настоящих Правил, своевременно устранять выявленные недостатки.
2.3.3. Соединения, оконцевания и
ответвления жил проводов и кабелей должны быть выполнены с помощью опрессовки,
сварки, пайки или специальных зажимов.
2.3.4. Устройство и эксплуатация
временных электросетей, за исключением электропроводки, питающей места
производства строительных и временных ремонтно-монтажных работ, не допускается.
2.3.5. В производственных, складских и
других помещениях с наличием горючих материалов, а также материалов и изделий в
сгораемой упаковке, электрические светильники должны иметь закрытое или
защищенное исполнение (со стеклянными колпаками).
2.3.6. Переносные светильники должны быть
оборудованы защитными стеклянными колпаками и металлическими сетками. Для этих
светильников и другой переносной и передвижной электроаппаратуры следует
применять гибкие кабели с медными жилами с резиновой изоляцией в оболочке,
стойкой к окружающей среде. Подключение переносных светильников следует
предусматривать от ответвительных коробок со штепсельными розетками.
2.3.7. Устройство воздушных линий
электропередачи и наружных электропроводок над сгораемыми кровлями, навесами,
штабелями лесоматериалов, тары и складами для хранения горючих материалов не
допускается.
2.3.8. Осветительная электросеть должна
быть смонтирована так, чтобы светильники находились на расстоянии не менее 0,2
м от поверхности строительных конструкций из горючих материалов и не менее 0,5
м от тары в складских помещениях.
2.3.9. Электродвигатели должны регулярно
очищаться от пыли. Запрещается накрывать электродвигатели какими-либо горючими
материалами.
2.3.10. Все неисправности в электросетях
и электроаппаратуре, которые могут вызвать искрение, короткое замыкание,
сверхдопустимый нагрев изоляции кабелей и проводов, должны немедленно
устраняться. Неисправные электросети и электроаппараты следует немедленно
отключать до приведения их в пожаробезопасное состояние.
2.3.11. При эксплуатации электроустановок
запрещается:
а) использовать кабели и провода с
поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией;
б) оставлять под напряжением
электрические провода и кабели с неизолированными концами;
в) пользоваться поврежденными
(неисправными) розетками, ответвительными коробками, рубильниками и другими
электроустановочными изделиями;
г) завязывать и скручивать
электропровода, а также оттягивать провода и светильники, подвешивать
светильники (за исключением открытых ламп) на электрических проводах;
д) использовать ролики, выключатели, штепсельные
розетки для подвешивания одежды и других предметов;
е) применять для прокладки электросетей
радио- и телефонные провода;
ж) применять в качестве электрической
защиты самодельные и некалиброванные предохранители;
з) снимать стеклянные колпаки со
светильников закрытого исполнения.
2.3.12. Всякого рода новые подключения
различных токоприемников (электродвигателей, нагревательных приборов и т.д.)
должны производиться только после проведения соответствующих расчетов, допускающих
возможность таких подключений.
2.3.13. Во всех помещениях (независимо от
их назначения), которые по окончании работ закрываются и не контролируются, все
электроустановки (кроме холодильников) должны отключаться.
2.3.14. Используемые для отопления
небольших помещений масляные электрорадиаторы и греющие электропанели
заводского изготовления должны иметь индивидуальную электрозащиту и исправные
электрорегуляторы.
2.3.15. Детские учреждения должны быть
обеспечены электрическими фонарями на случай отключения электроэнергии.
2.4. Противопожарное водоснабжение.
2.4.1. Администрация
детского учреждения обязана обеспечить техническое обслуживание, исправное
состояние и постоянную готовность к использованию находящихся на балансе
учреждения систем противопожарного водоснабжения (наружных водопроводных сетей
с установленными на них пожарными гидрантами и указателями; пожарных водоемов и
резервуаров; насосных станций для повышения давления в наружных и внутренних
водопроводных сетях; пожарных пирсов и подъездов к естественным водоисточникам;
внутренних пожарных кранов; стационарных установок водоснабжения,
приспособленных для забора воды на случай пожара).
2.4.2. Внутренние пожарные краны
периодически должны подвергаться техническому обслуживанию и проверяться на
работоспособность путем пуска воды. О результатах технического обслуживания и
проверок составляются акты.
2.4.3. Пожарные краны внутреннего
противопожарного водопровода должны быть оборудованы рукавами и стволами,
помещенными в шкафы, которые пломбируются. В шкафу должен находиться рычаг для
облегчения открытия крана.
Пожарные рукава должны быть сухими,
хорошо скатанными и присоединенными к кранам и стволам. Один раз в год следует
производить проверку рукавов путем пуска воды под давлением и перекатывать их
"на ребро".
