СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 января 1990 г. N 39
О ПРОВЕДЕНИИ В Г. МОСКВЕ В 1990 ГОДУ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ
ОТРАБОТКИ МЕХАНИЗМА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ НА ОСНОВЕ
САМОУПРАВЛЕНИЯ И САМОФИНАНСИРОВАНИЯ
На основании Закона
СССР "О Государственном плане экономического и социального развития СССР
на 1989 год" и придавая важное значение гармоничному развитию экономики и
социальной сферы в г. Москве, усилению самостоятельности, ответственности и заинтересованности
местных органов управления, трудовых коллективов предприятий, объединений и
организаций в достижении высоких конечных результатов хозяйствования,
увеличении их вклада в единый народнохозяйственный комплекс страны, а также в
целях подготовки условий для применения
законов СССР и РСФСР о местном самоуправлении и местном хозяйстве Совет
Министров СССР постановляет:
1. Принять предложение Совета Министров
РСФСР и Мосгорисполкома о проведении в г. Москве в 1990 году эксперимента по
отработке механизма территориального хозяйствования на основе самоуправления и
самофинансирования.
В качестве важнейших целей и приоритетов
в проводимой работе и с учетом особенностей функций г. Москвы как столицы
должно быть обеспечено:
усиление социальной ориентации народного
хозяйства и повышение благосостояния населения г. Москвы на основе роста
эффективности производства и последовательной реализации принципа зарабатывания
средств для самофинансирования, наращивания выпуска
высококачественных товаров, оказания услуг и нормализации положения в торговле
и денежном обращении;
финансовое оздоровление экономики города,
осуществление мер по ликвидации убыточности предприятий, объединений и
организаций подведомственного Мосгорисполкому хозяйства, усиление зависимости
городского и районных бюджетов от результатов финансово-хозяйственной
деятельности всех предприятий, объединений и организаций, расположенных на
территории города, устойчивое финансирование региональных программ;
совершенствование методов управления
народным хозяйством города в соответствии с принципами и этапами осуществляемой
в стране радикальной экономической реформы, подходами к разработке тринадцатого
пятилетнего плана;
вовлечение в хозяйственный оборот всех
территориальных резервов и ресурсов, развертывание инициативы советских и
хозяйственных органов, широкое участие трудовых коллективов и населения в
решении вопросов экономического и социального развития города, укрепление
экономической основы местного самоуправления;
увеличение вклада народного хозяйства
города в осуществление общегосударственных и республиканских задач, всемерное
развитие и активное использование преимуществ территориального разделения и
кооперации труда.
Расширение прав и
усиление ответственности
советских и хозяйственных органов г. Москвы
за социально-экономическое развитие города
2. Для расширения возможностей и
повышения ответственности советских и хозяйственных
органов г. Москвы за обеспечение динамичного и комплексного развития народного
хозяйства города признать целесообразным сосредоточить в ведении
Мосгорисполкома вопросы организации производства товаров народного потребления,
руководство социально-бытовым и культурным обслуживанием населения,
предприятиями и организациями торговли и общественного питания, другими
отраслями сферы услуг, производственной инфраструктурой городского значения,
строительным комплексом, природоохранной и иными видами деятельности,
непосредственно связанными с жизнеобеспечением
населения.
Вопросы передачи в ведение
Мосгорисполкома предприятий, объединений и организаций вышестоящего подчинения
рассматриваются и решаются в установленном порядке. При этом сохраняются
сложившиеся хозяйственные связи передаваемых в местное подчинение предприятий,
объединений и организаций.
3. Одобрить предложение Мосгорисполкома о
переводе всех районов города в 1990 году на новые условия хозяйствования на
принципах самоуправления и самофинансирования.
При этом обеспечить переход от системы
жесткого централизованного планирования к гибкой системе регулирования в
основном экономическими методами. Особое внимание сосредоточить на
совершенствовании взаимоотношений предприятий, кооперативов и хозяйственных
ассоциаций с органами общественного самоуправления, комитетами, главными
управлениями и управлениями Мосгорисполкома, министерствами и ведомствами РСФСР
и СССР, на строгом соблюдении закрепленных законодательством прав предприятий,
объединений и организаций. Разграничить функции города и районов по управлению
экономикой и социальной сферой, уточнить состав объектов, находящихся в ведении
Мосгорисполкома и райисполкомов.
