ГЛАВНОЕ АРХИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРИ СОВЕТЕ
МИНИСТРОВ СССР
ПРИКАЗ
от 4 сентября 1989 г. N 57
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА
В УЧРЕЖДЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АРХИВНОЙ СЛУЖБЫ СССР
В целях дальнейшего совершенствования
организации работы по нормированию труда в учреждениях Государственной архивной
службы СССР утвердить Положение об организации нормирования труда в учреждениях
Государственной архивной службы СССР (прилагается) и рекомендовать его для
внедрения в ЦГА СССР и архивных учреждениях союзных республик.
Начальник Главного управления
Ф.М.ВАГАНОВ
Утверждено
Приказом Главного
архивного управления
при СМ СССР
от 4 сентября 1989 г. N 57
Согласовано
с Секретариатом ЦК
профсоюза работников
государственных учреждений
(протокол от 14 августа 1989 г. N 65)
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА В УЧРЕЖДЕНИЯХ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ АРХИВНОЙ СЛУЖБЫ СССР
Положение разработано Всесоюзным
научно-исследовательским институтом документоведения и архивного дела.
Положение предназначается для
совершенствования организации работы по нормированию труда в учреждениях
Государственной архивной службы СССР.
Настоящее "Положение об организации
нормирования труда в учреждениях Государственной архивной службы СССР"
подлежит применению во всех государственных архивах, лабораториях,
научно-исследовательских учреждениях, научно-производственных объединениях и
органах управления архивным делом.
1.
Организационно-методические основы нормирования труда
1.1. Нормирование труда
в учреждениях Государственной архивной службы СССР проводится на основании
"Положения об организации нормирования труда в народном хозяйстве",
утвержденного Постановлением Государственного комитета СССР по труду и
социальным вопросам и Президиума ВЦСПС от 19 июня 1986 г. N 226/П-6,
законодательства Союза СССР и союзных республик о труде и настоящего Положения.
1.2. Нормируется труд руководителей,
специалистов, научных сотрудников, технических исполнителей,
рабочих и служащих.
1.3. При нормировании применяются
следующие виды норм труда: норма времени, норма выработки, нормативы
численности, нормы обслуживания.
1.4. Задача нормирования - определение
величины трудоемкости операций (работы) и установление численности работников
для выполнения необходимого комплекса работ.
1.5. Оптимальная организация труда
предполагает создание системы норм и нормативов <1>, обеспечивающих
определение трудоемкости работ со всеми видами документов, хранящихся в
государственных архивах, по всем направлениям деятельности и установление
необходимой численности работников.
--------------------------------
<1> Нормативы по труду - это
величины затрат: труда (времени) на выполнение отдельных элементов или
комплексов работ, обслуживание структурного подразделения, посетителей и т.д.,
а также численности работников как по отдельным функциям, так и в целом по всем
направлениям работ госархива, лаборатории, органа
управления архивным делом.
1.6. Норма времени - величина затрат
рабочего времени, установленная на выполнение единицы работы одним или
несколькими работниками определенной квалификации, при соблюдении необходимых
организационно-методических и технических условий труда.
1.7. Норма выработки - это объем работы,
который один или несколько работников определенной квалификации обязаны
выполнить в единицу рабочего времени (человеко-час, человеко-день), при
определенных организационно-методических и технических условиях труда.
1.8. Норматив численности - установленное
число работников определенного профессионально-квалификационного состава,
необходимое для выполнения объемов работ, управленческих и производственных
функций. Разновидность нормативов численности - типовые штаты.
1.9. Норма обслуживания - это количество
производственных объектов (единиц оборудования, площадей, посетителей и т.д.),
которые работник или группа работников необходимой квалификации должны
обслужить в единицу рабочего времени при определенных
организационно-технологических условиях.
Разновидность нормы обслуживания - норма
управляемости, определяющая число работников, которыми должен руководить один
руководитель (количество работников в отделе госархива;
секторе, отделе, лаборатории научно-исследовательского института; число рабочих
в цехе, на участке, в бригаде лаборатории).
1.10. По степени дифференциации в
учреждениях Государственной архивной службы СССР разрабатываются операционные,
укрупненные и комплексные нормы. Операционная норма устанавливается на
отдельную операцию. Укрупненные нормы устанавливаются на группу взаимосвязанных
операций, составляющих вид работ, и ориентированы на планово-учетную единицу
работы.
