МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР
ПРИКАЗ
от 4 мая 1990 г. N 188
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О
ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОМ
УЧРЕЖДЕНИИ, РАБОТАЮЩЕМ В УСЛОВИЯХ НОВОГО
ХОЗЯЙСТВЕННОГО
МЕХАНИЗМА, И ИНСТРУКЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ УСТАВА
ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ОБЪЕДИНЕНИЯ)
В целях совершенствования организации
управления лечебно-профилактических учреждений в новых условиях хозяйствования,
расширения самостоятельности первичных звеньев здравоохранения и упорядочения
их деятельности в соответствии с требованиями нового хозяйственного механизма.
I. Утверждаю:
1. Положение о лечебно-профилактическом
учреждении, работающем в условиях нового хозяйственного механизма (Приложение
1).
2. Инструкцию по составлению Устава
лечебно-профилактического учреждения (объединения) (Приложение 2).
II. Приказываю:
1. Министрам здравоохранения союзных и
автономных республик, заведующим областными (краевыми) отделами
здравоохранения, начальникам Главных управлений и Управлений здравоохранения
принять к руководству и исполнению Положение о лечебно-профилактическом
учреждении, работающем в условиях нового хозяйственного механизма и Инструкцию
по составлению Устава лечебно-профилактического учреждения (объединения).
1.1. Пересмотреть организационную структуру
управления сети лечебно-профилактических учреждений, поставив задачу расширения
их самостоятельности и обеспечить условия для практической реализации прав
лечебно-профилактических учреждений по мере их перехода на новые условия
хозяйствования.
1.2. Обеспечить подготовку Уставов во
всех подведомственных лечебно-профилактических учреждениях (объединениях) в
течение календарного года со дня выхода настоящего Приказа, независимо от
условий хозяйствования.
1.3. Считать утратившими силу для
лечебно-профилактических учреждений, перешедших на новые условия
хозяйствования, Приказы Минздрава СССР N 395 от 31.07.63 "О состоянии и
мерах по дальнейшему улучшению стационарного обслуживания населения СССР",
N 1000 от 23.09.81 "О мерах по совершенствованию организации работы
амбулаторно-поликлинических учреждений" с момента утверждения Устава.
2. ВНИИ социальной гигиены, экономики и
управления здравоохранением им. Н.А. Семашко (тов. Щепин О.П.) до 1 июля 1990
г. представить в Минздрав СССР методические рекомендации по разработке Устава
лечебно-профилактического учреждения (объединения).
3. Настоящий Приказ разрешается
тиражировать в необходимом количестве.
4. Контроль за
выполнением Приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения СССР тов.
Царегородцева А.Д.
Министр
И.Н.ДЕНИСОВ
Приложение 1
к Приказу Министерства
здравоохранения СССР
от 4 мая 1990 г. N 188
ПОЛОЖЕНИЕ
О ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОМ УЧРЕЖДЕНИИ,
РАБОТАЮЩЕМ В УСЛОВИЯХ НОВОГО
ХОЗЯЙСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА
I. Общие положения
1.1. Лечебно-профилактическое учреждение
(ЛПУ) является самостоятельным учреждением здравоохранения и предназначено для
оказания различных видов медицинской помощи населению.
1.2. К ЛПУ, на которые
распространяется настоящее Положение относятся:
- больничные учреждения;
- дома (отделения) сестринского ухода;
- Центры по профилактике СПИД;
- диспансеры (лечебницы);
- амбулаторно-поликлинические учреждения;
- учреждения скорой медицинской помощи;
- учреждения охраны материнства и
детства;
- санаторно-курортные учреждения;
- диагностические центры.
1.3. Деятельность ЛПУ регламентируется
настоящим Положением, Уставом данного учреждения, статьями 5 - 8, 10, 11, 15,
16, 19 - 22 Закона СССР "О государственном предприятии
(объединении)", Основами законодательства Союза ССР и союзных республик по
здравоохранению и труду, Положением о новом хозяйственном механизме в
здравоохранении, приказами и указаниями вышестоящего органа здравоохранения.