На дверце шкафа пожарного крана должны
быть указаны:
- буквенный индекс ПК;
- порядковый номер пожарного крана и
номер телефона ближайшей пожарной части.
2.4.4. В случае проведения ремонтных
работ или отключения участков водопроводной сети, выхода из строя насосных
станций, утечки воды из пожарных водоемов и резервуаров следует немедленно
уведомить пожарную охрану.
2.4.5. Водоемы и резервуары следует
содержать в исправном состоянии, не допускать их засорения, регулярно проверять
наличие в них расчетного количества воды, следить за сохранностью и исправным
состоянием водозаборных устройств.
2.4.6. Крышки люков пожарных резервуаров
и колодцев подземных гидрантов должны быть постоянно закрыты. Их необходимо
своевременно очищать от грязи, льда и снега.
2.5. Установки пожарной автоматики.
2.5.1. Администрация детского учреждения
должна обеспечить работоспособность и надежную эксплуатацию пожарной автоматики
в соответствии с требованиями Типовых правил технического содержания установок
пожарной автоматики. Техническое обслуживание установок пожарной автоматики
должно проводиться в соответствии с Инструкцией по организации и проведению
работ по регламентированному техническому обслуживанию установок пожаротушения,
пожарной и охранно-пожарной сигнализации.
Учреждения, не имеющие возможности
собственными силами осуществлять техническое обслуживание установок и содержать
обслуживающий персонал, обязаны заключить соответствующие договора на
обслуживание спринклерных, дренчерных и других установок автоматического
пожаротушения, а также установок пожарной сигнализации со специализированными
организациями Минприбора СССР.
2.5.2. При производстве работ по
техническому обслуживанию и ремонту специализированной организацией, контроль за качеством их выполнения осуществляет должностное
лицо детского учреждения, ответственное за эксплуатацию установок.
2.5.3. Установки пожарной автоматики
должны эксплуатироваться в автоматическом режиме и круглосуточно находиться в
работоспособном состоянии.
2.5.4. В период выполнения работ по
техническому обслуживанию или ремонту, проведение которых связано с отключением
установок, администрация детского учреждения обязана обеспечить пожарную
безопасность защищаемых установками помещений и поставить в известность
пожарную охрану.
2.5.5. При эксплуатации пожарной
автоматики не допускается:
а) устанавливать взамен вскрывшихся и
неисправных оросителей пробки и заглушки;
б) загромождать подходы к
контрольно-сигнальным устройствам и приборам;
в) складировать материалы на расстоянии
менее 0,9 м до оросителей и 0,6 м до извещателей;
г) использование трубопроводов установок
для подвески или крепления какого-либо оборудования;
д) нанесение на оросители и извещатели
краски, побелки, штукатурки и других защитных покрытий при ремонтах и в
процессе эксплуатации.
3. Первичные
средства пожаротушения
3.1. Детские учреждения должны быть
оснащены первичными средствами пожаротушения независимо от оборудования зданий
и помещений установками пожаротушения и пожарными кранами. Нормы первичных
средств пожаротушения приведены в Приложении 2.
3.2. Места расположения первичных средств
пожаротушения должны указываться в планах эвакуации, разрабатываемых согласно
ГОСТ 12.1.114-82. Внешнее оформление и указательные знаки для определения мест
расположения первичных средств пожаротушения должны соответствовать требованиям
ГОСТ 12.4.026-76*.
3.3. Ручные огнетушители должны
размещаться согласно требованиям ГОСТ 12.4.009-83:
а) путем навески на вертикальные
конструкции на высоте не более 1,5 м от уровня пола до нижнего торца
огнетушителя;
б) путем установки в пожарные шкафы
совместно с пожарными кранами, в специальные тумбы или на пожарные стенды.
3.4. Огнетушители должны устанавливаться
таким образом, чтобы был виден имеющийся на его корпусе текст инструкции по
использованию. Конструкции и внешнее оформление тумб и шкафов для размещения
огнетушителей должны позволять визуально определить тип установленных в них
огнетушителей.
3.5. Огнетушители должны размещаться в
легкодоступных местах, где исключено повреждение, попадание на них прямых
солнечных лучей и атмосферных осадков, непосредственное воздействие
отопительных и нагревательных приборов.
При размещении огнетушителей не должны
ухудшаться условия эвакуации людей.
3.6. Огнетушители, размещаемые вне
помещений или в неотапливаемых помещениях, подлежат съему на холодный период. В
этих случаях на пожарных стендах должна быть информация о месте их расположения.
