| На главную | Контакты | Поиск на текущей странице: "Ctr+F" |


       Содержание библиотеки:

 

31 мая 1990 года

 

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

 

ЗАКОН

 

О СТАТУСЕ НАРОДНОГО ДЕПУТАТА СССР

 

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Законодательство о статусе народного депутата СССР

 

Статус народного депутата СССР определяется Конституцией СССР, Законом СССР "О статусе народных депутатов в СССР", настоящим Законом, другими законодательными актами СССР.

 

Статья 2. Срок полномочий народного депутата СССР

 

Полномочия народного депутата СССР начинаются со дня его избрания народным депутатом СССР и заканчиваются в день избрания народного депутата СССР нового созыва либо в случаях, предусмотренных статьей 9 настоящего Закона.

Народный депутат СССР, избранный в Верховный Совет СССР, сохраняет полномочия члена Верховного Совета СССР вплоть до избрания нового состава Верховного Совета СССР.

Полномочия народного депутата СССР не подлежат передаче другому лицу.

 

Статья 3. Депутатское удостоверение и нагрудный знак народного депутата СССР

 

Народный депутат СССР в течение срока полномочий пользуется депутатским удостоверением и нагрудным знаком "Народный депутат СССР". Положения об удостоверении и нагрудном знаке народного депутата СССР, их образцы и описание утверждаются Президиумом Верховного Совета СССР.

 

Статья 4. Сочетание деятельности народного депутата СССР с выполнением производственных и служебных обязанностей

 

Народный депутат СССР вправе освобождаться от выполнения производственных или служебных обязанностей на срок, необходимый ему для осуществления депутатских полномочий.

Народный депутат СССР, избранный в Верховный Совет СССР, в состав постоянной комиссии палаты или комитета Верховного Совета СССР, освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей по решению соответственно Верховного Совета СССР, постоянной комиссии или комитета в порядке перевода на срок, устанавливаемый этими органами.

Порядок оформления освобождения народного депутата СССР от выполнения производственных или служебных обязанностей для работы в избирательном округе, выполнения поручений Съезда народных депутатов СССР, Верховного Совета СССР, их органов и в других случаях определяется Верховным Советом СССР.

 

Статья 5. Взаимоотношения народного депутата СССР с избирателями или избравшей его общественной организацией

 

Народный депутат СССР ответствен перед избирателями либо перед избравшей его общественной организацией и им подотчетен.

Народный депутат СССР, избранный от округа, поддерживает связи с избирателями, коллективами и общественными организациями, выдвинувшими его кандидатом в депутаты, коллективами других предприятий, учреждений, организаций, а также государственными и общественными органами, расположенными на территории его избирательного округа.

Народный депутат СССР, избранный от общественной организации, поддерживает связи с ее выборными органами и организациями, а также с населением, коллективами предприятий, учреждений, организаций, государственными и общественными органами по месту его жительства и работы.

Народный депутат СССР как полномочный представитель народа в высших органах государственной власти страны использует свой статус для обеспечения гарантии прав и законных интересов граждан, защиты их чести и достоинства.

Избиратели и общественные организации дают наказы своим депутатам. Народный депутат СССР добивается претворения в жизнь наказов избирателей и общественных организаций.

Народный депутат СССР, не оправдавший доверия избирателей или избравшей его общественной организации, может быть отозван в установленном законом порядке.

 

Статья 6. Участие народного депутата СССР в работе нижестоящих Советов

 

Народный депутат СССР вправе участвовать в работе Съездов народных депутатов союзных, автономных республик, Верховных Советов союзных, автономных республик, местных Советов народных депутатов и их органов с правом совещательного голоса.

 

Статья 7. Право народных депутатов СССР на объединение в депутатские группы и депутатские клубы

 

Народные депутаты СССР имеют право объединяться в постоянные и временные депутатские группы, депутатские клубы.

Порядок деятельности депутатских групп и их права определяются Регламентом Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, другими законодательными актами СССР, регулирующими вопросы депутатской деятельности.

 

Статья 8. Депутатская этика

 

Народный депутат СССР должен строго соблюдать нормы этики и морали. Недопустимо использование народным депутатом СССР своего статуса в ущерб интересам государства, общества, граждан.