1.4. Решение об открытии или закрытии ЛПУ
принимает местный Совет народных депутатов по представлению органа
здравоохранения.
1.5. Финансирование ЛПУ осуществляет
вышестоящий орган здравоохранения на основе утвержденных нормативов бюджетного
финансирования в зависимости от выполненного объема работ.
Дополнительными источниками
финансирования являются средства, полученные:
- из местного бюджета;
- от реализации дополнительных
медицинских и медико-социальных услуг по хозяйственным
договорам с предприятиями, учреждениями, организациями и кооперативами;
- от оказания платных услуг населению;
- от реализации неиспользуемого
медицинского и хозяйственного оборудования;
- за сдачу в аренду помещений,
медицинской аппаратуры и т.д.;
- от благотворительных фондов
(организаций) и добровольных пожертвований предприятий, учреждений, организаций
и частных лиц.
Денежные средства, не использованные в
течение года, остаются на расчетном счете ЛПУ и изъятию в бюджет не подлежат.
1.6. Район обслуживания, контингенты и
численность обслуживаемого населения устанавливаются Советом народных депутатов,
в ведении которого находится ЛПУ, по представлению органа здравоохранения.
1.7. Название ЛПУ, его тип, мощность и
специализация определяются характером решаемых задач, районом обслуживания,
составом и численностью обслуживаемых (прикрепленных) контингентов,
устанавливаются администрацией ЛПУ по согласованию с вышестоящим органом
здравоохранения и закрепляются в Уставе ЛПУ.
1.8. ЛПУ обязано иметь Устав,
определяющий его цели и порядок работы, структуру управления и должностные
инструкции на все категории персонала.
Устав разрабатывается в каждом ЛПУ на
основе настоящего Положения с учетом местных условий, составляется по форме,
утвержденной Минздравом СССР, и утверждается общим собранием трудового
коллектива ЛПУ.
Со дня утверждения Устава ЛПУ становится
юридическим лицом, пользуется правами и выполняет обязанности, закрепленные в
Уставе.
1.9. ЛПУ ведет учет и представляет отчеты
о своей работе по формам и в сроки, установленные Минздравом СССР.
1.10. ЛПУ может быть учебной (научной)
базой медицинского института (училища), института усовершенствования врачей или
научно-исследовательского института.
В этом случае оно приобретает статус клинического и руководствуется также Положением о
клиническом лечебно-профилактическом учреждении.
1.11. В целях усиления взаимосвязи и
преемственности между ЛПУ разного типа, эффективного использования имеющихся
ресурсов и на этой основе более полного удовлетворения потребности населения в
медицинской помощи, лечебно-профилактические учреждения могут создавать
медицинские объединения (ТМО), деятельность которых регламентируется
соответствующим положением.
II. Задачи и
функции
Основными задачами ЛПУ являются:
2.1. Повышение качества и объема
профилактической работы.
2.2. Своевременное и качественное обследование,
лечение и реабилитация больных в амбулаторных, стационарных условиях и на дому.
2.3. Усиление взаимодействия и
преемственности с другими ЛПУ и санитарно-профилактическими учреждениями.
2.4. Повышение качества и оперативности
медицинского ухода и сервисного обслуживания больных.
2.5. Оптимизация планово-финансовой и
хозяйственной деятельности.
2.6. Развитие материально-технической
базы.
2.7. Социальное развитие коллектива.
2.8. Своевременное внедрение достижений
научно-технического прогресса.
2.9. Обеспечение готовности к работе в
экстремальных условиях.