3.7. На период перезарядки и технического
обслуживания огнетушителей, связанного с их ремонтом, взамен должны быть
установлены огнетушители из резервного фонда.
3.8. При эксплуатации и техническом
обслуживании огнетушителей следует руководствоваться требованиями, изложенными
в паспортах заводов-изготовителей и утвержденными в установленном порядке
регламентами технического обслуживания огнетушителей каждого типа.
3.9. На территории зданий IIIа, IIIб, IV, IVб и V степеней огнестойкости, расположенных в
сельской местности, следует оборудовать пожарные посты с набором следующих
первичных средств пожаротушения: огнетушители пенные емкостью 10 л или
порошковые емкостью 5 л - 2 шт., ведра - 4 шт., топоры - 2 шт., лопаты - 2 шт.,
багры - 2 шт., лестницы приставные - 1 шт., бочки с водой емкостью 0,25 куб. м
- 2 шт. (на зимний период заменяются ящиками с песком емкостью по 0,25 куб. м).
3.10. Повседневный контроль
за сохранностью, содержанием и постоянной готовностью к действию
первичных средств пожаротушения осуществляется лицами, назначенными приказом
руководителя детского учреждения.
3.11. Использование первичных средств
пожаротушения для хозяйственных и прочих нужд, не связанных с тушением пожаров,
запрещается.
4. Требования
пожарной безопасности для помещений
различного назначения
4.1. Учебные классы и кабинеты.
4.1.1. В учебных классах и кабинетах
следует размещать только необходимые для обеспечения учебного процесса мебель,
приборы, модели, принадлежности, пособия, транспаранты и т.п.
4.1.2. Приборы, мебель, принадлежности,
пособия, транспаранты и т.п., размещаемые в учебных классах, кабинетах,
лаборантских или в специально выделенных для этих целей помещениях, должны
храниться в шкафах, на стеллажах или на стационарно установленных стойках.
4.1.3. Хранение в учебных классах,
кабинетах, лабораториях и лаборантских учебно-наглядных пособий и учебного
оборудования, проведение опытов и других видов работ, которые не предусмотрены
утвержденными перечнями и программами, не допускаются.
4.1.4. Хранение фильмокопий,
диапозитивов, слайдов, магнитных лент и т.п. должно осуществляться в специально
выделенных для этой цели помещениях.
4.1.5. Запрещается складывать обрезки и
куски кино- и фотопленки и магнитной ленты в общие ящики с мусором, бумагой и
другими материалами.
4.1.6. Размещение фильмохранилищ
областных, районных и межрайонных фильмотек в школьных зданиях с пребыванием
детей не допускается.
При эксплуатации
областных, районных и межрайонных фильмохранилищ следует руководствоваться
Правилами пожарной безопасности, техники безопасности и производственной
санитарии для организаций кинопроката.
4.1.7. Демонстрирование диапозитивов,
диафильмов, слайдов и кинофильмов с установкой кинопроектора (диапроектора)
передвижного типа непосредственно в классах и кабинетах допускается при
соблюдении следующих требований:
а) демонстрирование кинофильмов
проводится на узкопленочной аппаратуре;
б) диапроектор или узкопленочный
кинопроектор должен устанавливаться с противоположной стороны от выхода из
помещения;
в) во время демонстрации диапозитивов,
диафильмов, слайдов и кинофильмов присутствуют учащиеся (воспитанники) одной
учебной группы в количестве не более 50 человек;
г) к работе на киноаппаратуре допускаются
только лица, имеющие квалификационное удостоверение киномеханика или
демонстратора узкопленочного кино установленного образца, а также талон по
технике пожарной безопасности, выданный местными органами кинофикации и
государственного пожарного надзора;
д) кинофильмы, предназначенные для
очередного показа, должны храниться в плотно закрытых коробках или
фильмоскопах.
5. Требования
пожарной безопасности при проведении
культурно-массовых мероприятий
5.1. Ответственными за обеспечение
пожарной безопасности при проведении культурно-массовых мероприятий (вечеров,
спектаклей, концертов, киносеансов, новогодних елок и т.п.) являются
руководители детских учреждений.
5.2. Перед началом культурно-массовых
мероприятий руководитель детского учреждения должен тщательно проверить все
помещения, эвакуационные пути и выходы на соответствие их требованиям пожарной
безопасности, а также убедиться в наличии и исправном состоянии средств
пожаротушения, связи и пожарной автоматики.
Все выявленные недостатки должны быть
устранены до начала культурно-массового мероприятия.
5.3. На время проведения
культурно-массовых мероприятий должно быть обеспечено дежурство работников
детского учреждения и учащихся старших классов.
