ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО АРХИТЕКТУРЕ
И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ ПРИ ГОССТРОЕ СССР
ПРИКАЗ
от 19 июля 1990 г. N 124
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "ПРИМЕРНОГО ПОЛОЖЕНИЯ
О ГЛАВНОМ АРХИТЕКТОРЕ КРАЯ, ОБЛАСТИ, ГОРОДА, РАЙОНА"
Утвердить разработанное Управлением
координации и архитектурно-строительного контроля с участием республиканских и
ряда местных органов архитектуры и градостроительства, Союза архитекторов СССР,
а также одобренное участниками Всесоюзного совещания по вопросам развития
архитектуры и градостроительства в СССР (Москва, январь 1990 г.) Примерное
положение о главном архитекторе края, области, города, района (прилагается).
Примерное положение должно служить
методическим руководством при разработке в союзных и автономных республиках, в
краях, областях, городах и районах положений и должностных инструкций о главных
архитекторах соответствующих территорий, отвечающих их конкретным условиям.
Считать утратившими силу: Примерное положение об управлении (отделе) по делам строительства и
архитектуры Совета Министров АССР, исполнительного комитета краевого
(областного) Совета депутатов трудящихся, одобренное Госгражданстроем
11 сентября 1969 г. (протокол N 27, п. 1), Положение о главном архитекторе
города, утвержденное Приказом Госгражданстроя от 14
марта 1972 г. N 34, Примерное положение о районном архитекторе сельского
района, одобренное решением Госгражданстроя от 13
февраля 1969 г.
Председатель Госкомархитектуры
Е.РОЗАНОВ
Утверждено
Приказом Госкомархитектуры
от 19 июля 1990 г. N 124
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ГЛАВНОМ АРХИТЕКТОРЕ КРАЯ, ОБЛАСТИ, ГОРОДА, РАЙОНА
1. Главный архитектор края, области,
города, района <*> является начальником главного управления, управления,
отдела архитектуры и градостроительства соответствующего Совета народных
депутатов (исполнительного комитета Совета) и осуществляет руководство делом
архитектуры и градостроительства на подведомственной Совету территории.
-------------------------------
<*> В дальнейшем главный архитектор
края, области, города, района, если не требуется уточнения, именуется
"главный архитектор".
Главный архитектор несет ответственность
за развитие и качественный уровень архитектуры и градостроительства, проведение
в жизнь решений Совета народных депутатов, центральных и республиканских
архитектурно-градостроительных органов по этим вопросам с учетом местных
условий и национальных особенностей.
2. Основные задачи главного архитектора:
2.1. Разработка градостроительной
политики и осуществление градостроительных мероприятий, направленных на решение
текущих и перспективных задач комплексного социально-экономического развития
территорий и поселений, совершенствование среды жизнедеятельности и улучшение
их архитектурного облика.
2.2. Повышение социально-экономической
эффективности градостроительных решений.
2.3. Регулирование условий инвестиционной
деятельности.
2.4. Содействие развитию разнообразных
прогрессивных форм и методов проектирования, строительства и
ремонтно-строительного производства в условиях регулируемой рыночной экономики.
2.5. Координация инвестиционных
разработок, проектных, научно-исследовательских, а также изыскательских,
строительных и ремонтно-строительных работ в части требований архитектуры и
градостроительства.
2.6. Обеспечение действенного контроля за реализацией генеральных планов поселений,
осуществлением их комплексной застройки, за качеством застройки и
благоустройства жилых районов, производственных и рекреационных зон.
2.7. Осуществление мер по повышению
профессионального уровня кадров архитектурно-градостроительных органов,
внедрению современных организационных, экономических и
технических методов управления процессами развития архитектуры и
градостроительства.
2.8. Решение вопросов развития
архитектуры и градостроительства на основе принципов демократизации, гласности,
широкого привлечения населения и общественных организаций к обсуждению
градостроительных решений и разрабатываемых проектов, бережного отношения к
творчеству зодчих.
