СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 сентября 1989 г. N 809
О НЕКОТОРЫХ МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕЛ
В КАПИТАЛЬНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ
В целях улучшения положения дел в
капитальном строительстве, сокращения объемов незавершенного строительства и
повышения ответственности участников инвестиционного процесса за своевременный
ввод в действие производственных мощностей и объектов социальной сферы Совет
Министров СССР постановляет:
1. Перейти с 1990 года в строительстве на
расчеты, формирование дохода (прибыли) и фондов экономического стимулирования
после ввода в действие предприятий, их очередей и объектов (сдачи генеральному
подрядчику законченных комплексов работ) - за готовую строительную продукцию. По стройкам с продолжительностью строительства свыше одного года
расчеты, формирование дохода (прибыли) и фондов экономического стимулирования
могут производиться за законченные строительством и готовые к выпуску продукции
и оказанию услуг пусковые комплексы или объекты, а в отдельных случаях при
продолжительности строительства пусковых комплексов свыше двух лет по
разрешению Госстроя СССР - за законченные строительством здания и сооружения.
Затраты строительных организаций до сдачи
заказчику готовой строительной продукции покрываются за счет собственных
средств организаций и кредитов банков. Кредитование осуществляется по сметной
стоимости строительно - монтажных работ. Указанные
средства направляются на покрытие затрат по незавершенному строительному
производству, плановых затрат, предусмотренных в сметах расходования средств
фондов развития производства, науки и техники и социального развития, и платежи
в государственный бюджет.
Средства на оплату процентов за
банковский кредит, выданный подрядным организациям на строительство объектов,
предусматриваются в сметах исходя из нормативных сроков строительства.
В качестве кредитных ресурсов банков
используются средства, высвобождающиеся у заказчиков в связи с переходом на
расчеты за готовую строительную продукцию. При этом плата за пользование
кредитом устанавливается в размере 0,5 процента годовых.
Госплану СССР, Министерству финансов
СССР, Госбанку СССР и Государственному комитету СССР по статистике до 1 декабря
1989 г. привести систему финансирования и кредитования, порядок взаимоотношений
с бюджетом, государственную статистическую отчетность, а также бухгалтерский
учет в соответствие с указанной формой расчетов.
2. Осуществить в 1990 году переход подрядных
организаций на строительство "под ключ" вновь начинаемых жилых домов,
школ и дошкольных учреждений.
Последовательно осуществлять переход на
строительство "под ключ" других объектов социальной сферы, а также
объектов производственного назначения (в первую очередь строящихся по типовым и
повторно применяемым проектам), в том числе объектов трубопроводного,
железнодорожного и автомобильного транспорта, связи, электроэнергетики,
мелиорации и водного хозяйства.
Кредитование строительства объектов
"под ключ" осуществляется в течение всего периода работ в полном
соответствии с проектами организации строительства в пределах нормативных
сроков.
Установить, что за ввод в действие в срок
или досрочно мощностей и объектов, построенных "под ключ", размеры
средств на премирование в процентах от сметной стоимости строительно
- монтажных работ увеличиваются против действующих в полтора раза.
Источником покрытия дополнительной суммы премии является экономия по смете.
Госснабу СССР уточнить в месячный срок по
согласованию с Госпланом СССР систему материально - технического обеспечения
строительства объектов "под ключ", возложив ответственность за
комплектование этих строек в сроки, определяемые с подрядными организациями, на
территориальные органы.
Заказчикам при заключении договоров
подряда на строительство объектов "под ключ" предусматривать передачу
строительным организациям (сдачу в аренду, долевое участие в строительстве)
складских помещений, необходимых для хранения оборудования, кабельной продукции
и других материалов, ранее поставлявшихся заказчиком.
Советам Министров союзных республик и
специализированным строительным и другим министерствам СССР определить на 1990
год для подведомственных подрядных организаций конкретные объемы строительства
объектов "под ключ".
3. Постоянным органам Совета Министров
СССР, министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных республик,
предприятиям и организациям, осуществляющим строительство за счет
государственных централизованных капитальных вложений и централизованных фондов
министерств и ведомств:
принять в месячный срок решения о
консервации или временной приостановке строек и объектов с низкой готовностью,
ввод в действие которых в установленные сроки не может быть обеспечен полностью
или частично из-за недостатка капитальных вложений, отсутствия оборудования и
по другим причинам, а также объектов, строящихся по устаревшим проектам;
определить меры по
перепрофилированию отдельных сооружаемых предприятий на выпуск прогрессивной
продукции, товаров народного потребления, строительных материалов, а также
наиболее рациональному использованию зданий и сооружений на законсервированных
и временно приостановленных стройках;
прекратить с 1 ноября 1989 г. работы на
стройках, которые в связи с уменьшением в 1990 году объема капитальных вложений
на производственное строительство намечается законсервировать или приостановить
строительством. Затраты, связанные с их консервацией,
осуществлять за счет средств, выделенных на финансирование капитального
строительства;
принять решения о продаже или сдаче в
аренду государственным и кооперативным организациям отдельных зданий и
сооружений на законсервированных стройках или об их безвозмездной передаче
государственным организациям.
