ПО РАЗРАБОТКЕ ПЛАНОВ ЛОКАЛИЗАЦИИ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ
НА ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ОБЪЕКТАХ
Введение
Настоящие Временные
рекомендации разработаны в соответствии с протоколом Совета Министров СССР от
12.02.88 N ВГ-695 "О мерах по обеспечению безопасной и безаварийной
эксплуатации химических производств" и требований "Общих правил
взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и
нефтеперерабатывающих производств" (ОПВХП-88).
При разработке проанализированы сценарии
возникновения и развития промышленных аварий в мировой химической индустрии за
период 1970 - 1989 гг. Изучены состояние действующих производств и технические
возможности локализации аварий в начальной стадии их возникновения и развития.
В разработке рекомендаций приняли участие
отраслевые научно-исследовательские организации химического профиля, ведущие
специалисты Госпроматомнадзора СССР и отраслевых
министерств. Учтены замечания и предложения штаба Гражданской обороны СССР и
ГУПО МВД СССР.
Принятые в основу документа принципы постадийного введения в действие сил и средств по
ликвидации аварий обсуждены в мае 1990 года на Всесоюзном совещании
руководителей органов химнадзора на местах и в
Комиссии государственного надзора за безопасностью производств повышенного
риска Госпроматомнадзора СССР (Протокол от 28.03.90 N
4).
Настоящие Временные рекомендации являются
первым этапом НТД по защите персонала химически опасных объектов и населения,
проживающего вблизи этих производств.
При разработке комплексного плана
гражданской обороны СССР и пакета всех необходимых документов, связанных с
решением этой проблемы, данные Рекомендации могут быть составной частью этого
плана.
I. Общие положения
1.1. Планы локализации
аварийных ситуаций (ПЛАС) разрабатываются на производственных объектах,
предусмотренных специальным Перечнем, утвержденным Госгортехнадзором СССР
10.12.1987, и других химико-технологических объектах, на которых возможны
аварийные ситуации, связанные с залповыми выбросами взрывоопасных и токсичных
продуктов, взрывами в аппаратуре, производственных помещениях и на наружных
установках, способные привести к разрушениям зданий, сооружений,
технологического оборудования, групповому поражению людей, отрицательному
воздействию на окружающую среду.
1.2. Перечень производств и отдельных
объектов, на которых разрабатываются планы локализации аварийных ситуаций,
определяется и утверждается предприятиями по согласованию с органами Госпроматомнадзора, Госпожнадзора
и территориальными штабами гражданской обороны (ГО).
1.3. Планы локализации аварийных ситуаций
имеют целью определение возможных сценариев их возникновения и развития, четкой
конкретизации технических средств и действий производственного персонала и
спецподразделений по локализации аварий на соответствующих стадиях их развития.
1.4. Планы локализации аварийных ситуаций
должны разрабатываться с учетом конкретных условий эксплуатации, уровня и
характерных факторов опасности технологических объектов, динамики, поэтапности развития и возможных масштабов последствий
аварийных ситуаций в пределах технологического блока, установки, цеха,
предприятия.
1.5. Для действующих производств планы локализации аварийных ситуаций разрабатываются и
утверждаются промышленными предприятиями по согласованию с органами государственного
надзора, территориальными штабами гражданской обороны, Госпожнадзором
и, при необходимости, другими заинтересованными организациями.
1.6. Разработке плана локализации
аварийных ситуаций должен предшествовать глубокий анализ характера опасности
объекта с прогнозированием возникновения и развития возможных аварийных
ситуаций и масштабов их последствий.
1.7. План локализации аварийных ситуаций
должен содержать:
титульный лист - Приложение 3;
блок-схему химико-технологического
объекта (производства, установки) - Приложение 4;
план химико-технологического объекта;
блок-карту химико-технологического
объекта;
оперативную часть - Приложение 5.
Для особо опасных
химико-технологических объектов, предусмотренных Перечнем видов производств,
при проектировании которых должны разрабатываться специальные меры по
предупреждению возможных аварийных ситуаций и ликвидации последствий их
воздействия на окружающую среду, в соответствии с Постановлением Совета
Министров СССР от 26 мая 1987 г. N 599 в состав плана локализации аварийных
ситуаций дополнительно включается план района возможного поражения и
ситуационные планы предприятия, схемы
взаимодействия с подразделениями гражданской обороны и другими привлекаемыми
для ликвидации аварии организациями, а также мероприятия по организации
эвакуации и спасения людей.