В случае нарушения депутатской этики вопрос о поведении депутата рассматривается по поручению Съезда народных депутатов СССР или Верховного Совета СССР Комиссией по вопросам депутатской этики.

 

Статья 9. Досрочное прекращение полномочий народного депутата СССР

 

Полномочия народного депутата СССР прекращаются досрочно по решению Съезда народных депутатов СССР или Верховного Совета СССР, принимаемому в связи с избранием или назначением депутата на должность, занятие которой по закону несовместимо с выполнением полномочий народного депутата СССР, либо в связи с вступившим в законную силу обвинительным приговором суда в отношении лица, являющегося депутатом, а также в случае утраты народным депутатом СССР гражданства СССР.

Полномочия народного депутата СССР могут быть прекращены досрочно по решению Съезда народных депутатов СССР или Верховного Совета СССР, принимаемому в связи с личным заявлением депутата об отставке ввиду обстоятельств, препятствующих выполнению полномочий, либо по иным личным мотивам.

Полномочия народного депутата СССР прекращаются досрочно также вследствие отзыва его избирателями или избравшей его общественной организацией либо в связи с прекращением деятельности общественной организации, избравшей народного депутата СССР и не имеющей правопреемника.

 

II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАРОДНОГО ДЕПУТАТА СССР

НА СЪЕЗДЕ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ СССР, В ВЕРХОВНОМ

СОВЕТЕ СССР И ИХ ОРГАНАХ

 

Статья 10. Участие народного депутата СССР в работе Съезда народных депутатов СССР, Верховного Совета СССР

 

На заседаниях Съезда народных депутатов СССР, Верховного Совета СССР народные депутаты СССР на основе коллективного и свободного обсуждения рассматривают и решают все вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией СССР к ведению Союза ССР.

Народный депутат СССР обязан присутствовать на заседаниях Съезда народных депутатов СССР, а народный депутат СССР, являющийся членом Верховного Совета СССР, - также на сессиях Верховного Совета СССР и заседаниях палаты. В случае невозможности прибыть на заседание народный депутат СССР извещает об этом Председателя палаты или Председателя Верховного Совета СССР.

 

Статья 11. Полномочия народного депутата СССР на заседаниях Съезда народных депутатов СССР, сессии Верховного Совета СССР

 

Народный депутат СССР пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым на заседании Съезда народных депутатов СССР, а члены Верховного Совета СССР - и на сессии Верховного Совета СССР. Народный депутат СССР, не входящий в состав Верховного Совета СССР, может участвовать в его заседаниях с правом совещательного голоса.

Народный депутат СССР вправе:

избирать и быть избранным в органы Съезда народных депутатов СССР, Верховный Совет СССР и его органы;

высказывать мнение по персональному составу создаваемых Съездом народных депутатов СССР и Верховным Советом СССР органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых, назначаемых или утверждаемых Съездом народных депутатов СССР и Верховным Советом СССР;

предлагать вопросы для рассмотрения Съездом народных депутатов СССР и Верховным Советом СССР;

вносить предложения и замечания по повестке дня Съезда народных депутатов СССР и сессии Верховного Совета СССР, по порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов;

вносить предложения о заслушивании на заседании Съезда народных депутатов СССР, сессии Верховного Совета СССР отчета или информации любого органа либо должностного лица, подотчетного или подконтрольного Съезду народных депутатов СССР или Верховному Совету СССР;

ставить вопрос о доверии Правительству СССР, должностным лицам, избранным, назначенным или утвержденным Съездом народных депутатов СССР или Верховным Советом СССР;

вносить на Съезде народных депутатов СССР, в Верховном Совете СССР и их органах, в других Советах народных депутатов предложения о необходимости проведения проверок исполнения законов СССР государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, о проведении депутатских расследований по любому вопросу, относящемуся к ведению Союза ССР;

участвовать в прениях, обращаться с запросами, задавать вопросы докладчикам, а также председательствующему на заседании, требовать ответы и давать им оценку;

выступать с обоснованием своих предложений и по мотивам голосования, давать справки;

вносить пленарные поправки к проектам законов, постановлений, других законодательных актов;

знакомиться с текстами своих выступлений в стенограммах и протоколах заседаний Съезда народных депутатов СССР, Верховного Совета СССР и их органов до опубликования, а также получать тексты выступлений, не подлежащих опубликованию;

оглашать на заседаниях Съезда народных депутатов СССР, сессиях Верховного Совета СССР обращения граждан, имеющие общественное значение.

