| На главную | Контакты | Поиск на текущей странице: "Ctr+F" |


       Содержание библиотеки:

 

10 апреля 1990 года N 1421-1


 

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

 

ЗАКОН

 

ОБ ОСНОВАХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ СОЮЗА ССР,

СОЮЗНЫХ И АВТОНОМНЫХ РЕСПУБЛИК

 

Настоящий Закон определяет основы экономических отношений Союза ССР, союзных и автономных республик. Он основывается на принципах федерализма, экономической самостоятельности и взаимной ответственности Союза ССР, союзных и автономных республик. Законом разграничиваются полномочия Союза ССР и республик в экономической сфере, определяются их финансово - экономические отношения, устанавливаются правовые основы их участия в общесоюзном рынке, предусматриваются законодательные и договорные формы регулирования отношений Союза ССР и республик, гарантии прав союзных и автономных республик, автономных областей и округов, местных Советов народных депутатов и самостоятельности предприятий.

 

Статья 1. Компетенция Союза ССР в экономической сфере

 

1. Ведению Союза ССР подлежит:

установление законодательных основ хозяйственной деятельности СССР и функционирования общесоюзного рынка;

организация налоговой системы в СССР, установление общегосударственных налогов, сборов и обязательных платежей в бюджет, предельных размеров налогообложения;

составление, утверждение и исполнение союзного бюджета;

разработка перспектив социально - экономического развития страны, составление и реализация общесоюзных программ;

осуществление общей политики ценообразования, организация финансово - кредитной системы и единого денежного обращения;

образование общесоюзных резервных, страховых и других фондов;

установление общих норм и правил охраны окружающей среды и использования природных ресурсов;

управление железнодорожным, воздушным, морским и магистральным трубопроводным транспортом, оборонными объектами, космическими системами, Единой энергетической системой СССР, общесоюзными системами связи и информации, а также объектами, относящимися к общесоюзной государственной собственности в соответствии с законодательством СССР и соглашениями Союза ССР и республик;

координация деятельности республик в вопросах инвестиционной и амортизационной политики; науки и техники; занятости, миграции населения; народного образования, здравоохранения и культуры;

установление в СССР минимальных размеров оплаты труда, пенсионного и других видов социального обеспечения;

определение основ и проведение общесоюзной внешнеэкономической политики;

установление принципов организации таможенного дела на основе единства таможенной территории СССР, таможенных пошлин и таможенных сборов; определение границ экономической зоны и континентального шельфа СССР и их охрана;

предоставление Союзом ССР государственных займов и экономической помощи иностранным государствам, заключение соглашений о государственных займах и кредитах, получаемых Союзом ССР из иностранных источников;

защита экономических интересов Союза ССР, союзных и автономных республик, предприятий, организаций и граждан СССР за рубежом;

организация общесоюзной статистики и бухгалтерского учета;

организация единой патентной и метеорологической служб, службы единого времени, мер и весов, установление общесоюзных стандартов.

2. Союз ССР осуществляет законодательное регулирование сфер, отнесенных к его ведению, образует общесоюзные органы управления, в работе которых принимают участие представители союзных и заинтересованных автономных республик, заключает с республиками в необходимых случаях соглашения по экономическим вопросам.

 

Статья 2. Основы экономической самостоятельности союзных и автономных республик

 

1. Союзные и автономные республики полномочны решать экономические и социальные вопросы за исключением тех, которые Конституцией СССР, законодательством СССР и настоящим Законом отнесены к ведению Союза ССР.

