СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 февраля 1990 г. N 156
О ПРОВЕДЕНИИ В ТАТАРСКОЙ АССР ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ
ОТРАБОТКИ МЕХАНИЗМА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ НА ОСНОВЕ
САМОУПРАВЛЕНИЯ И САМОФИНАНСИРОВАНИЯ
В целях расширения прав Татарской АССР
как советского социалистического государства, наращивания экономического
потенциала, усиления ее самостоятельности, ответственности и заинтересованности
в достижении высоких конечных результатов хозяйствования, укрепления
межрегиональных и межнациональных отношений Совет Министров СССР и Совет
Министров РСФСР постановляют:
1. Принять предложение Совета Министров
Татарской АССР о проведении в республике эксперимента по отработке нового
механизма территориального хозяйствования на основе самоуправления и
самофинансирования.
В качестве важнейших задач и направлений
проводимой работы с учетом особенностей автономной республики должно быть
обеспечено:
усиление социальной ориентации экономики,
рост благосостояния и обеспечение национальных интересов народов, проживающих в
республике, на основе повышения эффективности общественного производства,
динамичного и комплексного развития производственной и социальной сфер в
районах, городах и других населенных пунктах, последовательной реализации
принципа зарабатывания средств;
увеличение вклада автономной республики в
осуществление общегосударственных и общереспубликанских задач, всемерное
развитие и активное использование преимуществ разделения и кооперации труда;
создание путем совершенствования экономических методов управления необходимых условий для
высокоэффективной деятельности всех расположенных на территории автономной
республики предприятий и организаций, независимо от ведомственной
подчиненности, при строгом соблюдении их хозрасчетных прав, предусмотренных
законодательством;
укрепление финансово-хозяйственной основы
местного самоуправления, развертывание инициативы Советов народных депутатов и
обеспечение широкого участия населения в решении вопросов
социально-экономического развития автономной республики.
В этих целях осуществить следующий
комплекс первоочередных мер.
По общим вопросам
управления
2. Для обеспечения
динамичного и комплексного развития народного хозяйства Татарской АССР,
расширения возможностей и повышения ответственности автономной республики в
деле удовлетворения возрастающих потребностей населения признать необходимым
сосредоточить в ее ведении вопросы организации производства товаров народного
потребления и сельскохозяйственной продукции, обеспечения сбалансированного
роста денежных доходов и расходов населения, руководства развитием
производственной инфраструктуры республиканского (АССР) значения, торговли,
жилищно-коммунального хозяйства и других отраслей социальной сферы,
строительного и агропромышленного комплексов, лесного хозяйства,
природоохранной и иными видами деятельности, непосредственно связанными с
решением задач в интересах всех наций и народностей автономной республики.
Вопросы передачи в ведение Татарской АССР
предприятий, объединений и организаций вышестоящего подчинения рассматриваются
и решаются в установленном порядке. При этом сохраняются сложившиеся
хозяйственные связи передаваемых в республиканское (АССР) и местное подчинение
предприятий, объединений и организаций.
3. Совету Министров Татарской АССР,
министерствам и ведомствам СССР и РСФСР:
шире использовать в практике
хозяйствования договорные взаимовыгодные отношения в соответствии с действующим
законодательством;
всемерно способствовать созданию
предприятиями, организациями и кооперативами в установленном порядке на
добровольной основе совместных объединений, ассоциаций и других хозяйственных
структур для решения экономических, производственных, социальных и иных вопросов.
4. Предоставить право Совету Министров
Татарской АССР:
самостоятельно определять состав и
структуру органов управления подведомственным хозяйством, численность их
работников и расходы на содержание этих органов в пределах заработанных
средств;
приостанавливать создание новых
предприятий и организаций, не согласованное с местными Советами народных
депутатов.
В области
планирования социально-экономического развития
автономной республики
5. Установить, что государственный план
экономического и социального развития Татарской АССР составляется и
утверждается на основе разработанных с участием Совета Министров Татарской АССР
и доведенных до него исходных данных планирования (государственных заказов,
долговременных экономических нормативов и лимитов).
Министерства и ведомства СССР и РСФСР при
доведении исходных данных планирования до подведомственных предприятий,
объединений и организаций, расположенных на территории автономной республики,
одновременно сообщают их Совету Министров Татарской АССР.