5.4. Во время проведения
культурно-массового мероприятия с детьми должны неотлучно находиться дежурный
преподаватель, классные руководители или воспитатели. Эти лица должны быть
проинструктированы о мерах пожарной безопасности и порядке эвакуации детей в
случае возникновения пожара и обязаны обеспечить строгое соблюдение требований
пожарной безопасности при проведении культурно-массового мероприятия.
5.5. Культурно-массовые мероприятия
должны проводиться:
а) в зданиях I и II степени огнестойкости
- в помещениях любого этажа;
б) в зданиях III - V степени
огнестойкости - только в помещениях первого этажа, при этом ограждающие
конструкции внутри помещений зданий V степени огнестойкости должны быть
оштукатурены или обработаны огнезащитным составом.
Проведение культурно-массовых мероприятий
в подвальных и цокольных помещениях запрещается.
5.6. Этажи и помещения, где проводятся
культурно-массовые мероприятия, должны иметь не менее двух рассредоточенных
эвакуационных выходов.
5.7. Количество мест в помещениях
устанавливается из расчета 0,75 м кв. на человека, а при проведении танцев, игр
и подобных им мероприятий из расчета 1,5 м кв. на одного человека (без учета
площади сцены). Заполнение помещений людьми сверх установленных норм не
допускается.
5.8. Количество непрерывно установленных
мест в ряду должно быть не более:
|
При односторонней
эвакуации
|
При двухсторонней
эвакуации
|
В зданиях I, II и
III
степени огнестойкости
|
30
|
60
|
В зданиях IV и
V
степени огнестойкости
|
15
|
30
|
5.9. Расстояние между рядами должно быть:
Количество
непрерывно
установленных мест в ряду
|
Наименьшее
расстояние между
спинками сидений
(в метрах)
|
Ширина
прохода
между рядами
(в метрах)
|
при односторонней
эвакуации ряда
|
при двусторонней
эвакуации ряда
|
до 7
|
до 15
|
0,80
|
0,35
|
8 - 12
|
16 - 25
|
0,85
|
0,40
|
13 - 20
|
26 - 40
|
0,90
|
0,45
|
21 - 25
|
41 - 45
|
0,95
|
0,50
|
26 - 30
|
51 - 60
|
1,00
|
0,55
|
5.10. Ширина продольных и поперечных
проходов в помещениях для проведения культурно-массовых мероприятий должна быть
не менее одного метра, а проходов, ведущих к выходам, не менее ширины самих
выходов. Все проходы и выходы должны располагаться так, чтобы не создавать
встречных или пересекающихся потоков людей.
Сокращать ширину проходов между рядами и
устанавливать в проходах добавочные места запрещается.
5.11. В помещениях для культурно-массовых
мероприятий все кресла и стулья должны быть соединены в рядах между собой и
прочно прикреплены к полу.
В помещениях, используемых для
танцевальных вечеров и детских игр, с количеством мест не более 200, крепление
стульев к полу может не производиться.
5.12. Эвакуационные выходы из помещений
должны быть обозначены световыми указателями с надписью "Выход"
белого цвета на зеленом фоне, подключенными к сети аварийного или
эвакуационного освещения здания. При наличии людей в помещениях световые
указатели должны быть во включенном состоянии.
5.13. Проведение занятий, репетиций, спектаклей
и концертов, а также демонстрация кинофильмов в актовых и подобных им залах
детских учреждений разрешается только в строгом соответствии с действующими
Правилами пожарной безопасности для театрально-зрелищных предприятий,
культурно-просветительных учреждений, кинотеатров и киноустановок.
5.14. В помещениях, используемых для
проведения культурно-массовых мероприятий, запрещается:
а) использовать ставни на окнах для
затемнения помещений;
б) оклеивать стены и потолки обоями и
бумагой;
в) применять горючие материалы, не
обработанные огнезащитными составами, для акустической отделки стен и потолков;
г) хранить бензин, керосин и другие легковоспламеняющиеся и горючие жидкости;
д) хранить имущество, инвентарь и другие
предметы, вещества и материалы под сценой или подмостками, а также в подвалах,
расположенных под помещениями;
е) применять предметы оформления
помещений, декорации и сценическое оборудование, изготовленные из горючих
синтетических материалов, искусственных тканей и волокон (пенопласта, поролона,
поливинила и т.п.);
ж) применять открытый огонь (факелы,
свечи, канделябры, фейерверки, бенгальские огни и т.п.), использовать хлопушки,
применять дуговые прожекторы, устраивать световые эффекты с применением
химических и других веществ, могущих вызвать загорание;
з) устанавливать стулья, кресла и т.п.,
конструкции которых выполнены из пластмасс и легковоспламеняющихся материалов;
и) устанавливать на дверях эвакуационных
выходов замки и другие труднооткрывающиеся запоры;
к) устанавливать на окнах глухие решетки.