Народный депутат СССР, не выступивший в прениях, вправе передать председательствующему текст своего выступления, а также изложенные в письменной форме предложения и замечания по обсуждаемому на заседании Съезда народных депутатов СССР или сессии Верховного Совета СССР вопросу.

Текст выступления включается в протокол заседания и публикуется в бюллетене Съезда народных депутатов СССР или Верховного Совета СССР и его палат.

Предложения и замечания, внесенные депутатами на Съезде народных депутатов СССР, сессии Верховного Совета СССР, рассматриваются и учитываются при доработке и принятии законопроектов. В случае их отклонения депутату дается соответствующей постоянной комиссией или комитетом обоснованный ответ.

Народный депутат СССР, не согласный с решением Съезда народных депутатов СССР, а член Верховного Совета СССР или их органов - с решением Верховного Совета СССР или их органов, имеет преимущественное право на изложение своего особого мнения на заседании.

Народный депутат СССР не может быть привлечен к ответственности за выраженную им позицию в выступлениях и при голосовании по рассматриваемым вопросам на заседании Съезда народных депутатов СССР, Верховного Совета СССР или их органов, если не допустил действий, прямо запрещенных законом.

Порядок реализации прав, указанных в настоящей статье, устанавливается настоящим Законом, Регламентом Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, другими законодательными актами СССР.

 

Статья 12. Право законодательной инициативы народного депутата СССР

 

Народный депутат СССР обладает правом законодательной инициативы на Съезде народных депутатов СССР и в Верховном Совете СССР, которое может быть реализовано в форме постановки вопроса о необходимости разработки нового закона, внесения на рассмотрение Съезда народных депутатов СССР или Верховного Совета СССР проектов новых законов СССР, проектов законов об изменениях действующих законов СССР, а также в форме предложений о внесении изменений в действующие законы СССР.

 

Статья 13. Депутатский запрос

 

Народный депутат СССР или группа народных депутатов СССР имеют право обратиться с запросом по фактам нарушения или невыполнения Конституции СССР, законов СССР, постановлений и других актов, принимаемых высшими органами государственной власти и управления СССР, а также по другим вопросам, имеющим общегосударственное значение, на заседаниях Съезда народных депутатов СССР и сессиях Верховного Совета СССР к Совету Министров СССР, руководителям других органов, образуемых или избираемых Съездом народных депутатов СССР и Верховным Советом СССР, а к Президенту СССР - на заседаниях Съезда народных депутатов СССР.

Депутатский запрос вносится в письменной форме. Народный депутат СССР или по его просьбе председательствующий на заседании Съезда народных депутатов СССР или сессии Верховного Совета СССР оглашает запрос.

Государственный орган или должностное лицо, к которым обращен запрос, обязаны дать по нему официальный ответ. Письменный ответ на запрос представляется не позднее чем в трехдневный срок или иной срок, установленный Съездом народных депутатов СССР или Верховным Советом СССР, и оглашается на данном Съезде народных депутатов СССР или сессии Верховного Совета СССР. Народный депутат СССР вправе дать оценку ответа должностного лица на запрос. По результатам обсуждения в связи с запросом принимается постановление.

Запрос, ответ на него, постановление Съезда народных депутатов СССР или Верховного Совета СССР, принятое по результатам рассмотрения запроса, должны быть опубликованы.

Народный депутат СССР в соответствии с законодательством союзной республики может внести запрос к республиканским и местным органам государственной власти и управления.

 

Статья 14. Рассмотрение предложений и замечаний народных депутатов СССР, внесенных на заседаниях Съезда народных депутатов СССР, сессии Верховного Совета СССР

 

Предложения и замечания, высказанные народными депутатами СССР на заседаниях Съезда народных депутатов СССР, сессии Верховного Совета СССР или переданные в письменной форме председательствующему, рассматриваются Съездом народных депутатов СССР, Верховным Советом СССР, комитетами Верховного Совета СССР или постоянными комиссиями палат либо направляются ими на рассмотрение соответствующим государственным и общественным органам и должностным лицам.