Разногласия, возникающие при разработке
плана экономического и социального развития автономной республики,
рассматриваются Советом Министров РСФСР с участием заинтересованных министерств
и ведомств, а в необходимых случаях постоянными органами Совета Министров СССР
с участием Совета Министров РСФСР.
Комплексный план экономического и
социального развития автономной республики является совокупностью планов
социального и экономического развития городов и районов, которые
разрабатываются и утверждаются местными органами в установленном порядке
самостоятельно.
Для отражения общих результатов
хозяйственной деятельности всех расположенных на территории Татарской АССР
предприятий, объединений и организаций в составе комплексного плана
экономического и социального развития республики предусмотреть формирование
произведенного национального дохода и сводного финансового плана (баланса).
Утвержденный комплексный план
экономического и социального развития автономной республики по основным
показателям представляется в Совет Министров РСФСР и включается в план союзной
республики в полном объеме.
В случае нарушения
предприятиями, объединениями и организациями требований действующего
законодательства СССР и РСФСР о порядке согласования планов с исполкомами
местных Советов народных депутатов, а также не согласованных в установленном
порядке изменений, вносимых в утвержденные планы в части развития социальной
сферы, производства товаров народного потребления, строительства, использования
трудовых ресурсов, местных видов сырья, вторичных ресурсов, охраны природы,
земле- и водопользования, Совет Министров Татарской
АССР имеет право принимать решения о приостановлении производства
соответствующих работ. Такое решение может быть обжаловано в суд.
6. Предоставить исполкомам местных
Советов народных депутатов Татарской АССР преимущественное право заключать с
предприятиями (объединениями), расположенными на территории автономной
республики, с согласия их трудовых коллективов договоры на выпуск необходимой
продукции, оказание услуг, проведение научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ с учетом установленного государственного заказа и
сложившихся хозяйственных связей. При этом выполнение указанных договоров
стимулируется за счет средств местного бюджета.
7. Установить, что для насыщения рынка
товарами и организации оптовой торговли (кроме отдельных видов продукции,
определяемых законодательством) по согласованию с предприятиями-изготовителями
Совет Министров Татарской АССР может оставлять в своем распоряжении:
весь объем товаров народного потребления,
произведенных сверх государственного заказа;
весь объем продукции, произведенной по
инициативе Совета Министров автономной республики, местных Советов народных
депутатов без привлечения централизованных капитальных вложений и
централизованно распределяемых материально-технических ресурсов;
весь объем товаров народного потребления,
полученный за счет досрочного ввода мощностей на предприятиях союзного и
республиканского (РСФСР и АССР) подчинения в результате принятых мер автономной
республикой.
8. Признать
целесообразным не устанавливать Совету Министров Татарской АССР государственный
заказ по воспроизводству лесных ресурсов, вводу в действие объектов
социально-культурной сферы и коммунального хозяйства, жилых домов,
природоохранных объектов, за исключением объектов общегосударственного
значения.
Предоставить Совету Министров Татарской
АССР право:
определять
самостоятельно направления использования капитальных вложений, формировать и
утверждать планы ввода в действие объектов, финансируемых за счет
республиканского (АССР) и местного бюджетов, внебюджетных фондов, утверждать
титульные списки на строительство и проектно-изыскательские работы (независимо
от сметной стоимости объектов), планы подрядных строительных работ по этим
объектам;
включать в программу работ подрядных
строительных организаций заказ на строительство объектов социального назначения
при наличии свободных мощностей после размещения государственного заказа;
налагать санкции, предусмотренные
законодательством, на предприятия и организации, которые систематически создают
опасную экологическую обстановку и нарушают установленный режим пользования
природными ресурсами, наносят вред памятникам истории, культуры и архитектуры,
музеям-заповедникам и национальным природным паркам.
9. Совет Министров Татарской АССР несет
ответственность за состояние баланса денежных доходов и расходов населения на
территории автономной республики и необходимое наращивание розничного
товарооборота государственной и кооперативной торговли, развитие сферы услуг,
самостоятельно устанавливает объемы розничного товарооборота и реализации
платных услуг населению.