2.10. В зависимости от поставленных задач
ЛПУ осуществляет:
- гигиеническое воспитание населения и
пропаганду здорового образа жизни;
- изучение и анализ заболеваемости
населения обслуживаемой территории и прикрепленных контингентов;
- разработку (участие в разработке)
программ мероприятий по профилактике наиболее часто
встречающихся заболеваний;
- раннее выявление заболеваний, особенно
профессиональной патологии и своевременное взятие больных на диспансерный учет;
- комплексное профилактическое
обследование и лечение диспансеризуемых контингентов
в амбулаторных и стационарных условиях;
- квалифицированную врачебно-трудовую
экспертизу;
- своевременное, полное и качественное
обследование больных;
- своевременную госпитализацию и выписку
больных с выдачей рекомендаций по дальнейшему лечению (долечиванию,
реабилитации) или направлению во ВТЭК;
- своевременное начало активного лечения
в амбулаторных или стационарных условиях с применением комплексной терапии,
своевременных методов оперативного и восстановительного лечения,
лечебно-охранительного режима и ухода за больными;
- своевременную диагностику и лечение
осложнений;
- медицинскую, социальную и профессиональную
реабилитацию больных в амбулаторных и/или стационарных условиях;
- квалифицированный медицинский и/или медико-социальный уход за больными и престарелыми,
страдающими хроническими заболеваниями, в стационаре и/или на дому;
- разработку и реализацию программ,
направленных на решение проблем ЛПУ, и оценку их эффективности;
- составление (изменение) штатного
расписания;
- тарификацию должностей, включенных в
штатное расписание;
- нормирование труда;
- подбор, учет, расстановку, аттестацию,
повышение квалификации и воспитание кадров;
- улучшение условий труда и отдыха
персонала;
- решение социальных вопросов;
- хозяйственную деятельность, в том числе
своевременное материально-техническое снабжение, оснащение современной
аппаратурой, своевременное проведение текущего и капитального ремонта основных
фондов в установленные сроки и т.д.;
- планово-финансовую деятельность, в том
числе планирование текущей деятельности, формирование и использование по смете
фондов экономического и социального развития, материального стимулирования;
- ведение утвержденной медицинской
документации, представление оперативной информации и статистической отчетности;
- учет результатов работы персонала и
контроль текущей деятельности.
2.11. Лечебно-профилактическое учреждение
обеспечивает:
- экстренную и неотложную медицинскую
помощь всем обратившимся больным и пострадавшим;
- тесное взаимодействие с другими ЛПУ и
службами здравоохранения в оказании медицинской помощи населению;
- постоянное совершенствование форм и
методов взаимодействия с другими ЛПУ, профилактической работы, диспансеризации
населения, диагностики и лечения больных, исходя из потребностей населения и
реальных условий хозяйствования;
- комфортные бытовые и психоэмоциональные
условия на амбулаторном приеме и в стационаре;
- соблюдение персоналом норм этики и
деонтологии;
- своевременное и качественное проведение
лечебно-диагностических процедур, врачебных назначений, манипуляций и т.д.;
- высокое качество ухода за больными;
- высокое качество, рациональность и безопасность
диетического питания для стационарных больных;
- соблюдение санитарных норм и правил
устройства, оборудования и эксплуатации для лечебных учреждении, а также
требований санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов;
- бесперебойную работу медицинской
аппаратуры, машин и механизмов, инженерно-технических коммуникаций и
сооружений;
- рациональное использование трудовых,
финансовых и материальных ресурсов;
- бесперебойное снабжение необходимыми
средствами и материалами медицинского и хозяйственного назначения;
- соблюдение правил и норм техники
безопасности, охраны труда и противопожарной безопасности.
III. Права
лечебно-профилактического учреждения
ЛПУ имеет право:
- разрабатывать и утверждать
организационную структуру ЛПУ, исходя из потребностей населения и интересов
учреждения;
- разрабатывать и утверждать
организационную структуру управления, исходя из общественно необходимых
приоритетных целей и существующей структуры ЛПУ;
- выбирать способ распределения средств
единого финансового фонда в соответствии с Положением о новом хозяйственном
механизме в здравоохранении;
- утверждать перспективные и текущие
плановые задания структурным подразделениям и учреждению в целом, исходя из
потребностей населения и основываясь на контрольных цифрах;
- формировать и утверждать штатное
расписание;
- устанавливать в пределах фонда
заработной платы должностные оклады в соответствии с действующими схемами без
соблюдения средних окладов;
- пользоваться банковским кредитом в
установленном порядке;
- определять потребность в ресурсах и
приобретать их в порядке оптовой торговли или централизованно с учетом лимитов
на данные ресурсы;
- продавать, обменивать, сдавать в
аренду, предоставлять во временное пользование либо взаймы другим предприятиям,
организациям, кооперативам, сотрудникам ЛПУ, населению сооружения,
оборудование, транспортные средства, инвентарь и другие материальные ценности,
кроме продуктов питания, а также списывать их с баланса, если они изношены или
морально устарели;
- заключать хозяйственные договоры и
трудовые соглашения с предприятиями, организациями, научными учреждениями,
кооперативами, высшими учебными заведениями и отдельными специалистами на
выполнение исследований и разработок, повышение квалификации кадров, а также
предоставление дополнительных медико-социальных услуг;
- обжаловать в государственном арбитраже
с требованием возмещения убытков нормативные акты, принятые вышестоящим органом
здравоохранения, ущемляющие права учреждения и/или причинившие учреждению
убытки.