1.8. План локализации аварийных ситуаций
должен иметь следующие приложения:
список и схему оповещения должностных лиц
предприятия, спецподразделений, гражданской обороны и других органов, которые
должны быть немедленно извещены об аварии;
список бойцов газоспасательной службы
предприятия (ГСС) и добровольной газоспасательной дружины (ДГСД) с указанием
мест их постоянной работы и мест проживания;
перечень инструментов, материалов,
средств индивидуальной защиты и мест их хранения;
обязанности ответственного руководителя
работ, исполнителей и других должностных лиц предприятия по локализации
аварийных ситуаций и аварий;
инструкцию по безопасной остановке
объекта.
1.9. Планы локализации аварийных ситуаций
перерабатываются не реже одного раза в 5 лет.
При изменениях в технологии, аппаратурном
оформлении, метрологическом обеспечении технологических процессов, изменениях в
организации производства, при наличии данных об авариях на аналогичных объектах
планы локализации аварий уточняются в 5-дневный срок.
Изменения и уточнения планов
согласовываются и утверждаются в установленном порядке.
1.10. План локализации аварийных ситуаций
и изменения к нему должны быть изучены производственным персоналом, участвующим
в ликвидации аварии, личным составом пожарной части, военизированной
газоспасательной службы, членами ДГСД.
Знания плана локализации аварийных
ситуаций проверяются квалификационной (экзаменационной) комиссией при допуске
рабочих и ИТР к самостоятельной работе, а также при периодической проверке
знаний.
Внеочередная проверка знаний проводится
при внесении изменений в план локализации аварийных ситуаций, при переводе на
другое рабочее место и по предложениям органов государственного надзора.
Для персонала
объектов I и II категории взрывоопасности по общим правилам взрывобезопасности
для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих
производств и указанных в специальном Перечне, утвержденном Госгортехнадзором
СССР 10.12.1987, должно быть организовано специальное курсовое обучение по
плану локализации аварийных ситуаций (ПЛАС) с применением тренажеров,
учебно-тренировочных полигонов и других современных технических средств
обучения.
1.11. В течение года в каждой смене по
возможным аварийным ситуациям, предусмотренным блок-картами
ПЛАС, должны проводиться учебно-тренировочные занятия.
График проведения учебно-тренировочных
занятий утверждается главным инженером предприятия.
1.12. Не реже одного раза в год по одной
или нескольким позициям оперативной части каждого из разрабатываемых на
предприятии планов локализации аварийных ситуаций в разные периоды года и в
разное время суток должны проводиться учебные тренировочные занятия по графику
и планам, утвержденным главным инженером предприятия.
1.13. Учебные тревоги проводятся под
руководством начальника цеха по планам ликвидации аварийной ситуации для одного
технологического объекта или группы технологических объектов, входящих в состав
данного цеха.
Под руководством главного инженера
предприятия проводятся учебные тревоги по планам локализации аварийных
ситуаций, разработанным для предприятия или группы технологических объектов,
входящих в состав различных цехов.
Учебные тревоги проводятся с участием
производственного персонала, военизированной газоспасательной, пожарной,
медико-санитарной и др. служб в случае, когда их
действия предусмотрены оперативной частью плана.
При неудовлетворительных результатах
учебной тревоги она должна быть проведена повторно в течение 10 дней, после
детального изучения допущенных ошибок.
1.14. График учебных
тревог разрабатывается производственно-техническим отделом предприятия
совместно с начальниками цехов и руководителями служб, согласовывается с
военизированными газоспасательной и пожарной службами, территориальным штабом
ГО и др. организациями, если при проведении учебной тревоги предусматриваются
их совместные действия.
1.15. ПЛАС должны
находиться у главного инженера, диспетчера, в производственном отделе
(производственно-техническом), у начальника цеха, начальника (инструктора)
пожарной части, в территориальном штабе ГО (при необходимости), начальника ГСС
и начальника (инструктора) добровольной газоспасательной дружины.
Выписки из плана и перечень мероприятий, относящихся к производствам
взаимозависимых цехов и участков, должны находиться на соответствующих рабочих
местах.