2.9. Привлечение художников-монументалистов,
скульпторов и дизайнеров для совместной деятельности с целью достижения синтеза
архитектуры и изобразительного искусства.
3. Для решения указанных задач на
главного архитектора возлагаются следующие обязанности:
3.1. Организация и контроль
за разработкой всех видов градостроительной документации.
3.2. Осуществление постоянного надзора за
реализацией градостроительной документации, координация проектных работ по
объекту строительства на подведомственной территории и авторского надзора проектных
организаций.
3.3. Рассмотрение и согласование проектов
планировки и застройки, проектов всех зданий и сооружений для строительства на
подведомственной территории и их представление на утверждение или согласование
Совету народных депутатов (исполнительному комитету Совета).
3.4. Участие в разработке и согласовании
программ и комплексных планов социально-экономического развития территорий и
поселений.
3.5. Организация работы по изучению
спроса и предложений, состояния конъюнктуры, тенденций и перспектив развития
рынка инвестиций, проектных работ и услуг; использование конкуренции
проектировщиков, инвесторов и подрядчиков в целях повышения уровня архитектурных решений и эффективности градостроительных
мероприятий.
3.6. Разработка правил застройки и других
документов, регулирующих вопросы строительства, реконструкции, реставрации,
капитального ремонта, благоустройства, озеленения и городского дизайна
поселений и территорий; разработка предложений по совершенствованию норм в
проектировании и строительстве.
3.7. Подготовка предложений Советам
народных депутатов по условиям пользования землями на основе
проектно-планировочной документации в соответствии с законодательством Союза
ССР и союзных республик.
3.8. Отвод в соответствии с решениями
местных Советов народных депутатов земельных участков для всех видов
строительства на основе утвержденной проектной документации.
3.9. Вынос в натуру границ отведенных
земельных участков.
3.10. Выдача заказчикам-застройщикам
разрешений на производство строительно-монтажных, ремонтно-строительных работ и
на реконструкцию объектов в соответствии с утвержденной в установленном порядке
технической документацией и финансированием.
3.11. Разработка и выдача инвесторам
(заказчикам-застройщикам) архитектурно-планировочных заданий на проектирование
и строительных паспортов для проведения инвестиционных разработок,
проектно-изыскательских работ на все виды строительства, комплексную
реконструкцию, капитальный ремонт и реставрацию зданий
и благоустройство территорий.
3.12. Подготовка предложений и участие в
решении вопросов о выдаче лицензий проектировщикам и подрядчикам независимо от
форм собственности на осуществление соответствующей деятельности согласно
порядку и условиям лицензирования, установленным законодательством СССР и союзных
республик.
3.13. Подготовка предложений Совету
народных депутатов по льготному налогообложению участников инвестиционного
процесса, способствующих эффективному решению архитектурно-градостроительных
задач, а также по мерам защиты от недобросовестной конкуренции.
3.14. Оказание содействия государственным
и общественным органам охраны памятников истории и культуры в осуществлении их
функций по охране, реставрации и использованию памятников истории и культуры и
установлении их охранных зон.
3.15. Руководство деятельностью
соответствующих органов государственного архитектурно-строительного надзора за
качеством строительства и реконструкции, участие в установленном порядке в
приемке в эксплуатацию законченных строительством (реконструкцией) объектов
жилищно-гражданского и коммунального строительства, производственного и
непроизводственного назначения.
3.16. Руководство структурными
подразделениями подведомственного главному архитектору
архитектурно-градостроительного органа, управление и координация деятельности
хозрасчетных проектно-производственных архитектурно-планировочных бюро,
проектно-консультационных фирм, а также проектных организаций, находящихся в
ведении главного архитектора.
3.17. Руководство и контроль
за работой геодезической службы.
