МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РСФСР
ПРИКАЗ
от 11 апреля 1990 г. N 76
О ДАЛЬНЕЙШЕМ УЛУЧШЕНИИ САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ ПОМОЩИ
ДЕТЯМ С НЕТУБЕРКУЛЕЗНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ В РСФСР
В системе охраны здоровья детей,
профилактики хронических заболеваний важное место принадлежит
санаторно-курортной помощи как этапу восстановительного лечения и оздоровления.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров
СССР от 19.11.87 N 1318 "Основные направления развития охраны здоровья
населения и перестройки здравоохранения СССР в двенадцатой пятилетке и на
период до 2000 года" поставлена задача обеспечить
к 1995 г. нуждающихся детей различными видами санаторно-курортного лечения.
В настоящее время в республике
функционирует 405 детских санаториев нетуберкулезного профиля на 44,8 тыс.
коек, из них 21 санаторий республиканского подчинения на 4965 коек.
За годы XII пятилетки по всем источникам
финансирования введено в строй санаториев для детей на 1075 мест в восьми
территориях РСФСР (Ставропольский край, Владимирская, Кировская, Воронежская,
Пермская области, Северо-Осетинская, Марийская АССР, г. Ленинград), в стадии
строительства находится 11 санаториев на 1551 место.
В соответствии с
решением Секретариата ЦК КПСС, распоряжением Совета Министров РСФСР в целях
улучшения санаторно-курортной помощи детям Министерству здравоохранения РСФСР в
1988 - 1989 годах передан ряд учреждений, в которых организованы детские
республиканские санатории: пульмонологический санаторий "Кратово" мощностью 240 коек для детей дошкольного
возраста, кардиоревматологический санаторий "Клязьма"
на 100 коек, санаторий "Бимлюк" на 250
коек, 2 санатория для детей с родителями
"Горячий ключ" на 90 коек и "Вулан"
на 300 коек.
Ежегодно в детских санаториях системы
Минздрава РСФСР оздоравливается более 200 тыс. детей.
В ряде санаториев Ставропольского, Краснодарского краев, Владимирской,
Горьковской, Московской областей обеспечено высокое качество
лечебно-оздоровительной работы с широким использованием естественных и преформированных лечебных факторов.
Более активно в последние годы стали
использоваться и другие формы санаторного лечения: оздоровление детей в
санаторных пионерских лагерях, санаторных группах детских дошкольных
учреждений, санаториях-профилакториях промышленных предприятий. Получают
развитие санатории для совместного пребывания детей с родителями.
Ведутся поиски оптимальных форм
организации санаторной помощи. Так, Горьковский научно-исследовательский
педиатрический институт проводит совместную с Северо-Кавказским зональным
управлением специализированных санаториев научно-практическую работу по
этапному лечению детей с хроническими заболеваниями органов пищеварения,
изучению непосредственных и отдаленных результатов санаторно-курортного
лечения, разработке информативных критериев эффективности лечения.
Однако санаторно-курортная помощь детям в
РСФСР по-прежнему является одним из самых запущенных разделов здравоохранения.
Такая оценка особенно тревожна в связи с наблюдающейся в последние годы
тенденцией ухудшения состояния здоровья детей. Нарастает количество хронических
заболеваний. За период с 1985 г. число детей, состоящих под диспансерным
наблюдением, увеличилось на 1,2 млн. человек, или на 12,4 процента, в том числе
по поводу детского церебрального паралича на 15,5 процента, анемии - на 17,2
процента, заболеваний ЛОР-органов - на 14,1 процента, бронхиальной астмы - на 10,9 процента, ревматоидного полиартрита - на 20
процентов. Отмечается рост госпитализированных детей в больницы с 6,6 до 7,3
млн. Однако только 6,5 процента детей, из числа находящихся под диспансерным
наблюдением по поводу хронической патологии и нуждающихся в санаторном лечении,
получают его.
За годы XI пятилетки и 4 года текущей в
большинстве административных территорий не введено ни одной детской санаторной
койки. Число детских санаториев сократилось с 413 до 405, а число мест в них с
45,6 тыс. до 44,8 тыс.
Несмотря на задания
Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20.06.88 N 764 "О мерах
по дальнейшему улучшению охраны здоровья населения и укреплению
материально-технической базы здравоохранения", одноименного Постановления
Совета Министров РСФСР от 06.10.88 N 427 и Приказа Минздрава РСФСР от 12.12.88
N 321, 11 административных территорий не включили строительство детских
санаториев в план и на XIII пятилетку, в том числе Калмыцкая АССР и Камчатская область,
где нет ни одного детского санатория.