1.16. Ответственность за своевременное и
качественное проведение учебно-тренировочных занятий и учебных тревог и
оформление соответствующей документации в каждом цехе несет начальник цеха и в
целом по предприятию - главный инженер.
II. Анализ
состояния опасности химико-технологических
объектов
2.1. Характеристика опасности
химико-технологического объекта (установки, производства) проводится поблочно (постадийно) на
основании результатов глубокого обследования и анализа его состояния, в
соответствии с требованиями ОПВХП-88 и других нормативных документов, а также
рассмотрения причин аварий и аварийных ситуаций, имевших место на аналогичных
объектах.
2.2. При характеристике
опасности объекта учитываются значения энергетических показателей
взрывоопасности технологических блоков, показатели интенсивности зон разрушения
при воздействии ударной волны и зон поражения при выбросе вредных веществ,
характерных особенностей, связанных с проведением гидродинамических, тепломассообменных, реакционных процессов, с параметрами
ведения процесса и свойствами обращающихся веществ, а также с возможностью
разгерметизации системы и воспламенения взрывоопасной смеси.
При этом границами блоков при условном
секционировании технологических схем должны быть, как правило, автоматические отсекатели, запорная арматура с дистанционным управлением,
ручная запорная арматура (при условии возможности практического использования в
аварийной ситуации), установленные на трубопроводах
как по прямому, так и по обратному потоку материальных сред.
В случае обращения в технологической
системе пылеобразующих дисперсных продуктов границами блока могут быть шнековые
питатели, секторные затворы и другие устройства, обеспечивающие плотность
(герметичность) системы при повышенном давлении в условиях внутреннего взрыва.
2.3. Анализ опасности
химико-технологического объекта должен завершаться определением возможных
аварий и аварийных ситуаций, вероятных причин их возникновения, наиболее
опасных путей развития, тяжести последствий, оптимальных организационно-технических
решений (мер) по предупреждению и максимальному ограничению масштабов аварии.
2.4. Организационно-технические
решения должны быть направлены на повышение противоаварийной устойчивости
технологического объекта (группы объектов, предприятия) и обеспечивать
оперативное обнаружение предпосылок к возникновению аварий или аварийной
ситуации, оповещение персонала предприятия, населения близлежащих жилых районов
и персонала соседних предприятий, организаций, создание необходимых условий для
быстрой локализации и ликвидации аварий на более ранних стадиях их развития.
2.5. Для особо опасных технологических
объектов, создающих угрозу населению жилых районов, ситуационный анализ должен
проводиться на основании математических моделей возникновения и развития аварий
с применением вычислительной техники.
2.6. Если при
проведении анализа выявляется недостаточная готовность объекта к
противоаварийной защите, должны разрабатываться специальные программы с
первоочередной приоритетностью реализации, предусматривающие дооснащение
средствами контроля, автоматического регулирования, устройствами взрывопредупреждения и взрывозащиты,
быстродействующими отсекателями, системами безопасной
аварийной остановки объекта, оповещения, защиты и спасения людей; создание
запасов дегазирующих реагентов, совершенствование систем улавливания и
дегазации вредных выбросов; устройство систем локализации,
препятствующих распространению неорганизованных выбросов на территории
предприятия и за ее пределами, и т.п.
Требования к надежности, точности и
быстродействию технических средств определяются с учетом уровня опасности
объекта.
III. Определение
вероятных сценариев возникновения
и развития аварийных ситуаций
3.1. Определение сценариев возникновения
и динамики развития аварийных ситуаций проводится с помощью принципиальной
схемы (Приложение N 1), предусматривающей постадийное
развитие аварии на трех уровнях в зависимости от их масштабов и тяжести
последствий.
Каждая аварийная ситуация может иметь
несколько стадий развития при сочетании определенных условий, может быть
приостановлена, перейти в следующую стадию развития или на более высокий
уровень.
Для каждой стадии развития аварий
устанавливается соответствующий код.
3.2. Уровни развития аварии
подразделяются:
3.2.1. Первый уровень
(А) характеризуется возникновением и развитием аварийной ситуации в пределах
одного технологического блока без влияния на смежные; локализация аварийной
ситуации на первом уровне возможна производственным персоналом без привлечения
спецподразделений, с немедленным уведомлением должностных лиц, предусмотренным
списком и схемой оповещения ПЛАС.