5.15. Полы помещений должны быть ровными,
без порогов, ступеней, щелей и выбоин. При разности уровней смежных помещений,
в проходах должны устраиваться пологие пандусы.
5.16. Все сгораемые декорации,
сценическое оформление, а также драпировка, применяемые на окнах и дверях,
должны подвергаться обработке огнезащитными составами с составлением акта в
двух экземплярах, один из которых передается заказчику, а второй хранится в
организации, производившей пропитку.
5.17. Руководители детских учреждений
обязаны производить проверку качества огнезащитной обработки декораций и
конструкций перед проведением каждого культурно-массового мероприятия.
5.18. При проведении новогоднего вечера
елка должна устанавливаться на устойчивом основании (подставка, бочка с водой)
с таким расчетом, чтобы не затруднялся выход из помещения. Ветки елки должны
находиться на расстоянии не менее одного метра от стен и потолков.
При отсутствии в детском учреждении
электрического освещения новогодние представления и другие культурно-массовые
мероприятия должны проводиться в дневное время.
5.19. Оформление иллюминации елки должно
производиться только опытным электриком.
5.20. Иллюминация елки должна быть смонтирована
прочно, надежно и с соблюдением требований Правил устройства электроустановок.
Лампочки в гирляндах должны быть
мощностью не более 25 Вт. При этом электропровода, питающие лампочки елочного
освещения, должны быть гибкими, с медными жилами. Электропровода должны иметь
исправную изоляцию и подключаться к электросети при помощи штепсельных
соединений.
5.21. При неисправности елочного
освещения (сильное нагревание проводов, мигание лампочек, искрение и т.п.)
иллюминация должна быть немедленно отключена и не включаться до выяснения
неисправностей и их устранения.
5.22. Участие в празднике елки детей и
взрослых, одетых в костюмы из ваты, бумаги, марли и подобных им
легковоспламеняющихся материалов, не пропитанных огнезащитным составом,
запрещается.
5.23. При оформлении елки запрещается:
а) использовать для украшения
целлулоидные и другие легковоспламеняющиеся игрушки и украшения;
б) применять для иллюминации елки свечи,
бенгальские огни, фейерверки и т.п.;
в) обкладывать подставку и украшать ветки
ватой и игрушками из нее, не пропитанными огнезащитным составом.
6. Порядок действия
в случае возникновения пожара
6.1. В случае возникновения
пожара действия работников детских учреждений и привлекаемых к тушению
пожара лиц в первую очередь должны быть направлены на обеспечение безопасности
детей, их эвакуацию и спасение.
6.2. Каждый работник детского учреждения,
обнаруживший пожар или его признаки (задымление, запах горения или тления
различных материалов, повышение температуры и т.п.), обязан:
а) немедленно сообщить об этом по
телефону в пожарную часть (при этом необходимо четко назвать адрес учреждения,
место возникновения пожара, а также сообщить свою должность и фамилию);
б) задействовать систему оповещения людей
о пожаре;
приступить самому и привлечь других лиц к
эвакуации детей из здания в безопасное место согласно плану эвакуации;
в) известить о пожаре руководителя
детского учреждения или заменяющего его работника;
г) организовать встречу пожарных
подразделений, принять меры по тушению пожара имеющимися в учреждении
средствами пожаротушения.
6.3. Руководитель детского учреждения или
заменяющий его работник, прибывший к месту пожара, обязан:
а) проверить, сообщено ли в пожарную
охрану о возникновении пожара;
б) осуществить руководство эвакуацией
людей и тушением пожара до прибытия пожарных подразделений. В случае угрозы для
жизни людей немедленно организовать их спасение, используя для этого все
имеющиеся силы и средства;
в) организовать проверку наличия детей и
работников, эвакуированных из здания, по имеющимся спискам и классным журналам;
г) выделить для встречи пожарных
подразделений лицо, хорошо знающее расположение подъездных путей и
водоисточников;
д) проверить включение в работу
автоматической (стационарной) системы пожаротушения;
е) удалить из опасной зоны всех
работников и других лиц, не занятых эвакуацией людей и ликвидацией пожара;
ж) при необходимости вызвать к месту
пожара медицинскую и другие службы;
з) прекратить все работы, не связанные с
мероприятиями по эвакуации людей и ликвидации пожара;
и) организовать отключение сетей электро-
и газоснабжения, остановку систем вентиляции и кондиционирования воздуха и
осуществление других мероприятий, способствующих предотвращению распространения
пожара;
к) обеспечить безопасность людей,
принимающих участие в эвакуации и тушении пожара, от возможных обрушений
конструкций, воздействия токсичных продуктов горения и повышенной температуры,
поражения электрическим током и т.п.;
л) организовать эвакуацию материальных
ценностей из опасной зоны, определить места их складирования и обеспечить, при
необходимости, их охрану;
м) информировать начальника пожарного
подразделения о наличии людей в здании.