3.18. Организация работ по ведению
земельного кадастра, дежурно-оперативных планов отводов и застройки,
регистрационных планов расположения подземных коммуникаций и атласов
инженерно-геологических выработок; создание единого технического архива
бессрочного хранения документов по отводу земельных участков,
проектно-планировочной документации, а также документации службы госархстройконтроля.
4. Для выполнения функций, возложенных на
главного архитектора, ему предоставляются следующие права:
4.1. Подготавливать
проекты решений местных Советов народных депутатов, принимать в пределах своей
компетенции решения по всем вопросам архитектуры и градостроительства на
подведомственной территории, являющиеся обязательными для исполнения
государственными предприятиями, учреждениями и организациями, арендными,
акционерными, коллективными, государственно-кооперативными, кооперативными
предприятиями, хозяйственными обществами и товариществами, хозяйственными
ассоциациями (объединениями), общественными и религиозными организациями, другими
советскими, иностранными и совместными юридическими лицами, а также гражданами
СССР и других государств.
4.2. Определять в каждом конкретном
случае стадийность, состав и объем проектирования, необходимость разработки
эскизных проектов, вариантного и конкурсного проектирования объектов, имеющих
важное архитектурное и градостроительное значение, целесообразность разработки
индивидуальных и применения типовых проектов, внесения в
последние необходимых изменений.
4.3. Беспрепятственно посещать и
производить контроль за ходом работ на любых объектах
строительства, предприятиях и организациях, выпускающих строительные материалы,
изделия и конструкции, независимо от ведомственной подчиненности этих
предприятий и организаций и форм собственности.
4.4. Отклонять от согласований проекты,
не отвечающие нормативным, архитектурно-градостроительным, экологическим
требованиям и архитектурно-планировочным заданиям, выданным органами
архитектуры и градостроительства.
4.5. Полностью или
частично приостанавливать финансирование и кредитование строек через
финансирующие банки, запрещать дальнейшее производство строительно-монтажных,
ремонтно-строительных и других видов работ, выполняемых с нарушениями и
отклонениями от утвержденной проектной документации, нормативных требований,
представляющих угрозу жизни и здоровью людей, уничтожения исторических и
культурных ценностей, в том числе памятников архитектуры и градостроительства,
городских и природных ландшафтов, а также наносящих ущерб собственности, правам
и интересам граждан, государства и юридических лиц.
4.6. Прекращать производство
топогеодезических и инженерно-геологических изысканий, разбивочных работ и
раскопок, выполняемых с нарушением действующих инструкций и нормативов или без
разрешения, выданного в установленном порядке.
4.7. Возбуждать перед
соответствующими государственными органами вопрос о привлечении в установленном
порядке к административной и уголовной ответственности или наложении через
финансирующие банки штрафных санкций на лиц, виновных в самовольном строительстве,
в нарушении градостроительной дисциплины, действующего законодательства в
области строительства и архитектуры, а также на руководителей организаций и
предприятий, на территории которых совершены эти правонарушения.
4.8. Вносить предложения об изъятии лицензий
на право проектирования, строительства и выпуска строительной продукции у
проектных, строительных и производственных организаций, выполняющих работы с
нарушением действующего законодательства, градостроительных, экологических и
других нормативных требований.
4.9. Требовать и получать для выполнения
возложенных на главного архитектора функций данные от соответствующих органов
статистики, организаций, учреждений, предприятий, расположенных на
подведомственных территориях, независимо от их ведомственной подчиненности и
форм собственности, а также плановые отчетные данные по вопросам, относящимся к
его компетенции.
4.10. Проводить совместно с органами
местного самоуправления, организациями Союза архитекторов СССР, другими
заинтересованным организациями конкурсы на разработку проектов.
4.11. Создавать и возглавлять в
необходимых случаях постоянные или временные творческие коллективы
проектировщиков и экспертные группы с привлечением к работе в них на договорной
основе архитекторов и других специалистов.
4.12. Участвовать в качестве автора
проекта в разработке проектно-планировочной документации и проектов отдельных
зданий и сооружений.