Государственные и общественные органы, а также должностные лица, которым направлены предложения и замечания депутатов, внесенные на заседаниях Съезда народных депутатов СССР, сессии Верховного Совета СССР, обязаны рассмотреть их не позднее чем в месячный срок и о результатах сообщить непосредственно депутату, а также в Президиум Верховного Совета СССР.

Контроль за рассмотрением и реализацией предложений и замечаний депутатов осуществляется комитетами Верховного Совета СССР, постоянными комиссиями его палат.

 

Статья 15. Деятельность народного депутата СССР в органах Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР

 

Народный депутат СССР, избранный в органы Съезда народных депутатов СССР или Верховного Совета СССР, обязан принимать участие в их работе.

Народный депутат СССР, не входящий в состав комитета Верховного Совета СССР или постоянной комиссии палаты, вправе принимать участие в их заседаниях, вносить предложения, участвовать в обсуждении рассматриваемых вопросов и принятии решений с правом совещательного голоса. В случае несогласия с решением комитета или постоянной комиссии депутат может внести свое предложение в качестве пленарной поправки к законопроекту. Поправки, внесенные депутатом, рассматриваются Верховным Советом СССР, и по ним проводится голосование.

Народный депутат СССР может быть выведен из состава комитета или постоянной комиссии палаты за систематическое неучастие в их работе.

 

Статья 16. Участие народного депутата СССР в выполнении поручений Съезда народных депутатов СССР, Верховного Совета СССР и их органов

 

По поручению Съезда народных депутатов СССР, Верховного Совета СССР или их органов народный депутат СССР участвует в проверках исполнения законов СССР государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями и организациями. О результатах проверок народный депутат СССР информирует соответственно Съезд народных депутатов СССР, Верховный Совет СССР или их органы. В случае необходимости вносит предложения об устранении выявленных недостатков, отмене незаконных решений, привлечении к ответственности лиц, допустивших нарушение закона, невыполнение постановлений Съезда народных депутатов СССР, Верховного Совета СССР.

 

Статья 17. Депутатское расследование

 

По решению Съезда народных депутатов СССР, Верховного Совета СССР и их органов либо по инициативе группы народных депутатов СССР численностью не менее ста человек может назначаться депутатское расследование.

Все государственные органы и должностные лица обязаны оказывать необходимое содействие в проведении расследования; по требованию народного депутата СССР или депутатской комиссии, ведущих расследование, обязаны беспрепятственно представлять необходимые для объективного изучения вопроса сведения и документы. Никто не вправе уклониться от дачи объяснений депутатам, ведущим депутатское расследование.

Результаты расследования доводятся до сведения соответственно Съезда народных депутатов СССР, Верховного Совета СССР или их органов.

 

III. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАРОДНОГО ДЕПУТАТА СССР

В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ОКРУГЕ ИЛИ В ИЗБРАВШЕЙ

ЕГО ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Статья 18. Полномочия народного депутата СССР в связи с работой в избирательном округе или в избравшей его общественной организации

 

В целях осуществления своих полномочий в избирательном округе или в избравшей его общественной организации народный депутат СССР имеет право:

участвовать при рассмотрении в органах государственной власти и управления, органах соответствующих общественных организаций любых вопросов, затрагивающих интересы избирателей и членов общественных организаций;

участвовать в организации и контроле исполнения законов и постановлений Съезда народных депутатов СССР, Верховного Совета СССР и их органов;

проверять по собственной инициативе, создавая при необходимости комиссии или привлекая представителей государственных органов, общественных организаций, народных контролеров, сведения о нарушении законов, прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций, проявлении волокиты и бюрократизма;

осуществлять контроль за рассмотрением направленных им предложений, заявлений и жалоб в государственные и общественные органы, предприятия, учреждения и организации, принимать личное участие в их рассмотрении. Должностные лица государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций обязаны оказывать депутату помощь в его контрольной деятельности;

проводить собрания или конференции избирателей округа, встречи с трудовыми коллективами и местными органами общественных организаций;

участвовать в работе различных объединений народных депутатов, избирателей, органов общественного территориального самоуправления, собраний трудовых коллективов, граждан по месту жительства и военнослужащих по воинским частям.