4. В интересах совершенствования
руководства экономикой и социальной сферой г. Москвы Мосгорисполком:
содействует с учетом мнения трудовых
коллективов созданию концернов, консорциумов, межотраслевых государственных
объединений, ассоциаций, совместных предприятий, кооперативных, арендных и
других прогрессивных форм хозяйствования;
самостоятельно определяет состав и структуру
органов управления местным хозяйством, численность их работников и расходы на
содержание в пределах заработанных средств.
5. Установить, что в составе
государственного плана экономического и социального развития СССР
предусматриваются в целом по г. Москве в установленном порядке показатели
комплексного экономического и социального развития г. Москвы, обеспечивающие
взаимоувязанное развитие отраслей союзного, республиканского и местного
подчинения. До Мосгорисполкома, министерств и ведомств, имеющих предприятия,
объединения и организации в городе, доводятся следующие показатели:
государственный
заказ на поставку важнейших видов промышленной продукции, продовольствия и
других товаров народного потребления в общесоюзный фонд, на ввод в действие
производственных мощностей, объектов социальной сферы и природоохранных
объектов, имеющих общесоюзное и республиканское значение, объектов, связанных с
выполнением международных обязательств и реализацией государственных программ,
осуществляемых за счет государственных централизованных капитальных вложений, а
также на выполнение отдельных заданий по развитию науки и техники;
лимиты централизованно распределяемых
материально-технических ресурсов, государственных централизованных капитальных
вложений и строительно-монтажных работ, лимиты подрядных работ по перечню
строек, на которых создаются мощности по государственному заказу, а также
лимиты численности рабочих и служащих, потребления воды и задания по снижению
объема сброса загрязненных сточных вод.
План комплексного экономического и
социального развития г. Москвы, разработанный Мосгорисполкомом на основе
экономических показателей, предусматриваемых в составе государственного плана
экономического и социального развития СССР, представляется на утверждение
Московского городского Совета народных депутатов.
6. Предоставить Мосгорисполкому право:
заключать в первоочередном порядке
договоры на поставку товаров народного потребления, производство работ и
оказание услуг для населения города со всеми предприятиями, объединениями и
организациями, расположенными на территории г. Москвы (с согласия трудовых
коллективов), с учетом установленного им государственного заказа и сложившихся
хозяйственных связей;
оставлять с согласия трудовых коллективов
в своем распоряжении весь объем продукции, произведенной по инициативе местных
Советов народных депутатов без привлечения централизованных капитальных
вложений и централизованно распределяемых материально-технических ресурсов;
самостоятельно утверждать по
подведомственному хозяйству титульные списки проектно-изыскательских работ и
вновь начинаемых строек, непосредственно связанных с обслуживанием населения и
городского хозяйства, независимо от их сметной стоимости.
7. Мосгорисполкому совместно с
Мособлисполкомом при отработке экономического механизма
взаимодействия города и области, направленного на повышение эффективности
народно-хозяйственного комплекса Московского региона, предусмотреть необходимые
меры по решению проблем обеспечения его продовольствием и другими товарами
народного потребления, охраны окружающей среды и рационального использования
трудовых и природных ресурсов.
Совету Министров РСФСР, Мосгорисполкому и
Мособлисполкому разработать по результатам проведения эксперимента систему
управления народным хозяйством Московского экономического района на принципах
самоуправления и самофинансирования с учетом эффективного использования
производственного потенциала и социальной инфраструктуры региона.
Укрепление
финансовых основ самоуправления г. Москвы
8. В целях повышения
устойчивости функционирования народного хозяйства города и каждого района,
финансового оздоровления экономики и реализации принципа самофинансирования
установить, что потребности г. Москвы с 1990 года должны обеспечиваться в
основном собственными финансовыми ресурсами с учетом отчислений в бюджет города
части прибыли (дохода) расположенных в городе государственных предприятий,
объединений и организаций союзного и республиканского подчинения, платежей
кооперативов, общественных и иных хозяйственных организаций, а также за
счет покрытия из государственных бюджетов СССР и РСФСР расходов на выполнение
целевых общегосударственных и республиканских программ.