IV. Управление ЛПУ
4.1. Управление ЛПУ осуществляется на
основе принципа демократического централизма, сочетания централизованного
руководства и самоуправления трудового коллектива.
4.2. Единоначалие в системе
самоуправления осуществляется руководителем, его заместителями по
соответствующим направлениям работы, руководителям структурных подразделений.
Номенклатура руководителя ЛПУ
определяется вышестоящим органом здравоохранения исходя из местных условий и в
соответствии с действующей номенклатурой должностей, утвержденной Минздравом
СССР, Минздравом союзной республики.
4.3. Порядок занятия должности
руководителя ЛПУ определяется действующим Законодательством, в соответствии с
местными условиями.
4.4. Основной формой осуществления
полномочий трудового коллектива является общее собрание (конференция), которое
избирает совет трудового коллектива и заслушивает отчеты о работе руководителей
ЛПУ и СТК, рассматривает и утверждает Устав ЛПУ, планы экономического и
социального развития ЛПУ, а также решает другие важнейшее вопросы деятельности
ЛПУ, закрепленные в Уставе.
4.5. Полномочия и регламент общего
собрания (конференции), процедура выборов СТК (руководителя ЛПУ и руководителей
структурных подразделений) определяются Уставом ЛПУ в соответствии с
действующим законодательством.
4.6. В период между собраниями
(конференциями) полномочия трудового коллектива выполняет Совет трудового
коллектива (СТК). Функции, права и ответственность СТК определяется Уставом ЛПУ
в соответствии с Положением о ЛПУ и на основе Закона СССР о государственном
предприятии (объединении).
4.7. Решения СТК, принятые в пределах его
компетенции и в соответствии с законодательством, обязательны для администрации
и членов коллектива.
4.8. Руководитель ЛПУ без доверенности
действует от имени ЛПУ, представляет его во всех учреждениях и организациях,
распоряжается имуществом ЛПУ, заключает договоры, выдает доверенности,
открывает в банках расчетные и другие счета ЛПУ.
4.9. В пределах компетенции ЛПУ
руководитель издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников
ЛПУ.
Решения заместителей, руководителей
структурных подразделений обязательны для всех подчиненных им сотрудников.
4.10. Заместители руководителя ЛПУ,
руководители функциональных подразделений аппарата управления (отдел кадров,
бухгалтерия, кабинет учета и медицинской статистики,
организационно-методический отдел и т.д.) назначаются на должность и
освобождаются руководителем ЛПУ в установленном порядке.
4.11. Для решенья оперативных задач
(проблем) в ЛПУ создаются временные и/или постоянные комитеты (комиссии,
советы, бюро и т.д.), именуемые, в дальнейшем - общественные формы управления,
из числа сотрудников ЛПУ, местных советских органов, а также директоров (их
заместителей) предприятий и организаций, расположенных на территории
обслуживания ЛПУ.
Правом образования и определения статуса
общественных форм управления обладает руководитель ЛПУ и совет трудового
коллектива при взаимном согласовании.
Состав общественных форм управления, их
задачи, функции и права закрепляются в Уставе ЛПУ.