6.4. При проведении эвакуации и тушении
пожара необходимо:
а) с учетом сложившейся обстановки
определить наиболее безопасные эвакуационные пути и выходы, обеспечивающие
возможность эвакуации людей в безопасную зону в кратчайший срок;
б) исключить условия, способствующие
возникновению паники. С этой целью учителям, преподавателям, воспитателям,
мастерам и другим работникам детского учреждения нельзя оставлять детей без
присмотра с момента обнаружения пожара и до его ликвидации;
в) эвакуацию детей следует начинать из
помещения, в котором возник пожар, и смежных с ним помещений, которым угрожает
опасность распространения огня и продуктов горения. Детей младшего возраста и
больных следует эвакуировать в первую очередь;
г) в зимнее время по усмотрению лиц,
осуществляющих эвакуацию, дети старших возрастных групп могут предварительно
одеться или взять теплую одежду с собой, а детей младшего возраста следует
выводить или выносить, завернув в одеяла или другие теплые вещи;
д) тщательно проверить все помещения,
чтобы исключить возможность пребывания в опасной зоне детей, спрятавшихся под
кроватями, партами, в шкафах или других местах;
е) выставлять посты безопасности на
выходах в здание, чтобы исключить возможность возвращения детей и работников в
здание, где возник пожар;
ж) при тушении следует стремиться в
первую очередь обеспечить благоприятные условия для безопасной эвакуации людей;
з) воздерживаться от открывания окон и
дверей, а также от разбивания стекол во избежание распространения огня и дыма в
смежные помещения. Покидая помещения или здание, следует закрывать за собой все
двери и окна.
Приложение 1
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ЭВАКУАЦИИ ДЕТЕЙ (УЧАЩИХСЯ И
ВОСПИТАННИКОВ)
НА СЛУЧАЙ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЖАРА
Утверждается руководителем
детского учреждения
N
п/п
|
Наименование
действий
|
Порядок и
последовательность
действий
|
Должность,
фамилия
исполнителя
|
1
|
Сообщение о
пожаре
|
При обнаружении
пожара или
его признаков необходимо не-
медленно сообщить по телефо-
ну в пожарную часть, задей-
ствовать систему оповещения
людей о пожаре, поставить в
известность руководителя
детского учреждения или за-
мещающего его работника
|
|
2
|
Эвакуация детей
из
загоревшегося зда-
ния, порядок эваку-
ации при различных
вариантах
|
Все дети должны
выводиться
наружу через коридоры и вы-
ходы согласно плану немед-
ленно при обнаружении пожара
или по сигналу оповещения
(указывается вид сигнала)
|
|
3
|
Сверка
списочного
состава с фактичес-
ким наличием эваку-
ированных из здания
детей
|
Все
эвакуированные из здания
дети проверяются по имеющим-
ся в группах и классах пои-
менным спискам (классным
журналам)
|
|
4
|
Пункты
размещения
эвакуированных де-
тей
|
В дневное время
дети группа-
ми (классами) размещаются в
здании... (указать адрес). В
ночное время они эвакуируют-
ся в здание (указать адрес)
|
|
5
|
Тушение
возникшего
пожара работниками
детского учреждения
до прибытия пожар-
ной части
|
Тушение пожара
организуется
и проводится немедленно с
момента его обнаружения ра-
ботниками детского учрежде-
ния, не занятыми эвакуацией
детей. Для тушения использу-
ются все имеющиеся в учреж-
дении средства пожара
|
|
ПЛАН
помещений детского учреждения с нанесением путей
эвакуации
(оформляется с учетом требований ГОСТ
12.1.114-82)
Примечание. Пути следования детей во
время эвакуации не должны пересекаться и могут
меняться в зависимости от сложившейся обстановки.
__________________________________________________________________
(должность и подпись лица, разработавшего
план)
С планом эвакуации и распределением
обязанностей ознакомлены
____________ ___________________ ________________ _____________
(дата) (должность) (Ф.И.О.) (подпись)
Приложение 2
N
п/п
|
Назначение
помещения
|
Единица
измерения
|
Огнетушители
|
Примечания
|
пенные
емк.