 

Статья 19. Рассмотрение народным депутатом СССР предложений, заявлений и жалоб граждан

 

Народный депутат СССР рассматривает в порядке, установленном законодательством, поступившие к нему предложения, заявления и жалобы, принимает меры к их правильному и своевременному разрешению; ведет прием граждан, изучает общественное мнение, вносит предложения в соответствующие Советы народных депутатов, в органы избравшей его общественной организации, а при необходимости - на Съезд народных депутатов СССР, в Верховный Совет СССР, другие государственные и общественные органы.

По просьбе народного депутата СССР в проведении им приема избирателей обязаны участвовать руководители и другие должностные лица государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций.

 

Статья 20. Отчет народного депутата СССР перед избирателями или избравшей его общественной организацией

 

Народный депутат СССР не реже одного раза в год обязан отчитываться перед избирателями округа или перед избравшей его общественной организацией, а также перед коллективами и общественными организациями, выдвинувшими его кандидатом в депутаты, о своей работе, о ходе выполнения предвыборной программы и реализации наказов.

Отчет народного депутата СССР может быть проведен также по требованию группы избирателей или членов избравшей его общественной организации, численностью не менее 500 человек.

Местные органы власти, общественные организации, средства массовой информации, учрежденные Советами народных депутатов, соответствующими общественными организациями, обеспечивают освещение отчетов народных депутатов СССР.

 

Статья 21. Содействие народному депутату СССР в проведении отчетов и встреч с избирателями или членами избравшей его общественной организации

 

Народному депутату СССР обеспечиваются необходимые условия для проведения отчетов и встреч с избирателями округа или членами избравшей его общественной организации. По его просьбе президиум или исполнительный комитет соответствующего местного Совета народных депутатов или местные органы общественной организации, администрация предприятий, учреждений, организаций выделяют помещение, извещают граждан о времени и месте проведения отчета депутата, его встреч с избирателями или членами общественной организации, направляют по приглашению депутата для участия во встречах своих представителей, оказывают другую помощь.

По просьбе народного депутата СССР государственные органы, предприятия, учреждения, организации предоставляют ему необходимые для отчета и выступлений справочные и информационные материалы.

 

IV. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С НАКАЗАМИ

 

Статья 22. Наказы народному депутату СССР

 

Наказами народному депутату СССР являются поручения, принятые кандидатом в народные депутаты СССР при встречах на собраниях или конференциях избирателей округа, а при выборах от общественных организаций - на съездах, конференциях или пленумах их общесоюзных органов.

В качестве наказов народным депутатам СССР рассматриваются только такие поручения, реализация которых относится к ведению общесоюзных государственных или общественных органов.

 

Статья 23. Обобщение и рассмотрение наказов

 

Наказы избирателей и общественных организаций обобщаются Президиумом Верховного Совета СССР, Советом Министров СССР и представляются в Верховный Совет СССР.

Верховный Совет СССР может поручить комитетам Верховного Совета СССР, постоянным комиссиям его палат, Совету Министров СССР, другим общесоюзным государственным и общественным органам предварительно рассмотреть наказы и подготовить по ним соответствующие предложения.

Совет Министров СССР с учетом заключений комитетов Верховного Совета СССР и постоянных комиссий его палат вносит сводный план мероприятий по выполнению наказов на рассмотрение Верховного Совета СССР.

При принятии Верховным Советом СССР решения о нецелесообразности или невозможности выполнения отдельных наказов народный депутат СССР вправе поставить вопрос о дополнительном изучении таких наказов и внести их на повторное рассмотрение.

Наказы учитываются при разработке государственных планов экономического и социального развития и составлении государственного бюджета СССР. Меры по их реализации выделяются в планах и бюджете в специальный раздел.

 

Статья 24. Организация выполнения наказов

 

Выполнение наказов, принятых к исполнению Верховным Советом СССР, обеспечивают Совет Министров СССР, другие государственные и общественные органы.

Контроль за выполнением наказов осуществляется Верховным Советом СССР, его комитетами и постоянными комиссиями палат, народными депутатами СССР.

Совет Министров СССР, другие общесоюзные государственные, общественные органы не реже одного раза в год докладывают Верховному Совету СССР о выполнении решений по наказам.

Комитеты Верховного Совета СССР и постоянные комиссии его палат рассматривают вопросы, связанные с выполнением мероприятий по наказам, заслушивают сообщения руководителей Совета Министров СССР, других государственных органов и должностных лиц.

