МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РСФСР
ПРИКАЗ
от 5 января 1990 г. N 3
О ДАЛЬНЕЙШЕМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПОДГОТОВКИ
МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ ПО ПРОБЛЕМЕ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ
В соответствии с Приказами Министерства
здравоохранения СССР от 30.07.87 N 921 "Об организации в 1987 году
подготовки кадров по проблеме СПИДа" и от 30.11.87 N 1230 "Об
организации в 1988 - 1989 гг. подготовки кадров по проблеме СПИДа" в
Российской Федерации развернута работа по обучению медицинского персонала
лечебно-профилактических учреждений.
Разработаны ЦОЛИУВ программы обучения
студентов высших и средних специальных учебных заведений, апробированы
программы обучения и повышения квалификации медицинских работников,
утвержденные Минздравом СССР.
Начато обучение по
проблеме ВИЧ-инфекции в вузах и средних специальных учебных заведениях,
факультетах усовершенствования врачей и повышения квалификации преподавателей.
Проводятся семинары для врачей
практического здравоохранения и средних медицинских работников.
В 1988 - 1989 гг. в институтах
усовершенствования врачей подготовлены 1742 врача клинического профиля и
врачей-лаборантов. Прошли аттестацию по проблеме ВИЧ-инфекции 365 руководителей
органов и учреждений здравоохранения.
Вместе с тем нарастание ВИЧ-инфекции во
всем мире, появление новых случаев заражения в РСФСР требуют в ближайшее время
существенно повысить качество подготовки по проблеме ВИЧ-инфекции, охватить
учебой всех работников практического здравоохранения.
В целях дальнейшего совершенствования
подготовки кадров по проблеме ВИЧ-инфекции приказываю:
1. Министрам здравоохранения АССР,
заведующим краевыми, областными отделами здравоохранения, начальникам главных
управлений и управлений здравоохранения проводить ежегодную подготовку всех
медицинских лечебно-профилактических учреждений в соответствии с разработанными
программами (Приложения 1, 2). Предусмотреть тестовый контроль после окончания
курсов по проблеме ВИЧ-инфекции, а также выборочный контроль знаний в процессе
плановых проверок деятельности лечебно-профилактических учреждений.
2. Ректорам медицинских вузов:
2.1. Предусмотреть в учебных программах
клинических и профильных теоретических дисциплин лекции и практические занятия
по вопросам ВИЧ-инфекции.
2.2. Включить в учебные планы субординатуры для всех специальностей преподавание
ВИЧ-инфекции и болезней, передающихся половым путем (Приложение 3).
2.3. Обеспечить учебу и повышение
квалификации профессорско-преподавательского состава клинических и профильных
теоретических дисциплин, используя для этого клинические базы вуза, факультеты
повышения квалификации и усовершенствования врачей, кафедру инфекционных
болезней ММСИ им. Н.А. Семашко, ЦОЛИУВ и ГИДУВы.
3. Директорам средних учебных заведений:
3.1. Включить в учебные планы
преподавание ВИЧ-инфекции (Приложение 2).
3.2. Обеспечить учебу и повышение
квалификации преподавателей клинических и профильных дисциплин (Приложение 1).
4. Управлению кадров Минздрава РСФСР (т. Христюк В.М.) в срок до 01.01.90 подготовить ходатайство в
Минздрав СССР о выделении мест в институтах усовершенствования врачей для
подготовки руководителей здравоохранения административных территорий Российской
Федерации в 1990 году по медицинским и социальным проблемам ВИЧ-инфекции.
5. Главному врачу Республиканского дома
санитарного просвещения (т. Богун Т.Ф.), и.о. начальника Республиканского учебно-методического
кабинета (т. Бакусева В.В.) разработать программу и
методические рекомендации по обучению различных групп населения по проблеме
ВИЧ-инфекции, сексуальному воспитанию в срок до 01.07.90.
6. Руководителю Республиканского центра
по профилактике и борьбе со СПИДом (т. Шаламберидзе
Т.Д.) определить и представить в Минздрав РСФСР к 15.01.90 порядок подготовки
специалистов региональных и территориальных центров, диагностических
лабораторий.