10 л
или
порош-
ковые
5 кг
|
уг-
ле-
кис-
лот-
ные
емк.
2 л
|
бре-
зенто-
вое
или
асбес-
товое
полот-
но
разме-
ром 2
x 2 м
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
1
|
Классы,
кабинеты,
аудитории, лекцион-
ные и административ-
ные помещения,
спальные помещения,
групповые детских
дошкольных учрежде-
ний, общежития проф-
техучилищ
|
30 погон-
ных мет-
ров длины
коридора,
фойе,
холла,
рекреации
|
1
|
|
|
Не менее
двух на
этаж или
его часть,
выделенную
глухими
стенами и
перегород-
ками
|
2
|
Лаборатории
химии,
физики, биологии,
лаборантские при
них, помещения для
трудового обучения
(кроме мастерских по
обработке металлов),
кружковые техничес-
кого моделирования,
живописи, юных нату-
ралистов, кинофото-
лаборатории, библио-
теки, комнаты для
хранения и чистки
оружия, студии
|
100 кв. м
|
1
|
|
|
Не менее
одного на
помещение
|
3
|
Кабинеты
информатики
и вычислительной
техники, радиотехни-
ческие центры, элек-
тромашинные помеще-
ния и помещения вен-
тиляционных систем
|
100 кв. м
|
1
|
1
|
|
Не менее
одного
пенного и
одного уг-
лекислот-
ного на
помещение
|
4
|
Закрытие учебно-
спортивные залы,
обеденные, актовые,
лекционные и читаль-
ные залы, мастерские
по обработке металла
|
200 кв. м
|
1
|
|
|
Не менее
двух на
помещение
|
5
|
Гаражи,
открытые
стоянки автомашин,
тракторов и др. тех-
ники (без учета пер-
вичных средств пожа-
ротушения, которыми
оборудованы транс-
портные средства)
|
100 кв. м
или 5
единиц
техники
на откры-
той сто-
янке
|
1
|
|
1
|
Не менее
двух на
помещение
или стоян-
ку. Допол-
нительно
оборудуют-
ся ящиком
с песком и
лопатой
|
6
|
Котельные на
твердом
и газообразном топ-
ливе
|
На 2 кот-
ла
|
1
|
|
|
Ящик с
песком и
лопатой
|
7
|
Котельные на
жидком
топливе
|
На 1 ко-
тел
|
1
|
|
1
|
То же
|
8
|
Кинопроекционная,
кинопередвижка
|
На 1 ап-
парат
|
1
|
|
1
|
То же
|
Приложение 3
ПРОГРАММА И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОТИВОПОЖАРНОГО
ИНСТРУКТАЖА С РАБОТНИКАМИ ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Для изучения Правил пожарной безопасности
все работники детских учреждений должны проходить противопожарный инструктаж
(вводный, первичный и повторный).
Вводный и первичный инструктажи
проводятся со всеми вновь принимаемыми на работу, с сезонными и временными
работниками, а также со студентами, прибывшими на практику. При проведении
вводного инструктажа инструктируемые должны быть ознакомлены: с общими мерами
пожарной безопасности, с возможными причинами возникновения пожаров и мерами их
предотвращения, с практическими действиями в случае возникновения пожара.
Вводный инструктаж допускается проводить одновременно с инструктажем по охране
труда (технике безопасности). О проведении вводного противопожарного
инструктажа и проверке знаний производится запись в журнале регистрации
вводного инструктажа с обязательными подписями инструктировавшего и
инструктируемого.
Первичный инструктаж проводится
непосредственно на рабочем месте. При этом инструктируемые
должны быть ознакомлены: с конкретными мерами пожарной безопасности при
проведении занятий в кабинете, лаборатории, мастерской и выполнении
определенных видов работ: с планом и порядком действий в случае возникновения
пожара; с образцами всех имеющихся в детском учреждении первичных средств
пожаротушения, оповещения людей о пожаре, знаками безопасности, пожарной
сигнализации и связи. Повторный инструктаж должны проходить все
работники не реже одного раза в шесть месяцев.
О проведении первичного и повторного
инструктажа делается запись в журнале по охране труда (технике безопасности).
Проведение противопожарного инструктажа в
обязательном порядке должно сопровождаться практическим показом способов
использования имеющихся на объекте средств пожаротушения и ознакомлением
инструктируемых с мерами пожарной безопасности в быту.