10. Установить, что Совету Министров
Татарской АССР выделяются без распределения по отраслям и направлениям
предусмотренные в плане на 1990 год материально-технические ресурсы по
номенклатуре продукции, централизованно распределяемой Госпланом СССР и
Госснабом СССР, для предприятий и организаций подведомственного хозяйства на
определенные в плане объемы производства промышленной продукции, капитального
строительства и капитальных ремонтов.
По укреплению
финансово-бюджетной базы
11. Исходя из задач
финансового оздоровления экономики и реализации принципов самоуправления и
самофинансирования установить, что народнохозяйственные потребности
Татарской АССР обеспечиваются финансовыми ресурсами, формируемыми на ее
территории с учетом отчислений в бюджет автономной республики части сумм
общесоюзных и республиканских (РСФСР) доходов и налогов по установленным
нормативам. При этом Татарская АССР самостоятельно распоряжается указанными
ресурсами в соответствии с действующим законодательством.
В доходы государственного бюджета
автономной республики зачисляются:
полностью платежи из прибыли (дохода)
предприятий и организаций подведомственного хозяйства;
вся сумма платы за землю, воду, трудовые
ресурсы по всем предприятиям и организациям, расположенным на территории
автономной республики;
поступления от всех местных налогов и
сборы с населения, а также налоги с кооперативных предприятий и общественных
организаций;
доходы от экспорта и таможенные доходы по
товарам и услугам, экспортируемым и импортируемым предприятиями и организациями
республиканского (АССР) и местного подчинения;
другие поступления и платежи в
соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР.
В 1990 году производятся следующие
нормативные отчисления в государственный бюджет Татарской АССР от
общегосударственных источников дохода:
40 процентов налога с оборота,
поступающего на территории республики;
9 процентов платежей из прибыли (дохода)
предприятий и организаций союзного и республиканского (РСФСР) подчинения;
35 процентов подоходного налога с
населения;
50 процентов поступлений от реализации
облигаций Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 года.
12. Совет Министров Татарской АССР самостоятельно
за счет собственных средств осуществляет финансирование:
капитальных вложений на строительство
производственных объектов и инфраструктуры республиканского (АССР) и местного
значения, городского транспорта, местных автомобильных дорог, жилых домов,
объектов социально-культурного и бытового назначения, подведомственного
хозяйства;
благоустройства
городов, рабочих поселков и других населенных пунктов, содержания и ремонта
подведомственного жилищного фонда, общеобразовательных школ и профессионально-технических
училищ, детских дошкольных учреждений, учреждений здравоохранения, культуры
республиканского (АССР) и местного подчинения, социального обеспечения, а также
проведения природоохранных мероприятий;
выплаты дифференцированных надбавок к
действующим закупочным ценам на производимые и потребляемые в автономной
республике сельскохозяйственные продукты;
затрат, связанных с организацией
приобщения к достижениям татарской национальной культуры, искусства, обучения
родному языку татарского населения, проживающего в других регионах страны, и
другими нуждами, отражающими специфику национального развития автономной
республики;
затрат на содержание республиканских
(АССР) и местных органов государственной власти и управления автономной
республики;
других расходов по экономическому и
социальному развитию автономной республики.
За счет средств автономной республики
также образуется резервный фонд Совета Министров Татарской АССР.
Природоохранные
мероприятия, проводимые по региональным программам, осуществляются
предприятиями и организациями за счет собственных средств и лимитов капитальных
вложений, выделяемых министерствам и ведомствам, а также бюджетных и
внебюджетных средств Совета Министров Татарской АССР и местных Советов народных
депутатов.
Совет Министров Татарской АССР в порядке
планирования и исполнения государственного бюджета автономной республики
самостоятельно определяет направления использования бюджетных средств, состав,
размеры и очередность осуществления бюджетных расходов, включая резервный фонд.