3.2.2. Второй уровень (Б) характеризуется
развитием аварийной ситуации с выходом за пределы блока и возможным
продолжением ее в пределах технологического объекта (установки, цеха,
производства).
Локализация возможна с привлечением
военизированных газоспасательных, пожарных частей и других спецподразделений
предприятия.
3.2.3. Третий уровень (В) характеризуется
развитием аварии с возможным разрушением смежных технологических объектов,
зданий и сооружений, построек на территории предприятия и за его пределами, а
также поражением вредными веществами персонала предприятия и населения
близлежащих населенных районов.
Ликвидация аварий и их последствий,
операции по эвакуации и спасению людей осуществляются под руководством
региональной Комиссии по чрезвычайным ситуациям с привлечением штаба ГО и
необходимых организаций и предприятий.
3.3. При определении
сценариев возникновения аварий на технологическом блоке и за его пределами для
каждой ожидаемой стадии развития аварии с помощью Приложения 2 проводится
анализ условий возникновения, перехода аварии с предыдущей стадии на
рассматриваемую и с рассматриваемой на последующую, оцениваются ее последствия,
определяются оптимальные способы и средства предупреждения и локализации.
IV. Блок-карта
4.1. Блок-карта разрабатывается
начальником цеха (производства) для руководства действиями обслуживающего
персонала технологического блока по локализации и ликвидации аварийных ситуаций
и аварий первого уровня (А), а также по защите и спасению людей.
4.2. Блок-карта утверждается главным
инженером предприятия по согласованию с техническими службами.
4.3. Блок-карта должна содержать:
4.3.1. Принципиальную технологическую
схему блока (с указанием технологических параметров и основных технических
характеристик и оборудования), прямых и обратных технологических потоков (с
указанием их условных сечений, производительности и параметров), межблочной
запорной арматуры (с указанием ее типа, исполнения, быстродействия), систем
противоаварийной защиты (с указанием их основных характеристик). На схеме
должен быть указан код аппаратуры, запорной арматуры, трубопроводов,
соответствующий регламенту и фактическому их кодированию по месту.
Схема должна быть наглядной, легко
читаемой, при необходимости может дополняться пояснительными надписями.
Запрещается перегружать схему элементами,
не имеющими прямого отношения к ликвидации аварий.
4.3.2. План (монтажно-технологическую
схему) размещения оборудования блока с обозначением технологических потоков,
отсекающей запорной арматуры, систем противоаварийного назначения, пультов
(устройств) управления, автоматических извещателей и
средств связи с указанием местонахождения в плане и
отметки.
4.3.3. Краткую характеристику опасности
блока с указанием энергетических показателей взрывоопасности (энергетический
потенциал, приведенная масса паров, приведенный радиус зон интенсивности
воздействия ударной волны), величины возможного выброса токсичных продуктов,
основных факторов опасности блока.
4.3.4. Инструкцию по локализации и
ликвидации аварийной ситуации.
4.4. Инструкция по локализации и
ликвидации аварийных ситуаций должна содержать:
4.4.1. Наименование стадий развития
аварийной ситуации по принятым сценариям.
4.4.2. Предпосылки и опознавательные
признаки возникновения или перехода аварии на соответствующую стадию развития.
4.4.3. Оптимальные способы
противоаварийной защиты, подавления, локализации и ликвидации аварийной
ситуации и технические средства (системы), применяемые при этом.
4.4.4. Перечень исполнителей и порядок их
действий.
4.5. Совокупность технических средств, их
надежность и быстродействие должны обеспечивать оперативность обнаружения,
эффективность локализации и ликвидации аварийной ситуации.
4.6. Порядок действий исполнителей должен
предусматривать:
- выявление и оценку аварийной ситуации
или угрозы ее по опознавательным признакам;
- оповещение персонала цеха (установки) и
диспетчера предприятия об аварийной ситуации;
- вывод из опасной зоны персонала, не
связанного с ликвидацией аварии;
- другие меры, предупреждающие развитие
аварии, с учетом специфики производства.