Начальник Главного управления
организации медицинской помощи
В.И.КАЛИНИН
Приложение 2
к Приказу Министерства
здравоохранения СССР
от 4 мая 1990 г. N 188
ИНСТРУКЦИЯ
ПО СОСТАВЛЕНИЮ УСТАВА ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ (ОБЪЕДИНЕНИЯ)
Устав является основным организационным
документом, регламентирующим порядок работы и управления конкретного ЛПУ
(объединения). Устав разрабатывается с целью приведения структуры и функций ЛПУ
в соответствие с требованиями нового хозяйственного механизма, повышения уровня
организации работы и управления ЛПУ (объединения).
Устав разрабатывается в течение 6 месяцев
со дня издания (получения) настоящего Приказа в каждом лечебно-профилактическом
учреждении (объединении), на основе действующих положений, регламентирующих их
работу.
Для подготовки Устава ЛПУ создается
рабочая группа из числа руководителей и сотрудников ЛПУ с возможным
привлечением внешних консультантов (сотрудников научных и учебных заведений),
которая в дальнейшем может быть оформлена в комиссию (совет) по
совершенствованию системы управления ЛПУ.
При разработке Устава необходимо
придерживаться следующих правил:
- Устав должен отражать особенности
организации работы и управления каждого ЛПУ, обусловленные задачами,
поставленными перед ЛПУ (объединением), его типом, мощностью, структурой, а
также местными условиями (географическое расположение, размеры обслуживаемой
территории и обслуживаемые контингенты, социально-демографическая ситуация и
т.д.);
- каждый пункт 2 и 3 разделов Положения о
ЛПУ (объединении) конкретизируется с учетом местных особенностей, закрепляется
за каким-либо подразделением ЛПУ (объединения), должностным лицом (советом,
комиссией и т.д. и фиксируется в Уставе;
- Устав утверждается на общем собрании
коллектива ЛПУ (объединения), имеет титульный лист и составляется по единой
форме, приведенной ниже.
<...>
МИНИСТЕРСТВО
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР
(союзной республики)
Вышестоящий орган
управления
здравоохранением для данного ЛПУ <1>
УСТАВ
_______________________________________
(наименование ЛПУ
(объединения))
Утвержден на общем
собрании коллектива ЛПУ
(объединения,
структурного подразделения)
"___" _____________ 1990 г.
Город, (населенный
пункт), год
--------------------------------
<1> Для
некоторых объединений, подчиненных Минздраву СССР (союзной, автономной
республики), этот пункт может отсутствовать.
Раздел I. Общие и
вступительные сведения
1.1. Полное наименование ЛПУ
(объединения) и его номер.
1.2. Адрес главного (административного)
корпуса ЛПУ (объединения).
1.3. Адреса филиалов ЛПУ (объединения)
(перечисляются структурные подразделения ЛПУ (объединения), расположенные на
другой территории с указанием их адреса).
1.4. Подчиненность (указывается
вышестоящий орган управления здравоохранением и его адрес).
1.5. Юридический статус (указывается
степень самостоятельности в соответствии с Положением о ЛПУ (объединении)).
1.6. Границы района обслуживания и
количество населения, проживающего в данном районе (перечисляются
административные районы, образующие территорию обслуживания, указывается
численность обслуживаемого, населения и основные контингенты).
1.7. Мощность (указывается суммарное
количество коек, численность прикрепленного населения, количество бригад
"03" и т.д.).
1.8. Специализация (перечисляются профили
коек в стационаре, профили специалистов и узких специалистов на амбулаторном
приеме, профили специализированных бригад "03" и т.п. с обязательным
указанием ведущих специальностей).
1.9. Структура и
содержание внешних связей (перечисляются другие ЛПУ (объединения),
научно-исследовательские, медицинские, фармацевтические, высшие учебные
заведения и институты усовершенствования врачей, промышленные предприятия и
организации, с которыми взаимодействует данное ЛПУ (объединение), указывается
характер взаимодействия (консультации, консилиумы, госпитализация, долечивание,
реабилитация, шефская помощь, оказание дополнительных медицинских и других
услуг и т.д.) и исходные данные договоров (соглашений) о сотрудничестве).
