МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА СССР
ПИСЬМО
от 30 ноября 1989 г. N 104
О ПРАВИЛАХ РАЗРАБОТКИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ
Главным управлением перевозок,
эксплуатации флота и портов Минморфлота утвержден
руководящий документ РД 31.15.02-89 "Технологические карты грузовых и
балластных операций на танкерах. Правила разработки" со сроком введения в
действие с 1 января 1990 г.
Правила разработки технологических карт
устанавливают требования к содержанию технологических карт для грузовых и
балластных операций на танкерах для членов экипажей, осуществляющих грузовые и
балластные операции.
Для внедрения руководящего документа
предлагаю:
1. Начальникам пароходств Минморфлота СССР:
1.1. Обязать соответствующие службы
включать РД в комплекс рабочей технологической документации на наливных судах.
1.2. Обеспечить изучение и исполнение
экипажами наливных судов требований настоящего РД.
2. В/О "Мортехинформрекламе":
Обеспечить до 01.01.90 издание и рассылку
РД 31.15.02-89 во все пароходства в необходимом количестве.
3. Контроль за
исполнением настоящего инструктивного письма возложить на начальников
пароходств.
Начальник Главного
управления перевозок,
эксплуатации флота
и портов Минморфлота
Н.П.ЦАХ
Приложение
к письму Минморфлота
от 30 ноября 1989 г. N 104
Утверждаю
Начальник управления
перевозок, эксплуатации
флота и портов ММФ
Н.П.ЦАХ
29 ноября 1989 года
Срок введения
в действие установлен
с 1 января 1990 года
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ
ГРУЗОВЫХ И БАЛЛАСТНЫХ ОПЕРАЦИЙ НА ТАНКЕРАХ.
ПРАВИЛА РАЗРАБОТКИ
РД 31.15.02-89
Настоящий руководящий документ
распространяется на Правила разработки технологических карт на грузовые и
балластные операции, выполняемые на наливных судах, перевозящих нефть,
нефтепродукты, химические, пищевые грузы, сжиженные газы.
Вводится впервые.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Перед началом грузовых (балластных)
операций, руководствуясь требованиями грузового плана и данными, полученными в
порту погрузки (выгрузки), помощник капитана, ответственный за проведение
грузовых балластных операций, составляет технологические карты.
1.2. Технологические карты подписывают:
старший помощник капитана, под
руководством которого производится подготовка танков к наливу запланированного
груза и проверка технического состояния грузовой системы танкера;
второй помощник капитана, ответственный
за проведение грузовых операций;
руководитель береговой грузовой бригады.
1.3. Технологические карты утверждает
капитан судна.
1.4. С технологическими картами должны
быть ознакомлены под расписку:
третий и четвертый помощники капитана, несущие
судовые вахты при стоянке танкера под грузовыми операциями и, при
необходимости, подменяющие второго помощника капитана с выполнением его
служебных обязанностей;
механик, в обязанности которого входит
поддержание грузовой системы и грузовых насосов в исправном техническом
состоянии;
донкерман, который по указанию второго помощника
капитана готовит грузовую систему, грузовые насосы к предстоящим грузовым и
балластным операциям, проверяет правильность открытия и закрытия клапанов
клинкетов в насосном отделении, на палубе и грузовых танках, при дистанционном
управлении грузовыми операциями, следит за давлением в грузовой магистрали;
матросы, которые
при проведении грузовых операций по указанию помощника капитана, ответственного
за проведение грузовых операций, открывают и закрывают клапаны (клинкеты)
грузовых танков при ручном управлении, следят за уровнем груза в танках и
предупреждают помощника капитана о достижении грузом запланированного уровня,
следят за состоянием грузовых шлангов и стендеров и их нормальной работой и
чистотой акватории вокруг танкера.
1.5. Форма технологической карты
приведена в Приложении 1.
1.6. Проведение грузовых балластных
операций и обслуживание грузовой системы танкера производится судовой грузовой
бригадой, проинструктированной капитаном, или береговой грузовой бригадой,
допущенной к работе на данном типе судов в установленном порядке и
проинструктированной помощником капитана, ответственным за проведение грузовых
(балластных) операций.
1.7. К выполнению грузовых (балластных)
операций могут привлекаться только те матросы, которые обучены безопасным
методам ведения грузовых операций, приемам предотвращения загрязнения моря и
борьбы с разливами груза, мерам индивидуальной и коллективной защиты от
транспортных и токсичных свойств перевозимых грузов.
1.8. Перечень документов, которыми
необходимо руководствоваться при составлении технологических карт, приведен в
Приложении 2.
2. СОДЕРЖАНИЕ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РАБОТ
2.1. (Пункт 1 Карты) (см. Приложение 1)
"Наименование операции".