9. В связи с переходом к
самофинансированию народного хозяйства г. Москвы в доходы бюджета города в
соответствии с законодательством СССР и РСФСР зачисляются:
полностью плата за трудовые ресурсы,
платежи из прибыли (дохода) предприятий, объединений и организаций
подведомственного хозяйства (плата за производственные фонды, отчисления от
расчетной прибыли (дохода);
часть отчислений от прибыли (дохода) и от
платы за трудовые ресурсы предприятий, объединений и организаций союзного и
республиканского подчинения;
вся плата за землю и потребляемую воду,
взимаемая с предприятий, объединений и организаций;
часть поступлений от налога с оборота по
территории г. Москвы;
все поступления от местных налогов и
сборов с населения, а также налогов с кооперативных и общественных организаций;
часть поступлений от подоходного налога с
населения;
другие поступления и платежи, подлежащие
зачислению в местные бюджеты.
10. Одобрить предложения Мосгорисполкома,
согласованные с Советом Министров РСФСР, о зачислении в установленном порядке в
доходы бюджета г. Москвы в 1990 году: 10 процентов поступающих по территории
платежей из прибыли (дохода) и платы за трудовые ресурсы предприятий,
объединений и организаций союзного и республиканского подчинения; 5 процентов
подоходного налога с населения; 50 процентов поступлений от реализации
облигаций Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 года.
11. Мосгорисполком за счет средств
бюджета г. Москвы осуществляет финансирование:
капитальных вложений на строительство и
расширение производственных объектов подведомственного хозяйства, инженерных
сетей и коммуникаций, городского транспорта, жилых домов, дошкольных
учреждений, больниц, поликлиник, учреждений народного образования и других
объектов социально-культурного и бытового назначения;
затрат на благоустройство города,
содержание и ремонт жилищного фонда, общеобразовательных школ и дошкольных
учреждений, на охрану здоровья населения, социальное обеспечение и
природоохранные мероприятия, предусмотренные городскими и районными
программами;
затрат на содержание городских и районных
органов государственной власти и управления.
Мосгорисполком самостоятельно определяет
направления использования бюджетных средств, состав, размеры и очередность
осуществления бюджетных расходов, включая резервные фонды, в соответствии с
действующим законодательством.
Природоохранные мероприятия, осуществляемые
на территории города в рамках утвержденных программ, финансируются за счет средств предприятий, объединений, организаций, министерств и
ведомств, а также местного бюджета.
12. В целях расширения самостоятельности
Мосгорисполкома в бюджетно-финансовых вопросах и в соответствии с решением
Верховного Совета СССР о проведении эксперимента в г. Москве предоставить
Мосгорисполкому следующие дополнительные права:
а) самостоятельно решать вопросы взимания
местных налогов и сборов с населения и иные вопросы налогообложения в
соответствии с действующим законодательством;
б) направлять в бюджет города 50
процентов сумм, взыскиваемых с предприятий, объединений и организаций союзного
и республиканского подчинения в случае выявления фактов занижения или укрытия
доходов;
в) освобождать предприятия и организации
государственной киносети от уплаты налога с демонстрации кинофильмов с
соответствующим сокращением ассигнований из бюджета на финансирование плановых
затрат киносети;
г) за счет и в пределах имеющихся
финансовых ресурсов:
повышать в дополнение к установленному
законодательством СССР и РСФСР уровню размеры пособий на детей одиноким
матерям, многодетным и малообеспеченным семьям; вводить пособия
нетрудоспособным гражданам; устанавливать дополнительные льготы инвалидам и
престарелым; определять размеры единовременной помощи нуждающимся гражданам;
осуществлять помощь молодым семьям, имеющим детей, а также многодетным матерям;
увеличивать нормы расходования средств на
содержание учреждений здравоохранения, социального обеспечения, народного
образования и культуры и других отраслей социальной сферы, в том числе повышать
расходы на содержание детей в интернатах и детских домах;
вводить надбавки и доплаты к должностным
окладам работников учреждений здравоохранения, социального обеспечения,
народного образования, культуры и других отраслей, содержащихся за счет средств
бюджета г. Москвы;
д) устанавливать
для подведомственных предприятий, объединений и организаций, а с 1991 года для
всех предприятий, объединений и организаций, расположенных на территории
города, - нормативы платы за трудовые ресурсы, землю и воду, неиспользуемые
отходы и вторичные ресурсы, загрязнение окружающей среды и за другие нарушения
природоохранного законодательства; предоставлять им в необходимых случаях
льготы и скидки. При этом нормативы
должны устанавливаться на основе общесоюзной методологии, дифференцироваться в
зависимости от экономической оценки земли, водо- и трудообеспеченности;
е) создавать внебюджетные фонды города и
районов за счет привлечения на строго добровольной основе денежных средств предприятий, объединений, организаций и отдельных
граждан, проведения местных займов, аукционов и денежно-вещевых лотерей, других
общественных мероприятий. В указанные фонды поступают также суммы, взимаемые с
предприятий, объединений и организаций за получение необоснованной прибыли от
завышения цен и тарифов, некомплексное использование
сырья, загрязнение окружающей среды и за другие нарушения природоохранного
законодательства.