4.7. При необходимости, для каждой
аварийной ситуации должны быть определены последовательность введения в
действие систем противоаварийной защиты, отключения и выключения аппаратов и
механизмов, отключения электроэнергии и других энергоносителей, установлены
режим работы вентиляции и систем очистки воздуха, порядок использования средств для спасения людей и ликвидации аварии.
4.8. Оперативность действий
регламентируется динамикой развития возможной аварии и обеспечивается
распределением обязанностей между производственным персоналом и использованием
надежных средств оповещения и связи, рациональным размещением пультов
(устройств) управления противоаварийными системами (ручной запорной арматуры).
V. Оперативная часть
плана локализации
аварийных ситуаций
5.1. Оперативная часть плана локализации
аварийных ситуаций разрабатывается для руководства действиями персонала
технологического объекта (предприятия), добровольных и специализированных
газоспасательных и пожарных частей по локализации аварии уровня развития (Б),
предупреждению ее распространения на другие объекты предприятия и за его
пределы, спасению и выводу людей из зоны поражения и потенциально опасных зон.
5.2. Оперативная часть утверждается
директором предприятия (объединения) по согласованию с начальником штаба ГО,
газоспасательными и пожарными подразделениями.
5.3. Оперативная часть должна содержать:
- наименование стадии развития аварийной
ситуации по принятым сценариям с указанием кода и места;
- критерии идентификации (опознавательные
признаки) аварии на каждой стадии развития;
- оптимальные способы противоаварийной
защиты, подавления и локализации аварии;
- технические средства, применяемые при
подавлении и локализации аварий;
- перечень исполнителей, порядок их
действия.
5.4. При разработке оперативной части
плана необходимо предусмотреть согласованность действий производственного
персонала цеха (установки, производства), членов газоспасательных, пожарных и
медицинских подразделений, а также персонала смежных или технологически
связанных цехов.
5.5. К оперативной части плана
локализации аварийных ситуаций прилагаются блок-схема и план размещения
технологического объекта (установки, цеха или группы цехов).
VI. Блок-схема
технологического объекта
6.1. В блок-схеме обозначаются
технологические блоки, прямые и обратные межблочные потоки, их характеристики и
параметры, межблочная отсекающая арматура, ее тип и основные технические
характеристики.
Дополнительно могут указываться
количественные показатели, характеризующие потенциальную опасность блоков,
показатели тяжести последствий возможных аварий, основные дестабилизирующие
факторы и критические параметры процессов.
6.2. Все элементы блок-схемы кодируются.
Код должен соответствовать коду, нанесенному по месту и принятому
технологическим регламентом.
VII. План
технологического объекта
7.1. На плане технологического объекта
указывается место расположения:
- основного технологического оборудования
и коммуникаций;
- межблочной отсекающей запорной
арматуры;
- средств противоаварийной
защиты, связи и оповещения;
- эвакуационных выходов, места подъезда и
маневрирования спецтехники.
7.2. В случае возможности распространения
аварийной ситуации (аварии) на смежные и технологически связанные объекты
составляется план группы объектов.
7.3. На план могут дополнительно
наноситься места наиболее вероятного возникновения аварийных ситуаций,
потенциально опасные зоны, пути распространения взрывоопасных и токсичных
облаков с учетом скорости и направления ветра.
VIII. Ситуационный
план
8.1. Ситуационный план разрабатывается
для руководства и координации действий производственного персонала предприятия,
газоспасательных и пожарных подразделений, формирований ГО, других привлекаемых
или заинтересованных организаций по локализации аварий, организации
крупномасштабных спасательных работ и эвакуации людей из опасных зон.
8.2. На ситуационном плане обозначаются промплощадка предприятия на местности, а также находящиеся
вблизи жилые районы, населенные пункты, прочие предприятия и организации. На
основании действующих методик наносятся зоны возможного поражения, указывается
численность людей в этих зонах и время достижения поражающих факторов с учетом
скорости и направления ветра, погодных условий и рельефа местности.
