МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РСФСР
ПРИКАЗ
от 29 мая 1990 г. N 133
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ
Главнейшей задачей
профессионально-технических учебных заведений является коренное улучшение
качества подготовки квалифицированных рабочих, приведение содержания и
организации педагогического процесса в соответствие с требованиями
научно-технического прогресса, экономической реформы. Однако во многих
профтехучилищах уровень профессионального обучения значительно отстает от этих
требований, что наносит вред и народному хозяйству, и престижу профтехобразования.
Как показал анализ
практического обучения в училищах ряда территорий РСФСР, во многих из них
утрачены действенные, проверенные практикой методы и приемы обучения,
нацеленные на тщательную отработку производственных операций и технологических
процессов, недооценивается опыт отечественной методики профессионального
обучения, в основе которой лежат разработки перечней учебно-производственных
работ учащихся, строгая их реализация и жесткий контроль.
Многолетний опыт профтехучилищ России,
практика лучших зарубежных профессиональных школ показывают, что квалифицированный
подбор учебно-производственных работ с постепенным усложнением, их реальное
нормирование являются непременным условием четкого планирования, организации и
полного выполнения программ практического обучения, обеспечивающего
последовательное, устойчивое повышение квалификации и производительности труда
учащихся, освоение и выпуск полезной продукции. Особенно ценным является поиск
таких изделий, в изготовлении которых учащиеся используют весь перечень
учебно-производственных работ, предусмотренных программами производственного
обучения и позволяющих оценивать качество обучения по
конечному результату.
В целях повышения качества подготовки
квалифицированных рабочих в профессионально-технических училищах приказываю:
1. Министрам народного образования АССР,
начальникам краевых, областных (главных) управлений, председателям комитетов
народного образования:
1.1. Считать одним из основных критериев
оценки деятельности руководителей профтехучилищ, старших мастеров и мастеров
производственного обучения разработку и выполнение перечней
учебно-производственных работ учащихся.
1.2. Обеспечить составление
профтехучилищами перечней учебно-производственных работ учащихся по всем
подготавливаемым профессиям на полный период обучения, соответствующий отбор
изделий, их рассмотрение, оценку и контроль за
выполнением. Добиться, чтобы их отработка сопровождалась изготовлением полезной
продукции.
1.3. Оказать профтехучилищам практическую
помощь в разработке переводных коэффициентов рабочих норм в ученические
и нормативов приведенного времени по наиболее массовым профессиям,
подготавливаемым в регионе с учетом действующих Нормативов приведенного
времени.
2. Директорам профессионально-технических
училищ:
2.1. Осуществить
разработку перечня учебно-производственных работ в соответствии с утвержденной
учебно-программной документацией на период обучения учащихся в мастерских с
учетом возможности поэтапного установления уровня их квалификации, а также
примерных перечней для практического обучения в условиях производства с использованием
типовой наиболее массовой номенклатуры изделий (выполняемых работ), выпускаемых
конкретными подразделениями, установленных норм времени (выработки),
соответствующих переводных коэффициентов.
2.2. Установить с учетом действующих
Нормативов приведенного времени, учебных планов и программ, конкретной
учебно-производственной базы профтехучилищ переводные коэффициенты, нормативы
приведенного времени, определить приведенное время по всем подготавливаемым
профессиям. Обеспечить нормирование учебно-производственных работ учащихся и
формирование планов производственной деятельности учебного заведения в
соответствии с фондом приведенного времени.
2.3. Осуществить планирование
учебно-производственной деятельности и нормирование работ учащихся в
нормо-часах в соответствии с действующим Положением, обеспечивая расширение
выпуска сложной продукции.
2.4. Повысить персональную
ответственность старших мастеров за составление и выполнение перечней
учебно-производственных работ, их нормирование, обеспечение каждого изделия
необходимой технической и технологической документацией.
3. Контроль за
выполнением данного Приказа возложить на Государственную инспекцию
профессионально-технических учебных заведений (Н.Е. Черкасов).
Первый заместитель Министра
В.Л.БОЛОБОНОВ