Комплексная норма времени - это общие
суммарные затраты времени одного или нескольких исполнителей одинакового или
различного профессионально-квалификационного состава, в течение которого должен
быть выполнен полный цикл работ и получен конечный результат при определенных
организационно-методических условиях.
Комплексные нормы времени разрабатываются
только на работы, продолжительные по времени, состоящие из видов работ и
операций, (набор и последовательность которых установлены методикой),
обеспечивающих достижение конечных результатов, имеющих количественные
характеристики, трудоемкость которых находится под влиянием качественных и
количественных факторов.
1.11. ВНИИДАД разрабатываются, Главархивом СССР согласовываются с ЦК профсоюза работников
госучреждений и утверждаются отраслевые типовые нормы времени и выработки и
нормативы. Учреждения Государственной архивной службы СССР разрабатывают
местные нормы времени и выработки.
Научно-исследовательская работа
нормируется только по местным нормам. Методика ее нормирования изложена в
"Типовых нормах времени и выработки на основные виды работ, выполняемых в
государственных архивах" (Приказ Главархива СССР
от 1 марта 1988 г. N 17).
Типовые нормы труда разрабатывается на
работы, выполняемые по типовой технологии и методике, установленной отраслевыми
нормативно-методическими документами, с учетом организационно-технических
условий, созданных в большинстве учреждений Государственной архивной службы
СССР. Типовые нормы носят рекомендательный характер. Местные нормы
разрабатываются на отдельные операции и виды работ, когда отсутствуют типовые
нормы на эти работы. Местные нормы могут создавать госархивы,
лаборатории и другие учреждения Государственной архивной службы СССР, если у
них установлены более прогрессивные организационно-технические условия, чем в
типовых нормах. Местные нормы затрат труда разрабатываются в
соответствии с организационно-техническими условиями, действующими в данном госархиве, лаборатории и т.д. По ним нормируются
затраты труда на работах, которые проводит данный госархив, лаборатория. Местные нормы согласовывается с
профсоюзным комитетом госархива, лаборатории и
утверждаются директором (заведующим) госархива,
лаборатории.
1.12. В учреждениях Государственной
архивной службы СССР могут разрабатываться временные и разовые нормы. Временные
нормы устанавливаются для вновь вводимых работ на период их освоения, но не
более трех месяцев. Разовые нормы разрабатываются на единичные внеплановые
работы.
1.13. В соответствии с Постановлением
Совета Министров СССР от 14.09.1973 N 674 при использовании труда инвалидов к
нормам выработки по согласованию с профсоюзным комитетом разрешено применять
понижающие коэффициенты для инвалидов I и II групп до 20%, III группы - до 10%.
1.14. Для учреждений Государственной
архивной службы СССР создается перечень норм и нормативов по труду,
обязательных для применения. В него включаются отраслевые нормы и нормативы и межотраслевые нормы и нормативы для видов работ,
общих с другими отраслями народного хозяйства. Перечень утверждается Главархивом СССР по согласованию с ЦК профсоюза работников
госучреждений и рассылается учреждениям.
1.15. Для нормирования работ по
документационному обеспечению управления министерств, ведомств, организаций,
предприятий Главархив СССР (сектор нормативных
разработок по труду ВНИИДАД) совместно с Государственным комитетом СССР по
труду и социальным вопросам (ЦБНТ Госкомтруда СССР) разрабатывает нормы и
нормативы. По согласованию с ВЦСПС их утверждает Госкомтруд
СССР.
1.16. Для учреждений Государственной
архивной службы СССР разрабатываются технически обоснованные нормы, которые
устанавливаются аналитическим методом нормирования в соответствии с достигнутым
уровнем организации труда и их технического оснащения.
1.17. Разработка норм труда для
учреждений Государственной архивной службы СССР проводится в соответствии с
межотраслевыми методическими положениями Госкомтруда СССР <1> и
отраслевой методики расчета комплексных норм времени на работы <2>.
--------------------------------
<1> "Методические основы
создания базовых нормативов для нормирования умственного труда". М., 1988.
"Межотраслевые методические
рекомендации по разработке нормативных материалов для нормирования труда в
непроизводственных отраслях народного хозяйства". М., 1988.
<2> Разработка комплексных норм
времени на работы, выполняемые в государственных архивах. Методические
рекомендации. М., 1989.