Рекомендовать предприятиям и организациям
направлять с согласия трудовых коллективов собственные средства на завершение
строительства объектов, сооружение которых начато за счет государственных
централизованных капитальных вложений.
4. Советам Министров
союзных республик, министерствам и ведомствам СССР совместно с финансирующими
банками провести до 1 марта 1990 г. инвентаризацию не завершенных
строительством объектов производственного назначения, сооружаемых за счет
государственных централизованных капитальных вложений и централизованных фондов
министерств и ведомств, имея в виду осуществить на основе полученных данных
дополнительные меры по сокращению фронта работ и незавершенного строительства.
Государственному комитету СССР по
статистике, Госстрою СССР, Госплану СССР и Государственному комитету СССР по
науке и технике обеспечить методическое руководство этой работой.
Постоянным органам Совета Министров СССР
и Госплану СССР использовать результаты инвентаризации при разработке проекта
плана на тринадцатую пятилетку.
5. Банкам не принимать к финансированию
вновь начинаемые стройки, продолжительность строительства которых превышает
нормативную, а также переходящие стройки, по которым лимиты капитальных
вложений и строительно - монтажных работ выделены в
меньших объемах, чем это необходимо для завершения строительства в нормативные
сроки.
Предприятия и
организации, намечающие строительство (расширение, реконструкцию) объектов
производственного назначения, обязаны иметь к началу работ гарантированные
источники финансирования или кредитования в размере полной сметной стоимости,
обеспечивающие их строительство в нормативные сроки.
6. Установить, что министерства и
ведомства при наличии сверхнормативного незавершенного строительства по
стройкам, осуществляемым за счет государственных централизованных капитальных
вложений и централизованных фондов министерств и ведомств, вносят из
собственных источников плату в бюджет в размере 6 процентов объема
сверхнормативного незавершенного строительства на начало текущего года.
7. При несоблюдении предусмотренных в
договорах подряда сроков ввода в действие объектов установить, что:
по объектам, сооружаемым за счет
государственных централизованных капитальных вложений и централизованных фондов
министерств и ведомств, взимается плата в государственный бюджет в размере 0,5
процента за каждый месяц нарушения сроков ввода в действие до фактической их
сдачи в эксплуатацию - с заказчиков от стоимости основных фондов, а с
подрядчиков от стоимости строительно - монтажных работ
по не введенным в действие объектам;
по объектам, строящимся за счет средств предприятий, с них взимается плата в государственный
бюджет за незавершенное строительство по не введенным в действие объектам в
размере 6 процентов годовых до фактической их сдачи в эксплуатацию.
В договорах подряда предусматриваются
условия компенсации виновной стороной другой стороне убытков по указанным
санкциям, включая суммы, уплаченные за повышенный процент по банковским ссудам
в связи с удлинением сроков строительства.
Расходы заказчиков,
связанные с взиманием указанной платы, а также с компенсацией возникших по их
вине дополнительных затрат подрядчика, относятся по действующим предприятиям на
их хозрасчетный доход (прибыль), а по новому строительству, осуществляемому за
счет государственных централизованных капитальных вложений и централизованных
фондов министерств и ведомств, производятся за счет средств вышестоящих органов
хозяйственного управления.
Аналогичные расходы подрядных
организаций, вызванные невыполнением планов ввода в действие мощностей и
объектов, относятся на их хозрасчетный доход (прибыль).
8. Перечисление средств на премирование
за ввод в действие производственных мощностей и объектов, предусмотренных в
сметах на строительство, производится:
а) строительно -
монтажным организациям - после ввода в действие этих мощностей и
объектов в установленные сроки. Признать утратившим силу пункт 15 Постановления
Совета Министров СССР и ВЦСПС от 24 января 1985 г. N 87 "О
совершенствовании организации, системы оплаты и стимулирования труда в
строительстве" в части выплаты средств на эти цели в виде аванса;
б) заказчику и проектным организациям -
после ввода в действие производственных мощностей и объектов в пределах до 50
процентов полагающихся средств, а остальная сумма перечисляется после полного
освоения мощностей и объектов и выхода на проектные показатели в нормативные
сроки. При несвоевременном освоении мощностей и объектов эта часть средств на
премирование не перечисляется.
При досрочном вводе в действие
производственных мощностей и объектов плата за вновь введенные основные фонды в
период до планового срока ввода не взимается. Начисленные в виде платы за эти
фонды средства распределяются между заказчиком, проектной, подрядной и
субподрядными организациями пропорционально их вкладу и направляются в фонды
развития производства, науки и техники, социального развития и материального
поощрения (фонд оплаты труда).
9. Госстрою СССР и Госплану СССР
совместно с Министерством юстиции СССР подготовить в месячный срок предложения
о внесении в действующее законодательство изменений, вытекающих из настоящего
Постановления.