Указывается предстоящая операция -
погрузка, выгрузка, балластные операции.
2.2. (Пункт 2 Карты) "Количество
принимаемого (сливаемого) груза балласта, распределение по группам
танков".
Указывается общее количество
запланированного в грузовом плане к наливу (сливу) груза, распределение разных
сортов груза по группам танков, количество принимаемого (сливаемого) балласта.
2.3. (Пункт 3 Карты) "Расчетная
продолжительность операций".
Указывается расчетное время погрузки,
выгрузки или балластировки, определенное по согласованным с представителем
береговой базы нормам погрузки - выгрузки в данном порту.
2.4. (Пункт 4 Карты) "Порядок
разобщения (сообщения) грузовых магистралей".
2.4.1. (Пункт 4.1 Карты) "Клапаны
(клинкеты), которые должны быть закрыты, обжаты и опломбированы до начала
грузовых (балластных) операций с целью предотвращения разлива груза в портовые
воды: в насосном отделении, грузовых танках, на грузовой палубе".
Перечисляются закрытые забортные клапаны
(клинкеты) насосного отделения и сливные клапаны (клинкеты), расположенные в
корпусе танкера в районе грузовых танков, через которые груз может попасть в
портовые воды, а также перечисляются все закрытые, не участвующие в грузовых
операциях шлакоприемники палубного трубопровода.
Примечание. Факт опломбирования клапанов
(клинкетов) отражается в судовом журнале и акте.
2.4.2. (Пункт 4.2 Карты) "Клапаны
(клинкеты), которые должны быть постоянно закрыты на все время проведения
грузовых операций с целью предотвращения смешения разных сортов груза: в
насосном отделении, грузовых танках, на грузовой палубе".
Указываются все закрытые до начала
грузовых операций клапаны (клинкеты) грузовой системы танкера, предотвращающие
от смешения разные сорта груза, танки с разными сортами груза должны быть
отделены друг от друга двумя закрытыми клапанами (клинкетами).
2.5. (Пункт 5 Карты) "Количество
одновременно заполняемых танков".
Указывается количество танков, в которые
может одновременно приниматься груз с учетом наличного персонала грузовой
бригады, обеспечивающей надежный контроль за
проведением грузовых операций и, в случае необходимости, позволяющий вовремя
принять меры по недопущению аварийных ситуаций, связанных с возможным переливом
груза или грязного балласта.
2.6. (Пункт 6 Карты) "Максимально
допустимое давление в судовой магистрали". Указывается максимально
допустимое давление в судовой грузовой магистрали, согласованное с
представителем береговой базы до начала грузовых (балластных) операций (см. РД
31.11.81.36-81, Раздел 13).
2.7. (Пункт 7 Карты) "Поэтапный
порядок грузовых (балластных) операций".
2.7.1. Поэтапный порядок грузовых
(балластных) операций рассчитывается и вносится в технологическую карту до
начала грузовых (балластных) операций.
2.7.2. В графе 2 таблицы необходимо
указать поэтапно наименование операции с указанием номеров танков, участвующих
в каждой операции.
2.7.3. В графе 3 таблицы необходимо
перечислить номера клапанов (клинкетов), которые должны быть открыты перед
началом налива (слива), при переходе на налив (слив) других танков, а затем, в
конце грузовых операций, при переходе на танки, в которые будет производиться
окончание всего налива (слива).
Примечание. При перечислении танков,
клапанов (клинкетов) следует применять сокращения, например, первый центральный
танк - 1Ц, третий левый бортовой танк - 3ЛБ, секущий клинкет между 2 и 3
танками - Сек. 2/3. Также можно применять другие сокращения.
2.7.4. В графе 4 таблицы указывается
интенсивность налива (слива) в кубических метрах в час.
Если предстоит погрузка электростатически активных грузов, в первоначальный период
погрузки скорость потока груза в приемных трубах танков не должна превышать 1
м/с вплоть до достижения
уровня груза в 1 м в каждом загружаемом танке. Для этого рассчитывается
соответствующая интенсивность налива в зависимости от диаметра приемных труб
танков и количества танков, в которые начинается погрузка, соответственно,
время налива (см. РД 31.11.81.36-81, приложение 3 "Производительность
перекачки в зависимости от диаметра трубы и скорости потока в ней").
2.7.5. В графе 5 таблицы указывается
расчетное время (начало - окончание), которое необходимо для выполнения данного
этапа грузовых (балластных) операций.
2.7.6. В графе 6 таблицы указывается
фактическое время, затраченное на выполнение данного этапа.
2.7.7. В графе 7 таблицы указываются
дополнительные данные, не вошедшие в предыдущие графы (например
пустоты в грузовых танках, скорость потока груза 1 м/с и др.)
2.8. Пункт 8 Карты. "Аварийные
меры".