2. Союзные и автономные республики на своих территориях с соблюдением законодательства СССР:

владеют, пользуются и распоряжаются землей, другими природными ресурсами в своих интересах и интересах Союза ССР;

принимают законы и другие нормативные акты, регулирующие условия хозяйственной деятельности на территории республик;

решают вопросы налогообложения и осуществляют бюджетную деятельность;

осуществляют регулирование экономического и социального развития на своей территории, а также участвуют в выработке общегосударственных решений по развитию экономики и путей их реализации;

регулируют инвестиционную деятельность и условия строительства на территории республики;

осуществляют регулирование цен исходя из общесоюзной политики ценообразования;

участвуют в регулировании денежного обращения, руководят деятельностью республиканских банков;

осуществляют внешнеэкономическую деятельность с учетом обязательств, предусмотренных в международных договорах СССР и соглашениях между Союзом ССР и республиками; ведут приграничную и прибрежную торговлю; регистрируют создаваемые совместные предприятия, международные объединения и организации, стимулируют внешнеэкономическую деятельность предприятий и организаций; формируют и используют республиканский валютный фонд;

решают вопросы социального развития, занятости населения, регулирования доходов населения, обеспечивают установленные законодательством СССР минимальные размеры оплаты труда, пенсионного и других видов социального обеспечения;

устанавливают нормы экологической безопасности и осуществляют природоохранную деятельность на территории республики, определяют лимиты и нормативы природопользования и осуществляют выдачу разрешений и наложение запретов на деятельность предприятий и организаций;

формируют республиканские органы государственного управления и определяют их функции;

решают другие вопросы экономического и социального развития, не относящиеся к ведению Союза ССР.

 

Статья 3. Основы финансовых и бюджетных отношений Союза ССР, союзных и автономных республик

 

1. Бюджетную систему СССР составляют союзный бюджет, самостоятельные республиканские (союзных и автономных республик) и местные бюджеты.

Порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения союзного бюджета определяется Верховным Советом СССР, а порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения республиканских бюджетов союзных и автономных республик - законодательством этих республик.

2. К ведению Союза ССР относится установление взимаемых на всей территории СССР и направляемых полностью или частично на формирование союзного бюджета общегосударственных налогов, сборов и обязательных платежей. Перечень и размеры ставок таких налогов, сборов и платежей определяются Верховным Советом СССР.

Органы государственной власти и управления союзных и автономных республик решают вопросы взимания общегосударственных налогов и других общегосударственных обязательных платежей в пределах, установленных законодательством Союза ССР.

3. Союзные и автономные республики в соответствии с законодательством Союза ССР устанавливают взимаемые на своей территории и зачисляемые в их бюджеты республиканские налоги, сборы и обязательные платежи, включая платежи за природные ресурсы.

4. Доходы союзного бюджета формируются за счет общегосударственных налогов, сборов и обязательных платежей (за исключением части, зачисляемой в республиканские бюджеты союзных и автономных республик, в бюджеты автономных областей и округов и местные бюджеты), доходов от использования общесоюзной собственности и проводимых союзными органами мероприятий. Перечень доходных источников и структура расходов союзного бюджета, включая расходы на выдачу субвенций союзным и автономным республикам, определяются Верховным Советом СССР.

5. Союзные органы совместно с органами союзных и автономных республик образуют фонды регионального развития, резервный, инновационный, природоохранный и другие общесоюзные фонды для финансирования общесоюзных и межреспубликанских научно - технических, экономических, социальных, природоохранных и других программ, а также работ по предотвращению и ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф и аварий.

6. Государственный банк СССР осуществляет регулирование денежного обращения на базе единой денежной единицы - рубля, эмиссию денег, устанавливает курс рубля по отношению к иностранным валютам, правила его обмена, порядок продажи и покупки валютных ценностей, проводит единую кредитную политику во внешнеэкономических связях.

 

Статья 4. Общесоюзный рынок

 

1. Основой формирования и функционирования общесоюзного рынка является самостоятельность предприятий, объединений, организаций и индивидуальных товаропроизводителей, осуществляющих свою хозяйственную деятельность в условиях состязательности и равноправия всех форм собственности с учетом антимонопольного и иного законодательства о рынке.

Экономические отношения предприятий, объединений, организаций и индивидуальных товаропроизводителей с республиканскими органами управления и местными органами самоуправления строятся на налоговой и договорной основе, если иное не предусмотрено законодательством.