7. Контроль за
выполнением настоящего Приказа возложить на Главное управление учебных
заведений (т. Мутовин Г.Р.) и Управление кадров (т. Христюк
В.М.).
Министр
А.И.ПОТАПОВ
Приложение 1
к Приказу Минздрава РСФСР
от 5 января 1990 г. N 3
ПРОГРАММА
"СПИД И ЕГО ДИАГНОСТИКА" ДЛЯ ВРАЧЕЙ
КЛИНИЧЕСКОГО И ЛАБОРАТОРНОГО ПРОФИЛЯ НА ВСЕХ
ЦИКЛАХ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО
УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Продолжительность обучения: 6 - 18
учебных часов.
Программа "СПИД и его
диагностика" для усовершенствования врачей клинического и лабораторного
профиля разработана сотрудниками кафедры вирусологии ЦОЛИУВ (зав. кафедрой -
профессор А.Г. Букринская).
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
СПИД (синдром приобретенного
иммунодефицита) характеризуется различными клиническими симптомами, и с
проявлениями этой инфекции может встретиться врач любой специальности. Поэтому
общие сведения о СПИДе должны быть известны всем медикам с целью своевременной
диагностики этого опасного заболевания. Быстрое выявление зараженных и больных
будет препятствовать распространению СПИДа на территории нашей страны и способствовать экстренным лечебным и
санитарно-эпидемиологическим мероприятиям. В соответствии с Приказом Минздрава
СССР от 15.11.88 N 81 "О мерах по усилению борьбы с распространением СПИДа
в СССР" предусматривается включить в программу последипломного обучения
врачей раздел "СПИД и его диагностика" в объеме 6 - 18 учебных часов
в зависимости от контингента слушателей (в счет часов основной учебной
программы).
СОДЕРЖАНИЕ
ПРОГРАММЫ
1. Организация работы по диагностике
СПИДа.
1.1. Режим работы с ВИЧ и зараженным
материалом.
1.2. Основные регламентирующие документы,
определяющие работу по профилактике СПИДа.
1.3. Организация
амбулаторно-поликлинической помощи инфицированным и больным пре-СПИДом
и СПИДом.
1.3.1. Организация работы кабинета
инфекционных заболеваний.
1.3.2. Организация работы анонимного
кабинета.
1.3.3. Диспансеризация инфицированных
больных.
1.3.4. Составление отчетной документации.
1.4. Врачебная этика и деонтология при
работе с инфицированными больными.
2. Этиология и патогенез СПИДа.
2.1. Структурная организация вируса
иммунодефицита человека (ВИЧ) и его белки. Серотип вируса (ВИЧ-1 и ВИЧ-2).
2.2. Чувствительность вируса к факторам
внешней среды и методы обеззараживания материала.
2.3. Изменчивость антигенной структуры
вируса.
2.4. Образование провируса
в чувствительных клетках как фатальное событие в патогенезе.
2.5. Причины разрушения иммуноциты и клеток ЦНС.
3. Иммунологические сдвиги при СПИДе.
3.1. Чувствительность иммуноцитов
Т-клеток и макрофагов к вирусу. Роль СДЧ-рецептора.
3.2. Изменение соотношения лимфоцитов Т4:Т8.
3.3. Динамика накопления вирус-специфических антител в сыворотке инфицированных.
3.4. Иммунопатологические реакции
(образование аутоантител и иммунных комплексов).
4. Клиника СПИДа и СПИД-ассоциированных
болезней.
4.1. Синдром пре-СПИДа.
4.2. Клинические формы СПИДа (легочная,
кишечная, церебральная, диссеминированная).
4.3. Особенности СПИДа у детей.
4.4. Поражение ЦНС при СПИДе.
4.5. Симптомы, свидетельствующие о
высокой вероятности СПИДа.
4.6. Принципы дифференциальной
диагностики.
4.7. СПИД-ассоциированные болезни.
4.7.1. Пневмоцистная
пневмония.
4.7.2. Саркома Капоши.