Раздел II. Главная
цель и основные задачи
ЛПУ (объединения)
В данном разделе на основе
соответствующего раздела Положения о ЛПУ (объединении) конкретизируются главная
цель деятельности и основные задачи, необходимые для достижения поставленной
перед данным ЛПУ (объединением) цели.
Раздел III.
Организационная структура ЛПУ (объединения)
3.1. Организационно-штатная структура
аппарата управления ЛПУ (объединения) изображается в виде схемы с указанием
линейных и функциональных связей между элементами аппарата управления ЛПУ
(объединения).
3.2. Функциональная характеристика
элементов (должностных лиц и структурных подразделений) аппарата управления ЛПУ
(объединения).
В этом разделе дается подробная
характеристика требований, предъявляемых к каждой должности (функциональному
отделу), решаемых ими задач, с указанием критериев оценки степени достижения
каждой из задач, а также их обязанностей, прав и ответственности по схеме:
- общие сведения (характеристика
должности (отдела) и требований, предъявляемых к ним);
- решаемые задачи и критерии, позволяющие
оценить степень их достижения;
- обязанности;
- права;
- ответственность.
Последовательность функциональной
характеристики элементов аппарата управления определяется по схеме структуры
управления (пункт 3.1 Устава) сверху вниз, слева направо.
3.3. Общественные формы управления
<1>.
--------------------------------
<1> Создание новых и упразднение
старых общественных форм управления фиксируется в Уставе в течение месяца со
дня принятия решения.
В этом разделе приводится перечень
общественных форм управления (советов, комиссий, бюро и т.п.), начиная с совета
трудового коллектива, и дается характеристика каждого из них по следующей
схеме:
- основная цель создания (деятельности) и
критерии, позволяющие оценить степень ее достижения;
- количественный и качественный состав
членов и порядок выборов в данный общественный орган;
- подчиненность общественного совета
(комиссии, бюро, отдела и т.п.);
- регламент работы;
- функции;
- права;
- ответственность.
3.4. Организационно-штатная структура
лечебно-профилактической службы:
- перечень
специализированных отделений (кабинетов), их название (профиль), подчиненность,
расположение, основная цель деятельности и критерии оценки;
- перечень лечебно-диагностических
отделений, их название (клинико-диагностическая лаборатория, рентгенорадиологическое
отделение, физиотерапевтическое отделение, отделение переливания крови и др.),
подчиненность, расположение, основная цель деятельности и критерии оценки;
- перечень параклинических отделений, их название (приемное отделение,
отделение анестезиологии и реанимации, операционный блок, отделение
реабилитации, патологоанатомическое отделение), подчиненность, расположение,
основная цель деятельности, критерии оценки.
3.5. Организационно-штатная структура
хозяйственно-технической службы (инфраструктуры):
- перечень инженерно-технических служб,
их название, подчиненность, расположение, основная цель деятельности и критерии
оценки.
Раздел IV.
Организация работы ЛПУ (объединения)
4.1. Порядок работы ЛПУ (объединения)
(описывается порядок амбулаторного приема, госпитализации, размещения и выписки
больных, порядок проведения врачебного обхода (осмотра), консультаций,
консилиумов, диагностических обследований и лечебных процедур, операций и
других составляющих лечебно-диагностического процесса, а также технологические
схемы материально-технического снабжения, эксплуатации и ремонта машин и
оборудования и т.д.).
4.2. Порядок работы ЛПУ в экстремальных
условиях.
Приложение:
В качестве приложения к Уставу могут быть
использованы:
- правила трудового распорядка для
сотрудников;
- правила внутреннего распорядка для
больных;
- должностные инструкции на все категории
персонала, исходя из установленного порядка работы ЛПУ (объединения) и
рационального перераспределения обязанностей, вытекающих из функций, закрепленных
за ЛПУ (объединением) соответствующим положением;
- наиболее важные приказы, хоздоговоры и
т.п.
Начальник Главного управления
организации медицинской помощи
В.И.КАЛИНИН