Рассмотрение и реализация предложений, содержащихся в наказах кандидатам, не избранным депутатами, а также предложений, внесенных на предвыборных собраниях и относящихся к ведению республиканских и местных органов, организуются соответствующими республиканскими органами, местными Советами народных депутатов. О результатах рассмотрения и реализации таких предложений республиканские органы, президиумы местных Советов народных депутатов непосредственно информируют граждан.

 

Статья 25. Участие народного депутата СССР в работе с наказами

 

Народный депутат СССР участвует в обобщении наказов, разработке и обсуждении плана мероприятий по их реализации, осуществляет контроль за их исполнением, информирует избирателей и общественные организации о ходе выполнения наказов.

По поручению Верховного Совета СССР или его органов, а также по своей инициативе с привлечением при необходимости специалистов народный депутат СССР проводит проверки исполнения наказов. О результатах проверок народный депутат СССР информирует Верховный Совет СССР или его органы, а также избирателей и соответствующие общественные организации.

 

Статья 26. Гласность в работе с наказами

 

Решения Верховного Совета СССР, принятые по наказам, подлежат опубликованию.

Средства массовой информации, учрежденные Советами народных депутатов, соответствующими общественными организациями, освещают ход выполнения наказов избирателей и общественных организаций.

 

V. ОСНОВНЫЕ ГАРАНТИИ ДЕПУТАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Статья 27. Гарантии реализации права законодательной инициативы

 

Право законодательной инициативы народного депутата СССР гарантируется:

обязательным рассмотрением внесенного в порядке законодательной инициативы предложения на заседании Съезда народных депутатов СССР или Верховного Совета СССР с принятием одного из следующих решений: принятие закона; принятие решения о начале разработки нового законопроекта; направление предложенного законопроекта на доработку в соответствующие комитеты и постоянные комиссии; обоснованное отклонение законодательной инициативы;

обязательной постановкой на голосование предложений, а также всех поправок к закону, внесенных народным депутатом СССР.

 

Статья 28. Право народного депутата СССР на безотлагательный прием должностными лицами

 

По вопросам депутатской деятельности народный депутат СССР пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами, а также правом беспрепятственного, по предъявлении депутатского удостоверения, посещения всех государственных и общественных органов, предприятий, учреждений, организаций.

 

Статья 29. Обязанности должностных лиц по рассмотрению обращений народного депутата СССР

 

Народный депутат СССР вправе обращаться во все государственные и общественные органы, предприятия, учреждения и организации, к должностным лицам по вопросам, связанным с депутатской деятельностью, и принимать участие в рассмотрении поставленных вопросов. Указанный орган и должностное лицо обязаны дать депутату ответ на его обращение безотлагательно, а при необходимости в дополнительном изучении соответствующего вопроса или проверке - не позднее чем в месячный срок.

Обращения народного депутата СССР по вопросам, входящим в компетенцию Советов народных депутатов и их органов, министерств, государственных комитетов и ведомств, Советов Министров, подлежат рассмотрению этими органами. О дне рассмотрения депутат должен быть извещен заблаговременно.

 

Статья 30. Право народного депутата СССР требовать устранения нарушения законности

 

Народный депутат СССР как представитель государственной власти вправе на месте потребовать прекращения нарушения, а в необходимых случаях - обратиться с требованием к соответствующим органам и должностным лицам пресечь нарушения закона, прав и законных интересов граждан.

Должностные лица государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций, к которым обращено требование народного депутата СССР, обязаны незамедлительно принять меры для устранения нарушения, а при необходимости - для привлечения виновных к ответственности с последующим информированием об этом депутата.

 

Статья 31. Право народного депутата СССР на получение и распространение информации

 

Президиум Верховного Совета СССР обеспечивает народного депутата СССР документами Съезда народных депутатов СССР, Верховного Совета СССР, а также информационными и справочными материалами, официально распространяемыми правительственными и иными государственными и общественными органами.

Президиумы и исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов, другие государственные и общественные органы, а также должностные лица при обращении народного депутата СССР обязаны обеспечивать его консультациями специалистов по вопросам, связанным с депутатской деятельностью, безотлагательно предоставлять необходимую ему информацию.