4.7.3. Грибковые и протозойные инфекции.
4.7.4. Вирусные инфекции (герпес, цитомегаловирусные инфекции).
5. Эпидемиология СПИДа.
5.1. Пути заражения.
5.2. Группы риска.
5.3. Социальные факторы.
5.4. Особенности эпидемиологии на разных
континентах СПИДа в СССР.
6. Лабораторная диагностика.
6.1. Выявление вирус-специфических
антител с помощью ИФА. Возможность ложноположительных реакций.
6.2. Подтверждающие тесты. Иммуноблот.
7. Лечение и профилактика.
7.1. Этиотропные препараты: азидотимидан, декстран, сульфат и др.
7.2. Иммуномодулирующие препараты.
7.3. Препараты для лечения
оппортунистических инфекций.
7.4. Подходы к созданию вакцины.
7.5. Организация системы санитарного
просвещения.
Приложение 2
к Приказу Минздрава РСФСР
от 5 января 1990 г. N 3
УЧЕБНЫЙ ПЛАН И ПРОГРАММА
ЦИКЛА "СПИД, ЕГО ДИАГНОСТИКА И
ПРОФИЛАКТИКА"
ДЛЯ СЛУШАТЕЛЕЙ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
СРЕДНИХ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
Продолжительность обучения - 2 недели (78
часов).
Цель обучения на цикле: получение знаний
по проблеме СПИД, ознакомление с методами лабораторной и клинической
диагностики.
┌────┬───────────────────────────────────────────┬────────────────────────┐
│Код
│ Наименование
раздела │ Число учебных часов │
│раз-│ ├────┬────────┬─────┬────┤
│дела│ │лек-│практич.│семи-│все-│
│ │ │ции │занятия │нары │го │
├────┼───────────────────────────────────────────┼────┼────────┼─────┼────┤
│
1 │ 2 │ 3 │
4 │ 5 │
6 │
├────┼───────────────────────────────────────────┼────┼────────┼─────┼────┤
│1. │Организация работы по диагностике
СПИДа: │ │ │ │
│
│1.1.│Основные
регламентирующие документы, │- │- │2 │2
│
│ │определяющие
работу по профилактике СПИДа │ │ │ │
│
│1.2.│Режим
работы с ВИЧ, кровью инфицированных │- │- │2 │2
│
│ │ВИЧ, при обследовании доноров и
населения │ │ │ │
│
│ │на инфицирование ВИЧ │ │ │ │
│
│1.3.│Амбулаторно-поликлиническая
помощь │- │- │1 │1
│
│ │инфицированным и больным пре-СПИДом и │ │ │ │
│
│ │СПИДом │ │ │ │
│
│1.4.│Диспансеризация
инфицированных лиц │- │- │1 │1
│
│1.5.│Работа
анонимного кабинета │- │- │1 │1
│
│1.6.│Режим
больничного отделения с │- │- │1 │1
│
│ │госпитализированными больными
СПИДом │ │ │ │
│
│1.7.│Санитарно-гигиенические
требования, │- │- │1 │1
│
│ │предъявляемые
к процедурному кабинету и │ │ │ │
│
│ │медперсоналу │ │ │ │
│
│2. │Возбудитель СПИДа: │ │ │ │
│
│2.1.│История
открытия вируса иммунодефицита │1 │- │- │1
│
│ │человека I и II типов │ │ │ │
│
│2.2.│Структура
ВИЧ │1 │- │- │1
│
│2.3.│Вирусные
антигены и их локализация │2 │- │- │2
│
│ │в вирусной частице │ │ │ │
│
│2.4.│Изменчивость
антигенной структуры вируса │1 │- │- │1
│
│2.5.│Чувствительность
ВИЧ к факторам внешней │1
│- │- │1
│
│ │среды. Действие температуры, дезинфектан- │ │
│ │
│