13. В целях расширения самостоятельности
Татарской АССР в вопросах планирования и использования
имеющихся на территории финансовых ресурсов предоставить Совету Министров
автономной республики следующие дополнительные права:
а) устанавливать для всех предприятий и
организаций республиканского (РСФСР, АССР) и местного подчинения, расположенных
на территории Татарской АССР, нормативы платы за трудовые ресурсы, землю и
воду, неиспользуемые отходы и вторичные ресурсы с предоставлением в необходимых
случаях льгот и скидок. При этом ставки платы за землю, воду и трудовые ресурсы
устанавливаются на основе общесоюзной методологии, могут дифференцироваться по
отдельным районам и городам автономной республики в зависимости от
экономической оценки земли, водо- и трудообеспеченности и должны быть едиными и стабильными для
всех предприятий данного района и города. Сохранить на 1990 год действующие для
предприятий и организаций союзного и республиканского подчинения ставки платы
за трудовые и природные ресурсы;
б) до введения
Закона СССР о едином налогообложении самостоятельно вводить новые и отменять
действующие местные налоги и сборы, определять порядок их введения и отмены, а
также устанавливать, исходя из общесоюзных методологических принципов и
законодательства СССР и РСФСР, ставки налогов с населения (кроме подоходного
налога), налога с доходов (прибыли) кооперативных и других общественных
организаций и льготы по этим налогам;
в) привлекать
дополнительные финансовые ресурсы, создавать внебюджетные фонды, в том числе
региональные фонды для финансирования местных целевых комплексных программ
социально-экономического развития, за счет привлечения на строго добровольной
основе денежных средств населения, предприятий и организаций путем выпуска
облигаций, проведения местных займов, денежно-вещевых лотерей, аукционов,
добровольных взносов предприятий (объединений), кооперативов, общественных
организаций и граждан, а также сумм, взимаемых с предприятий за загрязнение окружающей среды и некомплексное
использование сырья и отходов;
г) участвовать своими средствами в
деятельности предприятий и организаций, создавать финансово-кредитные
учреждения на акционерной или паевой основе.
Установить, что начиная
с 1990 года Совет Министров Татарской АССР разрабатывает сводный кредитный
план, в котором предусматриваются объемы кредитных ресурсов для финансирования
мероприятий социально-экономического развития автономной республики.
14. Установить, что в государственный
бюджет Татарской АССР зачисляются:
50 процентов суммы налога с оборота,
полученной от реализации непродовольственных товаров народного потребления,
выпущенных предприятиями и организациями, расположенными на территории
автономной республики, сверх заданий, установленных пятилетним планом (в
пределах сумм отчислений, поступающих в государственный бюджет РСФСР);
50 процентов
прибыли предприятий и организаций республиканского (РСФСР) подчинения,
полученной сверх исходных данных, доведенных на 1990 год, за исключением части
прибыли, которая в установленном порядке остается в распоряжении предприятий и
организаций, а также направляется на уплату процентов банкам;
50 процентов выявленных проверками
скрытых или заниженных доходов предприятий и организаций, расположенных на
территории автономной республики;
штрафы, наложенные на предприятия и
организации союзного и республиканского (РСФСР) подчинения всеми
контролирующими и правоохранительными органами за различные нарушения;
прибыль, полученная в результате
нарушения государственной дисциплины цен, выявленная инспекцией автономной
республики и местными контролирующими организациями.
15. Предоставить право Совету Министров
Татарской АССР в пределах заработанных средств:
увеличивать расходы (сверх
общегосударственного гарантированного уровня) на содержание учреждений
здравоохранения, народного образования, культуры, социального обеспечения и
спорта;
повышать в дополнение к установленному
законодательством СССР и РСФСР уровню размеры пособий на детей одиноким
матерям, многодетным и малообеспеченным семьям, устанавливать дополнительные
льготы инвалидам и престарелым, осуществлять помощь молодым семьям, имеющим
детей, и другим нуждающимся гражданам;
вводить надбавки к должностным окладам
работников учреждений здравоохранения, социального обеспечения, народного
образования, культуры и других отраслей, содержащихся за счет средств бюджета
автономной республики.
Для обеспечения финансовыми ресурсами
расходов, предусматриваемых в плане экономического и социального развития
автономной республики, Совет Министров Татарской АССР может использовать
средства союзного, республиканского (РСФСР) и других бюджетов на условиях
возвратности и платности, а также кредиты банков.
16. Установить, что Совет Министров
Татарской АССР самостоятельно разрабатывает государственный бюджет автономной
республики, который после утверждения Верховным Советом Татарской АССР
представляется в установленные сроки в Совет Министров РСФСР для включения в
государственный бюджет РСФСР.