2. Законодательством СССР определяются полномочия государственных органов Союза ССР, союзных и автономных республик по регулированию и защите общесоюзного рынка, а также права и обязанности его участников, их преимущества и льготы.

3. Товарообмен на территории СССР складывается в условиях открытости республиканских рынков и отсутствия таможенных барьеров за исключением рынков, организуемых в зонах свободного предпринимательства, для которых союзным и республиканским законодательством устанавливаются особые экономические и правовые режимы.

В сфере межреспубликанского товарообмена не допускается дискриминация какой-либо республики, ее юридических лиц и граждан.

Союзные, автономные республики без взаимного согласования с другими союзными, автономными республиками не вправе вводить ограничения на ввоз - вывоз товаров и финансовых ресурсов, препятствовать транзиту грузов через их территорию, перемещению за ее пределы имущества и денежных средств, находящихся в собственности граждан и юридических лиц других республик, вводить транзитные платежи.

4. Союзные и автономные республики на своей территории вправе в пределах своей компетенции регулировать рынок товаров и услуг через системы налогообложения и ценообразования, стимулировать производство и устанавливать льготы по реализации отдельных видов товаров за счет республиканского бюджета.

5. Союзные и автономные республики на своей территории в пределах своей компетенции законодательно устанавливают единый для всех инвесторов порядок приобретения имущества и осуществления капитальных вложений. Республиканским законодательством гарантируется инвесторам выбор подрядных организаций, а также возвращение вложенных инвестиций и вывоз полученных доходов.

6. Кредитное, расчетное и страховое обслуживание субъектов хозяйствования осуществляют учреждения Государственного банка СССР, самостоятельные коммерческие банки, страховые общества и иные кредитные учреждения, создаваемые и действующие в соответствии с законодательством СССР и республик.

7. Выпуск и обращение акций и других ценных бумаг на общесоюзном рынке осуществляются в соответствии с союзным и республиканским законодательством.

 

Статья 5. Договорные формы экономических связей Союза ССР, союзных и автономных республик

 

1. Экономические отношения Союза ССР и республик, а также республик между собой, не предусмотренные соответствующим законодательством, регулируются двусторонними и многосторонними соглашениями. На договорной основе решаются вопросы межреспубликанского обмена и передачи друг другу находящегося в их собственности имущества, создаются совместные предприятия, организации, учреждения и единые органы управления, формируются фонды для совместного решения социально - экономических задач. Соглашениями может предусматриваться обмен необходимой плановой, прогнозной, коммерческой, научно - технической и другой информацией.

Предметом межреспубликанских соглашений не могут быть совместные действия, ущемляющие интересы других республик или ведущие к подрыву единства общесоюзного рынка.

2. Союзные и автономные республики вправе учреждать в столице Союза ССР и столицах других республик свои представительства, содержащиеся за счет средств республиканских бюджетов.

Органы государственного управления Союза ССР могут создавать с согласия республики на ее территории свои службы и подразделения.

 

Статья 6. Гарантии экономической самостоятельности союзных и автономных республик

 

1. Союзные и автономные республики участвуют в решении экономических и социальных вопросов, отнесенных к ведению Союза ССР, на Съезде народных депутатов СССР, в Верховном Совете СССР, Президиуме Верховного Совета СССР, Совете Федерации, Правительстве СССР и других органах Союза ССР. Вопросы, связанные с соблюдением Союзного договора, рассматриваются Советом Федерации с участием высших государственных должностных лиц автономных республик, автономных областей и округов.

2. Высшие органы государственной власти республик могут вносить вопросы о соответствии Конституции СССР и законам СССР актов высших органов государственной власти и управления Союза ССР, регулирующих экономические отношения, на рассмотрение Комитета конституционного надзора СССР.

3. Союзные и автономные республики вправе обращаться к Президенту СССР с ходатайством о приостановлении действия постановлений и распоряжений Совета Министров СССР, противоречащих экономическим интересам этих республик.

4. Высшие органы государственного управления союзных и автономных республик вправе опротестовывать в Совет Министров СССР акты подведомственных ему органов управления, противоречащие экономическим интересам республик. Совет Министров СССР в месячный срок рассматривает этот протест и принимает окончательное решение.