│ │тов. Способы инактивации
вируса и │ │ │ │
│
│ │обеззараживание материала │ │ │ │
│
│2.6.│Выделение
вируса от зараженных и больных │1 │- │- │1
│
│3. │Патогенез СПИДа: │ │ │ │
│
│3.1.│Пути
передачи вируса │2 │- │- │2
│
│3.2.│Чувствительные
к вирусу клетки │1 │- │- │1
│
│3.3.│Причины
перехода субклинической формы в │1 │- │- │1
│
│ │клиническую │ │ │ │
│
│3.4.│Причины
гибели лимфоцитов и клеток ЦНС │1 │- │- │1
│
│3.5.│Летальность
при СПИДе и ее причины │1 │-
│- │1
│
│4. │Иммунная система: │ │ │ │
│
│4.1.│Изменение
количества и соотношения │1 │- │- │1
│
│ │Т-лимфоцитов │ │ │ │
│
│4.2.│Вирусоспецифические
антитела и динамика их │1 │- │- │1
│
│ │накопления в сыворотке инфицированных │ │ │ │
│
│4.3.│Роль
аутоантител и иммунных комплектов │
│ │ │
│
│5. │Клиника СПИДа: │ │ │ │
│
│5.1.│Синдром
пре-СПИД │1 │- │- │1
│
│5.2.│Лимфоаденопатия
как ранний симптом СПИДа │1 │- │- │1
│
│5.3.│Клинические формы СПИДа (легочная, │1 │- │- │1
│
│ │кишечная, церебральная,
диссеминированная) │ │ │ │
│
│5.4.│Особенности
СПИДа у детей │1 │- │- │1
│
│5.5.│Болезни,
ассоциированные со СПИДом │1 │- │- │1
│
│6. │Эпидемиология: │ │ │ │
│
│6.1.│Группы
риска │2 │- │- │2
│
│6.2.│Социальные
факторы │1 │- │- │1
│
│6.3.│Особенности
эпидемиологии на разных │1 │- │- │1
│
│ │континентах │ │ │ │
│
│6.4.│СПИД
В СССР │2 │- │- │2
│
│7. │Лабораторная диагностика: │ │ │ │
│
│7.1.│Выявление
вирусоспецифических антител в │2 │15 │5 │22
│
│ │ИФА. Возможность ложноположительных │ │ │ │
│
│ │реакций │ │ │ │
│
│7.2.│Подтверждающие
тесты. Иммуноблот │1 │2 │3 │6
│
│7.3.│Латеко-агглютинация │1 │- │- │1
│
│7.4.│Электронная
микроскопия │1 │- │- │1
│
│8. │Лечение: │ │
│ │
│
│8.1.│Этиотропные
препараты (азидотимидин и др.) │1 │- │1 │2
│
│8.2.│Иммуномодулирующие
препараты и препараты │- │- │2 │2
│
│ │для лечения оппортунистических
инфекций │ │ │ │
│
│9. │Профилактика СПИДа: │ │ │ │
│
│9.1.│Обеззараживание
материалов и │2 │- │2 │4
│
│ │инструментария, применяемых
при уходе за │ │ │ │
│
│ │больными, взятии
крови, переливании крови, │ │ │ │
│
│ │парентеральном введении лекарственных │ │ │ │
│
│ │препаратов и т.д. │ │ │ │
│
│9.2.│Использование
одноразовых шприцев, │- │- │2 │2
│
│ │обеззараживание шприцев и игл │ │ │ │
│
│9.3.│Система
санитарного просвещения │- │- │2 │2
│
├────┼───────────────────────────────────────────┼────┼────────┼─────┼────┤
│ │Итого │35 │17
│26 │78 │
└────┴───────────────────────────────────────────┴────┴────────┴─────┴────┘
Учебный план и программа цикла
"СПИД, его диагностика и профилактика" для слушателей системы
повышения квалификации средних медицинских работников разработана кафедрой вирусологии Центрального института усовершенствования врачей
Министерства здравоохранения СССР (зав. - член-корреспондент АМН СССР,
профессор А.Г. Букринская).