Народный депутат СССР для обеспечения депутатской деятельности имеет право использования копировально-множительной и вычислительной техники предприятий и организаций, расположенных на территории избирательного округа или входящих в структуру общественной организации, избравшей депутата.

Народный депутат СССР имеет преимущественное право выступать по вопросам своей депутатской деятельности в органах печати, учреждаемых Советами народных депутатов или соответствующей общественной организацией, по телевидению и радио. Редактирование представленных депутатом материалов без его согласия не допускается.

 

Статья 32. Оказание народному депутату СССР юридической помощи

 

Президиумы Советов народных депутатов, их исполнительные и распорядительные органы, администрация предприятий, организаций, научных юридических учреждений, учебных заведений, правоохранительные органы оказывают народному депутату СССР помощь по правовым вопросам, возникающим в его депутатской деятельности.

 

Статья 33. Защита чести, достоинства и личности народного депутата СССР

 

Публичное оскорбление народного депутата СССР, а равно клевета в отношении его влекут ответственность, установленную законом.

Воздействие в какой бы то ни было форме на народного депутата СССР или его близких родственников с целью воспрепятствовать исполнению депутатских обязанностей либо добиться принятия решения в чью-либо пользу наказывается исправительными работами сроком до трех лет либо штрафом от пяти до десяти тысяч рублей.

 

Статья 34. Неприкосновенность народного депутата СССР

 

Народный депутат СССР не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Верховного Совета СССР, а в период между сессиями - без согласия Президиума Верховного Совета СССР.

Уголовное дело в отношении народного депутата СССР может быть возбуждено только Генеральным прокурором СССР.

Не допускается привод, а равно досмотр личных вещей, багажа, транспорта, жилого или служебного помещения народного депутата СССР.

Народный депутат СССР после истечения срока полномочий может быть привлечен к ответственности за предъявленное ему обвинение в нарушении закона, допущенном в период исполнения депутатских полномочий, только в порядке, предусмотренном законом в отношении народного депутата СССР.

 

Статья 35. Порядок получения согласия на привлечение народного депутата СССР к ответственности

 

Для получения согласия Верховного Совета СССР, а в период между сессиями - Президиума Верховного Совета СССР на привлечение народного депутата СССР к уголовной ответственности, арест или применение мер административного взыскания, налагаемых в судебном порядке, Генеральный прокурор СССР перед предъявлением депутату обвинения, дачей санкции на арест или направлением дела об административном правонарушении в суд вносит в Верховный Совет СССР представление.

Верховный Совет СССР рассматривает представление не позднее чем в месячный срок.

При необходимости от Генерального прокурора СССР могут быть истребованы дополнительные материалы. В рассмотрении вопроса вправе участвовать народный депутат СССР, в отношении которого внесено представление. Верховный Совет СССР принимает мотивированное решение и в трехдневный срок извещает о нем Генерального прокурора СССР.

Верховный Совет СССР при наличии оснований может пересмотреть свое решение.

Генеральный прокурор СССР в трехдневный срок со дня окончания производства по делу обязан сообщить Верховному Совету СССР о результатах расследования или рассмотрения дела.

 

Статья 36. Гарантии трудовых прав народного депутата СССР, прав народного депутата СССР из числа военнослужащих и других категорий граждан, служба которых регулируется уставами и положениями

 

Народный депутат СССР в период своих полномочий, а также в течение двух лет после их окончания не может быть по инициативе администрации уволен с работы на предприятии, в учреждении или организации, исключен из колхоза, иного кооператива, учебного заведения или переведен в порядке дисциплинарного взыскания на нижеоплачиваемую работу без согласия Верховного Совета СССР.

Народный депутат СССР из числа военнослужащих и других категорий граждан, служба которых регулируется уставами и положениями, не может быть по инициативе администрации или командования уволен со службы, понижен в должности, снижен в звании, а также перемещен по службе без его согласия. Ему не может быть задержано присвоение очередного офицерского или равного офицерскому специального звания согласно занимаемой должности.

Народному депутату СССР, освобожденному от выполнения производственных или служебных обязанностей для осуществления депутатских полномочий, после окончания этого срока предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность) на том же или, с его согласия, на другом предприятии, в учреждении, организации.