Недостаточно привлекаются и используются
средства промышленных предприятий, новые формы хозяйствования для укрепления
материально-технической базы детских санаториев.
В целом по республике обеспеченность
детскими санаторными койками составляет 13,2 на 10 тыс. детского населения
(СССР - 11,0, норматив - 20,9).
Тяжелое положение с санаторной помощью
детям сложилось в Приморском крае, Якутской АССР, Амурской, Мурманской,
Тюменской, Читинской областях, где обеспеченность санаторными койками
составляет от 1,5 до 3 на 10 тыс. детского населения.
В то же время отмечается крайне
неудовлетворительное состояние материально-технической базы и существующих
детских санаториев.
В республике лишь
15 процентов детских санаториев расположены в типовых зданиях, 35 процентов в
зданиях ветхого фонда, без канализации и водопровода, нередко с печным
отоплением, 50 процентов имеют мощность 30 - 90 коек.
Только 47 процентов местных детских
санаториев имеют кабинеты функциональной диагностики, 13 процентов -
биохимические лаборатории, 70 процентов - клинические, 3 процента - климатоверанды, 11 процентов - водолечебницы.
В таких учреждениях нет возможности
организовать лечебно-диагностический процесс на должном уровне, использовать в
полном объеме современные медицинские технологии. Большинство детских
санаториев плохо обеспечены современной медицинской
аппаратурой и оборудованием. В связи с отсутствием табеля оснащения санаториев
различного профиля затруднено определение их потребности в медицинской технике.
Значительный дефицит детских санаторных
коек и неудовлетворительные условия их размещения обусловили нерациональное
профилирование сети без учета структуры заболеваемости детей. Наиболее
недоступна санаторная помощь детям с заболеваниями почек, желудочно-кишечного
тракта, детским церебральным параличом. Практически отсутствуют санатории для
детей, страдающих сахарным диабетом. В подавляющем большинстве санаториев дети
принимаются на лечение лишь с 4-летнего возраста.
Вместе с тем, при крайне низком удовлетворении
потребности имеющиеся детские санатории используются неэффективно.
Так, в детских санаториях Вологодской,
Курганской, Оренбургской, Пермской областей, Башкирской, Удмуртской, Якутской
АССР охват физиопроцедурами не превышает 40
процентов. В целом по РСФСР низок процент использования бальнеологических
факторов - 22.
Отсутствует преемственность в работе
санаториев с местными органами здравоохранения, лечебно-профилактическими
учреждениями. В результате много фактов неиспользования санаторных путевок, опозданий,
досрочных отъездов. Формально работают санаторно-курортные отборочные комиссии
детских поликлиник. В лечебно-профилактических учреждениях не ведется
надлежащий учет больных детей по профилям заболеваний, с определением
нуждаемости в санаторно-курортном лечении. Нередко дети направляются в
санатории недообследованными, с несанированными
очагами хронической инфекции, среди направленных растет число детей с
противопоказаниями для лечения в условиях санатория. Например, в
республиканские детские нетуберкулезные санатории Северо-Кавказского зонального
управления специализированных санаториев в 1989 г. было направлено 386 детей с
противопоказаниями (в 1985 г. - 101).
Руководители санаториев недостаточно
используют свои права по обеспечению эффективной работы учреждения, не всегда
принимают оперативные самостоятельные решения.
В большинстве детских санаториев не
организовано сбалансированное и рациональное диетическое питание. Предпочтение
отдается крупяным блюдам, на гарниры мало используются овощи, дети не получают
достаточного количества фруктов, молока и молочных продуктов. Отмечаются
нарушения санитарно-противоэпидемического режима в пищеблоках.
Принципиально новых решений требует
организация учебно-воспитательной работы в санаториях, которые должны быть
местом не только медицинской, но и психолого-педагогической реабилитации.
Учебно-воспитательный процесс не адаптирован к этапам лечебно-оздоровительных
мероприятий.
Однако до настоящего времени научно
разработанные приемы, методы и способы организации учебной деятельности
ребенка, адекватные его физическому состоянию, характеру особенностей
психологического состояния и психических отклонений, которые обусловлены его
заболеванием, отсутствуют.
Не изжиты факты нарушений медицинской
этики и деонтологии, что неблагоприятно действует на морально-психологическое
состояние ребенка.
Не внедряются оптимальные сроки лечения
детей в санаториях; до сих пор сроки лечения приравниваются к продолжительности
учебной четверти - 35, 45, 60 и 72 дня, что, по заключению специалистов,
снижает эффективность лечения, приводит к экономическим издержкам,
нерентабельному использованию дефицитной санаторной койки.