Приложение 4
ПРОГРАММА
ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ И ВОСПИТАННИКОВ
ПРАВИЛАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Обучение учащихся и воспитанников детских
учреждений Правилам пожарной безопасности проводится с целью воспитания у них
бережного отношения к социалистической собственности, оказания практической
помощи взрослым в сохранении социалистической собственности, жизни, здоровья и
имущества граждан от пожаров, воспитания навыков по предупреждению пожаров и
тушению загораний, а также по оказанию первой помощи пострадавшим. Занятия
проводятся классными руководителями, учителями, воспитателями, преподавателями
и мастерами производственного обучения. К проведению занятий целесообразно
привлекать работников пожарной охраны.
Порядок проведения и темы занятий
определяются руководителем детского учреждения.
Занятия по изучению Правил пожарной
безопасности следует проводить с учетом возраста учащихся и воспитанников. С
учащимися V - VIII классов материалы программы изучаются в сокращенном подъеме.
С учащимися I - IV классов и детьми старшего дошкольного возраста проводятся
беседы по предупреждению пожаров в школе и дома.
На занятиях по обучению учащихся и
воспитанников Правилам пожарной безопасности следует изучить следующие темы.
Тема 1. Краткие
сведения о пожарной охране
и добровольных пожарных организациях
Советская пожарная охрана и ее задачи.
Роль добровольных пожарных организаций (добровольных пожарных дружин и дружин
юных пожарных). Обеспечение пожарной безопасности объектов народного хозяйства
- всенародное дело. Предупреждение пожаров - основное направление деятельности
пожарной охраны и добровольных пожарных организаций. Использование достижений
науки и техники в области предупреждения и тушения пожаров.
Тема 2. Огонь -
друг и враг человека
Что такое огонь. Какую пользу приносит
огонь человеку и как человек научился управлять огнем. Какой вред может
причинить огонь. Последствия пожаров в жилых домах и других зданиях. Меры
предосторожности при обращении с огнем. Недопустимость игр детей с огнем.
Примеры тяжелых последствий пожаров, происшедших в результате детской шалости с
огнем. Способы прекращения горения веществ и материалов.
Тема 3. Причины
возникновения пожаров
Основные причины возникновения пожаров в
детских учреждениях - детская шалость со спичками и другие виды детской
шалости: незатушенные угли, шлак, зола, костры; неосторожность при курении;
нарушение Правил пожарной безопасности при эксплуатации электротехнических
устройств, газовых приборов и печей; самовоспламенение веществ
при хранении и использовании. Тепловое воздействие электрического тока,
короткое замыкание, перегрузка - основные причины возникновения пожаров в
электроустановках. Защита электрических сетей от коротких замыканий, перегрузок
и т.п. Понятие о пожарной профилактике.
Тема 4. Противопожарный
режим в детском учреждении
Противопожарные требования к содержанию
территории, зданий и помещений. План эвакуации людей при пожаре. Правила
эксплуатации отопительных приборов и электроустановок. Противопожарный режим в
кабинетах химии, физики, биологии, в производственных мастерских и при
проведении культурно-массовых мероприятий.
Тема 5. Берегите
жилище от пожаров
Противопожарный режим в жилом доме:
недопустимость применения открытого огня при проведении различных видов работ,
использования керосина, бензина и других горючих жидкостей для растопки печей;
оставления без присмотра топящихся печей, включенных телевизоров, электро- и
радиотехнических приборов и газовых плит, сжигания мусора вблизи строений и
т.д.
Меры пожарной безопасности при использовании
предметов бытовой химии и изделий в аэрозольном исполнении. Особенности
противопожарной защиты домов повышенной этажности: незадымляемые лестничные
клетки, переходные балконы, системы автоматического
дымоудаления и пожарной сигнализации.
Тема 6. Первичные
средства пожаротушения.
Знаки безопасности
Пенные, порошковые и углекислотные
огнетушители, область их применения. Внутренние пожарные краны, ящики с песком,
бочки с водой, кошмы, щиты с набором пожарного инвентаря. Места установки, правила
содержания и порядок применения первичных средств пожаротушения. Знаки
безопасности: предупреждение, предписывающие, запрещающие, указательные.
Примеры их применения и места установки.
Тема 7. Системы
автоматического пожаротушения
и пожарной сигнализации
Основные сведения об автоматических
установках пожаротушения. Спринклерные и дренчерные установки водяного
пожаротушения, пенные, газовые, паровые, порошковые установки.
Пожарные извещатели: тепловые, дымовые,
световые, ультразвуковые. Назначение охранно-пожарной сигнализации.
Тема 8. Что нужно
делать при пожаре
Правила поведения людей при обнаружении
пожара. Порядок вызова пожарной помощи, оповещение людей о пожаре и эвакуации.
Предотвращение паники. Меры предосторожности от поражения электрическим током,
получения ожогов; отравления дымом. Оказание первой помощи пострадавшим.