4.13. Создавать в ведении главного
архитектора для выполнения стоящих перед ним задач хозрасчетные
проектно-производственные архитектурно-планировочные бюро,
проектно-консультационные фирмы, другие организации и определять тематическую
направленность их деятельности.
4.14. Координировать распределение
проектных работ между проектировщиками, государственными организациями, иными
юридическими лицами, а также гражданами СССР и других государств с учетом их
профессиональной квалификации, специфики и творческих возможностей.
4.15. Определять функции, утверждать
структуру и штаты подчиненного ему архитектурно-градостроительного органа, а
также подведомственных хозрасчетных подразделений и организаций, утверждать
руководителей этих организаций в пределах своей компетенции.
4.16. Создавать для решения вопросов
архитектуры и градостроительства на договорных началах и быть участником концернов,
консорциумов, межотраслевых государственных производственных объединений,
ассоциаций и других организационных структур.
5. Главный архитектор в своей
деятельности руководствуется действующим законодательством Союза ССР, союзных и
автономных республик, решениями местных Советов народных депутатов,
нормативными актами, постановлениями и распоряжениями центральных и
республиканских органов государственного управления, постановлениями и
приказами Госкомархитектуры СССР, республиканских и
других вышестоящих архитектурно-градостроительных органов, а также
соответствующим положением о главном архитекторе.
6. Главный архитектор осуществляет свою
работу в тесном взаимодействии с органами управления соответствующих местных
Советов народных депутатов, территориальными органами отраслевого,
межотраслевого и вневедомственного управления, организациями Союза архитекторов
СССР, Союза художников СССР, другими творческими союзами, научно-техническими
обществами и общественными организациями.
7. Порядок взаимодействия, подчиненности
и разграничение функций главных архитекторов административно-территориальных
единиц устанавливается республиканскими архитектурно-градостроительными
органами.
8. Главный архитектор назначается на
должность соответствующим Советом народных депутатов по согласованию с
вышестоящим архитектурно-градостроительным органом и территориальной
организацией Союза архитекторов СССР и подчиняется председателю Совета народных
депутатов.
На должность главного архитектора
назначаются лица, имеющие законченное высшее архитектурное образование, стаж
практической работы по специальности не менее 5 лет, творческие достижения в
области архитектуры и градостроительства, организационные способности в области
инвестиционной деятельности.
Освобождение главных архитекторов
производится органами, назначившими их, по согласованию с органами,
принимающими участие в решении об их назначении.
О результатах своей деятельности главный
архитектор отчитывается перед соответствующим Советом народных депутатов и
вышестоящим архитектурно-градостроительным органом.
Главный архитектор может иметь
заместителей, в том числе одного - начальника инспекции государственного
архитектурно-строительного контроля.
9. Для определения качества и оценки
градостроительных и архитектурных решений, произведений
монументально-декоративного искусства в синтезе с архитектурой, рассмотрения,
экспертизы и оценки качества градостроительной документации, проектов зданий,
сооружений и комплексов при главном архитекторе создается постоянный
межведомственный коллегиальный орган - Градостроительный совет (краевой,
областной, городской, районный - соответственно), который является
совещательным органом.
Градостроительный совет возглавляет
главный архитектор. В состав Совета должны входить опытные архитекторы, ученые,
специалисты-градостроители, а также руководители местного Совета народных
депутатов, общественно-политических организаций, творческих союзов, деятели
науки, культуры и искусства, представители всех участников инвестиционного
процесса, обществ потребителей, органов местного самоуправления и жителей.
Персональный состав Градостроительного
совета утверждается соответствующим Советом народных депутатов по представлению
главного архитектора.
Примечание: Настоящее Положение о главном
архитекторе края, области, города, района должно служить методическим
руководством при разработке и утверждении в союзных и автономных республиках,
краях, областях, округах, городах и районах положений и должностных инструкций
о главном архитекторе соответствующих административных территориальных единиц в
соответствии с их местными условиями, особенностями и традициями.