Научно-исследовательские институты
курортологии и физиотерапии, педиатрии, медицинские институты не обеспечивают
должной практической и методической помощи за работой детских нетуберкулезных
санаториев.
Не определены роль
и место санаторно-курортных учреждений в системе восстановительного лечения
детей. Не разработана методология оценки
эффективности и отдаленных результатов лечения. Практически отсутствует
совместная деятельность научных подразделений и детских санаториев, нет
научно-практических объединений, клинических санаториев. Не решены вопросы
подготовки специалистов для работы в детских санаториях.
В республике нет ни одной кафедры детской
курортологии.
Неэффективна роль главных специалистов
всех уровней в решении актуальных задач санаторной помощи детям, внедрении
интенсивных путей ее развития. Зональные управления специализированных
санаториев Минздрава РСФСР не выполняют возложенные на них функции по
совершенствованию санаторно-курортной помощи детям, координации деятельности
местных органов здравоохранения по развитию службы.
В целях коренной перестройки организации
санаторной помощи детям, ее совершенствования, развития и повышения качества
приказываю:
1. Министрам здравоохранения АССР,
заведующим краевыми, областными отделами здравоохранения, начальникам главных
управлений и управлений здравоохранения, начальникам зональных управлений
специализированных санаториев, главным врачам республиканских детских
санаториев:
1.1. Обеспечить
безусловное выполнение Постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР от
19.11.87 N 1318 "Основные направления развития охраны здоровья населения и
перестройки здравоохранения в XII пятилетке и на период до 2000 года", от
20.06.88 N 764 "О мерах по дальнейшему улучшению охраны здоровья населения
и укреплению материально-технической базы здравоохранения",
соответствующего постановления Совета Министров РСФСР, приказов Минздравов СССР и РСФСР в части дальнейшего развития
и совершенствования санаторной помощи детям.
1.2. Осуществить в течение 1990 г.
паспортизацию материальной базы и оснащения детских санаториев. На основе
полученных данных обеспечить развитие материально-технической базы детских
санаториев и оснащение их медицинским оборудованием и аппаратурой. Результаты
паспортизации представить в Министерство здравоохранения РСФСР к 01.02.91.
1.3. С учетом местных условий
организовать на базе существующих детских санаториев заезды детей с родителями,
в первую очередь для детей дошкольного возраста, страдающих эндокринной
патологией, заболеваниями нервной системы, опорно-двигательного аппарата.
1.4. Для обеспечения преемственности в
лечении детей, совершенствования системы восстановительного их лечения
перепрофилировать местные детские нетуберкулезные санатории мощностью от 30 до
90 коек в отделения восстановительного лечения и долечивания детских
стационаров, предусмотрев в них организацию реабилитационных отделений не менее
3 основных профилей: соматического, аллергопульмонологического
и неврологического.
1.5. В целях эффективного использования
детских санаториев и санаторных факторов в лечении детей обеспечить во всех
санаториях, не располагающих гидроминеральной базой, внутренний прием бутылочных
минеральных вод, а также проведение искусственной бальнеотерапии (йодо-бромных,
хлоридно-натриевых, углекислых, радоновых, морских и хвойных ванн) в
соответствии с существующими методиками.
1.6. В течение 1990 г. отработать в
республике (АССР), крае, области базовый детский санаторий для распространения
современных форм работы и повышения квалификации кадров; утвердить положение о
нем.
1.7. Обеспечить укомплектование детских
санаториев медицинскими кадрами; провести в 1990 г. аттестацию медицинских работников
этих учреждений и по ее результатам принять меры к повышению их квалификации.
1.8. Шире использовать права,
предоставленные руководителям учреждений здравоохранения по установлению штатов
детских санаториев с учетом существующей номенклатуры должностей и в пределах
планового фонда заработной платы, имея в виду формирование потенциала кадров
для эффективного лечения с использованием санаторно-курортных и преформированных факторов.
1.9. Предоставить право главным врачам
санаториев устанавливать индивидуальные сроки лечения детей в зависимости от
состояния и динамики процесса, при этом в среднем 35 - 45 дней на курортах и в
местных санаториях и 24 дня в санаториях для детей с родителями. В санаториях
для лечения детей с церебральными параличами - не менее 60 дней.
1.10. Улучшить организацию и повысить
качество лечебного питания детей в санаториях, установить действенный контроль за соблюдением натуральных норм расходов на
питание, учетом поступления и расходования продуктов.
1.11. В целях дальнейшего совершенствования
организации санаторно-курортной помощи детям, четкого учета медицинской
эффективности, правильного комплексного лечения внедрить в деятельность всех
санаториев "Критерии эффективности санаторно-курортного лечения детей с
использованием балльной оценки", утвержденные Минздравом СССР 03.05.89.