Правительства республик могут приостанавливать на своей территории действие опротестуемых актов на время их рассмотрения.

5. Разногласия по экономическим вопросам между Правительством Союза ССР, союзными и автономными республиками, а также между республиками, возникающие при исполнении законов СССР, постановлений и распоряжений Правительства СССР, рассматриваются Верховным Советом СССР с учетом рекомендаций Совета Федерации.

 

Статья 7. Гарантии экономической самостоятельности автономных областей и округов, органов местного самоуправления и предприятий

 

1. Компетенция автономных областей и округов в экономической сфере определяется законами СССР и союзных республик, которые гарантируют право автономных областей и округов на самостоятельное хозяйствование.

2. Автономные области и округа в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик на своей территории владеют, пользуются и распоряжаются землей, другими природными ресурсами, а также имуществом, находящимся в их собственности.

3. Автономные области и округа обеспечивают комплексное социально - экономическое развитие на своей территории, самостоятельно формируют и исполняют свои бюджеты, осуществляют меры по укреплению финансовой базы органов местного самоуправления, устанавливают и регулируют в пределах своей компетенции цены, участвуют в определении лимитов и нормативов природопользования на их территории, в соответствии с союзным и республиканским законодательством выдают разрешения и накладывают запреты на деятельность субъектов хозяйствования, осуществляют внешнеэкономическую деятельность, а также решают другие вопросы, отнесенные к их компетенции.

4. Права органов местного самоуправления обеспечиваются Законом СССР "Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР", другими законодательными актами Союза ССР, союзных и автономных республик.

5. Союзные и автономные республики, автономные области и округа, местные Советы народных депутатов обеспечивают в соответствии с законодательными актами Союза ССР и республик самостоятельность и равные правовые условия деятельности находящихся на их территории предприятий, объединений и организаций независимо от видов их организационных структур и форм собственности.

 

Статья 8. Ответственность Союза ССР, союзных и автономных республик за невыполнение обязательств

 

1. Союз ССР, союзные и автономные республики несут ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств в экономической сфере, устанавливаемых соглашениями. Санкции за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств предусматриваются этими соглашениями.

2. Хозяйственные споры, вытекающие из экономических соглашений между союзными и республиканскими органами управления, органами управления союзных и автономных республик, рассматриваются по инициативе заинтересованной стороны Государственным арбитражем СССР.

3. Органы управления Союза ССР в случае реализации ими своих решений, принятых в нарушение действующего законодательства без согласования с союзной или автономной республикой и нанесших ущерб республике, обязаны по требованию республики устранить отрицательные последствия таких решений и возместить ущерб.

4. В случае принятия органами союзной или автономной республики решений, нарушающих права и охраняемые законом интересы других республик и Союза ССР, убытки компенсируются республикой, принявшей такое решение.

5. Все споры по экономическим вопросам, в том числе о возмещении убытков, между Союзом ССР, союзными и автономными республиками, автономными областями и округами рассматриваются в порядке третейского разбирательства или Верховным Судом СССР.

 

Статья 9. Регулирование особых условий экономической самостоятельности союзных и автономных республик

 

1. Союзом ССР по инициативе республик могут устанавливаться для них в законодательном порядке особые экономические условия без ущемление законных интересов остальных республик и Союза ССР.

2. Полномочия союзных и республиканских органов управления в отдельных сферах хозяйственной деятельности могут перераспределяться на основе взаимных соглашений Союза ССР, союзных и автономных республик.

 

Президент Союза Советских

Социалистических Республик

М.ГОРБАЧЕВ

Москва, Кремль

10 апреля 1990 года

N 1421-1

 

 







Яндекс цитирования



Интернет архив законодательства СССР. Более 20000 нормативно-правовых актов.
СССР, Союз Советских Социалистических республик, Советская власть, законодательство СССР, Ленин, Сталин, Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, история СССР.

© LibUSSR.RU, 2011 - 2024