Приложение 3
к Приказу Минздрава РСФСР
от 5 января 1990 г. N 3
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ЗАНЯТИЙ СО СТУДЕНТАМИ-СУБОРДИНАТОРАМИ (6-Й КУРС)
"ВИЧ-ИНФЕКЦИЯ И БОЛЕЗНИ, ПЕРЕДАЮЩИЕСЯ
ПОЛОВЫМ ПУТЕМ"
┌──────┬────────────────────────────────────┬────────────────────┐
│N │ Тема │
Исполнитель │
│заня- │ │ │
│тия │ │ │
├──────┼────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│ 1 │ 2 │ 3 │
├──────┼────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│1. │Советское законодательство по │Кафедра социальной │
│ │борьбе с венерическими заболеваниями│гигиены и советского│
│ │и СПИДом. │права или кожно- │
│ │Методики выявления и санации │венерических │
│ │источников заражения и контактов. │заболеваний │
│ │Инструктивно-методическая
документа-│ │
│ │ция в настоящее время (для всех │ │
│ │факультетов) │ │
│2
- 3.│Клиника и диагностика заразного и
│Кафедра кожно- │
│ │раннего
скрытого сифилиса (для всех │венерических │
│ │факультетов) │заболеваний │
│4. │Ранний врожденный
сифилис (для │Кафедра
кожно- │
│ │педиатров и акушеров-гинекологов). │венерических │
│ │Висцеральный, нейросифилис,
сифилис │заболеваний │
│ │костей и
суставов (для хирургов, │ │
│ │терапевтов) │ │
│5. │Гонорея мужчин и женщин, детей: │Кафедра кожно- │
│ │клиника, течение, диагностика
и │венерических │
│ │лечение (для всех
факультетов) │заболеваний │
│
│
│ Другие инфекции, передаваемые половым
путем │
│ │
│6
- 7.│Мочеполовой хламидиоз (урогениталь- │Кафедра
кожно- │
│ │ные,
суставные, глазные и висцераль-│венерических
│
│ │ные
осложнения у взрослых и детей). │заболеваний │
│ │Связь
хламидиоза с поражением │ │
│ │внутренних органов женщин и │ │
│ │бесплодием
(для акушеров- │ │
│ │гинекологов). │ │
│ │Трихомониаз, кандидоз, гарднереллез.│ │
│ │Особенности поражения у
беременных. │ │
│ │Своевременные методы диагностики
и │ │
│ │профилактики (для всех
факультетов).│ │
│ │Микоплазменные,
герпетические и │ │
│ │цитомегаловирусные
инфекции половых │
│
│ │органов. Заболевания,
вызываемые │ │
│ │вирусом человеческих папиллом │ │
│ │(для всех факультетов) │ │
│
│
│ ВИЧ-инфекции │
│ │
│8. │ВИЧ-инфекция
(эпидемиология, │Кафедра │
│ │патогенез, лабораторная
диагностика)│эпидемиологии и │
│ │ │инфекционных │
│ │ │болезней │
│9. │Клиническое проявление ВИЧ-инфекции │Кафедра │
│ │и ассоциированных с ней
заболеваний │эпидемиологии и │
│ │(для всех факультетов) │инфекционных │
│ │ │болезней │
│10. │Кожные проявления и поражение │Кафедра кожно- │
│ │слизистой
при ВИЧ-инфекции (для │венерических │
│ │всех факультетов) │заболеваний │
│11. │Противоэпидемические мероприятия в │Кафедра │
│ │лечебно-профилактических учреждени-
│эпидемиологии и │
│ │ях,
сфере обслуживания, местах │инфекционных │
│ │проживания больных, санитарно- │болезней │
│ │гигиенический режим больного
ВИЧ- │ │
│ │инфекцией. Профилактика СПИДа среди │ │
│ │медицинского персонала.
Организация │ │
│ │обслуживания больных с
ВИЧ-инфекцией│ │
│ │(для всех факультетов). │ │
│ │Вопросы этики и дерматологии │ │
│12. │Дифференцированный
зачет (для всех │Кафедра │
│ │факультетов) │эпидемиологии
и │
│ │ │инфекционных,
кожно-│
│ │ │венерических │
│ │ │болезней │
└──────┴────────────────────────────────────┴────────────────────┘