1.12. Принять меры к оптимизации работы
санаторно-курортных отборочных комиссий, не допускать случаев неиспользования
путевок, направления недообследованных, непоказанных
и противопоказанных детей в санатории. Применять к виновным лицам меры
дисциплинарного воздействия, предусмотренные действующим законодательством, в
необходимых случаях передавать материалы в следственные органы.
2. Проблемным научным центрам
"Медицинская реабилитация, бальнео- и
физиотерапия" (т. Кривобоков Н.Г.), "Материнство и детство" (т. Вельтищев Ю.Е.) в срок до 01.07.90 разработать и
представить в Министерство здравоохранения РСФСР:
2.1. Целевую научно-практическую
программу восстановительного лечения и оздоровления детей, включив в нее
разделы по разработке организационной структуры указанного вида помощи и
совершенствованию санаторно-курортного этапа.
2.2. Медицинские рекомендации по
оптимальным формам обучения детей в санаториях с учетом профиля патологии.
3. Директору Пятигорского НИИ
курортологии и физиотерапии т. Кривобокову Н.Г.:
3.1. Разработать и представить в срок до
01.07.90 предложения по созданию в РСФСР:
3.1.1. Научно-практических объединений:
НИИ - профильный республиканский детский санаторий.
3.1.2. Функциональных объединений
профильных отделений детских больниц с санаториями (местными и
республиканскими) и специализированные центры.
3.1.3. Клинических санаториев с указанием
научной и практической базы.
3.2. С учетом социальной значимости
проблемы сахарного диабета, тенденции к росту этой патологии - предложения по
организации санаторного лечения детей, страдающих сахарным диабетом.
3.3. В срок до 01.07.90 составить
перечень имеющих практическое значение и рекомендуемых для внедрения
методических рекомендаций по санаторно-курортной помощи детям на основе
экспертной их оценки.
4. Главному управлению охраны здоровья
матери и ребенка (т. Зелинская Д.И.), отделу санаторной помощи (т. Абдулаева Н.В.) в срок до 01.08.90 подготовить социальный
заказ на выполнение НИР по проблемам совершенствования санаторной помощи детям
для включения в программу ПНЦ "Медицинская реабилитация, бальнео- и физиотерапия" на XIII пятилетку.
5. Начальнику Главного управления научных
учреждений т. Шабалину В.Н. рассмотреть в установленном порядке вопрос о
создании в РСФСР в XIII пятилетке НИИ детской курортологии и физиотерапии.
6. Главному управлению учебных заведений
(т. Мутовин Г.Р.) до 01.09.90 решить вопрос о переводе кафедры курортологии и
физиотерапии факультета усовершенствования врачей Кубанского медицинского
института им. Красной Армии на базу республиканского детского санатория им.
Н.А. Семашко г. Сочи, преобразовав ее в кафедру детской курортологии и
физиотерапии.
7. Управлению капитального строительства
и комплектации (т. Айрапетов В.Б.), отделу санаторной помощи (т. Абдулаева Н.В.):
7.1. Обеспечить действенный контроль за выполнением задания Постановления Совета
Министров РСФСР от 06.10.88 N 427 "О мерах по дальнейшему улучшению охраны
здоровья населения и укреплению материально-технической базы здравоохранения в
РСФСР" и одноименного Приказа Минздрава РСФСР в части строительства
детских санаториев.
7.2. Принять меры к строительству и вводу
в 1991 - 1995 годах республиканских детских санаториев на 780 мест.
8. Отделу санаторной помощи (т. Абдулаева Н.В.), Главному планово-экономическому управлению
(т. Климкин М.В.) до 01.11.90 подготовить предложения по переводу детских
санаториев на новые условия хозяйствования.
9. Отделу санаторной помощи (т. Абдулаева Н.В.):
9.1. В целях
рационального использования республиканских детских санаториев, повышения
эффективности их работы в течение 1990 г. изучить использование органами
здравоохранения выделяемых путевок и на основе проведенного анализа подготовить
предложения по изменению плана распределения бюджетных путевок в санатории
республиканского подчинения для детей с нетуберкулезными заболеваниями и
клиники НИИ курортологии и физиотерапии, а также предложения по предоставлению
руководителям республиканских санаториев самостоятельного права вызывать
детей на повторные курсы лечения.
9.2. Постоянно изучать и обобщать опыт
лучших детских санаториев по эффективной организации работы и принимать меры к
его распространению и внедрению в деятельность всех санаторно-курортных
учреждений, оказывающих помощь детям.