Порядок составления и исполнения
государственного бюджета Татарской АССР определяется в соответствии с
законодательством СССР и РСФСР с учетом общесоюзных принципов бюджетного
планирования и финансирования. Разграничение доходов и
расходов государственного бюджета Татарской АССР между республиканским (АССР)
бюджетом и бюджетами районов и городов осуществляется в соответствии с
законодательством РСФСР (если иное по отдельным видам доходов не установлено
законодательством СССР) с учетом необходимости максимального укрепления
финансовой базы районных, городских, сельских и поселковых Советов народных
депутатов.
Для обеспечения финансовыми ресурсами
планируемых мероприятий исполкомы местных Советов народных депутатов вправе:
использовать средства бюджетов других
территорий на условиях возвратности и платности;
пользоваться кредитами государственных и
коммерческих банков, создавать на добровольной основе специальные,
централизованные фонды и фонды общественной инициативы.
17. Установить, что дополнительно
полученные в 1990 году доходы или экономия в расходах, включая централизованные
капитальные вложения, полностью остаются в распоряжении Совета Министров
Татарской АССР.
Потери в доходах и дополнительные расходы
в республиканском (АССР) и местных бюджетах автономной
республики союзным и республиканским (РСФСР) бюджетами не компенсируются.
Свободные остатки средств республиканского (АССР) и местных бюджетов в конце
года изъятию не подлежат и используются в следующем году на цели, определяемые
Советом Министров Татарской АССР и соответствующими Советами народных
депутатов.
В случае издания
законодательных актов Союза ССР и РСФСР и принятия решений Совета Министров
СССР, Совета Министров РСФСР, министерств и ведомств СССР и РСФСР, вызывающих
увеличение расходов или уменьшение доходов бюджета автономной республики, этому
бюджету возмещаются соответствующие средства; при уменьшении расходов или
увеличении доходов бюджета автономной республики образующиеся суммы передаются
в союзный или республиканский (РСФСР) бюджет. При принятии законодательных актов и решений
соответствующими органами Татарской АССР, которые влекут уменьшение доходов или
увеличение расходов союзного или республиканского (РСФСР) бюджетов,
соответствующие суммы передаются из государственного бюджета Татарской АССР в
союзный или республиканский (РСФСР) бюджет.
18. Для формирования
валютного фонда Совета Министров Татарской АССР расположенные на ее территории
и осуществляющие внешнеэкономическую деятельность предприятия и организации
республиканского (РСФСР и АССР) и местного подчинения отчисляют Совету
Министров Татарской АССР 25 процентов суммы их валютной выручки (в пределах
установленных им нормативов валютных отчислений Совету Министров РСФСР) и
предприятия союзного подчинения - 10 процентов средств своих валютных фондов.
Валютный фонд автономной республики используется прежде всего для приобретения оборудования и
новых технологий отраслей перерабатывающей промышленности, закупки медицинского
оборудования и товаров народного потребления.
Внешэкономбанку СССР рассмотреть вопрос
об открытии в Татарской АССР отделения Внешэкономбанка СССР.
В области
ценообразования
19. Совет Министров
Татарской АССР самостоятельно, на основе единых общегосударственных принципов
разрабатывает и утверждает оптовые, закупочные, розничные цены и тарифы на
продукцию, товары и услуги, производимые и потребляемые в основном в пределах
автономной республики (кроме цен, тарифов, утверждаемых в соответствии с
действующим законодательством Советом Министров СССР, Государственным комитетом
СССР по ценам, Советом Министров РСФСР, Государственным комитетом РСФСР по
ценам, министерствами и ведомствами, предприятиями, кооперативами и
общественными организациями).
20. Совету Министров Татарской АССР:
определить порядок и осуществить перевод
городов и районов автономной республики по мере их готовности к самоуправлению
на основе принципов хозяйственного расчета с учетом особенностей их социального
и экономического развития;
рассмотреть с Государственным комитетом
РСФСР по статистике вопрос о введении статистической отчетности, необходимой
для создания информационной базы управления в новых условиях хозяйствования, в
том числе по произведенному национальному доходу в автономной республике;
обобщить первые результаты работы
Татарской АССР в новых условиях и доложить о них Совету Министров РСФСР до 1
августа 1990 г. для подготовки предложений об изменениях законодательства и
совершенствовании управления социально-экономическим развитием автономных
республик РСФСР.
Председатель
Совета Министров СССР
Н.РЫЖКОВ
Председатель
Совета Министров РСФСР
А.ВЛАСОВ