8.3. К ситуационному плану прилагается:
генплан (карта, схема) предприятия с
указанием технологических объектов, мест наибольшего скопления опасных
продуктов и опасных зон;
схема связи, оповещения и взаимодействия
органов управления комиссии по чрезвычайным ситуациям с привлеченными
организациями и формированиями ГО;
мероприятия по эвакуации и спасению людей
с указанием перечня, местонахождения и порядка задействования защитных
сооружений, технических и транспортных средств, средств индивидуальной защиты
людей;
состав оперативной группы (ОГ) ГО и
порядок оповещения ее членов;
сведения о невоенизированных
формированиях объекта;
сведения о наличии средств пожаротушения
и нейтрализации на объекте;
порядок оповещения работников предприятия
и населения, проживающего вблизи объекта, об аварии;
порядок организации разведки и наблюдения
очага химического поражения, зоны возможного заражения СДЯВ;
организация медицинского обеспечения;
порядок проведения мероприятий по
снижению запасов СДЯВ и безаварийной остановке производства.
8.4. Ситуационный план с приложениями
утверждается директором предприятия по согласованию с территориальным штабом
ГО.
IX. Ответственный
руководитель работ и его обязанности
9.1. Руководство работами по спасению
людей и ликвидации аварии осуществляет ответственный руководитель работ.
9.2. Категорически запрещается
вмешиваться в действие ответственного руководителя работ.
При явно неправильных действиях
ответственного руководителя работ вышестоящее руководящее лицо имеет право
отстранить его и принять на себя руководство ликвидацией аварии или назначить
для этого другое соответствующее лицо.
9.3. Ответственным руководителем работ по
ликвидации аварии является:
9.3.1. На первом уровне развития -
начальник цеха (установки). До его прибытия на место аварии обязанности
ответственного руководителя работ выполняет начальник смены (мастер, старший на
смене).
9.3.2. На уровне развития (Б) - директор
(главный инженер) предприятия.
До их прибытия на место аварии
обязанности ответственного руководителя работ выполняет диспетчер предприятия.
9.3.3. На уровне развития (В) -
председатель комиссии по чрезвычайным ситуациям (республиканской, районной), а
до его прибытия - директор предприятия.
9.4. Ответственный руководитель работ
обязан:
9.4.1. На уровне развития аварии (А):
- оценить обстановку, выявить число и
местонахождение людей, застигнутых аварией, принять меры по оповещению
работников предприятия и населения (при необходимости) об аварии;
- оцепить район аварии;
- принять неотложные меры по спасению
людей, локализации и ликвидации аварии;
- обеспечить вывод из опасной зоны людей,
не участвующих непосредственно в ликвидации аварии;
- контролировать правильность действий
персонала и выполнение своих распоряжений;
- докладывать руководству о ходе работ по
спасению людей и ликвидации аварии.
9.4.2. На уровне развития аварии (Б),
дополнительно к пункту 9.4.1:
- сообщить о месте расположения органа
управления по локализации аварии;
- уточнять и прогнозировать ход развития
аварии, при необходимости вносить корректировку в оперативную часть плана;
- обеспечить оцепление опасной зоны;
- ограничить допуск людей и транспортных
средств в опасную зону;
- руководить действиями персонала
предприятия, газоспасательных, пожарных и медицинских подразделений по спасению
людей, локализации и ликвидации аварии;
- информировать соответствующие
вышестоящие организации о ходе и характере аварии, пострадавших и ходе
спасательных работ.
9.4.3. На уровне развития аварии (В),
дополнительно к пунктам 9.4.1 и 9.4.2:
- уточнить с
территориальным штабом ГО, организациями здравоохранения и другими
организациями порядок эвакуации пострадавших, персонала, а в случае
необходимости и местного населения;
- определить круг и порядок
задействования организаций, технических и транспортных средств; наличие и
потребности в медикаментах, средствах пожаротушения, средствах индивидуальной
защиты и т.п., способы их доставки; место размещения пострадавших и
эвакуированных людей;
- организовать питание и отдых лиц,
участвующих в ликвидации аварий.
Наименование
(код) сценария
и стадии раз-
вития аварии
Критерии идентифи- кации
Оптимальные
способы противоава- рийной за-
щиты
Технические сред- ства (системы)
противоаварийной
защиты
Исполни- тели и
порядок
их дейст- вий
1
2
3
4
5
Главный инженер
Главный технолог
Главный механик
Главный энергетик
Главный приборист
Интернет архив законодательства СССР. Более 20000 нормативно-правовых актов.
СССР, Союз Советских Социалистических республик, Советская власть, законодательство СССР, Ленин, Сталин, Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, история СССР.