9.3. В целях дальнейшего
совершенствования управления санаторно-курортной помощи детям, повышения ее
качества, улучшения взаимодействия науки и практики, а также формирования
механизма обратной связи санаториев с органами и учреждениями здравоохранения
организовать в установленном порядке в 1991 г. Центральный республиканский
детский клинический санаторий.
10. Заместителю министра здравоохранения
РСФСР т. Ваганову Н.Н. совместно с Главным планово-экономическим управлением
(т. Климкин М.В.) в срок до 01.06.90 внести предложения по совершенствованию
структуры управления санаторной помощью в республике.
11. В целях повышения уровня
организационно-методического руководства и координации научных исследований
создать Координационный совет по санаторно-курортному лечению детей Минздрава
РСФСР (Приложение).
12. Контроль за
выполнением настоящего Приказа возложить на заместителя министра
здравоохранения РСФСР т. Ваганова Н.Н. и Управление делами.
Первый заместитель Министра
В.Г.ПАНОВ
Приложение
к Приказу Минздрава РСФСР
от 11 апреля 1990 г. N 76
ПОЛОЖЕНИЕ
О КООРДИНАЦИОННОМ СОВЕТЕ МИНЗДРАВА РСФСР
ПО САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ
1. Общие положения
1. Координационный совет по
санаторно-курортной помощи детям организуется при Министерстве здравоохранения
РСФСР.
2. Основными задачами совета являются:
2.1. Разработка мероприятий, направленных
на дальнейшее совершенствование санаторно-курортной помощи детям.
2.2. Подготовка материалов для обсуждения
вопросов санаторно-курортной помощи детям на совещаниях, конференциях,
комиссиях и т.д.
2.3. Рассмотрение предложений,
поступающих от органов здравоохранения, Советского детского фонда имени В.И.
Ленина и других организаций в Министерство здравоохранения РСФСР по вопросам
санаторно-курортной помощи детям.
2.4. Проверка деятельности органов и
учреждений здравоохранения по вопросам санаторной помощи детям.
2.5. Изучение и распространение опыта
работы лучших санаториев по организации санаторного лечения детей.
3. Персональный состав Координационного
совета Минздрава РСФСР по санаторно-курортной помощи детям учреждается
Министерством здравоохранения РСФСР.
4. Совет в своей деятельности
руководствуется законами СССР, РСФСР, постановлениями и распоряжениями Совета
Министров СССР, Совета Министров РСФСР, приказами и решениями коллегий
Минздрава СССР и Минздрава РСФСР.
5. Совет разрабатывает и утверждает
годовые и квартальные планы и обеспечивает их выполнение.
6. Заседания Совета проводятся не реже
двух раз в год. Решения Совета принимаются открытым голосованием и являются
рекомендательными для местных органов здравоохранения после утверждения их
Министерством здравоохранения РСФСР.
2. Основные функции
и права Совета
1. В соответствии с основными задачами
Координационный совет Минздрава РСФСР по санаторно-курортной помощи детям:
1.1. Изучает, анализирует и обобщает опыт
работы органов и учреждений здравоохранения по совершенствованию
санаторно-курортной помощи детям.
1.2. Рассматривает предложения местных
органов и учреждений здравоохранения, Советского детского фонда имени В.И.
Ленина и других организаций по вопросам санаторно-курортной помощи детям.
1.3. Разрабатывает и дает рекомендации
местным органам и учреждениям здравоохранения по совершенствованию организации
санаторной помощи детям.
1.4. На основе изучения и обсуждения
отдельных проблем по организации санаторно-курортной помощи детям вносит
предложения руководству Министерства здравоохранения РСФСР по дальнейшему
улучшению оказания санаторной помощи детям.
2. Координационный совет Минздрава РСФСР
по санаторно-курортной помощи детям имеет право:
2.1. Знакомиться с состоянием работы
органов и учреждений здравоохранения по организации санаторно-курортной помощи
детям.
2.2. Запрашивать и получать от местных
органов и учреждений здравоохранения материалы по санаторно-курортной помощи
детям для изучения и обсуждения на заседаниях Совета.
2.3. Заслушивать на заседаниях Совета
отдельных руководителей местных органов и учреждений здравоохранения по
вопросам организации обеспечения детей санаторно-курортной помощью.
2.4. При рассмотрении вопросов,
затрагивающих интересы других министерств и организаций, на заседания могут
приглашаться их представители.
2.5. Для подготовки материалов на
рассмотрение Совета могут создаваться рабочие группы.
Начальник отдела
санаторной помощи
Н.В.АБДУЛАЕВА