13. Дополнительно получаемые доходы
(экономия в расходах, включая централизованные капитальные вложения) полностью
остаются в распоряжении Мосгорисполкома. Потери в доходах и дополнительные
расходы вышестоящим бюджетом не компенсируются. Свободные остатки средств
бюджета города в конце года изъятию не подлежат и используются в следующем
году.
В случае издания
законодательных актов СССР и РСФСР, решений Совета Министров СССР, Совета
Министров РСФСР, министерств и ведомств, вызывающих увеличение расходов или
уменьшение доходов бюджета г. Москвы, бюджету города возмещаются средства из
вышестоящего бюджета и ресурсов соответствующих министерств и ведомств; при
уменьшении расходов либо увеличении доходов бюджета города соответствующие
суммы передаются в вышестоящий бюджет.
14. Мосгорисполкому осуществить комплекс
неотложных мер по укреплению денежного обращения и оздоровлению финансов на
базе дальнейшего углубления радикальной экономической реформы. Считать
первоочередной задачей его социально-экономической деятельности повсеместное
повышение эффективности производства, внедрение жесткого режима экономии,
обеспечение сбалансированности роста денежных доходов и расходов населения,
расширение выпуска товаров народного потребления и оказания платных услуг
населению.
15. Установить, что
Мосгорисполком самостоятельно определяет на основе единых общегосударственных
принципов уровень оптовых, закупочных, розничных цен на продукцию и тарифов на
работы и услуги, производимые и потребляемые на территории г. Москвы (кроме цен
и тарифов, утверждаемых органами ценообразования СССР и РСФСР, а также цен,
устанавливаемых в соответствии с законодательством предприятиями, объединениями
и кооперативами).
16. Для расширения внешнеэкономических
связей Мосгорисполкома и последовательного обеспечения его валютной самоокупаемости
признать целесообразным:
дальнейшее развитие
совместных с иностранными фирмами предприятий, международных объединений и
организаций, иностранного туризма, рекламной деятельности, проведение на
коммерческой основе международных ярмарок, выставок, культурных, спортивных и
других мероприятий;
формирование валютного фонда
Мосгорисполкома, образуемого за счет отчислений валютных средств из валютных
фондов предприятий, объединений, кооперативов и других хозяйственных
организаций, расположенных на территории города (кроме совместных предприятий с
иностранными фирмами).
Госплану СССР, Министерству финансов СССР
и Министерству внешних экономических связей СССР совместно с Советом Министров
РСФСР и Мосгорисполкомом разработать и представить в 2-месячный срок в Совет
Министров СССР Временный порядок формирования и использования валютного фонда
Мосгорисполкома.
17. Государственному комитету СССР по
статистике с участием Мосгорисполкома разработать нормативные и методические
документы, определяющие порядок подготовки и представления статистической
информации, необходимой для руководства народным хозяйством г. Москвы и районов
на основе самоуправления и самофинансирования. При этом основное внимание
сосредоточить на обеспечении балансовых расчетов и разработке показателей,
отражающих важнейшие экономические пропорции развития народного хозяйства
города.
18. Мосгорисполкому, Совету Министров
РСФСР, Госплану СССР и Министерству финансов СССР проанализировать и обобщить
опыт хозяйствования г. Москвы на основе самоуправления и самофинансирования по
итогам работы за 9 месяцев 1990 года и о результатах доложить Совету Министров
СССР.
Председатель
Совета Министров СССР
Н.РЫЖКОВ
Заместитель
Управляющего Делами
Совета Министров СССР
А.МАСТЕРКОВ