В технологические карты должны быть
внесены нижеперечисленные аварийные меры, которые должны быть предприняты
экипажем танкера при угрозе перелива груза или грязного балласта и при
произошедшем переливе груза (грязного балласта):
1) "В случае угрозы перелива груза
(грязного балласта) из заполняемых танков необходимо быстро переключить подачу
груза (балласта) в танки, имеющие запас пустоты. Если к этому моменту нет
танков с достаточным запасом пустоты необходимо, не допуская аварийного разлива
груза (балласта), немедленно закрыть клапаны (клинкеты) переполняющихся танков
и только после этого сообщить на берег об аварийной остановке погрузки (см.
Раздел 7 РД 31.11.81.36-81)";
2) "При переливе груза (балласта) из
грузовых танков на палубу или разливе груза в портовые воды из поврежденного
шланга или стендера необходимо немедленно прекратить грузовые операции,
объявить общесудовую тревогу и действовать в соответствии с судовым оперативным
планом по борьбе с разливом груза (балласта)".
Приложение 1
Рекомендуемое
УТВЕРЖДАЮ
Капитан
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ
КАРТА
грузовых (балластных)
операций
1. Наименование операции
______________________________________________
2. Количество принимаемого
(сливаемого) груза (балласта) по группам
танков
3. Расчетная продолжительность операций
___________ ч ____________ мин.
4. Порядок разобщения (сообщения) грузовых
и зачистных магистралей:
4.1. Клапаны (клинкеты),
которые должны быть
закрыты, обжаты и
опломбированы до начала
грузовых (балластных) операций,
с целью
предотвращения
разлива груза в портовые воды:
в насосном
отделении ______________________________________________________
в грузовых
танках _________________________________________________________
на грузовой
палубе ________________________________________________________
Примечание: Факт опломбирования клапанов
(клинкетов) насосного
отделения
отражается в судовом акте и в судовом журнале.
4.2. Клапаны (клинкеты),
которые должны быть постоянно закрыты на все
время проведения
грузовых операций, с
целью предотвращения смешения
различных сортов
груза:
в насосном отделении
__________________________________________________
в грузовых танках _____________________________________________________
на грузовой палубе
____________________________________________________
5. Количество одновременно заполняемых
танков _________________________
6. Максимально допустимое давление в
судовой грузовой магистрали ______
__________________________________________________________
мПа (кгс/кв. см)
7. Поэтапный порядок грузовых (балластных)
операций:
Номер
этапа
|
Наименование
операции
с указанием
номеров танков
|
Клапаны
грузовой
системы, которые
должны быть открыты
|
Интенсивность
налива,
куб. м/ч
|
Время
|
Приме-
чание
|
Расч.
|
Факт.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
|
|
|
|
|
|
|
8. Аварийные меры.
1. В случае угрозы перелива груза
(грязного балласта) из заполняемых танков необходимо быстро переключить подачу
груза (балласта) в танки, имеющие запас пустоты. Если к этому моменту нет
танков с достаточным запасом пустоты, необходимо, не допуская аварийного
разлива груза, немедленно закрыть клапаны (клинкеты) переполняющихся танков и
только после этого сообщить на берег об аварийной остановке погрузки (см.
Раздел 7 "Погрузка у причала" РД 31.11.81.36-81).
2. При переливе груза из грузовых танков
на палубу или разливе груза в портовые воды из поврежденного шланга необходимо
немедленно прекратить грузовые операции, объявить общесудовую тревогу и
действовать в соответствии с судовым оперативным планом по борьбе с разливом
груза.
Старший помощник капитана _______________________________
Второй помощник капитана _______________________________
Руководитель береговой грузовой бригады
_______________________________
Ознакомлены:
Третий помощник капитана _______________________________
Четвертый помощник капитана _______________________________
Четвертый (третий) механик _______________________________
Донкерман _______________________________
Матросы
_______________________________
Приложение 2
ПЕРЕЧЕНЬ
ДОКУМЕНТОВ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО ИСПОЛЬЗОВАТЬ
ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ
РД 31.04.23-86 "Наставление по
предотвращению загрязнения с судов".
РД 31.11.81.35-81 "Правила морской
перевозки пищевых грузов наливом на танкерах ММФ".
РД 31.11.81.36-81 "Правила морской
перевозки нефти и нефтепродуктов наливом на танкерах ММФ".
РД 31.11.81.37-82 "Правила морской
перевозки химических грузов наливом".
РД 31.11.81.43-83 "Правила перевозки
сжиженных газов наливом специализированными судами-газовозами".
РД 31.81.10-75 "Правила техники
безопасности на судах морского флота".
Судовая "Инструкция по загрузке
танкера".
"Информация об остойчивости для
капитана", разрабатываемая для каждого судна заводом-строителем".