1.18. Результатом разработки норм труда
является нормативный сборник, состоящий из четырех разделов: общая часть,
характеристика производственного процесса, организация труда, нормативная
часть, содержащая конкретные нормы, нормативы. Нормативные таблицы содержат
точное наименование работы, операция, входящие в ее состав, количественный и
квалификационный состав исполнителей, таблицы норм (нормативов), поправочные
коэффициенты. При разработке местных норм в общей части указываются индексы
норм, установленных в соответствии с "Типовыми нормами...", и дается
обоснование создания местных норм и их эффективность.
2. Порядок
разработки, проверки и пересмотра норм труда
2.1. Типовые нормы времени, выработки
пересматриваются не реже, чем раз в 5 лет.
2.2. С целью повышения качества
отраслевых норм и нормативов, сокращения сроков и трудоемкости их разработки
применяются ЭВМ. Расчет норм на ЭВМ обеспечивает постоянное совершенствование в
уточнение отдельных норм и нормативов.
2.3. Трудовые коллективы и отдельные
работники ставятся в известность о введении новых норм труда не позднее чем за один месяц.
2.4. Внедрение вновь установленных норм
предполагает приведение организационно-технических условий в соответствие с запроектированными в нормах.
2.5. Отсутствие должного уровня
квалификации исполнителей не является основанием для снижения норм на срок
более трех месяцев.
2.6. Пересмотру подлежат нормы:
устаревшие, неправильно установленные и нормы на работы, по которым изменилась
методика и технология работ, осуществлено совершенствование организации рабочих
мест, внедрено более производительное оборудование и механизмы.
2.7. Пересмотру нормы должна
предшествовать работа по проверке качества норм. С этой целью в архивном
учреждении создается аттестационная комиссия, утверждаемая приказом директора
(заведующего). Эта работа проводится по результатам анализа уровня выполнения
норм. Устанавливается соответствие методики проведения работ и
организационно-технических условий запроектированным в норме, определяется уровень
квалификации исполнителей. По согласованию с профсоюзным комитетом директор
(заведующий) устанавливает сроки пересмотра устаревших норм. Пересмотр
ошибочных норм проводится по мере их выявления по согласованию с профсоюзным
комитетом.
2.8. Высокий уровень выполнения норм,
достигнутый за счет инициативы исполнителей, повышения их квалификации в период
между проверками норм, не является основанием для их пересмотра.
2.9. При разработке планов развития
архивного дела в госархивах, лабораториях предусматриваются
проверки норм не чаще двух раз в пятилетку.
2.10. Проект плана замены и пересмотра
норм обсуждается трудовым коллективом, после чего утверждается директором
(заведующим) по согласованию с профсоюзным комитетом.
2.11. Пересмотренные нормы подлежат апробации
на рабочих местах и последующей доработке по замечаниям исполнителей,
согласовываются с профсоюзным комитетом и утверждаются директором (заведующим).
3. Контроль,
планирование и утверждение отраслевых норм
и нормативов по труду
3.1. Главархив
СССР совместно с ЦК профсоюза работников государственных учреждений определяет
порядок нормирования труда, осуществляет контроль и намечает мероприятия по
совершенствованию нормирования труда. Главархивы
союзных республик (местные органы управления архивным делом) организуют
внедрение типовых норм времени и выработки; осуществляют контроль за
разработкой и применением республиканских, местных норм труда совместно с РК
профсоюза работников госучреждений.
3.2. Контроль за
состоянием нормирования труда в госархивах,
лабораториях и др. учреждениях возлагается на администрацию совместно с
профсоюзным комитетом с привлечением трудового коллектива. Руководители
учреждений, структурных подразделений несут дисциплинарную и материальную
ответственность за нарушение порядка нормирования и применения необоснованных
норм, недостоверность учета и отчетности по нормированию труда.
3.3. Разработка отраслевых норн и
нормативов и участие в межотраслевых разработках по нормированию труда
осуществляется по пятилетним и годовым планам научно-исследовательских работ
учреждений Государственной архивной службы СССР.
3.4. При утверждении типовых и
комплексных норм устанавливается срок их действия не более чем на 5 лет.
За год до истечения срока действия
проводится проверка уровня выполнения норм, изменений в организации, методике и
технологии работ. На основании результатов проверки Главархив
СССР (союзной республики) издает приказ о продлении срока их действия или
принимает решение о пересмотре.
3.5. При пересмотре действующих норм и нормативов
или создании новых вносятся изменения в "Перечень отраслевых и
межотраслевых норм и нормативов по труду, обязательных для применения в
учреждениях Государственной архивной службы СССР".