Освобожденный от выполнения служебных обязанностей народный депутат СССР из числа военнослужащих и других служащих, чья деятельность регулируется уставами и положениями, прикомандировывается к Верховному Совету СССР с оставлением его на действительной военной или другой службе, а по окончании срока освобожденной работы в Верховном Совете СССР и его органах направляется в распоряжение соответствующих министерств и ведомств для дальнейшего прохождения службы в ранее занимаемой, равной или высшей должности с его согласия.

Срок полномочий народного депутата СССР засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, службы, стаж работы по прежней специальности.

С работником, принятым в порядке замещения должности, занимаемой народным депутатом СССР, заключается срочный трудовой договор, который расторгается при возвращении депутата на прежнюю работу.

 

Статья 37. Обеспечение материально-финансовых условий для осуществления народным депутатом СССР его полномочий

 

Народному депутату СССР возмещаются расходы, связанные с депутатской деятельностью, в порядке и размерах, устанавливаемых Верховным Советом СССР.

Народному депутату СССР, освобожденному от выполнения производственных или служебных обязанностей и переведенному на работу в Верховный Совет СССР или его органы, за время выполнения депутатских обязанностей выплачивается заработная плата в размере, устанавливаемом Верховным Советом СССР.

Президиумы, исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов предоставляют народному депутату СССР отдельное оборудованное, оснащенное средствами связи помещение для осуществления депутатских полномочий.

Народный депутат СССР имеет право на внеочередное поселение в гостиницах.

 

Статья 38. Право народного депутата СССР на бесплатный проезд

 

Народный депутат СССР на территории СССР пользуется правом бесплатного проезда по всем железнодорожным, воздушным, автомобильным, водным внутренним путям сообщения и на всех видах городского пассажирского транспорта, за исключением такси, а также правом внеочередного приобретения проездных документов. Эти права распространяются и на лицо, сопровождающее народного депутата СССР - инвалида первой группы.

Местные Советы народных депутатов, предприятия, учреждения, организации обязаны предоставлять народному депутату СССР транспорт для поездок при выполнении депутатских обязанностей.

 

Статья 39. Отпуска народным депутатам СССР

 

Народному депутату СССР предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 36 рабочих дней, за исключением тех случаев, когда законодательством предусмотрен более продолжительный отпуск. Порядок оплаты отпуска устанавливается Верховным Советом СССР.

 

Статья 40. Предоставление народному депутату СССР служебной жилой площади

 

Народному депутату СССР, избранному в Верховный Совет СССР или его органы и освобожденному в связи с этим от выполнения производственных или служебных обязанностей, не имеющему постоянного места жительства в Москве, предоставляется временная служебная жилая площадь для проживания совместно с членами семьи.

Занимаемая депутатом и членами его семьи жилая площадь по постоянному месту жительства на этот период бронируется.

 

Статья 41. О помощниках народного депутата СССР

 

Народный депутат СССР вправе иметь помощников - секретарей, состоящих в штате предприятий, учреждений, организаций либо включаемых по просьбе депутата в штаты исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов, для оказания ему организационно-технической и научно-консультативной помощи в осуществлении депутатских полномочий.

Народный депутат СССР может иметь также помощников, работающих на общественных началах.

Условия и порядок работы помощников регулируются законодательством о труде и Положением о помощниках народного депутата СССР, утверждаемым Верховным Советом СССР.

 

Статья 42. Возмещение расходов в связи с выполнением депутатских полномочий

 

Предусмотренные настоящим Законом расходы, в том числе произведенные предприятиями, учреждениями, организациями, а также местными Советами народных депутатов в связи с выполнением полномочий народного депутата СССР, возмещаются за счет бюджета Верховного Совета СССР.

 

Статья 43. Ответственность должностных лиц за невыполнение требований настоящего Закона

 

Советское государство гарантирует народному депутату СССР условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его полномочий, защищает его права, честь и достоинство.

Должностные лица государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций, не выполняющие своих обязанностей перед депутатами, препятствующие его работе, предоставляющие ему заведомо ложную информацию, нарушающие гарантии депутатской деятельности, подлежат ответственности в соответствии с законом.

 

 







Яндекс цитирования



Интернет архив законодательства СССР. Более 20000 нормативно-правовых актов.
СССР, Союз Советских Социалистических республик, Советская власть, законодательство СССР, Ленин, Сталин, Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, история СССР.

© LibUSSR.RU, 2011 - 2024